рязанский кремль христорождественский собор

Христорождественский собор в Рязани

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Расположенный на историческом Кремлевском холме Христорождественский кафедральный собор — одно из древнейших в городе каменных сооружений, а возможно и самое древнее. Является памятником древнерусской архитектуры начала XV века и объектом культурного наследия.

Сегодня это главный храм Рязанской епархии. К его приходу относятся:

Богослужения в Христорождественском соборе Рязани

Службы в храме проходят ежедневно. Однако в период со Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня все богослужения совершаются в Успенском соборе (летний храм).

Перед визитом стоит уточнить расписание богослужений на официальном сайте Рязанской епархии.

Архитектура

В результате многочисленных перестроек современный архитектурный облик собора собрал в себе элементы барокко и классицизма. При этом он имеет широко распространенную среди православных храмов форму — так называемый корабль (это когда все части храмы выстроены в одну линию). Такая форма считается старейшей в храмовой архитектуре и символизирует идею, что церковь, словно корабль, спасает верующих от губительных волн мирской жизни и ведет их к Царствию Божию.

Храм имеет три яруса, уменьшающиеся по диаметру снизу вверх. Верхний ярус занимает восьмигранная ротонда с парой окон на каждой грани. Ротонду венчает купол и главка с крестом. Над порталом красуется необычной формы фронтон, по бокам от него — колонны с коринфским ордером. Кладка цоколя белокаменная, что характерно для храмов XV века.

Среди богатого убранство храма стоит отметить удивительный резной иконостас.

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

История собора

Точная дата основания храма до сих пор неизвестна, но заложен он был по воле князя Олега еще в XIV веке. Изначально храм освящен как Успенский, в честь самого почитаемого на Руси праздника Успения Божьей Матери. Только в конце XVII века, после возведения и церемонии освящения нового Успенского собора, он стал Христорождественским.

Собор выполнял функцию не только общегородского храма, но и усыпальницы для рязанских князей и их жен. Однако в XVIII веке, после того как в соборе обвалился свод, гробницы были уничтожены.

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Хронология реконструкции

За прошедшие века собор многократно реконструировался и перестраивался в разных традициях: большинство архиереев пытались внести свою лепту в его внешний вид, улучшить облик главного храма Рязанской земли. Современная архитектура Христорождественского храма в Рязанском кремле сложилась лишь к началу XIX века, при активном участии известного архитектора Л. И. Стефенгагена, придавшего зданию черты позднего классицизма.

В 1826 году оригинальные каменные пять глав заменили более легким деревянным, с завершением в виде ротонды. У входов поставили колонны, с запада соорудили портик, окна сделали больше. Однако новый облик не сохранился надолго. Уже в 1873 году купол поменяли на новый — восьмигранный в псевдовизантийском стиле, а западный портик расширили. Через какое-то время на первом ярусе добавили окна. В том же году своды собора расписал выдающийся рязанский иконописец Николай Шумов. Позднее им же был восстановлен иконостас. При Шумове Христорождественский собор в Рязани, наконец-то, обрел свой нынешний образ.

Последний капитальный ремонт проводился в начале ХХ века. Тогда в соборе сделали новый пол из метлахской плитки.

Христорождественский храм в Рязани на панорамах Яндекса (вид со стороны апсиды)

XX век — наши дни

В 1930 году советские власти закрыли собор для прихожан, здание стало светским: в его помещениях расположился городской архив. Даже с распадом СССР храм долгое время не отдавали церкви, и он продолжал находиться в ведомстве Рязанского краеведческого музея.

Под управление православной церкви здание перешло только в 2002 году, тогда же его освятил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор, во вновь освященном соборе, возобновились службы, открылась библиотека, начали работать воскресная и певческая школы.

В настоящее время Христорождественский собор имеет статус кафедрального. Вместе с Успенским собором он остается одним из двух основных храмов Рязанской епархии.

Реликвии

Главная святыня храма — мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Рака с его мощами лежит в левом клиросе.

Внутри собора также покоятся мощи рязанских святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова), частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, 84 преподобных отцов Киево-Печерских, многочисленных рязанских и других святых.

Вход в Христорождественский храм в Рязани на панорамах Google Maps

Как добраться до Христорождественского храма Рязани

Самостоятельно добраться до храма можно пешком со стороны Соборной площади. Вход на кремлевскую территорию — бесплатный. Подробно об экскурсиях с охватом храмов, платных выставках в кремлевских музеях — на сайте музея-заповедника.

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Рязанский Кремль» — находится в 5 минутах ходьбы от храма. До неё ходит единственная маршрутка — № 41. Также в шаговой доступности (

15 минут пешком) остановка «Площадь Свободы», через которую проходит на порядок больше транспорта:

Чтобы доехать до собора от ж/д вокзала потребуется сначала дойти до Первомайского проспекта, после чего на ближайшей остановке сесть на маршрутное такси № 41. От автовокзала можно доехать на той же маршрутке.

Для вызова такси удобно пользоваться специальными мобильными приложениями, например: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Карта-схема пешего маршрута от ост. «Площадь Свободы» до Христорождественского собора

Видео о Христорождественском соборе в Рязани

Источник

Рязанский кремль христорождественский собор

К приходу Христорождественского кафедрального собора города Рязани относятся:

Кафедральный Успенский собор (летний, холодный),
Архангельский собор Рязанского кремля (усыпальница рязанских архиереев),
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (домовый храм рязанских архиереев в Архиерейском Доме Рязанского кремля).

Контактная информация:
Адрес: г. Рязань, кремль, 13
Телефон: 8 (4912) 27-54-14 (собор); 8 (4912) 27-48-63 (канцелярия)

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Ключарь: протоиерей Николай Сорокин

Клирики:

иерей Иоанн Звонов

иерей Вячеслав Зотов

иерей Димитрий Корнилов

иерей Анатолий Кленяев

протодиакон Анатолий Ковшиков

диакон Андрей Викулов

диакон Геннадий Опарин

Христорождественский собор города Рязани – главный храм Рязанской епархии. Он является первым каменным зданием на территории Рязанского кремля: был заложен еще в конце XIV века князем Олегом Рязанским. После перенесения архиерейской кафедры в кремль, в 1522 году, собор стал кафедральным, и каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н.В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил свое завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами – «восьмерик на четверике».

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу. В 1930 году рязанский кафедральный собор разделил участь других православных храмов и был закрыт безбожными властями, на многие десятилетия в его здании разместился окружной архив. Но в 2002 году он был возвращен верующим и вновь освящен Святейшим Патриархом Алексием II, с тех пор в нем ежедневно совершаются богослужения. При этом в период, как правило, от Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня (с мая по сентябрь), богослужения совершаются в летнем Кафедральном Успенском соборе.

Сегодня Христорождественский кафедральный собор в Рязанском кремле продолжает возрождаться в прежнем величии. На приходе также имеются воскресная школа, школа церковного пения и библиотека.

С 1609 года в храме под спудом у левого клироса почивают честные мощи святителя Василия, первого епископа Рязанского, чудотворца – главного небесного покровителя Рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения. Множество чудотворных и чтимых икон хранят другие храмы прихода: Архангельский собор и Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.


Схема проезда:

Источник

Христорождественский собор (Рязань)

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) — православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором — один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области. Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

Содержание

История [ править ]

Христорождественский собор города Рязани – главный храм Рязанской епархии. Он является первым каменным зданием на территории Рязанского кремля: был заложен еще в конце XIV века князем Олегом Рязанским. После перенесения архиерейской кафедры в кремль, в 1522 году, собор стал кафедральным, и каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н.В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил свое завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами – «восьмерик на четверике».

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу. В 1930 году рязанский кафедральный собор разделил участь других православных храмов и был закрыт безбожными властями, на многие десятилетия в его здании разместился окружной архив. Но в 2002 году он был возвращен верующим и вновь освящен Святейшим Патриархом Алексием II, с тех пор в нем ежедневно совершаются богослужения. При этом в период, как правило, от Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня (с мая по сентябрь), богослужения совершаются в летнем Кафедральном Успенском соборе.

Современное состояние [ править ]

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Сегодня Христорождественский кафедральный собор в Рязанском кремле продолжает возрождаться в прежнем величии.

К приходу Христорождественского кафедрального собора города Рязани относятся:

На приходе также имеются воскресная школа, школа церковного пения и библиотека.

Святыни [ править ]

Икона Пресвятой Богородицы «Феодотьевская» С 1609 года в храме под спудом у левого клироса почивают честные мощи святителя Василия, первого епископа Рязанского, чудотворца – главного небесного покровителя Рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей.

Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова).

Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских.

Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Множество чудотворных и чтимых икон хранят другие храмы прихода: Архангельский собор и Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: г. Рязань, кремль, 13

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Ошибка в тексте, битая ссылка?

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский соборрязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор
рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский соборрязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Редакция рекомендует

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский соборрязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор
рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский соборрязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Популярные материалы:

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский соборрязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Христорождественский собор г. Рязани

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский соборрязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Татьяна Синельникова

Давайте на некоторое время станем маленькими детьми и их глазами посмотрим на те события, которые происходили в жизни нашей рязанской земли много, много веков назад, но которые нам кажутся невероятными. Нам станет немного легче дышать, мы будем добрыми и чистыми и многое поймем…

Есть такие слова в церковной песне, которую поют на малой вечерне: «Красуйся, граде Переславлю Рязанский, имея в себе, яко многоценное сокровище, честные мощи всеблаженного Василия, его же молитвами, яже к Богу Хранит тя от всякого злаго обстояния». Слова молитвы этой уносят нас в далекое прошлое.

История доносит до нас, что сей святитель, был прежде епископом Муромским, но по причине возмущения против него жителей этого города, будто бы за подозрительное житие, он был из него неправедно изгнан. Простим муромцев, ибо не знали они, что творили. Но благодаря этому случаю, этот святой жизни человек приплыл к нам на мантии с иконой Божией Матери именуемой Муромской (или моление св. Василия) сначала в Старую Рязань, а затем в Переяславль Рязанский.

Событие это описано в житии Муромских чудотворцев Константина и чад его, а также в Повести о св. Василии Епископе Рязанском. Нам, современным жителям трудно поверить в такие чудеса: приплыл на мантии, да еще против течения….

Но это еще не все. Доподлинно не известно, когда св. Василий при¬был из Старой Рязани в наш город. Однако до сих пор сохранилось в народе предание о том, что будто бы св. Василий принес в Переяславль два колокола, из которых один был повешен на Борисоглебской колокольне, а другой, при поднятии, упал в Трубеж, и каждый раз, лишь только начинают звонить на колокольне, под водой тоже слышится гул. Может кто-то из живущих ныне слышит этот разговор колоколов?

После смерти Василия Рязанского мощи его были погребены на домовом архиерейском посаде при Борисоглебской церкви, а оттуда по обретении в 1609 году 10 июня архиепископом Феодоритом перенесены в Успенский тогда, позже Рождественский собор. Уже с этого времени святителя стали именовать святым и отправлять ему всенощное пение. И тогда и теперь поем мы святителю величание: «Величаем тя, святителю Отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».

Поэтому-то так было дорого рязанцам место, где почивали всегда его мощи.

Освящение храма в 1874 году…

«Ныне Бог благословил граждан древней столицы княжества Рязанского видеть освящение храма, почти вновь созданного по возобновлении его извне и внутри в настоящем великолепии… Весь город встрепенулся. Долго ждали, и дождались радостного дня. Что было, и что стало! Все преобразилось…. При светлом и высоком куполе, при высоком трехъярусном и блестящем иконостасе, при умеренной температуре, при легком резонансе, мы стояли 23 числа за всенощной, как будто не в прежнем, а совсем в другом соборе…»

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть фото рязанский кремль христорождественский собор. Смотреть картинку рязанский кремль христорождественский собор. Картинка про рязанский кремль христорождественский собор. Фото рязанский кремль христорождественский собор

Так восторженно писал очевидец освящения Христорождественского собора, которое произошло в 1874 году. Сердце его ликовало, как ликовало оно у всех рязанцев. Благодаря стараниям многих лиц, как духовного звания, так и гражданского, любимый собор горожан был воссоздан почти заново. История этого собора уходит в глубь веков. И давайте немного вспомним ее.

В описании святынь нашего города этот храм занимает немаловажное место. Многие историки относят начало построения этого храма далее 1483 года, так как уже в 1485 году в этом храме находился напрестольный воздух, подаренный ему Великой Княгиней Рязанской Анной Васильевной. В настоящее время он бережно хранится в рязанском государственном музее- заповеднике и является украшением его экспозиций. А последние исследования, проводимые в соборе, позволяют с уверенностью сказать, что храм был построен в XIV веке.

Почти каждый владыка, бывший на рязанской кафедре, старался расширить и украсить собор. В 1606 году церковь была заново перестроена при преосвященном Феодорите, в 1753 году Преосвященный Димитрий (Сеченов) не только произвел в ней значительные изменения, но и при нем собор стал называться Рождественским, так как к тому времени уже возвели рядом величавый Успенский. В 1782-1783 годах в перестройку собора внес лепту Преосвященный Симон, а в 1827 году при архиепископе Филарете он снова был переделан и украшен по вкусу новейшей архитектуры. С 1874 года он стал иметь теперешний вид.

Любуясь сегодняшним видом собора, трудно себе представить, каким он был в те далекие времена, и только документы архива могут поведать о былом.

Строился он как Успенский собор, где были погребены в свое время рязанские князья и княгини.

26 июня 1606 г. царь Василий Иванович Шуйский прислал в Переяславль Рязанский к Феодориту-Архиепископу Рязанскому по его просьбе каменных дел подмастерьев. Царь приказал смотреть за ними, чтобы церковное дело делали хорошо и крепко и вечно и доделали бы того же года2-пишет архимандрит и считает. Что церковь при Митрофане еще не была достроена.

В описи, учиненной в 1638 г. Иваном Захарьевичем Ляпуновым вместе со Спасским архимандритом Герасимом, духовским игуменом Иосафаром и протопопом Евстафием, мы увидим более подробное описание: «. на площади подле Архиеписклопля двора церковь Успения Пречистыя Богородицы, камена, о пяти верхах, крыта Немецким железом… Над дверьми в сводах образа с переди, и с полудни, и с севера писаны стенныя письмом, над ними киоты крыты Немецким железом. Пред троими дверьми три рундука о пяти ступенях без папертей, церковныя, трои двери железныя. Придел Феодора Тирона. У правого столпа место Архиепископле каменное; за столпом, пять гробниц каменных, почивают Великие Князья Рязанские, а на них покровы бархатные, ветхи. На левой стороне Царских дверей образ чудотворныя Иконы Пречистыя Богородицы Феодотьевския древняго письма. Пред местными образами свечи на каменных подсвечниках. По стороне северных дверей гробница каменная, а в ней почивает Епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления Епископа Василия Муромскаго и Рязанского. На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы Великих Княгинь; покровы на них бархатные же, ветхи гораздо».

В 1753 году Преосвященный Димитрий (Сеченов) разобрал каменные столбы и прибавил окна; на место каменных княжеских гробниц поставил деревянные; сделал трапезную часть с накатным потолком и переименовал собор в Христорождественский собор, так как к этому времени уже был возведен новый величественный красный Успенский собор.

Архимандрит Макарий, описывая этот собор, уточняет некоторые детали его построения и внешнего вида. Ведь как сказано выше, об этом соборе написано было много.Так Г. Воздвиженский в своей истории епархии неточно назвал этот собор теплым с 1753 г. Но Макарий уточняет даже такую деталь, приводя документ, где Преосвященный Димитрий (Сеченов) в своей резолюции называет его теплым уже в 1752 г.

В документах 1756 г. указывалось, что иконостас в этом дивном и любимом рязанцами храме пришел в ветхость, и для его украшения предлагалось написать 40 новые икон, в частности икону Рождества Христова. Оконницы в одиннадцати окнах также были ветхи, что было незамедлительно исправлено. Но все со временем приходит в ветхость и требует поновления, для чего необходимы колоссальные средства.

3 ноября 1781 г. при новом поновлении собора его стены были расписаны «малеванными картинами» и устроен вызолоченный иконостас, который существовал долгое время.

В 1825 г. в соборе стенное писание, как указывалось в архивных документах, полиняло, и весь храм вновь пришел в ветхость. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) 25 декабря 1825 г. собственноручно написал на представленном ему плане собора: « По сему плану перестроить и возобновить Соборный Рождества Христова храм да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить».

В связи с этим в Рождественском храме были разобраны два придела, а стены подняты на два с половиной аршина. Перестройка собора проводилась за средства известного купца Рюмина. Храм был освящен 5 декабря 1826 г. ректором Рязанской духовной семинарии архимандритом Илиодором. Говоря языком тех лет, благоустроения и благоукрашения в соборе продолжали совершаться постоянно.

В 1840 г. были устроены железные решетки около солеи, а в 1860 г. была возобновлена живопись и Царские врата.

Позже в соборе на правой стороне от входной двери под 3 колонной был захоронен преосвященный Симон (Лагов), скончавшийся в 1804 году и архиепископ Амвросий (1809 г.), погребенный на левой стороне против алтаря.

Жемчужина

После обновления храма в 1873-74 гг. внешне он стал иметь сегодняшний вид. Но кто может увидеть теперь величие иконостаса, который был воссоздан рязанским художником Шумовым Н.В.?

Не менее чудесна и икона Феодотьевской Божией Матери, которая была обретена близ села Федотьева Спасского уезда в 1487 году перенесена в Переяславль и поставлена в соборной церкви. Эту икону благоговейно встречал весь город у церкви Семиона Столпника, где позже была возведена часовня в память об этой встрече. В 1611 году по приказанию архиепископа Феодорита с иконы были сняты два списка, один из которых был перенесен в с. Федотьево, другой – в храм Бориса и Глеба.

Из описи ценностей из Кафедрального Собора

г. Рязани 1922 г, мая 2- го дня

1. Серебренная вызолоченная риза с иконы Муромской Божией Матери, принесенная благоверным князем Константином из Киева в Муром, откуда приплыл с Нею в Рязань св. епископ Василий, представившийся в 1294 лето с одним большим и 2-мя маленькими венчиками, на котором одна крупная коронка с 41 мелким камнем и двумя пустыми местами; 6 (шесть) золотых звездочек, на которых по одному разноцветному камню на каждой. Риза формы жемчуга, в которую вставлены снующие звездочки; одна из 7 (семи) камней на голове; две больших звездочки с боков по 34 камня на каждой; на правом плече 2 (два) больших камня и 12 маленьких; на середине звездочка из 7 (семи) камней; на левом плече 2 (две) звездочки и 13 камней каждая, на младенце Спасителя звездочки из 7 (семи) камней; около руки младенца 5 (пять) камней подряд около руки Богоматери внизу 8 (восемь) камней в две линии; внизу золотой крестик якорем. Наверху голубь на серебряных лучах. Икона Чудотворная по заявлению духовенства 7 х 8 вер.

Протокол подкомиссии по изъятию церковных ценностей

В составе от губкомиссии т. Силуянова, угорисполкома т. Спихнулина, представителей от группы верующих протоиерея Лебедева, гр. Холопова и Яковлева производила изъятие ценностей из Кафедрального собора г. Рязани

Изъятым, оказалось, по описи № 1 шесть предметов, все серебряные без весу, по размерам. По просьбе верующих оставлено: серебрянная. Крест со складня в Успенском соборе, серебрянная. Оправа на Боголюбской Божией. Матери, серебреная риза с иконы « Тайная Вечеря» вследствие того, что снятие ее повлекло бы разлом арки.

Иконы Федотьевской Божией Матери и Иоанна Предтечи испорчены от времени, так же как и икона Муромской.

По заявлению протоиерея Лебедева в описи № 6, 7 не вошла серебреная риза Серафима Саровского весом в 9 ф.36 зол. вследствие чего постановлен вопрос выяснить на месте в губфинотделе посредством справки, в крайнем случае, произвести дознание и следствие.

Верующими была заявлена просьба об оставлении риз с икон Федотьевской Б.М., Иоанна Предтечи и Муромской (небольшой иконы), но комиссия, принимая во внимание распоряжение об изъятии ценностей, не нашла это возможным.

Опись составлена в 4х экземплярах. Все ценности запаковываются, опечатываются печатью отдела Управления Угорисполкома и направляются в Губернский отдел.

Год 1929…

Не правда ли, сильно написал С.Д. Яхонтов о событиях тех лет. Сам истинный архивист, он должен бы радоваться тому, что для документов появилось еще одно здание. Но как человек русский, а значит православный, он был потрясен передачей Христорождественского собора под губернский архив.

Думается, что выдержки из его воспоминаний и дневников поведают нам лучше о том времени, нежели слова человека, не пережившего такой трагедии.

То, что С.Д.Яхонтов в своих воспоминаниях говорит правду и только правду, подтверждают документы архива. В фонде губисполкома имеется выписка из журнала заседания Президиума губисполкома от 25 сентября 1929 года, в которой губисполком просит Главнауку предоставить здание Христорождественского собора под архив. Музейный подотдел МОНО не возражал против такой постановки вопроса, предложив только окрархиву перед заселением сфотографировать объект. Имеется и протест музея. Между прочим, в этом документе написано: «для переоборудования собора в здание гражданского вида архитектуры вышепоименованной особой комиссией предположен его ремонт и указаны источники средств, составлена и утверждена точная смета. Но эти средства могут быть использованы только по музейной линии, а не по линии Ряз. окр. архива. У Ряз. Окр. архива вряд ли найдутся средства на этот предмет»

Видимо, Богу было угодно так, что все-таки в Христорождественском соборе разместил свои фонды окружной архив, у которого не нашлось средств на переделку здания. Но при всем желании новое помещение не могло решить всех проблем архива, так как в нем было уже тогда сосредоточено около миллиона только не учтенных дел. И вот вместо иконостаса – стеллажи с архивными фолиантами, вместо церковного песнопения – обычный рабочий день архивистов. Так день за днем, год за годом.

Не прав оказался Степан Дмитриевич Яхонтов только в одном.

Удивительно! Даже в самые трудные для церкви Христовой годы шли к этому собору люди, чтобы поклониться Первосвятителю земли нашей – епископу Василию Рязанскому.

Здесь под спудом вот уже почти четыре столетия покоятся его мощи. В этом месте упокоения оживают древние сказания, дошедшие до нас в церковных песнопениях и преданиях.

Для рязанцев стена Христорождественского собора, рядом с которой покоились святые мочи Василия Рязанского, была своей «стеной плача». Наверно поэтому и случилось так, что храм вновь стал храмом. Это наши бабушки и дедушки вымолили нам этот праздник души.

И еще одно предание…

И еще одно предание, дошедшее до нас. О нем писал в своей книге «Переяславль Рязанский» историк Дмитрий Солодовников. Мощи Василия покоились и сейчас и покоятся на левом клиросе Христорождественского собора.

Когда при Преосвященном Симоне (Лагове) поправляли Рождественский собор и устраивали гробницу над мощами святого, то хотели открыть гроб, где покоились мощи св. Василия. В этот момент вышло пламя и чуть не опалило присутствующих. Тоже было и при архиепископе Филарете. В свое время на месте погребения было устроено надгробие с изображением святого. Он был изображен почивающим в раке, перед гробницей висело очень красивое паникадило, сделанное в 1678 году.

Ныне Бог благословил…

В адресе, преподнесенном гражданами города Рязани преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому Горожане писали: «Храм сей, имеет и историческую достопримечательность. Над ним пронеслись целые века, а с переменою многих времен и он изменился и в именовании, и в значении, и в пространстве… В нем как в главном святилище, совершался и всенародный молитвенный обряд принятия великокняжеской власти, и раздавался молитвенный вопль к Богу при частых нашествиях врагов, и возносились торжественные хвалебные песни Богу …» И еще, старожил города Рязани писал: «Нельзя забыть… об особенном впечатлении, какое испытывает душа в обновленном соборе, при взгляде чрез царские врата, когда они бывают отверзты, на изображение во весь рост Господа Спасителя нашего, написанного в свету на цельном стекле во все окно, на горнем месте алтаря.

Господь всемилосердый как будто в воздухе стоит, и, взирая на всех служащих и предстоящих во храме, всех благословляет, всех ободряет… Художественное изображение… написано… рязанским художником Шумовым».

Напишут ли что-либо подобное наши газеты, когда из собора переедет в новое здание Государственный архив, так сберегаемый не только силами слабых архивисток, но и волею хозяина храма Василия Рязанского. Смогут ли рязанцы с гордостью сказать, как года-то сказали их предки, что и они отдавали свои средства на восстановление Христорождественского собора, который был всегда сердцем православной Рязани. В разное время разные благочестивые горожане оказывали храму помощь, и среди них: митрополиты Авраамий и Стефан Яворский, архиепископы Симон и Гавриил; купцы: Рюмины, В.Е.Антонов, Г.А.Мыльников, И.В.Трескин, М.А.Крюков, П.А.Хрущев И.Г., Казин и многие другие.

Свой талант вложил сюда художник Н.В.Шумов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *