с чего начать обучение скульптуре
Первые уроки скульптуры
Cегодня наш разговор о скульптуре, о том, как ее преподавать, как научиться лепить. Случается, что предмет этот называют «неглавным», потому что не всегда он нужен для поступления в художественные заведения. Нередко этому способствуют сами педагоги, которые пускают обучение скульптуре на самотек, занимаются лишь декоративной композицией, керамикой, почти полностью исключив работу с натуры. Это при внешней привлекательности обедняет занятия, ребята лишаются умения профессионально подходить к лепке.
Скульптура своеобразный предмет, но не многим отличается от других учебных специальных дисциплин. На уроках скульптуры изучаются пропорции, пространство, взаимоотношения плоскостей и даже цвет — скульптуру деревянную, керамическую, гипсовую часто тонируют. Здесь также прежде чем что-то делать руками, неплохо мысленно все представить себе,продумать, походить на выставки, порисовать эскизы. Во многих краеведческих музеях экспонируются коллекции самобытной народной скульптуры, игрушки, домашняя утварь, которые могут подсказать интересную пластическую мысль. Если вы живете в маленьком поселке, где нет музеев, оглянитесь вокруг: скульптура часто украшает окна домов (наличники), трубы печей, коньки крыш. Интерьеры старинных зданий обычно покрыты искусной резьбой. В библиотеке в альбомах, подшивках журналов по искусству всегда найдется немало полезных статей о скульптуре.
Первые встречи со скульптурой учащиеся проводят в музеях и на выставках. Знакомятся с историей пластики. Такая подготовка необходима потому, что увидеть скульптуру в современных условиях действительно трудно. Ее мало, а в новых районах она обычно отсутствует. Экскурсии в старую часть города, на выставки современного искусства, народных промыслов, в мастерские художников в течение всего курса расширяют кругозор, дают определенное представление о практической работе в этой области. В нашей школе много слепков с античных и средневековых произведений. Ежедневное общение с хорошими образцами пластики вводит в мир высокого искусства, позволяет ученикам критически оценивать свои достижения.
В детскую художественную школу или студию изо, как правило, дети приходят, имея опыт занятий лепкой в детском саду, младших классах общеобразовательной школы. Ребята уже умеют разминать пластилин, глину, лепить простейшие объемы. Иногда даже создают такие оригинальные образы, которые своей творческой непосредственностью умиляют взрослых. Но когда подростки продолжают делать все те же наивные вещи, от однообразия задач постепенно интерес к лепке теряется.
Еще один совет для тех, кто серьезно увлечен скульптурой. Постарайтесь работать ритмично, каждый день, хотя бы часа по полтора-два. Понятно, что это трудно. В лучшем случае удается поработать раз в неделю, но меньше никак нельзя. Уже через несколько дней тускнеют, забываются мысли и чувства, связанные с начатым этюдом. Кроме того, работу в глине долго сохранять сырой трудно.
Прежде чем лепить, устройте свое место так, чтобы скульптура находилась прямо перед глазами. Если смотреть на нее сверху — не увидите пропорций; трудно лепить, когда столик слишком высок. Неудобно работать сидя, потому что необходимо часто отходить от этюда, проверять его издали.
Итак, мы приготовились лепить. Но всякий ли предмет, сделанный вашими руками, будет предметом искусства? Задумайтесь, любой ли набор слов можно назвать стихами или рассказом. Очевидно, нет. Кроме того, каждому искусству, науке соответствует свой язык. Математика говорит на языке чисел, литература пользуется словами, химия выражает мир в формулах. Скульптура и архитектура говорят на языке реально осязаемых объемов, пространств, пропорций, веса.
За тысячелетия существования культуры художники выработали условия, при которых простой кусок глины превращается в произведение искусства. Одно из основных — знание ремесла при желании доступно каждому человеку.
Учиться начинаем с так называемой «круглой» скульптуры. Ребята хорошо знают сказки, любят и держат дома животных, поэтому недостатка в сюжетах нет. Попробуйте зримо представить своего героя. Не всегда он возникает ясным в первые минуты. Чтобы дело пошло, можно отвлечься, углубиться в воспоминания или мечты, припомнить лучшие мгновения жизни, поверить в себя. Ведь от этого зависят первоначальные, нередко самые верные, интуитивные касания к куску глины.
Некоторые ученики начинают слишком маленькую фигурку. Это не всегда удобно, потому что никак не удается хорошо вылепить детали. Хотя определение величины часто индивидуально. Одни любят лепить крупные объемы, другие помельче. В некоторых случаях малый размер даже лучше, в нем легче исправлять, менять характер задания. Подходящий размер для комнатной (настольной, как ее еще называют) скульптуры 12-20 см.
Определив размер, надо позаботиться о плинте (подставка под фигуркой). Для чего нужен плинт и каким он может быть? Это своего рода театральная сцена для фигурки. Он делает появление скульптуры не случайным, а закономерным явлением, бережет ее. Плинт своими размерами и геометрической формой связан и с образом этюда, и с окружающими его предметами. Необходимо как следует объяснить, что по важности плинт и фигура равноценно работают на образ произведения. Для первого раза лучше выбрать низкую прямоугольную призму высотой 1 — 2,5 см. Располагая скульптуру на плинте, следите, чтобы он не был слишком большим и тяжелым для фигурки или, наоборот, легковесным. Поставьте фигурку так, чтобы она не сползала с плинта в сторону. Для этого чаще отходите от станка, проверяйте — соответствует ли основание скульптуре. Еще важно совместить фас (передняя сторона) скульптуры и плинта. В некоторых случаях плинт не нужен. Допустим, композицию летящих птиц можно подвесить или укрепить на проволоке.
По окончании, если работа удалась, ее лучше сохранить в течение нескольких месяцев, чтобы зафиксировать достижения. Керамическую глину обжигаем в муфельной печи, этюды, сделанные из обыкновенной глины, фотографируем.
После композиционного задания несколько уроков посвящаем работе с натуры. В круг объектов для заданий входят: цветы и листья (живые, гербарии, свободно высохшие листья, гипсовые орнаменты), животные и птицы: голуби, вороны, кошки (только не чучела), раковины моллюсков, несущие информацию об орнаменте и сложных видах симметрии в природе. Уже в первом полугодии по схемам и анатомическим атласам пытаемся рисовать и лепить лошадь.
Чтобы скорее узнать особенности опорно-двигательного аппарата человека, делаем быстрые скульптурные наброски по 15 — 30 минут со стоящей или сидящей фигуры натурщика. Перед каждым наброском обязательно проводим разбор основных пропорций. Изучаем кисть руки и стопу ноги. Сначала делаем копию гипсовой модели со скульптуры Микеланджело или Донателло. Затем лепим скелет, объясняя образование внешних форм анатомическим строением. И как завершение цикла — кисть руки в самостоятельно выбранном движении. Складки изучаем на простом натюрморте, стараясь увидеть законы их образования и распределение на большие объемы. Работая с натуры, внимательнее вглядывайтесь в нее.
Кошку можно погладить, представить в сильном движении: беге, прыжке. Ее можно воплотить в любом мягком материале, даже в проволоке. Изучая натуру, сравниваем ее с воображаемым пластическим образом и потом лепим. Работаем быстро. Но если наступил своеобразный творческий кризис и вы не знаете, что делать дальше, лучше остановитесь. От бесцельных прикосновений этюд не улучшится.
Перемежая изучение природы композиционными заданиями, мы хотим познакомить ребят с историей скульптуры, условиями, при которых она существует в городской среде. Поэтому много внимания уделяется работе в рельефе. Знакомим со всеми видами декоративно-скульптурного украшения стены.
Некоторые закономерности лепки рельефа требуют тщательного объяснения. Дело сводится, по сути, к сокращению объема и пространства. Вылепить натуру в рельефе значит сжать все объемные плоскости, перпендикулярные к фону или направленные к нему под углом. А плоскости, ограничивающие объемную форму в параллельном направлении фону, оставить без изменения. Освоение рельефа заставляет отказаться от бездумного копирования объема. Располагаем данные задания так: рельеф, оторванный от стены, сквозной рельеф (примеры египетских и скифских рельефов), горельеф (рельеф греческий) и египетский, не выступающий из плоскости стены.
За решением столь сложных и новых задач не забывайте, что все эти знания служат только опорой для реализации композиционных замыслов. Композиции нет без формального решения и знания натуры. Поэтому все задания мы проводим с объяснением простейших законов композиции, объясняя значение вертикали — горизонтали, симметрии, асимметрии. Конечно, аналогичные законы действуют в графике и в живописи, а скульптура только утверждает их в объемно-пространственной сфере.
Именно в лепке, в композиционных заданиях каждый из вас имеет счастливую возможность проявить свой неповторимый творческий характер. Пусть воплощение пластических идей пока двигается робко, на ощупь. Прислушиваясь к своему внутреннему «я», сравнивая собственные, пусть еще неосуществленные фантазии с работами товарищей, с творениями классиков, попробуйте увидеть многообразие мира еще интереснее, красивее. Воплотите это в эскизах. Ну а если не получается, расстраиваться не стоит. Снова и снова беритесь за работу.
Умение и любовь к лепке помогали творить художникам разных школ и поколений. Николай Николаевич Ге, рассказывая о работе над эскизами знаменитой «Тайной вечери», замечает, что удача пришла только после того, как он вылепил эту драматическую сцену. Очень долго не удавалось найти выразительное освещение. И вот однажды ночью со свечою вошел художник в мастерскую взглянуть на эскиз. Обошел вокруг него. С чувством безнадежности оставил оплывшую свечу на столе и направился к выходу. Но последний взгляд от двери остановил мастера. Случайно поставленная свеча подсказала принцип освещения. Свет ярко озарял Христа с учениками и зловещим темным силуэтом обрисовывал Иуду. Это было как раз то, что нужно, что он так долго искал.
Е. Шелова, Г. Корягин
Другие статьи о творческих занятиях с детьми вы найдете на портале «Родители и дети». Сайт представляет ряд творческих уроков и серию публикаций о культурных и исторических традициях воспитания и образования детей.
Как в России стать скульптором и что ожидать от будущей профессии? Отвечает студентка художественной академии
Лера Малышева в этом году переходит на шестой завершающий курс факультета скульптуры в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ). Она рассказала «Мелу», почему девушкам тяжело работать скульпторами, чем студенты занимаются в вузе и есть ли перспективы у молодых ваятелей.
Я хочу стать скульптором: куда мне пойти учиться?
Вряд ли кто-то захочет пойти в скульптуру, никогда не занимаясь творческой деятельностью. Путь почти всегда один и тот же: художественная школа, училище, ВУЗ. Я, например, пропустила второй этап и сразу после 11 класса пошла в академию.
Обязательно ли мне образование?
В нашей сфере многим работодателям не важно, закончил ты что-то или нет. Но мы живем в мире, где образование имеет значение. Даже если ты такой же умный, как и человек, закончивший самую престижную академию, тебе будет не хватать статуса. В высших кругах с серьезными заказами и большими деньгами уважают образованных людей с титулами и всякими членствами в союзах художников.
Успешных ваятелей без образования в моем деле полно. Важно то, как высоко ты хочешь забраться. Когда нет особо завышенных амбиций на госзаказы, можно спокойно преподавать и работать без диплома. Многие российские студенты проводят мастер-классы и полноценные занятия в частных арт-студиях. Но вот в академию или даже школу тебя без корочки не возьмут.
Чему учат в универе?
Мы учимся шесть лет, сложность растет от курса к курсу. Утром — практические занятия, типа рисунка или скульптуры. Дают модель, которую нужно нарисовать или слепить, и ты сидишь, работаешь, а потом приходит преподаватель и указывает тебе на ошибки.
После обеда у нас теоретические пары, они каждый год меняются. Назову некоторые из них: история искусств, педагогика, анатомия, мифология, эстетика и даже информатика. Кроме того, наш вуз ориентирован на русские традиции, поэтому мы изучаем еще церковнославянские языки и историю России.
Кого больше: мальчиков или девочек?
Считается, что художник — это мужская профессия, не говоря уже о скульпторе. В 80-х, когда академия только открылась, поступили одни парни. Но с годами у нас появляется все больше девчонок. Ректор в шутку называет РАЖВиЗ «институтом благородных девиц». Даже на ваянии мальчиков мало, у нас на курсе всего один. Хотя чаще всего 50/50.
А почему скульптор — мужская профессия?
Нужна физическая сила. Девчонкам просто сложно. Они не могут перенести тяжелую скульптуру, какие-то материалы, гипс, доски, им приходится просить помощи. Сложно делать каркасы: ты пилишь, гнешь стальную катонку, пользуешься шуроповертом, прибиваешь гвозди. Но мы берем упорством.
Реально ли подрабатывать по специальности во время учебы?
Все зависит от твоего везения и способности разрываться. Мы загружены с 9 до 20, так что студенты в любом случае часто прогуливают. Поэтому в академии не приветствуются подработки. А делая личный заказ, ты, конечно, ничего не прогуливаешь, но точно упускаешь что-то из учебной программы.
Многие ищут заказы самостоятельно, некоторым везет, и они попадают в подмастерье к успешным скульпторам. Где-то что-то полепил, где-то подформовал. Это самое приятное для студента-скульптора, который получает много опыт и знакомиться с тем, до чего бы сам очень долго не дошел. Скажем, до дорогой обработки бронзы. И во время работы на другого человека у тебя не болит голова. Ты не должен решать проблему с заказчиками или заниматься финансами.
Как проходит типичный день работающего скульптора?
Многие классные скульпторы и после окончания учебы работают на более профессиональных коллег. Проводят восемь часов у них в мастерской, а потом делают, что хотят — выполняют свои заказы или отдыхают.
Когда ты работаешь на себя, то имеешь возможность самостоятельно продумать график и решить, в какое время и сколько тебе комфортно проводить в мастерской.
Какие заказы в основном выполняют скульпторы
Многие ребята после вуза уходят в лепнину: декор на домах, оформление интерьеров, каминов и прочее. Это часть скульптуры, но не совсем скульптура. Многие занимаются реставрацией.
Совершенно разные заказы могут приходить. Чья-нибудь больная фантазия, портреты, просьбы «сделать вот такого ангелочка или льва». Престижно создавать награды для кинофестивалей, танцевальных конкурсов или музыкальных премий. Однажды я делала серию статуэток в виде британских бульдогов для продажи или подарка на одной выставке собак, было интересно. Но сложнее всего пробиться в изготовление памятников: для скульптора это самая прибыльная сфера.
Я буду много зарабатывать?
Бывают очень бедные представители нашей профессии, которые и работают, и живут в мастерской, иногда даже чужой. А бывают супер-успешные скульпторы со своими цехами и литейками. Надеюсь, что даже если я не стану успешной в плане личных проектов, всегда найдется работа у других скульпторов. И на эти деньги можно нормально жить.
Стране вообще нужны скульпторы?
Нужны хорошие скульпторы. Ставится много плохих памятников, которые никому не нравятся. Было бы круто, если бы заказы всегда выполняли настоящие профессионалы. Я не говорю об искусстве, взглядах, но на сегодняшний день качества действительно нет.
Назови недостатки профессии
Мне дико нравится моя работа. С каждым годом начинаю любить даже то, что когда-то бесило. Есть негативные моменты, связанные с физическим трудом: могут начаться проблемы со здоровьем. Хотя здесь проявляется элемент «очищающего труда». Человек устает в любом случае — сидит ли он в офисе или двигает тяжести в мастерской. Я выбираю последний вариант.
Второй спорный момент — вероятность того, что не все процессы пройдут так, как ты хотел. Мы не живописцы, у которых работа завершается после написания картины. Ты слепил, снял форму, потом отлил ее, довел до ума. Хочешь, чтобы все было идеально? Значит должен четыре раза фигуру переделать. И на выходе все равно может получится совершенно не то, что ты слепил изначально. Вроде это недостаток, но меня радует эффект неожиданности.
Это максимально не скучная работа, даже если ты выполняешь чужие проекты. Рутина присутствует, но зато ты не печатаешь текст, не отвечаешь на звонки, не сидишь часами на стуле.
Профессия скульптор: Как стать специалистом? Где учиться? Особенности профессии
Мы расскажем о профессии скульптора. Поведаем, как стать специалистом. И как добиться признания в этой профессии.
Особенности профессии
При изготовлении скульптур специалисты применяют огромное количество материалов. Они могут быть:
При изготовлении изделий скульпторы применяют огромное количество разнообразных техник. Это может быть лепка. Литье. Или резьба по дереву.
Подразделение скульптур по типу исполнения
Скульптуры подразделяются на 2 основных типа. Они могут быть:
Круглыми. Это скульптуры традиционного типа. Их можно увидеть в большинстве современных музеев. Особенность круглых скульптур заключается в том, что они объемные. У человека есть возможность посмотреть на них со всех сторон.
Жанры скульптуры
В скульптуре, как и в любом другом виде искусства, есть свои жанры. Изделия могут принадлежать к:
Монументальному классическому жанру. Речь идет о различных памятниках. А также обелисках.
Также, скульптор может изготавливать бюсты известных личностей. Скульптуры с портретами тех или иных людей.
В наше время скульпторы применяют в работе и необычные материалы. Изготавливают скульптуры из льда. Кондитерских изделий. Того, что осталось от различных электрических изделий. А также материалов, напечатанных на 3D-принтере.
Скульпторов-универсалов не существует. Специалист этого спектра выбирает определенное направление работы. И создает работы только в одном конкретном жанре. Больше ни по каким другим специализациям он не работает.
Где учиться на скульптора? Какую специальность выбрать?
Когда подросток будет заканчивать школу, то ему предстоит определиться с выбором специальности. Их в художественных ВУЗах очень много. Чтобы стать скульптором, можно поступить на:
И ряд других соответствующих специальностей. При поступлении у подростка потребуют результаты экзаменов ЕГЭ по ряду дисциплин. В частности, русскому, литературе, истории и математике (базовой).
Помимо этого, тинейджеру предстоит пройти собеседование с преподавателями университета. На нем подростка расспросят об имеющихся навыках. А также примут решение о том, можно ли зачислять его в университет. Или нет.
Помимо собеседования, университет, скорее всего, будет проводить творческий конкурс. К нему тоже нужно тщательно подготовиться. Чтобы набрать высокий балл. Сделать это можно, посетив специализированные курсы. При университете.
В какой ВУЗ пойти учиться на скульптора?
Однако, если подросток не хочет переезжать в другой город, то вы можете устроить его в университет и своего региона. В местных ВУЗах тоже есть соответствующие специальности. Которые учат на скульпторов не хуже, чем в столице и Санкт-Петербурге.
Обязанности скульптора
У скульптора имеется огромное количество обязанностей. Он должен:
Искать новых заказчиков. Подавать анкеты на то, чтобы поучаствовать в тендере на создание скульптуры.
Примечательно, что некоторые современные скульпторы изготавливают статую без предварительного заказа. А затем начинают продавать ее. Ищут бизнесменов, которые согласятся купить произведение искусства. За максимально большие средства.
Заработная плата скульпторов
Также, не стоит забывать и об известности скульптора. Специалисты высокого класса, которые создают качественные статуи, пользуются огромной популярностью. Их расписание заказов заполнено на несколько месяцев вперед. Богатеи из всех частей России выстраиваются в очередь, чтобы заполучить себе скульптуру от известного мастера.
Примечательно, что у некоторых скульпторов заказывают услуги местные правительства. Для того, чтобы они украшали города.
Заключение
Самообучение. Скульптинг 100 голов.
Хотелось разработать в себе навык понимания формы и объемов, а так-же прокачать скульптинг. Мне нравилось наблюдать потрясающие подборки стадиков из скетчбуков 2д артистов, где они тренируются путем множества зарисовок анатомии, животных и прочего. Захотелось пройти это самому в 3д.
Все началось в середине марта. Я решил поучаствовать в спидскульптбатле на тему нуарного персонажа. Увидев класный концепт стилизованной 2д девочки я подумал что сейчас сяду и за 5 часов как те крутые ребята на ускоренных записях ютуба сваяю симпотичный бюст.
И сваял.
Вот что получилось.
Моя первая голова :0 (проект не сохранялся, так что остался лишь зашакаленный скриншот)
Мягко говоря я разочаровался. Сейчас я не понимаю почему ожидал какой-то результат тогда, без знания базы и бэкграунда в 2д, по какой-то причине это просто казалось не сложной задачей об которую я споткнулся.
Дальнейшим моим действием было слепить ещё пару голов (а вдруг внезапно получится лучше!).
