роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Троице-Сергиев монастырь на службе русскому народу и государству

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Троице-Сергиева Лавра [4]
Х[4] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

Ещё публикации по теме

Путь Земного Ангела. Необычные места города Сергиев Посад. Храм Спаса Нерукотворного и его чудо.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Преподобный Серафим в воспоминаниях современников

Добавить комментарий Отменить ответ

Контекстная справка

[1]Колокольня (1741 – 1768)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего. подробнее.

[2]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до. подробнее.

[3]Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село. подробнее.

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.

[6]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина. подробнее.

[7] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее.

Источник

Церковно-политическое значение Троице-Сергиевой Лавры в истории русского государства

Преподобного Сергия следует считать насадителем монашества на русском Севере в период складывания и формирования русского государства. Составитель Воскресенского летописного свода, рассказав о кончине преподобного Сергия, добавляет, что он «бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси». И, действительно, преподобный Сергий по праву называется Игуменом земли Русской, ибо, кроме Троицкой обители, он явился непосредственным основателем целого ряда других монастырей. Строением монастырей известны и многие ученики и собеседники преподобного Сергия. По подсчету В.О. Ключевского, из Троице-Сергиева монастыря в XIV ст. выделилось 13 пустынных монастырей-колоний и 2 монастыря в XV в. Но из монастырей-колоний выходили новые искатели «пустынного жития» и образовывали новые монастыри. По подсчету того же В.О. Ключевского, в XIV и XV вв. из Троице-Сергиева монастыря и его колоний образовалось 27 пустынных и 8 городских монастырей. Близко к В.О. Ключевскому подходит и Е. Голубинский, приписывающий преподобному Сергию и его ближайшим ученикам и собеседникам основание около 30 монастырей. Оба историка добавляют, что все эти монастыри были нового, Сергиевского, типа. Они построены были хотя и не в настоящих пустынях, но во всяком случае вне мирских жилищ и в некотором отдалении от городов и больших селений. Другою особенностью Сергиевских монастырей является то, что эти монастыри были общежитными и сменили прежние особножитные. За три века (XIV—XVI) в Московской Руси возникло, приблизительно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря. Это были очаги летописания, школьно-просветительной деятельности, хранители древнерусских книжных фондов, рассадники образованного (по тому времени) духовенства. Ведущую роль в этом отношении занимал Троице-Сергиев монастырь.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Строгий отшельник, удалившийся от мира, отказавшийся даже от архиерейского сана, преподобный Сергий был пламенным патриотом и принимал участие во всех крупных событиях, связанных с судьбой нашей Родины.

Во второй половине XIV в. русский народ начал вести борьбу с татарами за свое освобождение от татарского ига. Когда великий князь Димитрий Иванович отправлялся в поход против Мамая, он счел необходимым побывать в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы взять у преподобного Сергия благословение на свой ратный подвиг. Преподобный благословил великого князя, обещая ему помощь свыше и вечную славу. При этом преподобный Сергий отправил в войско Димитрия двух монахов Александра Пересвета и Родиона Ослабю, некогда в миру испытанных полководцев и бойцов. Когда русское войско подошло к реке Дон и требовалось решить очень важный вопрос, переправляться ли через Дон или ожидать врага, не переходя реки, мнения разделились. На Димитрия и его воевод повлияла полученная в это время грамота от преподобного Сергия: «. А ты, господине, — писал преподобный, — иди. А поможет тебе Бог и Пречистая Богородица». Переправа состоялась. 8 сентября 1380 г. произошла хорошо памятная в истории русского народа битва на Куликовом поле.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

С 1430 г. в течение свыше 20 лет великое княжество Московское раздиралось затяжною феодальною войной между великим князем Московским Василием Васильевичем Темным и его дядей Юрием Димитриевичем и двоюродными братьями Василием Косым и Димитрием Шемякой. Война велась за великое княжение и велась с переменным успехом. Церковь в лице нареченного митрополита Рязанского епископа св. Ионы стремилась прекратить братоубийственную войну и поддерживала великого князя Московского Василия Васильевича. Троицкий игумен Зиновий в 1442 г. у гроба преподобного Сергия примирил великого князя с его двоюродным братом Димитрием Юрьевичем (Шемякой) и заставил их поцеловать крест о прекращении враждебных действий. Но присяга эта была нарушена. Василий Васильевич 13 февраля 1446 г. был схвачен у гроба преподобного Сергия, доставлен в Москву и ослеплен Шемякой.

Монастырь на алтарь Отечества принес еще одну жертву — предоставил в распоряжение воеводы запасы хлеба и несколько тысяч рублей денежной казны.

Продвигаясь (из Ярославля) к Москве, второе ополчение 14 августа 1612 г. достигло Троице-Сергиева монастыря и некоторое время простояло между монастырем и Клементьевскою слободой. Патриарха Гермогена в это время в живых уже не было и продолжателем его патриотического подвига стал архимандрит Дионисий и другие «власти» Троице-Сергиева монастыря. Архимандрит Дионисий торопил ополчение поспешить к Москве. 18 августа ополчение направилось к Москве, сопровождаемое благословением архимандрита с братией. С войском направился к Москве келарь Авраамий Палицын. Под Москвой действовали казацкие отряды под командой кн. Трубецкого. Первоочередною задачей ополченцев было не пропустить в Москву гетмана Ходкевича с продовольствием для блокированного в Кремле и Китай-городе польско-литовского войска. Многое зависело от того, как поведут себя казаки Трубецкого. Между тем казаки требовали денег и отказывались идти в бой без денежного вознаграждения. Денег в нужном количестве не было. Д. М. Пожарский обратился к келарю Авраамию Палицыну с просьбой убедить казаков идти в бой. Авраамий явился к казакам и убедил их идти в бой. С криком «Сергиев! Сергиев!» казаки бросились на обоз Ходкевича. Последний отступил.

Но подъем патриотического чувства у казаков был непродолжительным. Не прекращались разногласия между Пожарским и Трубецким. Из Троице-Сергиева монастыря последовала грамота, адресованная обоим вождям и убеждавшая их прийти к соглашению и объединенными силами изгнать польско-литовских захватчиков. Троице-Сергиевы власти не ограничивались только грамотами, но готовы были и на материальные жертвы. Когда казаки вторично отказались итти в бой и хотели разойтись, Авраамий Палицын за отсутствием в данный момент в монастырской казне денег предложил казакам взять в залог, пока монастырь соберет деньги, дорогую церковную утварь. Это предложение произвело сильное впечатление на казаков. Они отказались от залога и вынесли решение воевать до полного освобождения Родины.

В октябре 1612 г. Москва была очищена от польско-литовских захватчиков. Среди русских патриотов, содействовавших освобождению Родины, наряду с Мининым, Пожарским и Гермогеном следует назвать имена Троицкого архимандрита Дионисия Зобниковского и келаря Авраамия Палицына.

Конец XVII ст. в истории русского государства был тревожным. Добивавшаяся власти царевна Софья Алексеевна замышляла устранить с дороги Петра. Для достижения своей цели Софья стремилась использовать силы стрельцов. В ночь с 7 на 8 августа в село Преображенское, где обычно жил Петр, прибежали преданные ему лица с известием, что в Кремле собираются толпы стрельцов, чтобы итти в Преображенское «с бунтом». Петр поспешно ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Викентий приложил все усилия, чтобы создать соответствующие условия для безопасности высокопоставленного гостя. На другой же день сюда стали стекаться сторонники Петра, и монастырь превратился в вооруженный лагерь. В монастыре оказался и Патриарх Иоаким. В монастыре Петр оставался до 6 октября, до тех пор пока не были казнены активные участники восстания, а Софья не была заточена в монастырь.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

С перенесением столицы в Петербург Троице-Сергиев монастырь не мог уже играть прежней политической роли, но прежнее крупное значение в церковной жизни он сохранил. В 1738 г. последовал указ императрицы Анны Иоанновны об открытии в Троице-Сергиевой Лавре духовной семинарии, которая в 1742 г. и была открыта.

В 1814 году в Лавру была переведена из Москвы духовная академия, которая заменила существующую здесь духовную семинарию. За свое свыше чем вековое существование под сенью Троице-Сергиевой Лавры Московская духовная академия насчитывала среди учащих и учащихся много славных имен. Среди профессуры были такие крупные имена, как А.В. Горский, Е.Е. Голубинский, Д.Ф. Голубинский, Ф.А. Голубинский, Н. Субботин, В.О. Ключевский и многие другие. Питомцы Академии занимали и занимают посты на разных поприщах. Из той же школы вышел и Святейший Патриарх Алексий I.

Источник: Журнал Московской Патриархии, № 7, июль 1949 г.

Источник

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Храмы и часовни

Паломнику

как добраться

Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00Ранняя Литургия – 06.0005.30Поздняя Литургия – 08.30После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.3006.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.0007.00
Литургия – 06.2007.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дниВоскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нетИсповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.2007.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение17.00
Литургия07.40
Таинство соборования12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Схема проезда

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Интересные факты

Источник

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Тысячи паломников со всего мира устремляются в это место, в одну из двух обителей в России, имеющих статус лавры. Что знаем мы об истории этой великой святыни нашей страны? Какую роль сыграла она в судьбе нашего Отечества?

На центральной площади Троице-Сергиевой Лавры стоит необычный обелиск, привлекающий внимание многих туристов. Установил его в 1792 году знаменитый ученый и церковный деятель — митрополит Платон (Левшин). «Три были несчастливыя для России времена, — написано на обелиске, — и в оных сия обитель к сохранению отечества содействовала». На каждой грани обелиска — медальон с текстом, поясняющим, какую именно роль играла Лавра в ту или иную эпоху…

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Многие знают монастырь святого Сергия Радонежского как духовный центр русского Православия и собрание замечательных памятников архитектуры. Но не всем известно, сколь важную роль он играл на крутых поворотах российской истории. И трудно сказать, в какой стране и как бы мы жили сегодня, если бы не эта обитель.

Возрождение страны

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Южная грань обелиска посвящена эпохе основателя монастыря. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322—1392) избегал почестей и больших должностей, он даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия. Но поразительным образом именно преподобный Сергий, проводивший жизнь в молитве и общении с учениками, сыграл ключевую роль в истории своего времени.

В середине XIV века Русь терзали непрекращающиеся междоусобные войны. Князья выводили полки друг против друга, а иногда собственные руки обагряли кровью таких же, как они сами, князей Рюрикова рода. Народ пребывал во тьме духовной. Ордынские набеги обрушивались на древние города, главные культурные центры Руси. Не хватало ни книг, ни грамотных людей. Даже искусных ремесленников оставалось ничтожно мало. Оскудела и монашеская традиция…

Ко времени возмужания Сергия Орда правила Русью около ста лет. Она то усиливалась, то ослабевала. Порой русским князьям удавалось наносить ордынским отрядам поражения, порой русские города восставали и гнет ордынский несколько ослабевал. Но для решающего столкновения время пока не наступило: Руси не хватало сил. Ханы продолжали требовать дань, совершали карательные походы в случае неповиновения, а русские князья стремились не столько избавиться от власти Орды, сколько использовать ордынцев в политических играх, устраняя своих соперников их руками.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

В то время монастырь преподобного Сергия едва ли не полностью помещался там, где сегодня расположена его центральная площадь. Небольшая деревянная церковь, скромные монашеские кельи, несколько хозяйственных построек — вот, пожалуй, и все. Вокруг же стояли глухие радонежские леса, в которых не было ни души, а условия жизни были столь тяжелы, что старший брат преподобного Сергия, Стефан, не выдержал испытаний и ушел жить в московскую Богоявленскую обитель. Но постепенно вокруг отшельника Сергия начали собираться другие монахи, у него появились ученики, а слава о святом начала распространяться по всей Руси и за ее пределы.

В монастыре при преподобном Сергии не принимали пожертвований — на жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ежедневно ходил за два километра с ведрами, дабы с утра принести воды своим братьям-монахам. Не брезговал он, когда требовалось, и тяжелой плотницкой работой, хотя был сыном знатного человека — ростовского боярина.

Преподобный считал, что монаху, а тем более священнику, не подобает быть безграмотным неучем. В его скромном монастыре средства шли в первую очередь на приобретение книг. Здесь также покровительствовали иконописцам.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всей страны. За советом приходили и князья, которых преподобный Сергий стремился отвратить от междоусобных войн. Ради установления мира он даже отказывался на время от своего уединения в лесной чащобе. С миротворческими миссиями он посещал Нижний Новгород (1365) и Рязань (1385), как миротворец же участвовал в княжеском съезде в Переславле-Залесском (1374).

Святой Сергий учил людей в первую очередь любви и прощению. Он и сам подавал пример смирения в самых сложных ситуациях. Например, когда среди монахов началась борьба за право первенства, он тайно покинул обитель, дабы не быть источником раздражения и интриг. Братии пришлось потратить немало сил, чтобы вернуть игумена обратно…

Однако все это не означало абсолютного непротивления злу всегда и во всем.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

В то время московскому князю Дмитрию Ивановичу предстояло сделать непростой выбор: вновь покориться ханам, ожидая еще более незавидной участи для Русской земли, либо рискнуть и дать им отпор. За советом князь Дмитрий поехал к преподобному Сергию, и тот не стал отговаривать правителя от сражения. Напротив, благословил князя и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Князь победил большое ордынское войско на реке Воже в 1378 году. Однако главное столкновение назрело к 1380 году.

Дмитрий Иванович перешел Дон и дал бой ордынцам на Куликовом поле. Победа в ней стала первым шагом к освобождению русских земель, а сам князь получил прозвище Димитрия Донского.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Об этом эпизоде из жизни преподобного Сергия знают сегодня многие. Гораздо менее известен и осмыслен другой его вклад в будущее страны: после кончины Сергия его ученики разошлись по всей Руси, проникли далеко на Север, который тогда еще был слабо заселен. Создавая новые монастыри, они возрождали ослабевшую было традицию русского монашества. Сам их духовный пример влиял на общество едва ли не больше, чем славная победа на Куликовом поле, ведь многие ученики оказались вполне достойны учителя и заслужили не меньшее уважение среди людей.

70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных ими. Многие земли на севере были освоены в первую очередь монахами, выходцами из Троице-Сергиевой обители.

Смута

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

В боковых воротах Троицкой церкви, почти над самой ракой с мощами преподобного Сергия зияет отверстие — след от попавшего некогда в храм ядра. Его специально сохранили в память о событиях, которым на обелиске митрополита Платона уделено сразу две грани: восточная и северная.

Речь о периоде Смутного времени, когда обители вновь довелось сыграть важную роль: монастырь не только стал центром консолидации русского общества, но и вписал свою страницу в военную историю Смуты. Шестнадцать месяцев — с октября 1608 по январь 1610 года — он выдерживал осаду вражеских войск.

В Москве тогда правил государь Василий Иванович из рода князей Шуйских, Рюрикович. Русская церковь признала его и возложила ему на голову державный венец. Троице-Сергиев монастырь оказывал царю поддержку.

Но неподалеку от Москвы, в Тушине, расположился с большой армией самозванец Лжедмитрий II. У него под рукой ходили авантюристы разных мастей: поляки, литовцы, русские «воровские» казаки, изменники из числа московских дворян, «перелетевших» в стан фальшивого царика за почестями.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Захват обители стал тогда для самозванца одной из ключевых задач. Это не только позволяло ему с северо-востока окружить Москву, где продолжал обороняться Василий Шуйский. Куда важнее было идейное значение монастыря. На фоне гражданской войны и безвластия позиция троицких иноков могла сыграть ключевую роль. Лжедмитрий хорошо понимал: кого поддержат в обители — тот и может претендовать на власть в стране.

Но не только самозванец подумывал о захвате монастыря. Его «полевые командиры» — польские паны и атаманы казачьи — мечтали о сокровищах из монастырской ризницы. Многие из них «спали и видели» сказочное обогащение, дело оставалось за малым: войти в стены обители и разграбить ее.

