руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения

Руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

Источник

«Основы педагогики»

121. Развитие музыкальных способностей, чувство красоты, прекрасного:
эстетическое воспитание

122. Разъяснение, диспут, пример — это:
метод формирования сознания

123. Результат обучения:
это то, к чему приходит обучение

124. Руководство педагогическим коллективом, обеспечение кадрами, контроль за качеством преподавания, создание условий для повышения квалификации преподавателей — это функции:
директора

125. Руководящее положение, определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения:
принцип обучения

126. С какого времени педагогика считается самостоятельной наукой?
с появления трудов Я.А. Каменского

127. Самый распространенный, метод педагогического исследования
наблюдения

128. Система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные, исходные положения науки и культуры в соответствии с возрастными особенностями и достигнутым уровнем развития:
учебная программа

129. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и способов мышления:
содержание

130. Система, по которой учащиеся делятся на классы в зависимости от способностей и успеваемости:
Мангеймская

131. Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом:
знания

132. Современная дидактика утверждает, что звеньями процесса обучения являются следующие:
постановка цели, восприятие информации, закрепление изученного, применение знаний, анализ достижений

133. Соревнование, поощрение, наказание — это:
метод стимулирования

134. Способ существования учебного процесса, связанный с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления:
форма

135. Способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств:
убеждение

Источник

Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Цель учителя в процессе обучения – регулирование познавательной деятельности школьников, направленной на усвоение учебного материала. Однако методы передачи знаний, умений, навыков, а также роль ученика в процессе обучения на протяжении развития школы различались. Раньше главной обязанностью учителя являлась передача суммы знаний и умений ученикам, при этом школьники оставались лишь пассивными слушателями. Такой метод получил в дидактике название информационного или традиционного. На современном этапе существования школы ситуация коренным образом изменилась. Теперь учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки. Такой подход получил название «деятельный подход к обучению».

Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие.

1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.

2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.

3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.

4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.

5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.

6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Очень часто в знаниях учеников возникает много пробелов. Это зависит от нескольких факторов. Во–первых, имеет значение качество преподавания, во–вторых, уровень дисциплины, в–третьих, отношение к учению. Сюда же следует отнести степень сформированности навыков, умение работать с книгой, а также темп чтения и письма.

После анализа результатов можно говорить о резервах совершенствования процесса обучения и повышении квалификации преподавателя.

Как и деятельность учителя, деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов.

1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем.

2. Они осуществляют учебные действия.

3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.

4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.

Не меняется структура деятельности ученика и в процессе самостоятельной работы.

Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь.

В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.

Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.

Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное.

Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.

После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию.

Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.

То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.

Источник

Тестовые задания для проведения I этапа экзамена по специальности

руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Смотреть фото руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Смотреть картинку руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Картинка про руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Фото руководящее положение определяющее деятельность учителя и учащегося в процессе обучения

Тестовые задания для проведения I этапа экзамена по специальности

Дисциплина ОПД. 01 Педагогика (40 вопросов)

1. Допишите понятие

2. Установите соответствия между основными категориями дидактики и их характеристиками

а) сущность процесса обучения

б) принципы обучения

г) формы организации учебной деятельности

д) содержания образования и обучения

1. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся.

2. Способы организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке.

3. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение заданной цели обучения.

4. Исходные, руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.

5. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений, навыков; развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.

3. Понятие «метод» в переводе с греческого языка означает …

б) направление движения

в) способ, путь к достижению цели

4. Закончите предложение

Отражение противоречия между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнания путей, средств и методов их решения – это педагогическая проблема

5. Закончите предложение

Научно обоснованное предположение, нуждающееся в экспериментальной и теоретической проверке – это гипотеза.

6. Установите соответствия между функциями педагогической деятельности и их характеристиками

д) психологическая подготовка

1. Процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути.

2. Формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе.

3. Процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни.

4. Процесс организации и осуществления педагогической деятельности.

5. Процесс формирования у людей знаний и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности.

7. Установите соответствия между функциями классного руководителя и их характеристиками

1. Формирование позитивных взаимоотношений между детьми, оптимальных отношений «учитель-ученик» в обучении школьников, установлению положительных взаимоотношений с людьми.

2. Педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом.

3. Изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся, коллектива в его развитии, семейного воспитания.

4. Руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов.

5. Установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

8. Укажите стиль педагогического руководства, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний …

9. Установите соответствия между структурными элементами урока и их характеристиками.

а) организация начала урока

б) постановка целей и задач урока

д) домашнее задание

1. Проводится после объяснения учителем нового материала или как самостоятельный урок. Помогает сосредоточить внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теории с практикой, формирование умений и навыков.

2. Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения, четко, кратко, последовательно.

3. Занимает от одной до нескольких минут. Здесь имеет значение: как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умение предъявлять требований и искреннее уважение к ученикам, Проверка готовности к уроку.

4. Научное изложение содержания учебного материала.

5. Смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. Учитель сосредотачивает внимание на основных идеях, правилах домашнего задания, проверяет выполнение его.

10. Определите вид эксперимента, который направлен на создание новых психологических ситуаций с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону и который требует наличия для сравнения контрольных групп …

а) констатирующий эксперимент

б) созидательно-преобразующий эксперимент

в) формирующий эксперимент

г) контрольный эксперимент

11. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить блоки:

5) все ответы верны

12. Установите соответствие понятий

1. Система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии

с сознательно поставленными целями, идеалами, убеждениями.

3. Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и выбранных средств.

13. В образовательном стандарте выделяют три компонента. Какие…

а) федеральный компонент

б) учебный компонент

в) национально-региональный компонент

г) школьный компонент

14. Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основных компонентов. Каких…

б) способы изложения материала;

в) собственно содержание образования;

г) организация образовательного процесса;

15. Определите, к какому типу урока относится приведенная ниже структура …

— организация начала урока;

— подготовка к усвоению материала: проверка ранее усвоенного при помощи специальных вопросов, заданий или опроса;

— постановка задач урока;

— объяснение нового материала;

— вопросы, задания, упражнения на закрепление нового материала;

— подведение итогов урока и задания на дом.

а) урок закрепления и повторения учебного материала

б) урок проверки и оценки знаний, умений и навыков

в) урок ознакомления с новым материалом

г) комбинированный урок.

16. Требования к результатам общего образования включает в себя результаты. Какие:

4) все ответы верны.

17. Выделите методы, которые относятся к традиционно-педагогическим …

в) изучение продуктов ученического творчества

19. В науке дидактика понимается как …

а) система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания и учения.

б) система взаимодействия, в результате которого формируется личность.

в) научная основа педагогической науки

г) верного ответа нет

20. Какую функцию выполняет дидактика …

а) теоретическую и практическую

б) правовую и экономическую

в) профориентационную и функцию семейного воспитания

г) верного ответа нет

21. Методология педагогики рассматривается как…

а) система знаний о психике человека

б) система знаний о подходах к исследованию педагогических явлений, способов, процессов

в) техника обучения

г) верного ответа нет

22. Первые педагогические обобщения были сделаны в…

23. В науке определены такие виды эксперимента как …

г) верного ответа нет

24. Образование как основная категория педагогики есть…

б) собственная деятельность ученика

в) процесс и результат обучения

г) верного ответа нет

25. Педагогический процесс это …

а) художественный процесс

б) трудовой процесс

в) мотивированный процесс

г) верного ответа нет

26. Метод наблюдения это…

а) воздействие на сознание ребенка

б) метод интерпретации данных

в) целенаправленное планомерное наблюдение за объектом

г) целенаправленный, точно учитывающий условия опыт

27. Чем понятие нравственности отличается от понятия морали в педагогической науке …

а) тем, что нравственность есть русский вариант от латинского термина мораль

б) тем, что нравственность есть латинский вариант русского термина мораль

в) тем, что понятие нравственность шире. Чем понятие мораль

г) верного ответа нет

28. Установите соответствие

а) структура программы 2

б) способ построения программы 1

29. Укажите последовательность в развитии педагогического процесса

Основной (взаимодействие педагога и учащихся) Подготовительный (целеполагание, диагностика, прогнозирование) Заключительный (анализируя обучаемся) Образовательно-социальный этап.

30. Основным документом, определяющим содержание образования, является…

б) государственный образовательный стандарт

31. Какие стадии содержит подготовка учителя к уроку…

г) верного ответа нет

32. В какой стране зародилась педагогическая технология…

33. Кто является автором определений содержания образования…

1.Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека, его природных свойств, социальных, культурных, в контексте с общечеловеческими, национальными и региональными ценностями.

2. Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным развитием человека.

3. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

а) доброжелательного отношения воспитателя к воспитаннику

б) психологического климата в школе, классе

в) строгости со стороны учителя

г) уровня развития коллектива

35. Установите, какие педагогические идеи принадлежат В. Сухомлинскому…

б) воспитывать личность необходимо через взаимопонимание в коллективе

в) первые упоминания о значении детских коллективов и создание организации «Детская общность»

г) разработка теории детского коллектива

36. Определите, что относится к дидактическим функциям учебника…

37. Особенностью комбинированного урока является то, что…

а) урок содержит все структурные компоненты урока

б) его цель – изучение нового материала

в) урок проводится только в начальных классах

г) верного ответа нет

38. Основным вкладом Д. Дьюи в теорию образования является…

а) разработка концепции «полного акта мышления»

б) разработка плана уроков

в) разработка системы дисциплинирования

г) верного ответа нет

39. И. Гербарт создал дидактическую систему, базирующуюся на …

а) теоретических достижениях этики

б) достижения практики

в) материальной философии

г) верного ответа нет

40. Предметом педагогической науки считается …

а) процесс воспитания

б) процесс формирования системы образования

Источник

Лабораторная работа №6 Агаджанов Баграт, Чинарёва Алина 3 курс, 4 группа

Вопрос: Понимание, сохранение в памяти умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения определяют понятием:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

Выберите один из 6 вариантов ответа:

1) Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся.

2) Способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке.

3) Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений, навыков; развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.

4) Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания, развития.

5) Исходное, руководящее положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.

6) Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатах.

Из предложенных вариантов выберите характерные особенности «развивающего» обучения

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) Ориентация на закономерности развития личности

2) Ученик является субъектом процесса обучения

3) Дифференциация учащихся в зависимости от уровня развития интеллекта

4) Дифференциация учащихся по интересам и способностям

5) Изучение учебного материала по блокам

6) Ведущая роль теоретических знаний

7) Изучение материала быстрым темпом

8) Использование опорных сигналов

Укажите отличительные особенности технологического подхода в обучении

Выберите несколько из 10 вариантов ответа:

1) Алгоритмизация учебного процесса

2) Опора на определенную научную концепцию

3) Логика учебного процесса

4) Диагностичность целей обучения

5) Планирование, проектирование учебного процесса

6) Компьютеризация процесса обучения

7) Диагностика и коррекция результатов обучения

8) Гарантированность достижения стандарта образования

Установите соответствие. Какие формы обучения даны ниже?

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Индивидуальная форма.

4) Коллективная форма

__ 1. Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание, планирует, и распределяет задание внутри группы, участвует в решении познавательных задач, проблемной ситуации, выводит правило на основе анализа факторов, обсуждает и сообщает о результате работы, о достижении поставленной цели.

__ 1. Обеспечивается одновременное участие всех учащихся класса в выполнении общих задач в процессе объяснения, рассказа учителя с применением наглядности, ТСО, работе с учебником, исправление ошибок в ответах товарищей.

__ 1. Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит ответы на вопросы, выполняет упражнения, работу творческого характера, решает примеры, задачи, осуществляет самопроверку.

__ 1. Организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности учениками на равных основаниях. Обеспечивается взаимообучение, усвоение учебной информации, взаимопроверка результатов учения.

Установите соответствие классификации методов обучения классификационному признаку

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа: 1) Методы стимулирования; методы организации деятельности; методы контроля и самоконтроля; дидактические игры.

2) Словесные; наглядные; практические; игровые; объяснительно-иллюстративные.

3) Проблемные; частично-поисковые; исследовательские. 4) Методы изучения новых знаний; методы закрепления знаний; методы контроля.

__ по источнику знаний

__ по характеру познавательной деятельности __ по дидактическим целям

__ по месту и структуре деятельности

1) (1 б.) Верные ответы: 2;

2) (1 б.) Верные ответы: 6;

3) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 5; 6; 7;

4) (1 б.) Верные ответы: 3;

5) (1 б.) Верные ответы:

6) (1 б.) Верные ответы:

7) (1 б.) Верный ответ: «Технология обучения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *