с поэзией создателя учения о трех

Учение о трёх стилях

Учение о трёх сти́лях — классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой).

М. В. Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову [3] :

Примечания

Ссылки

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех
с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

Полезное

Смотреть что такое «Учение о трёх стилях» в других словарях:

Функциональная стилистика, или учение о функциональных стилях — – одно из центральных направлений стилистики, изучающее закономерности функционирования языка в различных сферах речевого общения, соответствующих тем или иным разновидностям деятельности и представляющих прежде всего функц. стили (см.), а также… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Стиль — 1. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально … Литературная энциклопедия

риторика — (греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще. В Древней Греции риторика возникла в 5–4 вв. до н. э., окончательно сформировалась в 3–2 вв. до н. э. В Древнем Риме риторика получила распространение в… … Литературная энциклопедия

Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Реторика — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Риторик — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

стиль — совокупность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных данной эпохой, которая формирует литературные направления, являющиеся выражением определенных общественных тенденций. Помимо общих тематических и лексических… … Поэтический словарь

Ломоносов Михаил Васильевич — (1711 65), учёный, поэт, просветитель. Из семьи зажиточного помора. В 1731 35 учился в Москве, с начала 1736 в университете при Петербургской АН, с осени 1736 до 1741 за границей. С 1742 адъюнкт физического класса, с 1745 профессор… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Стиль — Стиль: В Викисловаре есть статья «стиль» Стиль (писало, стило, стилос, стилус лат. … Википедия

Стиль — СТИЛЬ. Слово стиль первоначально у греков и римлян означало самое орудие письма ту палочку, или стерженек, острым концом которого писали на дощечках, натертых воском, а тупым концом стирали, заглаживали написанное; отсюда совет Горация:… … Словарь литературных терминов

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

Теория «трех штилей» Ломоносова

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». (М.В. Ломоносов)

Гениальный Ломоносов сказал свое слово во многих отраслях науки и искусства, в том числе заложил основание русского современного языка. Он первым составил «Российскую грамматику», в которой определил нормы русского языка и разработал понятия о частях речи, правописании и произношении слов. Орфоэпическую основу «Российской грамматики» составило «московское наречие»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Он же ввёл понятие художественно-выразительных средств языка.

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

Но Ломоносов рассматривал свою работу как опыт. В предисловии он говорил, что «ни на едином языке совершенной грамматики никто не сделал»; свою «Грамматику» он также считал неполной и несовершенной, но все-таки считал необходимым сделать первый шаг в этом направлении, «что будет другими после него легче делать».

«Российская грамматика» М.В. Ломоносова была самым популярным в XVIII веке учебным пособием. Несколько поколений русских людей учились по ней.

В предисловии к книге «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке» он разработал стилистическую систему русского языка, названную им теорией «трех штилей».

Учение о трех стилях

Это учение, различающее в риторике и поэтике три стиля: высокий, средний и низкий – использовалось в древнеримской, средневековой и новой европейской литературе. Но Ломоносов разработал учение о трех стилях именно для русского языка и русской литературы.

До Ломоносова в русском литературном языке царила смесь различных языковых элементов как в лексике, так и в грамматике. В письменном и устном виде употреблялись исконно русские слова, церковнославянизмы, значительная часть которых устарела, и иностранные слова, потоком хлынувшие в русский язык во времена Петра I в результате его реформ и ввоза в Россию иностранных специалистов со всей Европы. Русский язык не имел своего «лица» и представлял собой смесь всевозможных варваризмов. Это был пестрый, с тяжеловесной синтаксической конструкцией язык. Он уже не мог быть полноценным способом выражения растущих потребностей науки и культуры, назрела необходимость его преобразования.

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

Теория Ломоносова о «трех штилях»

По Ломоносову, в языке следует установить три стиля, которые будут различаться «по пристойности материй». Он устанавливает зависимость между «материей», то есть темой, предметом изложения, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого стиля, «низкая материя» требует низкого стиля. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей, никакие отклонения не допускаются.

Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях», трагедии должны быть написаны высоким стилем.

«Театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, эклоги, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” пишутся средним стилем.

Комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел», басни пишутся низким стилем.

Суть учения о трёх стилях Ломоносова состоит в том, что главной частью русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь широких слоёв народа, поэтому ее нужно оберегать от перегрузки, с одной стороны, старославянизмами, а с другой – от «диких и странных слов и нелепостей, входящие к нам из чужих языков».

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

«Российская грамматика» М.В. Ломоносова

Свою теорию Ломоносов подтвердил собственным творчеством. По словам А.С. Пушкина, слог Ломоносова, «ровный, цветущий и живописный, заемлеет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».

Значение теории Ломоносова о «трех штилях»

Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

Ф. Шубин. Бюст Ломоносова

Отрывок из «Предисловия о пользе книг церковных в российском языке М.В. Ломоносова (1758 г.)

«Сие происходит от трех родов речений российского языка.
К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю.
Ко второму принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю. Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, как: обаваю, рясны, овогда, свене и сим подобные.
К третьему роду относятся, которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Выключаются отсюда презренные слова, которых ни в каком штиле употребить непристойно, как только в подлых комедиях.

От рассудительного употребления и разбору сих трех родов речений рождаются три штиля: высокий, посредственный и низкий.
Первый составляется из речений славенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из славенских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.
Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются.
Сим штилем преимуществует российский язык перед многими нынешними европейскими, пользуясь языком славенским из книг церковных.
Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славенские, в высоком штиле употребительные, однако с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым. Равным образом употребить в нем можно низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость. И словом, в сем штиле должно наблюдать всевозможную равность, которая особливо тем теряется, когда речение славенское положено будет подле российского простонародного.
Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Однако может и первого рода штиль иметь в них место, где потребно изобразить геройство и высокие мысли; в нежностях должно от того удаляться. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии сего штиля больше должны держаться. В прозе предлагать им пристойно описания дел достопамятных и учений благородных.
Низкий штиль принимает речения третьего рода, то есть которых нет в славенском диалекте, смешивая со средними, а от славенских обще не употребительных вовсе удаляться по пристойности материй, каковы суть комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.
Но всего сего подробное показание надлежит до нарочного наставления о чистоте российского штиля.
Сколько в высокой поэзии служат одним речением славенским сокращенные мысли, как причастиями и деепричастиями, в обыкновенном российском языке неупотребительными, то всяк чувствовать может, кто в сочинении стихов испытал свои силы. Сия польза наша, что мы приобрели от книг церковных богатство к сильному изображению идей важных и высоких, хотя велика, однако еще находим другие выгоды, каковых лишены многие языки, и сие, во-первых, по месту.
Народ российский, по великому пространству обитающий, невзирая на дальнее расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в селах. Напротив того, в некоторых других государствах, например в Германии, баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургский швабского, хотя все того ж немецкого народа.
Подтверждается вышеупомянутое наше преимущество живущими за Дунаем народами славенского поколения, Которые греческого исповедания держатся, ибо хотя разделены от нас иноплеменными языками, однако для употребления славенских книг церковных говорят языком, россиянам довольно вразумительным, который весьма много с нашим наречием сходнее, нежели польский, невзирая на безразрывную нашу с Польшей пограничность.

По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было: не так, как многие народы, не учась, не разумеют языка, которым предки их за четыреста лет писали, ради великой его перемены, случившейся через то время.
Рассудив таковую пользу от книг церковных славенских в российском языке, всем любителям отечественного слова беспристрастно объявляю и дружелюбно советую, уверясь собственным своим искусством, дабы с прилежанием читали все церковные книги, от чего к общей и к собственной пользе воспоследует:

1) По важности освященного места церкви божией и для древности чувствуем в себе к славенскому языку некоторое особливое почитание, чем великолепные сочинитель мысли сугубо возвысит.
2) Будет всяк уметь разбирать высокие слова от подлых и употреблять их в приличных местах по достоинству предлагаемой материи, наблюдая равность слога.
3) Таким старательным и острожным употреблением сродного нам коренного славенского языка купно с российским отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков, заимствующих себе красоту из греческого, и то еще чрез латинский. Оные неприличности ныне небрежением чтения книг церковных вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют. Сие все показанным способом пресечется, и российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго церковь российская славословием божиим на славянском языке украшаться будет».

Источник

Акцентологические нормы (стр. 5 )

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трехИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

6. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

1) Играть значение _______________________________________

2) Львиная часть ___________________________________________

3) Пускать туман в глаза ____________________________________

4) Проходит красной линией ________________________________

5) Тратить нервы __________________________________________

7) Имеет для нас интерес ____________________________________

7. Вставьте в предложения уместные фразеологические обороты.

3. Вы мне очень помогли, и я чувствую себя в__________________

_______________ перед вами.

обеспечить семье достойное существование.

8. Определите стилевую принадлежность слов и составьте с ними предложения.

2) дева ___________________________________________________

9. Подберите к словам стилистически нейтральные слова-сино­нимы.

1) Очи — _________________________________________________

2) Внимать — _____________________________________________

3) Паршиво — ____________________________________________

4) Болтать — ______________________________________________

5) Клевый — ______________________________________________

8) Патлы — _______________________________________________

10. с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трехРаспределите глаголы в соответствии с надлежностью.

1) Утомиться, замотаться, устать, ухайдакаться, выложиться, напахаться, наработаться.

2) Испугаться, струхнуть, сдрейфить, ужаснуться, струсить, ис­пытать страх.

1. Мы замечаем у детей симптомы усталости. __________________

2. Мне, к сожалению, не удалось попасть на вернисаж известно­го художника.

3. Всем надоело слушать дискуссию двух глупых упрямцев.

4. Перечислите, пожалуйста, ингредиенты вашего салата.

5. У него есть эксклюзивное право на этот дом.

12. Укажите в предложениях словесные штампы. Устраните их и запишите отредактированные предложения.

2. Многие подростки в летний период поедут в оздоровительные лагеря. ___________

3. Люди в белых халатах спасли жизнь малышу и его маме.

4. Наш класс взял курс на повышение успеваемости и дисцип­лины.

5. Активизировался фронт работ по подготовке к юбилею горо­да. : ; 13. Исправьте стилистические ошибки в предложениях. Укажите причину и вид ошибки.

1. Через два часа он вернулся обратно. _____________________ ■

2. Стихи Пушкина овеяны идеями свободы и равенства.

3. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей.

4. Над доской развешаны великие писатели.

5. Онегин умел приударить за светскими барышнями.

14. Укажите в предложениях двусмысленность. Исправьте смысло­вую неясность и запишите полученные варианты.

1. Берег скрывает море. __________________________________ ‘

2. Дочь понимает мать.

3. Отец попросил сына принести его портфель.

4. Таня сказала подруге, что в сумке ее вещи.

5. Младший брат сказал старшему, что он уже взрослый.

15. Исправьте в предложениях ошибки, создающие комический эффект.

1. Нападающий не довел до ворот мяч, а добить его было неко­му.

2. Ребята побывали на экскурсии в художественном музее и вы­несли много ценного и интересного.

3. Вместе мы учимся десять лет и привыкли брать друг у друга все хорошее.

4. Студенты прослушали все, что сказал преподаватель.

1. В данных предложениях замените перифраз (описательный обо­рот) одним словом.

1. Старшеклассники побывали в городе на Неве и вернулись, полные незабываемых впечатлений.

2. С поэзией создателя учения о «трех штилях» мы знакомимся в курсе литературы XVIII века.

3. Люди в белых халатах обязаны всегда выполнять свой про­фессиональный долг.

4. Юные музыканты из Страны восходящего солнца выступили перед искушенными слушателями.

5. Мальчик улегся в кровать и погрузился в объятия Морфея.

2. Составьте предложения, правильно образуя словосочетания с

предлогом по и существительным в форме косвенного падежа.

1. По окончани(ю, и) спектакля актеры были награждены гром­кими аплодисментами.

3. Сотрудник не Смог приступить к работе по состояни(ю, и) здо­ровья.

4. Прошу выслать необходимые документы по получени(ю, и) запроса.

5. По предложени(ю, и) оргкомитета конференцию решено про­вести в начале марта.

3. К каждому из данных словосочетаний подберите близкое по смыслу, заменяя прилагательное золотой синонимичным.

2. Золотой характер ________________________________________

3. Золотой голос __________________________________________

5. Золотые слова __________________________________________

4. Укажите устаревшие слова. Постарайтесь подобрать к ним си­нонимы. Составьте предложения с некоторыми из данных слов.

1. Доброжелательный, 2. Добродетельный, 3. Доброхот, 4. Доб­ровольный, 5. Добросовестно, 6. Добросердечность, 7. Доброволец, 8. Добронравие, 9. Добродушный, 10. Доброта.

5. Замените разговорные обороты (школьный жаргон) общеупотре­бительными.

1. От группы «Ранетки» фанатеют________________ все девчон­

ки из нашего класса.

2. Готовясь к контрольной по алгебре, я запасся шпора­ми и был уверен, что получу пя-

3. Напрасно мы надеялись слинять________________ с последнего

что мечтаешь о каникулах.

6. Исправьте ошибки, связанные со смешением стилей. Запишите стилистически нейтральный вариант.

1. Кабаниха уже достала Катерину придирками.

2. Цечорину было наплевать на Бэлу.

3. Онегин от любви совсем с ума сошел.

4. Наташа Ростова ходила вечно растрепанная.

5. Раскольников укокошил старуху-процентщицу.

7. Для научного стиля речи свойственно использование терминов

Источник

Охарактеризуйте концепцию “трех миров” Сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К.Поппера (XX век).

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

Глава 9.

Русская философия

№1. Кратко охарактеризуйте основные периоды русской философии.

№2. Перечислите основные отличительные черты русской философии:

1. Отсутствие интереса к гносеологическим вопросам

2. Тесная связь философии с художественным и религиозным творчеством.

3. Онтологизм. Повышенный интерес к проблемам изучения бытия.

4. Антропоцентричность. Ориентация на решение нравственных вопросов; большое внимание к душевному миру человека.

5. Историософичность. Постоянный поиск смысла мировой истории, попытка формулирования мессианской роли России во всемирно-историческом процессе.

№3. С какими историческими событиями связывают возникновение русской философии.

Возникновение русской философии обычно связывают с принятием христианства на Руси в 988 году Владимиром Святым. В ходе христианизации Руси языческая мифология была вытеснена христианским мировоззрением, что определило религиозный характер русской философии на многие столетия отечественной истории.

№4. Кого считают первым русским философом?

Первым русским философом считают митрополита Киевского и всея Руси Илариона (умер ок. 1055 г.), написавшего “Слово о Законе и Благодати”. “Слово” было посвящено теме равноправности народов и критике учения о “богоизбранничестве” только одного народа.

№5. Заполните таблицу.

№6. Охарактеризуйте последствия монголо-татарского ига для культуры Руси.

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов. Встреча Руси с Востоком изменила ось развития отечественной истории и отдалила Русь от европейской культуры. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении. Хранителем русских культурных ценностей стала Православная церковь. К концу монгольского ига, то есть в конце XV века, традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают в трудах Нила Сорского (1433 – 1508 гг.) и Максима Грека1 (1470 – 1556 гг.).

№7. Что такое невербальная форма философствования?

В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголотатарских ханов. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении.

№8. Охарактеризуйте творчество Нила Сорского и Максима Грека.

И Нил Сорский и Максим Грек относилсь к такому понятию как нестяжатели. Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества. К концу монгольского ига традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают именно в их трудах, в которых и отражаются вышесказанные идеи.

№9.В первой половине XVI века в связи с усилением и централизаций Русского государства вокруг московского княжества, возникают общественно-политические теории. Одна из них – концепция старца Филофея (ок. 1465–1542 гг.) “Москва – третий Рим”. Дайте свою оценку высказыванию Филофея:“Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать … все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит”. Прокомментируйте высказывание.

№10. Что оправдывала эта теория?

Эта теория оправдывала на религиозно-исторической основе претензии Москвы на руководство всей Русью. Москва именовалась “Третьим Римом”, так как два предыдущих пали (Рим (476 г.) и Константинополь (1453 г.)).

№11.В XVII веке Москва становится центром притяжения философов из славянских стран, так как именно Русь оставалась последним оплотом православной религии, поскольку Константинополь и Греция (до 1829 г.) были под властью турок. Охарактеризуйте творчество Юрия Крижанича.

Юрий Крижанич выдвинул идею самобытного славянского мира. Крижанич написал множество трудов: “Политика”, “О божественном Провидении”, “Толкование исторических пророчеств”, “О святом крещении”, “Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)”.

№12. Охарактеризуйте деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680).

В 1687 году по инициативе выдающегося просветителя Симеона Полоцкого в Москве открывается Славяно-греко-латинская Академия – первое русское высшее учебное заведение, учрежденное для подготовки государственных и церковных служащих.

№13.XVIII век стал для истории России переломным моментом, который был связан с политикой европеизации, проводимой Петром Великим. В конце своего царствования в 1724 году Петр I учредил Российскую академию наук. Во время реализации реформ молодой реформатор опирался на так называемую “ученую дружину”, в которую входили глава Синода Феофан Прокопович (1681–1736 гг.), известный российский историк Василий Никитич Татищев (1686–1750 гг.) и экономист Иван Тихонович Посошков (1652–1726 гг.).

Заполните таблицу.

ПредставительОсновная идеяПроизведение
Феофан ПрокоповичПрокопович был правой рукой Петра в делах церкви и старался подчинять церковь интересам государства.«Слово о власти и чести царской» (1718). «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721)
Василий ТатищевУбеждал представителей власти и обычных людей в пользе и большой необходимости исторических знанийСтал автором первого основательного труда по отечественной истории – “Истории Российской”.
Иван ПосошковПытался доказать, что для нормального развития в России необходимо ввести систему равномерного распределении общественного богатства и установить равенство экономических возможностей для различных сословий. Он писал: “… наши судьи нимало людей не берегут и тем небрежением все царство в скудость приводят, ибо в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому. Я сего не могу знать, что-то у наших судей за разум, что ничего в прок государству не прочат, только прочат имение себе…”“Книга о скудости и богатстве”

№14. Охарактеризуйте вклад Михайло Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.).

НаукаСоздатель Московского университета; сформулировал закон сохранения материи: “Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. ”; выступал как антинорманист “О сохранении и размножении российского народа”; мыслитель утвердил традицию научного исследования, опирающегося не только на логические конструкции, но и на опытно-экспериментальную проверку.
ИскусствоНаука о стекле: мозаики Ломоносова – «Полтавская баталия», его мастерской было выполнено 40 работ, до нашего времени сохранились 23 из них
ПоэзияУченый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
Теория русского языкаОн явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что «обветшалая» система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы. Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения.
Общественная деятельностьБоролся с бюрократизмом и формализмом; Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.

№15. Проанализируйте высказывания М.В.Ломоносова.

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех“Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии”

В данном высказывании отражается позиция Ломоносова, которую можно сформулироват так: «Ни ученым, ни богословам не следует вступать в несвойственную им область». Также, возможно, здесь отражена его позиция о том, что «обветшалая» система церковно-книжной речи тормозит развитие науки и титературы в частности.

“Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”

№16.Охарактеризуйте борьбу Михайло Васильевича с так называемыми “норманистами”, немецкими историками Миллером, Байером, Шлецером.

Заполните таблицу.

Тезисы ЛомоносоваТезисы норманистов
Сомнение в подлинности легенды о призвании варягов (событие датируется второй половиной IX в., Повесть временных лет составлялась в нач. XII в.) Самые ранние скандинавские могильники на территории Древней Руси датируются второй половиной X в. Скандинавские саги не содержат информации русских князьях, правивших до Владимира Святого Пантеон языческих богов восточных славян не испытал никакого норманнского влияния Позиция о происхождении слова «Русь» Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген).Летописное свидетельство о призвании варягов из-за моря Археологические находки: военное снаряжение, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями и т.д. Имена, указанные в договорах Руси с Византией X века, имеют скандинавское происхождение Известие «Бертинских анналов» (средневековой хроники), сообщающее о людях, называющих себя рос, но принадлежащих к народу «свеонов», т.е. шведов Позиция о происхождении слова «Русь» Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция. Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден (Roden) или Руслаген (Roslagen).

№17.Исследователь А.Д. Сухов писал: “Только большая известность Ломоносова и поддержка, которую ему оказывали патриотически настроенные лица в правящих кругах, не позволили произвести над ним задуманную расправу”.

О чем идет речь?

Михаил Васильевич Ломоносов свою научную деятельность совмещал с общественной: боролся с бюрократизмом и формализмом. И исследователь А.Д. Сухов пытается нам сказать, что если бы Ломоносова не поддерживали влиятельные люди и если бы не его известность, то вероятнее всего над ним бы совершили расправу те, против кого он боролся.

№18. Почему в работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка (the Peter the Great of the Russian language).

Пётр I или Пётр Великий – крупнейший преобразователь всех сторон жизни и деятельности российского государства. Так и Ломоносов – крупнейший преобразователь русского языка: он явился создателем первой научной русской грамматики; ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что «обветшалая» система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы; он призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Поэтому я считаю, что Ломоносова по праву называют Петром Первым русского языка.

№19. Охарактеризуйте вклад М.В.Ломоносова в систему стихосложения.

Ученый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка

Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.

№20.“Странствующим университетом” называли Григория Саввича Сковороду (1722–1794 гг.), украинского философа, поэта, музыканта, педагога, “жизнь и учение которого совершенно уклоняются от западноевропейской традиции и вводят нас в путь самобытной русской философии”. Философ пишет: “Всяк рожденный есть в мире сем пришелец, слепой или просвещенный. Не прекрасный ли храм пре­мудрого бога мир сей? Суть же три мира. Первый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый – микрокосм, сиречь мирик, мирок, или человек. Второй мир символический, сиречь Библия”.

Охарактеризуйте концепцию “трех миров” Сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К.Поппера (XX век).

№21. Охарактеризуйте идеи русских просветителей конца XVIII столетия.

с поэзией создателя учения о трех. Смотреть фото с поэзией создателя учения о трех. Смотреть картинку с поэзией создателя учения о трех. Картинка про с поэзией создателя учения о трех. Фото с поэзией создателя учения о трех

№22.XIX век поистине становится веком формирования национальной русской философии. Основная проблема, с которой начинается русская философия, – это проблема идентичности русского народа. При решении этого вопроса оформилось два лагеря: западники и славянофилы.

Причиной полемики между западниками и славянофилами были так называемые “Философические письма” Петра Яковлевича Чаадаева (1793–1856 гг.). Публикация писем вызвала острую реакцию как со стороны общества, так и со стороны власти. Высочайшим повелением Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Что же содержалось в его письмах?

Мыслитель поставил вопрос о роли России в мировом историческом процессе и ответил на него следующим образом: “Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру” Чаадаев писал: “раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом… мы должны бы были сочетать в себе два великих начала… Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить”. Главную причину обособления России от Европы мыслитель видел в православии. В дальнейшем философ в работе “Апология сумасшедшего” изменил свою оценку исторической роли России.

Таким образом можно сделать вывод, что публикация писем расколола всё интеллектуальное сообщество России того времени на два лагеря: на западников и славянофилов.

№23. Охарактеризуйте высказывания П.Я. Чаадаева.

“Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру”.

Думаю, что в данном высказывании П. Я. Чаадаев говорит, скорее всего, о самобытности русского народа: «не входят составной частью в род человеческий». Также в данном высказывании прослеживается идея национального предназначения русского народа: «…чтобы преподать великий урок миру».

“раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом… мы должны бы были сочетать в себе два великих начала… Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить”.

Здесь П.Я. Чаадаев также, как и в предыдущем высказывании указывает на самобытность русского народа. Он говорит, что мы хоть и находимся между востоком и западом и должны бы сочетать в себе и западную и восточную культуры. Но, как он называет это, «провидение» помешало этому, предоставив нас, таким образом, самим себе. Таким образом нас нельзя отнести ни к западу, ни к востоку, мы сохранили свою самобытность.

№24. Письма Чаадаева раскололи русское интеллектуальное сообщество XIX века на две части – славянофилов и западников. Охарактеризуйте их взгляды.

Какие два важнейших для русских людей вопроса удалось сформулировать западникам в одноименных произведениях.

№25. Органическим сочетанием взглядов западничества и славянофильства стало творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *