рухольная в храме это
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном – о приготовлении себя к смерти.
Лучше употребить золотое времечко на размышление о грехах юности и неведения, о болезненном раскаянии в них и исповедании, занимать себя частою молитвою, хотя и краткою, и приобщением Святых Таин, хотя в месяц раз, и размышлением: „О горе мне, грешнице сущей, горе, благих дел не имущей! Како пред суд Божий явлюся? Како со святыми вселюся?»
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Как Фёдора в обитель принимали
С пустя три дня отец Амвросий сказал мне:
— Брат Феодор, иди к старцу отцу Макарию — он пойдет с тобой к отцу игумену Моисею для определения тебя в обитель.
Когда мы со старцем пришли в игуменские покои, отец Макарий ввел меня из прихожей в зал, а сам пошел в кабинет или спальню к отцу Моисею, и спустя минут двадцать они вышли оба в залу. Тут в первый раз увидел я великого игумена. Поклонился я ему в ноги и принял благословение.
И отец Макарий сказал ему:
— Вот, батюшка отец игумен, я привел вам нового подвижника Феодора; он желает поступить в монастырь для испытания себя в иноческой жизни, благословите его принять.
— Благословен Господь, посылая к нам рабов Своих, — ответил отец игумен.
— А деньги есть у тебя?
У меня сохранились мои два золотые и еще несколько серебряной мелочи. Я отдал деньги, и он при мне положил их в ящик стола, стоящего в зале, и потом звонком вызвал молодого келейника и сказал:
— Беги в рухольную и спроси у рухольного [1], чтобы он дал тебе на его рост свитку и пояс ременный. Стремглав побежал келейник. Пока он бегал в рухольную, отец Моисей кратко объяснил мне монастырское чиноположение Оптиной, обязанности истинного послушника и объявил мне, что принимает меня в число братства, и благословил мне дать келью в среднем этаже башни, что у ворот близ булочной лавки, окном на реку Жиздру.
Быстро возвратился из рухольной келейник и принес мне послушническое одеяние. Надо было видеть, из чего состояло это одеяние! Свитка из сурового мухояра[2], поношенная, с несколькими заплатами, а пояс — простой белый, корявый, с железной петлей для затяжки, точно чересседельник для рабочей лошади.
Отец игумен взял в руки свитку, поглядел, показал мне.
— Ведь вот, брат Феодор, какая одежда-то у нас! — сказал он как бы с сожалением. — Плоховата, вишь, одежда-то!
— Так что ж, батюшка? — отвечал я. — Ведь преподобный-то Феодосий Печерский, когда бежал от матери, такие же носил, а не шелковые.
— А ты разве знаешь житие преподобного?
— Ну хорошо — так скидай сюртучок-то свой да в подражание преподобному и носи эту свитку.
И сказавши это, отец игумен благословил и меня, и свитку. Оба старца помогали мне снимать сюртучок, помогли надеть и свитку; а когда меня нужно было опоясать, отец игумен взял в руки ремень, посмотрел на него и, показывая мне его, опять как бы соболезнуя, промолвил:
— Вишь и пояс-то дали какой корявый!
И оба, вместе с отцом Макарием, подпоясав меня, застегнули как должно.
Я поклонился отцу игумену в ноги, и оба старца меня благословили.
— Ну, теперь спасайся о Господе, — сказал мне отец игумен, — молись усерднее, старайся подражать жизни святых отец, будь образцом и для нас, немощных. А что тебе будет нужно, приходи ко мне и говори все небоязненно, а мы по силе возможности будем утешать и тебя, как ты утешил нас своим приходом к нам в обитель, из любви к Богу оставив своих родителей и вся, яже в мире. Господь да укрепит тебя! Иди с миром, а утром я назначу тебе послушание.
Со слезами бросился я к ногам старцев, облобызал их в восторге радости, что меня приняли в обитель, и, поцеловав затем благословляющие их руки, пошел за келейником и водворился в назначенной мне келье.
Так совершилось мое первое вступление в великую Оптину пустынь.
[1] Рухольный — брат, отвечающий в монастыре за рухольную (рухлядную) — место, где хранятся и чинятся одежда и обувь насельников монастыря
[2] Мухояр (устар.)— старинная бумажная ткань с примесью шерсти или шелка.
Статьи
Образцовый устав и его благодатные плоды. Часть 3 – Монастырские должности и послушания
Сегодня, после некоторого перерыва, мы продолжаем публикацию Устава Николо-Пешношского монастыря, который представляет собой удачную адаптацию устава Святой горы Афонской к условиям наших географических широт и климатическим особенностям.
Книжка Устава обители святителя Николая на Пешноше находится в собрании манускриптов Российской Государственной Библиотеки, в Фонде Троице-Сергиевой Лавры, текст написан от руки, авторство не установлено, манускрипт имеет размеры 21,5 на 17 см. и относится к XIX веку. Не так давно фотокопия этого манускрипта была опубликована на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры, и при желании вы можете ознакомится с нею по этой ссылке.
Предыдущие публикации по данной теме, посвященные общим положениям Устава, чтению и пению, церковной череде, келейному обряду и занятиям, вы можете найти первой и второй частях данной публикации.
Сегодняшняя наша тема – монастырские должности и послушания.
Настоятель, как пример братии в слове и деле, на церковном молитвословии и трапезе обретается с братиею всегда, кроме болезненных случаев или отъезда из обители; он почасту навещает братские келии и живущих в них, всматривается в поведение каждого брата и рачительствует, дабы душеспасительные правила и предания отеческие, ко благоустройству общего жития уложенные, исполнялись ненарушимо, определяет каждому должности или послушание по его силе и способности. Во всех делах настоятель советуется соборне со старшею братией и по их совету производит дела. По окончании каждого месяца настоятель со старшею братией считает свечную и кружечную сумму и записывает в приходную книгу, оставляя у себя несколько денег для расхода, прочие хранит в ризнице за ключами и печатью.
Должность казначея
Казначей во внутреннем и внешнем управлении монастырем помогает настоятелю. Под его заведыванием: гостиный и конный дворы, отдача в наймы сенокосных лугов и пустошей; по поручению настоятеля может вникать в поведение некоторых из братий; к исправлению частных послушаний определяет способных людей, покупает строевой материал и прочее; рассчитывает работников и поденщиков; ежемесячно берет от настоятеля на расход сумму, а по окончании месяца отдает ему отчет; он же в случае занимает должность благочинного и смотрителя гостиницы, во всем относясь настоятелю и подчиняясь его воле.
Должность духовника
Духовник исповедывает в уставленные посты всю братию, а священнослужителей перед каждого их чередою. Он имеет право налагать на духовных детей особое келейное правило и епитимии; знать должен каждого не токмо дела, но и мысли, для откровения коих, назидания душевного, во время скорби или искушения принимает к себе приходящих во всякое время или посещает сам их келии, возбуждая к терпению и мужеству. Нерадивым, ослушным, ведущим соблазнительную жизнь и безнадежным к исправлению, по многократном увещевании, может предложить меры к исходу из обители.
Должность благочинного
Благочинный надсматривает братию во время богослужения, чтобы благоговейно стояли каждый на своем месте, не производили разговоров, шепота и смеха и никакого бесчиния, чтобы безвременно и до отпуста не выходили из церкви без благословенной вины и благословения настоятельского, и не обращались лицом по сторонам и назад; наблюдает, когда к целованию Евангелия или иконы подходят, чтобы подходили по два в ряд по старшинству; подобно на святой Пасхе в шествиях с Артосом и крестных ходах; также в трапезе садились по старшинству и в приличном одеянии; смотрит, когда братия идут для принятия антидора и от настоятеля благословения, чтобы подходили не торопясь и с одной правой стороны, вникает в обращения братии между собою и мирскими; благочинный обходит братские келии, чтобы не было непозволительных и безвременных собраний и бесед; келейная и церковная чистота, неизлишество вещей зависят от его надзора; в противном случае доносит ведению настоятеля.