К монастырю подошло огромное войско, состоявшее из польско-литовских военных под управлением гетмана Яна Сапеги, а также «тушинцев», то есть русских сторонников Лжедмитрия. Последних возглавлял ловкий и дерзкий командир — пан Александр Лисовский. Точное число войск неизвестно, по подсчетам историков в их составе могло быть от десяти до пятнадцати тысяч ратников, то есть на каждого защитника обители приходилось по 4-7 осаждающих.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Осаждающие надеялись, что никто не станет рисковать жизнью ради непопулярного царя Василия, коего многие считали очередным временщиком. От Лавры ждали признания Лжедмитрия законным государем и выдачи денежной казны. Но братия, стрельцы, дворяне и прочие участники обороны встали насмерть, не желая покоряться.

Осажденные видели в своем сопротивлении не только политический, но и христианский смысл. Как сообщает один из исторических источников того времени, они молились, отстаивали службы и прибегали к помощи преподобного Сергия: «Первыми воеводы князь Григорий Борисович Долгорукий и Алексей Голохвастов целовали животворящий крест Господень у раки чудотворца, а затем также и дворяне, и дети боярские, и слуги монастырские, и стрельцы, и все христолюбивое воинство, и все православные христиане. И с той поры было… братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагами».

Началась многомесячная осада. К лету 1609 года в монастыре осталось не более двухсот боеспособных ратников и всего 40 монахов из прежних 300. Отряды, шедшие на поддержку обители, редко прорывались за ворота. Войско же осаждавших время от времени получало подкрепления. От голода в монастыре ежедневно умирало до пятнадцати человек, а стены (они были куда ниже, чем сегодня), не могли служить надежной защитой. Ядро, след от которого сохранили до наших дней, попало в двери Троицкого храма прямо во время богослужения…

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Впрочем, и враги несли огромные потери. Боевые вылазки стрельцов, несколько неудачных штурмов, хорошая работа артиллерии и нападения извне — все это сильно измотало осаждавших. Осада монастыря стоила им дорого. Все попытки подвести подкоп под стены обители оканчивались неудачей. Перестрелки, мелкие стычки и большие бои стали каждодневной реальностью для бойцов Сапеги и Лисовского. Они все еще мечтали о золоте и серебре в сундуках монахов, но в реальности получали только свинец. Русские участники осады все больше и больше утверждались в мысли, что они совершают большой грех, и сам Господь препятствует их затее.

И вот 7 августа 1609 года состоялся большой штурм. Шансов у двухсот защитников обители не было, но…

Из-за сложной системы сигналов наступавшие части запутались в ночной темноте. Иностранные солдаты, услышав русскую речь своих союзников-«тушинцев», приняли их за противника. Наступление переросло в резню осаждавшими друг друга. Обреченная на победу армия Сапеги нанесла сильнейшее поражение сама себе, а позже ее добила артиллерия защитников монастыря.

Между тем к обители неотвратимо приближалось большое войско князя М. В. Скопина-Шуйского, сильнейшего сторонника царя Василия. Оно представляло смертельную угрозу для осаждающих.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

И вот 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Итак, Сапега бесславно отвел свои войска. Его армия понесла большие потери. Но моральный урон от поражения был еще сильнее — русское общество восприняло случившееся однозначно: пример стойкости Лавры изменил отношение к происходящему в стране, у людей появились силы бороться.

А уже через два года монастырь стал одним из центров консолидации сил, благодаря которым ополчению Минина и Пожарского удалось дойти до Москвы и положить конец Смуте.

Почему же осада провалилась? В стойкости защитников Лавры никто не сомневается, но ее одной было недостаточно… Каждый может судить сам о событиях того времени. Но участники той обороны и даже некоторые осаждавшие говорили, что видели по ночам на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Великий реформатор и великий монастырь

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Последняя сторона обелиска посвящена эпохе Петра Великого, еще одному поворотному моменту в истории. А ведь если бы не Троице-Сергиева Лавра, то ни петровских реформ, ни Санкт-Петербурга, ни русского флота могло бы не быть. Ведь именно здесь, в Лавре, будущий император в юные годы дважды находил убежище, спасаясь от восставших стрельцов.

Стоит отметить, что царь-реформатор никогда не забывал о том, что сделал для него монастырь преподобного Сергия. При Петре в Лавре было возведено сразу несколько важных строений, определивших сегодняшний облик обители. Это трапезный храм, на втором этаже которого расположилась просторная монастырская библиотека, надвратная церковь и здание царского дворца, где ныне расположена Московская духовная академия.

Архитектурный стиль того времени уникален: русское или, как его еще называли, нарышкинское барокко — своего рода переходный этап между старой московской Русью и новой империей с ее державным петербургским блеском. Именно барочный стиль того времени придал Лавре ее запоминающийся внешний облик.

После обелиска

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Но, конечно же, на эпохе митрополита Платона история Лавры не закончилась. Если бы памятный обелиск устанавливали не в конце восемнадцатого века, а сегодня, граней для него потребовалось бы больше.

Так, к примеру, еще одна важная страница летописи — это время революции, с которым связана почти детективная судьба мощей преподобного Сергия Радонежского, голова которого была похищена. из самых наилучших побуждений.

К 1917 году монастырь был крупнейшим духовным центром страны: вокруг него вырос огромный город, рядом появилась железная дорога. От пустынного захолустья не осталось и следа. В самой обители было около четырех сотен монахов, а еще студенты семинарии, паломники, работники-миряне. Вся жизнь выросшего вокруг монастыря Сергиева Посада зависела от обители. Однако грозные перемены были уже на пороге…

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Известный ученый и священник Павел Флоренский, а также член комиссии и видный реставратор Юрий Олсуфьев вошли в храм под видом сотрудников музея и смогли отделить от тела, а затем вынести голову преподобного Сергия.

После этого на протяжении многих лет святыня сохранялась заговорщиками, переходя от одного из них к другому. Она была возвращена в монастырь лишь после войны, когда обитель вновь передали Церкви.

Академия

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Отдельная страница в истории Лавры — московские духовные школы, один из крупнейших центров подготовки православного духовенства, расположенный в лаврских стенах.

В послевоенное время отношения между Церковью и советской властью во многом изменились. В 1943 году Сталин, стремясь заручиться поддержкой верующих, пошел на ряд послаблений: впервые с 1920-х годов было разрешено избрать патриарха, власти вернули некоторые храмы и даже разрешили выпускать одно-единственное церковное издание — «Журнал Московской Патриархии». Но что еще более важно: Сталин позволил возобновить легальную подготовку священников, восстановить семинарии.

До этого любое собрание с целью просто изучать Библию являлось незаконным и каралось по всей строгости того времени. Теперь же Церковь получила возможность подготовить новое поколение священников, в котором она так нуждалась после репрессий и многолетнего насаждения ненависти к духовенству.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Уже в 1949 году в Троице-Сергиевой Лавре вновь начали работу Московская духовная семинария и академия. Кроме того, в обители начала возрождаться и монашеская жизнь. За три года до этого здесь состоялась первая за 26 лет Литургия.

Для советской власти Троице-Сергиева Лавра стала «образцово-показательным» монастырем: сюда привозили иностранные делегации, стремясь показать им якобы существующую в Советском Союзе свободу вероисповедания.

Поэтому даже в годы особенно жестоких хрущевских гонений на Церковь, получивших в церковной среде прозвание «черная оттепель», монастырь не был закрыт. А это, в свою очередь, помогло сохранить и укрепить в нем монашескую традицию.

В результате история времен преподобного Сергия повторилась вновь. Когда в конце 1980-х началось возрождение церковной жизни, именно из братии Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Лавра вновь стала той точкой, из которой пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Не самая большая церковь

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.

Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.

И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Схема Лавры

роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Смотреть картинку роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Картинка про роль троицкого монастыря в политической жизни страны. Фото роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Картинка кликабельна, кликните, чтобы рассмотреть подробнее

Как добраться

С Ярославского вокзала Москвы (метро «Комсомольская») до станции «Сергиев Посад». Время пути — около полутора часов. Расписание электричек до станции «Сергиев Посад».

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *