с каких слов начинается кондак рождества христова
Разъяснение основных песнопений Рождества Христова
Рождество Христово |
Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии:
С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!
(Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).
Частое повторение в этой песни: с нами Бог! свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила.
Тропарь, глас 4-й
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.
Стихира
Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
Прокимен
Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается
(Пс. 109, 3—4).
Стихира
Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Прокимен на литургии
Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний
(Пс. 65, 4).
Торжество этого праздника усугубляется для Русской Православной Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов (французов) и с ними двадцати языков (народов) в 1812 году. После литургии совершается благодарственное молебствие.
Кондак на Рождество Христово
Перевод и комментарии
Диакон Владимир Василик
Рождественский кондак: примечания переводчика
Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев — преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак — лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них — «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа). Предлагаемый кондак — четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания — 20–30-е годы VI века.
Богословие кондака говорит о Рождестве Христовом как об исполнении ветхозаветных пророчеств:
Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав,
И воспринял он в свой ум Дождь, сошедший на руно,
Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи,
Купину в огне неопалимую,
Ааронов жезл произросший.
С другой стороны, Воплощение — создание нового мира и рекапитуляция падения Адама:
Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение,
От чрева Твоего Сего воспринял.
Пала когда-то жена, и Жена ныне восставляет.
От Девы рождается Девственник.
Преподобному Роману не чужда концепция Воплощения как божественной военной хитрости в борьбе с дьяволом за спасение человека:
Ибо не мнит бесчестием царь, когда он врага желает низложить,
Коль во одежду воина он облекается.
И посему сразившего Адама Бог, стремясь сразить,
Воплощается от Девы.
И ставится капкан для вселукавца.
Для преподобного Романа характерно высокое почитание Девы Марии именно как Богородицы и Приснодевы. Особенно характерен припев: «Дева рождает и после Рождества Дева пребывает». С другой стороны, он чужд каких-либо представлений о преображении и тем более искуплении Девы Марии до воплощения, которые вошли в позднее католическое богословие:
И тем не менее, этот кондак пронизан представлением о высоком предназначении Пресвятой Богородицы:
Предназначил Тебя Сам Твой Создатель
Нести Его, подобно вышнему престолу, да всякий скажет:
«Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает».
В целом этот кондак представляет собой глубокое богословское произведение, нуждающееся в дальнейшем изучении.
Переводчик постарался по возможности точно передать стихотворный размер оригинала, который написан достаточно сложным стихом, подразумевающим как определенное количество слогов не только в каждом стихе, но и его отрезке, так и соответственный порядок ударений.
Кондак преподобного Романа на Рождество Христово
Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав,
И воспринял он в свой ум Дождь, сошедший на руно,
Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи,
Купину в огне неопалимую,
Ааронов жезл произросший.
И свидетельствует обручник Твой и хранитель, священникам воскликнув:
«Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает».
Что я зрю, вместить умом не могу — сверх ума бо есть человеческа.
Как огнь, нося сено, не опаляется,
Льва носит агница и орла же ласточка,
И служанка — Владыку?
Неописуемо во чреве смертном Бога
Мария моего Спасителя охотно носит. Радуясь, вопию:
«Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает».
Ибо не мнит бесчестием царь, когда он врага желает низложить,
Коль во одежду воина он облекается.
И посему сразившего Адама Бог, стремясь сразить,
Воплощается от Девы.
И ставится капкан для вселукавца.
Наш образ принял Бог предвечный. Ведь без семени
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает.
Прежде манну и сосуд золотой Моисей ковчег описует исполненный.
Что же значит сие, да исследуем.
Ничто же праздным не находится и неясным в Писании.
Но все прямо и истинно.
Златой сосуд — Христово тело,
Манна — Божественный Логос, с ним соединенный. Что же ковчег есть?
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает.
Ныне я зрю Ааронов сей жезл, что расцвел без поливавшего.
Ведь о нем написали Амос и Исаия.
Глаголят: «Изыдет жезл от корня Иессеева
И из корня цветок».
Кто же жезл Аарона и Иессея?
Мария, процветшая невозделанно плод жизни для нас.
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает.
Ведь некогда в купине был огонь, не паля терновник, но световодствуя,
Как ныне в Деве Господь.
Не желал обмануть Моисея ведь Бог
Или ввести в заблужденье.
Но дал ему Он знать то, что будет.
Показал купину огненосну, чтобы он узнал, что Христа
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает.
Иисусе, Тебя открывают Писания, манну и стамну знаменующие,
Цвет от корня познать нам дарующие.
И Твою Матерь нарицают цветом, ковчегом, жезлом,
Несущую во чреве,
Через Духа отверстую,
И пребывшую затворенной, да всяк скажет:
«Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает».
Радости глагол изрек Гавриил, в Деву он Слово засеял
Безбрачное рождение, Духом явив:
«Се с Тобою Господь и от Тебя и пред Тобою
Отец Твой и Сын Твой,
Пославший меня к Тебе и предваривший меня,
И после Рождества чистой Тебя соблюдший, да всякий речет:
“Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает”.
Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение,
От чрева Твоего Сего воспринял.
Пала когда-то жена — и Жена ныне восставляет.
От Девы рождается Девственник.
Ведь Еву Адам не познал тогда,
И Богородицу ныне Иосиф. Но без семени
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает».
Только услышала словеса сии от Ангела, воскликнула Дева:
«Как будет сие, ибо Я — неискусомужная.
Кто ныне в чертоге содержит меня как обручник, не как муж,
У себя меня сохраняет.
Если же родится, что ты называешь,
Делом лучшим телесного брака, то как всякий скажет:
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает?»
«Послушай меня, — говорит, — Мариам, к Тебе я, бесплотный, был послан,
Как иным небом стать долженствующей.
Не полагай на твое сердце то, что должен Иосиф
Восприять тебя, как супругу.
Предназначил тебя Сам Твой Создатель
Нести Его подобно вышнему престолу, да всякий скажет:
“Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает”».
«Бог пожелал обновить от Тебя всецело человека истлевшего.
Не говори: “Как живет и не опаляет Меня?”
Огонь, его же боишься, станет дождем на Тебя,
Его же Давид провозвестил.
“Как дождь, — говорит он — на руно снидет”.
Так обитает Бог спокойно во Деве, да всякий скажет:
“Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает”».
Ныне воспой Христа, о Мариам, долу в недрах Твоих носимого
И в вышних со Отцом сидящего,
Сосцы Твои сосущего, смертным же дарующего
Пищу Божественную свыше,
В вышних, как в скинии, живущего на небе,
И в нижних возлегшего в пещере ради любви к людям.
Дева рождает и по Рождестве Девой пребывает.
Рождество Твое, Христе Боже наш. Главные молитвы Рождества: перевод и текст
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Тропарь Рождества
Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.
Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Русский перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества
В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Русский перевод:
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Рождественские стихиры
В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):
Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?
Русский перевод:
Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»
В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Русский перевод:
Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»
Послушать тропарь:
Православная Жизнь
Православное богослужение четко структурировано и состоит из определенной последовательности разного вида молитвословий.
Некоторые из них являются постоянными, другие – изменяемыми. К последним относятся в том числе тропари и кондаки. Это короткие молитвы, раскрывающие богословский смысл праздника. Тропарь выступает основой, а кондак – его дополнением или раскрытием.
Таким образом, если мы хотим понять, что именно Церковь в этот день празднует, то можем ознакомиться с содержанием тропаря и кондака дня памяти события Cвященной истории или святого. Тексты тропарей и кондаков на каждый день можно найти в любом православном онлайн-календаре (например, на сайте days.pravoslavie.ru).
Во время богослужения тропарь и кондак праздника читаются и поются неоднократно. Например, во время вечерни – перед благословением хлебов; на утрени – после пения «Бог Господь и явися нам» (тропарь и кондак), после 3-й и 6-й песен канона (кондак); на часах – после псалмов (тропари) и перед молитвой «Иже на всякое время» (кондак); на Литургии – после Малого входа и пения заповедей блаженства. Во время Рождественской службы поются не «Блаженны», а тропарь Рождества со строками из псалмов (избранные псалмы).
Тропарь Рождества датируют IV в., кондак – VI в., поэтому язык их довольно архаичен и при понятности отдельных слов общий смысл может быть не столь очевиден.
Попробуем разобрать кратко эти тексты.
Тропарь Рождества Христова, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока. // Господи, слава Тебе!
Косая дробь в текстах молитв означает смысловые паузы, которые делаются при пении. Глас – это, грубо говоря, мелодия, на которую поется данная молитва. Всего существует восемь гласов.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. Тут все довольно просто: в Рождестве Христовом для всего мира воссиял или открылся свет разума (т. е. знания, понимания, смысла).
В нем бо звездам служащии. Речь идет о волхвах, персидских мудрецах, которые, по преданию, были астрологами и, изучая звезды, увидели на востоке одну особенную – Вифлеемскую. Им было открыто, что она свидетельствует о рождении Царя Иудейского. Волхвы пришли поклониться Ему (звездою учахуся Тебе кланятися и Тебе ведети с высоты Востока – были научены звездой, Кому следует поклоняться).
Солнцу Правды. Данная фраза отсылает нас к Книге пророка Малахии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Это место всегда однозначно толковалось как пророчество о Мессии. Иисус Христос Сам говорит о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
Также существует мнение, что данная фраза в свое время стала использоваться в том числе и как противопоставление культу Митры – непобедимого солнца. Известно, что с III в. в Римской империи 25 декабря был установлен как день его памяти. Полагают, что с принятием Византией христианства празднование Рождества Христова было приурочено к этой дате, чтобы заменить языческое торжество и наполнить символику Солнца христианским смыслом.
Здесь сто́ит напомнить, что по старому стилю Рождество празднуется 25 декабря, поэтому и в православных источниках обосновывается именно эта дата. Привычное нам 7 января является следствием перехода гражданского летоисчисления на григорианский календарь, тогда как Православная Церковь уже в течение двух тысяч лет неизменно придерживается юлианского.
В православной традиции 25 декабря как дата Рождества Христова выводится из евангельских событий. По одному из древних мнений Христос был убит в тот же день, что и зачат. В год Крестной смерти Спасителя еврейская Пасха пришлась на 25 марта, от которой отсчитали девять месяцев вперед. Этого суждения придерживались в частности св. Ипполит (III в.), свт. Иоанн Златоуст (IV в.) и Блаженный Августин (IV–V вв.). Другой расчет отталкивается от Рождества Иоанна Предтечи. Из Евангелия мы знаем, что разница в возрасте у Спасителя и Его Пророка была ровно шесть месяцев, из чего путем несложных арифметических исчислений опять получается день в районе 25 декабря.
Как бы то ни было, точность даты мало влияет на значимость и реальность праздника, поэтому разница во мнениях носит скорее информативный характер.
Таким образом, в тропаре Рождества Христова посредством переплетения ветхозаветных пророчеств, новозаветных событий и поэтических образов света и небесных светил говорится о том, Кто есть истинный Смысл, Истина и Господь, достойный поклонения.
Кондак Рождества Христова, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит, / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют, / нас бо ради родися // Отроча Младо, Превечный Бог.
В кондаке сжато изложено, что Рожденный от Девы не просто младенец, но воплощенный Бог. К Нему прилагаются Божественные свойства: Он именуется Пресущественным (т. е. существовавшим всегда и прежде всего), Неприступным (т. е. недоступным, недосягаемым) и Превечным (т. е. вечным, бесконечным).
Именно как Богу вся природа приносит Новорожденному поклонение: Ангелы и пастухи славословят, волхвы с дарами спешат за путеводной звездой и даже неодушевленная земля приносит Ему пещеру (вертеп).
Важным акцентом является упоминание, что ребенок (Отроча Младо) рожден для конкретной цели – «нас бо ради». В других молитвословиях праздника данный смысл раскрывается шире. Так, в одной из стихир поется: «да ликовству́ет у́бо вся тварь и да игра́ет, обнови́ти бо ю прии́де Христо́с и спасти́ ду́ши на́ша» (Стихира на стиховне. Рождество Христово). Все творение Божие призывается к ликованию и торжеству. Играть переводится как прыгать, плясать, радоваться, ликовать. Так что радость ожидается от нас довольно бурная, подобающая масштабу повода. Ведь Христос пришел на землю обновить Свое создание и спасти нас от тления и смерти.
Поздравляем всех с Рождеством Христовым и желаем радости о родившемся Господе. Будем и мы ликовать и – в рамках разумного – играть. И «славосло́вяще, возопии́м Eму́: / Сла́ва в Вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, / дарова́ бо прише́ствие Твое́, // Спа́се наш, сла́ва Тебе́» (Стихира Праздника. Рождество Христово).
Христос рождается! Славим Его!
С каких слов начинается кондак рождества христова
Русская Православная Церковь
Храм Cвятителя Николая в д. Полтево
Никольский храм
Богослужения и требы
Жизнь прихода
Контакты
Новости
27.09.2021 | Administrator
С 3 октября в 11:00 по воскресеньям начнутся занятия для детей в воскресной школе. Расписание. Подробнее.
23.05.2021 | Administrator
Команда нашей воскресной школы приняла участие в турнире по мини-футболу «Кубок Воскресных школ Балашихинского благочиния». Подробнее.
01.02.2021 | Administrator
Братья и Сестры! Внимание! Праздник переносится на 21 февраля 2021 12:00 в связи с неблагоприятными погодными. Подробнее.
28.12.2020 | Administrator
24 января (воскресенье) состоится лыжный поход в храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Зюзино. Желающих, просьба. Подробнее.
Канон Рождества Христова
Ирмос: Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися. | Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пой Господу вся земля и с веселием воспойте люди, ибо Он прославился. |
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе! | Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! |
Кондак Рождества Христова
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог. | Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог. |
Величание Рождеству Христову
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
Тропарь и кондак предпразднства Рождества Христова
Тропарь предпразднства, глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства, глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.
- с каких слов начинается исповедь в храме
- с каких слов начинается литургия в храме