русский народный праздник сретение господне

Праздник Сретение: народные обряды и обычаи для лучшей доли

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господне

Сретение имеет глубокие языческие корни, а церковным праздником этот день стал только после прихода христианства. В дохристианском мире люди просили в этот день богов послать богатый урожай и хорошую погоду. В древней ведической вере славян день Сретение служит границею между зимой и весною, поэтому сам праздник в народе называют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Существует примета, что в этот день желания непре­менно сбываются.

По церковному календарю праздник Сретение завершает рождественские праздники, которые прославляют рождение Иисуса Христа. 15 февраля верующие освящают в церкви свечи, которые затем приносят в дом как символ света и очищения. Также в этот день освящают воду, и считается, что она имеет свойство исцелять от разных болезней.

Обряды на Сретение

Вода, освященная на Сретение, обладает особой силой. Можно провести обряд с водой для удачи и благополучия. Сделать это необходимо до полудня, желательно на голодный желудок. Сначала в стеклянный граненый стакан налить чудодейственную воду. Поставить стакан на стол, покрытый светлой (лучше льняной) скатертью. По правую и левую сторону от стакана зажечь две освященные свечи. Трижды прочитать «Отче наш», затем взять стакан в руки и сделать три небольших глотка. После этого поставить стакан, наклониться над водой и три раза произнести шепотом такие слова:

«Как льется водица, так дуют ветра, разольется неудача, развеется беда, омоется раба Божья. (имя) росою утренней, овеется ветром свежим. Станет раба Божья. (имя) удачливой, понятливой, все стечется, все свяжется, все заслоны и запруды разойдутся, как их и не было! Словам замок, а ключ пропал».

Свечи должны догореть полностью. А воду следует выпить за 3 дня, разделив ее на три части.

Обряд на исполнение желаний
Также на Сретение в церкви молятся об исполнении желаний, просят у Господа помощи в делах. Чтобы желание непременно сбылось, в полдень нужно повернуться лицом на восток и 8 раз повторить вслух:

«Стоит народ у храмовых ворот, встречает народ Иисуса Христа, малого Младенца. Мати Богородица со Христом идет, Симеон поклон Им кладет. Поклоняюсь у храмовых ворот я, Божия раба. (имя). Поклонюсь Младенцу Христу, поклонюсь Божиему Кресту, Матери-Богородице поклонюсь до земли. И шепну Христу в ушко заветное желание (назвать желание). Как встречал народ у ворот Христа, так сбудется желание мое скорым-скоро. Аминь моим словам. Аминь».

Приметы на Сретение

Со Сретеньем связано множество примет на погоду и урожай, потому что во все времена самое важное было получить хороший урожай, от него зависела жизнь многих людей.

На удачу

Ритуал на Сретенье поможет вам привлечь удачу и достаток в дом и семью, избавиться от бед и неудач. На Стретение наберите в церкви Святой воды. Купите шесть больших восковых свечей.

Когда вернетесь домой, отлейте немного святой воды в простой стакан без рисунка. Прочтите трижды «Отче наш», и выпейте из него три глотка. Потом этот стакан поставьте на стол, застеленный зеленой скатертью.

Из свечей составьте символический треугольник, в середину которого поставьте стакан с водой.

Начитайте на воду: «Водица, сестрица! Горе унеси, неудачу смой, мое чело омой! Стану я, раба Божья (свое полное имя) удачливой! Как ты легко течешь, протекаешь, берега крутые смываешь, так у меня все свяжется, все запруды разойдутся! Да будет так!».

Оставьте свечи догореть полностью. Из стакана сделайте три глотка, остатками умойтесь.

Повторить еще два раза.

Огарки свечей после третьего дня проведения ритуала отнесите в церковь, бросьте в ведерко, где складывают церковные огарки.

Поставьте свечи о своем здравии, о здравии своих друзей и недругов. При выходе из Храма сделайте посильное пожертвование на его нужды.

На благополучие

Перед проведением обряда предупредите всех домашних, что вам нельзя разговаривать до рассвета.

На Стретение проснитесь до восхода солнца. Молча наберите воды в ведро. Выйдите из квартиры с ведром воды и снова зайдите.

Самый старший из домашних, лучше мужчина, должен вас встретить на пороге, спросить: «Что несешь?».

Он спрашивает: «Зачем?».

Вы отвечаете: «На все доброе».

Он: «А можно воды набрать?».

Вы отвечаете: «Можно».

Он набирает воды в большую кружку.

Воду перелейте в банку, ее можно хранить весь год, также как и Крещенскую. Такую заговоренную воду нужно пить в сложных ситуациях, при болезнях, умываться для снятия негатива, можно очищать такой водой жилище или же побрызгать на товар для быстрой продажи.

Заговор на Сретенье для исполнения желания

Этот заговор читается в полдень дня Стретения, у ворот Храма, повернувшись на Восток, трижды.

«Богородица со Христом идет, Симеон поклон Им кладет. Поклонюсь у храмовых ворот!

Я, Божья раба (свое полное имя), Христу поклонюсь младенцу, Богородице помолюсь!

Мать Пресвятая Богородица, просьбу мою услышь (говорите самое заветное желание).

Как встречал народ у ворот Христа, так сбудется то, что прошу я. Аминь!».

На исполнение желания

Наберите в стакан святой воды, набранной в церкви на Сретение Господне, отпейте 3 глотка и прочитайте молитву «Отче наш».

Стакан со святой водой поставьте на стол, по бокам установите две свечи, также принесенные из церкви на Сретенье, и читайте на воду: «Как льется водица, так дуют ветра, разольется неудача, развеется беда, омоется раба Божья (имя) росою утренней, овеется ветром свежим. Станет раба Божья (имя) удачливой, понятливой, все стечется, все свяжется, все заслоны и запруды разойдутся, как их и не было! Словам замок, а ключ пропал».

Свечи должны догореть полностью, а воду выпейте за 3 дня, разделив содержимое мысленно на три равные части. Кстати, обряд лучше проводить на растущей луне, утром на голодный желудок.

Как примириться на Сретенье

Если вы поссорились с кем-то, и вас тяготит обида, постарайтесь встретить того человека на Сретение Господне и поздороваться с ним первым. Обиду как рукой снимет.

Комментарии (54)

Читайте также

Хэллоуин 2021: суть Хэллоуина, как праздновать Хэллоуин

31 октября каждого года празднуется древний праздник кельтских жрецов-друидов Хэллоуин 2021. Родиной Хэллоуина считается Северная. Читать дальше →

28.10.2021 28.10.2021 Автор: Портал ТароТаро

Женский день Веры, Надежды, Любви и Софии

29.09.2021 29.09.2021 Автор: Портал ТароТаро

Рождество Богородицы, праздник плодородия и женские обряды

21 сентября в христианстве отмечается праздник Рождества Богородицы, которая родила божественного Сына. Этот праздник был. Читать дальше →

19.09.2021 19.09.2021 Автор: Портал ТароТаро

Источник

Сретение Господне

История, традиции, иконы и богослужение праздника

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господне

Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» — это известное по церковному богослужению и даже светской литературе и музыке изречение старца Симеона является лейтмотивом праздника. Церковно-славянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.

Содержание:

Сретение Господне. Событие праздника

Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили только пару голубей (Лев. 12:6–8).

По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285–247 до рождества Христова). Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.

И вот спустя много лет наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца и с радостью воскликнул:

Н н7э tпущaеши рабA твоегw2 вLко, по гlу твоемY с8 ми1ромъ; ћкw ви1дэстэ џчи мои2 спасeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ преdлицeмъ всэ

Эта молитва читается теперь за каждым богослужением в конце вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:

Праздник Сретения Господня напоминает нам о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном. Узнала Господа и Анна пророчица — вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия. Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет. Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.

Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И душой отошел теперь в вечность рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикасаться к святыне и молиться в храме. До этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.

Сретение Господне. История праздника

Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления, называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили лишь в 544 году.

В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.

О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок. 260–312), святителя Кирилла Иерусалимского (315–386), святителя Григория Богослова (329–389),святителя Амфилохия Иконийского (около 340 — после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335–394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407).

Богослужение праздника Сретения Господня

Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:

Р aдуисz њбрaдованнаz бцdе дв7о, и3з8 тебe бо восіS сlнце прaведное хrт0съ бGъ нaшъ, просвэщaz тeмныz. весели1сz и3 ты2 стaрче прaведныи, пріeмыи на рукY свободи1телz дш7sмъ нaшимъ, дaрующаго нaмъ воскrніе.

Тропарь празднику, русский текст:

Радуйся получившая радость от Господа, Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение.

В кондаке мы обращаемся к Господу:

Кондак празднику. Русский текст:

Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший спасти нас, и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец.

Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно и Богородицу:

В еличaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.

Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами — Анатолием, патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век); Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, патриархом Константинопольским Германом (VIII век); Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.

Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, — Бог, принявший плоть для спасения людей:

Г lи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.

« В eтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію », — поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «… по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz …»

Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «… ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому …»

Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.

N чищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).

Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев — краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. « Б Gон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz. N бьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Н е стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ ».

Библиотека Русской веры
Канон Сретению Господню →

В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1–12) описывается видение пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3–5, 12, 16, 19–21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.

В Апостоле (Евр. VII, 7–17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23–40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.

Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.

Сретение Господне. Народные традиции и обычаи

Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.

Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.

Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. е. начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.

Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».

Сретение Господне. Иконы

Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеCретение. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеПьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеИкона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеФреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г.​

Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеИкона Сретения Господня из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г. русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеИкона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеИкона Сретения Господня. Новгород. Конец XV века

На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеИкона Сретение Господне. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеИкона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей

Храмы Сретения Господня

Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533–36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеХрам во имя Сретения Господня, Великий Новгород. Построен в XVI веке, перестраивался в XVIII–XIX вв.

В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г. Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г. Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Позднее архитектурный облик храма подвергался изменениям. В 1923 году Сретенская церковь вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы возрожденной Успенской обители.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеСретенская церковь Успенского монастыря в г. Александрове Владимирской области

В честь Сретения Господня освящена церковь Троицкого монастыря в Астрахани. Храм был построен между 1606 и 1620 гг. В дальнейшем неоднократно перестраивался. В 1918 году, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нем совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. В 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжен. В 1970-х годах начались реставрационные работы на территории Троицкого монастыря.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеВведенская и Сретенская церкви Троицкого монастыря в Астрахани

В честь Сретения Господня освящен придел церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 г., в 1536 г., после пожара, была возведена заново. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки XVII–XIX вв. значительно исказили облик храма.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеЦерковь святителя Николы со Усохи в Пскове

В честь Сретения Господня освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537–42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950–70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954–1975 гг., памятникам XVI–ХVII вв. был возвращен предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеСпасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

В честь Сретения Господня освящен придел Благовещенского собора в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпись: «…построен усердием и иждивением Именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Однако ныне собор в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.

русский народный праздник сретение господне. Смотреть фото русский народный праздник сретение господне. Смотреть картинку русский народный праздник сретение господне. Картинка про русский народный праздник сретение господне. Фото русский народный праздник сретение господнеБлаговещенский собор в Сольвычегодске

В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня — это храм Русской Древлеправославной Церкви в Республике Бурятия. Поздравляем с престольным праздником!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *