рождественский собор верея расписание богослужений
Христорождественский собор г. Верея
Престольный праздник: Рождества Христова (7 января)
Настоятель: игумен Дионисий (Партин), 1960
Приделы:
иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
апп. Петра и Павла (12 июля)
сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (28 декабря)
Святыни храма:
Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В верхнем храме три престола: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части — во имя святителя Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Общая информация
Рождественский собор был заложен в старой деревянной Верейской крепости в 1552 г. в честь взятия Казани и в знак отличия верейских ратников под руководством князя Старицкого при штурме города.
В 1730 г. и 1802 г. храм был реконструирован, что полностью изменило его внешний облик.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Никольский устроили в трапезной нижнего храма. Считается, что верхняя церковь возведена в честь храмовой чудотворной Владимирской иконы Богоматери. По преданию, эта икона, с изображением святителя Николая Чудотворца на обороте, явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.
В 1815 г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов, который освободил Верею от французов.
В 1924 г. храм закрыли. Еще в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение генерала И.С.Дорохова и снесен посвященный ему памятник.
В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего этажа собора. Храм подготовлен для совершения богослужений.
26 декабря 2000 г. первое торжественное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронены. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.
12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.
Собор Рождества Хриcтова, г. Верея
Собор Рождества Хриcтова, г. Верея
История
Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”.
Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.
По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.
Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.
Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен.
Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.
В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания:
«ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.
В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова.
По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили.
Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.
В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.
Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова.
В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.
Престолы
Святыни
Ковчег с частицей мощей Иллариона архиепископа Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского. Древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.
Приписные часовни
Расписание Богослужений
01.10. ПЯТНИЦА
17-00 Вечернее богослужение
02.10. СУББОТА
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Панихида.
17-00 Всенощное бдение
03.10. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 15-я по Пятидесятнице.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Молебен.
07.10.ЧЕТВЕРГ
17-00 Вечернее богослужение.
08.10.ПЯТНИЦА Преставление прп. Сергия Радонежского
08-00 Акафист. Часы. Литургия.
17-00 Вечернее богослужение.
09.10.СУББОТА Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Свт. Тихона патриарха Московского и всея России.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Панихида.
17-00 Вечернее богослужение.
10.10. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 16-я по Пятидесятнице. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Молебен.
13.10. СРЕДА
17-00 Всенощное бдение.
14.10.ЧЕТВЕРГ Покров Пресвятой Владычицы нашейБогородицы и Приснодевы Марии
08-00 Акафист. Часы. Литургия.
15.10. ПЯТНИЦА
17-00 Вечернее богослужение.
16.10. СУББОТА
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Панихида.
17-00 Вечернее богослужение.
17.10. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 17-я по Пятидесятнице. Обретение мощей свт.Гурия, архиеп.Казанского и Варсанофия, еп. Тверского.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Молебен.
22.10. ПЯТНИЦА
17-00 Вечернее богослужение.
23.10. СУББОТА Прп. Амвросия Оптинского.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Панихида.
17-00 Всенощное бдение
24.10. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Молебен.
29.10. ПЯТНИЦА
17-00 Вечернее богослужение.
30.10. СУББОТА Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Панихида.
17-00 Вечернее богослужение.
31.10. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 19-я по Пятидесятнице.Апостола и евангелиста Луки.
08-00 Акафист. Часы. Литургия. Молебен.
03.11.СРЕДА
17-00 Всенощное бдение
04.11.ЧЕТВЕРГ Празднование Казанской иконе Божией Матери.
08-00 Акафист. Часы. Литургия
05.11. ПЯТНИЦА
17-00 Заупокойное вечернее богослужение.
06.11. СУББОТА Димитриевская родительская суббота.
СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА на городище занимает центр кремлевского холма. Кирпичный, с деталями из белого камня, он выстроен кн. Владимиром Андреевичем Старицким в 1552 г. и перестроен в конце XVII и первой половине XVIII в., получив формы провинциального барокко.
Его объем типа «восьмерик на четверике» поставлен на высокий подклет, представляющий основание собора XVI в. Древнее здание полностью сохранило свой план с четырьмя круглыми столбами и трехчастной апсидой, сильно выдвинутой к востоку. Сохранились южный и северный перспективные килевидные порталы из белого камня и фрагменты окон второго света.
Храмовые святыни: рака с частицей мощей священномученика Иллариона Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.
Появление собора относится ко времени основания города. Посвящение главного храма города празднику Рождества Христова связано, скорее всего, с рязанской традицией. Это неудивительно: каждое крупное русское княжество имело и своих небесных покровителей, и особо чтимые православные праздники (чаще всего двунадесятые). В Твери, например, выделяли праздник Преображения Господня: этому празднику был посвящен как сам тверской собор, так и соборы в большинстве городов, основанных тверичанами, а собор Переславля-Рязанского, как и в Верее, также был посвящен Рождеству Христову.
Страдавший (по мнению историков) душевной болезнью князь Владимир Андреевич в этих предприятиях, скорее всего, не принимал, оставаясь при том чисто номинальной фигурой. Малолетством князя и состоянием его здоровья объясняется, по-видимому, тот факт, что княгиня- вдова не постриглась в монастырь, а одной из первых на Руси женщин возглавила удел, действуя за спиной малолетнего сына.
Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 г. Летописных сведений о постройке церкви не существует (официальное летописание удельную жизнь традиционно игнорировало).
О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая «над дверью храма до пристройки и поновления». Храмозданная на медной доске являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». По характеру резьбы и приемам обработки камня,- это подделка или добросовестная имитация древних надписей такого рода, заказанная в XVIII- XIX вв. соборным причтом.
Место закладной доски на фасадах храма, как древней, так и новых его частей, не найдено. Вероятнее всего, надпись была установлена на западной стене поздней паперти, к 1802 г. разобранной.
Содержание надписи должно вызывать полное доверие, поскольку надписи такого рода по традиции списывались с церковной утвари и богослужебных предметов в соборной ризнице, например с запрестольного креста: «Божиею милостию по благославению Приосвященнаго Митрополита Макария всея России заложена бысть сия церковь Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 мая 15 дня при державе благовернаго Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России повелением Великого Князя Владимира Андреевича и матери его Благоверныя Княгини Ефросиньи».
Помимо календарной даты закладки, на подлинность источника указывает наименование в надписи Владимира Андреевича Великим Князем (подробность, указывающая на династическое притязание Старицких).
В источниках собор Рождества Христова в первый и едва ли не единственный раз упомянут в Писцовой книге 1625 г: «. а в осыпи соборная церковь Рождества Христова камена с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево. » «Указание на «пределы» является очень важным, поскольку в крестовокупольном храме, каким до постройки в 30-е годы XVIII в. и являлся собор Рождества, больше одного придела (в дьяконнике) быть не может. Данное указание сразу же заставляет предполагать какую-то более оригинальную конструкцию, например, собор с приделами «в полатях».
Перестройка 1730-х гг. была первой капитальной перестройкой собора. Своды полатей были сохранены, своды, барабан, столбы и стены приделов самого храма были разобраны, а центральный трансепт перекрыт лотковым сводом с опорою на стены и на сохраненные постаменты всех четырех столбов. Восточная сторона четверика, создавшая аварийную ситуацию в восточной части храма, была разобрана, а вместо нее по линии восточных столбов возведена новая с тремя алтарными проходами.
Прямо под нею, в 1-м этаже, старая алтарная стена была дополнена кладкой; поднимавшиеся выше сводов полатей алтарные своды пришлось разобрать и опустить вровень с полами 2-го этажа, перекрыв алтари, когда-то открытые в четверик, полностью.
Над первым алтарным этажом пришлось надстроить второй, в качестве алтарей верхней церкви, таким образом, первый ярус древнего собора был превращен в низкую теплую церковь, а остатки верхнего яруса, полностью перестроены в громадную холодную летнюю церковь Владимирской Богоматери.
Внизу, в северо-западном углу возле бывшей внутристенной лестницы была поставлена печь. Ее дымник выходил у северо-западного угла наружу. Лестница была заложена. Для доступа в верхнюю церковь перед западным фасадом была устроена двухэтажная трапезная или паперть с каменным сводом внизу с деревянными балочными перекрытиями вверху. Проход из паперти в храм был пробит в древней западной стене.
О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693г. В этом году в г. Верею «к освящению церкви Рождества Христова» выдавался антиминс. Предположительно поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы XVII в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы).
В 1815г. в трапезе нижнего храма был погребен герой войны 1812 г. генерал Дорохов (в начале 30-х гг. XX в. прах генерала был осквернен и могила разграблена и уничтожена).
Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в погром 30-х гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все реконструкции, а революцию пережить не смогли.
В 1999 г. образовалась приходская община, начались восстановительные работы: проведен ремонт нижнего храма собора. Начались регулярные богослужения. Первое торжественное богослужение 26 декабря 2000 г. возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот же день останки генерала И.С.Дорохова были с почестями перезахоронен. В декабре 2000 г. зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем. Изготовлены иконостас и киоты для образов.
12 января 2003 г. в соборе прошли торжества, посвященные 450-летию храма.
В настоящее время силами общины ведутся реставрационные работы. Проведено отопление в верхний храм, выполнен большой объем работ по штукатурке стен, начались работы по восстановлению наружного облика храма.
Собор открыт для посещений ежедневно до 15.00.
Богоявленский храм, г. Верея
Официальный приходской сайт
Расписание богослужений
Расписание богослужений в Богоявленском храме г.Верея
на Ноябрь 2021 г.
03 | Ср. | 17:00 | Всенощное бдение. Исповедь |
04 | Чт. | 08:30 | |
05 | Пт. | 17:00 | Заупокойные Вечерня и Утреня. Исповедь |
06 | Сб. | ||
07 | Вс. | 08:30 | |
13 | Сб. | ||
14 | Вс. | 08:30 | |
18 | Чт. | 08:30 | |
20 | Сб. | ||
21 | Вс. | 08:30 | |
22 | Пн. | 08:30 | |
26 | Пт. | 08:30 | |
28 | Вс. | 08:30 | |
29 | Пн. | 08:30 |