рождество предтечи цвет облачений
Цвет облачения
Облаче́ние престола и богослужебные облаче́ния духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Рождество предтечи цвет облачений
У казания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).
Рождество Пресвятой Богородицы
(до отдания включительно)
(до отдания включительно)
И другие праздники
в честь Креста Господня.
бордовый 1 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова
золотистый (желтый) или белый
Покров Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
(до отдания включительно)
Навечерие Рождества Христова
(до отдания включительно)
золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы
белый или золотистый
Богоявление (Крещение Господне)
(до отдания включительно)
(до отдания включительно)
Благовещение Пресвятой Богородицы
золотистый (желтый) или фиолетовый
Великий пост (седмичные дни)
Субботы, Недели Великого поста
и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста
Литургия Преждеосвященных Даров
темно-фиолетовый или багряный
Вход Господень в Иерусалим
(на Литургии после чтения Апостола)
и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)
(до отдания включительно)
(до отдания включительно)
Пятидесятница (День Святой Троицы)
(до отдания включительно)
Понедельник Святого Духа
Рождество св. Иоанна Предтечи
Первоверховных апостолов Петра и Павла
(до отдания включительно)
Успение Пресвятой Богородицы
(до отдания включительно) 3
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи
красный или бордовый
Собор Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных
Господские средние праздники,
седмичный и воскресные дни
вне Великого поста
Памяти 4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников
золотистый (желтый) или красный
и Христа ради юродивых
Памяти благоверных князей
золотистый (желтый), зеленый или красный 5
(вне Великого поста)
(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.
2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.
5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.
Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)
Источник: Богослужебные указания на 2017 год.
Новости
Обновления на сайте
Добавлены новые и отредактированы старые молитвословия в разделах: Мученик ам; * Новомуч еникам и исповедникам XX века; * Преподобным.
Обновления на сайте
Добавлены новые и отредактированы старые молитвословия в разделах: * Апостолам; * Праведным ; * Мученик ам; * Новомуч еникам и исповедникам XX века; * Преподобным; * Святителям; * Соборам святых
Объявления
Внимание!
ПОИСК ПО САЙТУ
Рождество предтечи цвет облачений
Литургический справочник русской зарубежной церкви
Ниже приведены цвета облачений, связанные с основными литургическими периодами и церковными праздниками. Эти цвета относятся не только к облачению, которое носит духовенство, но также и к покрытию престола, жертвенника, аналоев и др. инвентаря внутри храма.
[*] В то время как в некоторых местах для Торжества Православия надевают фиолетовые облачения, наш правящий архиерей не одобряет эту практику, учитывая праздничный характер поминовения дня, и предпочитает практику, переданную святителем Иоанном чудотворцем и другими нашими иерархи: а именно, что красные облачения следует носить в этот день, а фиолетовые использовать только в том случае, если красного недостаточно для всех служителей Алтаря. Это практика, благословенная для использования в нашей епархии.
Помимо указанных выше конкретных праздников и литургических периодов, по отношению к цвету облачений применяются следующие более общие правила:
ПРИМЕЧАНИЕ. Мы никогда не совершаем Таинства в черных облачениях (это включает в себя не только Божественную литургию, но также и Таинство Соборования и др.). Это правило не распространяется на Литургию Преждеосвященных Даров, которая обычно совершается в облачениях черного цвета, поскольку во время этого богослужения нет Евхаристического Канона и преосуществления, но только причастие верующих Преждеосвященными Дарами. Мы также не совершаем в облачениях черного цвета погребение.
Это статья из нашего литургического справочника. Пожалуйста, смотрите полное содержание для комментариев к более чем 100 дополнительным литургическим вопросам.
Свято-Покровский храм с. Белая Глина
Указания на цвета облачений
Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).
Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)
голубой
Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня.
бордовый1 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова
золотистый (желтый) или белый
Покров Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
(до отдания включительно)
голубойм
Навечерие Рождества Христова
белый
Рождество Христово (до отдания включительно)
золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы
белый или голубой
Обрезание Господне
белый или золотистый
Навечерие Богоявления. Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно)
белый
Сретение Господне (до отдания включительно)
голубой или белый
Благовещение Пресвятой Богородицы
голубой
Подготовительные Недели к Великому посту
золотистый (желтый) или фиолетовый
Великий пост (седмичные дни)
Черный2, темно-фиолетовый или багряный
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста
фиолетовый
Литургия Преждеосвященных Даров
черный, темно-фиолетовый или багряный
Неделя Крестопоклонная
фиолетовый или бордовый
Суббота Акафиста
голубой или фиолетовый
Вход Господень в Иерусалим
зеленый или белый
Страстная седмица
черный или темно-фиолетовый
Великий Четверг
фиолетовый или багряный (темно-бордовый)
Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)
белый
ПАСХА (до отдания включительно)
красный
Вознесение Господне (до отдания включительно)
белый
Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно)
зеленый
Понедельник Святого Духа
зеленый или белый
Рождество св. Иоанна Предтечи
золотистый(желтый) или белый
Первоверховных апостолов Петра и Павла
золотистый(желтый) или белый
Преображение Господне (до отдания включительно)
белый
Успение Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)3
голубой
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи
красный или бордовый
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
белый или красный
Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста
золотистый (желтый)
Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников
белый
Памяти пророков
золотистый (желтый) или красный
Памяти апостолов
золотистый (желтый)
Памяти святителей
золотистый (желтый)
Памяти преподобных
и Христа ради юродивых
зеленый
Памяти благоверных князей
золотистый (желтый), зеленый или красный5
Заупокойные богослужения (вне Великого поста)
белый
Таинство Венчания
Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.
2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.
5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.
Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)
Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149). Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отд.
ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ
Богослужебные облачения духовенства и всего храма, прежде всего алтаря (престол, жертвенник, катапетасма, покровцы, закладки для Апостола и Евангелия, покрывала для аналоев и пр.) используются разных цветов.
Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.
«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.
Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.
Славословные, полиелейные и бденные праздники (кроме воскресных дней и, во некоторых храмах, попразднств):
Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.