Должность ризничего
Ризничий рачительно всю находящуюся в его ведении церковную утварь и вещи наблюдает и хранит в чистоте и убранстве; переменяет каждодневно в соответственность дня или праздника священнослужительские одежды. В великие праздники и торжественные дни настоятель назначает по его предложению и совету священнослужителей к служению, пономарей и их послушание.
Должность уставника
Обязанность уставника есть та, чтобы знал весь круг церковный, устав и чиноположение твердо, и пение происходило согласно с чиноположением, и чтобы по своему произволу не делать никаких прибавлений и упущений; над кононархами должен наблюдать, чтобы они рачительно исполняли свою должность, а тех есть обязанность во всем относиться к уставнику, а притом обязан надзирать над клиросными, чтобы стояли чинно и благоговейно.
Должность библиотекаря
Библиотекарь наблюдать должен чистоту и сухость над хранящимися в его смотрении книгами, а как скоро заметит в переплете или в листах делается малая ветхость, то непременно должен отдавать в починку не допуская до больших ветхостей; для чтения братии выдавать по одной книге с распискою, а по возвращении оной, если пожелает, выдавать другую и чтобы долго при себе не держали, дабы тем не лишать пользы другого; а притом должен наблюдать, чтобы выдаваемые для чтения книги не были залиты маслом, запачканы воском и не делали никаких заметок, как то: загибать листы, назначать чернилами и карандашом, а в противном случае обязан взыскивать с виновного новую книгу; вновь же поступающиеся книги должен записывать в шнуровую книгу с означением имени, от кого поступила.
Должность эклесиарха или пономаря
Два пономаря – один «поздний» и у него помощник, другой – «ранний»; к ним принадлежат два звонаря. Пономари приготовляют к священнослужению все нужные вещи, очищают в церквах сор, пыль и паутины, помогают ризничему; во время топления печей церковных наблюдают, чтобы не было дыма или угара; выходя их церкви осматривают, не осталось ли на свечах огня – чистят серебряные и медные вещи.
Должность просвирника
(в оригинале – «просфиряка», прим. иг.Никон)
Просвирник и его помощник обязаны наблюдать, чтобы просфоры были не сыры, не переквашены и не пересолены, для священнослужения отпускаемы были не черствые, не более трех дней испеченные.
Должность эконома
Эконом наблюдает за всею неисключительно монастырской провизией, заботится о насаждении и уборке овощей, закупает нужные для монастыря вещи и посуду, готовит годовую порцию соленой рыбы. К сей должности определяются еще два или три помощника.
Должность смотрителя гостиницы
Смотрителю гостиницы поручено смотрение над проходящими в оной послушание, рачительно ли служат посещающим обитель богомольцам и странным, которых они учтиво принимать и приветствовать обязаны; побуждает гостинников блюсти чистоту в покоях и употреблять меры к избежанию тяжелого в них воздуха; запрещает вход подозрительным мирским людям и пресекает всякое с ними обращение братий и проч.
Должность келаря
Келарю поручается смотрение над послушаниями: трапезным, поваренным, яблочным и квасоваренным; по его отношению к настоятелю определяются и сменяются проходящие означенные послушания; какой сорт пищи готовить для братии, испрашивает у настоятеля ежедневно благословения. Рыбу, масло, муку, соль, крупу и проч. получает он от эконома; нужная к тем послушаниям посуда хранится под его смотрением.
Должность трапезного
Трапезный и его помощник наблюдают чистоту посуды, белья, ножей, вилок и прочих столовых вещей. Перед ударением в колокол к трапезованию возбраняется вход приходящим; странных и богомольцев, кои могут быть приглашены к трапезе, сажают особо от братии.
Должность нарядчика
Нарядчик руководствуется во всех делах казначеем. Он должен пещись, чтобы при исправлении послушаний были братия, кои другими делами не заняты; при тяжких работах побуждает присутствием своим рабочих людей к рачительному трудолюбию; к общим послушаниям созывает братию посредством Сретенского колокола (небольшой колокол на стене Сретенского храма – прим. иг.Никон); заботится о исправности всех потребных к работам инструментов. На послушания частные созывает братию, приходя к каждому в келию; у дверей коей сотворив молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» и получив в ответ: «Аминь», продолжает: «Потрудись, отче, или брат, на такое-то дело (имярек)» и отходит к другому; по окончании дневных работ объясняется о всем казначею, а казначей настоятелю.
Должность рухольного
(в оригинале – «рухляного», прим. иг.Никон)
В рухлядной палате имеются все принадлежащие к сей должности вещи, как то: одежда, обувь, белье, холст, камилавки, клобуки, четки, спальные войлоки, сальные свечи, мыло и все мелочные вещи до самой серной спицы; в ведении у рухольного находятся портные, сапожники, и распределяет каждому по рассмотрению шитье; а мастеровые без ведома рухольного не должны брать и ни у кого никакого шитья и самой малой починки. Рухольный обязан знать, какие именно у каждого брата в кельях и при нем имеются вещи, а потому и должен выдавать новую, получив от кого старую; новоначальному выдается одежда поношенная, снятая со старшего, а тому шьется новая с благословения настоятеля, а новоначального мирское платье хранится в рухольной; после умерших и выходящих из монастыря все собирается в рухлядную; рухольный обязан наблюдать, чтобы в палате было чисто и сухо; одежда, сукна и тому подобное в летнее время было просушиваемо.
Должность свечепродавца
Свечепродавец с рассмотрением выдает пономарям и кононархам для церковного расхода свечи, расставляет перед иконами, зажигает и погашает по церковному уставу, за проданные свечи и собранную с блюд сумму ежемесячно отдает отчет настоятелю с братией.
Должность синодичного
Синодичный принимает деньги или холст от вписываемых на вечное, годичное и сорокоустное поминовение о упокоении и о здравии, которое бывает на проскомидии в алтаре у жертвенника, на особой ектеньи, за Литургиями, на особых панихидах при чтении псалтири денно и нощно; имена вписанных означаются фимилиею и местом жительства. В течение месяца собранную сумму, за вписываемых синодичный вручает настоятелю и старшей братии.
Должность прачечного
У прачечного три помощника, он раздает братии белье через две недели и по перемене белого отбирает от каждого черное, которое кладут по сортам в деревянные чаны (кади), поливают на сутки теплым щелоком с мылом, после стирают в щелоке с мылом, потом кладут в котел и варят несколько часов в щелоке с мылом, наконец, выполаскивают в реке и развешивают на башенном сушиле.
О чтении псалтири денно и нощно
Особенные благотворители к обители имена родственных усопших записывают на сорокоуст или год в псалтири, который чтется по них день и нощь исключая дней свободных от поминовения усопших (с приличными тропарями и молитвами); на каждой славе по кафизме и окончании всего псалтиря поминаются усопшие; к чтению онаго определены настоятелем 4 монаха, которые чередуются между собою, читая по два часа.
О вратниках
Вратников или сторожей монастыря бывает всегда двое, они чередуются между собою по определенным часам, днем стоя у ворот не допускают безвременно и без нужды входить в монастырь посторонним людям; о богомольцах приходящих не во время церковного служения и требующих отслужить молебен, уведомляют чередного иеромонаха и пономаря; указывают если нужно келию настоятеля, а желающим вписывать родителей в синодик, келию синодичного. По вечернем правиле затворяют монастырские ворота, и во всю ночь каждый час бьют они в чугунную доску, висящую при соборной церкви; в воскресные дни и прочие праздники в половине 12 часа по полудни, а в будни в половине 1-го по полунощи, возбуждают обоих будильщиков; потом отворив ворота идут на гостиницу и конный двор, и там живущих возбуждают к утреннему пению.
О будильщиках
Будильщиков также двое; в показанные выше сего часы вратник, приходя к обоим будильщикам, возвещает им наступившее время утреннего пения, а они, взяв у него огонь в фонари, идут с оными вокруг каждой своей половины монастыря. Тот, которого в отделении живет настоятель или отравляющий череду служения иеромонах, или пономарь, приходит прежде к ним, не возбуждая еще прежде братии: у дверей настоятеля произносит обыкновенную молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Настоятель внутрь келии отвечает: «Аминь!» Тогда будильщик испрашивает благословение благовестить к утреннему пению, и, получив оное, идет к звонарю и т.д.; у дверей каждого сотворяя означенную молитву, по «амине», говорит: «Приспе пению время, и молитве час, изволь отче, или брате, к богослужению вставать!» Пробужденный отвечает: «Спаси Господи!» Таким образом возбуждают всю братию.
О садовниках
В монастыре имеются два садовника. Они осенью и весною употребляют старание в возделывании земли для изобильнейшего плодородия яблоков, смородины, крыжовнику, малины и проч. В случае многоделия на пр. пересадки дерев и обрания плодов, даются им помощники.
О служащих престарелым и больным
Сих обязанность есть иметь к больным любовь и усердие к послужению; в кельях их наблюдает чистоту, опрятность и свежий воздух; доставляет все нужное к спокойствию их, приносит из трапезы пищу и проч.
О гостинниках
Гостинником или странноприемником определяется монах, и при нем два или три помощника. Они обязаны наблюдать опрятность и чистоту всего двора; а в зимнее время теплоту в покоях; и все вещи хранит в целости. Приходящие богомольцы и странники приемлются с усердием, ласкою и вежливостью, и во всяком послужении они должны быть в готовности. По знатности посетителей отводят лучшие покои, о прибытии отличных особ немедленно извещают смотрителя гостиницы.
О конюшенных
Конюшенный монах и его помощник имеют смотрение за лошадьми, конною сбруею, экипажами по рассмотрению, кому какая удобны к выезду отпускают лошадь. Приезжим богомольцам продают овес и сено.
О лесниках и сеннике
Лесник и его помощник смотрят и оберегают монастырский лес от порубки посторонними людьми, в случае сего доносят настоятелю или казначею; отводят места для рубки дров, убирают валежник и очищают хворост с помощию рабочих людей. Сенник имеет смотрение над сенокосными лугами и пустошами и распоряжает при уборке сенокоса.
В кратковременном послушании применяются исправляющие оное через месяц, а иногда через два. В бессрочные иногда бывают по нескольку лет, и меняются разве для посылки куда, или по другим нечаянным случаям и нуждам, да и то большею частию на время. В непременных же послушаниях, так как они – такого рода, что исправлять их не наученным тем ремеслам и художествам, или за неимением долговременной к тому привычки не возможно, то и бывают в оных несменно; а если же кто из таковых посвящен будет в священнослужение, тогда уже имеет право сие послушание оставить. Общия послушания от которых кроме повара с его помощниками, или таковых, кои имеют занятие, не терпящее времени, никто не извиняется, есть сии:
1) в зимнее время ношение дров в трапезную церковь, на которую повещается в трапезе и каждый обязан принести оных три береши.
2) рубка дров с корня кряжами в лесу, из которого привозятся и перерубаются наемными в поленья
3) складка их в поленицу
4) сенокос, то есть уборка сена
5) на огороде сажание всяких овощей, поливка и уборка оных
7) в поварне чищение для трапезы свежей рыбы, картофелю, луку, свеклы, моркови и т.п….
На общие послушания извещается братия посредством колокола (ясаха) в назначенный час нарядчик ударяет несколько раз в колокол, а по сему звону и идут на послушание.
Есть и еще ряд послушаний, в которые временно наряжают по нескольку человек, более таких, которые к тому способны.
2. Молотьба и уборка хлебы (кроме пахания земли, что делается наемными работниками)
3. Возка навозу на пашни и огород
4. Ссыпка ржи в закромы и подсевание оной
5. Перевоз ржи зерном на монастырскую мельницу и обратное доставление оной мукою
6. Вязание неводов, сетей, нередов, обделание новых лодок и починка старых, сим занимаются в помощию иногда другим проходящие рыбацкие послушания
7. Весною и осенью рыбные ловли
8. Набивание погребов льдом и снегом
9. Варение квасов несколько раз в год, а особенно приготовление онаго марте-месяце
10. Толчение конопляного семени в четыредесятницу
11. По скошении травы пасьба лошадей
12. Поездка за 15 верст в село Доршево за молоком, сметаною и творогом для трапезы
13. Перевоз богомольцев на лодках во время разлития воды
14. Мытье полов в трапезе и поварне по праздникам Св.Пасхи и Рождества Христова
15. Качание воды на машине воды
О послушаниях вообще
Все подвизающиеся в обители иметь должны беспрекословное послушание к настоятелю и братии Бога ради и трудиться каждый по силе своей и доброй совести, никому не позволяется избирать по своей воле трудов или должностей. Если послушание сверх силы и вредится от него душевное спокойствие, то со смирением объявляет духовнику, а сей настоятелю, и по рассуждению обоих увольняется таковой от оного и определяется к другому. На послушание сходятся таким образом: пришед к начатию трудов, говорит Иисусову молитву, находящийся там старший или нарядчик отвечает: «аминь»; тогда пришедший испрашивает благословение, а старший в ответ: «Бог благословит». По окончании трудов, тем же порядком с молитвою и благословением расходятся. При продолжении послушания имеют молчание, занимаясь умственною молитвою или чтением про себя затверженных в памяти псалмов; в случае празднословия, смеха и роптания отсылаются невнимательный с послушания и доносится о нем настоятелю.
Приходящие из мира в монашество приемлются всякого рода и сословия с законными аттестатами или паспортами от своих мест, и живут несколько времени для усмотрения поведения на гостинице; когда же усмотрит его настоятель непременное желание и способность быть в обществе монашествующих, тогда переводится внутрь монастыря занимать келью, близ старейшего монаха с наставлением от настоятеля покоряться тому во всем, и облачается в черную послушницкую одежду, а мирская одежда его берется в рухлядную. Принесший с собою из мира деньги отдает настоятелю, который и хранит их в особом для сего месте, а в случае необходимых нужд выдает ему сколько потребно (некоторые отдают в обитель без востребования). По времени и усмотрению настоятеля непременного в нем желания к духовным подвигам, представляется аттестат его или свидетельство к епархиальному начальству для определения в число послушников. По прошествии еще некоторого времени облачают в малый образ монашества, то есть в рясу и камилавку с пострижением власов и молитвами; наконец, испытан быв разными послушаниями, утвержден в терпении и признан достойнейшим высшей степени монашества, с воли настоятеля и согласия старшей братии, по его желанию представляется к епархиальному начальству для испрошения от Святейшего Синода о пострижении в мантию; по получении позволения постригают по церковному чиноположению с наложением нового имени. Из сих монашествующих, как довольно преобученных к духовной жизни, по способности в чтении и пении, представляются к преосвященнейшему для посвящения в иеродиакона, а иеродиаконы в иеромонахи; которых священнослужителей и монахов постигает старость или продолжительная болезнь, или истощение сил в трудах монастырских, от чего делаются уже неспособными нести должность или послушание: таковые поступают в звание больничных, и для сего устроены особые с церковью келии, им дается к успокоению прислуга из послушников, они от всех внешних занятий и попечений быв свободны, внимают своему спасению, моля в тишине обители о всем мире и о своем спасении Всевышнего. Посещающие обитель богомольцы принимаются в монастырской гостинице; благотворительные особы мужского пола приглашаются к братской трапезе; особам женского пола и не пожелающим быть за общим столом, пища приносится гостинниками, для разночинцев по причине многолюдства их, пища готовится в гостинице; вообще все угощаются безденежно, но каждый имеет право по своему усердию и возможности класть в устроенную для того кружку, сколько ему заблагорассудится. Бедные странные и нищие кормятся безденежно и сверх того, каждому из них подается по мере потребности милостыня.