росписи дмитриевского собора во владимире

«Поэма в камне»: Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

История возведения собора

Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. « Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью » (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.

Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.

В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но « знатоки русского стиля », взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.

С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.

К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.

Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.

Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.

Некоторые элементы резного орнамента

Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.

Вознесение Александра Македонского

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Всеволод с сыновьями?

На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.

Гипотеза относительно окраски соборов

Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

А это уже темный орнамент на белом фоне:

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм » был расписан практически «под хохлому» «. Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Домонгольская красота Руси. Дмитриевский собор

Конечно, во Владимир все едут в первую очередь, чтобы поглазеть на фрески Успенского собора, постоять около него на круче над Клязьмой, потом съездить в Боголюбово, а дальше туристов везут в Суздаль. Дмитриевский собор слишком активным вниманием обделен, а совершенно напрасно. Потому что, конечно, Успенский собор – это Андрей Рублев и Даниил Черный, это мощи Александра Невского и Андрея Боголюбского и еще многих князей и епископов. Зато Дмитриевский собор – это домонгольская Русь. Такая, какой она была, без дальнейших переделок и перестроек.

Как считается, Дмитриевский собор был построен как домовая церковь княжеской семьи. Потому и Дмитриевский – в честь святого Дмитрия Солунского. Ведь собор этот построили по заказу Всеволода Большое Гнездо, а он по крестильному имени – Дмитрий. Кстати, в соборе имелась икона Дмитрия Солунского.

Теперь она хранится в московских музеях, в Дмитриевском соборе – копия. Но когда вы будете смотреть на эту копию, то вспомните, что есть довольно большая вероятность того, что это – портрет Всеволода Большое Гнездо, так как оригинальная икона была написана как раз во время его правления.

Да и на самом соборе, среди большого количества элементов белокаменной резьбы, а Дмитриевский собор в плане белокаменной домонгольской резьбы один из самых впечатляющих, есть вырезанное изображение Всеволода и его сыновей – Константина, Юрия, Ярослава, Владимира. На руках Всеволод видимо держит своего младшего сына – князя Святослава, который потом будет править в городке Юрьев Польский, где тоже стоит Столп Земли – один из сохранившихся до нашего времени домонгольских соборов. Ну а Ярослав – это отец Александра Невского, сами понимаете, очень знаковая фигура нашей истории.

Резьба на Дмитриевском соборе, конечно, очень впечатляет своим разнообразием и интересным подходом. Тут вам и Александр Македонский, и львы, и царь Давид со славянскими гуслями. Христианские каноны вместе со славянскими легендами далеко залесской стороны.

Жалко мы не знаем и никогда не узнаем, кто конкретно строил этот собор. Мы даже наверняка не знаем, принимал ли участие в постройке тот безвестный архитектор с севера Италии, присланный германским императором Фридрихом Барбароссой далекому другу из Гардарики Андрею Боголюбскому. Скорее всего, нет, потому что Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, построенные европейским архитектором, возвели намного раньше Дмитриевского собора. А этот одноглавый собор, скорее всего, возводили его русские ученики, артель, научившаяся каменному строительству у мастера, имя которого так и осталось в глубине веков.

Этот собор прекрасен. Несмотря на то, что внутри почти не сохранилось старых фресок, только отдельные элементы, он все равно впечатляет. Своей белокаменной резьбой, своей основательной солидностью. Тем, что стоит века, несмотря на нашествия, перемены, невзгоды, смены династий и политического строя. И будет стоять дальше, основательно вросший во владимирскую землю, тоже недалеко от обрыва над бегущей внизу Клязьмой.

Будете во Владимире, пойдете смотреть Успенский собор, не забудьте, что рядом, совсем недалеко есть еще и Дмитриевский. Который не менее уникален и интересен и тоже стоит памятником Древнерусскому государству – домонгольской эпохе страны городов Гардарики.

Источник

Дмитриевский собор — белокаменный памятник Владимира, внесенный в список Всемирного наследия Юнеско. В настоящее время внутри памятника XII века действует небольшой музей. Снаружи церковь выглядит интересно и необычно, благодаря каменной резьбе, которая украшает фасады. О том, стоит ли заходить внутрь я расскажу в своем отзыве.

Каждый турист, побывавший в славном городе Владимире не прошел мимо прекрасного Дмитриевского собора, расположенного в самом сердце города. Можно долго стоять и разглядывать белокаменную резьбу, украшающую собор. Экскурсоводу обычно говорят, что внутри смотреть нечего, кроме голых стен. Однако, они ошибаются, пытаясь сократить время экскурсии по городу. Внутри храма находятся небольшие фрагменты росписей XII века, которых в России осталось совсем мало, реликвариум Дмитрия Солунского, подлинный крест собора и много чего еще интересного.

Резьба Дмитриевского Собора

Начнем, пожалуй, с истории. Дмитриевский собор был построен в 1190 годах в качестве дворцового храма владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Внешне здание поражает красотой своих линий и изяществом белокаменной резьбы, где зашифрованы послания из библии. Но к резьбе мы вернемся чуть позже. Собор был построен из белого камня-известняка местными умельцами. Внешне не скажешь, но раньше (до второй половины XIX века) собор выглядел несколько иначе. Его окружали одноярусные галереи, которые соединяли Собор с княжеским дворцом (ныне не сохранился). С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах. Однако, наибольший урон нанес храму визит Николая I в 1834 во Владимир, когда он приказал привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни (их датировали XVI веком). После разбора башен резные камни использовали для заделки утрат на фасадах собора.

Как выглядел Дмитриевский собор

При ремонте здания в 1840-1847 годах были обнаружены древние фрески под хорами. Собор расписали заново, сохранив фрагменты старинной росписи. После 1917 года Дмитриевский собор уже числился как памятник древнерусского искусства. В 1919 году собор был передан Владимирскому Музею. На протяжении всего XX велись работы по реконструкции и сохранению памятника.

Касса музея находится непосредственно в самом храме. Купив билеты, мы отправились на осмотр небольшой экспозиции, установленной по периметру. Самым главным экспонатом выставки является, конечно же, здание самого собора. Гостей встречает аудио-программа, вещающая на весь объем музея об истории и значении этого Собора.

Купол Дмитриевского собора

В Соборе хранятся реликвии — икона Святого Дмитрия Солунского и ковчег с мощами, привезенные в собор в 1197 году. Затем они попали в Москву, для того чтобы вновь вернуться на свое место (в копиях). Несложно догадаться, что Князь Всеволод большое гнездо посвятил Княжеский собор Дмитрию Солунскому, который погиб в 306 году. Корни этого поступка как всегда уходят в детство. Когда Вселоводу было 8 лет он вместе с матерью и братьями был изгнан старшим братом Андреем Боголюбским. Поехало семейство в Константинополь, ведь мать Всеволода была Византийской принцессой. При дворе императора Мануила Комнина святой Дмитрий почитался в качестве покровителя императорской семьи. Всеволод пробыл в изгнании более 7 лет. По возвращению он занял прочное положение на Владимирском столе, восстановил Успенский собор после пожара и построил Дмитриевский собор. Также надо отметить, что Всеволода Большое гнездо крестили под именем «Дмитрий».

Икона Св. Дмитрия Солунского

В центре собора, где обычно стоит иконостас, расположен подлинный крест, в высоту достигающий 4-х метров. Крест был снят с главы собора в 2002 году и заменен новым.

Четырехметровый крест Дмитриевского собора

Подняв голову, можно увидеть те самые фрагменты росписей XII века. Надо отметить, что росписи вновь предстали перед зрителями, они были закрыты 30 лет. Это, конечно, не Собор Мирожского монастыря Пскова, где сохранилась гораздо большая площадь фресок этого времени, но и эти фрески конечно же достойны внимания. Росписи эти были найдены в 1843 году и входят в композицию «Страшный суд». Фрески Дмитриевского собора — вариант классического византийского стиля XII века. Есть предположение, что живописцы прибыли во Владимир из города Фесалоники, откуда родом священные реликвии Дмитрия Солунского.
Где искать росписи:
Центральный свод под хорами — фигуры 12 апостолов-судей и ангелы за ними.
Малый свод под хорами — Сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр; богоматерь на престоле, «Лоно Авраамово».

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Также в Дмитриевском соборе есть еще один необычный экспонат — это надгробие графа Р.И Воронцова, первого владимирского губернатора. Оно было поставлено его сыновьями в 1804 году. Памятник интересен тем, что фигуры из мрамора (Плакальщица над урной и мальчик с пеликаном) были изготовлены в Англии, где служил министром Александр Романович Воронцов.

надгробие графа Р.И Воронцова

В соборе установлен интересный стенд, который проливает свет на резное внешнее убранство собора. Оказывается, что стены собора покрывают около 1000 резных камней. Подлинные можно увидеть на западном фасаде, на апсидах, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов. Часть рельефов была вырезана в XIX веке. Как вам такая игра: найди подлинник? Резные камни подчиняются одной теме — теме власти. На фасаде можно найти изображения Царя Давида, Александра Македонского, также и про себя князь не забыл — изображение Всеволода Большое Гнездо с сыном также здесь имеется. Фасад испещрен символами власти: можно увидеть геральдических львов, орлов, барсов. Нельзя не заметить и изображения святых из Нового завета. Различные растения с птицами и зверьми олицетворяют рай. В общем, все было очень символично.

Источник

Фрески в Дмитриевском соборе

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Константинопольский художник и владимирские мастера. Апостолы и ангелы.
Около 1195 Фреска на большом своде под хорами.

Летом 1843 года по указанию епархиальных властей сбивали со стен старую штукатурку, готовя интерьер Дмитриевского собора «под расписание». 30 июня 1843 года архиепископ Парфений обратил внимание на росписи под хорами храма, открывшиеся из-под двух слоев поздней штукатурки. Найдя их интересными, он сообщил об этом в Синод. Во Владимир направили академика живописи и археолога Ф. Г. Солнцева. Так удалось спасти случайно уцелевшую и незначительную по размерам часть первоначальной росписи. Древние фрески остались на большом и малом сводах под хорами, их композиции в свое время были фрагментами грандиозной сцены «Страшного суда».

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Ангелы, фрагмент композиции

Еще на рубеже XIX—XX веков Н. П. Кондаков и Н. В. Покровский, видевшие эти остатки росписи XII века под слоями поздних записей, характеризовали их как написанные либо «непосредственно греками», либо «русскими учениками греков, работавшими по византийским образцам». Предположение это полностью подтвердилось во время первой научной реставрации фресок, осуществленной в 1918 году под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова мастерами П. И. Юкиным, Г. О. Чириковым, В. Е. Гороховым, Ф. А. Модоровым, И. А. Барановым.

Оказалось, что фрески Дмитриевского собора имеют по стилю много общего с таким несомненным памятником константинопольского искусства, как мозаики собора в Чефалу, созданные в 1148—1160 годах. Подобно этим мозаикам, лучшие из сохранившихся фресок в дворцовом храме «великого Всеволода» отмечены высоким совершенством исполнения и вполне очевидной зависимостью от традиций эллинистической живописи.

На большом своде представлены двенадцать сидящих апостолов со стоящими позади них ангелами. На малом своде сохранились композиции «Рай», в которой изображены Богоматерь, ангелы, Авраам, Исаак, Иаков, и «Шествие праведных в рай».

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Голова ангела, смотрящего вправо Фрагмент композиции

Создателем наиболее живописных по манере исполнения фресок был выдающийся константинопольский художник — представитель того «портретно-реалистического направления» в византийском искусстве, к которому принадлежал и автор «Богоматери Владимирской». Этот художник выполнил фигуры всех двенадцати апостолов и правую группу ангелов на южном склоне большого свода. Он был утонченным колористом, писал вдохновенно и умел сообщить каждой фигуре неповторимую индивидуальность.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Голова ангела, смотрящего влево Фрагмент композиции

Реставраторов, расчищавших фрески от записей, поразило умение византийца придать каноничным лицам апостолов особую выразительность. Его работа была подлинной живописью. Не менее удивительной представлялась и способность художника свободно компоновать фигуры. И если в лицах апостолов легко угадывались признаки различных темпераментов, приметы возраста, то в созданных тем же художником ликах ангелов поражала необыкновенная одухотворенная страстность. Эти лики, действительно, не по-земному прекрасны. Их большие, таящиеся в глубоких глазницах глаза исполнены восточной неги и глубокой печали.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Голова апостола Филиппа Фрагмент композиции

Владимирские мастера оказались чуткими соавторами константинопольца. Они следовали его вдохновенной работе в полную меру своих сил, но выказывали предпочтение несколько иному представлению о красоте. В написанных ими лицах ангелов больше спокойствия, даже можно уловить стремление придать ликам небесных воинов славянскую внешность. Выполненные русскими мастерами лики ангелов массивнее, кажутся сильными, а не утонченно скорбными, хотя в их взорах тоже таится задумчиво-печальное выражение.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Апостолы Симон, Марк, Филипп

Композиции на южном своде по всем признакам писали только русские художники. Лучшим из них, принимавшим участие в создании группы ангелов на южном склоне большого свода, выполнено «Шествие праведных в рай». Русские мастера предпочитали изображать в своих композициях фигуры не столь крупными, но старались их сделать красочнее, усилить в рисунке композиций декоративное начало. С упоением разукрашивали они одежды персонажей затейливыми узорами, яркими пятнышками рубинов, прядями жемчуга, вычерчивали прихотливую вязь ветвей «райского сада». Даже блики на лицах они наносили, больше заботясь об орнаментальной разделке формы, а не о подчеркивании ее объема. Света на лице апостола Петра в «Шествии праведных» положен наподобие узорных разделок. Их линии разбросаны симметрично, как швы на вышивке. По-орнаментальному симметричен рисунок ветвей райских деревьев. Верх композиции на южном своде украшен широкими полосами геометрического узора из крупных кругов и ромбов.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Константинопольский художник сообщил фигурам апостолов яркую индивидуальность. Он придал каноничной композиции элемент жизненной правды. Расписавшие южный свод русские мастера тоже пытались внести в свои сюжеты нечто определенно реальное. В композиции «Шествие праведных» они выделили фигуру русской княгини. Возможно, в этом, так старательно выдвигаемом на первый план, образе представлена мать великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо — вторая жена Юрия Долгорукого, византийская принцесса, ставшая русской княгиней. Она помещена в центре группы праведниц, ее одежды украшены орнаментом в виде «процветшего креста», наряднее, чем у идущей следом византийской императрицы, вероятно, Елены. В композиции «Рай» представленные в образе младенцев «души праведные» ведут себя совсем поземному: толпятся возле Авраама, как бы норовя опередить один другого. Любопытно изображение двух обнимающихся младенцев, словно бы встретившихся нежданно после долгой разлуки. В этих еще малочисленных примерах «бытописательства» очень робко намечается та линия «обмирщения» религиозной живописи, которая проявится уже неудержимо и в полную меру в русском искусстве второй половины XVII века.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Апостолы Павел, Матфей, Варфоломей

В манере письма русских сподвижников константинопольского художника обнаруживается нечто близкое экспрессивной живописи мастеров, украсивших в 1199 году фресками новгородскую церковь Спаса-Нередицы. Особенно это ощутимо в исполнении лиц апостола Петра и праведных жен. И. Э. Грабарь даже предполагал, что «автором нередицких фресок был,вероятнее всего, русский ученик византийского мастера, быть может того самого, который за несколько лет до того создал волшебные фрески Дмитриевского собора»9. Версия И. Э. Грабаря не была поддержана и развита в дальнейшем. Но мысль организатора раскрытия дмитриевских фресок, возможно, не так уж далека от истины. Строитель Нередицы — князь Ярослав Владимирович был ставленником «великого Всеволода» в Новгороде и держался в городе только благодаря могуществу владимирского князя. Вполне вероятно, что украсить свой храм живописью он смог, тоже прибегнув к помощи покровителя и подражая ему. Из Владимира направили опытного мастера, и он, подобно византийцу, возглавлявшему роспись Дмитриевского собора, встал во главе новгородских художников.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Апостолы Иаков и Андрей

Состояние дмитриевских фресок с 1918 года сильно изменилось. Краски утратили прежнюю интенсивность. Последующие реставрации, к сожалению, не смогли остановить процесс угасания цветовой гаммы. По сохранившимся на сводах под хорами композициям нельзя представить всю прежнюю систему росписи собора. Но несомненно, что украшавшие его интерьер композиции, как и рельефы на фасадах, состояли в значительной мере не только из обычных в росписи церквей, но и сюжетов, содержание которых преследовало цели всемерного прославления могущества владимирского князя. В состав росписи, по-видимому, входили изображения святых патронов княжеской семьи, сцены из священной истории, смысл которых мог служить иносказанием к событиям жизни Всеволода. В конхе центральной апсиды, вероятно, была фигура Богоматери Великой Панагии, подобная имевшейся в алтаре Нередицы. Если на северном фасаде собора поместили рельефный портрет князя, то в интерьере нахо дился выполненный живописцем — например, изображение Всеволода, подносившего церковь Христу или Богоматери. Можно предположить, что, украшая дворцовый храм росписями, Всеволод во многом руководствовался примером живописных изображений, которые видел в храмах и покоях Влахернского дворца Мануила Комнина.

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Апостолы Лука и Иоанн

Кроме фресок в Дмитриевском соборе стояли иконы. Среди них был образ святого патрона князя, привезенный из Солуни. В летописи, в похвальном слове «великому Всеволоду» отмечается: «съезда церковь прекрасну на дворе своемъ мученика Дмитриа и украси ю дивно иконами и писанием»

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Владимирский мастер. Шествие праведных в рай Фреска на малом своде под хорами. Около 1195

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Головы праведных жен Фрагмент композиции «Шествие праведных в рай»

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Трубящий ангел Фрагмент композиции «Шествие праведных в рай»

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Владимирский мастер. Рай Фрески на малом своде под хорами. Около 1195 ч.1

росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото росписи дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку росписи дмитриевского собора во владимире. Картинка про росписи дмитриевского собора во владимире. Фото росписи дмитриевского собора во владимире

Владимирский мастер. Рай Фрески на малом своде под хорами. Около 1195 ч.2

Источник: С.И. Масленицын — Живопись Владимиро-Суздальской Руси

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *