рождество эркюля пуаро сюжет

Агата Кристи «Рождество Эркюля Пуаро»

рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть фото рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть картинку рождество эркюля пуаро сюжет. Картинка про рождество эркюля пуаро сюжет. Фото рождество эркюля пуаро сюжет

Агата Кристи за десятилетия писательской деятельности добилась всемирной известности, став буквально королевой детективного жанра. Она создала бессмертных героев, которые навсегда вошли в сердца читателей.

Например, это мисс Марпл, но самым популярным ее героем по праву считают Эркюля Пуаро. И зимой роман «Рождество Эркюля Пуаро» будет как нельзя кстати. В скандинавских странах детективы принято читать в пасхальные праздники. А вы можете немного изменить эту традицию, и посвятить бессмертному детективу Агаты Кристи новогодние выходные.

Краткое содержание книги

рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть фото рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть картинку рождество эркюля пуаро сюжет. Картинка про рождество эркюля пуаро сюжет. Фото рождество эркюля пуаро сюжетВпервые детективный роман увидел свет 19 декабря 1938 года, и произвел настоящий фурор. Он был очень удачно выпущен буквально за неделю до католического Рождества, и очень многие люди покупали его в подарок друзьям. Вы тоже можете сделать себе приятный подарок, читая «Рождество Эркюля Пуаро» онлайн в нашей библиотеке.

Специально для книги Агата Кристи выдумала целый город под названием Лонгдейл, располагающийся в Англии, недалеко от шотландской границы. Здесь, в старинном доме Горстон-холл, и разворачиваются драматичные события.

Книга охватывает небольшой отрезок времени, от 22 до 27 декабря, а убийство, естественно, приходится на самый Сочельник. Перед страшным происшествием в семье происходит грандиозный скандал.

Эксцентричный миллионер Симеон Ли давно живет уединенной жизнью, редко спускаясь из спальни даже на первый этаж своего коттеджа. При этом он очень харизматичный и с тяжелым характером. Он решил собрать на Рождество всех своих отпрысков, которых не видел годами. Со многими из своих родственников он был в тяжелых ссорах, а свою внучку вообще увидит впервые.

Перед убийством Симеон вызывает в свою комнату то одного сына, то другого, и ведет с ними беседы. При этом он показывает им свой сейф и огромное количество драгоценных камней, которые там хранятся. В ночь на Рождество, после страшной ссоры со всей семьей, Симеон Ли таинственно умирает. Явно видно убийство, при этом пропали драгоценности из сейфа. Кто же убийца? Полиция подозревает буквально всех гостей коттеджа:

В итоге папа Эркюль, как любит себя называть Пуаро, доводит следствие до победного конца, а также умудряется связать сердца Пиллар и Стивена Фарра.

Особенностью книги стало своеобразное посвящение, которое автор сделала своему зятю Джеймсу. Он часто посмеивался над нелюбовью Агаты к натурализму. И в данной книге Кристи решила добавить натурализма специально для него, описав очень кровавое убийство, несвойственное ее фирменному стилю.

Читать книгу Агаты Кристи «Рождество Эркюля Пуаро» онлайн можно на нашем сайте с любого гаджета. Эта книга заставит вас хорошенько подумать и переживать вместе с героями.

Источник

Убийство под Рождество (Кристи)

Содержание

Часть первая. 22 декабря [ ред. ]

На Рождество в Англию, где он не был много лет, из Южной Африки приезжает Стивен Фарр. В поезде он знакомится с молодой испанкой Пилар. Девушка едет к родственникам в небольшой городок Лонгдейл.

Альфред Ли и его жена Лидия ждут к Рождеству гостей. Лидия недовольна, что муж во всём слушается своего отца, мистера Симеона Ли. Среди гостей должны быть братья Альфреда, Дэвид и Джордж с жёнами. Слуга мистера Симеона, Хорбер, неожиданно сообщает, что прибудут ещё двое: незнакомый мужчина и молодая девушка.

Дэвид жалуется своей жене Хильде, что не хочет встречаться с отцом. Он не может забыть, что тот унижал его мать и крутил многочисленные романы на стороне. После смерти матери Дэвид сбежал из дома. Младший брат Гарри, который всегда был непутёвым, также сбежал из дома и вечно просит денег, а Альфред — самый покорный из сыновей, остался с отцом. Дэвид всё-таки решает принять приглашение старого больного отца и приехать.

Джордж Ли объявляет своей жене Магдалене, что хочет поехать. Его отец, сделавший себе состояние в Южной Африке, очень богат, и Джордж надеется, что получит довольно большую долю его денег. Дэвид и Гарри сбежали из дома, а сестра Дженнифер, вышедшая замуж за испанца, уже умерла. Правда, у неё есть дочь, может отец и оставит девочке немного денег.

Мистер Симеон сообщает сыновьям, что незнакомые гости — это Гарри и его единственная дочь Пилар. Оставшись один, мистер Симеон рассматривает алмазы, хранящиеся в заветном мешочке.

Часть вторая. 23 декабря [ ред. ]

После двадцатилетнего отсутствия в родной дом возвращается Гарри, который сразу вызывает у всех раздражение неприятными шутками. Мистер Симеон рассказывает внучке, что не прощает нанесённых обид. Так он уничтожил в Южной Африке человека, причинившего ему зло. Он показывает девушке свои алмазы.

В дом неожиданно приезжает новый гость — Стивен Фарр, сын южноафриканского компаньона мистера Симеона. Старый слуга Трессильян в недоумении.

Это было прямо какое то наваждение. Всё как будто разыгрывалось второй раз. Ведь с ним однажды уже было такое… определённо было.

Часть третья 24 декабря [ ред. ]

Мистер Симеон сообщает, что отныне Гарри и Пилар будут жить в доме, что вызывает недовольство Альфреда. Также старик собирается изменить завещание, считая, что его дети — глупые слабаки, не стоящие и гроша, денег достойна только его внучка Пилар. Мистер Симеон решает уменьшить сумму, которую он выдаёт Джорджу и напоминает Магдалене, что раньше она жила с отцом, морским офицером.

В доме появляется новый неожиданный гость — инспектор полиции Сагдан. От удивления Хорбер роняет чашку. Трессилиан объясняет, что полицейский пришёл за пожертвованиями.

После ухода полицейского вся семья, кроме мистера Симеона, собирается в столовой праздновать Рождество. После трапезы, неожиданно раздаётся страшный крик из комнаты старика. Присутствующие бросаются туда, но дверь заперта. Взломав дверь, они видят забрызганную кровью комнату со следами борьбы и лежащего в луже крови мёртвого хозяина дома с перерезанным горлом. Лидия удивляется, откуда в таком хилом старике столько крови.

В дом возвращается инспектор Сагдан. Он приказывает ничего не трогать на месте преступления и замечает, что Пилар что-то подняла с пола. Девушка показывает маленький кусочек дерева с резинкой.

Инспектор Сагдан просит помощи у полковника Джонсона. У полковника в это время гостит знаменитый детектив Эркюль Пуаро, который предлагает помочь в расследовании.

Инспектор Сагдан рассказывает, что мистер Симеон позвонил в полицию и попросил его зайти, якобы за пожертвованиями. Когда инспектор пришёл, сидящий в халате мистер Симеон сообщил, что из его сейфа пропали алмазы на крупную сумму. Но может быть их кто-то взял, чтобы пошутить. Вскоре инспектор вернулся и услышал крики и шум. Дверь в комнату была заперта изнутри на ключ, через окна никто не мог проникнуть.

Изучив ключ, Пуаро приходит к выводу, что ключ повернули специальным инструментом, чтобы запереть дверь снаружи. Джонсон считает, что это работа профессионального взломщика. Пуаро удивляется, что с таким хилым старичком завязалась такая борьба, и не понимает, из некровоточащей раны вылилось столько крови.

Пуаро и инспектор полиции опрашивают проживающих в доме. Каждый сообщает, где он находился в момент убийства. О пропаже алмазов никто ничего не знает. Пуаро замечает, что Гарри чего-то боится и не доверяет Стивену, который приехал в дом Симеона Ли из чистого любопытства.

Знаменитый детектив заинтересовывается рассказом Тревельяна о своём дежа-вю: когда он открыл дверь Гарри, которого не видел много лет, ему показалось, что он это уже чувствовал. Также Тревельян сообщает, что когда раздался крик, Лидия была в гостиной. Камердинер покойного, Хорбери, ушёл из дома вскоре после прихода инспектора Сагдена и только недавно вернулся. Тревельян удивляется, почему он вдруг разбил кофейную чашку.

Вернувшийся Хорбери говорит, что был со своей девушкой в кино. Перед уходом он поднялся к хозяину, из комнаты которого выходил Гарри. Камин в комнате уже был зажжён. Под нажимом камердинер признаётся, что слышал, как хозяин кому-то говорил о краже алмазов.

Часть четвёртая. 25 декабря [ ред. ]

Пуаро прогуливается по саду с Магдаленой, которая рассказывает знаменитому детективу, что отец Пилар умер вскоре после свадьбы и семья долго разыскивала девочку.

Полиция проверяет Хорбери, но у него оказывается надёжное алиби. Сагден отдаёт Пуаро кусочек резинки и деревянный гвоздик, которые Пилар подняла с пола в комнате убитого.

Пуаро заинтересовывается личностью Симеона Ли. Инспектор Сагден рассказывает, что убитый был человеком щедрым, но часто изменял своей жене. Если с очередной пассией были проблемы, то он щедро ей платил и выдавал замуж.

Хильда пытается защитить мужа: Дэвид ненавидел отца из-за того, что он причинял страдания матери, но он его не убивал. Лидия показывает Пуаро своё увлечение — декоративные садики, украшенные камешками. Среди них знаменитый детектив находит пропавшие алмазы.

Часть пятая. 26 декабря [ ред. ]

Лидия попадает под подозрение. Тем временем инспектор Сагден выясняет, что Хорбери ранее был уличён в шантаже. Наведя справки о Магдалене, он узнаёт, что морской офицер, с которым она жила до замужества, приходился ей не отцом, а любовником. Алиби Джорджа и Магдалены попадает под подозрение. Оба утверждали, что во время убийства звонили по телефону, но звонков не было. Попутно Пуаро выясняет, что Трессильян близорук.

Магдалена признаётся, что хотела позвонить своему другу, но в это время возле телефона был Джордж. Она спряталась, подождала, пока он уйдёт, но тут раздался крик и все побежали в комнату мистера Ли.

Оставшись вдвоём со Стивеном Пуаро неожиданно кричит. Перепуганный Стивен ничего не понимает. В это время инспектор выходит из комнаты Пилар и сообщает, что ничего не было слышно. Стивен смотрит на нишу с двумя мраморными статями и ему кажется, что тут их было три.

Пуаро просит у Альфреда портрет его отца в юности и сообщает, что раскрыл убийство. Он спрашивает, как умер отец Пилар. Альфред рассказывает, что шурина обвинили в убийстве и он умер в тюрьме.

Часть шестая. 27 декабря [ ред. ]

В дом приезжает адвокат Симеона Ли, мистер Чарльстон. Согласно завещанию, половина состояния положена Альфреду, а вторая должна быть разделена между остальными. Так как Дженнифер умерла, её доля присоединяется к общей сумме и будет разделена по завещанию. Пилар не достаётся ничего, но Лидия успокаивает девушку, что она будет жить в их доме. В семье разражается скандал: одни считают, что Пилар должна получить долю матери, другие против. Но немного денег девушке всё-таки достаётся.

Лидия показывает Пилар надувные шарики, которые вешают на ёлку. Один из шариков улетает и лопается. Пилар поднимает его остатки и сообщает Пуаро, что что-то, похожее на это, она и нашла в комнате деда. Стивен успокаивает расстроенную Пилар.

Трессильян показывает Пуаро, что пропало ядро на цоколе возле главного входа. Кто мог его украсть? Трессильян плохо видит и иногда путает одного человека с другим.

Пуаро предупреждает Пилар, что ей угрожает опасность. Также он получает телеграмму, в которой сказано, что сын компаньона Симеона Ли умер.

Обиженная Пилар сообщает, что не возьмёт подачку, и собирается уехать. Она идёт в свою комнату собирать вещи. Узнав об этом, Пуаро бежит туда. Испуганная девушка показывает на ядро, которое висело над дверью и должно было на неё упасть. Стивен стоит рядом с ней.

Пуаро объясняет, что девушка солгала: во время убийства она не была в своей комнате, поскольку из неё она не могла слышать крик, он это проверил. Она была недалеко от комнаты деда, поэтому Стивену показалось, что мраморных фигур было три. Пилар рассказывает, что хотела с ним поговорить, но кто-то стоял у двери его комнаты. Тут раздались грохот, крик, Пилар сильно испугалась. Она не видела кто стоял, но это была женщина.

Инспектор Сагден обвиняет Стивена, что он не тот, за кого себя выдаёт. Стивен подтверждает, что он не Стивен Фарр. Он хорошо знал семью Фаррос, много слышал о семье Ли и решил выдать себя за умершего Стивена Фарра.

Инспектор Сагден обвиняет самозванку в краже и убийстве, но девушка всё отрицает. Пуаро защищает её: девушка не виновна, убийца — сын Симеона Ли.

В комнате убитого был страшный беспорядок, но почему никто не слышал грохота? И кто перевернул мебель, если убитый был немощным стариком? Также странно, что было много свежей крови.

Зная, что Сименон Ли имел на стороне многочисленные романы и внебрачных детей, знаменитый детектив изучил присутствующих. Стивен — один из его сыновей. Стивен подтверждает это.

Хильда признаётся, что хотела поговорить со свёкром, но дверь была заперта, и она слышала крик и грохот. Женщина боялась об этом рассказать. Именно Хильду видела Пилар возле двери.

Трессильян, открывая двери, всё время думал, что приходит один и тот же человек. Старый дворецкий открывал дверь и инспектору Сагдену, ещё одному сыну Симеона Ли. Знаменитый детектив понял это по чертам лица.

Много лет Сагден хотел отомстить своему отцу. Узнав от кого-то про алмазы, он позвонил старику и сказал, что они якобы украдены. Мистер Симеон открыл сейф, чтобы убедиться, что алмазы на месте. В этот момент Сагден перерезал старику горло, сложил пирамидой мебель, протянул через неё шнур, к которому привязал бутылочку с кровью какого-то животного и шарик, издающий звук, похожий на крик. Чтобы тело оставалось тёплым, Сагден развёл огонь в камине и ушёл, заперев дверь. Алмазы он положил в садике, чтоб потом их нашли, а потом через окно протянул шнур, и пирамида упала со страшным грохотом и криком.

Когда Пилар подняла с пола кусочек резинки, убийца стал её опасаться и устроил в комнате девушки западню.

Часть седьмая. 28 декабря [ ред. ]

Лидия приглашает Пилар на Рождество, но девушка отказывается. Гарри уезжает из дома, а Джордж с Альфредом счастливо проведут праздники со своими жёнами.

Источник

Детективный роман “Рождество Эркюля Пуаро”

Детективный роман «Рождество Эркюля Пуаро» был впервые опубликован в декабре 1938 года. Книга продолжила серию романов о бельгийском детективе Эркюле Пуаро.

События в романе происходят в последних числах декабря, начавшись перед Рождеством. Престарелый миллионер Симеон Ли живёт в загородном особняке недалеко от несуществующего городка Лонгдейл, расположенного на границе с Шотландией. У миллионера много наследников, с которыми он редко видится. Впервые за последние 20 лет Ли решил собрать под Рождество всех своих детей. Хозяин дома был убит в канун одного из самых главных христианских праздников после крупной семейной ссоры. Убийству Ли предшествовало другое преступление – кража.

Расследованием обоих преступлений занимается инспектор Сагден. Ему помогает полковник Джонсон, работающий начальником полиции в Миддлшире (полковник Джонсон уже знаком читателям по детективному роману «Трагедия в трёх актах», изданного в 1935 году). К расследованию подключается бельгийский детектив Эркюль Пуаро. Детектив гостил у полковника Джонсона в тот вечер, когда произошло убийство. Полковник приглашает старого друга принять участие в расследовании в качестве консультанта. Развязка, как всегда, будет неожиданной…

Особенности произведения

Главной особенностью романа является кровавый характер убийства миллионера, что не характерно для детективов Агаты Кристи. Поклонники творчества писательницы знают о том, что Кристи не любит натуралистических подробностей, связанных с детальным описанием трупов и мест преступления. Натурализм характерен для современного детективного жанра. Во времена Кристи такие описания были не приняты. Раны на теле убитых в романах английской писательницы или описаны очень кратко и сдержанно, или не описаны вообще. Именно поэтому читателя удивляет отступление от традиции.

рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть фото рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть картинку рождество эркюля пуаро сюжет. Картинка про рождество эркюля пуаро сюжет. Фото рождество эркюля пуаро сюжет

Кристи позволила себе отступить от правил по просьбе Джеймса, зятя писательницы, доводившегося мужем её родной сестре. Джеймс всегда был одним из самых преданных поклонников свояченицы и одним из первых читателей её произведений. Кристи всегда прислушивалась к критическим замечаниям зятя. В одном из писем к Джеймсу писательница сообщает, что посвятила ему свой новый детектив. Зять считал убийства в детективах свояченицы слишком «анемичными», противоестественно «рафинированными». Джеймс хотел увидеть настоящее жестокое кровавое убийство. Писательница уступила просьбам своего самого главного критика.

Традиционным в романе является замкнутое пространство с ограниченным количеством людей. Такие пространства можно встретить во многих романах Агаты Кристи. Как правило, это загородные дома, поезд и т. д. Читатель должен чувствовать каждого присутствующего, знать о нём как можно больше. Это позволит сделать определённые выводы, составить свой собственный круг подозреваемых. Благодаря этому приёму читатель становится не пассивным наблюдателем повествования, а его сотворцом и, в некотором смысле, соучастником. В результате, происходит своеобразное соревнование между автором и аудиторией. Читатели бессознательно стремятся опередить автора, раскрыв преступление самостоятельно. Задача писателя состоит в том, чтобы не позволить аудитории это сделать.

Головоломки для читателей
Кристи позволит разгадать загадку самостоятельно только самым внимательным читателям. Для этого писательница указывает на незначительные, на первый взгляд, детали. Например, дворецкому кажется, что он уже видел одного из присутствующих в доме людей при идентичных обстоятельствах.

Характеристика персонажей

Эркюль Пуаро

Как и во всех предыдущих романах об Эркюле Пуаро, автор представляет бельгийского сыщика талантливым детективом, который непременно должен превзойти всех полицейских. Следователи, которым поручено расследование преступления, не замечают деталей. Бельгийский детектив не просто замечает каждую несущественную улику, он стремится проникнуть в суть, понять, что именно двигало преступником, что стало мотивом для противозаконных действий.

Цель Пуаро – не просто поиск истины. Найти убийцу для него дело чести. Работа доставляет бельгийскому детективу невообразимое наслаждение. Очередное преступление – это повод начать состязание не только с преступником, но и с самим собой, доказать себе собственную работоспособность, заставить работать «маленькие серые клеточки».

Симеон Ли

Старый миллионер ведёт себя, как большинство богачей его круга. Деньги сделали Симеона Ли подозрительным и нелюдимым. Миллионер убеждён, что окружающих его людей не интересует в нём ничего, кроме его баснословного богатства. И родственники, и слуги, и менее состоятельные знакомые желают только одного – тем или иным способом воспользоваться капиталами господина Ли.

У миллионера четверо детей и внучка. Однако ни с кем из близких родственников он не может найти общий язык. Ли годами не видится со своими детьми и не испытывает особой потребности в их присутствии.

Родственники миллионера

Чем богаче человек, тем меньше у него настоящих друзей. Родственников у миллионеров достаточно. Но преследуют они только один интерес – быть упомянутыми в завещании. Появляются родственники незадолго до смерти богача или же после неё.

Несмотря на то, что у Симеона Ли много наследников, он достаточно одинокий человек. Сыновья миллионера поступают со своим отцом так же, как обычно поступают дети богатых родителей. Все они уже много лет живут своей жизнью и совершенно не интересуются отцом, не нуждаются в общении со своим самым близким человеком. Альфред, Джордж, Дэвид и Гарри не испытывают к своему родителю ни любви, ни привязанности. Отец стал для них своеобразным препятствием, которое нужно преодолеть, чтобы завладеть многомиллионным состоянием. Каждый из сыновей в тайне мечтает о скорой смерти Симеона Ли и о том, чтобы именно ему досталась большая часть наследства. Не испытывают братья родственных чувств и по отношению друг к другу. Чем больше наследников, тем меньший куш удастся сорвать.

Источник

Рождество Эркюля Пуаро

«Рождество Эркюля Пуаро» (англ. Hercule Poirot’s Christmas ) — классический детективный роман Агаты Кристи с участием Эркюля Пуаро. Впервые опубликован 19 декабря 1938 года.

Сюжет

События романа разворачиваются накануне и после Рождества, с 22 по 27 декабря, в загородном доме Горстон-холл в вымышленном городе Лонгдейле на границе Англии и Шотландии. Книга посвящена расследованию убийства хозяина дома — престарелого миллионера Симеона Ли, который впервые за двадцать лет решил собрать на Рождество всех своих детей. Убийство происходит непосредственно в вечер перед Рождеством после большого семейного скандала.

Подозреваемыми в убийстве, как и в большинстве романов А. Кристи, оказываются все родственники и слуги убитого. При этом убийству предшествует другое преступление — кража.

Основное расследование ведет талантливый местный инспектор Сагден при поддержке полковника Джонсона, начальника полиции Миддлшира (уже появлялся ранее в романе «Трагедия в трёх актах» 1935 г.). Поскольку в вечер убийства в доме Джонсона гостил его друг Эркюль Пуаро, то он приглашает его помочь в раскрытии убийства в качестве неофициального консультанта.

Особенности написания

Характерной чертой этого романа является особо кровавый характер убийства, тогда как в большинстве других своих произведений А. Кристи избегает обилия следов крови: рана на теле убитого чаще всего очень мала, либо ее совсем нет. Это отражало общую нелюбовь А. Кристи к натурализму, характерному для современного детективного жанра. Отступление от этого правила связано с просьбой зятя А. Кристи Джеймса (супруга сестры писательницы), которому она и посвятила свое произведение. В посвящении говорится:

Источник

Рождество Эркюля Пуаро

рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть фото рождество эркюля пуаро сюжет. Смотреть картинку рождество эркюля пуаро сюжет. Картинка про рождество эркюля пуаро сюжет. Фото рождество эркюля пуаро сюжет

Убийство во время званого вечера, – по мнению большинства читателей, квинтэссенция истинно английского убийства, – не характерно, как мы уже видели, для творчества Агаты Кристи. С другой стороны, ее периодически посещало желание испробовать себя в упражнениях в классическом стиле или по-своему переработать одну из классических для детектива ситуаций. В результате одного из таких импульсов появился Труп в библиотеке. В результате еще одного – Рождество Эркюля Пуаро, рассчитанный на публику спектакль, объединяющий две традиционные детективные темы: убийство во время званного вечера и убийство в запертой комнате. Типично для Кристи, что этот частный званый ужин не представляет собой публичного светского увеселения: все гости входят в число членов семьи, независимо от того рождены они в браке или вне его. За исключением, конечно, тех, кто оказывается самозванцами, – еще один в высшей степени традиционный ингредиент предписанного традицией рецепта.

Упоминание Рождества в названии книги, без сомнения, способствовало рекламной кампании издательства Коллинз 1938 года, однако Кристи в ее классический период вообще была не склонна широко использовать теплый, уютный контекст, связанный с этим временем года (это столь типично для ее позднего периода, что Приключения рождественского пудинга становятся вариациями на тему ностальгии, с включенным в них небольшим изящным расследованием). В основном действие происходит в Сочельник, Рождество и святки, но мы практически не встречаем упоминаний о тощей индейке, безвкусном сливовом пудинге или о не взорвавшихся хлопушках, по крайней мере, до последних страниц книги, то есть до тех пор, пока не заканчивается серьезная работа по выявлению улик. И от этого не отделаться поверхностным замечанием о неприемлемости убийства в рождественские праздники, некоторым согласием признать, что эти понятия не сочетаются друг с другом: истинная причина в том, что внимание всех должно быть, не уклоняясь, направлено на дело: допросы подозреваемых и выявление улик. Загадка – это все.

И весь смысл Рождества Эркюля Пуаро заключается в загадке, которая представляет самую важную характеристическую черту книги: в нахождении улик, в ловких трюках, скрывающих свое истинное значение, в имеющих двойное толкование репликах, которые пропускаются мимо ушей нами, но замечаются Пуаро. В книге есть нечто от упражнения, и мы не должны слишком присматриваться к механике убийства, не стоит задумываться, мог ли кто-то в здравом уме планировать убийство столь сложное и рискованное, как то, что описано в книге. Здесь, еще больше, чем в основной массе других случаев у Кристи, надо выбросить требования реализма за окно, согласиться на условности жанра, расслабиться и получать удовольствие от чтения.

Описание персонажей в этой книге можно назвать стандартным для Кристи: пара стереотипных персонажей, несколько характеров обрисованы легко, но без особой яркости, и один эмбриональный монстр в качестве жертвы – эмбриональный потому, что (в отличие, например, от миссис Бойнтон из Свидания со смертью) его убивают до того, как он смог бы испортить загадку и нарушить баланс книги благодаря своему слишком мощному воздействию на чувства читателя. Стереотипные персонажи включают напыщенного, самодовольного члена парламента от консервативной партии и его эффектную, пустую и жадную жену, девушку-испанку со всеми традиционными популярными свойствами – страстную, импульсивную и мстительную, и типичного для Кристи жителя колоний из (как обычно) Южной Африки. Он – всякому известно, что все жители колоний таковы – большой, широкоплечий, с бронзовым загаром и с неизбежным тяжелым подбородком. Но о подбородках позже…

Пожалуй, для обычной практики Кристи более характерны не эти стереотипные фигуры, а те персонажи, в разработке которых сделано определенное движение в сторону более сложного стиля описания, хотя это движение никогда не заходит очень далеко. Здесь мы сталкиваемся с преданным матери сыном, который спустя двадцать лет после ее смерти все еще переживает ее обиды и все еще лелеет свое подростковое возмущение поведением отца. Здесь также есть блудный и послушный сыновья, за первым из которых тянется длинный хвост сомнительных делишек, а второй – работяга, всегда первым кидающийся выполнять отцовские требования и пожелания, и, возможно, чувствующий себя обиженным. И так далее, и тому подобное. Те, чьи литературные привязанности отданы классическому роману, особенно в его великих образцах XIX века, вероятно, найдут этих героев бледными и не вызывающими интереса. Но – стоит усомниться, насколько полезными могут оказаться ожидания, взятые из такой литературы, если они начинают воздействовать на детектив. Можно с большим основанием предполагать, что сила описаний характеров у Кристи заключается в том, что они достаточны – не запоминающиеся, конечно, но вполне отчетливые и яркие, чтобы мы могли отличать подозреваемых друг от друга, испытывать умеренный интерес к ним как людям, но, самое главное, достаточны, чтобы поддерживать загадку, в то же время не отвлекать от нее, за счет переключения нашего внимания на что-нибудь еще, – например, на патологическую психику героев. Для детективных историй того типа, который мы связываем с именем Кристи, описания персонажей должны быть достаточно убедительными, чтобы вызвать у нас интерес к загадке, но ни в коем случае они не должны быть настолько подробными и оригинальными, чтобы отвлечь от нее наше внимание. В своих лучших книгах Кристи удается справиться с поддержанием этого тонкого баланса.

Основой для уловок в Рождестве Эркюля Пуаро служит внешнее сходство и характерные черты, совместно унаследованные потомками одного отца. Ни больше, ни меньше как два персонажа оказываются незаконнорожденными сыновьями убитого, при этом еще одна оказывается, в конце концов, не его внучкой, за которую она себя выдавала. Это выясняется благодаря выдаваемой по каплям информации о том, что те, кого считали ее родителями, были оба голубоглазыми, в то время как она сама имеет карие глаза – простая вещь, но эти сведения выдаются нам с исключительным тактом и мастерством. То, что касается незаконнорожденных сыновей, преподносится нам с еще большей ловкостью. Об их сходстве упоминается мельком, невыразительно, но вновь и вновь: тяжелый подбородок, орлиный нос и так далее, плюс некоторые характерные жесты, такие как привычка дотрагиваться указательным пальцем до подбородка. С самого начала чуткий читатель может заметить, что его внимание привлекается к Стивену Фарру и к его физическому облику – к тому, например, факту, что дворецкий, открывая ему входную дверь, уже после того, как он это делал для блудного сына Гарри, испытывает сбивающее с толку ощущение дежавю – ощущение Я уже был здесь раньше (косвенная отсылка к пьесе Пристли под таким названием). Уже упомянутый внимательный читатель может с этого момента начать отмечать сходства между Стивеном Фарром и сыновьями Симеона Ли и может даже поздравить себя по поводу своей наблюдательности – хотя, фактически, он лишь среагировал на детективное клише чужака, оказывающегося совсем не тем, за кого он себя выдает. Агата Кристи часто использовала присутствие вероятного самозванца, чтобы расширить число подозреваемых (например, в Убийстве в Месопотамии или в Береге удачи [Taken at the Flood (US There Is A Tide)]), но обычно это побочные линии, далекие от центральной проблемы, и можно быть вполне уверенным, что если раскрытие убийства связано с самозванцем (как в Береге удачи), то этот уникальный самозванец не будет уличаться столь очевидно или так рано в развитии детективного сюжета. В то время как все это разворачивается, Кристи вводит в текст реальные улики. Не один только раз, а четырежды нам сообщается, что инспектор Сагден проводит своим пальцем по краю подбородка – одна из семейных черт, которую Стивен Фарр разделяет с Гарри – своим братом по отцу. Именно в тот момент, когда Сагден запрокидывает голову назад и смеется (еще одна усиленно подчеркиваемая фамильная черта), у Пуаро появляется ощущение, что он видит призрака. Обо всем этом Кристи упоминает очень ненавязчиво и распределяет серию приводящих в замешательство событий между различными персонажами, начиная от исходного недоумения дворецкого Тресильяна, вызванного сходством между Гарри и Стивеном, причем все это подается без педалирования, как не имеющие значения человеческие ошибки.

…Мистер Гарри болтает без умолку… впрочем… нет, это не мистер Гарри, это джентльмен из Южной Африки. – Кто это там, в саду? Суперинтендант Сагден или Стивен Фарр?

Четыре или пять подобных сцен с путаницей, все из которых кажутся не имеющими значения моментами естественных разговоров, на деле, все даны с целью установить тот факт, что три человека в доме были похожи на убитого и унаследовали его характерные черты: один законный сын и два незаконных. Наиболее искусным является тот случай, когда Пилар Эстравадос подсовывает их сходство прямо нам под нос, и все же мы оказываемся не в состоянии уловить очевидный на этот раз смысл воспринимаемого. Она говорит о покойном:

…но мне он все равно нравился. Мне кажется, когда он был еще молодым человеком, он был, наверное, красив, очень красив – как вы, – неожиданно обратилась Пилар к суперинтенданту Сагдену, без всякого стеснения и с удовольствием разглядывая его красивое лицо, густо покрасневшее при этом внезапном комплименте.

Читатель неизбежно попадает в ловушку, принимая это за типичное смущение флегматичного англичанина при откровенно сексуальном комплименте, и таким образом лишается возможности воспринять это в качестве сообщенной ему информации, а не как слегка комическую деталь. Такая же техника используется в широко цитируемом примере мастерства Кристи в сокрытии улик: Пуаро спрашивает Тресильяна, была ли изменена дата на стенном календаре со времени убийства, Тресильян подходит поближе и вглядывается в календарь. Читатель размышляет о значении даты и о том, была ли она изменена, тогда как существенное значение имеет тот факт, что Пуаро таким способом проверяет зрение дворецкого. Как и в случаях с перепутыванием Фарра, Гарри и Сагдена, читателю подсовывается некая карта, в то время как козырный туз оказывается спрятанным в рукаве автора.

И все же Рождество Эркюля Пуаро – превосходный пример типичного для Кристи расследования ее классического периода: сюжет, достаточно продуманный, все детали находятся на своих местах и каждая играет свою роль в общей схеме, а, главное, читатель вынужден признать, что все улики были честно и прямо ему представлены – даже если его каким-то образом подтолкнули взглянуть в окно в самый критический момент их предъявления.

Роберт Барнард

Из книги Талант водить за нос: Лавры Агаты Кристи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *