русский язык 9 класс обучение на дому

Рабочая программа по русскому языку 9 класс надомное обучение

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 9 класса, которому рекомендовано индивидуальное обучение на дому разработана на основе следующих документов:

· Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Приказ № 03-255 «О введении ФГОС общего образования» от 19.04.2011 г.

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа –образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

· Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утв. Приказом Минобрнауки от 25.07.2013 г. №100-714

· Программы основного общего обра­зования по русскому языку.

Программа разработана с учетом:

· основной образовательной программы Учреждения;

· рабочей программы по русскому языку для 9 класса

· индивидуального учебного плана на 2020-2021 учебный год;

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:

Общая характеристика программы:

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения и т.д.

Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Основная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке:

Ведущими теоретическими целями преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Основная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке:

Ведущими теоретическими целями преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Требования к результатам освоения программы:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

· Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

· Владение различными видами чтения;

· Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

· Способность извлекать информацию из различных источников;

· Овладение приёмами отбора и систематизации материала;

· Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

· Умение воспроизводить текст с разной степенью развёрнутости;

· Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

· Владение разными видами монолога и диалога;

· Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм языка, соблюдение правил орфографии и пунктуации;

· Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

· Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, умение находить и исправлять речевые и грамматические ошибки, совершенствовать свой текст;

· Умение выступать перед аудиторией;

2. Применение приобретённых знаний и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык для получения знаний по другим предметам;

3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающим миром в процессе речевого общения, совместного выполнения задач, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

· Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как языка национального;

· Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

· Усвоение основ научных знаний о языке;

· Освоение базовых понятий лингвистики;

· Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета;

· Распознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление их;

· Проведение различных видов анализа слова;

· Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

· Осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данная адаптированная рабочая программа составлена на 68 часов изучения предмета «русский язык» в 9 классе на основании индивидуального учебного плана на 2020-2021 учебный год. Таким образом, в неделю выделено 2часа учебного времени на предмет «русский язык».

Источник

Рабочая программа по русскому языку 9 класс для индивидуального обучения на дому

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кемеровская область, Ижморский муниципальный район, п.г.т. Ижморский

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ижморская основная общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено педагогическим советом

протокол №____1___ от ___28 августа 2017 г.

Рабочая программа по русскому языку

9класса основного общего образования

(для индивидуального обучения на дому )

Составитель: Кривошеева Н.А,,

учитель русского языка и литературы

Одной из важнейших задач образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения: детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативно-правовые документы.Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :

1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2. Законом Российской Федерации «Об образовании»

3. Учебным планом МБОУ «ИЖМОРСКАЯ основная общеобразовательная школа №2»

( Рекомендована Министерством образования и науки России).

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно учебного плана школы отводится 68 учебных часов

Данная рабочая программа со­ставлена для обучающегося 9 класса Тутова Артёма на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), форма обучения – индивидуальное обучение на дому. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам кур­са, последовательность изучения тем и разделов с учётом логики учеб­ного процесса, возрастных особенностей обучающегося и дифференцированного подхода в образовательном процессе с учетом особенностей заболевания.

Количество часов на надомное обучение соответствует установленным распределением учебной нагрузки для таких учащихся.

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, один из официальных языков ООН.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации основа для успешной деятельности человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В 9 классе систематически изучается курс синтаксиса сложного предложения, организована работа над синтаксическими, пунктуационными, речевыми навыками. Данная работа базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в 5-7 классах, в 8 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков, которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено повторение и в конце года, начале года.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к данным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы слова, толковании значения слова.

Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что способствует повышению интереса к русскому языку.

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

— совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Технологии обучения, формы и приемы обучения.

При реализации данной программы используются следующие методы:

Проблемный метод используется при формировании знаний учащихся, на этапе знакомства с языковыми явлениями.

Используются формы работы:

Используются такие формы урока: урок изучения нового материала, контроля, закрепления, повторения и обобщения, комбинированный урок. При необходимости могут проводиться уроки-практикумы. При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

На уроках русского языка идет активное развитие речи учащихся. Есть формы работы, которые непосредственно ориентированы на развитие речи: изложения разных видов (подробное, выборочное, сжатое, изложение с грамматическим заданием, изложение с творческим заданием), сочинение. Развитие речи учащихся идет и через работу с текстом, что делает изучение для учащихся более осмысленным, интересным, оправданным.

Необходимым компонентом работы на уроках русского языка является работа со словарями и справочниками, что позволяет учащимся узнать нормы литературного языка и приобрети навыки самостоятельной работы, навыки самообразования.

тест, диктант с грамматическим заданием, разного вида разборы (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, морфемный, словообразовательный, лексический), разного вида диктанты (выборочный, распределительный), изложения разного вида, сочинение, конкурс, игровые задания, составление плана, таблицы, устный ответ-рассуждение

контрольный диктант с грамматическим заданием или/и тест.

Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.

Планируемые результаты изучения курса русского языка в 9 классе.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Источник

Рабочая программа «Русский язык 9 класс» обучение на дому по программе 8 вида

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СОГБОУ Духовщинская специальная коррекционная

от _________ 20____ г.

на педагогическом совете

от ______ 20____ г.

специальная коррекционная школа – интернат VIII вида Приказ № ——— от ———— 2014 г.

ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА

» Письмо и развитие речи»

Карпова Светлана Владимировна

учитель индивидуального обучения

2014-2015 учебный год

Перечень разделов программы

-Повторение 5 часов

— Звуки и буквы 5 часов

-Части речи 36 часов

-Предложение 9 часов

Содержание учебного материала

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.

Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос), из(ис), рас(раз).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголовс –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.

Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80и от 500 до 900; 200,300, 400, 90.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного в год.

Контрольные работы и работы по развитию речи.

I четверть: 1 контрольная работа, 1 работа по развитию речи.

II четверть: 1 контрольная работа, 1 работа по развитию речи.

III четверть: 1 контрольная работа, 1 работа по развитию речи.

IV четверть: 1 контрольная работа, 1 работа по развитию речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося.

Учащийся должен уметь:

писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

Учащийся должен знать:

части речи, использовании их в речи;

наиболее распространенные правила правописания слов.

Учебник «Русский язык» 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2004 г.

Календарно – тематическое планирование

по русскому языку и развитию речи для индивидуального обучения

в специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе – интернате VIII вида (9 класс)

на 2014– 2015 учебный год.

Планирование составлено на основе

учебника «Русский язык» (9), М.»Просвещение»,2004г.

Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 часов)

Повторение изученного в восьмом классе

Простое предложение с однородными членами.

Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные.

Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

Разделительные ъ и ь знаки

Количество звуков и букв в слове.

Состав слова. Разбор слова по составу.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос), из(ис), рас(раз).

Контрольный диктант за первую четверть

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными, без

соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи.

Основные грамматические категории имени существительного.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Согласование имени прилагательного с именем существительным

Контрольный диктант за первое полугодие

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие.

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном

Числительные порядковые и количественные.

Контрольный диктант за третью четверть.

Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80и от 500 до 900; 200,300, 400, 90.

Наречие. Понятие о наречии.

Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Деловое письмо: автобиография, доверенность, расписка.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *