рождение киевской руси крещение руси
Крещение Руси
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Рождение Киевской Руси
Тема: «Принятие Русью Христианства и его влияние на историческую судьбу России»
План
1. Рождение Киевской Руси. 3
2. Выбор религии, наиболее подходящей для Руси. 5
4. Последствия принятия христианства на Руси. 11
Список использованной литературы. 19
Введение
IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.
Целью написания реферата является изучение процесса принятия Русью Христианства и влияние этого события на историческую судьбу России.
В ходе написания реферата мною решались следующие задачи: 1) дать краткую характеристику предпосылок принятия христианства на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие на выбор религии; 3) рассмотреть процесс крещения Руси; 4) дать краткий анализ влияния принятия Русью Христианства на историческую судьбу России.
То, что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Однако подлинное ее значение гораздо глубже, чем просто религиозная реформа. Изучение данного вопроса актуально в связи с тем, что принятие Русью Христианства повлияло на историческую судьбу России. Анализ значения данного события для России поможет осмыслить особенности ее исторического развития.
Рождение Киевской Руси
В течение VI-VIII веков сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – Киева – ученые стали впоследствии называть его «Киевская Русь».
Объединение восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними потребностями. Однако осуществилось оно благодаря активной деятельности древнерусских князей династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882год, когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать годом образования Древнерусского государства.
В 980 году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы.
Чтобы укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управления своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.
Проблему объединения союзных племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах» всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер.
Однако этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло. Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно было взять в Византии.
Таким образом, в начале IX в. с разложением первобытнообщинного строя и возникновением классового общества и феодального государства языческие политеистические верования восточных славян пришли в противоречие с интересами класса феодалов, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на Руси (Киевская Русь), нужен был общегосударственный религиозныйкульт, одна монотеистическая религия. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Россия в мире. 10 класс
Конспект урока
Конспект урока № 10
по предмету «Россия в мире» для «10» класса
Тема: Возникновение государства Киевская Русь. Крещение Руси
1. «Повесть временных лет».
2. Роль природно-климатического фактора на хозяйственную деятельность.
3. Первые государства Восточной Европы.
4. Восточные славяне в VIII–IX вв.
5. Происхождение и крещение Руси.
Волжская Булгария – историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне реки Кама.
Хазарский каганат – средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами.
Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
«Повесть временных лет»
«В лето 6370 (862) изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род народ, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси. Сказали Руси, чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю Русь. И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Так как же шло образование Руси?
Роль природно-климатического фактора.
Природно-климатический фактор оказывает значительное влияние на становление любого государства: определяет тип хозяйственной деятельности, способствует или препятствует развитию определенных общественных отношений, формирует менталитет народа. В Восточной Европе по сравнению с Западной условия для жизни менее благоприятные: более суровый климат с морозной зимой и засушливым летом.
В ландшафтном отношении территория Восточной Европы в первую очередь разделялась на лес и степь. Зародившееся в лесостепной полосе Среднего Поднепровья еще в середине IV тыс. до н. э. земледелие постепенно проникло в зону лиственных и смешанных лесов. Развивалось подсечно-огневое и пашенное земледельческое хозяйство. Но степные земли, более плодородные, чем лесные, занимали кочевники-скотоводы. Борьба между кочевниками и земледельцами негативно влияла и на тех и на других, затрудняла развитии народов Восточной Европы.
Днепр, Дон, Волга, Ока служили основными торговыми и культурными магистралями между восточноевропейскими племенами и народами. На берегах крупных речных путей и зародились первые государства Восточной Европы.
Первые государства Восточной Европы
В Северном Причерноморье еще в VII в. до н.э. появились первые греческие колонии, которые были уничтожены в эпоху Великого переселения народов. Господство в причерноморских степях от сарматов перешло сначала к переместившимся сюда с побережья Балтийского моря германоязычным готам (III в.), затем – к гуннам (сер. IV–V в.), после них, в VI в. – к аварам. Распад Аварского каганата в 30-х гг. VII в. привел к образованию в Приазовье сильного протоболгарского союза племен.
В VI в. в евразийских степях началась смена языков. Большую роль в этом процессе сыграло образование Тюркского каганата, существовавшего с середины VI до середины VIII в.
Упоминаемые в «Повести временных лет» восточнославянские племена – поляне, древляне, волыняне и дреговичи – занимали лесостепь и лесную часть днепровского правобережья; белые хорваты, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра и Южного Буга; северяне и радимичи – днепровское левобережье; вятичи – бассейн верхнего течения Оки; кривичи – территорию по верхним течениям Днепра, Волги и Западной Двины и Псковщину; словене ильменские – территорию к югу от Ладожского озера, к западу – до Чудского и на восток – почти до озера Белого. Расселение славянских племен проходило не одновременно и, видимо, разными путями. Археологические материалы свидетельствуют, что славяне осваивали новые земли, как правило, не вытесняя с этих территорий более ранних поселенцев – балтские и финно-угорские племена.
В середине VII в. на территории Восточной Европы возникло сильнейшее государство – Хазарский каганат. Он контролировал территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также лесостепи и степи всей Восточной Европы до Днепра. Столица города находилась в устье Волги в городе Итиль.
Еще одним тюркским государством в Восточной Европе стала Волжская (или Волжско-Камская) Булгария, первоначально платившая дань хазарам.
Восточные славяне в VIII–IX вв.
О жизни славян в древности нам известно из «Повести временных лет», в которой особенно подробно описана история восточнославянских племен накануне их объединения.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В северных, лесистых районах основной системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были топор, соха. В южных, степных районах ведущей системой земледелия был «перелог». Основным орудием труда был плуг. В меньшей степени славяне занимались и скотоводством, охотой, бортничеством. Развивались у них и ремесла: кузнечное, гончарное, ткацкое и другие.
Через Русь проходили торговые пути «из варяга в греки» и Великий Волжкий путь.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная (соседская) община. Общинников теперь объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. В этих условиях возрастали хозяйственные возможности и власть вождей и племенной знати. Вече – собрание свободных членов племени постепенно теряло свое значение.
Древние славяне были язычниками, у которых сложился свой пантеон богов. Самыми древними богами считаются Перун, Велес и Мокошь.
У восточных славян сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, главным из которых была кровная месть.
В первой половине IX в. вдоль торгового пути «из варяга в греки» сложилось два центра государственности восточных славян: на севере вокруг Новгорода и на юге вокруг Киева.
Согласно «Повести временных лет», в 862 году жители Новгорода пригласили на княжение правителя, сказав: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулся варяжский князь Рюрик с братьями.
Летописное призвание Рюрика легло в основу норманнской теории, согласно которой восточные славяне оказались не способны создать государство. Её противники в свою очередь создали антинорманнскую теорию, в основе которой убеждение, что государственность вызревала у восточных славян задолго до появления норманнов.
После смерти Рюрика варяжские дружины возглавил Олег, совершивший успешный поход на Киев в 882 году. Он объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь» и, объединив большинство восточнославянских племен, правил ими до своей смерти в 912 г. Так в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано Древнерусское государство (его называют также Киевской Русью).
В 907 и 911 годах князь Олег совершил походы на Царьград (Константинополь), вынудив византийского императора подписать выгодные для Руси торговые договоры. Отныне русские купцы могли торговать на рынках византийской столицы без уплаты пошлин.
После смерти Олега власть получил сын Рюрика Игорь (912–945). При отсутствии письменных законов и налогов государственная власть великого князя была нестабильной. Великий князь киевский сам лично должен был собирать дань с союзов племен, которые его дружина оберегала от враждебных соседей. Часть дани продавалась купцам, которые везли меха, мед, воск в Византию.
Чтобы отстоять торговые привилегии, добытые для Руси Олегом, Игорь дважды (в 941 и 944 гг.) ходил походом на Константинополь, но оба раза обернулись неудачей. Достаток князя теперь зависел в первую очередь от размеров дани. Игорь жестоко обирал подвластные племена, за что и был убит в результате восстания древлян в 945 г.
Киевскую Русь возглавила жена Игоря княгиня Ольга (945-969 гг.), сумевшая укрепить авторитет великокняжеской власти.
Ее сын Святослав (945–972) больше внимания уделял внешней политике, чем управлению государством. Наиболее важными соседями для Древнерусского государства были Византийская империя на юго-западе и Хазарский каганат, который стремился помешать торговле русских купцов, на юго-востоке. Для обеспечения внешнеполитических и торговых интересов Руси Святослав в 964–967 гг. совершил сокрушительный поход против Хазарии. В результате многие племена были освобождены от дани, союзная хазарам Волжская Булгария разорена, хазарские войска разбиты, а сам каганат практически уничтожен. Для русских купцов был открыт Волжский торговый путь.
Затем Святослав с дружинами отправился на Балканы. Сначала он был союзником византийского императора и вместе с его войсками разгромил Дунайскую Болгарию, пленив её царя. Но потом вознамерился сам стать правителем на Дунае и начал войну с империей. В 971 г. после битвы при Доростоле между империей и Русью был подписан мирный договор, согласно которому Святослав с дружиной покидал Дунай и возвращался в Русскую землю. Однако по дороге на днепровских порогах князь был убит печенегами, подкупленными византийцами.
При князе Владимире Святославиче (980–1015) оформление государственной территории Древней Руси в основном завершилось. Подвластные земли нуждались в защите. С этой целью при Владимире была возведена система мощных оборонительных сооружений, протянувшихся на десятки километров вдоль южных границ.
К концу X в. Древнерусское государство объединило почти все восточнославянские племена, нуждающиеся в прочной духовной основе.
С давних времен известны единичные случаи обращения славян в христианскую веру, среди которых и княгиня Ольга. Однако её сын Святослав принять крещение отказался. Поначалу и Владимир был верен язычеству.
В 980 году возле Киева по приказу Владимира было воздвигнуто капище, где было установлено пять идолов различным славянским богам. Так он хотел создать единый пантеон богов, который бы духовно сплотил восточнославянские племена. Однако его ожидания не оправдались.
Язычество не отвечало задаче этнического и политического сплочения страны под властью Рюриковичей, а также упрочения внешнеполитического положения государства, граничившего со странами и народами, давно принявшими монотеистическую религию.
Согласно «Повести временных лет» крещение Руси состоялось в 988 году. Принятие христианства обеспечило консолидацию русского общества, способствовало развитию на Руси грамотности, и культуры в целом, расширило связи с Византией. Именно через византийскую христианскую традицию Русь познакомилась с наследием Античности. Церковь освящала авторитет и значение княжеской власти, олицетворяющей единство Русской земли.
Формирование Древнерусского государства явилось результатом длительного процесса социально-политического и территориального объединения восточнославянских племен. Принятие христианства по византийскому образцу сделало Русь частью православного мира.
Теоретический материал для углубленного изучения:
«Широко бытует представление, что государство – это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными группами (другими классами, сословиями и т. п.). Возникшее под влиянием марксизма, это определение не вполне точно передает представления самих К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве. Появление государственных структур основоположники марксизма связывали прежде всего с выполнением общественно значимых функций (например, на Востоке это была организация орошения) и защитой от внешних врагов. Лишь со временем этот орган защиты общих интересов от внутренних и внешних нападений начал приобретать самостоятельность по отношению к обществу, становясь органом одного класса. Таким образом, изначально государственные структуры могли не иметь классового содержания».
А. В. Шубин «История России»
1. Расположите на ленте времени следующие события.