Не получилось.
Немного неандертальцев, кроманьонцев и прочего
Показав эти головы мне сказали что они похожи на неандертальцев, и они были правы. Я вспомнил что человека от неандертальца отличал череп (бинго!)
Жаль что в тот период мне не пришла идея спуститься до основы и начать его изучение, однако мой рефборд пополнился парой картинок. Начните изучать череп, костная структура это основа.
Спросив у классного 2д и 3д артиста (и единственного художника с которым я тогда был более-менее знаком) Виталия Слоновского, на что он смотрит когда скульптит я был удивлен, у него был реально огромный рефборд из десятков картинок тела, рук, голов, деталей лица, анатомии и целых персонажей.
Я попросил его скинуть этот рефборд мне, однако сейчас от него осталась в лучшем случае 1/5.
Почему так?
Дело в невероятно полезной и необходимой всем новичкам привычке собирать референсы.
Невозможно воссоздать что-то когда ты не имеешь представления о том как оно выглядит в действительности!
Первый подводный камень в том что ты думаешь что знаешь, потому что видел и примерно представляешь себе как оно (На ютубе есть отличное видео под названием How to Improve Your 3D Sculpting Super Fast в котором описывается этот момент).
Мы видим головы, лица, людей каждый день на протяжении всей жизни, даже биологически наш мозг предрасположен видеть лица и различать их (парейдолия, если хотите почитать об этом побольше), однако когда ты пытаешься воссоздать это без знаний структуры. Остаётся лишь образ в твоей голове по которому ты строишь, не самая надежная опора для новичка не так ли, особенно когда твоя модель в 3D должна со всех сторон выглядеть правдоподобной.
И вот момент когда необходимы референсы, почти все опытные художники собирают себе реф-паки, не стоит думать что ты сейчас изобретёшь невероятно оригинальный и крутой концепт, на начальных этапах важнее выучить основы. Постоянный анализ картинок развивает и наполняет вашу визуальную библиотеку. Подобрать хорошие референсы сложно, на них зачастую должно быть правильное освещение если говорить о фотографиях, в качестве рефов рекомендую так же брать и работы 2д художников, с них можно почерпнуть интересную форму, линии и композицию поставленную автором, применить её к своей скульптуре.
Ближе к середине-концу челленджа я удалил подаренный мне рефборд. Используя некоторые его части я собрал свой собственный из кучи источников, особенно полезным оказался архив с рефернсами которым делилась Мария Панфилова под одним из стримов. Вычленив нужное, а самое главное пропустив каждый референс через себя и сгруппировав их я начал собирать свой рефборд.
Сейчас он вырос ещё больше, и часто пополняться чем-то новым. Скрины из уроков, работы других художников, фотографии реальных людей, сканы, страницы из книг и ещё много чего разного.
Мой небольшой рефборд, возможно в нём вы найдете и свою работу 🙂
Немного про тайм-менеджмент
Отдых необходим, но лучше когда он не пересекается с мыслью о впустую потраченном времени.
Когда вы забрасываете арт на долго вы теряете мотивацию (хотя я пока не знаю ни одного художника не сталкивающегося никогда с прокрастинацией, мы же не роботы). Был момент когда я не скульптил 2 недели, а потом сильно жалел об этом.
Лично я не использую сторонние программы по тайм-менеджменту, вроде помидоркового таймера или программ подсчитывающих ваши клики мыши и отрытые окна, если вы зациклены на том сколько часов вы проводите за делом это немного отвлекает, предпочитаю оставаться в гармонии с самим собой, просто исключая всякие раздражители (удалил все игры-сессионки и не жалею).
Когда хочется большего.
Подмечать правильные формы и простраивать их трудная задача даже когда у тебя есть референсы почти на все случаи. Но как продвинуться дальше обычного трейсинга?
Избегайте простого копирования, и лепите\рисуйте то, структура чего вам уже известна.
Читайте и смотрите труды созданные 2д артистами, старыми мастерами. Книги существуют дольше гайдов на ютубе, и не раз доказывали свою пользу.
С такой доступностью интернета невероятно легко найти разнообразную информацию, главное понять что нужно искать в данный момент (например использование сканов и готовых 3д моделей которые можно вращать в качестве рефов).Понравившуюся обрубовку можно попытаться найти в качестве 3д-модели чтобы покрутить её во все стороны и рассмотреть, это гораздо удобнее чем интерпретировать её с бумаги.
Однако не стоит распыляться на все, сосредоточьтесь на том что вы хотите выучить в данный момент и собирайте информацию по теме.
Что можно было сделать лучше?
Очевидно начать изучать анатомию более традиционным путем, с изучения всей структуры и базы, я ждал что набиванием руки и копированием получится улучшить свои работы, но позднее понял что мышечная память без обширной базы знаний и понимания формы это пустышка.
Практика исключительно стилизованных персонажей это тренировка взаимодействия форм между собой, в них разумеется присутствует та же анатомия что и в более реалистичных работах, её пропорции просто зачастую спилены или наоборот гипертрофированы, изучая базовую анатомию с реального мира можно быстрее научиться делать в том числе и более стилизованные работы.
Декабрь.
Каждая попытка это ошибка которую важно заметить и исправить в следующий раз, иногда можно что-то упустить, а чего-то вообще не знать ввиду того что вы только начали.
Некоторые объемы сложно правильно изобразить даже когда ты знаешь где они находятся и понимаешь структуру, нужно пройти это все своими руками, особенно мне в этом помогали отдельные стадики обрубовок, частей лица которые я делал параллельно.
Крайний спидскульпт
Здесь мне понравились её базовые формы, и я добавил шумных деталей и негативного пространства чтобы выделить их.
В сравнении с первыми работами я вижу рост, и это самое главное. В новом году буду продолжать делать стадики и спидскульпты, более масштабные в большинстве своем, выходить за зону комфорта летающих голов, изучать анатомию тела, также уделю больше времени долгосрочным работам для портфолио.
Спасибо за внимание!
гринман Очень круто и вдохновляюще!
Andrew Feoktistov (fruit_cake) может стоит скачать анатомический атлас для художников?
Макс Акимов Делал похожий маргинал-самоуч стайл. Хочу поделиться своим опытом. Мой старт: худ. образование 0, рисование от руки 0, академической лепки 0. Менторов нет. Отмел для обучения стилизацию сразу. Выбирал референс фотографий человека с 3 или 4 ракурсами. Лепил на одном монике, со второго смотрел реф. Вышли инопланетяне. Далее начал аналогично, как описано в статье, делать части лица. Сразу скажу, что в качестве рефов использовал только фотографий, учебные пособия, и экорше. Причина, боязнь перенять ошибки и неточности других художников, при использовании их работ. Все равно конвейер выпускал инопланетян, как я не старался. Решил откатиться назад, перейти обрубовку черепа Бамеса, потом на общую форму головы. Затем начал лепить обрубовку головы джона асаро. При лепки не сильно заморачивался над рубленностью, просто переносил форму. Дальше вернулся к референсам головы. Общая форма стала получаться гораздо лучше, но губы, глаза и нос все равно выходили слабо. Тут я сменил тактику. Брал за реф фотографии делал с них общую форму, далее открывал атласы для художников, (в основном “анатомия для скульпторов”) и начинал прорабатывать отдельные части головы. Выходить стало более менее нормально. С этого момента записался в худ-академию на академическую лепку и рисунок. Около полугода там занимался. В итоге слепил: череп Баммеса, голову Гудона, ноунеймовский бюст мумифицированного трупа. Про рисунки сказать нечего, так как надо было начинать с простых фигур, а меня после одного занятия, где я рисовал композицию из фигур, сразу кинули на голову Гиппократа (после этого занятия, как будто тонну угля разгрузил). Далее рисовал римлянина, а затем забил на рисование. В результате выходить в ZBRUSH головы стали значительно лучше. Но анатомии много не бывает, начал слушать лекции канала “простая школа” по анатомии головы и изучать анатомические атласы. Какие сделал выводы, академическое образование придумали не зря, лучше заниматься в специализированных учебных заведениях (не курсы по всякой шляпе, а именно академическое образование), хотя самообразование играет решающую роль, необходимы преподаватели с планом обучения и менторы, которые подскажут где в работах ошибки. PS: А дальше меня ждало изучение анатомии торса, но это совсем другая история.