рождественский храм в саввино сторожевском монастыре
Собор Рождества Божией Матери
Cобор Рождества Богородицы
Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.
Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.
На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.
Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.
В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.
К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.
Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960–70-х гг.) и В.М. Пустовалова.
К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.
22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.
Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.
Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.
Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387–405.
Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88–89.
Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84–87.
Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.
Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277–311.
Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13–26.
Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323–347.
Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.
Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959–1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406–412.
Собор Рождества Божией Матери
Cобор Рождества Богородицы
Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.
Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.
На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.
Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.
В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.
К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.
Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960–70-х гг.) и В.М. Пустовалова.
К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.
22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.
Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.
Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.
Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387–405.
Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88–89.
Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84–87.
Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.
Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277–311.
Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13–26.
Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323–347.
Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.
Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959–1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406–412.
Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №132, 2015 г.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №132, 2015 г.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна-осень) 1649 г.
Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого. В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.
Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом. Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты. В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали. Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.
В 1969–1975 г.г. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.
Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский мужской монастырь находится на западе Звенигорода на горе Сторожи у места впадения реки Сторожки в Москва-реку. Обитель принадлежит православной Московской епархии. После строительства XIV веке сооружение имело не только религиозное, а и оборонительное значение. Сегодня святое место является одной из самых значимых достопримечательностей Звенигорода и очень популярно у паломников и туристов.
Территория монастыря на яндекс.панораме
Расписание Саввино-Сторожевского монастыря
Богослужения в храмах проходят каждый день. Вечерняя молитва начинается в 17:00. С подробным расписанием можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.
Экскурсии
Экскурсии в монастырь возможны в рамках организованной группы по предварительной записи. Туристам рассказывают о прошлом и настоящем архитектурного ансамбля монастыря. Экскурсанты пройдут по всем храмам (собор Рождества Божией Матери, Преображенская церковь, Троицкая надвратная церковь), осмотрят музей Царицыных палат, где располагаются экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музеев. Гордостью выставки являются воссозданные на основании документальных источников боярские покои, которые включают предметы мебели, украшения, посуду XVII века. Интерес представляют красивые изразцовые печи, украшенные разноцветными изразцами.
Во Дворце царя Алексея Михайловича можно приобрести на память монастырские сувениры в местных лавках. По предварительной договоренности туристы смогут попробовать в трапезной вкусный сбитень.
На экскурсию в монастырь следует одеться подобающим образом: мужчины должны быть в брюках, женщины — в юбках, с закрытыми плечами и с покрытой головой.
Купель в Саввино-Сторожевском монастыре
Примерно в 150 м от стен монастыря имеется святой источник Преподобного Саввы. Он образовался в глубоком овраге рядом с пещерой, в которую Савва уходил для общения с Господом и совершения молитв. Позже на этом месте построили скит, а воду в источнике освятили. Многие паломники после посещения этого места исцелялись от различных недугов.
В советские годы скит был разрушен. После Отечественной войны здесь располагался военный санаторий. Восстановление скита было осуществлено только в начале XXI века. Теперь здесь созданы все условия для комфортного посещения святого места: организованы стоянка, туалет, детская площадка, есть кафе. Купель окружена деревьями, везде установлены скамейки, на которых можно отдохнуть после купания и насладиться свежим воздухом в тени деревьев. На территории есть церковная лавка с большим ассортиментом товаров: иконами, маслом, свечами, духовной литературой. Вблизи расположился магазин, где можно приобрести приготовленные в монастыре пирожки и хлеб, сладости, кагор, безалкогольные целительные бальзамы, медвежий жир, травяные сборы.
Рядом с купелью стоит раздевалка, в которую паломники заходят перед погружением. Для удобного спуска установлена лестница с перилами. Температура воды в источнике круглый год держится на отметке 4°С, поэтому желающих окунуться обычно немного. После купания следует взять с собой бутылку святой воды, набранной из источника.
История
Монастырь основан в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой-чудотворцем по просьбе князя Юрия Дмитриевича. Первая обитель состояла из храма Рождества Пресвятой Богородицы и монашеских келий. В начале XV века был возведен Рождественский собор из белого камня, у его входа вскоре был погребен преподобный Савва, который впоследствии был причислен к лику святых в XVI веке.
Монастырские постройки были подвержены разрушениям в период Смуты, а затем в начале XVII века в результате польско-литовских набегов. Обитель стала возрождаться при правлении царей из династии Романовых. В 1650 года царь Алексей Михайлович приказал построить новый монастырь на горе Стороже. Новый комплекс включал крепостные стены с 7-ю башнями, три храма, царский дворец, монашеские кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Позже царь часто бывал в монастыре и использовал его в качестве летней резиденции.
В XVIII веке обитель утратила свое положение, большая часть ее земель подверглись секуляризации. Осенью 1812 году комплекс находился под оккупацией французских войск и получил ряд разрушений. После победы монастырь был восстановлен на царские пожертвования.
В 1918 году в стенах обители произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы, арест наместника и священнослужителей монастыря. Местные власти изъяли имущество обители, в том числе святые мощи преподобного Саввы, и прекратили ее работу. В советское время в зданиях размещались санаторий, затем музей.
В 1995 году монастырь был восстановлен и открыт для верующих. Часть мощей Саввы была сохранена семьей Успенских, которые передали их в Свято-Данилов монастырь. В честь 600-летнего юбилея обители реликвия была возвращена в стены Савво-Сторожевского монастыря. В настоящее время здесь живут 30 монахов и послушников. На территории работают богословские курсы и библиотека с читальным помещением, монастырь курирует детский приют. Некоторые помещения реставрируются до сих пор.
Подворье Саввино-Сторожевского монастыря
Подворье Саввино-Сторожевского монастыря включает множество построек. Территорию окружает высокие беленые стены с 6-ю башнями: Житней, Усовой, Водовозной, Красной, Северо-восточной, Северной. В последней расположено небольшое кафе, а за ее стеной находится смотровая площадка. Также недалеко от Северной башни расположен монастырский магазинчик. Центральную часть территории занимают собор Рождества Богородицы, Троицкая церковь, Казанский трапезный храм и Преображенская церковь со звонницей. Возле Житней башни имеется Дворец царя Алексея Михайловича с медпунктом и церковной лавкой, а также келейный корпус. Между Усовой и Водовозной башней находится большое Братское здание, а поперек к нему располагаются Царицыны палаты.
Как добраться
До монастыря можно добраться своим автомобилем или на автобусе. Вблизи комплекса находится остановка «Дом отдыха Министерства обороны». Сюда идут автобусы как из Звенигорода, так и из Москвы:
Чтобы доехать из Москвы до монастыря на своем авто, следует выезжать по Новорижскому шоссе, а затем на развязке свернуть налево на трассу А-107 в направлении Звенигорода. Двигаясь по дороге через город, нужно свернуть направо на Московскую улицу, проехать до ее конца и съехать на улицу Фрунзе, которая переходит в Ратехинское шоссе. Оно приведет к развилке с указателем, где написано, куда нужно свернуть, чтобы добраться до монастыря.
Также добраться до места назначения можно на такси. Для этого следует воспользоваться услугами компаний «Яндекс. Такси», «Максим», Gett, Uber.
Экскурсия в Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Расписание богослужений
Контакты
О монастыре
Расписание богослужений
25/07
Новости монастыря
Митрополит Каширский Феогност освятил храм прп. Сергия Радонежского в звоннице Саввино-Сторожевского монастыря
Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1998)
В мобильном приложении монастыря появилась возможность заказать требы
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства братией Саввино-Сторожевского монастыря
На совещании ответственных за информационную работу в монастырях обсудили тему присутствия монашествующих в социальных сетях
Паломническая служба монастыря
Паломническая служба монастыря
Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте palomnik-ssm@mail.ru
Маршрут № 1
Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности).
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.
Продолжительность экскурсии 1,5 часа.
Маршрут № 2
Продолжительность экскурсии 4 часа.
Правила поведения на территории обители и скита:
Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.
Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:
Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.
Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.
Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.
Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:
6.00 — братский молебен
8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве
17.00 — вечернее богослужение
По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.