ростовский кремль церковь спаса на сенях
Церковь Спаса на Сенях
Церковь Спаса на Сенях Пушистость
Митрополит Иона, основатель Ростовского кремля, считал свою домовую церковь Спаса на Сенях центром духовной жизни всей епархии. Ее построили в 1675 г., о чем сообщает надпись на сохранившемся кресте. Дважды храм сгорал, но его восстанавливали, а в конце 18 века архиерейскую кафедру перевели в Ярославль, богослужения прекратили, в помещении хранили соль и бочки с вином. Спустя столетие обветшалое здание пытались отреставрировать и вернуть церкви, но грянула революция. В 1919 г. его передали музею, однако завершили восстановление только после войны.
Что посмотреть
Храм Спаса на Сенях прекрасно виден с озера Неро. Архитектура необычна, барабан с 6 узкими окнами стоит на высоком четверике с восьмискатной крышей. В моленном зале — постоянный полумрак, контрастирующий с ярко освещенным куполом.
Главная художественная ценность храма — росписи, сделанные в 1675 г. ярославской живописной артелью, имена художников сохранились в жалобе царю на митрополита Иону, переманившего мастеров. Даже иконостас выполнен в виде фрески: в центре нарисованы «Тайная вечеря» и шестоднев — история сотворения мира. Солея, возвышение перед алтарем, украшена аркадой с деисусом — рядом икона с Христом в окружении Богородицы и Иоанна Крестителя.
Практическая информация
Местонахождение: Ростов Великий, кремль.
Время работы: с 1 мая по 1 октября ежедневно 10:00 до 17:30. Цена единого билета для посещения всех экспозиций музея — 650 RUB, экскурсия по стенам кремля с посещением церкви Спаса на Сенях — 150 RUB. Цены на странице указаны на март 2021 г.
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА СЕНЯХ
в Ростовском кремле
Церковь Спаса на Сенях была возведена в 1675 году и являлась домовой церковью ростовских архиереев.
Возведена на высоком подклете, оригинальна своим восмискатным покрытием. Необычен единственный в своем роде интерьер церкви с аркадой, опирающейся на золоченые столбы. Вход в церковь ведет с большого гульбища, соединяющего храм с бывшими жилыми покоями митрополитов.
В центральном куполе изображено « Отечество», в барабане 6 архангелов с зерцалами и пророки в медальонах со свитками пророчеств. На парусах, имеющих здесь форму креста, крупные по масштабу фигуры евангелистов. На сводах и в люнетах стен основные евангельские события. Стены разбиты разгранками на шесть неодинаковых по ширине ярусов ( от 1,5 до 2 м). В трех верхних в 27 клеймах иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Два верхних сюжетных яруса, начинающиеся на высоте верхней части солеи, посвящены теме « Страстей Христовых». Нижний шестой ярус орнаментальный. Он состоит из узкого фриза и широкого подзора. Цикл « Страстей « написан с большим патетическим чувством, особенно сцены « Приведение к Пилату», «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу». Драматизм величайших евангельских событий, в которых можно усматривать намеки на «неправедный суд» над патриархом Никоном, художники передали через величественные, полные внутренней силы и душевной стойкости образы.
Одна из лучших композиций стенописи — «Страшный суд» — занимает всю западную стену. Знаменщик прекрасно справился со своей задачей, мастерски разместив на плоскости высокой стены все многочисленные атрибуты и сцены этого христианского сюжета, известные в русских иконописных подлинниках. Он построил сложную композицию по вертикали и 5 горизонтальным осям. Плавными и певучими ритмами, гармоническим распределением цветовых пятен он добился композиционного и декоративного единства, благодаря которому картина легко воспринимается и в целом, и по частям.
На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса — Деисус — повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны « История Троицы», а с северной « Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе « О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене « Сотворение мира невидимого».
В конхе жертвенника « Христос закланный Агнец», в своде « София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды « Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене « Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника « Распятие» и «Семь таинств». В абсиде Герасим иже на Иордане, Никон Новгородский, Димитрий Прилуцкий, Иоанн Рыльский, Федор Едесский, Дионисий Новгородский, Федор Студит, Харитон исповедник, Симеон Столпник. На откосах окна Алексей Человек Божий и Федор Стратилат, мученик Дмитрий и Исидор Блаженный. На западной стене дьяконника « Похвала Богородицы».
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Церковь Спаса на Сенях в Ростовском кремле
Текст статьи составлен на основе книги Никитина Т.Л Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом, Москва, Северный паломник, 2002.
К югу от Самуилова корпуса находится церковь Спаса на Сенях — одно из интереснейших сооружений кремля. Построенная в 1675 году, она служила личной церковью митрополита Ионы. Прежде здесь была деревянная церковь, стоявшая на стенах каменных палат XVI века. Фасады храма трудно обозреть с ближних точек зрения. Хорошо видна только верхняя часть храма – барабан с главой, то есть самое важное и самое высокое здание ансамбля оказывается самым незаметным.
Домовая церковь митрополитов сооружалась с особенной любовью. На всех кремлевских церквях были поставлены простые железные кресты, а на Спасе – позолоченный. Спас на Сенях стоит на высоком подклете рядом с Белой палатой, и раньше особыми переходами соединялась с жилыми палатами митрополитов. Это самый удивительный храм Кремля.
У храма непростая судьба (впрочем, как и у всего архитектурного комплекса). Несколько раз храм страдал от пожаров; после переноса архиерейской кафедры в Ярославль, Спас на Сенях, как и все кремлевские храмы, остался без богослужений и был отдан под склад соли и вина. Так что не только в советское время пренебрегали храмами. Реставрация началась лишь в конце XIX веке, после визита великих князей в Ростов и личного распоряжения государя. До революции кремлевские здания имели музейный статус, а богослужения проводились периодически, после революции тут открыли краеведческий музей. В 1953 году после сильнейшим смерчем снесло главку церкви Спас на Сенях. Реставрация проходила в конце 50-хгг. прошлого века и вернула храму первоначальный вид, а в 90-х годах были восстановлены храмовые росписи, которые теперь поражают зрителя. Состояние настенной росписи храма весьма хорошее. Кроме всего прочего реставраторы извлекли из стен тысячи железных гвоздей и заменили их керамическими. Образцы этих железных и керамических гвоздей представлены в витрине у южной стены церкви.
Наружный вид церкви очень будничный, сдержанный. Единственный купол высоко стоит над гражданскими постройками этой части Кремля. Стена ничем не украшена – только чуть намеченные пилястры, карнизы и пояс арочек. Наличники окон тоже очень скромные. В отличие от других храмов Архиерейского двора, в архитектуре Спаса на Сенях преобладают формы, которые к XVII веку устарели и почти не употреблялись – это одноглавие, пощипцовое покрытие, крещатый свод.
По контрасту с внешним видом поражает пышная красота интерьера. Сама церковь и вход в нее – низкий сводчатый коридор, глубокая ниша с потемневшим образом, железная дверь с огромным замком – все это сохранилось с XVII века. Интерьер делится на три части: алтарь, солея (возвышение перед алтарем) и пространство для молящихся. В храме 24 окна. Фресковая роспись храма посвящена Христу.
Интерьер
Интерьер изначально был задуман несоразмерным человеку. Пол алтарной части и граница между ярусом «полотенец» и сюжетными росписями – почти на уровне человеческого роста. Световое отверстие в центре свода небольшое, отчего свод кажется еще выше, и где-то высоко-высоко в куполе видно изображение Бога Отца. Высота фигур стенописи нижнего яруса выше человеческого роста. Внутреннее убранство Спаса на Сенях уникально.
Алтарь. Иконостас. Солея
Значительную площадь храма занимает высоко поднятая солея (возвышенная часть перед алтарем). Она отделяется от остальной части храма мощной и богато украшенной аркадой на золоченых столпах. На солею ведет лестница из восьми ступе-ней. Сам алтарь тоже приподнят. Такое решение часто объясняют желанием Ионы Сысоевича возвысить себя над народом, но это вряд ли так. Ведь на высокой солее во время службы стоял не только митрополит, но и весь клир. И даже хор. Скорее всего, символика тут иная: она отражает идею превосходства духовного начала над мирским, идею отрешения от мирской суеты для божественной службы.
Вообще, устройство храма насквозь символично, поэтому странно было бы интерпретировать архитектурные формы иначе, как через выявление их иносказательного смысла. Поэтому, вероятно, восемь ступеней солеи прямо указывают на райскую символику алтаря, к которому они ведут, поскольку число 8 символизирует рай. Кроме того, это число указывало на принадлежность Спасской церкви самому Ионе, поскольку митрополитов в XVII веке поставляли на особом возвышении-амвоне, имевшем восемь ступеней.
Непривычное отсутствие высокого резного иконостаса возвращает нас к древней византийской храмовой традиции, которая возродилась после изданной в 1656 году по указу патриарха Никона книги «Скрижали», в которой были символически растолкован смысл алтарной преграды.
Галерея необычной конструкции перед амвоном также расписана. Она отделена от церкви двойным рядом золоченых арок, над которыми написаны головки херувимов с раскрытыми крыльями (именно таких В.М.Васнецов воссоздал позже во Владимирском соборе Киева). Аркада действительно выполняет роль преграды для непосвященных, подобно тому как алтарная стена закрывает алтарь.
Роскошное оформление царских врат, великолепие солеи, пышные паникадила перед иконами – все это свидетельствует о наивысшем месте храма в иерархии церквей кремля. К сожалению, неизвестен порядок службы в этих храмах, а ведь, возможно, архитектурные особенности определялись и каким-то специальными богослужебными функциями.
Аркада солеи, закрывая собой от молящихся иконостас, одновременно частично его как бы и замещает – на арке имеется подобие деисуса (молитвенное предстояние перед Христом). Изображение Иисуса Христа с расположенными по сторонам от него Богоматерью и апостолами, размещенное на лицевой поверхности стенки над аркадой солеи, отсылает к евангельскому пророчеству о том, что в день Страшного суда Христос с апостолами будет судить «двенадцать колен израилевых», то есть все человечество.
Картина Страшного суда разворачивается напротив, на западной стене храма: образы судей и судимых, по воле заказчика росписи митрополита Ионы, соотносятся друг с другом с предельной наглядностью.
Как водится, фрески алтарной части нам не доступны, они описаны в книге Никитиной Т.Л. «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом» (М., 2002), книжка продается в сувенирном магазине музея. Собственно, вся информация о храме взята мною из этой книги. Исследуем основное пространство храма, которое доступно в летний сезон всем. (Зимой храмы закрыты)
Купол и своды
В куполе храма Господь Саваоф. Как уже было казано, создателям храма был необходим визуальный эффект максимальной высоты купольного пространства, что и было достигнуто. Поэтому рассмотреть что-либо на куполе невооруженным взглядом довольно сложно, фотоаппараты тоже не берут. Главная идея росписи купола – Троица, правда, три ипостаси – Бог Отец, Бог Сын и Святой дух расположены в разных зонах купола.
Схема росписи купола.
1.Евангелист Иоанн. 2.Евангелист Матфей. 3.Евангелист Марк. 4.Евангелист Лука. 5. Воскрешение Лазаря.6.Вход в Иерусалим. 7.Распятие. 8.Снятие с креста.9. Положение во гроб. 10.Сошествие во ад. 11.Уверение Фомы. Явление ангела женам-мироносицам. Апостол Петр у пустого гроба. 12. Явление Христа Марии Магдалине. Исцеление расслабленного.13.Господь Саваоф.14.Беседа Христа с самарянкой.Исцеление слепорожденного.15.Сошествие Святого Духа на апостолов.16.Вознесение.
Сразу обращают на себя внимание очень крупные (уникальные в этом смысле) изображения евангелистов. Таким образом усиливается тема благой вести миру и значение апостольской проповеди.
Южная и северная стены
На южной и северной стенах пять ярусов стенописи. Сюжеты – земная жизнь Христа.Тут два цикла. Деяния Христа (проповеди, беседы с учениками, прения с фариесями, чудеса, исцеления) занимает верхние три яруса, Страсти (страдания)Христа – нижние два. Среди сюжетов нет ни одной притчи или иносказания, а также отсутствует история Иоанна Предтечи. Композиции последовательно иллюстрируют текст Евангелия от Матфея. Одни композиции довольно компактны, другие, соединяются с соседними и превращаются в целые фризы. Например, «Исцеление больных у моря Галилейского» и «Умножение хлебов» на южной стене.
Неравнодушны художники к изображению архитектурных деталей и интерьеров. Внутри зданий изображаются полы с узорными плитками, используется перспектива. Возможно, это влияние западно-европейской гравюры, с которой были знакомы живописцы. Последняя сцена деяний на южной стене – «Изгнание торгующих из храма». Вся северная стена посвящена беседам, поучениям, наставлениям.
Композиции Страстного цикла в нижних ярусах легче рассмотреть, фигуры тут крупные, роспись производит сильное впечатление. В цикл включены наиболее значимые сюжеты, действие очень динамично. «Читать» цикл начинаем с южной стены, потом переходим на северную.
Схема расположения фресок на южной и северной стене.
На южной стене:
Целое море голов, остроумно нарисованное, изображает воинов Пилата и иудейскую толпу. Сам Пилат представлен в пестрых одеждах, что подчеркивает его власть и язычество.
На северной стене:
То что последней ценой оказывается «Распятие», кажется странным – история как будто не завершена. Поэтому зритель невольно ищет ее окончание и поднимает взгляд на свод храма, где и находит продолжение («Снятие с Креста» и последующие события) То есть невольно от земного нас направляют к небесному, от видимого к символическому и умозрительному.
«Страшный суд»
По центральной оси расположены ключевые сюжеты, каждый из которых является ядром горизонтальной композиции своего яруса.
Ниже престола – рука Божия с судными весами. Если приглядеться (лучше в бинокль или хорошую фотооптику), то видно, что ладонь руки наполнена маленькими человечками –это души праведных. Рядом надпись: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется им мука».
По правую руку от Христа изображены праведники. Они чинно, в строгом порядке предстоят Христу. Ближе всех к Нему цари, потом праотцы, пророки, мученики и святители, среди которых выделяется иерарх с округлой бородой, в митре.
Вдоль левого края композиции прямо над райскими вратами изображены фигуры монахов, которые на крыльях, словно ангелы, взлетают на небеса. Их встречает ангел, с золотыми венцами. Это изображение контрастно сцене низвержения бесов, ибо монашеский образ жизни подобен ангельскому житию – это самый верный путь к спасению, в то же время монах постоянно осознает себя наибольшим грешником, поэтому для монашествующих вопрос о загробной участи души всегда был очень важен. Кроме того, существовало мнение, что Страшный Суд настанет только тогда, когда святые праведники заполнят на небесах место, освободившееся после падения станы и всех, кто был с ним. Поэтому в композиции подчеркнута связь между падением бесов и вознесением монахов. В то время, когда создавалась фреска – во второй половине XVII века – вопрос о конце света был крайне актуален на фоне сложной политической и церковной жизни, в этих событиях видели свершение апокалиптических пророчеств.
По левую руку от Христа изображены нестройная толпа грешников. Заметим, насколько чинно и аккуратно выстроились праведники, настолько бестолково и хаотично грешники. Это собрание разных народов. Ближе всех к престолу Судии евреи, которым указывает на Христа Моисей. Ниже европейцы, затем азиаты и «арапы». Кроме одежды, которой различаются народы, художник пытается передать и физиогномику типов – узкие глаза и широкие скулы азиатов, темные лица «арапов».
Сюжет с грешниками предельно декоративен, занимателен, что, конечно, должно было привлекать внимание зрителей, кроме того, именно в этом сюжете художник имел возможность изобразить окружающую его действительность. Но этих «красивых» грешников сопровождает тем не менее невеселая надпись: «Идут сии в муки вечные». Возникает противоречие между приподнятым настроением изображения (разнообразные лица, красивые одежды) и непреклонностью приговора – всех в ад. Возможно, это отражение представлений о суетности мира и тщете жизни эпохи барокко. Впереди всех, прочем, в ад идут люди в монашеских одеждах – этакое монашеское самоосуждение.
Весь нижний правый угол фрески занимает бушующее адское пламя. В этом огне на страшном звере сидит сатана, на коленях он держит душу Иуды, в руке которого мешочек с серебряниками. В адский огонь попадают и бесы, которых низвергает сюда Архангел Михаил. Из пасти зверя выходит змей, его тело – это путь загробных мытарств души. На теле змея кольцеобразные утолщения, у которых стоят бесы. Рядом написаны названия грехов.
В центре нижней части композиции мы видим круг с изображением четырех зверей, рядом с ним фигуры ангела и пророка Даниила, видения которого содержат много сюжетов, близких Страшному суду. Это огненная река, четыре трубящих ангела из сцены воскресения мертвых, четыре зверя.
Интересно, как противопоставлены два круга в композиции Страшного суда: нижний с «Вавилонским зверем» (преходяшие земные царства) и верхний с Христом-Судией – царство грядущее.
Схема изображений фрески «Страшный суд» (из книги Никитиной Т.Л. «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», М, 2002)
Церковь Спаса на Сенях
Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом.
История и реставрация церкви Спаса на Сенях.
С использованием материалов из книги «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Книгу можно приобрести, посетив Ростовский Кремль в Ростове Великом.
Оглавление
Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома — архитектурного ансамбля 70-80-х годов XVII века, более известного сейчас под названием «Ростовский кремль». По замыслу создателя этого ансамбля — ростовского митрополита Ионы — церковь Спаса входила в комплекс важнейших парадных построек: центрального корпуса Митрополичьих палат (ныне «Самуилов корпус») и парадной трапезной (Белая палата).
Датой постройки церкви Спаса на Сенях считается 1675 год. Эта дата упоминалась в надписи на храмозданном кресте, еще сохранявшемся в церкви в XIX веке: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при Великом Государе Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея России, и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском. Освятил его сам Иона митрополит со всем освященным собором». Церковь была освящена в честь Нерукотворного образа Спасителя. Одно из древнейших известий о церкви Спаса на Сенях содержится в описи Ростовского Митрополичьего дома, составленной в 1691 году, вскоре после смерти митрополита Ионы. В этом документе был кратко охарактеризован наружный вид церкви и подробно описано ее внутреннее убранство.
В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
Другой крупный пожар Архиерейского дома, случившийся в 1758 году, вновь уничтожил покрытие церкви. После этого пожара в Ростов был прислан архитектор Сергей Ухтомский с указанием составить проекты новой застройки погорелых мест в городе и восстановления Архиерейского дома. Проектные предложения Ухтомского имели целью обеспечить в будущем пожарную безопасность зданий, для чего предполагалось заменить на всех церквах деревянные кровли несгораемыми металлическими покрытиями по металлическим же кровельным конструкциям. Осуществление этого проекта стало для архиерейского дома столь экономически затруднительным, что работы по сооружению металлических покрытий затянулись на десятилетия. Вскоре после пожара на церкви была вновь спешно устроена деревянная кровля. Лишь в 1781-1783 годах церковь Спаса на Сенях получила металлическое покрытие, конструкции которого были выполнены из кованого железа сибирских заводов.
В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. После этого церковь Спаса на Сенях, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения, а помещения под ней переданы в гражданское ведомство и отданы под соляные и винные склады.
Уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Оставались без ремонта кровли и фундаменты, сырость разрушала кирпичную кладку стен и сводов, содержатели помещений в подклетах замуровывали окна, подтесывали арки и своды, выпиливали железные связи. Путешественники, посещавшие в эти годы Ростовский кремль, не раз с сожалением писали о бедственном положении его древних зданий. Наиболее известны заметки графа М.В. Толстого, передавшего свои впечатления в книге «Святыни и древности Ростова Великого». Наконец, в 1850 и 1851 годах бывший Архиерейский дом удостоился посещений августейших особ — великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича и будущей императрицы Марии Александровны. Высокие посетители, обратив внимание на ветхость замечательных по своему зодчеству церквей и палат, выразили желание видеть их обновленными.
В 1852 году по распоряжению государя в Ростов прибыл для осмотра зданий Кремля директор духовно-учебного управления статский советник Карасевский. Как сообщает А.А. Титов, это было откликом на прошение ростовских граждан о возобновлении митрополичьего дома и об открытии в нем духовного училища. По представлении Карасевским подробного отчета о состоянии построек последовало высочайшее повеление о передаче всех кремлевских зданий в церковное ведомство и вслед за тем указ Синода об их обновлении соответственно их древнему назначению. По оценке Карасевского, церковь Спаса на Сенях «так же, как и церковь Воскресения, имеет трещины в стенах и требует поправок».
В 1 860-е годы по инициативе ростовского купца И.И. Хранилова и с благословения ярославского архиепископа Нила церковь была частично отремонтирована на средства ростовского купечества и освящена 6 августа 1865 года. Однако возобновление церкви ограничилось, в основном, устройством новых кровель и обновлением стенописи. Между тем, многолетнее использование нижних этажей церкви в качестве погребов и соляных складов привело к значительным повреждениям и трещинам в кладке стен и сводов. Поэтому, несмотря на произведенный И.И. Храниловым ремонт, состояние церкви оставалось аварийным.
Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
Обследование церкви Спаса на Сенях, предпринятое в 1888 году, показало, что церковь «дала значительную осадку, и эта осадка увлекала за собою смежные с церковью здания Отдаточной палаты и переходов; стены дали широкие трещины; деревянная лестница у старинного крыльца. обрушилась; подпружныя и подпорчатыя арки и их пилоны, на которых прежде покоились древние каменные переходы, покрытые чугунными плитами, развалились».
В 1891-1892 годах был произведен ремонт подклетных помещений, а в 1893 году работы развернулись в здании храма. Томский купец В.И. Королев, уже вписавший к тому времени свое имя в историю восстановления Кремля крупным пожертвованием на реставрацию Белой палаты, перевел кремлевской Комиссии двенадцать тысяч рублей на восстановление церкви Спаса на Сенях. При этом он поставил условие, чтобы в память о жертвователе в храме была поставлена икона его святого покровителя — князя Всеволода Псковского, в день именин совершался молебен о здравии благотворителя, а после его смерти — панихида. Кроме того, в условии Королева оговаривалось создание доски с памятной надписью. Такая доска по решению Комиссии была заложена в южную стену храма.
«Капитальные стены в храме и своды в алтаре и ризнице прочно вычинены чрез сквозную проборку кирпичем на цементе; оторвавшийся северо-восточный угол у алтаря связан со стенами посредством скрепления железными перевязями. заделанные в новейшее время оконницы как в храме, так и в подвалах освобождены от этих заделок», — сообщается в отчете Комиссии о реставрации церкви Спаса на Сенях. Мстерский художник В.В. Лопаков с пятью помощниками возобновил в храме нижние ярусы стенописи и отреставрировал местные иконы.
В ходе реставрации возник вопрос о форме первоначального покрытия церкви. И.А. Шляков считал, что четырехскатное покрытие здесь, как и в других кремлевских церквах, было изначальным. По мнению архитектора A.M. Павлинова, древнее покрытие церкви было трехлопастным. Автору проекта Н.В. Султанову удалось установить, что первоначально церковь Спаса на Сенях имела восьмискатное пощипцовое покрытие. Тем не менее реставрацию покрытия кремлевской Комиссии осуществить не удалось, и оно еще долгое время оставалось четырехскатным.
После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником». Кремлевские церкви, имея музейный статус, были освящены и готовы для богослужения, а в штате музея имелась должность священника кремлевских церквей. Однако службы совершались главным образом в церкви Григория Богослова, которая считалась домовым храмом музея, а в других церквах служили только в исключительных случаях. После революции 1917 года Ростовский Музей Церковных Древностей изменил свое название и статус, став краеведческим музеем. В 1919 году в его ведение были переданы все кремлевские церкви с находившимся в них имуществом. В этот период интерьер церкви Спаса на Сенях был закрыт для посетителей, а помещения в подклете сдавались музеем в аренду.