с чем защитники иконопочитания сравнивали икону

Иконоборчество: почему возникло и почему проиграло

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Сегодня для нас слово «икона» имеет преимущественно сакральное значение. Так называют написанное в соответствии с церковными канонами и освященное живописное изображение Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, а также священных событий.

Между тем в древнегреческом языке слово εἰκών (eikōn), от которого и происходит русская «икона», не обозначало священных предметов. На русский оно переводится как «образ», «изображение», «подобие», «сравнение».

Так называли любые картины или художественные изображения, например, даже извания. Это древнегреческое слово является однокоренным с глаголом ἔοικα (eoika) – «быть похожим», «походить», «подобать», «приличествовать». В Византии после принятия христанства древнегреческое εἰκών трансформировалось в слово ἡ εἰκόνα (ikona), которое и стало обозначать уже собственно церковные священные изображения, т.е., иконы.

Вообще образы Христа, Богородицы, святых и священных событий появляются в христианстве во втором веке. Уже к IV веку стены многих храмов были расписаны живописными изображениями.

Однако, как известно, почитание икон в Церкви укоренялось не просто. В VIII-IX веках в Византии большое распространение получила ересь иконоборчества – εἰκονομαχία (ikonomahia).

Ее приверженцы, среди которых были некоторые византийские императоры и даже патриархи, считали, что поклонение иконам нарушает вторую заповедь Моисея «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20: 4,5).

Надо сказать, что отчасти ересь иконоборчества возникла как ответная реакция на крайности народного почитания икон, которое к тому времени отчасти начало впадать в суеверия. То есть, как и многие другие ереси, она представляла собой совершенно неправильный выход из сложившейся к тому времени неправильной ситуации. Тогда, например, получили распространение обычаи брать иконы в восприемники детям, примешивать краску с икон в евхаристическое вино, и т.д.

Иконоборцы свою борьбу с иконами аргументировали тем, что нельзя поклоняться «рукотворным вещам». В ходе же богословских споров на эти темы защитниками иконопочитания было сформулировано, что иконам следует поклоняться и к ним прикладываться, но не служить им, потому что служение приличествует только Богу: «Поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога».

Также поклоняются Кресту и Евангелию, и прочим святыням, но не служат им. Икона – это образ Первообраза, и «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Интересно, что в ереси иконоборчества сошлись крайности – крайний спиритуализм и приземленные мирские интересы. С одной стороны, как говорили иконоборцы, Божество полностью неизобразимо, и Его нельзя «оскорблять бессловесным и мертвым веществом». С другой стороны, ересь иконоборчества получила поддержку и по государственно-политическим, мирским соображениям в ситуации борьбы византийских императоров с монашеством. Монахи никак не хотели отступать от иконопочитания, императоры же Лев III Исавр (717–741) и Константин V Копроним (718–775) cчитали, что монастыри отвлекают на себя слишком много материальных ресурсов и людей, которые могли бы пригодиться империи в ее многочисленных войнах с варварами.

И такого ожесточения в борьбе с иконами, возможно, не было бы, если бы вопрос о них не оказался связан с материальными и государственными интересами. Императоры-иконоборцы, борясь с монашеством, попутно ожесточались и на иконы. Кстати, настоящим оплотом иконоборцев в борьбе с «иконопоклонниками» была византийская армия и военные.

Однако ожесточенная борьба с иконами, которая во многом велась ради секуляризации общественной жизни и культуры, ради мирских интересов, приводила к значительному обеднению культуры. Уничтожались иконы, которые были выдающимися художественными произведениями, а стены церквей расписывались арабесками и виньетками из птиц и растений, художественная ценность которых была неизмеримо ниже.

А.В. Карташев в «Истории Вселенских соборов» пишет о «ханжеском и фальшивом аргументе иконоборцев», который призывает «бросить всякое знание и художество, дарованное Богом ради славы Его». Иконоборцы отвергали «в принципе и всякое знание, и всякое богословие, и всякую мысль и слово человеческое, как орудия выражения догматов. Это было не только лицемерное напускное варварство, но и просто дуализм, отвергающий святость всего материального. VII Вселенский собор православно восстает против этой скрытой ереси монофизитства и дуализма и защищает вместе с искусством и “всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его”. Просветительский либерализм иконоборцев таким образом оказывается мракобесием, а богословие VII собора – благословением науки и культуры, самым глубоким и непререкаемым».

В 754 году был проведен иконоборческий собор, который осудил почитание икон. Также этот собор анафематствовал константинопольского патриарха Германа и преподобного Иоанна Дамаскина, которые были убежденными сторонниками иконопочитания. Хотя собор претендовал на статус вселенского, позже его решения были отвергнуты Церковью.

Состоявшийся в 787 году Седьмой Вселенский Собор утвердил догмат иконопочитания. А в 843 году состоялся еще один церковный собор, который подтвердил все определения VII Вселенского собора и установил чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия и анафематствования еретиков. Этот чин до сих пор совершается в нашей Церкви в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого Поста).

Фото на заставке: Кахрие-джами, Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре, Стамбул; Базурин Никита.

Источник

Иконопочитание

Иконопочита́ние – чество­ва­ние и почи­та­ние святых пра­во­слав­ных икон, осу­ществ­ля­е­мое в соот­вет­ствии с дог­ма­ти­че­ским уче­нием, литур­ги­че­скими и кано­ни­че­скими нор­мами Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Догмат 367 св. отцов VII Все­лен­ского собора).

с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Смотреть фото с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Смотреть картинку с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Картинка про с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Фото с чем защитники иконопочитания сравнивали икону

Гре­че­ское слово икона пере­во­дится как «образ». Икону назы­вают «живо­пис­ным Еван­ге­лием» (т.к. она опи­сы­вает в крас­ках то, что Св. Писа­ние опи­сы­вает сло­вами), «бес­сло­вес­ной про­по­ве­дью», «бого­сло­вием в крас­ках» (см. Сим­во­лика икон), «окном в неви­ди­мый мир».

Чество­ва­ние покло­не­ние иконам отно­сится не к самому мате­ри­алу иконы (не к дереву и крас­кам), а к лич­но­сти того, кто изоб­ра­жён на иконе. Основ­ной тезис ико­но­по­чи­та­ния: «Честь, воз­да­ва­е­мая образу, пере­хо­дит на Пер­во­об­раз».

Ико­но­бор­че­ство ставит под сомне­ние основ­ной догмат хри­сти­ан­ства – учение о Бого­во­пло­ще­нии, т. е. фак­ти­че­ски пред­став­ляет собой раз­но­вид­ность доке­тизма (отри­ца­ние реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния).

Не нару­шает ли прак­тика ико­но­по­чи­та­ния 2‑ю запо­ведь Вет­хого Завета?

Вторая Запо­ведь Вет­хого Завета звучит так: “Не сотвори себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния; не покло­няйся им и не служи им”. Эта запо­ведь направ­лена против идо­ло­по­клон­ства, а не ико­но­по­чи­та­ния, и её сле­дует вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, а не отрыве от 1‑й Запо­веди “Я есть Гос­подь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня”.

Немного исто­рии. Вет­хо­за­вет­ный бого­из­бран­ный народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в еди­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами. Чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, чтобы ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские веро­ва­ния в идолов (почи­та­ние живот­ных, обо­жеств­ле­ние мате­ри­аль­ных объ­ек­тов), Бог уста­нав­ли­вает эту запо­ведь.

Можно вспом­нить зна­че­ние слова «кумир» – это скульп­тур­ное изоб­ра­же­ние язы­че­ского боже­ства. Для нас это слово стало иметь более широ­кий смысл – пред­мет обо­жа­ния.

Эта запо­ведь была дана в Ветхом Завете в про­ти­во­вес язы­че­ским идолам и под­чёр­ки­вала, что Бог неопи­суем, неизоб­ра­зим. Мы же живём уже во вре­мена Нового Завета, когда Бого­во­пло­ще­ние открыло воз­мож­ность ико­но­по­чи­та­ния. Бог стал чело­ве­ком (воче­ло­ве­чился) и это поз­во­ляет нам его изоб­ра­жать в образе чело­века.

Можно ли быть пра­во­слав­ным, но не почи­тать иконы?

Отказ от ико­но­по­чи­та­ния не так без­оби­ден для хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, как это может пока­заться на первый взгляд.

Во-первых это отказ от Сим­вола веры в части веры в единую, святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. Про­ти­во­по­став­ле­ние себя всей Церкви, почи­та­ю­щей иконы – явный при­знак гор­до­сти.

Во-вторых, это иска­жён­ное, ере­ти­че­ское тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, про­ти­во­по­став­ле­ние Вет­хого Завета Новому, отри­ца­ние их пре­ем­ствен­но­сти.

В‑третьих, это непо­ни­ма­ние дог­ма­ти­че­ского учения Церкви.

В‑четвёртых, отри­цая ико­но­по­чи­та­ние, про­тив­ники свя­щен­ных изоб­ра­же­ний отсе­кают от себя и источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, и сред­ство молит­вен­ного обще­ния.

Что явля­ется осно­ва­нием дог­мата об ико­но­по­чи­та­нии?

Догмат ико­но­по­чи­та­ния сфор­му­ли­ро­ван так: взирая на образ (икону), умом вос­хо­дим к пер­во­об­разу (Богу-Троице), к лич­но­сти Христа, Бого­ро­дицы и свя­того (в т.ч. ангела).

Догмат ико­но­по­чи­та­ния имеет своим осно­ва­нием догмат о Бого­во­пло­ще­нии и явля­ется его бого­слов­ским раз­ви­тием. «Бога не видел никто нико­гда. Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем Он явил» ( Ин.1:18 ); явил образ – икону Бога. Таким обра­зом, чрез вопло­ще­ние Бога Слово – Иисус Хри­стос, будучи сия­нием славы и обра­зом Ипо­стаси Его (Отца) ( Евр.4:3 ), являет миру в Боже­стве Своем и Образ Отчий, и славу Его ( Ин.1:14-15 ). В другом случае, на просьбу апо­стола Филиппа: «Гос­поди, покажи нам Отца», Гос­подь отве­чает: «Сколько вре­мени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп? Видев­ший Меня видел Отца» ( Ин.14:8-9 ). Так же при исце­ле­нии сле­по­рож­ден­ного Гос­подь на вопрос послед­него: «А кто Он (Сын Божий), Гос­поди, чтобы мне веро­вать в него?» – сказал ему: «И видел ты Его и Он гово­рит с тобою» ( Ин.9:36-37 ). Поэтому как в «недре Отчем», так и по вопло­ще­нии Сын – Гос­подь наш Иисус Хри­стос – Еди­но­су­щен Отцу, и подобно тому, как сын явля­ется есте­ствен­ным обра­зом отца, так живой, есте­ствен­ный и неиз­мен­ный образ неви­ди­мого Бога есть Сын – Иисус Хри­стос, – нося­щий в Себе всего Бога Отца, во всем подоб­ный Ему (Отцу), кроме нерож­ден­но­сти и оте­че­ства, свой­ствен­ных Отцу. Таким обра­зом, эта рас­крыв­ша­яся в Новом Завете истина – Бого­во­пло­ще­ние – лежит в основе хри­сти­ан­ского изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, то есть ико­но­гра­фии. «В древ­но­сти Бог, – пишет пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин, – бес­те­лес­ный и не име­ю­щий вида нико­гда не изоб­ра­жался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с чело­веки поживе, изоб­ра­жаю види­мое Бога». Воче­ло­ве­че­ние Христа не только «лега­ли­зо­вало», сде­лало воз­мож­ным изоб­ра­же­ние гор­него мира, но в силу неве­ро­ят­ного Откро­ве­ния Божия в Сыне пре­об­ра­зило бого­по­зна­ние, выстро­ило и орга­ни­зо­вало собой новое пони­ма­ние миро­устрой­ства, пре­об­ра­зило сам взгляд чело­века на мир, на себя самого, на свою дея­тель­ность в мире, как линза, собрало все и вся в единый хри­сто­ло­ги­че­ский фокус.

Что значит почи­тать образ Божий?

Истин­ным почи­та­те­лям и твор­цам икон оче­видно: ико­но­пи­са­ние не заклю­ча­ется в порт­ре­ти­ро­ва­нии, в иллю­стри­ро­ва­нии. Ико­но­по­чи­та­ние не сво­дится к лобы­за­нию икон, каж­де­нию им, воз­жи­га­нию свечей, затеп­ли­ва­нию лампад перед ними. Почи­тать образ Божий в духе и истине ( Ин.4:24 ) озна­чает для всех хри­стиан – стре­миться вос­со­зда­вать Его в самих себе и в мире, воз­вра­щая мир Богу, обо­жи­вая его. Глав­ной же свя­ты­ней в мире Божием явля­ется чело­век. В этом смысле всем хри­сти­а­нам над­ле­жит быть твор­цами – ико­но­пис­цами и рестав­ра­то­рами образа Божия. По мысли Святых Отцов, «каждый из нас есть ико­но­пи­сец соб­ствен­ной жизни». И ста­но­вится понят­ной связь запо­веди о любви к Богу и к ближ­нему с почи­та­нием образа Божия, явлен­ного в чело­веке, то есть с любо­вью к Нему. Истин­ными ико­но­пис­цами, твор­цами Цер­ковь и назы­вает поэтому не худож­ни­ков, а Святых Отцов, испол­нив­ших эти запо­веди, явив­ших нам образ Божий в самих себе. Ответ­ствен­ность цер­ков­ных худож­ни­ков при ико­но­пи­са­нии состоит в том, чтобы быть вер­ными Пре­да­нию, то есть вос­со­зда­вать в самих себе образ Божий, шествуя свя­то­оте­че­ским путем, и, как след­ствие, дать Церкви и миру воз­мож­ность созер­цать то, что сами уви­дели. Это значит – точно явить образ Божий на иконах во всей пол­ноте, данной худож­нику в Пре­да­нии, частью кото­рого явля­ется ико­но­пис­ное насле­дие.

Какова связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием?

Цен­тром, серд­це­ви­ной слу­же­ния Церкви явля­ется Литур­гия в ее евха­ри­сти­че­ском – бла­го­дар­ствен­ном и жерт­вен­ном – пони­ма­нии. Все в Церкви свя­зано с Евха­ри­стией и нахо­дит в ней свое начало. Какова же сущ­ност­ная связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием? В Евха­ри­стии мы бла­го­да­рим Гос­пода, при­нося Ему в жертву все, что можем, из своего «я», то есть, воз­можно, более полно сми­ря­емся, ума­ляем себя для осво­бож­де­ния от себя. И при­ни­маем Святые Дары, Источ­ник истин­ной жизни – Тело и Кровь Хри­стовы. Но не погре­баем ли мы их? Про­ис­хо­дит ли в нас Вос­кре­се­ние Хри­стово, о кото­ром гово­рят и чино­по­сле­до­ва­ние Литур­гии, и под­го­то­ви­тель­ные и бла­го­дар­ствен­ные молитвы, про­из­но­си­мые каждым при­част­ни­ком? Чтобы чаемое вос­кре­се­ние мерт­вых про­изо­шло в дей­стви­тель­но­сти, этот дар и подвиг При­ча­ще­ния должны иметь своим след­ствием и нахо­дить кон­крет­ное выра­же­ние в даре и подвиге рас­кры­тия нами в себе образа Божия, в обо­же­нии – воз­вра­ще­нии своей икон­но­сти. Для этого дару­ется чело­веку сво­бода кре­сто­но­ше­ния – жизни по замыслу Божию. Для испол­не­ния боже­ствен­ного замысла жизни, этого страш­ного дара и подвига обре­те­ния икон­но­сти, и даются нам Святые Дары в таин­стве Евха­ри­стии. Про­яв­ляя их в своей жизни, то есть вновь бла­го­даря Бога и при­нося Ему в жертву свою жизнь, мы являем свое ико­но­по­чи­та­ние как почи­та­ние Пер­во­об­раза Бога (что и запо­ве­дано нам – честь бо образа на Пер­во­об­раз­ное вос­хо­дит). Почи­тая же Пер­во­об­раз – при­об­ща­емся, вос­со­здаем, храним Его в себе и отоб­ра­жаем Его в мире Божием. И если в ико­но­по­чи­та­нии мы реально покло­ня­емся Христу, то в Таин­стве Евха­ри­стии мы при­ни­маем Христа как реаль­ную снедь. При этом жиз­ненно важно исклю­чить созна­ние нату­ра­ли­стич­но­сти про­ис­хо­дя­щего и выявить реаль­ность при­об­ще­ния чело­века Богу силой и наи­тием Духа Свя­таго. Таким обра­зом, икона есть види­мое соот­вет­ствие реаль­но­сти про­слав­лен­ного Тела Хри­стова – Евха­ри­стии. Это соот­вет­ствие иконы нашему основ­ному таин­ству и выде­ляет ее из вся­кого дру­гого худо­же­ствен­ного твор­че­ства. То, чем Святые Дары явля­ются реально, но таин­ственно, – образ пока­зы­вает наглядно.

К кому обра­щены иконы?

Икона обра­щена прежде всего к Церкви, к ее литур­ги­че­ской, молит­вен­ной жизни. Но она, будучи одно­вре­менно тайной и хри­сти­ан­ским Откро­ве­нием, несет свое слу­же­ние и для мира. В наши дни нередко гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти для Пра­во­слав­ной Церкви ее еван­гель­ского бла­го­ве­стия всему миру. Своим явле­нием миру икона сама есть сви­де­тель­ство, сама есть пра­во­слав­ная миссия. А потому везде, где нет созна­тель­ного попра­ния свя­тыни, где люди покло­ня­ются Еди­ному Истин­ному Богу или хотя бы только стре­мятся к истин­ному покло­не­нию Ему, ищут Его, там везде сле­дует при­вет­ство­вать появ­ле­ние пра­во­слав­ных икон как сви­де­те­лей Истины.

Источник

Тест: Иконопочитание

Свя­тость, как одно из свойств Божи­их (Свят, Свят, Свят Гос­подь Сава­оф! ( Ис. 6:3 ) отра­жа­ет­ся и в угод­ни­ках Божи­их и в физи­че­ских пред­ме­тах. Поэто­му почи­та­ние свя­тых людей, свя­щен­ных пред­ме­тов и изоб­ра­же­ний, а так­же соб­ствен­ное стрем­ле­ние к под­лин­но­му Бого­об­ще­нию и пре­об­ра­же­нию – явле­ния одно­го порядка.
Будь­те пере­до Мною свя­ты, ибо Я свят Гос­подь… ( Лев. 20:26 )
По тому, как отно­сят­ся чле­ны семьи к иконе, перед кото­рой воз­но­си­ли молит­вы ко Гос­по­ду их пра­де­душ­ки и пра­ба­буш­ки, мож­но судить и о сте­пе­ни воцер­ко­в­ле­ния людей, и о их благочестии.
Но береж­ное и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к иконе у пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на не долж­но пере­рас­тать в недо­пу­сти­мые фор­мы покло­не­ния. Вос­пи­ты­вать пра­виль­ное почи­та­ние свя­щен­ных изоб­ра­же­ний нуж­но с само­го ран­не­го воз­рас­та. Все­гда необ­хо­ди­мо пом­нить о том, что ико­на это изоб­ра­же­ние, свя­щен­ное, но все же толь­ко изоб­ра­же­ние. И нель­зя путать такие поня­тия как образ – само изоб­ра­же­ние, и пер­во­об­раз – тот, кто изображен.
С.В. Алек­се­ев

Защит­ни­ки ико­но­по­чи­та­ния срав­ни­ва­ли ико­ну со Свя­щен­ным Писа­ни­ем. Ико­ну назы­ва­ют «живо­пис­ным Еван­ге­ли­ем», так как она опи­сы­ва­ет в крас­ках то, что Св. Писа­ние опи­сы­ва­ет словами.

Поме­щать сде­лан­ные при зем­ной жиз­ни фото­гра­фии свя­тых в домаш­ний ико­но­стас, а так­же воз­но­сить перед ними молит­ву кано­ни­че­ски неправильно.
Фото­гра­фии пере­да­ют изоб­ра­же­ние чело­ве­ка в про­цес­се его вос­хож­де­ния к гор­ним высо­там духа; ико­на же, бла­го­да­ря сво­е­му осо­бо­му образ­но-сим­во­ли­че­ско­му язы­ку, явля­ет угод­ни­ка Божия в состо­я­нии прославленном.
С.В. Алек­се­ев

Ересь ико­но­бор­че­ства полу­чи­ла осо­бое рас­про­стра­не­ние в VIII в., при импе­ра­то­ре Льве Исав­ре. Ико­но­бор­цы счи­та­ли, что ико­но­по­чи­та­ние срод­ни идо­ло­по­клон­ству. Нуж­но ска­зать, что в то вре­мя отно­ше­ние мно­гих веру­ю­щих к пра­во­слав­ным ико­нам носи­ло суе­вер­ный харак­тер (неред­ко люди счи­та­ли свя­щен­ной даже крас­ку с икон), что дава­ло ере­ти­кам допол­ни­тель­ный повод для борь­бы с ико­но­по­чи­та­ни­ем. Для того, что­бы осу­дить эту пагуб­ную ересь и утвер­дить ико­но­по­чи­та­ние, был созван VII Все­лен­ский Собор.

Пер­вое вос­кре­се­нье Вели­ко­го поста име­ну­ет­ся неде­лей “Тор­же­ства Пра­во­сла­вия”. Празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия воз­ник в 843 г. в свя­зи с окон­ча­тель­ной побе­дой над ере­сью ико­но­бор­че­ства (осуж­ден­но­го еще на VII Все­лен­ском собо­ре в 787 г.), но содер­жа­ние его гораз­до шире.

с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Смотреть фото с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Смотреть картинку с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Картинка про с чем защитники иконопочитания сравнивали икону. Фото с чем защитники иконопочитания сравнивали икону

Одним из рас­про­стра­нен­ных изоб­ра­же­ний Спа­си­те­ля, наря­ду с изоб­ра­же­ни­ем рыбы, было изоб­ра­же­ние агнца.
Агнец же, как и рыба, впря­мую отоб­ра­жа­ет Хри­ста, кото­рый в Еван­ге­лии назван Агн­цем Божи­им, «кото­рый берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ).
Сре­ди свя­щен­ных изоб­ра­же­ний пер­вых веков, нахо­ди­мых в рим­ских ката­ком­бах, кото­рые не впря­мую сим­во­ли­зи­ру­ют Спа­си­те­ля, а изоб­ра­жа­ют саму идею Спа­се­ния, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие: якорь — образ хри­сти­ан­ской надеж­ды (и сей­час уста­нав­ли­ва­ют на купо­лах вось­ми­ко­неч­ный крест под кото­рым полу­круг); феникс, уми­ра­ю­щая и вос­кре­са­ю­щая пти­ца, — образ все­об­ще­го вос­кре­се­ния; сим­во­лом вос­кре­се­ния явля­ет­ся и петух, кото­рый сво­им кри­ком про­буж­да­ет от сна; пав­лин — сим­вол бес­смер­тия, так как по древним пове­ри­ям его мясо не под­вер­же­но гни­е­нию; вино­град­ная лоза — ука­за­ние на Цер­ковь, ведо­мую Хри­стом ( Ин.15:5 ).
С.В. Алек­се­ев

В “Энцик­ло­пе­дии пра­во­слав­ной свя­то­сти” гово­рит­ся: “В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии архан­гел Гав­ри­ил изоб­ра­жа­ет­ся с олив­ко­вой вет­вью в руках — сим­во­лом при­ми­ре­ния Бога и тво­ре­ния (в сцене Бла­го­ве­ще­ния на цар­ских вра­тах); ино­гда с фона­рем, внут­ри кото­ро­го горит све­ча, в пра­вой руке и с зер­ка­лом из яспи­са, в левой (сим­во­лы сокры­тых до вре­мен испол­не­ния судеб Божих, кото­рые пости­га­ют­ся теми, кто смот­рит­ся в зер­ца­ло сло­ва Божия и сво­ей совести)”.

“В ста­рое вре­мя на Руси в бла­го­че­сти­вых древ­не­рус­ских семьях доволь­но излюб­лен­ным чте­ни­ем были сбор­ни­ки аске­ти­че­ских поуче­ний, глав­ным обра­зом состав­лен­ные под руко­вод­ством свя­то-оте­че­ских тво­ре­ний, — извест­ные под име­нем “Диоп­т­ра или Зер­ца­ла о пре­зре­нии сует мир­ских”… “так в 1651г. был напе­ча­тан труд, в кото­ром были собра­ны поуче­ния и настав­ле­ния афон­ских стар­цев “Диоп­т­ра, сиречь зерцало”.
Настав­ле­ния эти очень поучи­тель­ны: “Если обра­тишь зер­ка­ло к небу, то уви­дишь в нем небо; если же повер­нешь его к зем­ле, уви­дишь в нем отра­же­ние зем­ли. Так и душа твоя, подоб­но зер­ка­лу, будет иметь отра­же­ние того, к чему ты при­ле­пил­ся столь силь­но, что в зави­си­мо­сти от него будешь пола­гать вся­кое твое бла­го или зло”;
“Зер­ка­ло самое луч­шее и свет­лое от дыха­ния чело­ве­че­ско­го затме­ва­ет­ся: так и, кто сооб­ща­ет­ся с людь­ми раз­вра­щен­ны­ми, хотя бы был наи­доб­ро­де­тель­ней­шим, развратится”.
О молит­ве: “Умное дела­ние. О молит­ве Иису­со­вой” — Свя­той Гри­го­рий Пала­ма: “… тер­пе­ли­во тво­ря молит­ву, срас­тво­рив­шу­ю­ся неизъ­яс­ни­мо Суще­му выше ума и чув­ства Све­ту, мы видим в себе, как в зер­ка­ле, Бога, очи­стив­шим серд­це свя­щен­ным безмолвием”;
Иоанн Лествич­ник: “Молит­ва… есть… зер­ка­ло духов­но­го возрастания”.
Архи­епи­скоп Иоанн Шахов­ской пишет, что “… лицо доб­ро­го чело­ве­ка све­тит­ся, как зер­ка­ло, отра­жа­ю­щее внут­рен­ний мир прав­ды Божией”.
Св. Мак­сим Испо­вед­ник: “Бога зна­ем не по суще­ству Его, но по вели­ко­ле­пию тво­ре­ний Его, и Его о них про­мыс­лу. В них, как в зер­ка­ле, видим мы бес­пре­дель­ную Его бла­гость, пре­муд­рость и силу”.

Источник

Иконоборцы и иконопочитание

Лектор: Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Мы можем предполагать, что с III — IV веков иконы появляются в Византии и вообще в Римской империи, которая еще, слава Богу, существует до 476 года в качестве Западной и Восточной Римской империи. Появляются иконы, и появляется спор о том, возможно ли изображать Бога, апостолов, святых на досках, с помощью мозаик?

Главная позиция иконоборцев сводилась к тому, что чрезмерное почитание иконы равно идолопоклонству. А поскольку Ветхий Завет запрещал изображение человека и других существ, то традиция, идущая от Палестины, Сирии — восточных районов Византии, собрала довольно много своих сторонников. Мы знаем, что в городе Эльвире в 306 году впервые был наложен запрет на писание икон и вообще их почитание.

Дальше эта волна иконоборчества прокатилась по всему христианскому миру, причем захватила как западную часть Римской империи, так и восточную — арамейскую. На греческом языке Римская империя — собственно Ромейская империя. Слово «Византия» — это изобретение историков, сами жители этой страны так себя никогда не называли.

Если касаться иконоборчества на Западе, то мы знаем, что в VI веке марсельский епископ запретил использование икон в богослужениях, хотя можно было держать их дома. В 726 и 730 годах Лев III, папа Римский, то есть глава западного направления в христианской Церкви, — напомню, что в VIII веке Церковь была еще единой, хотя уже сформировались две ее части: восточная — Греческая и западная — Римская — издал эдикты, запрещающие не только использовать иконы в богослужении, но и держать их дома, и иконы, в общем-то, уничтожались.

Иконоборчество в какой-то момент победило и в Восточной Римской империи, Арамейской империи, где, вообще-то, наместником Бога на земле почитался именно сам император, поэтому его позиция была очень важна. И вот в 30-е годы VIII века на престол будущей Византии вступают именно императоры-иконоборцы. Первым таким императором был Лев Исавр, его дело продолжили его сын Константин и внук, которого тоже звали Лев, но вторым его именем было — Хозар. В этот момент Собор, собранный в 754 году для Восточной христианской Церкви, запрещает поклонение иконам, приравнивает их к идолопоклонству и везде начинается уничтожение икон. Собственно, поэтому до нас практически не дошло древних икон, кроме некоторых икон VI — VII веков, хранящихся в монастыре святой Екатерины на Синае.

Однако большинство христиан оказались не евреями, не восточными жителями, а все-таки греками, римлянами, европейцами, для которых способ выражения через изображение идеи сюжета был очень важен. Поэтому они не сдавались и даже в период пика иконоборчества иконы все равно писались, прятались. И в итоге после смерти Льва Хозара его супруга императрица Ирина, ставшая правительницей империи, решает повернуть колесо истории вспять и прийти к тому, чтобы икона вновь вошла в жизнь христианина, богослужение. Она стала готовить новый Собор, причем со статусом Вселенского, а на Вселенском Соборе присутствуют не только восточные патриархи и иерархи, но и представители Западной Церкви.

Этот Собор состоялся в 787 году и носит название Седьмого Вселенского, или Второго Никейского Собора. Причем собрать его пытались дважды.

Сначала это был новый император Тарасий, который, кстати, был секретарем императрицы Ирины и сторонником иконопочитания. Однако он был очень авторитетным человеком среди христиан, его убедили принять духовный чин, и он правил 22 года и стал знаменитым императором, восстановившим культ почитания икон в Церкви.

Первый раз Собор попытались собрать в Константинополе в 786 году. В зал, где сидели епископы — было их 367 человек, большинство восточные, а также приехали легаты папы Римского — ворвался гарнизон, состоящий из выходцев с восточных районов Арамейской империи, которые были иконоборцами. Они сказали, что если сюда внесут идолов и отменят эдикты императора Константина, отца Льва Хозара, то прольется кровь. И епископы так дипломатично решили разойтись, а Ирина приняла чисто политическое решение: шла война с арабами, поэтому весь константинопольский гарнизон был направлен в Малую Азию воевать с арабами, но там его щедро наградили и распустили. А новый же гарнизон был набран в основном из людей из западных районов: Фракии и Греции, где многие люди относились к иконам или нейтрально, или вообще были сторонниками иконопочитания.

И Седьмой Собор 787 года состоялся и принял решение о возвращении икон. При этом долго спорили, какой им придать статус, и решили, что придадут, так сказать, напоминательный статус: сама по себе икона есть воспоминание об архетипах, священных персонажах, которая просто помогает восстановить какую-то духовную связь с Богом, со святыми, помогает в молитве. Именно в таком контексте и были восстановлены иконы как часть культа христианской Церкви. Правда, иконоборцы сдались не сразу. Фактически окончательный их разгром — признание иконоборческого течения еретическим — случился только в 843 году, то есть почти в середине IX века.

С этого момента иконы прочно заняли свое место в рамках Западной и Восточной христианской Церкви. Правда, опять-таки стоит отметить, что иконопоклонство отвергается обеими Церквями. Иконы надо почитать, а не поклоняться им, потому что поклоняться надо Богу.

В 1054 году произошла великая схизма — окончательный раскол Церквей, продолжающийся до сих пор, когда папа и патриарх обоюдно наложили друг на друга анафему. И появилась Католическая Церковь, что означает Всемирная Церковь, потому что Римская Церковь гордилась как раз тем, что у нее больше покрытие в Европе христианских приходов. Но в ответ Восточная Церковь естественно сказала: «Зато мы ортодоксы», то есть правильная Церковь, истинная Церковь: мы не меняли догматов, принятых на Первом Никейском Соборе. Это слово «ортодокс» в старославянском и русском языке было переведено как «православный» — Православная Церковь. И в рамках православия чин почитания икон был очень серьезный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *