рождественский собор суздаль интересные факты
Богородице-Рождественский собор в Суздале: что вы о нём знаете?
Город-музей Суздаль знаменит множеством храмов и монастырей, но Богородице-Рождественский собор даже на их фоне уникален. Это единственная сохранившаяся в древнем городе постройка домонгольского времени, основное здание кремля, главный собор города. Судьба этого храма типична для большинства церквей Руси. Многократно перестраиваемый, горевший, разоряемый неприятелем, он дошёл до нашего времени, вобрав в себя наслоения различных эпох, времён и вкусов. Накануне большого православного праздника Рождества Богородицы, отмечаемого каждый год 21 сентября, давайте вспомним историю одного из старейших соборов Владимирской области.
Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!
Поделитесь своими результатами
Автор:
Лысова Татьяна
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72231 от 24 января 2018 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для детей старше 18 лет (18+).
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИЗЫВ»
Главный редактор: Лившиц Н.М.
Контакты редакции:
Телефон: +7 (4922) 47-07-89, +7-980-755-72-41
Адрес электронной почты: nikliv17@mail.ru
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя ООО «ПРИЗЫВ» и со ссылкой на сайт «www.prizyv.ru» (для Интернет-ресурсов активная индексируемая гиперссылка на сайт www.prizyv.ru обязательна).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Мiръ Россия Владимирская область Суздаль Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Рождественский собор (XII-XVIвв.) — старейшее здание Суздаля, православный крестово-купольный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Содержание
История [ править ]
Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
Современное состояние [ править ]
В августе 2005г. собор,
долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе.
Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года.
С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Святыни [ править ]
Царь-фонарь [ править ]
Царь-фонарь был изготовлен холмогорскими умельцами в начале 17 века по заказу митрополита Илариона. Фонарь высотой более двух метров повторяет форму Рождественского собора Суздаля, а также имеет пять куполов. Внутрь фонаря через окошко вставляются свечи, которые не затухают при порывах ветра и придают фонарю очень загадочный, даже сказочный вид. В семидесятых годах прошлого века за реставрацию фонаря взялся известный мастер Вячеслав Басов, и подошел к делу очень ответственно. Например, за подходящей слюдой для фонаря мастер специально ездил в Карелию. Кроме слюды, для производства фонаря холмогорскими мастерами были использованы золоченые медь и чугун – материалы тяжелые, поэтому вес Царь-фонаря достигает 160 кг. Говорят, что во время крестного хода его несли восемь человек, продев в специальные «уши» фонаря оглобли. Сохранившийся оригинал хранится в Рождественском соборе.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд [ править ]
Проезд общественным транспортом: от Владимира автобусом до Суздаля 37 км.
Проезд автомобилем: от Владимира до Суздаля 37 км.
От центральной площади пешком 300м за запад
На карте [ править ]
Адрес [ править ]
Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская
Телефон [ править ]
Паломнику [ править ]
Режим работы [ править ]
с 10 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы месяца
Посещение Рождественского собора — 80 р. (30 р. льготники), фото за отдельную плату
Богородице Рождественский собор в Суздале
Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Собор был построен в начале XII в. За свою долгую историю храм пережил немало событий: его разбирали и возводили вновь, реставрировали и меняли, он выдержал несколько пожаров, набеги и запустение.
История Собора Рождества Богородицы в Суздале
Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.
Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.
В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.
Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.
Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.
На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.
Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.
Современное состояние собора
В конце XX в Собор Рождества Богородицы был причислен к всемирному достоянию и попал под охрану ЮНЕСКО. Он долгое время реставрировался и лишь в 2005 г был открыт вновь. Реставрации подверглось не только само здание, но и древние фрески. Работы по восстановлению ведутся до сих пор.
Храм таит в себе множество архитектурных и культурных сокровищ: иконы, фрески, Златые врата, останки архиепископа Суздальского и Тарусского, мощи св. Арсения Элассонкого и многое другое.
В соборе снова проводятся богослужения. Также он работает как музей.
Рождественский собор суздаль интересные факты
Ключарь Ананий Федоров в своем «Историч. Собр. О гр. Сужд.» о происхождении Суздальского соборного храма говорит, что он имеет свое начало от равноапостольного князя Владимира. «Во граде Суждале соборная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы…, которая начало свое имеет от Святаго Равноапостольнаго Великаго князя Владимира». Это была «деревянная, из дубоваго леса, об одном верхе». В новопостроенную церковь Св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении из Херсона.
Первый епископ Ростовский и Суздальский, святитель Феодор пожертвовал в созданную князем Владимиром церковь, настоятелем которой он был назначен, принесенные им из Греции: Образ Нерукотворного Спаса, написанный на полотне, и кипарисный крест, на одной стороне которого вырезаны праздники Господские, а на другой – Страсти Господни.
С 1093 г. Ростово-Суздальской землёй владел Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
Первые ростовские епископы Федор I и Илларион мало преуспели во внедрении христианства в Ростово-Суздальской земле и покинули Ростов, не стерпев закоренелого язычества его населения. Третьим епископом был знаменитый проповедник христианства святой Леонтий, погибший от рук язычников. Его сменил святой Исайя, бывший ранее игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве. Житие епископа Исайи (ум. 1090 г.) сообщает, что он, приехав из Киева в Ростов, обошёл «все грады и веси по области Ростовской и Суздальской, и ещё где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше».
В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия (см. Дмитриевский Печерский монастырь Суздаля) в Суздале под 1096 г.
В 1096 г. вместе с другими городскими строениями деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы была предана огню Олегом Святославичем, сыном вел. кн. Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским, а потом Ростовским. Об этом печальном событии препод. Нестор так повествует: «Олег приде к Суждалю (в 1096 г.) и слышав, яко идет по нем Мстислав, повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор монастырский Печерскаго монастыря и церквы, яже тамо есть Св. Димитрия, юже бе дал Ефрем и селы».
Успенский собор Владимира Мономаха в Суздале
Успенский Собор постройки Владимира Мономаха. Реконструкция Варганова А.Д.
О первой суздальской церкви, бывшей, видимо, деревянной, ничего не известно.
Собор был построен Владимиром Мономахом и епископом Ефремом в из плинфы (тонкого кирпича) и назван Успенским собором. Это был первый кирпичный собор Северо-Восточной Руси, в отличие от деревянного Ростовского.
Строителями собора, судя по его кладке, были привезённые Мономахом киевские мастера. Здесь же они наладили и производство строительных материалов. Вдоль по течению Каменки в специально устроенных печах обжигали кирпич, а в самой крепости, неподалеку от строительной площадки собора, жгли в круглых больших печах известь. Остатки этих производственных сооружений также были открыты археологами. Есть основания думать, что княжеский дворец располагался к западу от собора; но каким он был — кирпичным или деревянным, — мы не знаем.
Большой собор с его чётким и светлым, сверкавшим красочной росписью интерьером производил, конечно, сильное впечатление на обитателей курных и закопчённых тесных полуземлянок и хижин. Архитектура непосредственно внушала простому люду мысль о могуществе нового бога, величии и силе власти господ, создавших подобный невиданный по красоте «дом божества».
Кирпич-плинфа
В 1107 г. болгары разграбили Суздаль. В 1108 г. Владимир Мономах приезжает в Суздальщину.
Археологические раскопки позволили обнаружить в западной стороне собора Рождества Богородицы остатки каменного гражданского сооружения, поставленного одновременно со зданием собора, т. е. в кон. XI в. Весьма возможно, что здание было палатами Юрия Долгорукого и его преемников. Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове. В Суздале он построил и церковь Спаса. Из этого города он выступал в походы и возвращался в него. Суздаль делается постоянной резиденцией Юрия. Даже в Киеве Юрия окружают не ростовцы, а суздальцы.
Успенский собор Юрия Всеволодовича. XIII в. Реконструкция Вагнера Г.К.
При татаро-монгольском разорении Суздаля собор не пожгли и не порушили, но только ограбили. После чего, около 300 лет, соборная церковь находилась в жалком состоянии.
В 1445 г. здание собора постигла катастрофа: обрушился верх собора. Причина катастрофы осталась неизвестной. В таком виде он простоял почти 100 лет.
Собор Рождества Богородицы
Суздальский Собор Рождества Богородицы
В 1528 г. Епископ Геннадий II, епископ Суздальский, получил «позволение и пособие от в. кн. Василия Иоанновича, для перестройки соборной церкви, которой своды и главы, бывшие долгое время без поддержки, совершенно обветшали и угрожали падением. Церковь была низменная. Великий Князь приказал возвысить ее…» В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. из трехглавого в пятиглавый, своды были укреплены на шести столбах, главы и вся церковь были покрыты оловом.
После чего храм был заново освящен 23 декабря 1530 г. и переименован из Успенского в Рождественский собор.
Аркатурный пояс Рождественского собора
Рождественский собор. Капитель фасадной полуколонны с растительным орнаментом.
Фрагменты белокаменных блоков. Рождественский собор. XIII в.
Южный вход в собор
Западный вход в собор
Уцелевший от древнего собора XIII века нижний ярус, вместе с другими данными, позволяет составить представление об этом примечательном памятнике в целом и его особенностях.
После того как нами осмотрен Успенский собор 1158—1160 гг. во Владимире, уже по внешним формам Суздальского храма мы легко поймём, что перед нами здание того же типа. Это большой городской собор, но очень вытянутый по продольной оси за счёт удлинения его алтарной части, так что внутри он стал как бы восьмистолпным. К главным входам примыкают с трех сторон притворы, создающие крестообразность плана здания. Фасады членятся лопатками и опоясаны аркатурно-колончатым фризом. Однако многое здесь глубоко отлично от виденных нами памятников архитектуры XII века.
Здание сложено в основном из неровных плит ноздреватого туфа, создающего далекую от идеальной глади пластическую поверхность стены, первоначально покрытую лишь известковой обмазкой. Из тесаного белого камня выполнены лишь архитектурные детали: профиль цоколя, лопатки фасадов, полуколонки алтарных апсид, колончатый пояс, резные порталы собора. В этом сказался не столько практический расчет исполнения кладки из более дешевого материала — туфа, сколько новые художественные вкусы. Четкие белокаменные резные детали контрастно и эффектно выступали на неровном смятом фоне стены. Здесь зодчие как бы сочетали владимирскую любовь к утонченной и детальной декоративной отделке здания с простой и грубоватой фактурой стенной плоскости, напоминающей кладку новгородских или псковских храмов.
Упростилось и членение фасадов: сложные пилястры с полуколонкой уступили место узким и плоским лопаткам; теперь они не совсем точно отвечали осям внутренних столбов, так что этот основной элемент членения фасадов терял связь с конструктивной логикой здания. Если зодчие XII в. мыслили фасадные лопатки как конструктивно существенное утолщение стены по осям распора сводов, то здесь лопатки стали как бы тонкими и узкими «накладками» на стену, создающими лишь ее членение. Сами лопатки зодчие перерезают лентой резного орнамента и вставкой на углах рельефов, изображающих распластанных львов и грифонов, что еще более нарушает их конструктивный смысл. Особенно примечателен в этом отношении южный портал, в котором почти отсутствует характерная для порталов зданий XII в. конструктивная ясность и логичность. Здесь профиль архивольта не отвечает профилю косяков портала, его наружные полуколонки неожиданно завершаются не капителями, но резными плитами, вторая колонка косяка отрывается от кладки и прерывается нарядной бусиной и т. д.
Все это свидетельствует об ином отношении зодчих к архитектуре, об усилении чисто декоративного начала, которое стремятся освободить от связанности с конструкцией. Сказывается это и в трактовке аркатурно-колончатого пояса. Он помещен безотносительно к уровню хор, то есть, как и лопатки, не выражает в фасаде внутренней конструкции здания: он используется как откровенно декоративная деталь, которую можно свободно перемещать по высоте. Пояс углублен в стену, создавая сочную игру светотени. Но его пропорции решительно изменились. Легкие и стройные, утоньшающиеся кверху колонки уступили место сравнительно коротким цилиндрическим стволам, похожим на резные деревянные балясины. Консоль превратилась как бы в кубоватую подставку; от развитой базы оставлен один валик с угловыми рогами-грифами; капитель и валик под ней также стали массивнее. Все элементы пояса густо покрыты резьбой; насечкой в елочку украшен даже поребрик, утерявший четкую и острую форму тесаного камня и также похожий скорее на ряд округлых деревянных балясинок. В самой резьбе решительно господствует плоскостное орнаментальное начало, которое мы видели еще в рельефах Дмитриевского собора, связывая его с навыками резчиков в работе по дереву. В этом смысле показательны фигуры львов на южном портале, поражающие мастерством почти графического исполнения и выразительностью каждого штриха, а также широкая лента дуги архивольта, украшенная плетением растительного орнамента, выходящего из хвоста птицы. Эта любовь зодчих собора к орнаментике и узорчатости, столь переосмысляющая характер архитектурных деталей, позволяет с полной уверенностью считать, что и верхний ярус здания был обильно украшен резьбой, не уступая в этом смысле декоративному богатству Дмитриевского собора. Есть основания думать, что над поясом лопатки приобретали сложный профиль и были покрыты резьбой; очень возможно, что уже здесь возникла развившаяся вскоре в Георгиевском соборе Юрьева-Польского система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись исполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. По верху алтарных апсид, расчлененных тонкими полуколонками, видимо, шел колончатый пояс.
Как фасады притворов, так, вероятно, и фасады храма завершались килевидными закомарами. Над ними возвышались три главы: большая — над перекрестьем средних нефов собора; относительно двух малых возможны два предположения. Они могли освещать увеличенное пространство алтаря и помещаться на восточных углах здания; именно так расположено трехглавие на монастырских соборах Суздаля XVI в., подражавших главному городскому собору. Но ряд памятников XII столетия позволяет также думать, что две главы могли стоять и на западных углах собора, создавая дополнительное освещение обширных соборных хор. По аналогии с некоторыми постройками XII века в Полоцке, Пскове и Чернигове, а также потому, что в 1445 г. рухнул верх собора, можно предполагать, что он имел необычную композицию и что центральная глава поднималась над сводами на повышенном башнеобразном постаменте, как это было в соборе владимирского Княгинина монастыря. Вероятно также, что западная четверть собора с ее двумя главами была пониженной и массив здания приобретал ступенчатый характер. Если эта догадка справедлива, то и Суздальский собор примыкал к тому же передовому течению русского зодчества XII—XIII вв., которое стремилось к переработке традиционной крестовокупольной системы храма, к поискам его динамической композиции. В целом же Суздальский собор, видимо, был зданием весьма своеобразным и на редкость нарядным.
Существенной чертой архитектуры собора является его связь с окружающей территорией. Место здания было определено собором Мономаха. Он был поставлен довольно близко к северному валу крепости, а южной и восточной стороной был обращен к городской площади. В связи с этим зодчие обращают особое внимание на главный парадный южный фасад и его притвор: над ними работают лучшие резчики, их орнаментация богаче и тоньше, резной портал превращается как бы в гигантский белокаменный киот, в котором мерцают золотым письмом клейма медных врат. Узорчатая резная кайма связывает портал с угловыми лопатками притвора, Боковые фасады притвора зодчие украсили эффектным карнизом из двух полос нависающего поребрика, дававших богатую игру светотени. Килевидная закомара, венчающая фасад притвора, была украшена скульптурными изображениями (центральный рельеф, возможно фигура архангела Михаила, исчез, сохранились лишь нимбы боковых масок) и широкой орнаментальной лентой с изображениями птиц и растений. Через этот богато убранный южный вход шли в собор горожане. Эффектно оформлено и смотрящее на юг окно восточного членения соборного фасада с амбразурой, украшенной «наличником» из полуколонок с резными капителями и базами.
Второй по значению была западная сторона собора, видимо, обращенная к княжескому двору. Фасад западного притвора прорезает широкий и величавый резной портал с мягкими дугами архивольта, выложенного из мелкого камня. И здесь примечательно, что при крупных размерах портала его детали подчеркнуто легки: тонки и вытянуты полуколонки и уступы косяков, уплощена дуга архивольта, словно неспособного вынести тяжесть кладки над ним. Портал, видимо, не имел дверей, и притвор был открытым. За ним в стене собора входящий встречал второй, возможно, расписанный портал, также с «златыми вратами». Притвор был двухэтажным (верхний этаж сломан в конце XVII века). В его северной стене изнутри собора идет лестница в верхнее помещение, через которое можно было выйти на хоры. Арочный проем входа, заложенный в позднейшее время, сохранился в стене собора под кровлей притвора.
Северный, обращенный к валу фасад был значительно беднее. Это сказалось в особенности в обработке его сложенного из тонкого кирпича портала, который имеет скупой профиль из ряда прямоугольных уступов без баз и капителей; его только расцветили фресковой раскраской (сохранившаяся роспись портала в основном XVII века). Колончатый пояс северного фасада резали менее опытные мастера, а мотивы его резьбы были однообразнее. Таким образом, здание приобрело связанные с его окружением главный и второстепенные фасады, которые отделывались по-разному.
/Н.Н. Воронин. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли/
Фрагменты фресок с граффити. Рождественский собор. XIII в.
Фрагменты поливных плиток пола. Рождественский собор. ХIII в.
Главки Рождественского собора Суздаля.
25 марта 1577 г. Богородице-Рождественский собор пострадал от пожара. Из грамот Суздальского епископа Варлаама I видно, что «не токмо строение деревянное в соборной церкви и в доме архиерейском погоре без остатку, но и в каменных кладовых в доме архиерейском палатах древния грамоты и писма погибша». После пожара собор был восстановлен епископом Варлаамом I.
В нач. XVII в. собор был ограблен буйной толпой поляков и литовцев, занявших Суздаль под предводительством Лисовского. Ананий Федоров свидетельствует «из Суждальския соборныя церкви и из архиерейскаго немалое бысть похищение святым древним иконам и всякой церковной богатой утвари и ризнице». Собор стоял опустошенным более полугода, пока город не был очищен от захватчиков.
Интерьер и роспись Рождественского собора
Фреска Рождественского собора. XIII в.
Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.
Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.
Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом. Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.
Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.
Колокольня. 1635 г.
См. Колокольня Суздальского Кремля.
Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы.
Переход в колокольню из Архиерейских палат
Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Илларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…
Переход из палат на экспозицию «Иорданская сень»
Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.
Иконостас конец XVII в.
Иоанн Предтеча. Отечество. Выносная икона. XVII в.
Выносные кресты. XVII в.
Малые ходовые фонари. XVII в.
Чаша водосвятная. XIX в.
Царь фонарь. Большой ходовой фонарь. XVII в.
Сделан по заказу митрополита Иллариона.
По распоряжению митр. Иллариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главах, кресты на главах обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белым железом. У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотом; на однех праздники, а на других чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний вид собора: В церквт писано стенным письмом. В церкви ж двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебром чеканным, по местам золочены, росписаны священными картинами из истории страданий Спасителя и из жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотом, серебром и драгоценными камнями; из них обращает на себя внимание икона препод. Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго в Предтеченской приходской церкви». В описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по нем красками разными, над ним шатер деревянной писан красками ж, на нем крест железный; место Государское каменное покрыто сукном червчатым».
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье в 8 колоколов».
Собор, устроенный митр. Илларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Илларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многих первопрестольных архиерейских соборных церквей красотою и благолепием преизобиловати видится».
17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «без остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевым» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Рака с мощами святителя Арсения Суздальского (Элассонского)
22 февраля 2014 года, по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи Святителя Арсения Элассонского были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы, где ежедневно доступны для поклонения всем верующим.
В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.
Рака св. Федора. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.
Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.
В понедельник 20 августа 1879 года прошло переложение из деревянных в серебряные раки мощей суздальских святителей Феодора и Иоанна, открыто почивающих в Богородице — Рождественском соборе г. Суздаля.
Рака св. Иоанна. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.
Сень. XVIII в. Дерево, левкас; резьба, золочение.
Златые Врата
XIII в.
Западные Златые Врата. XIII в.
Южные Златые Врата. XIII в.
В 1682-1708 гг. происходит наиболее значительные изменения в облике собора. Огромные хоры, затемнявшие внутренние помещения, где размещались пять придельных престолов, были разобраны, был разобран второй этаж западного притвора, узкие окна растесаны в огромные проёмы.
Внутренность собора приобрела вид просторного двухсветного зала. В 1748 г. были устроены огромные луковичные главы собора, а позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей.
В XVIII—XIX вв. с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки.
В 1870 г. у фасады собора были покрыты цементным раствором и покрашены в грязновато-красный цвет.
В 1954—1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек и в 1964 г. внимательно реставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым.
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году.
Чаша водосвятная. Вклад князя И.И. Шуйского
Дата (век): 1595 г.
Материал, техника: Серебро; ковка, гравировка, литье, золочение.
Размер: 28 х 48 х 55 см.
Сосуд для обряда освящения воды в виде большой низкой полусферической чаши с двумя подвесными ручками. Ручки закреплены в накладных литых львиных масках. Край поддона профилированный. На дне чаши, в круге, – позолоченное резное изображение Богоявления. Маски львов, край поддона и надпись по венцу чаши позолочены.
По венцу оброном вырезана вкладная надпись вязью: «Лета 7103 (1595) сия чаша зделана бысть повелением князя Ивана Ивановича Шуйского и дана в дом пресвятыя владычицы и богородицы приснодеве Мария честнаго и славнаго ея рожества в соборны храм во град Суждаль раде церковные потребы и на освящение вод в наследие вечных благ боярину князю Ондрею Ивановичу Шуйскому, а то за его поминати во все дне вином на литургеях и на литеях, аще хто восхощет преобидите с(вя)тую церковь и изнести чашу сию, по святых отец правилом в каком сану ни будь хто, да извержется сана своего, аще ли величием негодованием негодовати начнет, да будет проклят в сеи век и в будущем амин».
Поступила в музей из Рождественского собора в Суздале. Чаша была вложена И.И. Шуйским в Рождественский собор г. Суздаля. Шуйский И.И. (ум. 1638) – князь, боярин, брат царя Василия Шуйского. Похоронен в Рождественском соборе Суздаля.
Покров. «Святой Иоанн епископ Суздальский»
Дата (век): 1578 г.
Материал, техника: Холст, камка, шёлк, серебряные и золотные нити; шитьё.
Размер: 203 х 92 см.
Епископ Иоанн изображён фронтально, стоящим на позёме с Евангелием в левой руке, правая – приподнята в благословляющем жесте. Шитьё исполнено преимущественно цветными шелками, отдельные детали – серебром и золотом «в прикреп», украшено серебряными позолоченными плащиками разной формы. «Личное» шито телесным шёлком «в раскол», по форме; брови, контур носа, короткая борода – коричневым шёлком. Позём светло-зелёный. Фон – розоватый новый холст. В местах утрат шитья виден первоначальный фон – малиновая камка. Именующая надпись: «Иоанн епископ Суздальский чудотворец» по обе стороны от лика первоначально была шита жемчугом. В древности крылья куколя, ворот одежды и оклад книги были расшиты жемчужным орнаментом. На нимбе – следы жемчужной обнизи и драгоценных камней. Жемчуг, камни и часть дробниц спороты при переделке в XVIII в.
По боковым сторонам средника узкой строкой шита вкладная надпись: «Лета 7086 (1578) июля в 28 день на память святых апостолов Прохора и Никонора моляс(я) пречистеи Богородицы и великому чюдотворцу Ивану, положила сеи покров на гроб великого чюдотворца епископа Ивана княже Володимерова княгиня Андреевича инока Еупраксея уделная на воспоминание вечных благ от своего благочестия, и кому Бог блговоли в Суждале епископом быти и он бы пожаловал за тот вклад поминать душу князя Володимера Андреевича и мою. милостию святыя живоначалныя Троица и молением пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея Рожества при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и при его богом дарованных чадех при блговерном царевиче Иване Ивановиче и при блговерном царевиче Феодоре Ивановиче и при архиепископе Антоние митрополите всея Руси и в то время правящу (престол) в Суждале епископу Варлааму». По кайме шиты золотом тропарь и кондак Иоанну.
Покров происходит из Рождественского собора в Суздале. Находился на гробнице с мощами епископа Иоанна. Иоанн – по преданию, родом грек из Царьграда (Константинополя). В 1352 г. назначен епископом в Суздаль. Канонизирован в XVI в. Покров представляет самое раннее в коллекции ВСМЗ изображение святителя Иоанна, определяющее его иконографический тип.
Покров шит княгиней Евдокией Старицкой, монахиней суздальского Покровского монастыря.
Старицкая Евдокия (урождённая Нагая) – первая жена (с 1550 г.) удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. В 1555 г. под именем Евпраксии была пострижена в суздальский Покровский монастырь. Умерла ок. 1597 г. Похоронена в усыпальнице Покровского собора.
Покров. «Князь Георгий Всеволодович». Царская мастерская, г. Москва.
Москва, Царская мастерская.
Дата (век): Около 1645 г.
Материал, техника: Камка, шёлк, серебряные нити, золотные нити, жемчуг, стёкла; шитьё.
Размер: 212 х 102 см.
На среднике по малиновой крупноузорной камке вышита фигура князя, фронтальное изображение, в рост, в правой руке крест, левой опирается на меч. Вверху, в сегменте неба, шита Троица. «Личное» исполнено телесным некрученым шёлком «атласным швом», по форме, без теней, «доличное» – пряденым серебром и золотом «в прикреп». Позём шит сканью из зелёной и золотной нитей. Над головой – именующая надпись: «БЛАГОВЕРНЫИ КНЯЗ ГЕОРГИ ВЛАДИ(МИ)РСКИЙ». Корона, нимбы, посохи ангелов шиты жемчугом в одну прядь, в гнёздах на короне – цветные стёкла. На каймах по зелёной камке шита золотом надпись – тропарь князю Георгию.
Происходит из Успенского собора во Владимире. Покров служил украшением новой серебряной раки, сооружённой в 1645 г. взамен древней белокаменной гробницы тщанием патриарха Иосифа.
Георгий Всеволодович (1188–1238) – великий владимирский князь (с 1212 г.). Погиб в битве с монголо-татарами на р. Сити. Канонизирован в 1643 г.
Книга рукописная в окладе. Евангелие напрестольное. Оклад работы А. Трухменского
Книга рукописная. Вклад царевны Софьи в Богородице-Рождественский собор г. Суздаля.
Дата (век): Последняя четверть XVII в.
Материал, техника: Бумага, дерево, серебро, бархат; гравировка, золочение.
Размер: 105 х 79 х 7 см.
Размер листа 96 х 75 см; крупный полуустав, текст в 2 столбца. Орнамент в стиле московского барокко, 94 инициала, 22 заставки, концовка, текст в орнаментальных рамках. Двенадцать монохромных миниатюр с изображениями евангелистов и отдельных сцен из жизни Христа. Оклад серебряный, гравированный, работы Афанасия Трухменского (Московская Оружейная палата). На верхней крышке, в центре, – Деисус, вокруг него, в двенадцати медальонах, – апостолы и Св. Дух в виде голубя, по углам – евангелисты и их символы, вверху – Саваоф, внизу – Христос среди 70 апостолов. На нижней крышке, обложенной малиновым бархатом, – Распятие с предстоящими. С внутренней стороны крышки подклеены шёлковой тканью с крупными цветами на тёмно-синем фоне. Происходит из Рождественского собора в Суздале. По преданию, евангелие – вклад царевны Софьи в Рождественский собор.
В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года. С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.