с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму

Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму

«Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»

Аннотация: Настоящая статья отражает значимость развития мелкой моторики и графических навыков при подготовке детей к письму. Автор приводит способы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, основанные на личном опыте.

Ключевые слова: мелкая моторика, обучение в школе, развитие речи.

О значении мелкой моторики для развития ребенка написано немало трудов великих педагогов прошлого и настоящего. Что же представляет собой само понятие «мелкая моторика»? Это действия, выполняемые мелкими мышцами ладоней и пальцев рук. Малыш пытается научится управлять своими ручками с самого рождения, постепенно совершенствуя ее.

Учеными доказано, что от уровня развития мелкой моторики зависит эффективность работы нервной системы, ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители, уровень развития его речи. Достоверным является тот факт, что стимулирование развития мелкой моторики напрямую воздействует на речевые центры головного мозга. По этой причине развитие мелкой моторики становится ключевой задачей при развитии речи детей.

Актуальность затронутой проблемы обоснована тем, что все больше современных детей страдают от нарушений речи разной степени тяжести. Как следствие, возросло и количество школьников, имеющих проблемы с письмом.

Причин тому множество: начиная от обуви на липучках до повсеместного распространения гаджетов, которые молодые родители вручают в ручки детей с самого раннего возраста.

А ведь мало кому известно, что одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является уровень развития мелкой моторики.

Следствием недостаточного развития мелкой моторики являются такие явления, как:

• быстрая усталость руки при письме;

• потеря рабочей строки;

• проблемы с правильным написанием элементов письма;

• отставание от общего темпа работы в коллективе.

Поступая в школу, ребенок должен обладать хорошо развитыми двигательными и графическими навыками, которые являются в акте письма наиболее важными.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо как можно раньше. Приведем некоторые способы ее совершенствования, актуальные для воспитанников старшего дошкольного возраста:

Учитывая тесную связь мелкой моторики и речи, пальчиковая гимнастика прочно вошла в систему традиционной работы в данном направлении. Кроме того, пальчиковые игры отличаются своей эмоциональной и увлекательностью, что позволяет заинтересовать детей и одновременно активизировать мелкую моторику. Для достижения видимого эффекта достаточно тратить на занятия от 3 до 7 минут ежедневно.

Данному виду деятельности следует уделить особое внимание и научить детей резать не только по прямой, но и вырезывать различные фигуры, получать симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой.

Старшим дошкольникам уже доступно вырезывание без предварительной прорисовки. Увлечь будущих первоклассников можно вырезыванием фигурок из старых открыток и журналов и составлением из них коллажей.

Раскрашивание – навык, весьма важный для тренировки пальцев рук. Казалось бы, самый легкий и непринужденный вид детской деятельности требует соблюдения необходимым для письма гигиенических правил. Важно научить детей правильно захватывать карандаш, регулировать силу нажима, не выходить за контур изображения. Важно, что, увлекшись раскрашиванием, ребенок не чувствует усталости, но в это время его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Оригами – искусство изготовления фигурок из бумаги. Сгибание бумаги в разных направлениях позволяет сделать движения более точными и скоординированными, а фигурки, полученные своими руками, являются прекрасным стимулом для организации игровой деятельности.

Графические упражнения: штриховка.

Штриховка является одним из важнейших упражнений, стимулирующих развитие мелкой моторики. Она позволяет овладеть механизмом письма, выработать уверенность штриха, что значительно облегчит детям письмо в тетрадях.

Подводя итоги, хочется отметить, что выполнение различных упражнений по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму учит ребенка координировать движения руки и глаза, соблюдать определенные гигиенические правила письма, позволяет довести их до автоматизма, а в дальнейшем избежать проблем с письмом в школе.

Список информационных ресурсов:

1. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков [Текст]: учебное пособие/ С. О. Филиппова. – СПб. : Питер,1 999. 287 с.

2. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: методическое пособие/В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995. 48 с.

с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть картинку с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Картинка про с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письмуКонсультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть картинку с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Картинка про с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письмуКонсультация «Подготовка руки ребенка к письму» Чтобы ребёнок чувствовал себя более комфортно в школе, начинаем готовить его руку к письму ещё до школы. В КТП я включаю следующие упражнения.

Источник

Книга: С. О. Филиппова «Подготовка дошкольников к обучению письму»

Издательство: «Детство-Пресс» (2008)

Формат: 60×88/16, 96 стр.

Другие книги схожей тематики:

с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть картинку с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Картинка про с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму
    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Филиппова C.Подготовка дошкольников к обучению письмуВопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Освещаются педагогические, психофизиологические, медицинские аспекты подготовки ребенка к… — @Детство-Пресс, @(формат: 60х88/16 мм, 94 стр.) @ Обучение грамоте детей @ @ Подробнее.200874бумажная книга
    Ткаченко Т.А.Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. Пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @Владос, @ @ Библиотека логопеда @ @ Подробнее.2015265бумажная книга
    Ткаченко Татьяна АлександровнаПодготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @Владос, @ @ Библиотека логопеда @ @ Подробнее.2015343бумажная книга
    Т. А. ТкаченкоПодготовка дошкольников к чтению и письму. Фонетическая символика. Пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @ВЛАДОС, @ @ Библиотека логопеда (Владос) @ электронная книга @ Подробнее.2015199электронная книга
    Ткаченко Татьяна АлександровнаПодготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. Пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @ВЛАДОС, @(формат: 210×290, 50 стр.) @ Библиотека логопеда @ @ Подробнее.2010343бумажная книга
    Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 1Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация XXI век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018218бумажная книга
    Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 2Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация XXI век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018218бумажная книга
    Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 3Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация XXI век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018218бумажная книга
    Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 3Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4 5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21век., @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018316бумажная книга
    Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 2Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4 5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21век., @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018316бумажная книга
    Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 1Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4 5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21век., @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018316бумажная книга
    Бадулина Ольга ИвановнаПодготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. В 3 частях. Часть 1. ФГОСПособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21 век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018331бумажная книга
    Бадулина Ольга ИвановнаПодготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 2. ФГОСПособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21 век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018397бумажная книга

    Другие книги по запросу «Подготовка дошкольников к обучению письму» >>

    См. также в других словарях:

    НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват.знаний, обеспечивающих развитие у него познават. способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков уч. деятельности. Усвоение мл.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Дошкольное образование в странах Европейского Сообщества — Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию… … Википедия

    Куба. Народное образование — «Год просвещения» (1961). Учитель доброволец из бригады имени Коирадо Бенитеса обучает грамоте молодую крестьянку. Куба. Народное образованиеСистема образования на Кубе начала складываться в XVI в., когда в стране появились первые монастырские и… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

    Источник

    Книга: Филиппова C. «Подготовка дошкольников к обучению письму»

    Серия: «Обучение грамоте детей»

    Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Освещаются педагогические, психофизиологические, медицинские аспекты подготовки ребенка к обучению письму, дается оценка существовавших ранее и ныне применяемых методик. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, руководителей физического воспитания, методистов, может служить пособием и для родителей.

    Издательство: «Детство-Пресс» (2008)

    Формат: 60х88/16 мм, 94 стр.

    Другие книги схожей тематики:

    с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Смотреть картинку с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Картинка про с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму. Фото с о филиппова подготовка дошкольников к обучению письму
      АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
      С. О. ФилипповаПодготовка дошкольников к обучению письмуМетодическое пособие призвано помочь педагогам дошкольного учреждения в подготовке детей к школе. Освещаются педагогические, психофизиологические, медицинские аспекты подготовки ребенка к обучению… — @Детство-Пресс, @(формат: 60×88/16, 96 стр.) @ @ @ Подробнее.2008130бумажная книга
      Ткаченко Т.А.Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. Пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @Владос, @ @ Библиотека логопеда @ @ Подробнее.2015265бумажная книга
      Ткаченко Татьяна АлександровнаПодготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @Владос, @ @ Библиотека логопеда @ @ Подробнее.2015343бумажная книга
      Т. А. ТкаченкоПодготовка дошкольников к чтению и письму. Фонетическая символика. Пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @ВЛАДОС, @ @ Библиотека логопеда (Владос) @ электронная книга @ Подробнее.2015199электронная книга
      Ткаченко Татьяна АлександровнаПодготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. Пособие для логопедаВ пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению… — @ВЛАДОС, @(формат: 210×290, 50 стр.) @ Библиотека логопеда @ @ Подробнее.2010343бумажная книга
      Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 1Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация XXI век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018218бумажная книга
      Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 2Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация XXI век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018218бумажная книга
      Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 3Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация XXI век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018218бумажная книга
      Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 3Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4 5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21век., @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018316бумажная книга
      Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 2Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4 5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21век., @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018316бумажная книга
      Бадулина О.И.Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 1Пособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4 5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21век., @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018316бумажная книга
      Бадулина Ольга ИвановнаПодготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. В 3 частях. Часть 1. ФГОСПособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21 век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018331бумажная книга
      Бадулина Ольга ИвановнаПодготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4-5 лет. Часть 2. ФГОСПособие предназначено для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В… — @Ассоциация 21 век, @ @ Ступеньки детства @ @ Подробнее.2018397бумажная книга

      Другие книги по запросу «Подготовка дошкольников к обучению письму» >>

      См. также в других словарях:

      НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват.знаний, обеспечивающих развитие у него познават. способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков уч. деятельности. Усвоение мл.… … Российская педагогическая энциклопедия

      Дошкольное образование в странах Европейского Сообщества — Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию… … Википедия

      Куба. Народное образование — «Год просвещения» (1961). Учитель доброволец из бригады имени Коирадо Бенитеса обучает грамоте молодую крестьянку. Куба. Народное образованиеСистема образования на Кубе начала складываться в XVI в., когда в стране появились первые монастырские и… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

      Источник

      Консультация «Подготовка детей к обучению письму»

      Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к характеристике процесса овладения навыком письма.

      Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами,а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой.

      Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов.

      Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

      Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

      Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

      Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

      Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

      Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительнойк школе группе детского сада:

      Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

      Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

      Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

      Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

      Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.

      Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

      Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

      Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.

      Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.

      Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).

      В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.

      В школьной практике накоплен богатый опыт подготовки руки и глаза ребенка к письму. Педагогам детского сада целесообразно его изучить и вести эту работу совместно со школой.

      Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей дошкольников.

      Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям.

      2. Подготовка к технике письма.

      3. Аналитико-синтетическая деятельность.

      4. Формирование элементарных графических умений.

      Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

      1.Развитие руки: сформировать правильный захват орудия письма-карандаша.Рекомендуемые упражнения: “Посолим суп”, “Катаем шарик”, “Скакалочка”, “Урожай”, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

      Рекомендуемые упражнения: “Мозаика”, “Лего”, “Конструктор”, работа со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой, в процессе лепки; развивать мелкую моторику рук.

      2. Подготовка к технике письма:

      — развивать пространственную ориентировку;

      — развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный, фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их);

      — познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке;

      Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушения параллельности необходимо показать наглядно.

      3. Аналитико-синтетическая деятельность.

      Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

      — Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов “что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).

      — Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:

      количество элементов (сколько элементов составляет букву); характеристику элементов (какие это элементы);

      пространственное расположение элементов в букве.

      — Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов.

      -Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы

      4. Формирование элементарных графических умений.

      — Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).

      — Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”).

      Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объём предстоящей работы и проводить её с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

      В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен очень хорошо её видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не “выезжать” за клетку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет это делать самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.

      Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

      Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.

      Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

      Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

      Итак, подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

      Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям,приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.

      Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения во время рисования, письма, штриховки.Многие родители думают: пусть пишет, как ему удобно.

      Правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, который неправильно держит ручку и карандаш очень трудно переучить.

      А как же правильно?

      Пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть на столе, не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, решить, правильно ли он выполняет это действие.

      Распознавание неправильного навыка

      О неправильном навыке письма говорит следующее:

      • ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце (это неправильное положение пальцев,

      • ребенок держит ручку слишком далеко или слишком близко к ее нижнему кончику,

      • верхний кончик ручки направлен от себя или в сторону,

      • жестко фиксирована кисть,

      • слишком слабый или сильный нажим при письме и рисовании,

      • ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, в этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

      Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости,то не справится с этой задачей: он нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, поворачивая лист или передвигая руку.

      Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

      • На верхней фаланге безымянного пальчика ребенка можно поставить точку, объяснив, что ручка должна лежать на этой точке.

      • Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец или обмотать это место изолентой, скотчем.

      • Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, без отрыва руки размером в треть альбомного листа.

      При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.

      • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

      • пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

      • занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;

      • игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.);

      • развитие элементарных навыков самообслуживания.

      • Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

      • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

      • Рисование карандашом (фломастером, кистью);

      • Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

      • Одевание и раздевание игрушек.

      Развивающие игры для дошкольников.Игры для развития мелкой моторики:

      • Упражнение с пипеткой

      Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.

      • Упражнение с пинцетом

      В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

      • Сортировка мелких предметов

      Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

      • Кукольная одежда на прищепках

      Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

      Прищепки можно цеплять не только на веревочку,но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

      Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера.Задание: накрутить гайку на болт.

      • Трубочки для коктейля

      Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

      Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

      Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

      Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

      Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

      • Переливание жидкостей и не только

      Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с «переливания» семян, например, гороха. После этого можно учиться «переливать» песок, и только потом воду.

      Конструкторы и пластилин

      Общеизвестно, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

      Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными.

      Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

      Консультация «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисованием» ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ 1 слайд Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего.

      Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр Доклад «Подготовка детей к письму. Роль пальчиковых игр» Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка.

      Консультация для педагогов и родителей «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте» Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-можностями здоровья рассматривается как составная часть социальной реабилитации.

      Кружок «Веселые прописи». Подготовка руки к письму для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних.

      Консультация «Подготовка к обучению грамоты» «Подготовка детей к обучению грамоте» Задачи: активизировать знания о звуках и буквах; уточнить представления.

      Консультация «Подготовка руки дошкольника к письму» Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный.

      Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи Подготовка руки к письму у детей с нарушением речи. Я не первый год работаю в МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» воспитателем.

      Подготовка руки ребенка к письму Для успешной учёбы будущего первоклассника одного желания недостаточно. Не все знают, что грамотное письмо зависит от чёткого взаимодействия.

      «Подготовка детей к школьному обучению». Консультация для родителей Консультация для родителей Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Педагог-психолог Кротова Татьяна.

      Видео «Подготовка к письму» Обучение письму – это выработка графического навыка. Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных.

      Источник

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *