русские физиологи основоположники учения о нервизме

9 Вопрос «Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: : Ефрем Осипович Мухин (1766-1850 г.Г.), Иван Михайлович Сеченов (1823-1905 г.Г.) и его школа.»

Начнем с Ивана Михайловича Сеченова (1829—1905 гг.) 2 (рис. 6.15). Он окончил военно-инженерное училище, затем Московский университет и преподавал в Мос­ковском, Петербургском, Одесском университетах; за свои радикальные материалистические взгляды был уволен из Петербургского универ­ситета и продолжал работу на ка­федре физиологии Московского университета. Прежде всего Сече­нова нужно характеризовать как человека стойких материалистичес­ких убеждений. С первых своих ра­бот он «дерзнул» объяснить законы внешних проявлений психической деятельности. Исходя из теории рефлекса, которую начал создавать Декарт, Сеченов в эксперименталь­ных исследованиях открыл закон внутреннего торможения. Ему при­надлежит учение о рефлексах голов­ного мозга, основанное на распространении причин рефлекса и на высшие отделы нервной системы (см. книгу «Рефлексы головного мозга»). Это учение положило начало материалистической теории отражения, исключив агностицизм. И в других своих работах («Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Предметная мысль и дей­ствительность» (1882), «Элементы мысли» (1902) Сеченов развивал материалистическое учение, доказывая формообразование и влия­ние внешней среды. Кроме того, он занимался проблемами гигие­ны труда, подчеркивал роль обучения, трудовых навыков, первоес-тественное значение воспитания и внешней среды в формировании личности.

Как отмечалось, физиология И.М. Сеченова находилась под сильнейшим влиянием материалистической философии Н.Г. Чер­нышевского, А.Н. Добролюбова, Д.И. Писарева, разделявших ди­алектические, эволюционные взгляды, поддерживающих учение Ч. Дарвина, выступавших против расистов и вульгарных материа­листов. В свою очередь И.М. Сеченов стал прообразом одного из героев произведений Н.Г. Чернышевского.

В период 1863-1868 г.г. произошло формирование первой в России физиологической научной школы под руководством И.М. Сеченова. Научная школа И.М. Сеченова формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии он ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех И.М. Сеченова на пути создания научной школы. Организованная учёным в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины.

Разве это не предтеча открытия рефлекторной деятельности мозга И.М. Сеченовым?

Е.О. Мухин и его ученики и последователи •• это не только прогресс в преподавании анатомии и физиологии, но и внедрение передовых идей в практику и особенно мыслей о первостепенной роли профилактики, которая не допускает развития заболеваний.

Как отмечалось, по словам Н.И. Пирогова, Ф.И. Иноземцева, запад­ная хирургия отставала в обоснова­нии своих лечебных методов дан­ными анатомии и физиологии, там вообще до конца XIX в. топогра­фической анатомии и оперативной хирургии, как непременного усло­вия и метода хирургии, практически не было, не было и таких гигантов хирургии и медицины, как Н.И. Пи­рогов.

Ученый принимал участие в борьбе с эпидемиями, проводил вакцинацию против оспы. При Голицинской больнице, где он работал главным врачом (1802-1812), им был организован пункт скорой помощи. Е.О.Мухиным было положено начало усовершенствования врачей. Им же были разработаны основы травматологии и система восстановления жизненных функций организма.

Источник

47. Развитие идей нервизма в трудах и.М. Сеченова, с.П. Боткина и других отечественных ученых.

Нервизм – это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма –физиологический нервизм. Концепция нервизма прошла весьма длинный исторический путь своего развития. Почву для этой концепции подготовил Р. Декарт (1596–1650), выдвинувший идею о рефлекторном принципе деятельности нервной системы. Ф. Гофман (1660 – 1742) сформулировал гипотезу о влиянии нервов на «все перемены в здоровом и больном состоянии». Согласно У. Куллену (1710 – 1790), все процессы в здоровом и больном организме регулирует «нервный принцип», который проявляет свое действие через головной мозг при посредстве нервов – проводников нервной деятельности. По мнению Е.О. Мухина (1766 – 1850), «все человеческое тело вообще можно, отвлекаясь, рассматривать как построенное из нервов, ибо остальные части тела, видимо, существуют вследствие нервов как управляющих их способностями». Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов (1829–1905) и С. П. Боткин (1832–1889). По теории С. П. Боткина, организм – это целостная система, деятельность которой направляется и регулируется нервной системой. Он рассматривал различные заболевания как следствие нарушения нормальных нервных соотношений –клинический нервизм. Нарушение «регуляторных нервных аппаратов» может явиться причиной ряда болезней человека, что убедительно подтверждено клиническими наблюдениями. Выдающаяся роль в развитии концепции физиологического нервизма принадлежит И.П. Павлову (1849 – 1936). Ученый обосновал представление о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, сформулировал принципы рефлекторной теории, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта, открыл условные рефлексы и с их помощью разработал основы учения о высшей нервной деятельности.

48. Роль Сергея Петровича Боткина, Григория Антоновича Захарьина и Алексея Александровича Остроумова в развитии терапии в России 19 в.

Боткин был одним из величайших деятелей отечественной медицины, который осуществил переход клинической медицины на новый, более прогрессивный путь развития, основанный на материалистической теории и физиологических принципах.

В своих клинических позициях Боткин следовал наказу своего учителя Матвея Яковлевича Мудрова – лечить не болезнь, а больного. Однако он не противопоставлял этот принцип и необходимости лечения болезни. «Нельзя понимать этот принцип как призыв к отказу воздействия на болезнь», – говорил он. Боткин указывал на необходимость соединения практики и теории, особенно в физиологии. Он организовал клиническую лабораторию, привлекая талантливых врачей, в том числе Ивана Петровича Павлова.

Боткин, развивая физиологическое направление в клинике, привил ей не только лабораторный, но и экспериментальный метод. Он выдвинул вопрос о необходимости эксперимента в клинических целях, основным объектом которого должны служить животные. Однако полученные в этих опытах данные можно переносить на человека только до известной степени. Таким образом, Боткин дал врачам возможность вскрывать механизмы болезни.

Боткин отличался умением находить индивидуальный подход к больному, большой наблюдательностью, умением правильно оценить значение различных проявлений той или иной болезни.

Современник Боткина, Захарьин, основное внимание уделял клинической лечебной деятельности. Клиника его особенно славилась детально разработанным, по определению французского клинициста Анри Юшара, «доведённым до высоты искусства» расспросом больного. В ряде случаев умелый расспрос помогал выяснить те обстоятельства, которые не удавалось обнаружить при объективном исследовании, особенно в начальных стадиях болезни.

Лечебные советы Захарьина зачастую содержали указания об образе жизни и режиме больного. Он говорил: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоров». Стоит заметить, что наряду с покоем Захарьин рекомендовал движение, наряду с применением медикаментов, использовал также гигиенические и профилактические мероприятия, а также общие лечебные приемы – кровопускание, климатолечение, массаж, минеральные воды.

Истинное здоровье, по мнению Захарьина, заключается в способности «противостоять вредным влияниям атмосферным и вообще климатическим, неправильностям в помещении, столе, телесной и душевной деятельности». Если организм не сумеет побороть эти разнообразные влияния, он начнет разрушаться, заболевать. Таким образом, основной источник любой болезни находится или в окружающем мире, или в неправильном поведении человека, а чаще всего и в том и в другом одновременно.

Захарьин, как и Боткин, трактовали болезнь как процесс, который затрагивает весь организм, а также указывали на роль нервной системы в патологии и физиологии. Таким образом, оба клинициста придерживались идей нервизма, объясняя патогенез ряда заболеваний как невротическое расстройство.

Остроумов, также видный представитель отечественной клинической медицины второй половины 19 в., был последователем Боткина и Захарьина. Первые работы Остроумова посвящены физиологии (диссертация «О происхождении первого тона сердца» и др.).

Начав клиническую деятельность, Остроумов подобно Боткину оборудовал на личные средства небольшие лаборатории для научной работы – физиологическую, фармакологическую, химическую, которых не было при клинике. Как и Захарьин, Остроумов последовательно проводил тщательное индивидуализированное изучение и лечение каждого больного, продолжал дальнейшее усовершенствование детального расспроса больных.

Особенно ценная сторона клинического учения Остроумова – его взгляды на значение среды как фактора, который может, с одной стороны, вызывать заболевания, a с другой – способствовать выздоровлению и укреплению организма. «Цель клинического исследования, – говорил он во вступительной лекции, – изучить условия существования человеческого организма в среде, условия приспособления к ней и расстройства. Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования в среде».

Источник

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829–1905), русский физиолог, создатель первой в России физиологической школы, основоположник учения о психической регуляции поведения и новой психологии. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1869).

Родился 1 (13) августа 1829 в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне Сеченово, Нижегородской обл.). Младший ребенок в семье дворянина, его мать была из крестьянок. Получил домашнее начальное образование.

В 1843 поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Окончил в 1848. Недолго состоял на военной службе, и, выйдя в отставку, в 1850 поступил в Московский университет на медицинский факультет. На 4 курсе стал серьезно заниматься физиологией у Ивана Тимофеевича Глебова (1806–1884), ученого, оказавшего значительное влияние на развитие русской медицинской науки и образование русских ученых, вице-президента санкт-петербургской медико-хирургической академии (1857). В это же время Сеченов заинтересовался психологией. Попытки физиологии исследовать мозг в то время считались бесперспективными, но Сеченов уже тогда мечтал создать особую «медицинскую» психологию на стыке философии, психологии и медицины, основанную на опыте и учитывающую функции мозговой системы.

русские физиологи основоположники учения о нервизме. Смотреть фото русские физиологи основоположники учения о нервизме. Смотреть картинку русские физиологи основоположники учения о нервизме. Картинка про русские физиологи основоположники учения о нервизме. Фото русские физиологи основоположники учения о нервизме

Серьезная учеба в студенческие годы не истощала всего запаса кипучей энергии молодого Сеченова. Он сблизился с литературным кружком Аполлона Григорьева, который, кроме поэтических чтений, славился своими веселыми кутежами. В конечном счете для Сеченова участие в этих пирушках не прошло даром, он заинтересовался проблемой воздействия алкоголя на человеческих организм и уже на младших курсах написал исследовательскую работу о физиологии алкогольного опьянения и роли водки в жизни русских людей. Впоследствии эта тема была разработана в его докторской диссертации. Окончив университет в 1856, он на четыре года за свой счет уехал в Германию, где тогда была самая прогрессивная физико-химическая школа в физиологии, и там подготовил докторскую диссертацию Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения. Защитил ее в 1860 в Медико-хирургической (впоследствии Военно-медицинской) академии.

С 1860 работал на кафедре физиологии Медико-хирургической академии в Петербурге, организовал там одну из первых в России физиологических лабораторий, где проводились не только физиологические исследования, но также работы в области фармакологии, токсикологии и клинической медицины. Его экспериментальная деятельность охватывала широкий круг проблем, в частности он исследовал закономерности растворения, связывания и переноса углекислого газа кровью; изучение газообмена позволило ему объяснить гибель аэронавтов на воздушном шаре и положить начало авиационной физиологии. Ввел в практику метод демонстрации эксперимента.

В 1871–1876 заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876 вернулся в Санкт-Петербург, где также организовал лабораторию. Был одним из основателей Бестужевских высших женских курсов.

В 1888 переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где обвенчался со своей гражданской женой М.А.Боковой. С 1889 приват-доцент, с 1891 профессор физиологии Московского университета вплоть до отставки в 1901.

В 1889 был избран одним из почетных председателей I Международного психологического конгресса в Париже.

Читал лекции в клубе врачей на Большой Дмитровке, в Физиологическом институте и публичные лекции на Пречистенских курсах для рабочих.

Его экспериментальные исследования положили начало современному учению о рефлекторной природе психических процессов. В своей ставшей классической работе Рефлексы головного мозга (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Сеченов показал, что, поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом Сеченов пополнил учение о рефлексах существенным дополнением, рассмотрев влияние прежних воздействий, а не только непосредственно действующих.

Экспериментальное подтверждение гипотезы о влиянии центров головного мозга на двигательную активность было получено им еще в 1862 в Париже, в лаборатории К.Бернара. Сеченов обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки. Таламический центр торможения рефлекторной реакции впоследствии был назван «сеченовским центром», а феномен центрального торможения – сеченовским торможением. Его главное открытие центрального торможения (т.е. задерживающего влияния центров мозга на рефлексы) было вдохновлено идеей объяснения механизмов сознания и воли.

Волевого человека определяет способность противостоять нежелательным импульсам и действовать по собственной программе. А это, по Сеченову, возможно, когда включаются тормозные центры. Задержанное этими центрами действие как бы уходит вглубь мозга и сохраняется там в форме мысли. Сохранение следов в центральной нервной системе выступает как основа памяти, торможение – как механизм избирательной направленности поведения, работа «усиливающего механизма мозга» – как субстрат мотивации.

Сеченов предложил план построения новой объективной психологии. До этого считалось, что психологические (или душевные) явления можно познать только изнутри. Согласно Сеченову, внутренний план поведения человека можно познать с помощью таких же методов, какими наука познает другие формы жизнедеятельности. Он отклонил версию о познании как непосредственном опыте субъекта, ведь также, как и законы движения, законы, порождающие переживания, не даны человеку непосредственно. Иллюзия неподвижности земли, которая ощущается человеком непосредственно – того же рода, что и восприятие психических явлений – одно дело их прямое переживание, а другое – законы, порождающие эти переживания. Их можно открыть только косвенным путем, как в физике или астрономии ученые высчитывают траектории движения атомов или планет. Это предположение шло вразрез с общепринятой в то время версией психической жизни, что именно непосредственность ее сознания (или переживания) служит той границей, которая отделяет эту сферу от других аспектов бытия. Сеченов полагал, что иллюзия непосредственности психики возникает как результат позднего развития субъекта. Этой фазе предшествует освоение ребенком окружающего мира. Психически регулируемые действия напоминают рефлексы тем, что в их основе и их первопричиной являются прямые контакты с окружающим миром. Таковы умение смотреть, слышать, управлять движениями и т.д. Но, кроме того, у ребенка есть и мышление, сперва предметное, т.е. ребенок воспринимает предметы, мыслит о них, устанавливает взаимоотношения и делает выводы (умозаключения). Из внешних, объективно наблюдаемых, они благодаря механизму торможения «уходят внутрь», сохраняясь в головном мозгу, чтобы потом вновь проявиться в подобных ситуациях. Так же формируется личность: сначала ребенок действует по приказанию взрослых; потом формирует представления о себе как о внутреннем центре, откуда теперь исходят команды. Это было новаторское представление о соотношении внешних действий человека и его внутренних психических актах. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил название интериоризации.

К 1863–1868 относится окончательное формирование физиологической школы Сеченова. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе Физиология нервной системы (1866).

В 1871–1872 под его редакцией в России был опубликован перевод труда Ч.Дарвина Происхождение человека, что послужило развитию эволюционной физиологии в России.

Сеченов был поглощен анализом коренных проблем методологии научного познания. Своеобразие его позиции заключалось в том, что он не шел традиционным путем от представлений о научной мысли к естественно научным представлениям, вырабатываемым на ее основе, т.е. теориям, гипотезам и др., а в противоположном направлении, используя экспериментально полученные факты, касающиеся психофизиологического аппарата человека использовал для объяснения устройства и функционирования мышления. Результатом огромного эмпирического материала и новаторского метода был труд Элементы мысли, опубликованный еще в Петербурге в 1878 в журнале «Вестник Европы» (2 изд., 1903).

В 1904 Сеченов закончил свои Автобиографические записки.

Умер 2 (15) ноября 1905 в Москве.

Другие сочинения: Избранные труды, М., 1935; Избранные философские и психологические произведения. М., 1947; Физиология нервных центров. Из лекций, читанных в Собрании врачей в Москве в 1889–1990 гг. М., 1952.

Источник

История развития русской физиологии: А.А. Ухтомский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов

Краткая история возникновения физиологии как науки о высшей нервной деятельности живых организмов. Научные изыскания русских ученых-физиологов А. Ухтомского, И. Сеченова, И. Павлова. Рефлекторная теория, кровообращение нервной системы, условные рефлексы.

РубрикаМедицина
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.10.2013
Размер файла24,3 K

русские физиологи основоположники учения о нервизме. Смотреть фото русские физиологи основоположники учения о нервизме. Смотреть картинку русские физиологи основоположники учения о нервизме. Картинка про русские физиологи основоположники учения о нервизме. Фото русские физиологи основоположники учения о нервизме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования РБ

Бурятский Государственный Университет

«История развития русской физиологии: А.А. Ухтомский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов»

1. История развития физиологии

2. Русская физиологическая школа

3. Вклад А.А. Ухтомского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова

5. Список литературы

Физиология возникла в глубокой древности из потребностей медицины, так как для предупреждения болезней и лечения людей необходимо было знать строение организма и функции органов. Поэтому анатомию и физиологию изучали врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних ученых основывались главным образом на догадках, вивисекции производились очень редко и поэтому многие заключения о функциях тела были неточными или ошибочными.

Немногочисленные физиологические факты, полученные учеными древнего мира, намеренно замалчивались до XIV-XV вв. во времена феодализма, а идеалистические умозрительные предположения древних о существовании души, не зависимой от тела, были канонизированы во всех религиозных верованиях и утверждались как непреложные истины. В средние века религиозные догмы насаждались насильственно, а научные знания жестоко искоренялись. Католическая церковь запрещала вскрывать трупы, без чего невозможны т очные знания строения организма. В средние века религия привела к застою экспериментальную науку и нанесла огромный вред ее развитию.

Возрождение анатомии и физиологии началось с крушением феодального общества. А. Везалий (1514-1564) был не только основателем современной анатомии человека, но и проводил вивисекции на собаках, позволившие установить важные факты. М. Сервет (1509 или 1511-1553) подробно изучил малый круг кровообращения, изменение крови в легких и предположил существование в них капилляров. За свои смелые научные воззрения, направленные против религии, М. Сервет был сожжен церковниками.

Анатом Фабриций (1537-1619) обнаружил клапаны в венах.

Английский врач Уильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения в острых опытах на животных и Путем наблюдений на людях. Он строил свои выводы на результатах вивисекции животных, поэтому его научный труд является физиологическим и считается началом современной экспериментальной физиологии.

Идея Декарта о рефлексе получила дальнейшее развитие и трудах чешского ученого И. Прохаски (1749-1820).

Большое значение для физиологии имели биохимические исследования пищеварительных ферментов и роли ферментов в синтезе белков, проведенные А. Я. Данилевским (1838-1923).

Прогресс физиологии в XIX в. был основан на успехах физики и химии, приложенных к исследованию функций организма и его химического состава и сочетавшихся с вивисекцией. Это направление получило большое развитие.

Ч. Белл (1774-1842) и Ф. Мажанди (1783-1855) доказали, что центростремительные (чувствительные) и центробежные нервные волокна существуют раздельно. Ч. Белл обнаружил чувствительность мышц и утверждал существование нервного, рефлекторного кольца между мозгом и скелетной мышцей.

К. Бернар считал, что большинство важнейших функций организма регулируется нервной системой.

Значительный вклад в физиологию внесли в прошлом веке также И. Мюллер (1801-1858) и его школа.

Ему принадлежат многочисленные исследования по анатомии, сравнительной анатомии, гистологии, эмбриологии, по физиологии органов чувств, голосового аппарата и рефлексам. Его ученик Г. Гельмгольц (1821-1894) сделал важные открытия в области физики, физиологии зрения и слуха, нервной и мышечной систем.

Для развития современной физиологии большое значение имеют исследования о природе нервного процесса (А. Ходжкин, А. Хаксли и др.), о закономерностях функционирования нервной системы (Ч. Шеррингтон, Р. Магнус, Д. Экклс и др.) и органов чувств (Р. Гранит), об активных веществах, участвующих в передаче нервного процесса (Г. Дейл, Д. Нахмансон, М. Бакк и др.), о функциях мозгового ствола (Г. Мэгун, Г. Моруцци и др.), головного мозга (Ю. Конорский), сердечнососудистой системы (В. Старлинг, К. Уиггерс, К. Гейманс и др.), о пищеварении (И. М. Бэйлисс, А. Айви и др.), деятельности ночек (А. Кешни, A. Ричардс и др.).

Выдающиеся открытия в физиологии нервной системы сделали учителя И. П. Павлова, И. Ф. Цион (1842-1912) и Ф. В. Овсянников (1827-1906).

И. Ф. Цион совместно с К. Людвигом открыл центростремительный нерв, вызывающий замедление работы сердца и расширение кровеносных сосудов. Он обнаружил нервы, ускоряющие работу сердца; сосудосуживающее действие чревного нерва; окончательно доказал, что симпатические нервные волокна выходят из спинного мозга по передним корешкам, и впервые указал на взаимосвязь возбуждения и торможения в нервной системе. Он сформулировал гипотезу о торможении как интерференции двух сталкивающихся волн возбуждения.

Ф. В. Овсянников исследовал регуляцию кровообращения центральной нервной системой.

В исследовании функций животных организмов И. М. Сеченов и И. П. Павлов и их ученики руководствовались идеями Ч. Дарвина. Для отечественной физиологии характерно исследование функции в эволюции, в их фило- и онтогенетическом развитии. Ученик И. П. Павлова Л. А. Орбели (1882-1958) создал современную отечественную эволюционную физиологию, глубоко изучил роль вегетативной нервной системы в деятельности головного мозга, органов чувств и скелетной мускулатуры.

В. М. Бехтерев (1857-1927) развил теорию условных рефлексов в патологии нервной системы людей и в психиатрии и глубоко изучил строение и функции нервной системы. Пользуясь методом условных (сочетательных) рефлексов на людях и животных и операциями на животных, он исследовал влияние внутренних органов на деятельность головного мозга и регуляцию работы внутренних органов головным мозгом.

физиолог нервная система условный рефлекс

Учение о физиологи высшей нервной деятельности, созданное трудами великого русского учёного И.П. Павлова, имело, как и всякая наука, длительную предысторию. Можно назвать по крайней мере три области знаний, которые явились как бы предметами учения о ВНД- это общая физиология, экспериментальная психология и зоопсихология.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Введение термина «аорта» Аристотелем. Изучение нервной системы Галеном. Описание строения человеческого тела в работах Везалия. Роль деятельности русских ученых Пирогова, Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина и Бурденко в развитии медицинской науки.

презентация [4,9 M], добавлен 27.11.2010

Происхождение И.П. Павлова, русского физиолога. Этапы его образования и научные интересы. Анализ сложности получения чистого пищеварительного сока. Создание науки о высшей нервной деятельности. Награды, полученные за работу по физиологии пищеварения.

презентация [421,8 K], добавлен 23.04.2016

Понятие лимбической системы, ее участие в регуляции вегетативных функций. Методы изучения биоэлектрической активности головного мозга. Понятие о высшей нервной деятельности, инстинкты, условные и безусловные рефлексы. Рефлекторная теория И. П. Павлова.

реферат [1,0 M], добавлен 23.06.2010

реферат [22,9 K], добавлен 22.04.2010

Сведения о жизни и деятельности Ивана Петровича Павлова. Этапы его образования и основные исследования в области физиологии и медицины. Работы и открытия учёного в сфере высшей нервной деятельности. Их значение для развития современной медицины.

презентация [1,6 M], добавлен 15.02.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *