ручное ткачество гобелен обучение
Обучение вышивке гобеленов в Москве
Чтобы начать, уточните пожелания к репетитору
Гобелен — отзывы
Мария оставилa отзыв
Екатерина оставилa отзыв
Шаира оставилa отзыв
Ирина оставилa отзыв
Ольга оставилa отзыв
Елена оставилa отзыв
Рукоделие, Лепка, Аппликация
Наталья оставилa отзыв
Ксения оставилa отзыв
Ольга оставилa отзыв
Рукоделие, Кройка и шитьё
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Услуги, востребованные клиентами в этом году
Цены: от 800 до 1200 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 1500 ₽ / ч
Цены: от 900 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 500 до 1100 ₽ / ч
Смотрите также
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2500 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 900 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 900 до 2000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2200 ₽ / ч
Цены: от 1300 до 3000 ₽ / ч
Цены: от 1000 до 2000 ₽ / ч
Обучение вышивке гобеленов
Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22
Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.
Гобелен своими руками
С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.
небольшая деревянная рама 750 500 мм;
льняные и шерстяные нитки;
ножницы;
вилка;
полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 50 мм;
полоски газетной бумаги размером 5 70 мм. Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.
Итак, попробуем сделать гобелен своими руками в домашних условиях. В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 250 мм, то рама должна быть примерно 750 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.
Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.
Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).
Методическая разработка «Гобелен. Ручное ткачество»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа №2
городского округа город Уфа
«Гобелен, ручное ткачество»
Использование модуля в рабочих программах предметов по предпрофессиональным и
преподаватель ДХШ №2
Курышева Виктория Рамилевна
1.1. История возникновения и развития гобелена….
1.2. Особенности техники гобелен, технические приемы, материалы и инструменты……………….
1.3. Техники плетения, используемые современными мастерами……….
2.1.Работа над гобеленом из длинных лоскутов ткани с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.…………….
2.2.Работа над гобеленом из акриловых и шерстяных нитей с детьми среднего и старшего школьного возраста………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Актуальность темы методического исследования:
провести комплексный анализ развития гобелена.
изучить теоретическую и методическую литературу по заданной теме;
охарактеризовать и выявить особенности технологий плетения гобелена;
применить на занятиях с детьми, полученные теоретические и практические знания по декоративно-прикладному искусству.
анализ и обработка собранного материала;
наблюдение за развитием гобеленового плетения;
сравнение гобеленов мастеров разных стран.
Методическая разработка включает в себя содержание, введение, основную часть из двух глав, заключение, список литературы.
В первой главе рассмотрена история возникновения и развития гобелена, технические приемы, материалы и инструменты.
Во второй главе описан процесс работы над гобеленом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Методическая разработка может быть использована при обучении детей в области декоративно-прикладного искусства в художественных школах и школах искусств. В детской художественной школе №2 данную методическую разработку можно использовать преподавателям предпрофессиональных программ:
— «Живопись» (8 лет обучения) по учебному предмету ПО.01.УП.02. «Прикладная композиция»;
— «Живопись» (5 лет обучения) по учебному предмету вариативной части В.00.УП.02 «Декоративно-прикладное искусство»;
А также возможно использование в структуре предмета «Композиция» в части декоративной композиции в общеразвивающих программах «Основы изобразительной грамоты» (3 года обучения) и «Цветные ладошки» (1 год обучения).
ГОБЕЛЕН КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
История возникновения и развития гобелена
В эпоху Крестовых походов в Европу, в качестве трофеев, были доставлены тканные полотна с востока, отсюда берёт начало история европейского гобелена. Заказы на создание гобеленов поступали из церкви, порой лично от епископа. Их отличали монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. В романский период гобелены связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты. (Приложение 3)
Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую. [16]
Во второй половине XIV в. активно развилось гобеленоплетение во Франции, Италии и Фландрии. Тогда были актуальны монументально-декоративные гобелены на всяческие историко-мифологические темы. В течении восьми столетий гобелены создавались в Европе. В средние века гобеленовое ткачество стало одной из главных отраслей промышленности, были задействованы тысячи людей.
В XV веке в период Столетней войны производство французских гобеленов было перемещено из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» –«тысяча цветов». К концу XV века во Фландрии шпалеры производились городскими цехами, она стала главным центром художественного ткачества. (Приложение 6) Здесь же впервые создали шпалеры по картинам великих художников. У местных ткачей была палитра всего лишь из шести цветов, но они использовали методы протравки и растяжку (штриховку), таким образом добиваясь поразительных живописных эффектов. Последующее развитие гобелена было определено циклом «Деяния апостолов» (Приложение 7), который выполнили в мастерской Бове по композициям Рафаэля, заказанным папой Львом X для украшения Сикстинской капеллы, определил дальнейшее развитие художественного ткачества в сторону монументализма. Картоны к гобеленам выполнил Бернар ван Орлей. Благодаря Рафаэлю у шпалеры появляются тканые бордюры с декоративными мотивами-гротесками, подобные раме картины. [20]
Во Франции и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Первые вердюры (листва, зелень) были созданы на брюссельских мануфактурах. Построение пейзажа вердюры схоже с кулисным пейзажем в живописи. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго – светло-зелёный, для дальнего – бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж (Приложение 8) иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных. [21]
Важной датой в истории шпалер стал 1627г., когда из Италии по приказу короля вернулся достаточно модный художник того времени Симон Вуэ. Он устроил на мануфактуре Гобеленов настоящую мастерскую, в которой шпалеры изготовлялись по его картонам. Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. В 1664 г. все парижские шпалерные мастерские были объединены в «Королевскую гобеленовую мануфактуру», которую возглавил «первый художник короля» Шарль Лебрен. Мануфактура Гобеленов играла исключительную роль в развитии декоративного искусства XVII-XVIII вв., а её история была тесно связана с историей французской живописи. А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.
Тогда же, в 1664 г., возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами. [30]
В России первая шпалерная мануфактура появилась при Петре I в 1717 году. В Петербурге была основана Шпалерная мануфактура, здесь трудились приглашённые из Франции мастера. Улица, где она располагалась, и сейчас носит название Шпалерной. Расцвет мануфактуры пришёлся на 1760 – 1770-е годы, к тому времени на ней работали отечественные ткачи, картоньеры и художники. На петербургской мануфактуре культивировался редкий для шпалеры жанр – портрет. [6, 13]
Как говорилось ранее, в XVIII веке гобелены стали в большей степени копиями живописных произведений. Предметом изображения обычно служили пейзажи, сцены охоты и сельской жизни, часто с более реалистичной перспективой, чем когда-либо ранее. Сцены портовой жизни и рыбной ловли, излюбленные фламандскими ткачами, конкурировали с французскими пасторальными сценами. [16]
В XVIII-XIX веках появилась потребность в гобеленах, выполняющих более декоративную роль в интерьере. В результате появился богато орнаментированный стиль XVIII века. Основными сюжетами стали натюрморты, флора, архитектура, а также сочетания этих элементов. [8]
Отдельную главу в истории гобелена составляют работы, выполненные в странах бывшего советского союза. Родоначальником современного гобелена по праву можно считать латышского художника Рудольфа Хеймрата, [15] который в начале 60-х годов 20 века вместе с Георгом Баркансом заложил его эстетические принципы. Работы Хеймрата, выступавшего продолжателем традиции классической шпалеры, «Труд» (Приложение 9), «Отдых», «Субботний вечер» стали классикой жанра. Как педагог Хеймрат воспитал мастеров латышского гобелена Э. Вигнере, Р. Богустова. [10]
Оригинальные школы гобелена существовали и в других регионах Советского Союза – Эстонии (Л. Эрм, Э. Реэметс), Литвы (Ю. Бальчиконис, С. Гедримене) (прибалтийская школа многое взяла от французской шпалеры, возрождённой Жаном Люрса и польской таписерии 60-х гг.), Украины (Н.Борисенко), Молдавии (М. Сака-Рэчилэ), Грузии (Г. Кандарели), в Москве (Н. Соколова, А. Шмакова, Н. Альтман, А. Воронков) и Санкт-Петербурге (Б.Мигаль). [9]
Особенности техники гобелен, технические приемы, материалы и инструменты.
В тканом гобелене каждая деталь или сам фон соткан с помощью нити необходимого цвета, ткач ориентируется на картон (эскиз того размера, которого задумано панно), для того чтобы не ошибиться с цветом и рисунком, который должен получится. Как и в случае плетения из простой ткани, нити утка проходят поперек нитей основы попеременно чередуя обхват нити то сверху, то снизу, а на обратном ходу меняют черёд – там, где до этого нить была сверху, теперь она проходит снизу, и наоборот, там, где была снизу, теперь проходит сверху. Уточные нити настолько превосходят численность основы, что полностью их скрывают. Нити основы в готовом гобелене проявляются только в виде более или менее отмеченных параллельных выступов в текстуре, или зернистости ткани в соответствии с их грубостью или тонкостью. [11]
Толщина нитей основы влияет на толщину полотна гобелена. В Европе в средние века толщина шерстяного гобеленового полотна составляла 5 нитей на сантиметр. К 16-му веку зернистость гобелена постепенно становилась меньше, поскольку гобелен больше подражал живописи. В королевской французской фабрике гобеленов в 17 веке использовали от 6 до 7 нитей на сантиметр, а в 18 веке от 7 до 8 нитей на сантиметр. В 19 веке у другой королевской фабрики французской монархии в Бове было целых 10-16 нитей на сантиметр. Эта сверхмелкая зернистость делает ткань очень ровной, имитируя холст картины. Зернистость гобелена 20-го века приблизилась к тому, которая использовалась в гобелене 14-го и 15-го века. Например, фабрика гобеленов использовала 5 или 6 нитей на сантиметр.
Во многих гобеленах 20-го века мелкая зернистость контрастировала с эффектом более тяжелого плетения. Зернистость шелковых гобеленов, конечно, намного тоньше, чем из шерсти. Для шелковых гобеленов в Китае нередко бывает около 24 нитей основы на сантиметр.
Вместо простого плетения, обычно применяемого при изготовлении гобеленов, можно использовать технику твила (плетение из твила), она отличается диагональными линиями. [1] Насколько можно судить, эта техника впервые появилась в средневековой Персии, а с 17-го века она особенно использовалась в иранских провинциях Хорасан и Керман для изготовления шалей из козьей шерсти. Её также используют для изготовления знаменитых кашмирских платков и, наряду со многими другими ремеслами, вероятно, она была завезена в Кашмир из Персии в 16 веке.
Из этих двух вариантов чаще используется техника с низким уровнем деформации. Однако, на фабрике Гобеленов традиционно использовались ткацкие станки с высокой деформацией. Несколько ткачей могут одновременно работать на любом виде ткацкого станка. В зависимости от сложности изображения, которое должно получиться, зернистости или толщины текстуры гобелена ткач 20-го века мог производить от 3 до 7 квадратных метров в год.
В западном гобелене подготовительный рисунок обычно вычерчивался и раскрашивался художником на холсте размером с гобелен, который нужно сплести. В конце 15-го века ткач мог соткать гобелен прямо с картины и, следовательно, скопировал не схематический рисунок, а оригинальную законченную работу художника. В начале 17-го века возникло четкое различие между схемой и картоном (эскизом). На схему ориентировались, создавая эскизы, их быстро и свободно использовали и часто копировали.
По одному эскизу можно соткать десятки гобеленов. Например, на мануфактуре Гобеленов серия панно «Индий» 17-го века соткали восемь раз, а в течение 18-го века по этому эскизу были сотканы ещё несколько гобеленов.
Вариации картона имели тенденцию изменяться каждый раз, когда он был заказан, так как у каждого покровителя было собственный герб или личное предпочтение для декоративных мотивов. Вариации часто создавались художником, отличным от того, кто придумал изначальный эскиз. Полностью нарисованный эскиз требует много времени художника и утомителен для создания. Для того чтобы сделать процесс создания картона более быстрым, начиная с 20-го века стали использовать фотографии полностью нарисованного картона. Метод прямого перевода картины на гобелен был разработан известным французским дизайнером гобеленов Жаном Лурсатом в первой половине 20 века. Также он основал Ассоциацию художников, которые создавали картоны для гобеленов.
У ткача, работающего на станке с высокой деформацией есть полноразмерный эскиз, по которому плетется гобелен, он висит рядом или позади панно. У мастера, который изготавливает тканное полотно на станке с низким искажением, также есть эскиз, который лежит под нитями основы, поэтому он плетет гобелен поверх него. В обоих случаях основные контуры рисуются чернилами на нитях основы после того, как они были натянуты или прикреплены к ткацкому станку. Со времен Средневековья во всех европейских мастерских конструкция находится под прямым углом к ткацкому станку, так что в нити основы обычно натянуты горизонтально, хотя в некоторых гобеленах основы натянуты вертикально. Эстетически выгодно, чтобы гобелены выполнялись горизонтально, поскольку нити основы, выпирающие из-под нитей утка, имеют тенденцию создавать текстуру, которая, если она вертикальная, дробит изображение, а, если горизонтальная, выглядит едино. Однако, на практике горизонтальное натяжение нитей основы является невыгодными, поскольку горизонтальные прорези (щели), выполненные при плетении, будут раздвигаться быстрее, чем вертикальные прорези, из-за веса гобелена. [21]
Авторские ткани ручного производства. Обучение. Курсы.
История моды, дизайн ткани.
Исторические и современные образцы ткацкого искусства.
Этнографический туризм и экспедиции.
Показать полностью.
Схемы орнамента.
Традиционный русский и исторический костюм, украшения, обереги.
Желание научиться ткать приносите с собой и дарите окружающим ))
Для теплой беседы и уютного чаепития – захватите булочки, печеньки, пирожки да шанежки… )
Любовь Миронова
Набожное полотенце
Черниговская губ. (Конец XIX в)
Техника переборного ткачества
Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.
Показать полностью.
Сочетание традиции архаичной в орнаментации рушника и покрыв им киотов или божниц по христианской традиции дает удивительные ощущения погружения в многослойность миров верования предков.
Мировое древо, орлы, неисчепаемые крыницы, обращенные друг к другу птички, все говорит о возможном использовании рушника на свадебных празднествах.
Эти и многи другие рушники культуры Черниговщины можно увидеть на выставке «Кролевецкий рушник».
Из частной коллекции мастера Любови Мироновой
Киот середины XIX в. любезно предоставлен фондом музея. @usadba_fryanovo
Ждем вас с 15 октября по 15 ноября в музее-усадьба Фряново.
Любовь Миронова
Музей-усадьба Фряново.Московская область
Показать полностью.
Почему именно эти рушники называли «королевскими» и как с этим названием связан город Кролевец? В чём выражалось значение этих рушников для наших предков? Остались ли продолжатели традиций данного вида ткачества?
На эти и другие вопросы вы получите ответы в рамках авторской выствки «Кролевецкий рушник».
Кролевец находится на отрезке, соединяющем Чернигов с Курском и известен своими ткаными рушниками особого канона.
Их красота своеобразна и удивительна.
Известно, что именно Кролевец поставлял их на продажу по всей Украине, частично в Беларусь и Россию.
За более чем трехсотлетнюю историю ткачества Кролевецких рушников орнаментальный мотив приобрел множество образов и архетипов.
На выставке «Кролевецкий рушник» представлены 35 наиболее значимых предметов из личной коллекции народного мастера России Мироновой Л.А.
Вы можете увидеть рушники крестьянского изготовления с архаичными мотивами начала XIX в; датированные мануфактурные рушники и скатерти конца XIX в, полотенца Брянского и Курского пограничья.
Также на выставке представлены подлинники черниговских и кролевецких писанок и уникальные шитые золотом и шёлком царские пасхальные яйца из коллекции народного мастера писанкарства Л. Шелковниковой
В экспозицию вошли реконструкции мастера по музейным образцам кролевецких и конотопских писанок, приведены документальные копии образцов с росписью и бытовавшими мотивами.
Открытие выставки состоится 15 октября в 14.00
Адрес: Московская область
Фряново, площадь Ленина 2
Музей-усадьба @usadba_fryanovo
Мастер-классы «Ручное ткачество на станке»
Ручное ткачество на станке.
Ткачество на станке – это старинный вид традиционного женского ремесла. Раньше это ремесло было жизненно необходимым в крестьянской жизни, и им владела практически каждая женщина. В современном мире такой необходимости нет, но это ремесло привлекает к себе внимание все большего количества людей. Умение ткать на станке позволяет сделать уникальные изделия. Традиционно – это всевозможные половички-дорожки, салфетки, полотенца, занавески, скатерти, кушаки. Используя эти изделия в разных назначениях, можно придать современному интерьеру необычный вид, теплую и уютную атмосферу. Кроме того, все эти изделия являются экологически чистыми.
Большим преимуществом ткачества является возможность использования практически любого материала. Это может быть как старая (бывшая в употреблении) ткань, так и новая, любые нитки. В последнее время пользуются большой популярностью коврики из различных трав и растений.
Мастер-классы «Ручное ткачество на станке»
Ручное ткачество на станке.
Ткачество на станке – это старинный вид традиционного женского ремесла. Раньше это ремесло было жизненно необходимым в крестьянской жизни, и им владела практически каждая женщина. В современном мире такой необходимости нет, но это ремесло привлекает к себе внимание все большего количества людей. Умение ткать на станке позволяет сделать уникальные изделия. Традиционно – это всевозможные половички-дорожки, салфетки, полотенца, занавески, скатерти, кушаки. Используя эти изделия в разных назначениях, можно придать современному интерьеру необычный вид, теплую и уютную атмосферу. Кроме того, все эти изделия являются экологически чистыми.
Большим преимуществом ткачества является возможность использования практически любого материала. Это может быть как старая (бывшая в употреблении) ткань, так и новая, любые нитки. В последнее время пользуются большой популярностью коврики из различных трав и растений.
1. Базовый курс.
Основы ткачества. Расчёт нитей основы и утка. Снование основы, заправка ткацкого станка.Несколько видов узорного ткачества с ориентацией на половики. Основа – нити х/б, уток из нитей (х/б, шерсть, акрил) или полос ткани определённой ширины.
2. Мастер-класс «Ткачество половиков в технике «Пряник»».
Расчёт нитей основы и утка. Особенности снования основы и заправки станка.
Создание геометрических фигур в тканом полотне.
Основа – нити х/б, уток из нитей (х/б, шерсть, акрил) или полос ткани определённой ширины.
3. Мастер-класс «Ткачество в технике «Кисея» («кисея витая», «кисея крученая»)».
Особенности заправки станка. Ручной перевив. Применение в работе дополнительной доски-бральницы.
Уток и основа – нити х/б, лён, шерсть, акрил.
5. Мастер-класс «Узорное (многоремизное) ткачество на 4-х нитченках».
Расчёт нитей основы и утка согласно рисунку. Особенности снования основы и заправки станка. Технологические приёмы «Рядно», «Ёлочка».
По окончании каждого мастер-класса учащийся получает сертификат. Все необходимые материалы предоставляются на занятии.