с какой этической системой можно соотнести философское учение утилитаризма ответ на тестовое
УТИЛИТАРИЗМ
Смотреть что такое «УТИЛИТАРИЗМ» в других словарях:
Утилитаризм — Утилитаризм ♦ Utilitarisme Всякое учение, основывающее свои оценочные суждения на понятии пользы. Значит, утилитаризм – то же самое, что эгоизм? Нет, не значит. Большинство утилитаристов (в частности, Бентам (***) и Джон Стюарт Милль (***))… … Философский словарь Спонвиля
УТИЛИТАРИЗМ — (от лат. utilitas польза) направление в моральной философии, основанное Дж. Бентамом в трактате «Введение в принципы нравственности и законодательства» (1780) и развитое в его классическом виде и именно под названием «У». Дж.С. Миллем… … Философская энциклопедия
УТИЛИТАРИЗМ — (фр. utilitarisme, от лат. utilis полезный). 1) термин, введенный Д. С. Миллем главным представителем утилитарной морали, ставящей своим идеалом возможно большую пользу (счастье), возможно большего числа людей. Принципы утилитаризма были… … Словарь иностранных слов русского языка
Утилитаризм — (лат.utilitas пайда) – моральдық философиядағы бағыт. Оның негізін қалаушы ағылшындық философ, экономист, заңгер – теоретик, атақты Адам Смиттің (экономист) шәкірті И.Бентам болды («Введение в принципы нравственности и законодательства»… … Философиялық терминдердің сөздігі
“Утилитаризм” — “УТИЛИТАРИЗМ” (Utilitarianism) этическая работа Дж. С. Милля. Впервые опубликована в 1861 в журнале “Frazer s Magazine”, отдельным изданием в 1863. В ней подытоживаются и в полемике с оппонентами аргументируются и уточняются основные… … Философская энциклопедия
УТИЛИТАРИЗМ — УТИЛИТАРИЗМ, утилитаризма, мн. нет, муж. (от лат. utilitas польза). 1. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классовом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей (филос.). 2. Деятельность, основанная на… … Толковый словарь Ушакова
утилитаризм — практицизм, прагматизм, прагматичность, прагматика Словарь русских синонимов. утилитаризм сущ., кол во синонимов: 4 • прагматизм (6) • … Словарь синонимов
УТИЛИТАРИЗМ — (utilitarianism) Теория, согласно которой правила и институты должны оцениваться на основании того, насколько они хороши для благосостояния (welfare) человека. Наибольшее счастье наибольшего числа людей – это лозунг Иеремии Бентама, основателя… … Экономический словарь
утилитаризм — а, м. utilitarisme m. <лат. utilitas польза. 1. филос. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классовом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей. Уш. 1940. Идеалистическое философско этическое учение,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
«УТИЛИТАРИЗМ» — (Utilitarianism) – этическая работа Дж.С.Милля. Впервые опубликована в 1861 в журнале «Frazer’s Magazine», отдельным изданием – в 1863. В ней подытоживаются и в полемике с оппонентами аргументируются и уточняются основные положения этической… … Философская энциклопедия
Тестовая работа по философии «Этические учения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестовая работа по теме «История этических учений Древности и Нового времени» включает темы:
Этико-философские учения Древнего Востока,
Этические учения Античности и Средневековья,
Этические теории Возрождения и Нового времени.
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Когда возникли первые этические учения в Древней Индии и Древнем Китае?
c. в I тысячелетии до н.э,
d. I тысячелетии н.э.
2. Соотнесите термин с его определением
в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
духовное первоначало мира;
«колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
3. Представители какого этического учения Древнего Востока считали, что «жизнь — это непрерывное страдание, поскольку в ней существуют ложь, жадность, гнев и другие пороки. Человек может избавиться от страданий ненасилием, честностью, милосердием. Он должен вести аскетический образ жизни, а не стремиться к богатству»?
4. Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах». Назовите эти истины.
жизнь в телесной оболочке есть страдание;
чтобы избежать страданий и новых физических рождений, следует избавиться от желаний;
5. Философия Древнего Востока отличается от западной тем что:
6. Кто является основателем Конфуцианства?
Главным текстом Конфуцианства является?
a. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»),
+ b. «Лунь юй» («Беседы и высказывания»),
c. «Ицзин» (» Книга Перемен «),
d. «У-цзин» («Конфуцианское пятикнижие»).
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
… Идеалом конфуцианства выступает ___, который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется ___, думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать пример народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.
9. Кто является основателем Даосизма?
Главным текстом Даосизма является?
+ a. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»),
b. «Лунь юй» («Беседы и высказывания»),
c. «Ицзин» (» Книга Перемен «),
d. «У-цзин» («Конфуцианское пятикнижие»).
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Какой философ Древней Греции окончательно завершил оформление этики как научной дисциплины?
Основными ценностями какой философской школы считались: презрение к наслаждениям, жизнь без комфорта, свобода от других людей, самодостаточность, апатия и безразличие к обществу?
Представители какой школы считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений?
Кто считается основателем рационалистической этики?
К какой этике относится данный постулат – “Любовь к ближнему”?
этике Нового времени.
Назовите не менее двух основных проблем средневековой этической мысли.
2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;
Кто ввел понятие “греха”?
Основой средневековой этики является:
Соотнесите средневекового философа с его понятием добродетели
Добродетель человека состоит — в правильном направлении усилий собственной души.
Добродетель — это лишь стремление человека сохранить свое существование.
В этике этого философа высшее значение имеют как 3 христианские добродетели: вера, надежда, любовь, так и 4 философские добродетели древних: мудрость, мужество, справедливость, умеренность.
ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Что в этике Джованни Пико делла Мирандола является высшей добродетелью?
Вера, надежда, любовь,
Мужество и справедливость
+ Развитие творческих способностей
Назовите главный принцип, на котором базируется этика эпохи Возрождения.
Ключ: принцип гуманизма
Мишель Монтень выделил два вида добродетели. Соотнесите вид с его характеристикой.
Добродетель достигается не укреплением души, а составляет сущность души, ее обычное и естественное состояние, достигнутое постоянным духовным развитием.
Связана с испытанием человека жизненной трудностью, в борьбе с которыми приверженцы этой философии закаляли свой ум и верность моральным идеалам.
Соотнесите автора с его этическим произведением.
«О героическом энтузиазме»
Вставьте пропущенное слово.
… – это центральное и самое заметное течение в новоевропейской философии. В его основе находится вера в возможность разумного объяснения всех явлений мира. Но оно в этике означает нечто иное, а именно убеждение, что моральность – это жизнь, согласная с разумом, а благо – это разумное понимание действительности.
Родоначальником новоевропейской этики и самым влиятельным мыслителем XVII в. является:
Кто заложил основы натуралистической этики?
Отличительной чертой этики Просвещения (XVII–XVIII вв.) является:
Что означает социализация этики эпохи Просвещения?
Ключ: нормы морали становятся зависимы от гражданских прав и свобод и обязанностей индивидов.
Главным достижением в Новое время в истории этического знания стало то, что:
Важнейшей регулятивной идеей этики становится идея Бога. В этике в качестве основы и источника морали выдвигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения верующими;
Происходит окончательное оформление этики как науки;
+ Впервые в истории этики обосновывается автономное самодостаточное существование и функционирование морали, которое не зависит от социальной среды и жизненного опыта личности.
Номер материала: ДБ-1442046
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Информационный Вкус
Философские, социальные, психологические аспекты
Утилитаризм как этическое направление, утилитаризм Дж. Милля
В 19 веке составляется этика утилитаризма, она рассматривает любые социокультурные или природные феномены основываясь на их пользу, а не в соответствии с их объективными свойствами.
И. Бентам (1748-1832) — основоположник английского утилитаризма. Джеймс Милль (1773- 1836) и Джон Стюарт Милль (1806-1873) — его преемники — обосновали положение этого направления.
Работа И. Бентама «Введение к принципам моральности и законодательства» считается первым изложением концепции утилитаризма. Начало утилитаризма как направления моральной философии было положено в этом трактате.
И. Бентам полагал, что «принцип полезности» функционирует в четырех областях: политической, физической, религиозной и моральной. Он не прогнозировал, что опираясь на этот принцип все люди будут регулировать свое поведение. Этот принцип прежде всего касался законодателей и политических деятелей, которые вносят изменения в общество.
Говоря о личной этике «в ее типичном варианте», то она должна давать инструкции индивиду, каким образом увеличить личное счастье, которое есть частью счастья всего общества. В этом трактате была осуществлена классификация страданий — 12 видов и 14 видов удовольствий, проанализированы такие понятия, как «страдание», «эмоция», «жажда», «мотив», «зло», «благотворительность» и другие.
Дж. Милль разделяет «полезное» от чувственных удовольствий и выгоды. Он считает, что удовольствие бывают количественно и качественно разными. Те, которым отдает предпочтение большинство людей — считаются наиболее ценными. По возможности люди стремятся к удовлетворению чувства собственного достоинства, то есть, отдают предпочтение высшим потребностям.
По определению Дж. Милля, мораль — это такие правила для руководства в человеческих поступках, через их осуществление для всего человечества создается наиболее богатое наслаждениями и свободное от страданий существование. По мнению Дж. Милля утилитаризм развивает традиции стоицизма и христианства, идеал общечеловеческого единения и любви. Также не менее важно прилагать усилия для достижения личного счастья каждым человеком.
Кроме главного принципа полезности существуют также второстепенные принципы: «учитывай интересы ближних», «противодействуй несчастью», «не навреди». Образование этого направления происходило в споре с интуитивизмом и приоризмом, со взглядами Канта, в частности. Однако, эта теория не обошла и внутренних противоречий. Прежде всего это относиться к проблеме нахождения основоположений для оценивания поступков.
В классическом утилитаризме оценка поступка основывается на последствиях действия, взятого в качестве самостоятельного совершенного акта и соблюдения прав других людей в качестве одного из последствий действия. В то же время права человека выступают как стандарт, выполнение которого обязательно для всех людей.
Механизм, двигатель человеческих поступков по Бентаму — психика человека: страдания, чувства и удовольствие. Человек все время находится между этими психическими состояниями. Полезность поступков может дать чувство удовлетворения, что равнозначно понятию счастье.
Полезность — это то, что приносит благополучие, удовольствие, счастье и добро, а противоположным ему есть чувство несчастья. Бентам ставит понятие полезности в центр понимание мотивов поступков людей, считает, что с него целесообразно выводить законодательные и моральные нормы. Он считает, что понятие полезности лежит в основе природы человека.
Вопроса о связи общественных и частных интересов рассматриваются на основе понятия «сущность». Согласно Бентама существуют два типа сущностей. Первые — это те, которые реально существуют, или те, которые можно постичь здравым смыслом. Вторые — те, которые не существуют реально — это категории, в частности этические. Бентам опровергает существование нравственных связей между людьми, поскольку они, по его мнению – мнимая величина.
Джеймс Милль — последователь учения Бентама — выходил из идей Юма в проблемах гносеологии, что повлияло на этическую теорию философа. По мнению Милля, ощущение — это основа знаний о мире. Свое понимание основ познания он переводил и на мораль. Чувство неудовлетворенности и удовольствие – самые простые — соотносятся с определенным поступком.
Общность поступков и чувств составляет содержание нравственности.
Основой чувство удовлетворения есть власть, богатство, самоутверждения, — эти эгоистические причины поведения и является основой моральности. Милль путем воспитательного воздействия пытался разработать способы перевода субъективного эгоизма в общественно желаемое поведение. С этой целью он считал необходимым создать правовую систему наказаний и поощрений.
Сын Дж. Милля, Джон Стюарт Милль, продолжал развивать этическую систему утилитаризма в собственном труде «Система логики». К истории этики как разновидность моральной теории утилитаризм вошел благодаря Миллю. Он объясняет моральную ценность поступков их полезностью и рассматривает моральные правила и чувства как результат морального опыта человечества. Считает, что когда человек достигает «своего», то так он вносит свою часть в создание «мирового блага»; видит моральную значимость в любви к другому, как к самому себе; отвергает чисто количественный способ отношения к удовольствиям, подчеркивая их качественные параметры, отличая их от счастья.
Права человека по Миллю — определенный стандарт, его исполнение — обязанность для каждого. В отличии от своих предшественников, Милль не сводит полезность к эгоистическому наслаждения. В его этике речь идет об альтруистическом принципе, однако, не раскрываются переход эгоизма в альтруизм.
Дж. С. Милль разделяет удовольствие на высшие — интеллектуальные и на низшие — чувственные, что является отличительным от взглядов его предшественников. Основа общественных явлений — это общие законы человеческой природы, объект общественных наук. Этика же — это искусство, которое призвано реализовать совокупность норм, опираясь на которые человек имел бы возможность избавиться от переживаний и быть счастливым. Этика — способ морального самосовершенствования человека, а значит и всего общества.
На сегодня современные утилитаристы обсуждают качественную неоднородность удовольствий и желаний, которые вносят существенные коррективы в методику определения количественных показателей личностного благополучия. Последователи Дж. С. Милля определяют качественное отличие высших удовольствий от низших.
Многие современники признают общую правомерность разграничения Милля, но стараются избегать тезиса об основательной несовместимости различных удовольствий. Философы пользуются для объяснения относительного преимущества высших удовольствий следующими количественными параметрами — расширение общей восприимчивости и чувствительности человека. Дж. Дж. Смарт считает этот подход достаточно рациональным, ведь в реальной моральной практике качественный и количественный подходы к разграничению удовольствий не очень отличаются.
УТИЛИТАРИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «УТИЛИТАРИЗМ» в других словарях:
Утилитаризм — Утилитаризм ♦ Utilitarisme Всякое учение, основывающее свои оценочные суждения на понятии пользы. Значит, утилитаризм – то же самое, что эгоизм? Нет, не значит. Большинство утилитаристов (в частности, Бентам (***) и Джон Стюарт Милль (***))… … Философский словарь Спонвиля
УТИЛИТАРИЗМ — (фр. utilitarisme, от лат. utilis полезный). 1) термин, введенный Д. С. Миллем главным представителем утилитарной морали, ставящей своим идеалом возможно большую пользу (счастье), возможно большего числа людей. Принципы утилитаризма были… … Словарь иностранных слов русского языка
Утилитаризм — (лат.utilitas пайда) – моральдық философиядағы бағыт. Оның негізін қалаушы ағылшындық философ, экономист, заңгер – теоретик, атақты Адам Смиттің (экономист) шәкірті И.Бентам болды («Введение в принципы нравственности и законодательства»… … Философиялық терминдердің сөздігі
“Утилитаризм” — “УТИЛИТАРИЗМ” (Utilitarianism) этическая работа Дж. С. Милля. Впервые опубликована в 1861 в журнале “Frazer s Magazine”, отдельным изданием в 1863. В ней подытоживаются и в полемике с оппонентами аргументируются и уточняются основные… … Философская энциклопедия
УТИЛИТАРИЗМ — УТИЛИТАРИЗМ, утилитаризма, мн. нет, муж. (от лат. utilitas польза). 1. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классовом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей (филос.). 2. Деятельность, основанная на… … Толковый словарь Ушакова
утилитаризм — практицизм, прагматизм, прагматичность, прагматика Словарь русских синонимов. утилитаризм сущ., кол во синонимов: 4 • прагматизм (6) • … Словарь синонимов
УТИЛИТАРИЗМ — (utilitarianism) Теория, согласно которой правила и институты должны оцениваться на основании того, насколько они хороши для благосостояния (welfare) человека. Наибольшее счастье наибольшего числа людей – это лозунг Иеремии Бентама, основателя… … Экономический словарь
утилитаризм — а, м. utilitarisme m. <лат. utilitas польза. 1. филос. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классовом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей. Уш. 1940. Идеалистическое философско этическое учение,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
«УТИЛИТАРИЗМ» — (Utilitarianism) – этическая работа Дж.С.Милля. Впервые опубликована в 1861 в журнале «Frazer’s Magazine», отдельным изданием – в 1863. В ней подытоживаются и в полемике с оппонентами аргументируются и уточняются основные положения этической… … Философская энциклопедия
Тест с ответами по этике
1. Сколько в научном смысле существует этика?
