с какой периодичностью осуществляется обучение руководителей насф
Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. 1), ст. 6992; 2013, N 27, ст. 3450, N 52 (ч. 1), ст. 6969) приказываю:
Утвердить прилагаемый Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36034
Типовой порядок
создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
(утв. приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701)
2. НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).
6. Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют создание и подготовку НФГО;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
7. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»*(2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России и его территориальные органы), осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, в том числе осуществляет координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;
организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;
осуществляют обучение личного состава НФГО;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
10. НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.
12. Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(3) и от 27 апреля 2000 г. N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»*(4).
14. Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»*(5) и от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(6), а также нормативными и методическими документами организаций, создающих НФГО.
ГАРАНТ:
См. примерную программу курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны, утвержденную МЧС России 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-26-11
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641; 2009, N 17, ст. 2093; 2010, N 19, ст. 2316.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5334.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1991; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3056; 2012, N 1, ст. 154.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825.
Приложение N 1
к Типовому порядку создания нештатных
формирований по обеспечению выполнения
мероприятий по гражданской обороне,
утв. приказом МЧС России
от 18 декабря 2014 г. N 701
Примерный перечень
создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
1. Примерный перечень
создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Рекомендуемая численность личного состава, чел.
Команда по ремонту и восстановлению дорог и мостов
Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям
Команда охраны общественного порядка
Команда защиты и эвакуации материальных и культурных ценностей*
Команды защиты растений, животных
Команда для перевозки грузов, населения
Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения
Группа по обслуживанию защитных сооружений
Станции специальной обработки транспорта, одежды
Пункт санитарной обработки
Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники
Глава 3. Подготовка и обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
Глава 3. Подготовка и обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
Подготовка и обучение личного состава НАСФ для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обучение личного состава НАСФ в организации проводится ежегодно. Ответственность за организацию обучения и подготовки работников организаций возлагается на руководителей организаций.
Занятия проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки действий личному составу НАСФ по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях выполнения, возложенных на НАСФ задач.
При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.
Знания и умения, полученные при обучении совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
При подготовке личного состава НАСФ особое внимание необходимо уделять психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий по гражданской обороне, воспитанию стойкости, готовности выполнять свои обязанности в сложной обстановке организованно и дисциплинированно.
Контроль за качеством усвоения учебного материала личного состава НАСФ проводит руководитель организации путем опроса обучаемых после занятий.
Руководители занятий по гражданской обороне и защите в чрезвычайных ситуациях должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Руководящий состав федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий.
Подготовка НАСФ включает:
обучение по примерной программе подготовки личного состава НАСФ, разрабатываемой и утверждаемой МЧС России, в рабочее время;
обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятиях по выполнению мероприятий по гражданской обороне.
Примерные программы обучения НАСФ разрабатываются и утверждаются МЧС России. Обучение личного состава НАСФ в организации планируется и проводится в рабочее время.
Тематика обучения разрабатывается с учетом предназначения и специфики работ НАСФ.
Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Следует отметить, что после обучения аттестация личного состава НАСФ не требуется.
Особые требования предъявляются к командирам формирований, потому что они являются прямыми начальниками личного состава формирований и несут ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных.
Командир формирования обязан:
знать структуру формирования, его задачи и возможности, порядок комплектования личным составом, автотранспортом, техникой и всеми видами имущества;
знать уровень подготовки, моральные и деловые качества подчиненных, а также уровень подготовки каждого подразделения формирования;
постоянно совершенствовать свои знания по гражданской обороне, организовывать и проводить занятия с личным составом по общей и специальной подготовке;
руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями;
решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников;
заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, при совершении марша, при проведении работ, а также своевременно принимать меры защиты от поражающих факторов;
иметь сведения о списочном составе формирования, а также о наличии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств;
организовывать материальное и техническое обеспечение формирования.
Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны знать также:
размещение и планировку защитных сооружений;
характер застройки района и возможных участков (объектов) работ;
расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке (объекте) работ и прилегающей территории;
расположение газовых, водопроводных сетей и теплосетей;
план эвакуации из определенной местности и порядок вывода в безопасный район (зону);
способы обеззараживания местности и специальной обработки транспорта и одежды.
Проведение работ с целью реализации мероприятий по гражданской обороне требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения.
Командиры формирований обязаны заблаговременно оценить и разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением.
Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи.
Опасные места ограждаются предупредительными знаками.
Личный состав НАСФ должен:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, и способы защиты от них;
особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение формирования и свои функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности организации, характер возможных неотложных работ, вытекающих из содержания плана гражданской обороны (плана гражданской обороны и защиты населения);
порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения работ;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
выполнять функциональные обязанности при обеспечении аварийно-спасательных и проведении неотложных работ;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
работать на штатных средствах связи;
проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
своевременно развертывать пункты питания и продовольственного (вещевого) снабжения при возникновении такой необходимости;
вести наблюдение за воздушной и наземной обстановкой на территории.
Готовность НАСФ проверяется не реже 1 раза в год на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверяются:
реальность расчетов по созданию формирований;
готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;
соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;
обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
время сбора формирований, их выхода к объектам проведения работ.
Личный состав НАСФ, обслуживающий технические средства, должен знать и соблюдать требования безопасности при работе на закрепленной за ним технике.
Особые меры безопасности должны соблюдаться при работе в зоне пожаров, разрушений, в зонах химического и радиоактивного заражения, при проведении специальной обработки (дезактивации, дегазации, дезинфекции).
3.1. Организация проведения занятий по базовой подготовке с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований
Обучение личного состава НАСФ в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Примерная программа предназначена для обучения личного состава НАСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении им АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при чрезвычайных ситуациях, совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении НАСФ, а также получению личным составом НАСФ знаний и умений по соблюдению мер безопасности.
Основы создания, подготовки, оснащения и применения НАСФ в составе сил гражданской обороны определены Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
3.2. Общие требования, предъявляемые к организации обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Подготовка НАСФ включает:
получение личным составом НАСФ знаний в ходе усвоения примерной программы обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности;
первоначальную подготовку личного состава НАСФ;
повышение квалификации руководителей НАСФ по примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава НАСФ по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы;
участие НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях;
проверку готовности НАСФ.
Основными целями обучения личного состава НАСФ в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах являются:
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования индивидуальными средствами защиты;
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
выработка умений и навыков для проведения АСДНР;
овладение личным составом НАСФ приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, в том числе пожарах и аварий на водных объектах.
Обучение личного состава НАСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.
Темы базовой подготовки личного состава НАСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) всеми видами формирований. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются.
Система базовой подготовки личного состава НАСФ, выстраиваемая на основе примерной программы, предусматривает два основных вида занятий: практическое и тактико-специальное занятия.
Основными методами проведения занятий с личным составом НАСФ по темам базовой подготовки являются практическое занятие (тренировка) и тактико-специальное занятие.
Наименование тем, виды занятий и количество часов базовой подготовки
Приложение. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 23 декабря 2005 г. N 999
Порядок
создания нештатных аварийно-спасательных формирований
С изменениями и дополнениями от:
22 августа 2011 г., 30 июня 2014 г., 8 октября 2019 г.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 1 внесены изменения
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 пункт 2 изложен в новой редакции
2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
ГАРАНТ:
См. Методические указания по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований в учреждениях и предприятиях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, утвержденные приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 28 апреля 2006 г. N 114
Информация об изменениях:
7. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2013, N 52 (часть I), ст. 6969).
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 8 внесены изменения
8. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных, казенных, автономных организаций, находящихся в их ведении, вправе:
определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
Информация об изменениях:
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» на соответствующих территориях вправе:
определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;
организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
10. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
11. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
12. МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 пункт 13 изложен в новой редакции
13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
по подчиненности: территориальные и организаций;
по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.
Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 14 внесены изменения
14. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.
Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 15 внесены изменения
15. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.
16. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
17. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».
18. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 19 внесены изменения
19. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280);
обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
ГАРАНТ:
См. Примерную программу курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденное МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14
участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
20. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.
21. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.
Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.
Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 в пункт 22 внесены изменения
22. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение формирования и функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
работать на штатных средствах связи;
проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).