ружаны костел святой троицы
Ружаны костел святой троицы
Первоначальный деревянный костёл в Ружанах был построен во второй половине 16 века Николаем Язловецким и его супругой Александрой из Тышкевичей. В 1598 году все прежние владения Тышкевичей, в том числе Ружаны, были куплены канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой. Это он в 1617 году на месте деревянного храма воздвигнул новый, каменный. Как записано в княжеской хронике: «в честь Святой Троицы, Непорочного Зачатия Девы Марии и святых Петра и Павла». В том же году, 18 июня, костёл был освящён Евстахием Волловичем, епископом Виленским.
С 1655 по 1660 год, когда Вильнюс переживал российскую оккупацию, Виленская капитула проводила свои заседания в Ружанах. В этот период Ружаны становятся как бы «центром» Виленской епархии. О том времени напоминает место захоронения в Ружанском костёле Виленского епископа Яна Кароля Довгялло-Завишы (1597-1661), одного из основателей польско-российских мирных договоров в 1656 и 1658 году, близкого друга польского короля Яна Казимира Ягеллончика.
Во второй половине 18 века при Александре Михаиле Сапеге храм перестраивался.
В 1768 году к костёлу была пристроена левая боковая часовня Святого Креста, основанная Кристиной Розой Сапегой Массальской. В 1787 году стараниями князя Александра была пристроена правая боковая часовня святой Варвары. Проектировал её и руководил работами придворный архитектор из Саксонии Иоганн Самуил Беккер.
В 1895 году костёл, пострадавший от пожара, произошедшего в Ружанах 5 мая, был восстановлен усилиями тогдашнего настоятеля Владислава Кулеши и прихожан.
В 1953 году храм зачислен в список памятников архитектуры республиканского значения.
Ружанский костёл всё время был действующим, даже в период с 1949 по 1956 год, когда оставался без священника, а со стороны светских властей были попытки закрыть его и отнять у верующих. С августа 1956 года настоятелем костёла и прихода назначен священник Конгрегации Миссии св. Викентия де Поля, о. Михаил Воронецкий СМ (1908-1990), узник советских лагерей, который до 28 августа 1990 года самоотверженно служил верующим Ружанского и многих других приходов. Пастырское служение продолжают священники той же Конгрегации: с 1990 по 1994 год о. Юрий Тумас СМ, с 1994 по 1996 год о. Дарьюш Блашчык СМ, и с 1994 года по сей день о. Януш Пулит СМ.
Архитектура и убранство интерьера
Храм однонефный с полукруглой абсидой, двумя двухэтажными ризницами и высокой восьмиугольной башней, увенчаной остроконечной крышей. Построен в стиле ренесcанса. Главный барочный алтарь выполнен в 17 веке из коричневого мрамора. Он увенчан разорванным арочным фронтоном с добавленными к нему в 18 веке фигурами ангелов, лавровым венком, гербом рода Сапегов и символом Божьего Провидения. В 1779 году Иоганн Самуэль Беккер внёс в архитектуру храма дополнения в стиле раннего классицизма. Среди них хоры с балюстрадой и консолями, красивые порталы с ложами в пресбитерии, резная декорация органа и амвона.
Из барочных настенных росписей, выполненных в 18 веке, лучше всего сохранилась иллюзионистическая роспись часовни святой Варвары, схожая с росписями фарного костёла в Несвиже.
Среди других ценных элементов интерьера следует отметить находящийся в сенях крест 16 века из прежнего костёла, картины 18 и 19 века, кованную барочную балюстраду и купель 1790 года, чудотворный крест конца 18 века, изваянный в дереве, а также памятник Болеславу Биспингу, другу Александра Михаила Сапеги, выполненный в 1787-1789 годах Иосифом Пруккнером.
Pierwszy drewniany kościół w Różanach był zbudowany w drugiej połowie XVI wieku przez Mikołaja Jazłowieckiego i jego żonę Aleksandrę Tyszkiewicz. W 1598 roku wszystkie dawne posiadłości Tyszkiewiczów, w tym również Różany, kupił kanclerz Wielkiego Księstwa Litewskiego Lew Sapieha. To on, w 1617 roku, w miejscu drewnianego kościoła wzniósł nowy, kamienny, jak zanotowano w książęcej kronice: „na cześć Świętej Trójcy, Niepokalanego Poczęcia Najświętszej Panny Maryi i świętych Piotra i Pawła». W tym że roku, 18 czerwca, kościół został konsekrowany przez ks. Eustachego Wołłowicza, biskupa wileńskiego.
Od 1655 do 1660 roku, kiedy to Wilno znajdowało się pod rosyjską okupacją, kapituła wileńskiej katedry prowadziła swoje posiedzenia w Różanach. W tym okresie Różany stają się jakby „stolicą» diecezji wileńskiej, a kościół „katedralnym». O tym czasie przypomina miejsce pochówku w Różańskim kościele wileńskiego biskupa Jana Karola Dowgiałło-Zawiszy (1597-1661), jednego z twórców polsko-rosyjskich umów pokojowych w 1656 i 1658 roku, bliskiego przyjaciela polskiego króla Jana Kazimierza Jagiellończyka.
W drugiej połowie XVIII wieku za Aleksandra Michała Sapiehy świątynia była przebudowywana. W 1768 roku była dobudowana lewa boczna kaplica Świętego Krzyża. Fundatorem jej była Krystyna Róża Sapieha Massalska. W 1787 roku staraniem księcia dobudowana została prawa boczna kaplica św. Barbary, według projektu i pod kierownictwemnadwornego architekta z Saksonii Jana Samuela Beckera.
W 1895 rokukościół częściowo zniszczony w pożarze, jaki miał miejsce w Różanach 5 maja, był odnowiony wielkim wysiłkiem ówczesnego proboszcza ks. Władysława Kuleszy i parafian.
W 1953 roku świątynia wpisana na listę pomników architektury republikańskiego znaczenia.
Różański kościół nigdy nie przestał być czynnym, nawet w okresie od 1949 do 1956 roku, kiedy pozostawał bez kapłana, a ze strony władzy świeckiej były próby zamknięcia go i odebrania wiernym. Od sierpnia 1956 roku proboszczem parafii został mianowany kapłan Kongregacji Misji św. Wincentego a Paulo ks. Michał Woroniecki CM (1908-1998), więzień sowieckich obozów, który do sierpnia 1990 roku ofiarnie służył wiernym Różańskiej i wielu innych parafii. Duszpasterską służbę kontynuują kapłani tejże Kongregacji: od 1990 do 1994 roku ks. Jerzy Tumas, od 1994 do 1996 roku ks. Dariusz Błaszczyk, i od 1994 po dziś dzień ks. Janusz Pulit.
Architektura i wystrój wnętrza
Kościółjednonawowy z półokrągłą absydą, dwiema piętrowymi zakrystiami i wysoką, ośmioboczną wieżą, zakończoną strzelistym dachem, zbudowany w stylu renesansu. Główny barokowy ołtarz został wykonany w XVII wieku z brunatnego marmuru, zwieńczony rozdartym frontonem łukowym z dodanymi w XVIII wieku figurami aniołów, laurowym wieńcem, herbem Sapiehów i symbolem Bożej Opatrzności. W 1779 roku Jan Samuel Becker uzupełnił architekturę świątyni elementami w stylu wczesnego klasycyzmy. Są nimi między innymi: chór z balustradą i konsolami, portale z lożami w prezbiterium, rzeźbione dekoracje organów i ambony.
Jedno z najlepiej zachowanych barokowych malowidełnaściennych w kaplicy św. Barbary podobne jest do tych, XVIII-wiecznych,z farnego kościoła w Nieświeżu.
Inne cenne elementy wystroju wnętrza to: wiszący w kruchcie XVI-wieczny krzyż z pierwszego drewnianego kościoła; obrazy z XVIII i XIX wieku; kuta balustrada i chrzcielnica z 1790 roku; łaskami słynący drewniany krzyż, z końca XVIII wieku, a także pomnikpoświęcony Bolesławowi Bispingowi, przyjacielowi Aleksandra Michała Sapiehy, wykonany w latach 1787-1789 przez Józefa Prukknera.
Костел Троицкий в Ружанах, Беларусь: история, описание, фото
Церкви, костелы, соборы, монастыри
Церковь, освященная в честь Пресвятой Троицы, находится в городском поселке Ружаны на улице Первомайской, 12. Она поразительна тем, что существует уже около 400 лет и при этом до сих пор является действующей! Церковь является памятником культуры и по праву внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
История уникального католического храма
История ружанского костела начинается в 1596 году. В то время Ружаны входили в состав территорий, принадлежавших Льву Сапеге. Прославленный литовский канцлер выделил деньги из своего кармана на строительство храма в своих владениях. Изначально он был деревянным, однако уже в 1617-1625 годах появилось каменное здание, которое пускай и многократно подвергалось перестройке, но все же дошло до нашего времени.
Храм начинают перестраивать, начиная с 1768 года. Тогда к средней части святыни, с северной ее стороны, была пристроена часовня Святого Креста. Для поддержания симметрии облика здания, в 1787 году с другой стороны пристроили часовню Святой Барбары. Однако на этом работы по перестройке завершены не были. Вскоре в Ружаны был приглашен Ян Самуэль Беккер, по проекту которого и была произведена очередная перестройка. Спустя несколько десятков лет, в 1850 году, осуществили реконструкцию здания. Тогда же здание в стиле раннего барокко обрело черты классицизма.
Храм примечателен тем, что во время переломных моментов и событий двадцатого века он практически не пострадал. Более того, его даже не коснулись последствия религиозных гонений: в советское время здесь осуществлялись службы.
Сейчас в храме служат представители доминиканского ордена.
Архитектурный облик Троицкого костела в Ружанах
Как уже было упомянуто выше, архитектурный стиль памятника – раннее барокко с привнесенными позже элементами классицизма. Выделяется один неф, к которому в середине примыкают часовни, построенные симметрично. К алтарной части примыкают ризницы, имеющие такую же высоту, что и часовни.
Главный, доминирующий во всей композиции элемент – четырехъярусная башня, поражающая высотой. В ее нижнем ярусе расположен входной портал, имеющий форму четверика. Все четыре яруса завершает высокий шатер. Главный фасад украшают пилястры, боковые – контрфорсы. Храм обнесен каменной оградой с воротами.
Храм поражает весьма богатым интерьером с внушительным количеством барочных архитектурных форм, картин и скульптур. Хоры и старинный орган расположены над входом, на деревянных крестообразных столбах. Главный алтарь, поддерживаемый четырьмя колоннами, украшен не менее богато: здесь также располагаются скульптуры, лепной орнамент и герб Сапег. Возле колонн – деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.
Кроме чудесного храма, в Ружанах есть, что посмотреть. Это известнейшая на всю Беларусь резиденция Сапег и Петропавловская церковь 1675 года постройки. Такое обилие действительно древних и в то же время отлично сохранившихся архитектурных памятников делает Ружаны весьма привлекательными даже для самых взыскательных туристов.
Костёл Пресвятой Троицы в Ружанах
Посмотреть на карте Костёл Пресвятой Троицы в Ружанах
Костёл Пресвятой Троицы — уникальный памятник архитектурного искусства, который находится в посёлке Ружаны. Католический храм был основан в 1615–1617 годах, после чего несколько раз подвергался реконструкции.
Литовский канцлер Лев Сапега в 1596 году положил начало строительству Троицкого костёла на территории своей родовой резиденции. Поначалу храм был выполнен из дерева, но уже в 1615–1617 годах не его месте появилось каменное строение в стиле раннего барокко.
В 1768-м году с северной части церкви появилась часовня Святого Креста, а уже в 1787 году с южной стороны была построена часовня Святой Барбары. В 1780-х из Саксонии был приглашен архитектор Ян Самуэль Беккер, который стал автором нового проекта храма. После реконструкции внешний вид строения приобрел ярко выраженные черты классицизма.
Архитектура храма включает высокую башню, главенствующую над общей композицией памятника. Интерьер изобилует роскошными убранствами, живописью, скульптурами. Четырёхколонный алтарь оформлен художественной лепниной и фамильным гербом Сапег. Храм окружён каменной оградой с брамой.
Как добраться
общественным транспортом:
из Минска междугородним автобусом с автовокзала «Восточный» Минск–Ружаны;
из Минска поездом до Ивацевичей, затем на пригородном автобусе Ивацевичи–Ружаны.
автомобилем:
из Минска по трассе М1 Минск–Брест до Ивацевичей, затем повернуть на трассу P44 Гродно–Ружаны–Ивацевичи;
из Минска по трассе по трассе М1 Минск–Брест до Барановичей, за Барановичами поворот на трассу P99 на Слоним, из Слонима по трассе P85 до Ружан.
Координаты GPS: 52.867016, 24.890875
Из-за чего случился Великий раскол, и Что стало главной причиной распада христианских церквей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Церковь в Средние века
Христианская церковь превратилась в мощную организацию после того, как Римская империя признала и укрепила её, до того, как варвары свергли Запад. Дары и завещания увеличивали владения Церкви, которая имела такую же организацию, как и сама Римская империя. Приходы были самыми маленькими церковными единицами, и во главе их стоял священник. Более обширные области назывались епископатами и управлялись епископом.
До того, как произошёл Великий раскол, христианство на Западе окрепло, и этот процесс отразился в заметном усилении власти епископов. Во многих отношениях они всё больше брали на себя полномочия бывших местных губернаторов. Епископы располагали средствами и были в состоянии выполнять задачи, которые ранее подпадали под юрисдикцию местных римских вельмож.
Вселенские Соборы и православие
Христианская догма не была дана и определена, она была сформирована в ходе дискуссий теологов. Иногда между священнослужителями возникали большие и ожесточённые конфликты, о чём свидетельствуют учения, которые Церковь объявляла ересями. Самый высокий уровень дебатов состоялся на Вселенских соборах (советы, собрания). Это были собрания епископов или их представителей со всего христианского мира. Были приняты решения, касающиеся веры, учения, порядка, поклонения и дисциплины. Они считаются неприкосновенным авторитетом в учении Церкви и были единственным органом церковного законодательства, порядка и структуры. Следовательно, решения соборов были обязательны для всей Церкви на протяжении всей истории.
Православное христианство признаёт только первые семь вселенских соборов, проходивших с IV по VIII век, и не более. В дополнение к первым семи, Римско-католическая церковь признаёт универсальными четырнадцать своих соборов, которые проводились в период с IX по XX век. Православное христианство не признаёт эти более поздние соборы, состоявшиеся после Великого раскола, универсальными.
Монахи
До Великого раскола Церковь была внутренне расколота другими способами. Верующие христиане, выступавшие за более бедную церковь, удалились в пустыню, где вели тяжёлую жизнь вдали от различных искушений. Из их среды произошли монахи, которые объединились в монашеские общины и жили в монастырях. Монашество было реакцией на «утилитаризм» христианства. Самые ревностные христиане начали разрывать внешние связи с миром, что привело к разделению и возникновению монашества.
Монашеское движение началось в Египте в IV веке, и его основателями были копты. Среди них были такие святые, как Антоний Великий, Павел Фивейский и Пахом. Из Египта монашество быстро распространилось в Палестину, Сирию, Месопотамию, Малую Азию и далее в Италию. Монашество зародилось не как церковный институт, а было стихийным и спорадическим явлением.
Первоначально церковные и светские власти рассматривали монастыри как явление, действующее вне официальных учреждений, и между церковным духовенством и монашескими общинами существовала напряжённость. Со временем церковь приняла появление монашества и начала строить монастыри, но некоторые монахи также покинули монашеские общины, потому что они всё ещё были в некотором смысле в контакте с миром.
Споры
Папство всё больше укреплялось реформами, которые подчёркивали универсалистские притязания Церкви. Однако византийцы на Востоке настаивали на неприкосновенности собственной сферы интересов и указывали на некоторые отклонения от западной церкви.
В отличие от Западной Церкви, Восточная Церковь развивалась, чтобы функционировать под твёрдой имперской, светской властью. Возможно, на этой основе росли различия между Востоком и Западом. Обе Церкви считали себя универсальными — ярлыки «Римско-Католическая церковь» и «Греческая православная Церковь», используемые сегодня, являются современными терминами.
Тем не менее, обе Церкви исповедуют почти одинаковые убеждения. Наиболее известные различия между ними касаются Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как Западная Церковь утверждает, что он исходит от Отца и Сына. Восточная Церковь также не признаёт чистилище как переходное состояние между Раем и Адом.
Сегодня Восточная Церковь, в отличие от Западной, разрешает развод на основании супружеской измены и позволяет женатым мужчинам становиться священниками. Церкви также расходятся во мнениях относительно непогрешимости папы, непорочного зачатия и Успения Пресвятой Девы Марии.
Превосходство
Церковный раскол или Великий раскол был не совсем результатом каких-то больших религиозных разногласий, а скорее соперничеством, борьбой и снобизмом. В течение многих лет папы в Риме и патриархи в Константинополе конфликтовали по поводу крещения восточных славян, а также церковной юрисдикции над Далмацией и южной Италией. Кроме того, Византийская империя отвергла верховное положение Папы в Церкви, потому что Рим к тому времени был в их глазах большой деревней, провинциальным городом без империи и подчинённой территории. С другой стороны, Константинополь был средоточием богатства и власти и, следовательно, имел право стать церковной столицей.
Популярная пропаганда среди западных богословов XI века заключалась в том, что до X века Константинопольский патриарх находился под канонической юрисдикцией Рима. Это подтверждалось тем фактом, что во время его интронизации ему, как и любому другому епископу, прислали паллий (паллиум – покров, накидка) из Рима. Этот факт, по их утверждениям, подтверждал главенство Рима над Константинополем. Последний Великий раскол стал результатом взаимных обвинений во вмешательстве в дела и сферы влияния друг друга, что, возможно, было виной нетерпимых людей внутри Церкви, которые не смогли провести никаких конструктивных бесед.
Великий раскол
В Константинополе 16 июля 1054 года состоялись переговоры между двумя патриархатами, которые должны были закончиться печально. Римская делегация во главе с кардиналом Гумбертом уже находилась в Константинополе с апреля. Сам папа Лев IX был задержан норманнами в замке Беневенто с февраля 1053 года. Они захватили его в плен после битвы, которую вёл сам папа римский.
Константинопольским патриархом был Михаил Керуларий, человек с опытом работы как в церкви, так и в государстве. Долгое пребывание кардинала и его свиты в Константинополе проходило под покровительством императора, пока они вели ожесточенные богословские дискуссии. Шестнадцатого числа во время вечерней молитвы в великолепном храме Святой Софии в Константинополе представители папы Льва IX возложили на алтарь папскую буллу, отлучающую патриарха Керулария. После того как византийцы отказались принять буллу, один из дьяконов собора Святой Софии выбросил её из церкви. Этот Великий раскол стал концом единой христианской Церкви.
Последствия Великого раскола
Папские представители покинули Константинополь 17 июля, а 19 июля патриарх выразил желание встретиться с ними. Вот почему они вернулись, хотя и не пошли на встречу. После этого посланники наконец покинули византийскую столицу. Герцог Аргирос, командующий в южной Италии, который открыто проявил солидарность с введением латинских обрядов в этом районе, также был изгнан из Константинополя.
20 июля патриарх Михаил провёл совет в Константинополе, на котором присутствовали двенадцать митрополитов и два архиепископа. Булла о папском наследии, в которой произносится анафема, была переведена на греческий язык. Он был осуждён на совете, а через пять дней его сожгли в городе.
Великий раскол или Раскол между Востоком и Западом никогда не был преодолен или сглажен. Хотя формальное снятие взаимных анафем было осуществлено в 1965 году между Константинопольским патриархом Афинагором и Папой Павлом VI, единства между православием и католицизмом достигнуто не было.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Троицкий костел в Зельве, Беларусь: история, описание, фото
Зельва, ул. 50-летия ВЛКСМ, 18
Церкви, костелы, соборы, монастыри
Районный центр Зельва (Гродненская область) славился когда-то своей Анненской ярмаркой. Сегодня, по мнению многих, визитной карточкой городка является костел Святой Троицы – неоготический храм, стоящий на улице 50-летия ВЛКСМ.
Сколько костелов было в Зельве
Католический приход в сапеговском местечке Зельва появился еще в начале XV века (1407 год). Источники начала XIX века утверждают, что первый зельвенский костел был деревянным. В 1614 году был построен каменный храм из прусского кирпича, финансировал возведение Лев Сапега. Это здание было полностью разрушено в годы Северной войны.
Третий костел в Зельве возвели в 1743 году, а деньги на его строительство выделил Антоний Сапега. Но и этот костел не устоял. После II Мировой войны от него остались лишь руины.
Есть также свидетельство о строительстве каменного костела на месте обветшавшего деревянного в 1828 году. Правда, согласие на строительство было получено только через 30 лет. Но уже в 1866 году построенный костел (униатский) был передан Православной церкви (по другой версии, православная церковь находилась в другом месте – ныне храм Святой Живоначальной Троицы).
Наконец, новый кирпичный костел Наисвятейшей Троицы в Зельве был построен в 1913 году (архитектор Юзеф Пиус Дзеконьский) и до сих пор является украшением и духовным центром городского поселка.
Как в Средние века
Зельвенский костел с 2009 года находится в Списке историко-культурного наследия Беларуси. Это трехнефный двухбашенный храм с одной апсидой (неоготика). Доминантой выступают двухъярусные башни с коническими шпилями.
Вход в храм выполнен в виде открытой галереи с широкими полукруглыми и узкими стрельчатыми проемами. Стены основного объема и пятигранной алтарной апсиды укреплены контрфорсами, прорезаны стрельчатыми окнами. Интерьер разделяется шестью восьмигранными колоннами.
5 интересных фактов из истории зельвенского костела
В 2013 году Троицкий костел в Зельве отметил свое 100-летие. В торжествах по этому случаю приняли участие сам митрополит Варшавский кардинал Казимир Ныч, а также бискуп Гродненский Александр Кашкевич, многочисленные представители монашеского Ордена Кларетинов, множество священников и верующих.
В рамках юбилея был освящен памятный знак на месте прежнего, разрушенного в Великую Отечественную войну, костела. Прихожане молились перед пятью образами Матери Божьей Остробрамской. А дети организовали выставку и театрализованное представление, посвященное истории храма.