рядом со спасом на крови какой дворец
По Санкт-Петербургу. От храма Спаса на Крови до Русского музея
7-ой отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов —ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете, я рассказал как осматривал Санкт-Петербург, о чем можно прочитать здесь — «По Санкт-Петербургу. От Смольного собора до Летнего сада.»
21 июля (пятница) — 3-й день путешествия (Часть 3).
Мы остановились перед выходом из Летнего сада со стороны Мойки — за которой вызвышался Михайловский замок.
Проходим по Набережной Мойки на запад (200 метров).
На нижнем фото — павильон-пристань, спроектированная Росси в Михайловском саду.
И видим вдали храм Спаса на крови.
В этом соборе я побывал перый раз с дочкой в 2006 году, но решил и сейчас его снова посетить. В большинстве путводителей и на туристических форумах — он представлен, как первый среди всех достопримечательностей Питера.
Это и музей и выдающийся памятник русской архитектуры.Храм Спаса на крови был возведен по указанию Александра Третьего и решению Синода, на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец Гриневицкий смертельно ранил Александра Второго, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.
Очереди в кассу почти не было и через пять минут я уже входил в собор.
Цена за вход — 250 рублей. Время работы с 10.30 — 18.00. Выходной день — среда. Богослужение проводится по воскресным и праздничным дням с 07 часов, всенощная литургия в субботу с 18.00.
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора 1600 человек.
Александр Третий объявляет конкурс на строительства храма сразу после смерти отца. Он должен был вобрать в себя черты русской архитектуры- церквей 16–17 века. Поэтому большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура Собора Василия Блаженного в Москве.
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Собор находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения.
В 1917 году прекратилось финансирование содержание собора, а в 1938 году принято решение о его разборке, но с началом Великой Отечественной войны стало не до этого. В соборе расположили морг во время Блокады, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
С 1968 года храм был взят под охрану государства, а в 1997 году открыт для посещения
Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором.
Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 квадратных метров. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем»,«Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам Васнецова пороизводят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые тогда каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.
Здесь фактически полное собрание русской мозаики того времени. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Мозаичая коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.
Из всего многообразия мозаик необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников Васнецова, Нестерова, Рябушкина, Харламова, Беляева.
Покидаем этот выдающийся собор и еще раз взглянем на него со стороны канала Грибоедова и удивляемся, что такую красоту хотели снести большевики.
С восточной стороны собора находится вход в Михайловский сад, который по размерам лишь немного уступает знаменитому Летнему саду.
В начале основания Санк-Петербурга на его территории находился деревянный дворец Екатерины Первой, потом здесь был дворец Елизаветы, но все они были разобраны.
В 1898 году сад становится доступен для всех, кроме солдат и собак, о чем гласила специально установленная табличка.
В 2001 году проведена полная реконструкция сада, который к этому времени находился в критическом состоянии.
К югу от Михайловского сада видим здание Михайловского дворца — он же Русский музей
Погода вдруг неожиданно испортилась и ударил сильный дождь, хорошо, что мой хостел находился в пяти минутах и я быстро до него добежал, где передохнул и немного зарядил фотоаппарат.
А затем я вернулся в Русский музей (фото здания я сделал, когда уже выходил из музея и видно, что погода снова стала прекрасной). В нем я также бывал неоднакратно, но мне снова очень хотелось его посетить.
Музей открыт в понедельник с 10.00–20.00.,вторник- выходной
четверг — с 13.00–21.00
среда, пятница, суббота и воскресенье с 10.00–18.00.
Цена билета — в Михайловский дворец и корпус Бенуа — 350 рублей.
Русский музей — является одним из самых больших музеев России, в котором находится коллекция из 400 тысяч экспонатов. Здесь собраны произведения всех основных направлений и школ русского изобразительного исскуства с 9 по 20 век!
Основные экспозиции размещены в Михайловском дворце и корпусе Бенуа (которые я и посетил).
Русский музей был открыт в 1898 году указом Николая Второго в честь его отца — Александра Третьего и это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства. Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 картин из Академии художеств и 200 из загородных царских дворцов.
Сам же Михайловский дворец был построен еще в 1825 годуархитектором Росси, тогда о музеи никто и не думал, а строился он для младшего сына императора Павла Первого — Михаила Павловича и его семьи.
Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею Александра Третьего». Это было его официальное название до 1917 года.
Уже к 1914 году здания Михайловского дворца стало не хватать и в 1917 году по проекту Бенуа было построено новое здание на канале Грибоедова, получившие имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения Советского периода, а на втором — произведения второй половины 19 века и начала 20 века.
Начинаем осмотр Михайловского дворца с парадной лестницы
Петр Первый — работы Мари Колло — ученицы Фальконе, которая приехала с ним в Петербург в 1782 году для создания Медного всадника. Фальконе никак не удавалось создать модель головы Петра для памятника и Колло желая помочь учителю сделала это за одну ночь.
Поднимаемся на второй этаж и первые залы — посвящены древнерусскому искусству. Это одни из самых ценных предметов коллекции Русского музея!
Святой Дмитрий Солунский. 15 век. Псков. Из Варваринской церкви.
Далее идут скульптуры важных деятелей Росссии и императоров.
И.Витали (1794–1855). Портрет А. Д. Меньшиков. 1849.
Б. К. Растрелли.(1679–1744) Анна Иоанновна с арапчонком.1741.
Рядом со спасом на крови какой дворец
Кованая ограда Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови как часть уникального архитектурного ансамбля
Альфред Александрович Парланд создал в конце XIX–начале XX века удивительный по красоте архитектурный ансамбль в центре столицы империи, являющийся по сей день для петербуржцев и гостей города одним из любимых мест в Санкт-Петербурге. Как невозможно представить набережную канала Грибоедова без Спаса на Крови, так немыслим храм-памятник без ограды, которая не столько отделяет его от сада, сколько оформляет окружающее пространство в единое архитектурное целое. Именно решётка является связующим звеном между церковью и часовней-музеем. Часовня-музей была построена в 1906–1907 годах специально для хранения многочисленных пожертвованных предметов церковного искусства, присылаемых для строящегося мемориального памятника из разных губерний России, а также эскизов оформления, чертежей и планов здания (к примеру, живописных работ художника Виктора Михайловича Васнецова для мозаичных образов Спаса на Крови). К сожалению, личный архив архитектора, как и документы, находившиеся до 1918 года в часовне-музее, не сохранились. Но нет сомнения, что автором проекта, по которому была создана одна из красивейших железных решёток Санкт-Петербурга, был сам Альфред Александрович Парланд. Двадцать четыре года своей жизни он отдал строительству храма Воскресения Христова или, как его стали называть после открытия, Спаса на Крови, являясь не только его архитектором, инженером-строителем, но и декоратором.
Декоративное оформление здания происходило по проекту Парланда от 14 января 1897 года. В нём архитектор уделил большое внимание убранству стен: они сплошь покрыты иконографическими изображениями и орнаментами. Изучавший в Италии росписи стен и превосходно владевший техникой рисунка, Парланд сам составил планы и эскизы орнаментальных украшений в стиле московской архитектуры XVII века. Изумительные по изяществу гирлянды из листьев, цветов, фруктов не только отделяют одно иконописное изображение от другого, но и объединяют их в целостную картину, придают им стилевое единство. Растительный орнамент является организующим началом в декоративном убранстве церкви, присутствуя почти в каждой детали: от наверший иконостаса до дверей и люстр.
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент декоративного убранства храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба по камню
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент навершия иконостаса храма Воскресения Христова
1900-е годы
Итальянский мрамор, резьба
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент орнамента северного киота храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба из орской яшмы на молочно-белом кварце
Изысканная решётка Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови является неотъемлемым элементом уникального единого архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Как мемориальный памятник, построенный «в русском стиле» по желанию заказчика (императора Александра III) разительно отличается от зданий Петербурга, преимущественно выполненных в европейских стилях, так и железная решётка в стиле модерн выделяется на фоне строгих классических ограждений города, повторяя в витиеватых изгибах кованых деталей растительный орнамент, доминирующий в интерьере церкви. И как критиковали искусствоведы (впрочем, их имена история не сохранила) Спас на Крови, главное наследие Парланда, обвиняя зодчего в использовании «пряничных форм» в архитектуре и «кричащих красках» 10 в оформлении, так и ругали ограду. Но замысловатые цветы, созданные гением Парланда на бумаге и воплощённые в стали лучшими петербургскими мастерами по металлу, оказались революционным явлением для городской среды начала XX века. В решётке соединилось зарождающееся искусство модерна и русская архитектурная традиция орнаментации стен: только в данном случае поверхностью декорирования служит сама природа Михайловского сада, так как железные плавные линии, складывающиеся в хрупкие цветы, кажутся застывшими причудливыми формами на фоне живых деревьев. Творения Парланда выдержали испытание временем: даже спустя сто лет невозможно пройти мимо и не восхититься подлинными произведениями искусства — как архитектурным памятником, так и изумительной решёткой рядом с ним. Сложные по рисунку и исполнению кованые декоративные элементы, выполненные с неповторимым изяществом, свидетельствуют о таланте Альфреда Александровича Парланда как декоратора и об искусстве мастеров петербургского «Художественно-строительно-слесарного завода Карла Ивановича Винклера», создавших настоящий шедевр из металла и внесших большой вклад в архитектурное оформление одного из красивейших мест Петербурга.
Наталия Юрьевна Толмачева,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
Библиографический список:
Михайловский сад
Михайловский сад расположен между северным фасадом Михайловского дворца и набережной реки Мойки. Он является частью комплекса Русского музея. Большинству туристов он знаком благодаря вычурным воротам и ограде, которые становятся объектом для фотосессий и селфи.
Вид на Спас-на-Крови из Михайловского сада
Михайловский сад имеет два входа:
Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.
Режим работы Михайловского сада в 2021 году
Стоимость билетов в Михайловский сад в 2021 году
Вход бесплатный.
Решётка Михайловского сада
Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.
Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови. Строительство храма проходило в конце XIX — начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II. Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.
Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.
Описание
Михайловский сад — это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) — по периметру сада и пейзажный (английский) — в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля — скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.
Михайловский сад — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».
Обычно праздник проходит в период Белых ночей. В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.
В то же время в обычные дни Михайловский сад — одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь — это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси. Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.
Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.
Маленький северный рай. Питер. Часть 9. Спас-на-Крови и Смольный.
…А на Невском людно
А на Невском шумно,
И можно затеряться,
Да так, что пропадешь… ( песня А. Иванова «Невский»)
Сегодня отправляюсь гулять одна. Муж и сын попросили выходной.
Михайловский сад — один из самых известных парков Санкт-Петербурга. Находится в самом центре города. Рядом расположен храм Спаса на Крови. Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра — Екатерины I.
Изначально участок простирался гораздо дальше современных границ: от Мойки до Невского проспекта и от Фонтанки до канала Грибоедова. Перед любым строительством необходимо было осушить территорию. С этой целью соединили глухую Мью с Кривушей узким каналом, тем самым одновременно отделив резиденцию Екатерины от Первого и Второго летних садов. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки был «променад», иначе говоря дорога для прогулок.
Здесь построили небольшой Екатерининский дворец — здание с золотым шпилем с фонариком, интерьеры которого отличались роскошью. В саду росли яблоневые и прочие плодовые деревья, стояли оранжереи и теплицы, где выращивались бананы и ананасы.
С воцарением Анны Иоановны Третий летний сад подвергся кардинальной перестройке. «Овощной огород» перенесли, а на высвободившихся значительных площадях для страстно любящей охоту императрицы разбили «ягд-гартен» — сад для гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галереи для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби.
Работы по «императрицыному саду» вёл Франческо Бартоломео Растрелли. Крестообразные аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженые деревья превратили усадьбу в итальянский или французский парк. Пространство оживлялось декоративными павильонами и беседками с мраморными полами. В самом центре сада поместили качели и горки для катания в любой сезон. Кроме того, вокруг одного из деревьев поставили вертящиеся скамейки, а в его кроне для панорамного обозрения сада соорудили беседку, куда поднимались по винтовой лестнице.
В то же самое время наряду с увеселительным характером сад сохранял и практическую направленность. Так, в 1745 году в нём соорудили императорскую баню, или, как её тогда называли, мыльню. К ней от «ягд-гартена» вела запутанная зелёная аллея-лабиринт.
При Павле I Третий летний сад служил местом прогулок царской фамилии. У императора была привычка каждое утро проезжать по парку верхом, любуясь его симметрией. Однако вскоре после убийства Павла 1 царская семья покинула замок. В 1823 году его передали Главному инженерному училищу.
В 2001 году произведена полная реконструкция Михайловского сада.
Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга — сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической — на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови — мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.
В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.
После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду — морга, а после войны — как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.
Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г…
Вход для взрослых — 250 р, для детей — 50 р.
Посещение Спаса на Крови в Петербурге — лайфхаки для туристов
История возникновения храма Спаса на Крови весьма печальна. Мало найдётся людей, которые не слышали хотя бы отдаленно о покушении на императора Александра II. Именно по этой причине было решено на месте смертельного ранения государя возвести храм, который бы смог своей красотой и величием напоминать петербуржцам и гостям города об этой трагедии.
Возведение Спаса на Крови
Инициатором строительства памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте гибели царя. Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. Сам Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Фёдоровны.
Адрес, как добраться и другая информация о храме
Впечатления от посещения храма Спаса на Крови
Строение несомненно поразит любого, даже самого бывалого туриста — изумительной красотой. На возведение храма ушло 24 года! В высоту собор достигает 81 метра, а вместимость рассчитана на 1600 посетителей. Фотографии этого строения украшают любой путеводитель по Санкт-Петербургу, что говорит само за себя. Храм является одной из самых значимых визитных карточек Северной столицы.
Экскурсия по Спасу на Крови
Чтобы попасть внутрь строения, вам придётся приобрести билет. В зависимости от категории, к которой вы будете причислены, будет и стоимость. Сами билетные кассы находятся на «тыльной» стороне строения. Для удобства посетителей, при оплате билетов, кроме наличности принимают и банковские карты. Купив билеты, вы направляетесь к главному входу. Там, пройдя электронный турникет, вы попадёте в сам храм.
При входе в музей очень вежливый гид формирует экскурсионные группы (примерно по 20 человек). Ждать совсем не долго, поэтому очень рекомендуем попасть в экскурсионную группу. Экскурсия проходит примерно за 20-25 минут. За это время экскурсовод расскажет всю подноготную, с самыми интересными подробностями.
Совет. Наиболее удачные фотографии получаются с Итальянского моста. Храм прекрасен как снаружи, так и изнутри. Фотографии на его фоне, бесспорно, войдут в ваш фотоальбом, как самые почётные.
Интерьер и мозаика Спаса на Крови
Попав внутрь — не растеряйтесь! Мозаика собора настолько впечатляюща, что можно всю экскурсию проходить с открытым ртом, глядя только на неё. Общая площадь мозаичных картин составляет около 7 тыс. м. кв.! Не забывайте фотографировать, ведь за фото в этом музее с вас не возьмут ни копеечки!
Место ранения императора
Для любителей истории в деталях, спешим сообщить, что в храме есть небольшое ограждённое пространство в той самой брусчаткой, на которой лежал умирающий император. Если вам посчастливится попасть к Спасу в вечернее время — удовольствие от его созерцания будет преумножено троекратно благодаря изумительной подсветке храма.
Духовная и телесная пища
По выходным в храме совершаются богослужения. В эти дни у посетителей есть возможность принять в ней участие, насытив душу духовной пищей —»под завязку». Для родных и близких вы сможете приобрести сувениры любой величины и стоимости прямо в здании храма в одном из магазинчиков.
Нагулявшись и насмотревшись на красоты, насытившись духовным, можно завершить поход в уютном итальянском ресторанчике, что находится неподалёку. Там, в комфорте и уюте, вы сможете поделиться впечатлениями с близкими и друзьями.
Приятного посещения!