a) более 20 веков;+
b) более 10 веков;
c) с конца 18 века;
d) с IV века до нашей эры.
2. Что за наука «этика»?
a) которая изучает добродетели;
b) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей
c) о морали, нравственности;+
d) о нравах, обычаях.
3.Каким этическим нормам уделяется внимание в рамках западной европейской культуры?
a) польза, выгода, трудолюбие;
b) справедливость, добро, благо;+
c) честь, свобода, вера.
4. Что такое мораль?
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
b) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;+
c) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
d) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
5. Что такое социальные нормы?
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;+
b) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
c) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
d) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
6. Что такое традиции?
a) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
b) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
c) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
d) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.+
7. Кому принадлежит этический памятник “Домострой”?
a) Древней Греции;
b) Индии;
c) России.+
8. Что представляют собой нормы общественных организаций?
a) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
b) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
c) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.+
d) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
9. Что изучает “деонтология”?
a) учение о правилах поведения;
b) учение об общественных нравах и обычаях;
c) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.+
10. Кто является основателем этики?
a) Платон (428-328 до н.э.)
b) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).+
c) Аристотель (384-322 до н.э.),
d) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)
11. Кто впервые использовал термин «этика» (ethica) для обозначения науки, которая изучает добродетели:
a) Платон (428-328 до н.э.)
b) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
c) Аристотель (384-322 до н.э.),+
d) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)
12. Что подразумевается под деловой беседой?
a) использование лести;
b) использование литературного языка;
c) комплиментарное воздействие;+
d) чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона
13. Сколько этапов в истории развития этики как науки?
a) 3 этапа: античная этика, средневековая этика, современная этика.
b) 2 этапа: античная этика, современная этика.
c) 5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.+
d) 4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
14. Кто ввел термин «мораль»?
a) Гомер;
b) Тацит;
c) Цицерон.+
15. К какой этике относится данный постулат – “Любовь к ближнему”?
a) античной;
b) конфуцианской;
c) христианской.+
16. Что такое эвдемонизм?
a) долг;
b) красота;
c) счастье.+
17. Кто ввел понятие “греха”?
a) Платон;
b) Аристотель;
c) Фома Аквинский.+
18. Что подразумевается под деловой беседой?
a) использование лести;
b) использование литературного языка;
c) комплиментарное воздействие;+
d) чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона
19. Что подразумевается под понятием «этикет»?
a) религиозное учение;
b) памятник древней этической мысли;
c) культура поведения.+
20. Кто является автором концепции «свобода как познанная необходимость»?
a) Аристотель;
b) Гегель;+
c) Кант;
d) Сартр.
21. Какие существуют виды барьеров общения?
a) межъязыковые;+
b) мировоззренческие;
c) психологические;+
d) соматические;
e) социальные;+
f) технические;+
22. По какому принципу не может вестись деловое общение?
a) доброжелательность;
b) порядочность;
c) тактичность;
d) уважительность;
e. эгоизм+
23. Что является основной христианской добродетелью?
a) вера;
b) любовь;
c) надежда;
d) сила;
e) смирение+
24. Что не является способом регулирования межличностных отношений?
a) проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;
b) регулирование межгрупповых отношений;+
c) учет социально-психологических процессов и явлений в коллективах;
d) целенаправленное обучение персонала современным технологиям нравственного взаимоотношения