ростовщичество в ветхом завете
Ростовщичество в ветхом завете
Говорят о еврейском вопросе; но в сущности все дело сводится к одному факту, вызывающему вопрос не о еврействе, а о самом христианском мире. Этот факт может быть выражен и объяснен в немногих словах. Главный интерес в современной Европе — это деньги; евреи мастера денежного дела, естественно, что они господа в современной Европе. После многовекового антагонизма христианский мир и иудейство сошлись наконец в одном общем интересе, в одной общей страсти к деньгам. Но и тут между ними оказалось важное различие в пользу иудейства и, к стыду мнимо-христианской Европы, различие, в силу которого деньги освобождают и возвеличивают иудеев, а нас связывают и унижают. Дело в том, что евреи привязаны к деньгам вовсе не ради одной их материальной пользы, а потому, что находят в них ныне главное орудие для торжества и славы Израиля, т. е, по их воззрению, для торжества дела Божия на земле. Ведь кроме страсти к деньгам у евреев есть и другая еще особенность: крепкое единство всех их во имя общей веры и общего закона. Только благодаря этому и деньги идут им впрок: когда богатеет и возвеличивается какой-нибудь иудей — богатеет и возвеличивается все иудейство, весь дом Израилев. Между тем, просвещенная Европа возлюбила деньги не как средство для какой-нибудь общей высокой цели, а единственно ради тех материальных благ, которые доставляются деньгами каждому их обладателю в отдельности. И вот мы видим, что просвещенная Европа служит деньгам, тогда как иудейство заставляет служить себе и деньги, и преданную деньгам Европу. Современные отношения передовой Европы к иудейству представляют собою как бы пародию одного пророческого образа: десять иноверцев хватаются за полу одного еврея, чтобы он ввел их — но не в храм Иеговы, а в храм мамонны; а до Иеговы им так же мало дела, как и до Христа.
Ростовщичество
Ростовщи́чество — деятельность, связанная с предоставлением займов с целью получения прибыли.
Каково было отношение к ростовщичеству во времена Ветхого Завета?
В ветхозаветный период закон запрещал иудеям одалживать деньги в рост нуждавшимся братьям. Однако, устанавливая это требование, Бог не говорил, что его действие распространяется на любые случаи займов, на все времена. Речь вообще не шла о запрете на ростовщичество как таковое.
Скажем, в Книге «Левит» данный запрет обусловлен бедностью заёмщика и видами добрососедства: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою» ( Лев.25:36 ).
А в Книге «Второзаконие» прямо прописано то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» ( Втор.23:19-20 ).
Тем не менее, этот род деятельности среди Израиля не слишком приветствовался. Так, в Книге пророка Иезекииля между аспектами праведной жизни перечислена и непричастность к ростовщичеству: «в рост не отдает и лихвы не берет» ( Иез. 18:8 ).
Негативное отношение к ростовщичеству было вызвано не столько характером этого делания, сколько сопутствовавшими ему злоупотреблениями: прямыми нарушениями наложенных Богом ограничений, жадностью заимодавцев, притеснениями должников. Порицалась и сложившаяся было традиция подменять надежду на Бога надеждой на прибыль: «ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» ( Иез. 22:12 ).
Разумеется, при таком отношении к Богу и ближнему невозможно было вписаться в число добросовестных исполнителей главных Божественных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ).
Каково отношение к ростовщичеству в Новом Завете?
В Новом Завете требования о любви, милосердии, сострадании к ближнему звучат отчетливее и сильнее, чем в Ветхом. И эти Евангельские нормы должны лежать в основе нравственной жизни каждого христианина. Между тем, в сфере ростовщической деятельности нередко встречаются искушения. И далеко не каждый заимодавец готов Христа ради с ними бороться. Случается, что Евангельские правила и вовсе вытесняются коммерческими. Но всё же, это является исключением, а не общим порядком вещей. Коммерческая деятельность Евангелием не запрещена.
Более того, Христос не раз прибегал к примерам из области коммерческих отношений для объяснения высших Евангельских истин. А в одной из Своих притч Он прямо говорит о ростовщичестве. В этом сюжете рабы, выгодно распорядившиеся серебром, вверенным им господином, и приумножившие через это его состояние, названы добрыми и верными ( Мф.25:21-23 ). Другой же раб, не использовавший серебро и вернувший его без избытка, был обличён: «лукавый раб и ленивый! …надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» ( Мф. 25:27 ).
Конечно же, цель этой притчи заключается не в том, чтобы привить человеку страсть к ростовщичеству. В отношении сребролюбия Господь выражался достаточно резко: «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф. 6:24 ). Однако сам факт того, что Христос упоминает о ростовщичестве без осуждения, характеризует его как допустимое.
Другое дело, что ростовщичество ростовщичеству — рознь. Злоупотребления в этой области пресекались даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны приступать последователи Господа Иисуса Христа.
Церковные каноны о ростовщичестве
Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством только на клириков — 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.
В общем виде этот запрет звучит так: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило). В этом правиле перечисляются только три степени священства, но уже 17 правило I Вселенского собора расширяет круг лиц, которым запрещено ростовщичество, до всех «причисленных к клиру». Причем согласно 138 правилу Номоканона при Большом Требнике ростовщичество запрещается также и монахам: «Инок же, или инокиня лихву взимающе да отлучатся, и от Причастия да возбранятся, дондеже престанут».
5 правило Карфагенского собора: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру».
Плешанов Александр
Член-корреспондент Русской Академии
Сайт: pleshanov-paradigma.narod2.ru
Информация в файлообменнике, коды для скачивании файлов прилагаются
Сайт: proza.ru, кабинет Плешанова Александра.
(Ростовщичество (частный институт ссудного процента) является легальным механизмом мошенничества, обмана, грабежа, воровства и на территории России. Оно должно быть устранено юридически и практически)
Система ростовщичества официально (юридически) узаконена различными государственными актами.
В России согласно п. 5 ст. 809 Гражданского кодекса РФ, ростовщическими признаются те проценты, которые значительно превышают «обычно взимаемые в подобных случаях и потому являющиеся чрезмерно обременительными для должника».
Данная формулировка является размытой, т.к. уровень «обычно взимаемые» процентов в ходе исторического развития менялся значительным образом (а начале «перестройки» был обычным на уровне 200%).
Кроме того, Государственная дума рассмотрит проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части запрета ростовщических сделок)». Данная инициатива станет дополнением к президентскому законопроекту, принятому 27 апреля 2012 г. в первом чтении, который устанавливал понятие ростовщических процентов только между гражданами.
Изменения предусматривают запрет мелким ростовщикам – частным лицам-процентщикам суживать деньги под проценты гражданам. По сути, это усиление банковской монополии на ростовщичество. Процентщики могут только скомпрометировать это «святое дело».
В то же время, ростовщичество, как мошенничество попадает под статью 159 (Уголовный кодекс Российской Федерации, Часть 2, Раздел VIII, Глава 21, Преступление против собственности, в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ):
Статья 159 (Мошенничество). Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
* * *
Национальная идея России
«РОССИЯ БЕЗ РОСТОВЩИЧЕСТВА И ФИНАНСОВОГО ПАРАЗИТИЗМА».
Этот лозунг будет «лакмусовой бумажкой», проявления истинного характера того или иного протестанта, или той или иной группы оппозиционеров, или лидера движения, или партии.
Прочитал сам, информируй ближнего!
Редакция текста юристами приветствуется.
Новое в блогах
Содержит ли Библия идеи «ростовщической экспансии»? Как бы не ошибиться.
В работе «Экономическая азбука» Ефимов называет библейский запрет давать деньги в рост единоверцам «библейской алгоритмикой ростовщического порабощения». В этой статье мы ясно покажем искаженность восприятия Ефимова, как и Предиктора в целом, по данному вопросу.
Терминология Предиктора, которая так обозначает общечеловеческий (здесь мы пока не даём моральной оценки) обычай давать деньги под проценты может ввести в заблуждение. Не евреи положили ему начало, а потому называть так ростовщичество некорректно.
Ростовщичество существует сколько существует натуральный обмен или товарно-денежные отношения, а еврейские письмена Ветхого Завета моложе. Итак, не Библия положила начало ростовщичеству, это запомним крепко.
Что же такого написано в Библии, вокруг чего такой «сыр-бор»?
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие, 23 : 19).
«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]» (Второзаконие 28 : 12)
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся.» (Исаия 60 : 10-12).
Конец цитаты. Теперь всё по порядку.
Текст Вт. 23:19
Более полная картина складывается, если мы прочитаем мысль полностью: «19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею«.
Смысл текста таков: В МИРЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ обычай брать проценты, а евреи, когда войдут в «землю обетованную» не должны делать как это водится у ОКРУЖАЮЩИХ народов. Но не потому, что это в сути своей ‒ безнравственное явление (иноземцу, который пришёл просить у тебя денег взаймы ‒ дай), а для поддержания особых братских отношений в еврейском народе (даже обычный русский обыватель вряд ли будет требовать у родного брата проценты). Недополученную прибыль (разновидность убытков) обещает компенсировать Бог тем, что «благословит тебя во всем, что делается руками твоими».
Таким образом Яхве не говорит: «Давайте в рост и так вы заработаете, и так поработите народы», а говорит: «Относительно своих братьев не делайте, как делают другие народы, и так вы будете благословлены». Никаких идей «ростовщической экспансии» в Библии нет.
Если кто понимает текст следующим образом: давай в рост иноземцу, чтобы тебя благословил Бог властью над другими народами, то мы на это скажем ‒ абсурд и перевирание :))))
Текст Вт. 28:12
Ефимов далее цитирует из Вт. 28:12: «…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]». Обращаем внимание читателя на квадратные скобки в тексте. Они указывают, что этих слов в оригинальных еврейских рукописях НЕТ! И Ефимов это знает. Откуда они взялись? Но это уже другая тема. Лишь заметим: Аллах-Яхве прекрасно сохранил рукописи Своего Писания.
Ситуация, когда ни у кого не берешь взаймы, а всем даёшь, указывает на финансовое благополучие. Вряд ли Ефимов сам отказался бы от такого благополучия. Кстати, в этом тексте ничего не сказано не только о господстве, но и о процентах. Мы пожелаем Ефимову быть более честным критиком.
Вся глава Вт. 28 посвящена перечислению благословений от соблюдения заповедей Аллаха и проклятий от их несоблюдения, но речи о «колониализме» через ссудный процент НЕТ, и не подразумевается!
Ефимов манипулирует текстами, приводя выдержки в нужной ему последовательности и в нужном ему объёме, и тут соответствии с нужным ему интересом появляется выдержка третья:
Текст Ис. 60: 10-12:
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся.»
Как же по плану Аллаха-Яхве должны «сыновья иноземцев. строить стены твои, и цари их – служить тебе»?
Пророчество Исаии предсказывает величие еврейского народа лишь на условии повиновения заповедям Аллаха. Эта закономерность была в силе всегда но наиболее полно осуществилась в правление Соломона, когда посмотреть благополучие Израиля и узнать о его причинах приходили в Иерусалим множество царей. Они приносили в дар множество драгметаллов и ценностей того времени. Иностранные строители были на стройках Иерусалима, но не как рабы, а в командировке.
Предиктор плохо объяснил в чём состоит порочность получения прибыли прибыли методом предустановленного процента. Последователи Предиктора тоже не очень уверенно это объясняют. Приводится аргумент закабаления через невозможность отдать баснословно высокий процент. А если процент маленький (например, 3% в год), тогда что, всё нормально? Поэтому эта статья написана почти наугад. О верности толкования текстов мы ручаемся. Не ручаемся лишь в том, что мы поняли Предиктора.
Конечно, если вы взяли кредит и рентабельности вашего предприятия не хватает для покрытия процентов (например вы –авантюрист, или не дружите с математикой), то так и будет. И тут виноваты в своём рабстве только вы, а не злые дяди-банкиры, которые не хотят уменьшить договорной процент (ведь «договор дороже денег»), или вообще простить долги.
Библия о ростовщичестве и залогах
«Если ты дашь бедняку из Моего народа серебро взаймы, то не требуй процентов, как ростовщик». (Исх 22:25) «Не наживайся на ссудах, не бери лихвы; бойся Бога своего — пусть собрат твой живет у тебя. Не требуй с него проценты за ссуду, не начисляй проценты за пропитание». (Лев 25:36-37)
Однако Закон Моисея, запрещая израильтянам давать деньги в рост своим соплеменникам, позволял им одалживать под проценты иноплеменникам. «Не давай брату твоему в рост ни серебра, ни съестного, ничего того, что дают под проценты. Иноплеменнику ссужай в рост, а брату твоему — нет, и тогда благословит тебя Господь, твой Бог, во всех трудах твоих в той стране, в которую вы идете и которой овладеете». (Втор 23:19-20)
Непричастность к ростовщичеству — важная отличительная черта праведника. «Серебра не пускал он в рост, невиновного не обвинял за взятку. Кто поступает так — вовек не падет!» (Пс 14:5) «Кто ни в чем не виновен, кто поступает праведно и честно… кто никого не притесняет, возвращает должнику залог, никого не обирает, дает хлеб голодному, одевает нагого, не наживается на ссудах и не берет лихвы, не делает злых дел и вершит справедливый суд, кто живет по законам Моим, повеления Мои строго соблюдает и исполняет, кто поступает по правде, — тот оправдан и будет жить! — говорит Господь Бог». (Иез 18:5, 7-9) Лихоимцев же Господь накажет. «Если наживается на ссудах и берет лихву, — неужели он сохранит себе жизнь? Нет, не будет он жить! За все мерзости, им совершенные, он умрет, и сам будет виновен в своей смерти! (Иез 18:13)
Однако угрозы божьей кары не всегда оказывали воздействие на зажиточных израильтян, они шли на прямое нарушение заповедей Закона, взимая со своих бедных собратьев процент за ссуды. «О народ мой! Начальники угнетают его, ростовщики властвуют над ним». (Ис 3:12) «Вы наживаетесь на ссудах и берете лихву, наживаетесь, притесняя ближнего! Ты, столица, забыла Меня, — говорит Господь Бог». (Иез 22:12) «Богатый правит бедными, и должник — раб заимодавцу». (Притч 22:7) Но даже в этих злоупотреблениях автор книги Притчей видит повод для оптимизма. «Ростовщик, что на ссудах наживается, копит для того, кто милостив к беднякам». (Притч 28:8)
Важным аспектом взаимоотношений между заимодавцем и должником было взятие в обеспечение ссуды некоего материального залога. Таким залогом могла стать любая ценность, от земельного надела до предмета одежды. Относительно залога также имеются библейские предписания. «Если берешь у ближнего плащ в залог, то верни до захода солнца — ведь ему больше нечем укрыться, это его одежда. Как ему спать без нее? Он воззовет ко Мне — и Я услышу его, потому что Я милосерден». (Исх 22:26) «Нельзя брать в залог ручные жернова (или даже один только верхний жернов) — это означало бы взять в залог человеческую жизнь». (Втор 24:6) «Если ты одалживаешь ближнему что-либо, не входи в его дом за залогом. Постой на улице, пусть тот, кому ты одалживаешь, сам вынесет тебе залог. Если он беден, то не ложись спать, пока его залог у тебя. Верни ему залог до захода солнца, чтобы он лег спать, укрывшись своим плащом, и благословил бы тебя. Тогда ты будешь праведен пред Господом, твоим Богом». (Втор 24:10-13) «Не попирай прав переселенца и сироты, не бери в залог одежду вдовы». (Втор 24:17)
Но, как и в случае с взиманием процентов, нарушение заповедей о залоге было в народе Божьем обычной повседневностью, что вызывало у библейских авторов острое негодование. «Велики твои злодеяния, твоим преступлениям нет конца! Без нужды ты требовал с братьев залог, снимал с людей последнюю одежду…» (Иов 22:5-6) «Сдвигают люди межевые камни и пасут украденные стада, ослика у сирот уводят, у вдовы берут в залог быка…» (Иов 24:2-3) «У жертвенников возлежат на изъятых за долги покрывалах…» (Ам 2:8)
Бедняки, заложившие за хлеб последнее имущество, оказывались в кабале, а то и в полном рабстве у богачей. С таким положением дел в израильской общине пытался бороться Неемия. «Некоторые люди из нашего народа и их жены горько жаловались на своих же соплеменников-иудеев. Одни говорили: „Мы отдаем в залог своих сыновей и дочерей, чтобы достать хлеба для пропитания и выжить!“ А другие говорили: „Мы отдаем в залог свои поля, виноградники и дома, чтобы достать хлеба и спастись от голода“. Третьи говорили: „Чтобы уплатить подать царю, мы занимаем деньги под залог своих полей и виноградников. Мы из той же плоти, что и соплеменники наши, и дети у нас такие же, как у них. Но мы вынуждены отдавать сыновей и дочерей в рабство, и некоторые из наших дочерей так и останутся рабынями. Мы ничего не можем сделать, наши поля и виноградники достались другим!“» (Неем 5:1-5) Неемия говорит израильтянам: «„И я сам, и родичи мои, и слуги — мы тоже даем в долг деньги и зерно. Но не надо наживаться на этом! Сегодня же верните людям поля, виноградники, оливковые рощи и дома — и проценты с тех денег, зерна, вина и масла, что вы им ссужали“. Они отвечали: „Вернем и ничего больше у них не потребуем! Сделаем как ты говоришь“». (Неем 5:1-5, 10-12) Такое раскаяние, если оно подлинное и подтверждается делами, позволяет надеяться на Божье прощение. «Если Я вынес злодею приговор: „Ты умрешь!“ — а он оставил свои преступления, стал поступать справедливо и праведно, вернул залог, украденное возместил, стал жить по законам, дающим жизнь, и больше не совершает зла, — то не умрет он, но будет жить!» (Иез 33:14-15)