руины зверинского монастыря троицкого
Этот холм состоит из древних кирпичей и представляет собой развалины бывшего Троицкого храма монастыря.
В семи километрах от современной железнодорожной станции Чаща в глухой лесистой болотистой местности в древности находился Зверинский Троице-Сергиев монастырь. Он получил свое название по имени небольшой речушки Зверинки, которая протекает рядом.
Зверинский Троице-Сергиев монастырь располагался рядом со старинной Ивангородской дорогой, которая в древние времена соединяла Новгород с Ивангородом. Эта дорога сохранилась в народной памяти под названием «Царской» или «Ивановской» дороги, так как по ней проходил сам царь Иван Грозный со своим войском осаждать древнюю Нарву.
Впервые Зверинский монастырь упоминается в писцовых книгах 1568 года и его основание тоже связано с именем Ивана Грозного. Есть местное предание, что Иван Грозный, учинивший опричное разорение древнего Спасского Чащинского монастыря, находившегося неподалеку, чтобы замолить свои грехи, основал в этих местах Зверинский монастырь. Из истории известно, что в 1579 году царь Иван Грозный вручил строителю Зверина монастыря Арсению жалованную грамоту на владение вотчиной в среднем течении реки Оредеж, состоящую из ряда деревень, пожней и покосов.
В продолжение почти двух столетий монастырь был духовным центром окрестных земель.
Много бед и горя перенес этот многострадальный край. Литовцы, Ливонский орден, шведы и поляки грабили и опустошали его жестоко. Долгое время ограбленные храмы стояли «впусте без пенья». Не один раз был разорен и Зверинский монастырь, но каждый раз он восстанавливался.
В годы Ливонской войны сгорела Троицкая церковь и находившаяся в ней жалованная грамота. В середине ХVII века монахи так писали об этом:
«По указу де блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, дана была ево государева жалованная грамота в Зверин монастырь при строителе старце Арсенье на вотчинные деревни и на пустоши и на сенные покосы и на рыбные ловли и на всякие угодья до новгородцкого разоренья. И в Новгородцкое разоренье неметцкие люди тот Зверин монастырь сожгли и братью и служек посекли и разогнали, и те жалованные грамоты в церкви згорели. И после того разоренья тот Зверин монастырь был впусте многое время…».
В XVIII веке Троице-Сергиев монастырь потерял свое значение и пришел в запустение.
Троице-Сергиев Зверин монастырь был закрыт в 1764 году по реформе Екатерины II.
В конце XVIII века на месте Троице-Сергиева монастыря упоминается селение Зверино. На довоенных картах деревня эта еще обозначена. В то время там жили лесники. До недавнего времени на территории бывшего монастыря были покосы.
Троицкий храм действовал до закрытия монастыря; позже на его месте в память о монастыре была построена деревянная часовенка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому, простоявшая до Великой Отечественной войны. Старожилы из ближайшей к Зверину монастырю деревни Кремено помнят рассказы своих бабушек о том, что до войны в праздники к этой часовне ходили крестным ходом с ночевкой. По рассказам местных жителей, совсем еще недавно на речке рядом с монастырем можно было видеть остатки монастырской купальни.
О Зверинском монастыре у местных жителей существует множество легенд и преданий.
Например, легенда о том, что солдаты Ивана Грозного перенесли по кирпичику Троицкий Зверинский монастырь в Новгород и основали там новый Зверинский (Покровский) монастырь весьма распространена у жителей окрестных селений и до сегодняшнего дня
Вот что сообщала в 1901 году о монастыре учительница Кременского земского училища:
«На границе Петербургской и Новгородской губернии, в 8 верстах от деревни Кремено находится курган с осыпанной вершиной в 3 сажени высоты, на котором построена часовня. По местному преданию этот курган есть остатки древняго монастыря, бывшего известным под названием Зверинов.
В часовне находится железная решетка (как бывает в церковных окнах) в 1 аршин длины и 1 /2 аршин ширины, найденная при распахивании подошвы кургана. Самый курган, как видно, состоит из кирпича.
В часовне кроме решетки есть иконы старой живописи, местами совершенно стертые, и небольшой обломок известкового креста. В пяти саженях от часовни протекает небольшая речка – Зверинка, которая у моста образует резервуар в 1 сажень в диаметре. Дно его уложено кирпичом и, как говорят, здесь была купальня».
А что представляет собой сегодня место бывшего Зверина монастыря?
От станции Чаща лесной просекой семь километров пути. Неожиданно среди леса появляются несколько полян. Весной они все усеяны желтыми купавами. Одичавшие яблони, крапива, местами заросшие мхом валуны. Кое-где в траве попадаются старые топоры, гвозди, подковы и другие предметы, свидетели прошлой жизни. Посреди одной из полян — огромная старая липа, а неподалеку живописный холм, заросший деревьями.
Этот холм состоит из древних кирпичей и представляет собой развалины бывшего Троицкого храма монастыря.
Рядом извивается узкая вся заросшая речушка. В одном месте она, действительно, образует резервуар, но кирпичи, по всей видимости, со временем затянуло илом. Недалеко остатки старого моста. Какая-то особая благодать вокруг.
Самая загадочная киевская обитель
Об Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре
Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.
Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».
Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».
Самый загадочный и таинственный
Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.
Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.
Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей
Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.
Как обнаружили подземный монастырь?
В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.
Подвижники Зверинецких пещер
Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.
Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»
Просьба о молитве
Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.
Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их
Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.
Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.
«Предоставленные сами себе»
В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.
Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.
От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.
Подвижник и заступник древнего монастыря
Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.
Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение
Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще – это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.
После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.
Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал
Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.
Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.
Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.
Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа
Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.
Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.
Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.
В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.
Катастрофа
Послевоенный период
Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».
В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.
Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»
«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.
После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.
В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.
К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью
В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.
Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери
«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.
В послевоенное время серебряная риза с надписью «Зверинецкая икона Божией Матери» попала в руки митрофорному протоиерею Михаилу Макееву, который в своем храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Селищи (Барышевский район Киевской области) сохранил множество святынь из разоренных богоборцами монастырей и храмов. В 2000-м году он из небольшого Ионинского листка узнал о Зверинецком монастыре и вернул нам нашу святыню. Это произошло в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 26 октября».
Сегодняшний день монастыря
В монастыре проходят ежедневные богослужения, как в пещерах, так и в надземных церквях. В настоящее время здесь три храма:
1. Пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех
2. Храм Собора преподобных отцов Зверинецких, построенный в 2010-м году над входом в пещеры, в византийском стиле. Его архитектура напоминает архитектуру афонских храмов.
3. Собор во имя иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость” в стиле древнерусского зодчества с нижним приделом, освященным в 2013-м году в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.
В настоящее время в монастыре 12 насельников, они трудятся на самых разных послушаниях: уборка монастыря, храмов, работы в теплицах, на огороде, на кухне и в трапезной ‒ и прочие, обычные для всех монастырей послушания.
Афонский монастырь Дохиар в честь святых Архангелов Михаила и Гавриила подарил Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю точный список чудотворной иконы «Скоропослушница», сейчас иконографическое изображение этого исторического для Зверинецкого монастыря момента находится в приделе с чудесной иконой.
Архимандрит Леонтий рассказывает о пещерах:
Роспись собора в Зверинецком монастыре:
Архимандрит Леонтий согласился ответить на наши вопросы для Портала «Православие.ру», о беседе с ним мы расскажем во второй части нашей статьи.
ЗВЕРИНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь |
Зверинецкий мужской монастырь во имя Архангела Михаила в г. Киев Киевской епархии Украинской Православной Церкви
История
Первоначальный монастырь
История Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.
Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси, более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского [1]. По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.
Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским. В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев, когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.
Новое обретение
В последующие столетия Киевский Выдубицкий монастырь продолжил своё существование как наземная обитель на берегу Днепра, юго-восточнее пещер, а о подземной части монастыря забыли. Лишь 12 октября 1888 года вход в пещеры был вновь открыт, из-за многочисленных видений благочестивой женщины Феодосии Матвиенко. Она не раз видела во сне движущуюся радугу, конец которой упирался в то место, в котором образовался пещерный провал. Феодосия спустилась в этот провал и смогла первой увидеть множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях. Чтобы отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в новооткрытой пещере людей, Феодосия обратилась к братии Свято-Троицкого монастыря. Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. В ней, вместе со множеством человеческих останков, были найдены подтверждения того, что это был монастырь.
В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря. 22 октября того же года в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давидовичем Жеваховым, поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Это стало новой страницей в жизни князя, будущего священномученика, который приложил огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению митрополита Киевского Флавиана проведены археологические раскопки с расчисткой части пещер.
В Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода. Обнаружен был алтарный синодик с именами игуменов (надпись «игоумени звериньнсьци» – единственное документальное свидетельство о древней обители), а также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Зверинецких святых стали почитать как месточтимых киевских святых. Над новооткрытыми пещерами была построена церковь-скит, куда 23 апреля 1914 года торжественным крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, был перенесён из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные государем императором Николаем II. В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского, подаренная преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
В 1915 году митрополитом Киевским Флавианом была совершена местная канонизация Зверинецких преподобных.
Период советских гонений
В 1933 году от рук безбожников погиб последний настоятель Зверинецкого скита - архимандрит Филарет (Кочубей).
В 1934 году Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако, несмотря на «безбожные пятилетки», боевые действия во время Великой Отечественной войны и жилую застройку новейшего периода, которая вплотную приблизились к древнему памятнику, Зверинецкие пещеры вместе с мощами их обитателей сохранились.
Второе возрождение
В 1990 году пещеры отошли в ведение отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. В 1990–1997 годах пещеры готовили к открытию. В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.
С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия (по особому расписанию). Вновь сюда потянулись паломники, есть немало свидетельств об исцелениях и помощи после молитвы на Зверинецких мощах в наше время. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.
В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.
Зверинецкие пещеры |
Настоятели, наместники
Документы, литература
Использованные материалы
[1] По оценке исследователя начала XX века, Ивана Михайловича Каманина.