ролевые игры в обучении иностранным языкам
Ролевые игры в обучении иностранным языкам
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Ролевая игра – один из эффективных методов обучения иностранному языку 4
1.1 Виды ролевых игр 4
1.2 Свойства и обучающие возможности ролевой игры 7
1.3 Требования, предъявляемые к ролевым играм 9
1.4Функции ролевой игры и позиция учителя в ней 10
2.Использование проведения ролевых игр на уроке иностранного языка 13
2.1 Технология (этапы) проведения ролевой игры 13
2.2 Ролевая игра как способ контроля 16
2.3 Способ мотивации в ролевой игре 17
Для развития и совершенствования речевых умений учащихся используются различные виды деятельности, но наиболее эффективным представляется использование ролевой игры на уроке.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
Актуальность использования ролевых игр в обучении иностранному языку заключается в том, что в процессе игры повышается мотивация и познавательная деятельность учащихся.
В своей работе мной показана важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования ролевой игры на уроках английского языка.
Исходя из выше сказанного, целью данной работы является доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.
Задачами данной работы были:
всесторонне изучить ролевую игру, как современное педагогическое явление;
рассмотреть все обучающие аспекты данной инновационной технологии, являющейся и целью и средством обучения иностранному языку (ИЯ);
обосновать социально-психологическую значимость ролевой игры;
показать, что овладение ролевыми играми на уроке ИЯ имеет непосредственный «выход» на реалии современной жизни, то есть готовит учеников к ситуации повседневного общения в иноязычной среде.
Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования: ролевая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Методы исследования: в ходе исследования использовались методы анализа и синтеза и наблюдения.
Секрет популярности ролевых игр среди учителей и учащихся прост. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего, доставляют учащимся неподдельное удовольствие.
1.Ролевая игра – один из эффективных методов обучения иностранному языку
1.1 Виды ролевых игр
Виды ролевых игр можно представить следующей таблицей:
СВОЙСТВА РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Участники получают необходимые реплики
Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей
Учащиеся получают обстоятельства общения
Разыгрывается отдельный эпизод
В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса)
Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого лексикона и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.
Вторым видом контролируемой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.
Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.
Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают в себя элементы социального тренинга (упражнений в общении). Приведем примеры подобных заданий:
line — up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками);
rounds (участник «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один ученик);
strip — story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
flower (ученики дарят друг другу цветок, произнося при этом: «Я дарю тебе цветок, потому что ты хороший друг и т.п.», то есть учащиеся говорят друг другу приятные слова);
contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу);
reflection (ученики пытаются представить, что о них думают другие школьники);
listening (ученики слушаю друг друга и кивают в знак согласия или несогласия);
politeness (ученики обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);
respect (ученики говорят о своем уважении друг к другу, подкрепляя высказывания примерами);
concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре);
gratitude (работая вместе, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь);
conflict (ученики учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).
К перечисленным заданиям можно добавить и еще много других, но все они должны быть направлены на формирование у учащихся необходимых социальных умений.
1.2 Свойства и обучающие возможности ролевых игр
Рассмотрим свойства ролевой игры и ее характеристики.
Прежде всего, необходимо уточнить, что в данном контексте под ролевой игрой будет пониматься любое условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.
Как считают Р.У.Родригес и Р.Г.Вайт, «ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность» [13].
Ролевая игра характеризуется:
1) особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);
2) субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность ↔ личность; личность ↔ группа; личность ↔ учитель);
3) социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
4) особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:
Ролевая игра как самая точная модель общения
Предполагается подражание действительности в ее наиболее существенных чертах
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана
Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива
Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус актера-ученика, что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
При правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом – ее воспитательное значение
Ролевая игра способствует расширению сферы общения
Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы
Ролевая игра имеет образовательное значение
Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра
В соответствии с данными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной деятельности. Отличие же заключается в том, что ролевая игра – это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей
1.3 Требования, предъявляемые к ролевым играм
Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры [12].
Идея использования ролевого поведения в свое время получила подкрепление со стороны теории социальных ролей, разработанной социологами и социопсихологами, такими как Т.Парсонс, Т.Шибутани, Р.Липтон [10]. Сторонники этой теории показали, что связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенную социальную роль. Обычно даже несколько ролей, например: отца, мужа и работника [5].
С этой точки зрения урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащийся вступают в определенные социальные отношения друг с другом [3].
1.4 Функции ролевой игры и позиция учителя в ней
С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции, которые можно увидеть на схеме:
Статья «Ролевые игры на уроках иностранного языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ролевые игры на уроках иностранного языка.
Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры.
Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 7-11 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.
Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель – ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о “вторичной социализации”, имитирующей первую в её самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортёр и т.д.). Мера условности может быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно.
С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся.
С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.
Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.
Ролевая игра имеет ряд особенностей:
2. Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умений.
3. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
5. Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
6. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
7. Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение «под маской».
Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.
Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.
Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и воспитательную работу.
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры.
1. Для неуверенных в себе учеников можно использовать “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:
— представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;
— покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлые гири; покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.
2. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:
— покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;
— вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.
По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.
После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.
Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом.
Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.
По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.
В течение многих лет я применяю ролевые игры на уроках английского языка в младших классах. Но прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести большую подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения, которые привожу ниже.
Упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским «Да», «Нет», «Разве?», «Неужели?» и т.д. Например:
Carlson has come to us. He is a good boy. He likes to eat jam, doesn’t he?
You are right. He likes to eat jam.
Do you like to eat jam?
Упражнения на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:
Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?
Hello, Ira. Happy birthday to you. Here is a present for you.
Thank you. What is it? Oh! It is a doll. It’s very nice. I like to play with dolls.
Упражнения на тренировку выражений этикетного характера:
I’m fine too. Thank you.
Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:
Hello. This is Andrew. Is that Caroline?
Hello, Andrew. Yes, it’s me.
Fine, thanks. And you?
Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
— читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие освоению;
— читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
— имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
— самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения.
Составление небольших полилогов.
Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую ролевые игры.
Особенности подросткового восприятия мира проявляются и в выборе ими ролевых игр. В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству.
Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.
Ученик в роли пассажира получает задание заказать билет на поезд до Москвы на 17 января, выяснив цену, время отправления и прибытия и т.д.
Использование этих и подобных опор облегчает ролевую игру, для успешного проведения которой недостаточно только раздать ученикам роли и описать ситуацию.
Такие упражнения полезны в системе подготовки учащихся к ГИА по английскому языку раздел «Говорение».
В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций; расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения у старшеклассников становится имитационная ролевая игра.
В такой игре соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение должно быть организовано в соответствии с игровым заданием. Для этого необходимо определить цели игры, разработать сюжет, конкретизировать задачу каждого участника, уточнить состав и содержание речевых действий, объяснить правила игры, критерии оценки действий и, наконец, подвести итоги игры.
Имитационные ролевые игры являются не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности школьников, формированию нравственной позиции. Они позволяют имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она
— способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
— усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;
— даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.
Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.
Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск: Титул, 2001.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1995.
Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А.Маслыко, С.И.Петрова. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1997.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.