рождество в средневековой европе
Как праздновали Рождество в Средневековье
Специально для mixstuff – Светлана Бодрик
Еще в IV веке папа Юлий I объявил 25 декабря днем рождения Христа. К концу 8-го века верующие по всей Европе отмечали этот праздник застольями и народными гуляньями. Вот некоторые из самых колоритных способов празднования Рождества в Средние века.
Вассайлинг – традиция ходить из дома в дом с пением – уходит корнями еще в языческие времена. wassail (вассайл) с англосаксонского переводится «быть в добром здравии». Позже это слово стало ассоциироваться с горячим яблочным сидром, который пили во время рождественских праздников. Чашу с этим напитком носили от дома к дому те, кто славил пением Христа, предлагая выпить и послушать песню в обмен на подарки. Традиция петь гимны на Рождество сохранилась до наших дней, а вот выпивку современные христославы обычно оставляют дома.
Если вы хотели произвести впечатление на своих гостей во время рождественских праздников, то голова дикого кабана с яблоком во рту, которую вносили в пиршественную залу на серебряном блюде, как нельзя лучше подходила для этого. Конечно, не каждая семья могла позволить себе на Рождество такое блюдо. Для менее обеспеченных пирог в форме свиньи был популярной альтернативой.
Еще во времена празднования языческого солнцестояния существовала традиция готовить пирог, внутри которого запекали один-единственный боб. Тот, кто находил боб в своем кусочке, становился «королем» на целый год. После года правления временного короля приносили в жертву, его кровью окропляли землю, чтобы урожай был хорошим. Когда средневековые христиане переняли эту традицию на Рождество, они внесли некоторые коррективы. Того, кто нашел боб в пироге, не приносили в жертву, он становился «королем» всего лишь на день, и в этот день все подчинялись его «приказам».
julebukking – это средневековая скандинавская традиция. На Рождество скандинавы надевали маски и костюмы и ходили от дома к дому, выпрашивая угощения. Похоже на празднование Хэллоуина, скажете вы? Да, но гости не были милыми детками: обычно это были пьяные взрослые. Жуть! Сейчас эта традиция не так популярна, как раньше, но ее все еще соблюдают некоторые норвежцы и американцы скандинавского происхождения.
Постановка пьес была популярной формой развлечений для средневековых зрителей на рождественские праздники. Актеры, обычно священнослужители, разыгрывали сцены из Библии, и необязательно это была история рождения Христа. Пьесы, в которых рассказывалось о конце света, убийстве Иродом невинных младенцев тоже ставили на сцене, хотя у некоторых при виде священника в образе Ирода или Люцифера глаза лезли на лоб.
В средние века короли и королевы по всей Европе, вдохновленные библейской историей о трех волхвах, принесших подарки младенцу Иисусу, требовали дани от своих подданных на Рождество. Вслед за ними и лэндлорды начали требовать подарки от своих крестьян, которым на праздник ничего не полагалось, несмотря на то, что они были беднейшими людьми в королевстве. Согласно легенде, чешский князь 10-го века Вацлав I был одним из первых правителей, кто изменил ситуацию и стал раздавать еду, одежду и дрова беднякам на Рождество.
Традиционно это был человек, способный устраивать веселые пиршества, развлекать и хорошо шутить. Король Беспорядка и его веселые «придворные» шли по улицам в масках, играя на музыкальных инструментах. Процессия направлялась к церкви, где весельчаки могли прервать службу, заглушая ее своими песнями и танцами. Все должны были повиноваться Королю Беспорядка. К счастью для гуляк, в основном он повелевал больше пить и веселиться.
В средние века азартные игры были неотъемлемой частью веселых пирушек во время рождественских праздников. Играли как взрослые, так и дети, играли даже те, кто не позволял себе такую вольность в другие дни своей жизни. Игра в кости была одной из самых популярных, игроки бросали их на любую поверхность, которую могли найти, включая церковные алтари.
Как отмечали Рождество в Средние века
В конце каждого года, 25 декабря, христиане Западной Церкви празднуют Рождество Христово. Эта традиция своими корнями уходит в глубину веков. 25 декабря 360 г. римский епископ Либерий (352-366 гг.) посвящал в монахини сестру Марцеллу. Обращаясь к ней, он сказал: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Жениха (Христа)». Отсюда видно, что уже в IV веке празднование Рождества Христова именно в этот день было принято на Западе как церковное установление.
Первыми Рождество стали праздновать христианские общины в Риме, а самое раннее упоминание относится к 354 году. Принятие праздника для всего христианского мира произошло лишь спустя столетие в 431 году на Эфесском соборе.
Из числа рождественских мистерий, находившихся еще в связи с церковным богослужением, но уже наполовину отделившихся от него, можно привести одну, содержащуюся в мюнхенской рукописи начала XIII века. Мистерия открывалась появлением «пророков Христа». Этим прологом обычно начинались рождественские мистерии. Каждый из них произносил свое пророчество о Спасителе, затем возвещал о рождении Христа, пелись рождественские церковные гимны.
После этой сцены по порядку евангельского повествования следовали Благовещение Деве Марии, поклонение волхвов и пастырей, гнев Ирода, убиение невинных младенцев и бегство в Египет Святого Семейства. Все эти события передавались в соответствии с евангельским повествованием. В частных же сценах евангельские эпизоды уже дополнялись и вымышленными сценами.
Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в XIX веке. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией.
Рождество и Новый год в средневековой Европе. Какие традиции перекочевали в наше время?
Многие новогодние и рождественские традиции берут свои корни из прошлого. Одни дожили до нашей эпохи, другие исчезли совсем или поменяли свое значение.
Каким был зимний праздник несколько веков назад?
Обереги от ведьм
Знали ли вы откуда пошла традиция вешать на елку стеклянные шары? В семнадцатом веке в Британии и Ирландии такие рождественские украшения считались способом отогнать от себя ведьм и злых духов. Стеклянные расписные шарики, по мнению местных жителей, нейтрализовали сглаз проходящих мимо ведьм, либо отвлекали их от плохих намерений замысловатым узором.
Игра с изюминкой и горящим бренди
В 16-19 веках в Англии была популярна одна забава: в широкую емкость наливали горячий бренди, поджигали и бросали в жидкость изюм, а гости вечера должны были вытащить его оттуда, рискуя обжечься. Считалось, что тот, кто вытащат из огня больше всего изюминок, встретит в новом году свою любовь.
Подарки богатым
Благотворительность и помощь малоимущим в канун Рождества давно стали предпраздничной традицией. Законодателем этого тренда стал чешский правитель Вацлав I. До этого бедняки, проживающие в странах Европы, были обязаны готовить подарки для королевских особ и помещиков, что весьма ударяло по их и без того скудному финансовому положению.
Рождественский епископ
В двенадцатом веке в Англии и в других европейских странах в канун рождества среди мальчиков проходили шуточные выборы епископа. Малыша переодевали в специфичный наряд и заставляли читать мессу. От горожан он получал подарки – деньги и еду, а также мог распоряжаться судьбами членов гильдии. Праздничный «епископ» мог выбрать пары и приказать им жениться. Правда, брак, по законам традиции, длился всего одну ночь.
Обряд с черепом лошади
В Южном Уэльсе в преддверии Нового Года местные жители прикрепляли наряженный череп лошади к шесту и ходили с ним вокруг дома, распевая песни и пританцовывая. Та еще жуть!
Цветы в прялках
В Англии в эпоху династии Тюдоров 12 дней празднования Рождества между Сочельником и Крещением были временем, когда населению запрещалось работать. В напоминание о том, что дома женщины также не должны заниматься делами, колеса прялок украшались цветами.
Рождественские пироги в форме гроба
В Средневековой Европе самым модным блюдом на рождественском столе был пирог из индейки. Выпекали его в форме гроба, а внутрь, помимо индейки клали дичь.
Поцелуи под омелой
Поцелуй под омелой в Сочельником был символическим событием в жизни средневековых пар. Считалось, что такой поцелуй принесет парню и девушке вечную любовь и обязательно закончится браком.
Пение рождественских гимнов
Вассайлинг – традиция ходить из дома в дом с пением – уходит корнями еще в языческие времена. wassail (вассайл) с англосаксонского переводится «быть в добром здравии». Позже это слово стало ассоциироваться с горячим яблочным сидром, который пили во время рождественских праздников. Чашу с этим напитком носили от дома к дому те, кто славил пением Христа, предлагая выпить и послушать песню в обмен на подарки. Традиция петь гимны на Рождество сохранилась до наших дней, а вот выпивку современные христославы обычно оставляют дома.
Жертвенный кабанчик
Если вы хотели произвести впечатление на своих гостей во время рождественских праздников, то голова дикого кабана с яблоком во рту, которую вносили в пиршественную залу на серебряном блюде, как нельзя лучше подходила для этого. Конечно, не каждая семья могла позволить себе на Рождество такое блюдо. Для менее обеспеченных пирог в форме свиньи был популярной альтернативой.
Бобовый король
Еще во времена празднования языческого солнцестояния существовала традиция готовить пирог, внутри которого запекали один-единственный боб. Тот, кто находил боб в своем кусочке, становился «королем» на целый год. После года правления временного короля приносили в жертву, его кровью окропляли землю, чтобы урожай был хорошим. Когда средневековые христиане переняли эту традицию на Рождество, они внесли некоторые коррективы. Того, кто нашел боб в пироге, не приносили в жертву, он становился «королем» всего лишь на день, и в этот день все подчинялись его «приказам».
julebukking
julebukking – это средневековая скандинавская традиция. На Рождество скандинавы надевали маски и костюмы и ходили от дома к дому, выпрашивая угощения. Похоже на празднование Хэллоуина, скажете вы? Да, но гости не были милыми детками: обычно это были пьяные взрослые. Жуть! Сейчас эта традиция не так популярна, как раньше, но ее все еще соблюдают некоторые норвежцы и американцы скандинавского происхождения.
Пьесы на библейские сюжеты
Постановка пьес была популярной формой развлечений для средневековых зрителей на рождественские праздники. Актеры, обычно священнослужители, разыгрывали сцены из Библии, и необязательно это была история рождения Христа. Пьесы, в которых рассказывалось о конце света, убийстве Иродом невинных младенцев тоже ставили на сцене, хотя у некоторых при виде священника в образе Ирода или Люцифера глаза лезли на лоб.
Подарки богачам
В средние века короли и королевы по всей Европе, вдохновленные библейской историей о трех волхвах, принесших подарки младенцу Иисусу, требовали дани от своих подданных на Рождество. Вслед за ними и лэндлорды начали требовать подарки от своих крестьян, которым на праздник ничего не полагалось, несмотря на то, что они были беднейшими людьми в королевстве. Согласно легенде, чешский князь 10-го века Вацлав I был одним из первых правителей, кто изменил ситуацию и стал раздавать еду, одежду и дрова беднякам на Рождество.
Король беспорядка
Традиционно это был человек, способный устраивать веселые пиршества, развлекать и хорошо шутить. Король Беспорядка и его веселые «придворные» шли по улицам в масках, играя на музыкальных инструментах. Процессия направлялась к церкви, где весельчаки могли прервать службу, заглушая ее своими песнями и танцами. Все должны были повиноваться Королю Беспорядка. К счастью для гуляк, в основном он повелевал больше пить и веселиться.
Азартные игры
В средние века азартные игры были неотъемлемой частью веселых пирушек во время рождественских праздников. Играли как взрослые, так и дети, играли даже те, кто не позволял себе такую вольность в другие дни своей жизни. Игра в кости была одной из самых популярных, игроки бросали их на любую поверхность, которую могли найти, включая церковные алтари.
Рождественские традиции Средневековой Англии
Рождественские традиции зародились в Англии давно и хотя в Средневековье праздник отмечался по-другому, однако многое из того, что возникло в те времена, сохраняется и доныне: праздничные пиры, игры, пения около огня или вокруг костра, украшение домов вечнозелеными растениями и подарки – все было так же, как и сегодня.
Подготовка к Рождеству — дело долгое, хлопотное, начинавшееся задолго до самого праздника, длившегося от двенадцати дней (до Богоявления) — у низших слоев, и до сорока дней, вплоть до Сретения, — у самых богатых и знатных. Как правило, крестьяне приступали к работе сразу после Крещения, а высшие чины праздновали весь январь, проводя дни в рыцарских турнирах и многодневных застольях.
Пир при дворе короля Артура
Пир во дворе короля Артура
Вот как описывает Рождественский пир в королевском дворе неизвестный автор самого популярного английского рыцарского романа XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Король празднует Рождество. На празднике присутствует много красивых рыцарей из благородного братства рыцарей Круглого Стола. Проведя рыцарский турнир, они возвращаются во дворец, чтобы продолжить празднование за обильной трапезой.
Пирует король в Камелоте в канун Рождества,
С ним много могучих мужей, воинов смелых –
Там пиршество перемежалось с потехой ратной:
На ристалище доблестно рыцари бились,
Не раз сшибались ратники в шутку,
И вновь устремлялись к застольям шумным,
Кряду пятнадцать дней празднество длилось,
Всего, что душа пожелает, здесь было в избытке;
Под музыку менестрелей сходились кубки,
День до заката застолье – танцы ночами,
Устали в том не зная, все веселились
И не унимался шум в покоях замка.
Лучшие здесь поднимали заздравную чашу:
Храбрейшие из храбрецов в мире Христовом,
Их леди – прелестнее нет на белом свете,
И над ними король наимудрейший
Их возраст весенний дерзает веселье сполна познать.
Героем здесь был каждый
Что воинов отважней
Вовек нам не сыскать.
(Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь.
Пер. со среднеангийского Н.Резниковой и В.Тихомирова)
Приготовления к празднику Рождества Христова
Рождественские традиции касались всего, в том числе, а может быть, и прежде всего, праздничного стола. Застолье обставлялось многочисленными ритуалами и предписаниями, начиная от меню и кончая тем, как подавалось каждое блюдо.
На королевский Рождественский стол было принято ставить самые дорогие и лучшие блюда, приготовленные по изысканным рецептам. Вынос каждого нового блюда сопровождался звуками литавр и труб. Первое место среди них занимали разнообразные мясные блюда, которые употреблялись с различными соусами, пивом и дорогими изысканными винами.
Рождественская традиция предписывала приготовление жаркого из кабана, птицы или тушеного мяса. На рождественском столе обязательно должны быть сыр, хлеб, пудинг, различные декоративные блюда, являвшиеся украшением праздничного стола (sotelties), но не обязательно съедобные, и, конечно, пироги.
Праздничный банкет. Январь. Часослов (пятнадцатый век)
Средневековые рождественские пироги были большими, прямоугольными с начинкой из рубленного мяса свинины, яиц, фруктов, специй и жира. Общепринятых рецептов для таких пирогов не существовало и каждый шеф-повар выдумывал свой рецепт.
Вот наступил первый день Нового года
И дважды столы ломились от яств несметных.
Лишь смолкло в часовне звучание гимнов
Король со свитой вступает
И громкими криками славят клир и миряне
Светлейшее Рождество – праздник престольный.
Меж тем о подарках вспомнить пора настала,
Все непременно шутили дары вручая, —
Ладони сжав, восклицали: «А ну, в которой!»;
Дамы, игру затеяв, громко смеялись,
Здесь выиграть или проиграть – все весело было.
Так время препровождали, день до обеда,
Затем, умывшись, степенно к столам подходили.
Почетные гости вверху, прилично чину…
(Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь.
Пер. со среднеангийского Н.Резниковой и В.Тихомирова)
Легко представить размах королевских рождественских праздников, если прочитать запись от 1377 года, в которой значится, что во время Рождества при дворе Ричарда II было съедено двадцать восемь волов и триста овец, а в 1390 году летописец Джон Хардинг записывает, что в день Рождества королевский двор посетило десять тысяч человек, и все были обеспечены едой и вином, которые готовили триста поваров и слуг.
Торжества менее знатных семейств были, конечно, не такими масштабными, но тоже впечатляющими. Рождественские традиции средневековой Европы, складывавшиеся веками, обязывали, чтобы дом был украшен каким-нибудь вечнозеленым растением, горящими свечами и чтобы в доме был огонь: в этот день Рождается Солнце.
Ряженые из Оксфорда
Во всех семействах устраивались маскарады, пели рождественские гимны, колядки, играли на арфе или других музыкальных инструментах, танцевали, развлекались настольными играми (в карты, кости или шахматы) и поздравляли друг друга, вручая рождественские подарки.
Крестьяне праздновали Рождество танцами, пением, игрой в кости. Практиковались и ряженые, посещавшие богатые дома, выпрашивая у них денег на благотворительность. Но крестьяне праздновали Рождество гораздо меньше, чем богатые дома, возвращаясь к работе сразу по окончании святок.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как проводили Рождество в Средние века
Рождество сегодня ассоциируется с радостью и торжеством, вручением подарков и потворством своим желаниям. Но как же праздновалось это событие в Средние века? Какую еду предпочитали есть? Какие традиции соблюдали?
Не перегибай палку
В Средние века Рождество не было таким значительным праздником, как сегодня. Оно, безусловно, имело важное значение, но ничуть не меньшее, чем Пасха или Благовещение — день, когда Дева Мария забеременела.
Некоторым следовало опасаться
Большая часть средневекового мира не отмечала Рождество. Для средневековых евреев этот праздник был, ко всему прочему, опасен. В Корнойбурге около 1305 года городские жители обвинили евреев в том, что те добыли на Рождество освященную облатку для причастия и осквернили ее, после чего она «пузырилась каплями крови, как яйцо, когда его варят». Подобные выдумки приводили к ужасным последствиям.
Средневековый мусульманский мыслитель Ибн Таймийя критиковал тех мусульман, которые терпимо относились к христианским праздникам. Больше всего доставалось тем, кто призывал отмечать день рождения пророка Мухаммеда. Он расценивал это как подражание христианам.
Царствование победоносное
Вильгельм Завоеватель был коронован в Вестминстерском аббатстве на Рождество 1066 года. Рождество — это самое подходящее время для начала царствования. Средневековые монархи проводили множество параллелей. Но главная заключалась в том, что, подобно тому, как Царствие Божие вошло в мир через младенца Иисуса, так и новое царствование могло зародиться на Рождество.
Избрание мальчика-епископа
На Рождество существовали традиции, которые нам могут показаться странными. Одна из них — выборы мальчика-епископа, возглавлявшего почти все церковные церемонии и обряды. Этот отрок избирался из певцов хора и замещал настоящего епископа, совершал все положенные этому сану таинства. Но такую власть он получал только на один день. Его друзья, тоже мальчики, переодевались в священнические облачения и шествовали по городу. В истории бывали случаи, когда мальчик во время своего епископства умирал. Тогда его отпевали со всеми положенными сану почестями. Такие надгробия сохранились в знаменитом соборе в Солсбери. В 16 веке Генрих VIII подобную церемонию запретил, как только порвал связи с Римом. В отдельных странах Европы эта традиция сохранилась до 18 века.
Вечнозеленое дерево
Такие растения фигурируют в ритуалах многих народов, но в источниках, относящихся к Средним векам, трудно найти упоминания о елках. Они как атрибут праздника появились на постоянной основе только в Новое время в немецких городах. В 19 веке они широко распространились в России, Англии, Франции. В период позднего Средневековья появились редкие упоминания о них, на постоянной основе это хвойное дерево прописалось в новогодних гостиных только в 19 веке. В средневековых рождественских ритуалах широко применялся пень или большое полено. Оно поджигалось в очаге в сочельник и постепенно сжигалось в остальные двенадцать дней праздника. Но следовало от него оставить небольшой огарок. Считалось, что он в течение всего года защищал дом от несчастий.
Что же ели
В меню праздничного пира 13 века епископа из Херефорда Ричарда де Свинфилда была записана кабанья голова. Вместе с этим главным блюдом гостям подавали огузок, оленину, куропаток, гуся, несколько видов сыра, эль и вино.
В Рождество люди занимались благотворительностью, дарили еду нуждающимся. В 1314 году беднякам Сомерсета раздали буханки хлеба, мясной суп, говядину и угостили таким количеством пива, сколько те могли выпить. Некоторые еду жертвовали вынужденно. За право разводить кроликов город Лаграс каждое Рождество отдавал лучшее мясо местному монастырю. В других средневековых рецептах можно заметить такое новшество, как шоколад и индейку, их впервые завезли в Испанию при Фердинанде II в 16 веке.
Язычество и христианство. Как праздновали Рождество Христово в Средневековой Европе?
В XI веке при исполнении гимна «Поклон пастырей» происходила своеобразная мистерия, которая позже стала называться «вертепом». Постановка начиналась с того, как пастыри увидели Вифлеемскую звезду и, следуя за ней, отправились на поиски младенца Христа.
Когда они прибыли в Вифлеем и отыскали место рождения Спасителя мира, то поклонились Богородице и новорожденному младенцу Христу, поднося ему дары.
Предупреждённая Ангелом Мария и её муж Иосиф в это время были уже в Вифлееме, на родине Богородицы. Мария и Иосиф были бедны, им нечем было расплатиться за ночлег — в какой бы дом ни стучались странники, им не давали приюта. Так случилось, что бедная Мария разрешилась от бремени в хлеву… Рембрандт Харменс ван Рейн, «Поклонение волхвов», 1632 г.
Фото: Источник
В христианстве ночь перед Рождеством названа Сочельник. В эту ночь праведные христиане ставят зажжённую свечу на подоконник, как бы приглашая Богородицу зайти на огонёк. Традиция ставить свечу на окно связана ещё с одним историческим фактом: в эпоху разгула инквизиции в любой момент, даже по навету соседа, человека могли посчитать еретиком. Чувствуя опасность для своей жизни и не желая умереть без покаяния, такой человек ставил свечу на окно, как бы давая знак священнику, чтобы тот пришёл и отслужил по нему мессу.
Уже в середине XIII века в Европе стали возникать корпорации, участники которых занимались организацией рождественских вертепов, священники только наблюдали за правильностью проведения действа. Персонажами Рождественского вертепа были пастыри и дети, изображающие Божье воинство. Во время обряда дети стояли в различных частях храма, пели гимн. В тот же момент женщины, изображавшие каноников, отдёргивали занавес и показывали статую Девы Марии, возле которой на мраморной плите были установлены ясли — именно там на свет должен появиться Иисус Христос.
В средневековой Испании в эпоху инквизиции добавились ещё два персонажа вертепа — царь Ирод и невинно убитые младенцы. Сделано это было для большего устрашения грешников и служило ещё одним способом пресечения ереси.
Народные традиции празднования Рождества Христова были, конечно, менее торжественны, но это никак не умаляло народной выдумки. На Рождество в средневековой Европе было принято украшать свои дома ветками вечнозелёного дерева ели. Эта традиция пришла в Европу из Древнего Рима, где ветками лавра украшали свои дома, таким образом как бы желая этому дому и его домочадцам мира, богатства и достатка.
Народные традиции подразумевали под собой ещё одно своеобразное действо: на Сретенье хозяин дома шёл в лес, где выбирал самое старое полено и приносил его домой. Всё лето это полено тщательно высушивалось на солнце, а в Рождественский Сочельник его сжигали в очаге вместе с прошлогодними углями — в народе считалось, что вместе с этим символом сгорали все беды и горести прошлого года.
Женщины тоже не были в стороне от приготовления к празднику: они готовили постные кушанья, так как Сочельник приходился на пост. Главным блюдом Рождественского стола было сочиво, это блюдо готовилось из зерна — символа будущего урожая, и меда — символа солнца и достатка.