руины буддийского монастыря в пахарпуре
Буддизм в Бангладеш закреплялся долго при поддержке правителей страны. Пример такой заботы — Сомапура Махавихара, или Великий монастырь, являющийся одной из основных достопримечательностей Бангладеш. Фактически — общежитие монахов и курсы по изучению буддизма в городе Пахарпуре. Таких вихар в тех краях было построено немало, но эта поражает как размерами главного храма, так и заботой о монахах, для которых было построено множество келий вдоль монастырской стены. Сомапура Махавихара — буддийская монастырская обитель, отличающаяся гигантскими размерами, сыгравшая важную роль в распространении буддизма на территории современного государства Бангладеш и внесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сомапура Махавихара, крупнейший буддийский монастырь Южной Азии
В буддийской религиозной традиции вихара (монастырь) связана с именем почитаемого мыслителя и проповедника XI в. Атиши Дипанкара Шриджняна, возрождавшего буддизм в Тибете после периода гонений при царе Лангдарме и основателя школы кадам тибетского буддизма.
Сомапура Махавихара, или Великий монастырь, находится в бангладешском городе Пахарпур. По местоположению его иногда называют Пахарпур Вихара. Это — самый впечатляющий буддийский памятник в Бангладеш и второй по величине после монастыря на юге Гималаев.
Основание вихары в начале VIII в. приписывается правителю Дхармапале, представителю Пала — средневековой династии буддийских монархов Бенгалии и Бихара. Дхармапала правил в 770-810 гг. и расширил территорию царства на север до Пенджаба и на запад до Камбейского залива. Его имя упоминается в надписи на одной из терракотовых табличек, обнаруженных в монастырском комплексе.
В период своего существования монастырь стал свидетелем и активным участником возвышения буддизма махаяны в Бенгалии, начавшегося еще в VII в. Сомапура Махавихара несколько веков оставалась прославленным интеллектуальным буддийским центром.
Устройство монастыря было отлично приспособлено к выполнению его религиозных функций, а сам город-монастырь представлял собой уникальный архитектурный ансамбль с сотнями келий и алтарей, а также огромным центральным храмом. Своими простыми гармоничными линиями и богатством резных украшений он оказал влияние на развитие буддийской архитектуры и стал олицетворением оригинального стиля религиозного зодчества, распространившегося вплоть до Мьянмы.
Монастырь процветал до XI в., пока с запада не пришли индийские завоеватели из царства Ванга и не сожгли вихару. По прошествии ста лет монастырь был восстановлен, и в его более поздних фрагментах уже заметно влияние двух других старых религий в виде джайнистских святилищ и индуистских статуй у основания храма.
В XIII в., с приходом в регион ислама, храм был окончательно заброшен. Вероятно, из-за своих невероятных размеров Сомапура Махавихара не был стерт с лица земли во время вторжения мусульман в Южную Азию. В 1919 г. англичане объявили эту территорию археологическим заповедником, а в 1923 г. были начаты раскопки.
Четырехугольная планировка монастыря — в целом традиционная для буддийской вихары, но размеры Сомапуры Махавихары превосходили все известные подобные сооружения.
Сомапура Махавихара, архитектура строения
В соответствии с культовыми буддийскими традициями стороны гигантского храма в центре монастыря были сориентированы по сторонам света, равно как и расположение стен и ворот.
В плане монастырь представлял собой квадрат, обнесенный стеной, окружавшей большой внутренний двор. С востока, запада и юга к монастырю примыкали хозяйственные постройки. Внешняя сторона стены была облицована терракотовыми пластинами с изображениями Будды. С внутренней стороны к стене были пристроены 177 монашеских келий по всему периметру квадрата: 45 — на северной стороне и по 44 — на каждой из других трех сторон. В центре внутреннего двора располагался колоссальных размеров храм, в плане представлявший собой равносторонний крест. В центре креста — громадная ступа. Храм построен в виде трех ярусов, поднимающихся более чем на 20 м над всем комплексом.
Нижний ярус — массивное основание храма, где расположено более 60 каменных скульптур, изображающих богов и богинь. Средний представляет собой широкую прогулочную дорожку, которая проходит мимо четырех часовен, стоящих по углам. Верхний выполнен в виде прямоугольного центрального блока. Все сооружение сложено из глиняных кирпичей. На севере находился большой комплекс главных ворот вихары.
Подобная структура в совокупности с художественным оформлением в виде украшенных резьбой камней и терракотовых пластин (сохранилась примерно половина) оказала глубокое влияние на последующее строительство буддийских храмов и монастырей по всей дельте Ганга, в Мьянме, а также храмов Лара Джонгранг и Чанди Сукух на острове Ява.
В конце XX в. ЮНЕСКО привлекла внимание общественности к полузабытому памятнику индийского буддизма и выделила несколько миллионов долларов на его реставрацию. В 1985 г. великая пахарпурская вихара была внесена в перечень Всемирного наследия.
Еще раньше при вихаре был открыт музей в специально построенных зданиях. Предметы, найденные при раскопках, — терракотовые мемориальные доски, скульптурные изображения богов и богинь, глиняная посуда, монеты, надписи на камнях, декоративные кирпичи — хранятся в областном музее Раджшахи.
Сомапура Махавихара
Сомапура Махавихара — крупнейшая по размерам буддийская вихара на Индийском субконтиненте. Расположена на севере Бангладеш в местечке Пахарпур. В буддийской традиции связана с именем великого проповедника Атиши. В центре сооружения — традиционная ступа, вокруг которой в квадрат вписаны 177 монашеских келий. Общая площадь памятника превышает 85 тыс. кв. метров. Окружающая монастырь стена облицована терракотовыми пластинками с изображениями Будды.
Археологи установили, что вихара была построена буддийским владыкой Дхармапалой (781—821) из династии Пала. В XI веке её предали огню пришельцы с запада (Ванга). Впоследствии монастырь был восстановлен, но с приходом в регион ислама его окончательно забросили.
В конце XX века ЮНЕСКО привлекло внимание учёной общественности к полузабытому памятнику индийского буддизма и выделило несколько миллионов долларов на его реставрацию. В 1985 г. великая пахарпурская вихара была внесена в перечень Всемирного наследия.
Свидетель возвышения буддизма махаяны в Бенгалии, начавшегося в VII веке, Сомапура Махавира, или Великий монастырь, вплоть до XII века оставался прославленным интеллектуальным центром. Устройство монастыря отлично приспособлено к выполнению его религиозных функций, а сам город-монастырь является уникальным художественным ансамблем. Своими простыми гармоничными линиями и богатством резных украшений он оказал влияние на развитие буддистской архитектуры, которое распространилось вплоть до Камбоджи.
Paharpur Vihara, известный как Сомапура Махавира (Somapura Mahavira), был построен Императором Палы Дхармэпэлой (нашей эры 770-810). Монастырь является четырехугольным в форме с колоссальным храмом крестовидного плана здания в центре внутреннего двора и с тщательно продуманным комплексом ворот на севере. Есть 45 клеток на севере и 44 в каждой из других трех сторон, делая общее количество 177 монашеских клеток вдоль стен вложения на этих четырех сторонах. Это расположение, и художественное оформление вырезанных камней и терракотовых мемориальных досок, отражают религиозную функцию здания, которая является очень под влиянием буддистской архитектуры из Камбоджи и Явы (Индонезия).
Эта археологическая находка 7-ого столетия покрывает область приблизительно 11 ха. У всего учреждения, которое занимает четырехугольный суд, измеряющий больше чем 275 м., внешне на каждой стороне, есть высокие стены вложения приблизительно 5 м. толщиной и 3-5 м. высотой.
Доказательствами повышения Буддизма Махаяны в Бенгалии с 7-ого столетия вперед, Somapura Mahavira (Большой Монастырь) был известный интеллектуальный центр до 12-ого столетия. Его расположение отлично приспособилось к его религиозной функции, этот город монастыря представляет уникальное артистическое достижение. С его простыми, гармоничными линиями и его обильностью вырезанного художественного оформления, это влияло на буддистскую архитектуру так далеко как на Камбоджу.
Небольшой музей места, построенный в 1956-57 зданиях представительная коллекция объектов, оправился от области. Выкопанные находки были также сохранены в Музее Исследования Varendra в Rajshahi. Предметы старины Музея включают терракотовые мемориальные доски, изображения различных богов и богинь, глиняной посуды, монет, надписей, декоративных кирпичей, и других незначительных глиняных объектов.
Вихара в Пахарпуре — древний буддийский храм в Бангладеш
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы продолжим цикл наших виртуальных странствий, ставших уже традиционными, поэтому снова предлагаем вместе совершить путешествие в таинственную Азию. На повестке дня – Бангладеш и его знаменитая вихара в Пахарпуре.
Мы окунемся в атмосферу, царившую здесь тринадцать веков назад. Вы узнаете, когда и кем была создана вихара, какие тайны хранит в себе ее былая архитектура и как выглядит эта местность сейчас.
Что такое вихара
Само слово «вихара» имеет санскритские и палийские корни:
Оно использовалось еще тогда, когда монахи тхеравадинского толка странствовали, жили на подаяния, а в прибежище останавливались только в сезон дождей. Именно такие крупные храмы, в которых жили странствующие монахи, и назывались вихарами.
Подобные монашеские обители отличались роскошью, пышностью и изяществом – их часто строили зажиточные люди на крупных дорогах, торговых путях, чтобы развивать и обогащать монастыри.
Крупнейшей во всей индийской части Азии была вихара в бангладешском городке Пахарпура в северо-западной части страны. Ее связывают с деятельностью выдающегося последователя буддийского учения, проповедника Атишей.
Немного истории
Пахарпурская вихара известна также под названием «Сомапура Махавира», что переводится как «Великий монастырь». Археологические исследования установили, что она была возведена во времена правления буддийского владыки Дхармапалы из династии Пала. По разным данным эта эпоха длилась, начиная с 770-781 года до 810-821 года нашей эры.
Сомапуру Махавиру можно назвать свидетелем становления буддийской философии, ее преобразования и развития на бенгальских землях. Это был крупный образовательный центр, сосредоточивший в себе знания многих поколений монахов. Своей архитектурой и формами сооружений монастырь повлиял на дальнейшую постройку буддистских учреждений не только в Бангладеш, но и в соседних странах.
Однако, достигнув пика своего развития, в 11-ом столетии он горел в пожарах, устроенных завоевателями Ванга родом из Индии. Несколько лет спустя храм восстанавливался, но начавший господствовать в этих краях ислам все же привел комплекс в запустение.
Новую жизнь в вихару вдохнули только несколькими столетиями позже, когда ЮНЕСКО в середине 80-х годов прошлого века обратило на нее внимание. Ее внесли в список Всемирного наследия и выделили более миллиона долларов для реставрирования оставшихся руин.
Архитектура
Пахарпурская вихара имела огромную территорию – больше 85 000 квадратных метров. На этих просторах располагалась четырехугольная конструкция-стена, слегка взбирающаяся вверх в виде пирамиды.
В центральной части комплекса располагалась главная ступа. К ней примыкали монашеские кельи: 45 с северной стороны и по 44 со всех других сторон света. Всего келий насчитывалось 177. Кроме того, здесь располагались пристрои, хозяйственные помещения.
Общая стена и фасад главных построек были украшены невероятной терракотовой плиткой, барельефами, каменной скульптурой, мотивы которой складывались в один, характерный для этой вихары, ансамбль. Подобное художественное мастерство впоследствии было заимствовано при строительстве храмов в Камбодже и Индонезии.
Современное состояние
Сейчас на месте некогда великой Сомапуру Махавиру остались одни руины, по очертаниям которых можно воображать себе, как здесь жили монахи больше тысячи лет назад. Казалось бы, жалкое зрелище? Как бы не так.
По признаниям путешественников, побывавших в этих краях, на широких просторах до сих пор ощущается необыкновенная энергетика. В центре все так же стоит гигантская ступа высотой в двадцать метров.
Ухоженный сад, выросший на месте бывших стен, привлекает туристов, местных работников – выходцев из Бангладеш, Шри-Ланки и близлежащих государств – и даже пасущихся козочек.
Именно это делает пейзаж самобытным, незабываемым. Особенно прекрасен монастырь поутру, на рассвете, когда вокруг – ни души. Поросшая зеленью, ступа возвышается среди руин.
На внешних стенах все так же угадываются невообразимые скульптурные барельефы: мифические существа, фигурки божеств, животные, например, черепаха или разные виды птиц.
Если делать съемку сверху, то можно поразиться четкой геометрии, правильно изрезанным углам построек. Незамысловатая с виду конструкция несет в себе глубокий смысл – изначально структура вихары была выполнена как мандала.
Недалеко находится музей, где хранятся святые реликвии. В их числе фрагменты настенной скульптуры, чудом уцелевшие изваяния Будды, мемориальные плиты, монетки, обломки кирпичей, фигурки божеств в женском и мужском воплощении, посуда из глины.
Эти экспонаты – самая настоящая машина времени, которая способна не только показать прошлое, но и дать прочувствовать местную культуру сквозь века.
Заключение
Надеемся, что нам удалось хотя бы немного погрузить вас в атмосферу этого необычного памятника истории. Сегодня мы остановимся на этом, но в следующих статьях обязательно продолжим знакомить вас с интересными местами Азии.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!
Буддийская вихара в Пахарпуре
Фото и описание
Термином «вихара» изначально обозначали убежище странствующих монахов, а позже – буддийский монастырь. Монахи вели скитальческий образ жизни, не имея постоянного жилья, и лишь сезон дождей они проводили в хижинах временной постройки. Считалось почетным приютить монаха и предоставить ему пищу. Вместо небольших хижин состоятельные миряне, исповедующие буддизм, строили роскошные комплексы. Обычно они располагались вблизи от торговых путей, что способствовало процветанию и благополучию монастырей.
Сомапура Махавихара считается самым большим монастырем на индийской части континента. Он находится в городе Пахарпур, на северо-западе страны. Ее основание в начале 8-го века приписывают правителю Дхармапале.
Планировка – традиционная, с центральной ступой и кельями, выстроенными в виде окружающего квадрата. Всего в Сомапура Махавихара 177 келий монахов, с востока, запада и юга примыкали хозяйственные постройки. Внешняя стена со стороны входа облицована пластинами из терракотовой глины с изображениями Будды. Общая площадь комплекса – более 85 тысяч квадратных метров.
Монастырь процветал до 11-го века, до тех пор, пока его не сожгли индийские завоеватели Ванга. Позже здания были отстроены заново, но с распространением ислама, комплекс был забыт и оставлен. ЮНЕСКО в 20-м веке предоставила средства в размере нескольких миллионов долларов на реставрацию буддистского религиозного памятника, и внесла его в реестр охраняемого Всемирного наследия в 1985 году.
Вихара в Пахарпуре
Из Википедии — свободной энциклопедии
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО | |
Руины буддийского монастыря в Пахарпуре [* 1] | |
---|---|
Ruins of the Buddhist Vihara at Paharpur [* 2] | |
Страна | Бангладеш |
Тип | Археологический |
Критерии | i, ii, iv |
Регион [* 3] | Азия |
Включение | 1985 год (9 сессия) |
Сомапура Махавихара — крупнейшая по размерам буддийская вихара на Индийском субконтиненте. Расположена на севере Бангладеш в местечке Пахарпур. В буддийской традиции связана с именем великого проповедника Атиши. В центре сооружения — традиционная ступа, вокруг которой в квадрат вписаны 177 монашеских келий. Общая площадь памятника превышает 85 тыс. м². Окружающая монастырь стена облицована терракотовыми пластинками с изображениями Будды. Археологи установили, что вихара была построена буддийским владыкой Дхармапалой (781—821) из династии Пала. В XI веке её предали огню пришельцы с запада (Ванга). Впоследствии монастырь был восстановлен, но с приходом в регион ислама его окончательно забросили. В конце XX века ЮНЕСКО привлекло внимание учёной общественности к полузабытому памятнику индийского буддизма и выделило несколько миллионов долларов на его реставрацию. В 1985 г. великая пахарпурская вихара была внесена в перечень Всемирного наследия.
|