с какой стороны должна стоять женщина в храме

Женщина в церкви. Что нельзя и почему

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

— Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

Подруги долго возились в прихожей, рассматривая себя в зеркале. Затем хлопнула дверь, а я задумался, почему женщины, так ревниво относящиеся к вопросу неравенства с мужчинами, в церкви безропотно переносят несправедливую и унизительную дискриминацию? Ведь именно они составляют основной контингент прихожан. Это видимо происходит потому, что женщины принимают религию из чисто эмоциональных побуждений. Ничтожная часть женщин согласует свои религиозные чувства с доводами рассудка! Раз положено соблюдать правила – значит, будем соблюдать! Они не задумываются, кем это положено, зачем и почему? Надо так и всё!

ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО В ХРАМЕ СТОЯТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МУЖЧИН.

Хотя современные церковники говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило. Например, в Воронеже в Покровском и Благовещенском соборах, которые посещает супруга, во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.

Правило 2.
В ЦЕРКВИ ЖЕНЩИНЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПОЗВОЛЕНО.

ЖЕНЩИНЕ В ЦЕРКВИ ПРЕДПИСАНО ОДЕВАТЬСЯ СКРОМНО.

3.1. Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более, губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.

3.2 Запрещено носить брюки.
В священном писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Второзаконие 22:5)

К чему такие строгости? Где их истоки? Объяснения в истории вопроса. Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим брючным видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм |3|.

Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового Года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины одевали женское платье, женщины – мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядится зверем. Кстати рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Даже ряса запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.

Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что, они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушение порядка в суматохе масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот была своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.

Христианство в отличие от язычества отвергает языческое скоморошество и призывает покаяться в грехах и не совершать их впредь. Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеют древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.

ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВХОДИТЬ В АЛТАРЬ.

На первый взгляд женщина не имеет права входит в алтарь потому, что такова сама природа женщины. Напомню, что алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм представляет область ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.
Так вот, священнослужители совершающие богослужение, должны сосредоточено находится в молитве. «Присутствие женщины, особенно молодой и привлекательной, невольно может вызвать суетные и соблазнительные мысли и желания, а борьба с помыслами требует больших усилий, а ГЛАВНОЕ НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ УСПЕШНОЙ»
Священнослужители упоминают и о чисто психологических причинах, по которым женщина не несет пастырского служения и не входит в алтарь. Женщина по природе своей более эмоциональна, переменчива. Ей сложнее сосредоточиться на совершении такого великого дела, как Евхаристия, сложнее сохранить беспристрастность и трезвость. Недаром апостол Петр, хорошо знавший женскую природу, поскольку имел не только жену, но и тещу, называет женщин немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7).

В христианстве запрет на вхождение в алтарь начинается с поместного Лаодикийского собора, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия).
Собор составил шестьдесят правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. Сорок четвёртое правило собора гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».
Этот запрет с первохристианских времен безоговорочно запрещал женщинам входить в алтарь. В тексте причины запрета не объясняются, вероятно, в силу его очевидности.
Во время богослужения священнослужитель символизирует собой Христа и от Его имени произносит слова: …приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Совершенно очевидно, что такие слова мог произносить только мужчина!

Позже на Константинопольском (он же шестой Вселенский собор. 680-681.) соборе шестьдесят девятым правилом вообще было запрещено мирянам входить в алтарь, а женщинам тем более:
«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
И последнее: при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.
До четырнадцатого века всех детей на сороковой день «воцерковляли», для чего вносили в алтарь. Даже прикладывали их к святому престолу, а крестили примерно в три года. Грудничков крестили только при необходимости (опасности по здоровью). А когда стали практиковать крещение младенцев, воцерковление производилось сразу после обряда крещения и именно тогда перестали вносить девочек в алтарь, а мальчиков прикладывать к св. престолу.
Зайдя в алтарь женщина нарушает церковный порядок и тем самым грешит против церкви. В этом случае ей предписано покаяться и, осознав свою вину больше так не делать. Надобно знать своё место.
Входить в алтарь для его уборки могут женщины, ставшие алтарницами. Кроме того вдовы или монахини, после сорока лет могут помогать священнику: подавать кадило, читать и выходить со свечами.

ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастыря, вход куда женщинам строго воспрещён.
Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попали в шторм, сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.

ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ

Православная церковь не приемлет практику «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан.
Протодиакон Андрей Кураев пишет |4|: «Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц». Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
А профессор Московской духовной академии А.И. Осипов отмечает, что «Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании».
Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств, практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство). Также практика рукоположения (деноминация) женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях*, в том числе и в России.

*Организации появились в России в первой половине 1990-х
годов. Они отличаются от пятидесятнических общин своей
уникальной молодежной культурой, применяют новые методы
миссионерского и социального служения,а также готовностью
выражать свое мнение по различным социальным и политическим
вопросам. По причине высокой миссионерской активности
харизматов, птядесятнические/харизматические деноминации
представляют наиболее активно растущей частью протестантского
движения России.

ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВХОДИТЬ В ХРАМ, ТАКЖЕ В ПЕРИОД МЕСЯЧНЫХ. КРОМЕ ТОГО НЕ МОЖЕТ ПРИСТУПАТЬ К СВ. ТАИНСТВАМ

Пособием по практическому руководству. «О Законодательстве церковном. О венчании. п. 21» предусмотрено: «Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы «в сороковой день» не только приступать к Св. Таинствам, но и входить в храм не может. То же касается и невест, находящихся в нечистоте (физиологической).
Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная «молитва жене-родильнице». В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину «от скверны телесной и скверны душевной». Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых Тайн.

Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.

В православии эта проблема и проще и сложнее одновременно.
Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако, мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691—692г.; созван императором Юстинианом II в691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).
Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:

А как же священное писание – Ветхий завет? Вообщем, на усмотрение пастыря! Именно так и сказано в Пособии по практическом руководстве «О Законодательстве церковном. О венчании (п.21).

На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.

Как говорится: без комментарий. Есть старая восточная пословица: можно хоть сто раз сказать халва – во рту слаще не станет! Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.

1.3 Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.1.4 Образ женщины в религиях мира. Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002. 255 с.

Источник

С какой стороны должна стоять женщина в храме

Ну это когда как. У нас соотношение мужчин и женщин где-то 1:2. 1:3

Если есть такая возможность, то стóит.

К сожалению, мешают.

У нас одна «тётенька», увидев девушку на правой стороне, говорит ей примерно так: «Все молодые и красивые стоят на левой стороне. А здесь стоят старухи». И те сразу переходят, наверное, не хотят быть причислены к «старухам».

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

Вообще-то это практика литургически никак не обоснованная. Ну, есть такая традиция. Она хороша, пока не начинает мешать или вводить в соблазн. Про соблазн выше сказала ГалинаКа:

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

Соблазняешься противоположным полом? Отойди в сторонку. Не соблазняешься? Стой, где хочешь.

А почему не наоброт? Хочешь всю службу простоять раком, отойди в сторонку, поближе к сараям и туалету, и делай там что хочешь, а в Храме соблюдай благочиние и думай не только о себе.

поясной поклон предполагает, что делающий его может коснуться рукой пола.

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

И паки: поясной поклон положено делать, склоняя голову до пояса. В этом и благочиние.

Стань себе на женской половине и делай поклоны, согласно канонов, как поясные, так и земные.с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

Эти духовные упражнения (поясные и земные поклоны) вовсе не обязательно выполнять на мужской половине. с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

нет, не мешают, если только они вдруг не начинают вести себя как-нибудь неадекватно.с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме

Скорее наоборот помогают, так как в этом случае лучше чувствуется единство разных людей в молитве, больше радости в душе появляется.Во всяком случае я так чувствую.

Тут все дело возможно в том, что вопрос половых отношений для каждого человека строго индивидуален. Находясь среди людей люди в большинстве своем искушаются теми страстями, которые их искушают.
Мужчин, слабых до женской половины с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храмечеловечества будут искушать женщины. особенно, если они, так скажем одеты не по форме. с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме
Мужчин же, по-жизни достаточно стойко воспринимающих женские чары, но будучи боримыми другими страстями возможно будут искушать любые опоздавшие, независимо от их половой принадлежностис какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме, пришедшие всего лишь передать свечку людям во время службы, чтобы те поставили их куда надо и после этого уходящих вон из храма с чувством выполненного долга! Или начнет двигать вас «прущая как танк сквозь народ старушка», идущая к своей заветной иконе именно в то время. когда идет Богослужение. А может у кого-то телефон мобильный разразится современными неожиданно-попсовыми репертуарами да еще так громко. с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме
Или какой-нибудь «ветеран» вдруг решит поучить вас. настойчиво. типа вы не на той половине стоите с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храмеНадо стоять там, где положено. с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть фото с какой стороны должна стоять женщина в храме. Смотреть картинку с какой стороны должна стоять женщина в храме. Картинка про с какой стороны должна стоять женщина в храме. Фото с какой стороны должна стоять женщина в храме
Или запоет кто вдруг не в ноту или на ногу наступит или просто лицом своим не соответствует происходящей Божественной церемонии.
Или слишком разъелся прихожанин и места слишком много в церкви занимает. Типа, скромнее вначале не мешало бы такому прихожанину быть в миру, а уж потом во храм приходить.

Источник

Как подобает стоять во храме православному христианину

Статья «Как подо­бает стоять во храме пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину» была напи­сана в 1928 году графом Юрием Пав­ло­ви­чем Граббе – тогда моло­дым чело­ве­ком 26 лет, в кото­ром, однако уже без­оши­бочно уга­ды­вался выда­ю­щийся дея­тель Церкви. «Спа­сибо Вам за солид­ное иссле­до­ва­ние» – писал автору Мит­ро­по­лит Анто­ний (Хра­по­виц­кий) друг и учи­тель буду­щего про­то­пре­сви­тера Геор­гия Граббе, а затем Епи­скопа Гри­го­рия, извест­ного кано­ни­ста и дол­го­лет­него бес­смен­ного упра­ви­теля Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Загра­ни­цей. Работа о цер­ков­ных покло­нах зани­мает особое место среди тво­ре­ний Епи­скопа Гри­го­рия, поскольку явля­ется подроб­ным иссле­до­ва­нием на эту тему в рус­ской цер­ков­ной лите­ра­туре.

«Вся бла­го­об­разно и по чину да бывают»
( 1Кор. 14:40 )

«Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино яко же и Мы… Не о сих же молю токмо, но и о веру­ю­щих сло­весе их ради в Мя… да будут вси едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совер­шени во едино» ( Ин. 17:11,20,23 ). Вот слова Еван­ге­лия, сви­де­тель­ству­ю­щие о еди­но­су­щии Лиц Святой Троицы и ука­зы­ва­ются нам на высо­чай­ший идеал един­ства, кото­рый должен осу­ществ­ляться в Хри­сто­вой Церкви. Как? – Прежде всего, вза­им­ной любо­вью между всеми чле­нами Церкви: «да любы, еюже Мя еси воз­лю­бил, в них будет и Аз в них» ( Ин. 17:26 ). Любовь эта должна соеди­нять нас в единое Тело – Цер­ковь, име­ю­щую Главою Христа. Един­ство Её должно про­яв­ляться во всех сто­ро­нах жизни, а прежде всего в молитве и бого­слу­же­нии. Так научил нас Спа­си­тель, давая уче­ни­кам Свою молитву. Все про­ше­ния её про­из­но­сятся во мно­же­ствен­ном числе, отно­сясь не к одному моля­ще­муся, а ко всей Церкви. «Учи­тель мира и Настав­ник един­ства, – гово­рит по этому поводу св. Киприан Кар­фа­ген­ский, –прежде всего не хотел, чтобы молитва была совер­ша­ема врозь и частно, так, чтобы моля­щийся молился только о себе.

В самом деле, мы не гово­рим: «Отче мой иже еси на небе­сех, хлеб мой даждь ми днесь»; каждый из нас не просит об остав­ле­нии только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть вве­дену во иску­ше­ние и изба­виться от лука­вого. У нас все­на­род­ная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы – весь народ – состав­ляем одно».

Но помимо такой необ­хо­ди­мо­сти общей молитвы, сле­дует пом­нить, что сила послед­ней во многом зави­сит от её еди­но­ду­шия. Кому при­хо­ди­лось участ­во­вать в обще­ствен­ных молит­вах в моменты бед­ствий, тот по соб­ствен­ному опыту знает, что тогда все соеди­ня­ются, про­ник­ну­тые общим чув­ством, весь народ невольно, в один голос, поёт многие пес­но­пе­ния и созда­ётся совер­шенно исклю­чи­тель­ное настро­е­ние, при кото­ром молитва дела­ется лёгкой и более, чем обык­но­венно, горя­чей. Как же созда­вать такое еди­но­ду­шие и за повсе­днев­ными бого­слу­же­ни­ями?

Если бы мы были более совер­шенны, этого вопроса и ста­вить не при­хо­ди­лось бы. Нам при­хо­дится его ста­вить потому, что, по оску­де­нию любви, мы мало чув­ствуем своё един­ство и редко вни­каем в смысл бого­слу­же­ния, за кото­рым только при­сут­ствуем, не при­ни­мая в нём под­лин­ного уча­стия, оста­ва­ясь почти исклю­чи­тельно зри­те­лями. Для устра­не­ния этого печаль­ного явле­ния надо при­вет­ство­вать вновь вхо­дя­щее в обычай в неко­то­рых при­хо­дах общее пение. Но, кроме того, важно, чтобы и обря­до­вая сто­рона нашего сто­я­ния в храме тоже вела нас к един­ству в молитве.

Обычно в нашем интел­ли­гент­ном обще­стве при­нято счи­тать вто­ро­сте­пен­ным, когда и как класть поклоны; счи­та­ется, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким обра­зом, нару­ша­ется един­ство молитвы, она дела­ется уже не общей, а инди­ви­ду­аль­ной, хотя моля­щи­еся и стоят в одном поме­ще­нии.

В под­чи­не­нии пра­ви­лам и обы­чаям цер­ков­ным, отно­ся­щимся к сим­во­ли­че­ским дви­же­ниям, про­яв­ля­ется также наше послу­ша­ние Церкви и стрем­ле­ние ни в чём реши­тельно не отде­ляться от своих бра­тьев во Христе. Поэтому и в келей­ной, т.е. домаш­ней молитве сле­дует соблю­дать при­ме­ня­е­мые при совер­ше­нии её пра­вила о сим­во­ли­че­ских дви­же­ниях, дабы всё суще­ство наше, как душа, так и тело, при­ни­мали уча­стие в молитве.

По учению св. Иоанна Дамас­кина, «так как мы сло­жены как из види­мой, так и неви­ди­мой, то есть духов­ной и чув­ствен­ной при­роды, то и покло­не­ние Творцу пред­ла­гаем дво­я­кое, подобно тому, как и поём, как умом, так и телес­ными устами…». Поло­жен­ные уста­вом дви­же­ния – крест­ное зна­ме­ние и поклоны – не только явля­ются испо­ве­да­нием сим­во­ли­че­ски чувств, выра­жа­е­мых ими, но, по связи между душой и телом, служат также духов­ной собран­но­сти моля­ще­гося.

В отно­ше­нии же общей молитвы надо иметь в виду, что даже в мир­ских делах легко заме­тить, как един­ство дви­же­ния спо­соб­ствует един­ству духа. Кого не захва­ты­вает, когда боль­шая воин­ская часть по команде одно­вре­менно про­из­во­дит одно и то же дви­же­ние, явля­ясь как бы огром­ным единым орга­низ­мом? Мы знаем, что именно чле­нами такого орга­низма чув­ствуют себя все вхо­дя­щие в состав части отдель­ные воины. Таково свой­ство чело­ве­че­ской при­роды и это свой­ство, оче­видно, было учтено Святой Цер­ко­вью, кото­рая в своём писа­ном уставе и устном пре­да­нии поучает нас, как стоять в храме, дабы мы во время бого­слу­же­ний являли един­ство не только по содер­жа­нию воз­гла­ша­е­мых молитв, но и в дви­же­ниях и, кроме того, дабы мы кре­сти­лись и клали поклоны так, как это нужно соот­вет­ственно содер­жа­нию того или иного празд­ника и момента бого­слу­же­ния.

«Не бо туне, ни якоже при­лу­чися о святых покло­нех умыс­лиша Святии Отцы и Церкви устав пре­даша, но разум имуще во святых покло­нех и молитве, с правою мыслию плод имети будем», – гово­рится в Типи­коне на поне­дель­ник 1‑ой недели Вели­кого поста.

Насколько это верно, насколько дей­ствен­нее и легче ста­но­вится при выпол­не­нии Устава общая молитва, можно видеть на при­мере вели­ко­пост­ных служб. Только на этих служ­бах, осо­бенно во время гове­нья, боль­шин­ство из нас, обычно сто­я­щих во храме как при­дётся, с неко­то­рым вни­ма­нием отно­сится к своим покло­нам. А всякий из нас, доб­ро­со­вестно загля­нув себе в душу, должен будет при­знать, что если у него на вели­ко­пост­ных служ­бах молит­вен­ное настро­е­ние выше обык­но­вен­ного, то в под­ня­тии его боль­шое зна­че­ние имеют одно­вре­мен­ные, еди­но­душ­ные поклоны всех моля­щихся в поло­жен­ных местах бого­слу­же­ния.

Сколь предо­су­ди­тельно бес­по­ря­доч­ное совер­ше­ние покло­нов и крест­ного зна­ме­ния, видно из Типи­кона или Цер­ков­ного Устава (см. «О покло­нех и молитве цер­ков­ное зако­но­по­ло­же­ние»). Там подробно объ­яс­ня­ется, как надо совер­шать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обли­ча­ются при этом те, кото­рые «не поко­ря­ю­щеся Святых Отец пре­да­нию, ниже ведуще сами искус святых покло­нов, ниже святою молит­вою добре разу­меют моли­тися, но покло­ни­вся единою нагор­би­вся, мало вос­кло­ня­яся кре­стяся, главою кивает, и тем своим без­чи­нием аки чин испол­няет пре­да­ных от Отец покло­нов: ниже молит­вою умною и душев­ною к Богу молится, но елико время сгор­би­вся творит сует­ныя свои поклоны, тако и молитву Свя­таго Ефрема, аки изум­лен­ный спешит про­го­во­рити.

Такожде и вся молитвы поспе­шает с поклоны упра­вити, и от тех мнимых без­чет­ных покло­нов, и от безум­ного моле­ния своего воста­нет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на пред­сто­я­теля церкве, но ин инаго пред­ва­ряет, мятутся аки тро­стие ветром колеб­леми, не смотря луч­шаго, ниже хотят научи­тися: но елико кто како соста­вил свой нрав, тако и утвер­жда­ется быти.

Страшно обаче реку, да не неве­дуще оте­че­ского утвер­жде­ния имут под запре­ще­ния впа­дати, яже чтется в пра­во­слав­ную неделю свя­таго поста, собор­ное свя­таго сед­маго все­лен­скаго собора сице: Вся, кроме цер­ков­наго пре­да­ния и учения и изоб­ра­же­ния святых и прис­но­па­мят­ных Отец, обнов­ля­е­мая или посем соде­ян­ная, ана­фема».

О том, насколько важно соблю­де­ние всех цер­ков­ных уста­вов, хорошо учит бла­го­дат­ный истол­ко­ва­тель цер­ков­ного бого­слу­же­ния св. Симеон Солун­ский.«Нет, – гово­рит он, – ничего нет мало­важ­ного в Церкви Вели­кого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ничего в ней не допус­ка­ется без зна­че­ния; ибо она есть Цер­ковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глу­бо­кий смысл. Как же дер­зать, по соб­ствен­ному про­из­волу, совер­шенно пре­зи­рать уставы, поло­жен­ные в осно­ва­ние Богом Словом, и делать самого себя зако­но­по­лож­ни­ком для уни­что­же­ния их? Разве ты не знаешь, что поря­док соблю­да­ется во всём по тому, как напи­сано? Что Бог, как гово­рит Бого­гла­го­ли­вый, несть нестро­е­ния Бог, но мира и порядка? Что в Церкви соблю­да­ется тот поря­док, кото­рый уста­нов­лен на небе?… Ста­райся не только сохра­нить, что принял, но и умно­жить при­ня­тое свя­тыми при­ло­же­ни­ями и укра­сить это, как делали отцы наши. Под­ви­зайся за святые уставы, чтобы, любя бла­го­ле­пие дома Гос­подня и соблю­дая святый чин, полу­чить от Бога мно­го­раз­лич­ную мзду».

Но если, как видно из всего ска­зан­ного выше, важно нам всем стоять во храме, как учит тому веко­вой цер­ков­ный устав и бла­го­че­сти­вое пре­да­ние, то с сожа­ле­нием при­хо­дится заме­тить, что почти никто из мирян с ними не знаком. После­ду­ю­щие строки имеют целью позна­ко­мить с неко­то­рыми руко­во­дя­щими ука­за­ни­ями отно­си­тельно пове­де­ния в храме вообще и, в част­но­сти, за повсе­днев­ными бого­слу­же­ни­ями.

Храм есть дом Божий, в нём пре­бы­вает Гос­подь, в нём совер­ша­ются вели­кие Таин­ства, в нём при­но­сится бес­кров­ная жертва. Поэтому вхо­дить в него и пре­бы­вать в нём должно с бла­го­го­ве­нием.

Перед дверьми храма, при входе и выходе из него, надо осе­няться крест­ным зна­ме­нием и пола­гать малый, или пояс­ной поклон. Пояс­ной поклон по ука­за­нию Типи­кона (понед. 1 седм. Вели­каго поста) совер­ша­ется стоя: «елико может чело­век право стоя покло­ни­тися, дон­деже доста­нет рукою земли, не падая коле­нами, ниже главу пре­кло­няти до земли».

Войдя во храм, надо пола­гать три пояс­ных поклона, а в Вели­кий пост – земных, трижды про­из­нося про себя «Боже, очисти мя, греш­наго». Затем, при­ло­жив­шись в при­лич­ное сему время к иконам (жела­тельно до начала службы), муже­ский пол ста­но­вится на правой сто­роне храма, а жен­ский пол – на левой.

Крест­ное зна­ме­ние имеет гро­мад­ное зна­че­ние и потому должно совер­шаться очень бла­го­го­вейно. Когда ограж­даем себя крест­ным зна­ме­нием, то как бы види­мым обра­зом нала­гаем на себя крест Хри­стов, тогда между нами и Отцем Небес­ным, так ска­зать, нахо­дится на кресте рас­пя­тый Спа­си­тель наш.

Когда мы зна­ме­нуем себя св. кре­стом, то он, по изъ­яс­не­нию св. Амвро­сия Медио­лан­ского, «явля­ется нам печа­тию Хри­сто­вою на чело, печа­тию на сердце, печа­тию на мышцах. На челе, – да всегда испо­ве­дуем Христа; на сердце – да всегда Его любим; на мышцах же – да благая делаем». Сложив персты правой руки во имя Св. Троицы, «пола­гая на главу или чело – испо­ве­дуем два некия сия, в вышних живу­щего Бога Отца и от Него родив­ше­гося Главу – Христа и якоже наше слово от ума про­ис­хо­дит; пола­гая на живот – на землю и во ад нис­ше­ствие Сына Божия и иже во утробе Бого­ма­тери бес­се­мен­ное зача­тие; на правое плечо – яко сидит одес­ную Отца; на левое плечо – яко придет второе на суд и воз­даст сущим ошуюю муку вечную, и сущим одес­ную – живот вечный; также при поло­же­нии на плеча испо­ве­дуем Свя­таго Духа – везде сущаго и вся испол­ня­ю­щаго» – гово­рится в слове преп. Мак­сима Грека в Иоси­фов­ской Псал­тири.

Итак, крест­ное зна­ме­ние должно класть с бла­го­го­ве­нием, сна­чала на лоб, потом на живот, потом на правое плечо, нако­нец, на левое плечо и после того завер­шать накло­не­нием головы. Лучше совсем не кре­ститься, чем делать это маши­нально, небла­го­го­вейно махая рукой так, что зна­ме­ние креста в сущ­но­сти не полу­ча­ется. Нельзя пере­би­вать крест­ное зна­ме­ние преж­де­вре­мен­ным покло­ном – это не без осно­ва­ния назы­ва­ется «лома­нием креста», кото­рому раду­ются бесы.

Если вообще пре­бы­ва­ние во храме должно быть бла­го­го­вей­ным, то осо­бен­ным бла­го­го­ве­нием должно отли­чаться наше отно­ше­ние к алтарю. В алтарь, как святая святых, никому из непо­свя­щен­ных, по 19-му пра­вилу Лаоди­кий­ского Собора, вхо­дить не пола­га­ется, но если есть необ­хо­ди­мость войти в него или пройти через него, то сле­дует делать это с вели­чай­шим бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим. При входе в алтарь кла­дётся, обо­ро­тясь к пре­столу, три земных поклона, а в дни, когда тако­вые не пола­га­ются (см. ниже), – три пояс­ных поклона, потом, обо­ро­тясь к иконе, сто­я­щей на горнем месте, – один пояс­ной поклон.

Если непо­свя­щён­ным запре­ща­ется вхо­дить в алтарь, то тем более не должно им ходить вокруг пре­стола. Если же и к этому выну­дит необ­хо­ди­мость, то делать это надо с вели­ким бла­го­го­ве­нием, про­ходя в воз­можно даль­ней­шем рас­сто­я­нии от пре­стола. Совсем нельзя миря­нам про­хо­дить между пре­сто­лом и цар­скими вра­тами.

При­кла­ды­ва­ясь ко святым иконам и другим свя­щен­ным пред­ме­там, надо класть два земных (а в дни, когда они отме­ня­ются, – пояс­ных) поклона до при­кла­ды­ва­ния, и один – после (всего три).

При каж­де­нии народу, при бла­го­сло­ве­нии его свя­щен­но­слу­жи­те­лями рукою или дики­рием и три­ки­рием (при архи­ерей­ском слу­же­нии) надо накло­нять голову. Если же бла­го­сло­ве­ние совер­ша­ется Свя­тыми Дарами, Еван­ге­лием или кре­стом, то перед покло­ном сле­дует осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием.

Молитва наша сопро­вож­да­ется сим­во­лом хри­сти­ан­ства – крест­ным зна­ме­нием, накло­не­нием головы в знак сми­ре­ния и почте­ния, а также пояс­ными и зем­ными покло­нами (падая на колени и «главу пре­кло­няя до земли», а затем сразу под­ни­ма­ясь). Кроме того, бывает и лежа­ние ниц с главой пре­кло­нен­ной до земли, напри­мер, во время чтения молитв на вечерни в день Соше­ствия Св. Духа или при вели­ком входе на литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Под вли­я­нием ино­слав­ного Запада вошло кое-где в упо­треб­ле­ние и сто­я­ние на коле­нях. Пра­во­слав­ный устав и обычай такого сто­я­ния не знают, оно не имеет места в пра­во­слав­ной обряд­но­сти.

С пра­во­слав­ной точки зрения оно или не имеет ника­кого внут­рен­него смысла или выра­жает чув­ства пол­ного раб­ства, несвой­ствен­ное нам, как сынам Божиим, хотя мы, в знак сми­ре­ния и послу­ша­ния воле Его, и назы­ваем себя рабами Божи­ими. Наобо­рот, земные поклоны, совер­ша­е­мые каса­ясь голо­вой земли и сразу под­ни­ма­ясь, имеют глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Они сим­во­ли­зи­руют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искуп­ле­ние Хри­стово вновь при­званы на небо.

В соот­вет­ствии с этим Цер­ковь уста­нав­ли­вает дни, когда земные поклоны прямо запре­ща­ются, ибо про­ти­во­ре­чили бы смыслу празд­ну­е­мого собы­тия. Такими днями явля­ются прежде всего все вос­крес­ные дни, все дни Пяти­де­сят­ницы и вообще все поли­е­лей­ные дни, то есть дни, перед кото­рыми совер­ша­ются тор­же­ствен­ные все­нощ­ные бдения с поли­е­леем.

О каких покло­нах тут идет речь? На обыч­ной (не вели­ко­пост­ной) вечерни нет таких момен­тов, когда пола­га­лись бы земные поклоны, а потому это при­хо­дится отне­сти к тем покло­нам, кото­рые кла­дутся пред свя­тыми ико­нами, при входе в алтарь и т.п.

Зна­че­ние этих правил подробно разъ­яс­няет св. Васи­лий Вели­кий в 91 кано­ни­че­ском пра­виле, взятом из тво­ре­ния его «О Святом Духе». Он гово­рит: «В первый день сед­мицы [вос­кре­се­ние], совер­шаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому при­чину. Ибо не только, как вос­крес­шие со Хри­стом и обя­зан­ные искать высших, в вос­крес­ный день прямым поло­же­нием тела во время молитвы напо­ми­наем себе о даро­ван­ной нам бла­го­дати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-види­мому, есть как бы образ ожи­да­е­мого нами века. Посему, будучи нача­лом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо ска­зано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день воз­вра­ща­ется мно­го­кратно. Посему он же есть и единый и осьмый, изоб­ра­жа­ю­щей собою дей­стви­тельно единый и воис­тину осьмой день, о кото­ром псал­мо­пе­вец упо­мя­нул в неко­то­рых над­пи­са­ниях Псал­мов ( Псал. VI и XI), то есть оное состо­я­ние, кото­рое после­дует за тепе­реш­ним вре­ме­нем, оный непре­кра­ща­ю­щийся, неве­чер­ний, несме­ня­ю­щийся день, оный нескон­ча­е­мый и неста­ре­ю­щийся век. Посему Цер­ковь по необ­хо­ди­мо­сти научает питом­цев своих совер­шать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напо­ми­на­нии о нескон­ча­е­мой жизни не воз­не­ра­дели мы снаб­дить себя напут­стви­ями к пре­став­ле­нию в оную.

Но и вся Пяти­де­сят­ница есть напо­ми­на­ние о вос­кре­се­нии, ожи­да­е­мом в веч­но­сти. Ибо единый и первый оный день, сед­микратно умно­жен­ный на число седмь, совер­шает седмь седмиц свя­щен­ной Пяти­де­сят­ницы; потому что, начи­на­ясь первым днем сед­мич­ным, им же и окан­чи­ва­ется, по пяти­де­ся­ти­крат­ном обра­ще­нии подоб­ных, сред­них между ними дней. Почему упо­до­би­тельно под­ра­жает веку, как бы в кру­го­об­раз­ном дви­же­нии, с тех же знаков начи­на­ясь и теми же зна­ками окан­чи­ва­ясь. В сию-то Пяти­де­сят­ницу цер­ков­ные уставы научили нас пред­по­чи­тать прямое поло­же­ние тела в молитве, сим ясным напо­ми­на­нием как бы пере­се­ляя наш ум из насто­я­щего в буду­щее. Но и каждым коле­но­пре­кло­не­нием и вос­кло­не­нием от земли на самом деле пока­зы­ваем, что через грех пали на землю, и чело­ве­ко­лю­бием Сотвор­шаго нас воз­званы на небо».

Сто­я­ние без земных покло­нов, таким обра­зом, по изъ­яс­не­нию св. Васи­лия Вели­кого, есть символ буду­щего века, когда сыны Церкви окон­ча­тельно, с помо­щию Божией побе­див­шие грех, упо­до­бятся анге­лам, про кото­рых Цер­ковь поёт, что они на зло пре­бы­вают недви­жимы, т.е. не под­да­ются ника­ким соблаз­нам, будут вечно пре­бы­вать в пра­вед­ном бла­жен­ном состо­я­нии, будут непо­движно стоять в истине. Сто­я­ние без земных покло­нов есть зна­ме­ние полной победы Хри­сто­вой над диа­во­лом, той победы, кото­рая осо­бенно ярко пока­зана в вос­кре­се­нии Гос­под­нем, а ещё полнее будет пока­зана после все­об­щего вос­кре­се­ния. В день вос­кре­се­ния Цер­ковь празд­нует эту победу и при­зы­вает нас не только про­слав­лять её сло­вес­ной молит­вой, но и испо­ве­до­вать её самым обра­зом сто­я­ния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же про­ти­во­ре­чит всему духу празд­ника, как если бы кто на сва­дьбе при­сут­ство­вал в трауре.

Свято храня это цер­ков­ное зако­но­по­ло­же­ние, св. Васи­лий Вели­кий, соста­вив молитвы Свя­тому Духу, чита­е­мые с коле­но­пре­кло­не­нием в день Св. Пяти­де­сят­ницы, уста­но­вил, чтобы про­чи­ты­ва­лись они на вечерни не вос­кре­се­ния, а поне­дель­ника, кото­рая у нас совер­ша­ется в вос­кре­се­ние сразу после литур­гии. Об этом так пишет Матфей Вла­старь: «Вся Пяти­де­сят­ница есть напо­ми­на­ние воз­ста­ния, ожи­да­е­мого в буду­щем веке.. Посему-то Васи­лий Вели­кий, сочи­нив­ший уми­ли­тель­ные молитвы о при­ше­ствии Св. Духа, изящ­нее всех, как при­ли­че­ство­вало бого­слову, пове­лев­ший народу раб­ским обра­зом пре­кло­нять колена в то время, когда воз­гла­ша­ются сии молитвы в церкви, сви­де­тель­ствуя тем власть боже­ствен­ного есте­ства Св. Духа, и не уста­но­вил читать эти молитвы в третий час (девя­тый по полу­ночи) вос­крес­ного и пяти­де­ся­того от Пасхи дня, т.е. в тот час, в кото­рый Все­свя­тый Дух снис­шел на Апо­сто­лов. Ибо непри­лично думать, чтобы тот, кто изоб­ра­зил таин­ства Духа и предал обряд сей Церкви, нару­шил пре­иму­ще­ства вос­крес­ного и пяти­де­ся­того от Пасхи дня, пре­ис­пол­нен­ного вели­ких таинств. Для того он и уста­но­вил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда окан­чи­ва­ется этот, изящ­ней­ший из всех, день, то есть Пяти­де­сят­ница, и начи­на­ется второй день (поне­дель­ник), ибо начало вся­кого дня счи­та­ется с седь­мого часа – пер­вого по полу­дни».

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане при­няли от Св. Отец и испол­няют во всём мipе сле­ду­ю­щие обычаи молитвы и покло­нов в церкви:

Кре­ститься без покло­нов:

Кре­ститься с пояс­ным покло­ном:

Кре­ститься с земным покло­ном

Пояс­ной поклон без крест­ного зна­ме­ния:

Кре­ститься не поло­жено:

Не допус­ка­ется земных покло­нов:

В дни вос­крес­ные, в дни от Рож­де­ства Хри­стова до Кре­ще­ния, от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы, во дни Пре­об­ра­же­ния и Воз­дви­же­ния (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны пре­кра­ща­ются от вечер­него входа под празд­ник, до«Спо­доби, Гос­поди» на вечерне в самый день празд­ника.

На литур­гии, одно­вре­менно со свя­щен­но­слу­жи­те­лями в алтаре, во время пения хором «Тебе поем» при­нято со всяким бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим молиться о нис­по­сла­нии Св. Духа на всех сто­я­щих в храме, говоря про себя тро­парь тре­тьего часа: «Гос­поди, Иже Пре­свя­того Твоего Духа в третий час апо­сто­лом Твоим низ­по­сла­вый, того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, моля­щих Ти ся». И гово­рим стих: «Сердце чисто сози­жди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И опять гово­рим про себя весь тро­парь:«Гос­поди, Иже Пре­свя­того Твоего Духа…» и при­ла­гаем иной стих: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Свя­таго не отыми от мене». И в третий раз творим молитву, снова повто­ряя пол­но­стью тро­парь: «Гос­поди, Иже Пре­свя­того Твоего Духа…» А всю сию молитву творим во уми­ле­нии, молча и про себя.

Так, в то самое время, когда Св. Дары, освя­ща­ются в алтаре наше­ствием Св. Духа, тщимся и мы все полу­чить освя­ще­ние и обнов­ле­ние от того же Св. Духа сми­рен­ным при­зы­ва­нием Онаго.

Никто да не гово­рит, что при­ве­ден­ные выше пра­вила – мона­стыр­ские и миря­нам их испол­нять не надо. Это – вели­чай­шее заблуж­де­ние. Спору нет, когда храм запол­нен до тес­ноты и бывает невоз­можно совер­шить земной поклон и затруд­ни­тельно пояс­ной – воз­можно огра­ни­читься лёгким накло­не­нием. Но при этом и только при этом усло­вии. В осталь­ных слу­чаях миря­нину, как и иноку над­ле­жит ста­раться о том, чтобы испол­нять пра­вила о покло­нах с точ­но­стью и тща­нием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *