роспись стен храма была выполнена лучшими российскими художниками в частности васнецовым
Как Виктор Васнецов за 25 лет создал 5 тысяч квадратных метров церковной росписи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Весной этого года мировая общественность отметила 170-летнюю годовщину со дня рождения гениального русского живописца, о творчестве которого много лет велись дискуссии в среде искусствоведов. Сложно найти среди художников рубежа 19-20 столетия, который своим творчеством вызывал бы такую бурю противоречивых откликов современников, нежели Виктор Васнецов. Его то искренне возносили, называя истинно народным мастером, то обвиняли в попытках возродить «византийский и древнерусский стили», считая его живопись мало интересной. Да и, если копнуть глубже, то сама жизнь художника покажется полной противоречий.
Немного о художнике
В семье священнослужителя Михаила Васильевича Васнецова, отца художника, было шестеро детей, в которых он вкладывал всю душу и старался воспитывать их не только по религиозными правилами. Он прикладывал много усилий, чтобы его отпрыски всесторонне развивались, изучая различные науки.
Однако Виктор, выросший на вятской земле, где сказания, поверья, легенды бытовали в изобилии предпочел всем наукам «преданья старины глубокой». В нем с малолетства проявился дар к рисованию и сказочные сюжеты стали главной темой его рисунков. Талант мальчика конечно же не остался незамеченным, но родители многодетного семейства не могли позволить себе платное обучение сына в художественной школе. И Виктору пришлось довольствоваться духовной семинарией, где дети священнослужителей учились бесплатно.
Но окончить это учебное заведение Виктору Васнецову не довелось. За год до ее окончания с благословения отца он едет в Санкт-Петербург и поступает в Рисовальную школу, а вскоре становится студентом Академии художеств.
«Свеча, зажжённая перед ликом Господа»
Сын потомственного священника, которому была также уготована участь священнослужителя, еще юнцом, сбежавший от служения церкви, спустя годы вернулся туда зрелым художником. Он оставил на века память о себе как о величайшем мастере 19 века, расписав тысячи квадратных метров стен в церквях и соборах в России и за ее пределами.
Почти десятилетие живописец трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Более двух тысяч квадратных метров шедевральной росписи можно и в наши дни лицезреть на стенах этого храма. С его именем связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге, где на фасаде здания можно увидеть четыре огромных работы иконописца, посвященных распятию Иисуса Христа.
12 лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись Собора Александра Невского в Варшаве, где мастер расписал 2800 квадратных метров. С его авторских эскизов было создано шестнадцать огромнейших мозаичных сюжетов. К сожалению, красотой храма жители Варшавы любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм снесли с лица земли.
Расписывал русский иконописец и храм Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), и Собор Александра Невского в Софии (Болгария), где и по сей день сохранились иконы кисти Виктора Васнецова.
Ко всему вышесказанному хотелось бы отметить, что русские монархи очень благосклонно относились к прославившемуся художнику. Александр III и Николай II были постоянными заказчиками Васнецова на исполнение архитектурных проектов и интерьерных росписей. Любопытно, что в 1912 году за творческие заслуги Виктору Васнецову Указом царя Николая II был пожалован дворянский чин.
Сейчас мало верится, однако были в творческой жизни гениального мастера времена, когда рассерженная публика демонстрировала свое недовольство, разворачиваясь к его работам спинами, что было горько осознавать самому живописцу. Один такой случай произошел во время экспозиции полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Еще к концу 19 века художник задумал серию полотен «Поэма семи сказок», посвященную народным сказаниям, бытовавшим с древних времен на Руси. Особенно рьяно он начал над ней работать после буреломного 1917 года. Когда свершилась революция, художник не принял ее идей, но и с России-матушки он выехать не смог.
Васнецов начал искать отдушину в своем творчестве, и работа над сказочными мотивами стала для него внутренней эмиграцией от всего происходящего, и это был верный способ отгородиться от внешней кутерьмы, закрутившей страну в революционной борьбе.
Семь задуманных полотен из этой серии живописец создавал не во чьему либо заказу, а для своей души, поэтому когда художник умер в 1926 году, все эти работы так и остались в мастерской его уникального московского дома, спроектированного самим Васнецовым, в виде древнерусского терема.
Современные исследователи творческого наследия гениального мастера прочувствовали в «Поэме семи сказок» тревожные нотки за Отчизну и ее будущее. И поэтому становится понятным стремление автора поэтизировать старинную Русь, видевшим в ней идеал. И поэтому свое субъективное мнение о переменах, происходивших в России, он выражал в виде сказочных аллюзий как бы, говоря : «Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Виктор Васнецов: храмовые росписи в Киеве и Москве
Во Владимирский собор в Киеве я попал впервые восемнадцати лет, едучи на производственную практику во Львов из Белгородского индустриального техникума. От православия, комсомолец, я был тогда далёк (насколько, вообще говоря, может быть от него далеким русский человек?). С тех пор, до 2014 г., привелось побывать в Киеве десятки раз, но всегда тянуло к этим удивительным росписям, поразившим с первого посещения.
Тут покоятся мощи святой великомученицы Варвары и священномученика Макария. Мощи святой Варвары привёз в Киев ещё князь Святополк. Много веков они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. С 1992 г. Владимирский собор был, увы, захвачен самосвятами-раскольниками так называемого «Киевского патриархата», но я заходил не во время их служб и с мыслью, что будет всё возвращено под единый канонический омофор, что пресечётся филаретовщина-денисенковщина, а заблудшие покаются. Пережили музей антирелигиозной пропаганды, который здесь размещался с 1929 по 1941 г., переживём и это.
Владимирский собор в Киеве
15 мая – день рождения ученика живописца Крамского, вятича Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926), назвавшего свою роспись Владимирского собора «заказом Божьим». Владимирский собор, посвящённый 900-летию Крещения Руси, отмечавшегося в 1888 г., был заложен в 1862 г., но его строительство, осложнённое техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет. Торжественное освящение собора состоялось 20 августа 1896 г. в присутствии императора Николая II Александровича и императрицы Александры Фёдоровны.
«Я только Русью и жил. – говорил Виктор Михайлович. – Что касается религиозной моей живописи. я, как православный и искренне верующий Русский, не мог хоть на копеечку свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта из грубого воска, но поставлена она от души. В Православной Церкви мы родились, православными дай Бог и помереть».
В.М. Васнецов. «Христос Вседержитель». Плафон главного купола Владимирского собора в Киеве
В самом деле, переехав в 1885 г. в Киев, Васнецов тщательно изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского Златоверхого соборов, Кирилловской церкви. Но до этого штудировал в Италии византийские росписи.
Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства». Собор расписывала группа выдающихся русских художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский под общим наблюдением профессора А.В. Прахова.
Но именно Васнецов выполнил основную работу грандиозного масштаба (около 400 эскизов, непосредственно стенопись – свыше 2000 кв. м), не имеющую равных в русском искусстве XIX в., с помощниками расписал весь главный неф храма, среднюю часть хор и три стороны столпов. Всего им было создано пятнадцать композиций и три десятка отдельных фигур святых в полный рост. Самая знаменитая среди них – «Богоматерь с младенцем», расположенная на восточной алтарной стене, поражающая красотой и величием всякого вошедшего в храм.
В.М. Васнецов. «Богоматерь с младенцем». Роспись Владимирского собора в Киеве.
А совсем недавно, в начале ХХ в., в Москве, в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне были обнаружены росписи, родственные самым известным фрескам Владимирского собора, также принадлежащие кисти В. Васнецова. Так случилось, что об этом открытии пресса сообщила накануне моей поездки в Москву. Конечно же, я не мог не побывать в этом храме. Случилось и посидеть в его уютном дворе, напомнившем и знаменитый «Московский дворик» кисти любимого Поленова.
Рождество-Предтеченский храм на Пресне
Искусствоведы заметили, что на стенах Предтеченского храма те же сюжеты, те же иконописные образы, что украшают своды Владимирского собора в Киеве, которые принесли художнику широкую известность. В точном подобии киевским росписям выполнены фрески «Бог Слово» в сводчатой части алтаря, «Отечество» на восточном своде храма.
В.М. Васнецов. «Преддверие Рая». Роспись западной стены главного алтаря Предтеченского храма на Пресне
Искусствовед Третьяковской галереи Мария Головкина пишет: «Шедевры, столь похожие на киевские, ещё и удивляют всех проявлением Божественного Промысла. Перед назначением в 2006 г. настоятелем храма епископа Бронницкого Амвросия в нише в левой части четверика (основного храмового пространства перед алтарем) замироточила фреска на медной доске «Положение во гроб» – из глаза Божьей Матери на лик Спасителя капало миро, местами чуть подсыхало, а иногда капли доходили до нижней части изображения. После этого в храме и начались реставрационные работы, а с ними вновь предстали перед верующими творения Васнецова».
Васнецов в Предтеченском храме также создал и уникальные мозаики из подцвеченного стекла. Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном.
В.М. Васнецов. Своды Предтеченского храма на Пресне
Биографы художника подчеркивают, что святому Иоанну Предтече, Крестителю и другу Христову, художник молился с детства, ещё в вятском селе Рябово, где служил его отец священник Михаил, где прошли детские годы рано осиротевшего художника – там «высоко в небо поднимались купола белокаменного храма Рождества святого Иоанна Предтечи».
Пресненский храм, расписанный Васнецовым в 1896 –1898 гг., – один из немногих в Москве, не закрывавшийся в годы гонений на церковь. В 2020 г. он отметил своё 335-летие, не сгоревший и в войну 1812 г., под Наполеоном. В конце ХIХ века в поминальный список «создателей и благоукрасителей» Предтеченского храма было внесено имя Виктора Васнецова.
Росписи Предтеченского храма на Пресне, так же как и в Киеве, посвящены 900-летию Крещения Руси и были закончены Васнецовым в 1898 г., на два года позже росписей киевского Владимирского собора. В эти годы в храме на Пресне у Васнецова была мастерская – ему помогала группа московских и киевских художников.
Мозаика Предтеченского храма на Пресне. По эскизам В.М. Васнецова
Когда реставрационные работы начались, более года в главном алтаре Предтеченского храма не совершались богослужения: под руководством художника-реставратора I категории В. К. Потапчука шла кропотливая и дорогостоящая реставрация обнаруженных в конце 2006 г. росписей Васнецова под несколькими поздними слоями первой половины XX в. В ходе работ помогли эскизы васнецовских росписей, сохраняющиеся в Государственной Третьяковской галерее.
В тимпане западной стены главного алтаря Предтеченского храма над Царскими вратами Васнецовым был написан Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы, Эммануил в Силах написан им в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам – символы четырёх евангелистов. Подобные изображения Васнецов сделал и в изумительной поленовской церкви в Абрамцеве, и во Владимирском соборе в Киеве. Эммануил написан маслом, нимб выложен из мозаики сложнейшей техники, редчайшей как для России, так и для Европы: между двумя стёклышками впаяны пластинки из тончайшего сусального золота; написания букв – из серебра.
«Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, – рассказывал Владимир Потапчук, – на сколах обнаружили под поздним слоем живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. У нас не было сомнения, что это – васнецовская рука, его творческая манера, в частности, мифологический растительный орнамент, такой сказочный. Всё богатство было похоронено под глухим таким голубым цветом, и ничего не просматривалось».
После того как художники-реставраторы расчистили сохранившиеся фрагменты оригинальной росписи, наступил черёд художников-живописцев, восполнивших лакуны.
Работа реставратора
Летом 2007 г. в ризнице Предтеченского храма, где хранятся облачения и церковная утварь, в ходе реставрационных работ была сделана уникальная находка – эскиз храмовой росписи «Отечество» Васнецова.
Сначала реставрация велась в основном на недостаточные средства прихода. Но потом за счёт средств городского бюджета Москвы здание Предтеченского храма было полностью обследовано и отреставрировано.
Сегодня храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне называют спасённой художественной жемчужиной России. Отрадно, что жемчужина эта столь родственна другой жемчужине – киевской. Есть на земле чудесная вятская земля, подарившая нам Васнецова, а есть и две православные столицы – Киев и Москва, узы меж которыми скреплены в том числе и мощью этого русского художественного гения.
На заглавном фото. В.М. Васнецов, «Крещение святого князя Владимира»
Виктор Васнецов и архитектура
Виктор Васнецов и архитектура. Казалось бы, это имя связано у большинства прежде всего с живописью. Однако именно архитектурной теме в его творчестве посвящена выставка, открывшаяся в музее храма Христа Спасителя в Москве.
Вы спросите, какое отношение все это имеет к передаче «Путешествие по Подмосковью». Между тем, самое прямое. Первые архитектурные опыты Васнецова связаны с подмосковной усадьбой Саввы Мамонтова в Абрамцеве. А конкретно – с усадебной церковью.
Историю ее появления рассказывают следующим образом: как-то раз гости, оказавшиеся в усадьбе мецената Саввы Мамонтова как раз перед Пасхой, не смогли из-за разлившейся реки отправиться на праздничное богослужение в Сергиев Посад или хотя бы расположенный ближе город Хотьково. Вот тогда и возникла мысль – построить церковь непосредственно в усадьбе. А вслед за идеей возник и своеобразный конкурс – в котором в результате победу одержал проект, предложенный Виктором Васнецовым.
Но конечно, абрамцевская церковь – в определенном плане плод коллективного творчества мамонтовского художественного кружка. Иконостас и киоты были выполнены по эскизам Василия Поленова. Иконы писали Репин, Неврев, Васнецов, Василий и Елена Поленовы. Скульптор Антокольский создал барельеф, Михаил Врубель поставил изразцовую печь. В экспозиции наряду с васнецовскими представлены эскизы и этих авторов.
Среди икон в абрамцевской церкви модно видеть и написанные самим Виктором Васнецовым.
Церковь в Абрамцеве не так давно была отреставрирована (о чем подробнее – здесь).
Но для самого Виктора Васнецова этот первый архитектурный опыт не остался единственным. Там же, в Абрамцеве, им была построена беседка в фольклорном стиле – «избушка на курьих ножках».
Московский дом Васнецова, сейчас его же музей, тоже был самим художником спроектирован. Наконец, по его эскизам выполнен знаменитый фасад Третьяковской галереи, здания в Лаврушинском переулке.
А на нынешней выставке демонстрируется еще и серия фотографий, отразивших важный этап в работе художника – роспись интерьеров Владимирского собора в Киеве.
Это тоже материалы из фондов музея-заповедника Абрамцево. Причем материалы, оказавшиеся здесь еще в мамонтовские времена. Представлены, в частности, любительские кадры, запечатлевшие Виктора Васнецова за работой,
Но здесь же – и профессиональные кадры интерьеров, выполненные в конце XIX века.
Выставка «Виктор Васнецов: радость архитектурного творчества» приурочена к 170-летию со дня рождения художника и пройдет в музее Храма Христа Спасителя в течение месяца.
Однако что-то, а архитектуру все-таки надо видеть вживе. Что надо постараться сделать и для васнецовских работ.
«Нет на Руси для художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма»
Религиозное творчество Виктора Васнецова возвращается публике во всей своей полноте
Об авторе: Юлия Викторовна Кудрина – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.
Росписи Владимирского собора в Киеве – лучшие образцы религиозной живописи Васнецова. Виктор Васнецов. Искушение Евы змием. XIX век. Владимирский собор, Киев
Талантливый живописец, график, сценограф, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов родился 170 лет назад, 3 (15) мая 1848 года, в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии. Отец его, Михаил Васнецов, был сельским священником. Выросший в религиозной семье, Виктор Васнецов хорошо знал русскую историю и культуру, народные обычаи и поверья, всю жизнь изучал деревенские песни и сказки. В 1862 году он окончил духовное училище, а затем Вятскую духовную семинарию, где изучал иконопись.
Не только сказки и былины
Имя Васнецова было хорошо известно как в дореволюционной России, так и при советской власти, однако эта известность имела свою специфику. Если до революции его знали в первую очередь как религиозного художника, то позже этот аспект отступил на второй план и Виктор Михайлович стал широко известен как гениальный автор былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен. Однако главным поприщем Васнецова была религиозная живопись, которой он посвятил много лет. Он верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма – то уже поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».
Васнецов сделал действительно много для Русской православной церкви. «Мое искусство – свеча, зажженная перед ликом Господа, – писал он. – Я не отвергаю искусство вне церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа – где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа – с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений». Из его письма Стасову в 1898 году: «Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку поставить Господу Богу, может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души».
Васнецов стал официально признанным мастером церковных росписей. Академия художеств поручила ему организовать иконописную мастерскую. Открытие ее, однако, не состоялось, так как Васнецов настаивал на ее открытии в Москве, в то время как руководство академии предлагало Петербург.
Выставки религиозно-церковной живописи Васнецова в дореволюционной России устраивались неоднократно в Москве и Петербурге и вызывали повышенный интерес у зрителя. От этих выставок художник лично себе почти не оставлял выручки. Так, после выставки в 1910 году религиозных работ в Историческом музее весь доход был пожертвован художником на нужды музея по приобретению памятников древнерусской культуры, предметов искусства, литературы и т.д.
Художник входил в группу тех, кто расписывал стены Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Фото Андрея Корзуна |
Религиозная живопись великого художника украшала в дореволюционные годы православные храмы как в России, так и за рубежом. К настоящему времени некоторые храмы с росписями Васнецова оказались на территории иностранных государств. Одним из них является Свято-Владимирский собор в Киеве. 10 лет работал Васнецов над росписью Владимирского собора. В результате гигантского труда художником были созданы шедевры, поражавшие воображение: «Христос Вседержитель» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами – в куполе храма; «Богоматерь с младенцем» – в апсиде над алтарем; композиция «Страшный суд» над входом на хоры. Главные тематические фрески раскрывали Крещение Руси и крещение князя Владимира. В центральной, левой и правой частях собора находился триптих «Радость праведных о Господе» и «Бог Саваоф».
Владимирский собор был в те годы «главным центром национального русского искусства». Император Александр III ждал с нетерпением окончания работ и собирался присутствовать на его освящении, но неожиданная кончина царя в октябре 1894 года помешала этому. Освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года.
Первый опыт религиозной живописи Васнецов получил в имении купца Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вместе с художником Василием Поленовым он выступил автором проекта построенного в имении храма Спаса Нерукотворного, стилизованного под старину с элементами различных школ средневековой русской архитектуры. Освящение храма состоялось в 1882 году.
Работая наряду с другими художниками (Ильей Репиным, Василием Поленовым, Марком Антокольским), Васнецов исполнил в храме наибольшее количество росписей. Им были написаны образ Богоматери (1882 год), а также образ Сергия Радонежского в полный рост (1881 год). Опыт работы в Абрамцеве стал для художника откровением и повлиял на всю его дальнейшую жизнь.
Жизнь и творчество Васнецова пришлись на пореформенную эпоху российской истории, эпоху возрождения национальной культуры, когда, по словам известного русского философа Константина Леонтьева, в России «вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ. Остатки прежнего, антинационального, европейского, каким оно себя считало, были еще очень могущественны, но, казалось, шаг за шагом отступали перед новым, национальным».
При возведении храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве Васнецов выступил как автор архитектурного проекта. Фото Юрия Кепы |
Виктору Васнецову принадлежит ряд замечательных работ для храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге – яркого образца архитектуры неорусского стиля. Сооруженный на набережной Екатеринбургского канала на месте смертельного ранения террористами 1 марта 1881 года императора Александра II, он получил также название «храм Спаса на Крови». Строительство длилось 24 года. Наружные мозаичные панно для храма Воскресения Христова созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты.
С именем Виктора Васнецова связан еще один величественный памятник архитектуры и живописи конца XIX – начала ХХ века – Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, построенный в 1892–1903 годах хозяином Гусевской хрустальной фабрики Юрием Нечаевым-Мальцовым. Автором проекта храма в Гусь-Хрустальном был архитектор Леонтий Бенуа. «В этот храм, – писал он, – я хотел вложить все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». В интерьере фасада церкви Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Полотно кисти Васнецова на западной стороне церкви поражало воображение.
В 1920–1930-е годы многие живописные творения Васнецова на религиозные темы удаляли из храмов, их хоронили в запасники музеев. Этим был нанесен огромный, почти непоправимый урон национальному искусству. Полотно в Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном было снято, сложено в рулон и отправлено в сарай, где его случайно нашел художник Михаил Нестеров. Реставрация картины началась только несколько десятилетий спустя – 13 августа 1981 года и завершилась 20 мая 1983 года. Лишь 13 июля 1983 года работа Виктора Васнецова «Страшный суд» после сложнейшей реставрации, проведенной петербургскими (тогда ленинградскими) художниками под руководством Якова Казакова, вернулась на свое место. «Сегодня большой день в истории русской живописи, – сказал в день возвращения картины президент Академии художеств СССР Борис Угаров, – возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова».
С именем Васнецова связано создание уникальных мозаик собора Александра Невского в Варшаве. 30 августа 1894 года была совершена торжественная закладка собора. Проект Леонтия Бенуа был выдержан в древних прототипах Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная 70-метровая колокольня напоминала московского Ивана Великого. Одобряя проект, император Александр III сказал, что православный собор в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет более гармонировать с общим стилем выдающихся зданий города. Здание собора было самым высоким в Варшаве. Собор имел пять куполов с квадратным основанием.
Строительство собора, который вмещал 2,5 тыс. человек, завершилось в 1900 году. Работа над интерьером велась в течение 12 лет под руководством профессора Николая Покровского. Фрески написаны Виктором Васнецовым. По его эскизам были выполнены 16 огромных мозаичных композиций. Васнецов расписал 2840 кв. м, написал 15 картин и 30 отдельных фигур. «Я начал большую и очень ответственную работу, создав графические эскизы, которые были исполнены несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», – говорил Виктор Михайлович осенью 1916 года. Его помощником стал художник Андрей Рябушкин. Некоторые композиции в боковых нефах написаны Михаилом Нестеровым. Васнецов выполнил 150 подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть – меценатом Павлом Третьяковым.
Судьба варшавского собора Александра Невского оказалась трагичной. Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.
В 1918 году, спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города. Хотя многие польские общественные деятели высказывались за сохранение собора и превращение его в музей мартирологии польского народа, архив или гарнизонный костел.
Александро-Невский собор в Варшаве был снесен в 1924–1926 годах, и в том же 1926 году 23 июля Виктор Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской.
После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Николая Кошелева «Спас со строителем» благодаря усилиям православных подвижников в 1924–1926 годах был перевезен в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 году православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Несравненно больше повезло творениям выдающегося русского художника в Болгарии и Германии. Для внутреннего оформления собора Александра Невского в Софии Васнецовым были написаны две иконы, которые сохранились там до сих пор, – «Спаситель на престоле» и «Богоматерь с младенцем».
Воздвигнутый в 1897–1899 годах на немецкой земле в Дармштадте, православный храм Марии Магдалины также сохранил до наших дней замечательные работы Виктора Васнецова. Храм в Дармштадте построен по проекту ректора Петербургской Академии искусств профессора Альберта Бенуа на личные деньги последнего русского императора Николая II. Васнецов был автором эскизов для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатых орнаментов на стенах и сводах и обеих хоругвей возле иконостасов. Одна из его работ – «Богоматерь, восседающая с младенцем Христом на небесном престоле в окружении ангелов». Мозаичные картины по эскизам Васнецова были воплощены художником Фроловым и доставлены в Дармштадт. Образа для иконостаса храма Марии Магдалины написаны другим русским художником – Карлом Тимолеоном Неффом и его учениками, известными по своим работам в храме Христа Спасителя в Москве и Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.
Работы Виктора Васнецова представляют собой не только памятники русского национального религиозного искусства, обращенного к традиционным основам русского Средневековья, но также образцом русского модерна конца XIX – начала ХХ века, явления, которое вместило в себе разные направления художественной жизни. «Красота составляет основу всех форм мироздания» – так сам Виктор Васнецов определял формулу своего творчества.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.