рождество христово старообрядческая икона
Икона Рождества Христова
Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире».
Икона Рождества Христова и её смысл
Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Андрей Рублев. Рождество Христово
Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят».
Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.
Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.
Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Григорий Неокесарийский. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…» В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое понимание всех вообще связей и отношений и внутри человечества, и вне его: и в отношениях человека с Богом, и в отношениях с ангельским миром, и друг с другом, и с материальной, наименее совершенной природой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия.
Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.
Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.
К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).
Вы прочитали статью Икона Рождества Христова — как её понять? Читайте также:
Иконография Рождества Христова
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.
Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.
Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-. 0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).
Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).
В общих чертах иконография Рождества Христова такова.
Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.
Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.
Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну.
Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.
В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.
Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.
В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.
В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.
В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.
Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.
Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.
Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.
В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
Рождество христово старообрядческая икона
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Старообрядческая икона Рождества Христова
Икона “Рождество Христово”
“Раскол” или старообрядчество — сложное и противоречивое явление русской истории. В XVII — самом начале XVIII века оно было тесно связано с народным движением: посадом, стрельцами, крестьянством, казачеством — всеми, так сказать, оппозиционно настроенными по отношению к власти. Известна роль старообрядчества и в развитии культуры русского Севера. Всякий памятник (а они чрезвычайно редки), связанный с ранней историей раскола, представляет интерес. Именно к такому роду памятников относится хранящаяся в Свердловской картинной галерее икона “Рождество Христово”.
Сведения о первоначальном происхождении “Рождества Христова” утрачены, но ряд особенностей дают основание видеть в иконе работу северного мастера. В цветовой гамме много киновари и празелени. Очень характерны лица святых — одутловатые, с выпуклыми круглыми глазами, “птичьими” носами, неестественно изогнутыми маленькими ртами — так их писали северные мастера.
Согласно новым представлениям в конце XVII — начале XVIII столетия Богородицу изображали сидящей у ясель Младенца Христа, а не возлежащей на ложе; от повитухи отказались совсем.
Иначе представлено Рождество на иконе из Свердловска: в центре композиции — возлежащая на ложе Богоматерь, за Ней — вертеп с яслями Младенца; направо — волхвы с дарами; налево — сцена благовестия; внизу — Иосиф со старцем и Соломия [1] с прислужницей. Такая иконография традиционна для рождественских икон XV — первой половины XVII века. Позднее она встречается в провинциальных, а также старообрядческих памятниках, сознательно ориентированных на “древлее благочестие”.
Контуры композиции “Рождества” четко отмечены графьей, которая, очевидно, выполнена по прориси иконы, написанной еще до раскола. Без графьи нимб вокруг головы Соломии, орудия страстей и каравай хлеба с зажженными на нем свечами в руках ангелов. Эти детали совершенно необычны для иконографии Рождества и не встречаются ни в одном из известных нам памятников. Объяснить их можно, приняв во внимание старообрядческое происхождение иконы.
Как святая, Соломия почиталась у старообрядцев. Известная под именем “бабушки Соломониды”, она пользовалась большим уважением. В наговоре при вспрыскивании водою ее именем ограждали от дурного взгляда. 26 декабря старообрядцы чествовали святую Соломию, угощая всех повитух. На принадлежность к старообрядчеству указывает подчеркнутое двуперстие Соломии, напоминающее о споре раскольников с официальной церковью: как подобает креститься христианину, тремя или двумя перстами.
Старообрядческая иконопись и старообрядческая духовная поэзия были подчас очень близки, и в этом смысле интересно то, что “Рождеству” из Свердловской галереи подыскивается поэтическая аналогия — духовный стих “Сон Богородицы”. “Сон” рассказывает, как Марии приснилось, будто у Нее родился Младенец Христос; Она пеленала и ласкала Его, и вдруг — увидела перед Собой крест с распятым Сыном. Проснувшись от ужаса, плача, Богородица рассказала Свой сон Иисусу, на что Тот ответил:
Я Сам про этот сон знаю. ……………………………
Быть Мне Христу распинаша,
И ты, Моя Матушка, услышишь,
Прибежишь ко Мне со слезами,
От жалости станешь ко Мне плакать.
Не плачь, Матушка Мария.
Не плачь, не плачь, Матушка Мария!
Пелось в нем и о Соломии:
Христа Бога повивала,
На свои руки принимала,
Во пелены повивала,
В поясы совивала.
Бабушка Саломея
“Сон Богородицы” распевали, бродя по дорогам, калики перехожие. Но особенно популярен он был у раскольников, старообрядцы не праздновали, а оплакивали рождение ребенка.
С народной поэзией и обычаем старообрядцев — оплакивать новорожденного — связано также изображение каравая хлеба с зажженными на нем свечами. Потухшая свеча символизировала угасшую человеческую жизнь. Эта метафора встречается и в народной поэзии:
Не становится у нас млада царевича.
Угаснет свеча воска ярого,
— пели в русской песне.
… падет человек, свеща угаснет.
Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники
Праздники
В старообрядческом литье большое место занимают различные праздничные сюжеты. В основном это образы двенадцати главных церковных праздников, которые по их количеству называются «двунадесятыми». Более высоким статусом обладает только один праздник — Воскресение Христово («праздник праздников и торжество торжеств»), также достаточно полно представленный в древнем литье.
Среди «путевых» икон XVI–XVII столетий, носимых на теле во время путешествий, удивительной насыщенностью отличаются «праздничные» образки, где на пространстве нескольких квадратных сантиметров размещаются до двенадцати праздников. Такой же лаконичностью отличались похожие образки, в которых место праздников занимали изображения святых.
Все двунадесятые праздники объединены в створках хорошо известного трехстворчатого складня, отлитого первоначально, вероятнее всего, в медницах Выга. Особенностью этого складня является отсутствие сюжета Воздвижения Креста, вместо которого помещен Образ Воскресения Христова.
Появление этого складня связано с темой иконостаса, который является самой заметной и необходимой частью православного храма. Иконостас — это первое, что бросается в глаза каждому человеку, который входит в православный храм. Это — символ единения земной Церкви, состоящей из живущих на земле верующих людей и Церкви Небесной, в которую входят прославленные Богом святые. Русский человек настолько сроднился с иконостасом, что хотел иметь его при себе и тогда, когда не было никакой возможности побывать в церкви.
Наличие иконостаса в любом православном храме обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Невозможно спасение в одиночку, одной только личной верой и личной устремленностью к Богу. Человек может спастись только как часть Церкви, которая есть Таинственное Тело Христово. Даже догматически не просвещенный православный человек интуитивно чувствует необходимость Церкви в деле спасения, повторяя пословицу: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец!».
Иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Он в том или ином виде присутствует и в повседневной жизни человека. Домашние киоты, уставленные множеством икон, являются не чем иным, как домашним иконостасом, напоминающим молящемуся о том, что хотя молитва — это его личное обращение к Богу, но совершается оно в присутствии всей Церкви.
Русскому человеку часто доводится быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику часто приходится молиться вне храма. Безусловно, такая молитва ничем не слабее молитвы, совершаемой во время церковного богослужения. Однако в церкви молиться легче. Поэтому, наряду с путевыми иконами, маленькими образками, которые можно было взять с собой в дорогу, начиная с самых древних времен появляются складни, которые, даже если они состоят только из двух створок, можно считать путевыми иконостасами.
Такие путевые иконостасы появились задолго до раскола. Известный исследователь древнерусского искусства В.Н. Перетц упоминает датированный 1628 годом складень из новгородского епархиального древлехранилища «медный из 10 створок, изображающий иконостас: сверху — пророки, ниже — двунадесятые праздники, внизу — святители».[1]
Эти «иконы иконостасов», выполненные в литой меди, получили особенное распространение в среде старообрядцев. Преследуемые властью, они не имели возможности молиться в настоящих, правильно построенных храмах и на протяжении целых столетий совершали богослужения в тайных молельнях, разворачивая походные иконостасы или просто раскрывая медные складни. Немногочисленные храмы, построенные при трех монархах, снисходительно относившихся к приверженцам старой веры — Екатерине II, Павле и Александре I — в правление императора Николая Павловича либо перешли в единоверие, либо были лишены крестов на куполах и колоколов на колокольнях. Алтари храмов, не присоединившихся к единоверию, оставались запечатанными в течение полувека. Старообрядцев, приемлющих священство, выручали так называемые походные церкви, которые представляли собой обширные полотняные палатки, в которых размещались походные иконостасы — деревянные складни, состоявшие из полутора и более десятков створок, изображавших все пять ярусов классического русского иконостаса.
Иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретение Господне». XIX век Сходство состоит в том, что действие в обоих случаях происходит в Иерусалимском храме и участвует в нем священник. В Сретении это старец Симеон, встречающий Святое Семейство, приносящее в храм Младенца Христа. В сюжете Введения священника зовут Захария. Встречает он Младенца Марию, будущую Богородицу, которую приводят в храм ее родители Иоаким и Анна. Православный праздник Троицы воплощается в двух иконографических сюжетах: Сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу (событие, которому посвящен праздник) и Троица Ветхозаветная — три Ангела, символизирующие три ипостаси Божества, явившиеся праотцу Аврааму. Сошествие Святого Духа в старообрядческом литье представлено немногочисленными малораспространенными вне «больших створ» изделиями. Богородица, помещенная в центр иконы, окружена апостолами. Над ней в полукруге изображен Святой Дух «в виде голубине». Здесь видно явное несоответствие канону: согласно книге «Деяния Святых Апостолов» и канонической иконографии сошествие Святого Духа в Пятидесятницу происходит не в виде голубя, а в виде языков пламени.
|