роль обучения в развитии детей с овз
Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России»
Татьяна Бабикова
Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад,Cветлячок,
c.Большеустьикинское муниципального района
Реферат по теме:
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.
Бабикова Татьяна Васильевна
2. Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.
2.1 история образования
2.2 понятие инклюзивного образования и обучения.
2.3 цель и задачи инклюзивного образования.
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно- признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной, сколько совместного мира жизни детей. На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного, так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ОВЗ на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде.
Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.
2.1. История образования
— начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» – сегрегация;
— середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» – интеграция;
— середина 80-х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия.
«Медицинская модель» – сегрегация рассматривала человека с ограниченными возможностями здоровья как больного; считалось, что ему необходим медицинский уход и лечение, а это лучше всего осуществляется в специальном учреждении. Концепция интеграции предполагала, что ребёнок должен быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Однако в настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» – инклюзия.
2.2 Понятия инклюзивное образование и обучение.
К сожалению, в данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного образования. До сих пор у нас отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития. бучение инклюзивное образование инвалид На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:
1. Отсутствие гибких образовательных стандартов;
2. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
3. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
4. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
5. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);
6. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;
7. Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления;
8. Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
9. Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО, учебно-производственные мастерские). Однако финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования. При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Также нужно помнить, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М. : Просвещение, 2012.
Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.
Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.
Реферат «Лекарства с грядки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ» ДИГОРСКИЙ РАЙОН Г. ДИГОРА Автор: Саламова.
Реферат «Особенно развития инклюзивного образования в России и за рубежом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Большеустьикинское Муниципального района Мечетлинский.
Реферат на тему «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как основной вид деятельности детей» Содержание Введение 1. Основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре 2. Особенности сюжетно-ролевой игры Заключение Список литературы.
Реферат на тему: «Театр безопасности» ТЕАТР БЕЗОПАСНОСТИ Оглавление Введение….…3 Глава 1. Основы безопасности в жизни ребёнка дошкольного возраста….5.
Реферат «Роль воспитателя в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Содержание: 1. Музыкальное воспитание 2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста 3. Роль воспитателя в организации.
Реферат Тема: «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через проектную деятельность» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.
Сценарий развлечения «Русская берёзка-символ России» для детей старшей возрастной группы на день России Развлечение для детей старших групп «Русская берёзка-символ России». Под музыку в центр выходят ведущая и дети, читающие стихи Ведущая:.
Статья «Коррекционная роль обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа № 5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Орехово-Зуево
Коррекционная роль обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
Бодрова Маргарита Анатольевна,
учитель русского языка
Сущность коррекционной работы. История вопроса.
Коррекционная работа на уроках русского языка и чтения.
Коррекционная работа в процессе трудового обучения.
Вооружение обучающихся с ОВЗ общеобразовательными и профессионально- техническими знаниями в единстве с развитием их познавательных возможностей является одной из главных задач обучения умственно отсталого ребенка. Успех решения этих задач находится в прямой зависимости от того, как организуется и протекает коррекционная работа в школе. Для успешной коррекционной роли в обучении необходимо прежде всего отметить единство процесса обучения основам знаний и формирования личности ребенка. В процессе обучения в строгом единстве должно осуществляться вооружение учащихся знаниями основных наук и преобразование их познавательной деятельности. Только при сочетании активного умственного развития и практической деятельности можно осуществлять коррекционную работу в обучении.
Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Еще в советские времена ведущие дефектологи провели ряд исследований по вопросам коррекции развития умственно отсталого ребенка в процессе общеобразовательного и трудового обучения. Общая черта этих исследований – доказательство ведущей роли обучения в коррекции недостатков познавательных процессов у детей и поиски педагогических условий, при которых коррекционное влияние обучения происходит наиболее эффективно.
Способ обучения, при котором учителя предлагают ученикам запоминать готовые ответы на те или иные вопросы, неэффективен как для усвоения материала, так и для развития мышления ученика.
В экспериментальных условиях обучающих знаний В.Н. Синев показывает, что при н некоторых условиях можно преодолеть трудности в обучении. Беседы с учениками показывают, что они владеют необходимыми представлениями, но активно использовать их не могут. Постоянная коррекционная работа по исправлению ответов учащихся приучает их к поиску правильного словесно-логического оформления своих наблюдений и обобщений.
С самого начала поступления ребенка в школу из-за отсутствия необходимых навыков он не способен к длительной устойчивой учебной работе. Поэтому в первые годы обучения коррекционно- воспитательная работа с ребенком является ведущей, главной.
В советской олигофренопедагогике под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Л.С. Выготский, Л. В. Занков, И.М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев и другие) выдвинут новый принцип коррекционно-воспитательной работы, основное значение которого заключается в том, сто исправление дефектов познавательных процессов у умственно отсталых детей не выделяется в особенные занятия, как это имеет место в системе сенсорной культуры Монтессори, а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Воспитание – это организация условий, и чем целесообразнее будут организованы условия, тем успешнее результаты воспитания и обучения. Обучение школьным знаниям и приобретение навыков в коррекционной школе также подчинено задаче коррекции умственного развития учащихся. Каждый новый шаг в усвоении знаний и навыков должен быть и новым шагом в умственном развитии и коррекции личности ребенка. В процессе обучения у учащихся воспитывается умение сравнивать, обобщать. Все это делается в период обучения грамоте, и при решении математических задач, и при чтении текста, и при рассматривании картинки.
Весь учебный процесс основан на решении коррекционно-развивающей задачи всемерно преодолевать умственную недостаточность ребенка. Коррекционная работа должна строиться на сочетании общих усилий педагога, психолога, логопеда, семьи. Только тогда ощутимы результаты обучения и воспитания, когда все условия, окружающие ребенка, изменяют и формируют его личность организованно и в одном направлении. И, наоборот, если влияния действуют бессистемно и направлены на достижение разных целей, то будут ощущаться большие затруднения в воспитании и обучении.
Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащихся является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях. Г.М. Дульнев показывает, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными м эффективными компонентами личности. В начале обучения в школе аффективные проявления часто определяют весь характер поведения детей. Позднее характер поведения учащихся становится более осмысленным. Сущность коррекционно-развивающей работы избирается с учетом особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.
Коррекционная работа является стержнем всего педагогического процесса с 1 по 9 класс. С детьми, начинающими обучение, проводится значительный по срокам пропедевтический период работы. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха, обогащение их представлений об окружающем мире, воспитываются простые навыки самообслуживания, исправляются недостатки произвольных движений.
Так как я работаю учителем русского языка в 5-9 классах, остановлюсь на своем предмете. На протяжении всего процесса обучения на уроках русского языка вырабатываются навыки аккуратного разборчивого и грамотного письма. Учащиеся правильно и последовательно учатся излагать свои мысли в устной и письменной форме. Организуя прохождение с учащимися курса грамматики, учитель не должен ограничиваться только курсом упражнений, проводимых на уроках по данному разделу. Элементы грамматики должны входить в процесс работы по всем разделам этого учебного предмета. Использую разнообразные виды работ: письмо под диктовку, выполнение упражнений с пропуском букв, работа с деформированным текстом, словарная работа, выполнение упражнений творческого характера, работа с картинками. Каждый вид работы должен быть продуман учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Коррекционная работа на уроках чтения направлена на развитие мышления, творческих способностей учащихся, на формирование образных представлений об окружающем мире. Используя изучаемые произведения и осуществляя связь с жизнью, учитель целенаправленно воздействует на ученика. На уроках чтения и развития речи добиваюсь от детей выразительности при чтении текста, воспитывая любовь к чтению. Это способствует развитию кругозора детей, выработке навыка правильного, беглого, выразительного чтения. Считаю нужным разъяснять лексическое значение незнакомых слов, выражений. Большую роль играет наглядность на уроках, использование ИКТ.
Независимо от того, какой предмет преподает тот или иной учитель, считаю, что коррекционную работу надо строить так, чтобы на каждом уроке ученики имели возможность самостоятельного поиска, открытия. Только так можно заинтересовать их, пробуждая детский интерес и тем самым способствуя усвоению изучаемого материала. Только такие знания будут прочно усвоенными.Коррекционная школа обучает детей, у которых в силу различных причин нарушена высшая нервная деятельность. Отсюда в задачу школы входит коррекция недостатков развития ребенка на уроках трудового обучения. Длительные наблюдения показали, что труд в системе воспитания и обучения детей с ОВЗ имеет исключительно большое значение. В процессе трудового обучения решается ряд важнейших педагогических задач: подготовка учащихся к практической работе, формирование у них производственных навыков, воспитание умения планировать свою работу, социализация в обществе. Труд является верным средством коррекции целого ряда физических и психических недостатков учащихся. Выпускники по окончании обучения должны быть подготовлены к включению в социум. Это придает особую ответственность и важность делу воспитания у ребят таких качеств личности, которые соответствовали бы потребностям общества: пониманию доступных ученикам вспомогательных видов физического труда; пониманию необходимости соблюдения трудовой дисциплины, бережного отношения к общественным материальным ценностям. Использование труда в качестве средства коррекции физических недостатков детей идет по линии исправления органов восприятия и двигательной сферы ребенка. Работая, он действует, используя имеющиеся способности, и тем самым развивает их. В процессе работы им усваивается большое количество разнообразных знаний и навыков, способствующих общему развитию и необходимых в трудовой деятельности. На уроках трудового обучения дети практически знакомятся с техническими применениями и способами обработки различных материалов. Все полученные знания расширяют кругозор, развивают любознательность, корригируют все недостатки обучающихся с ОВЗ.
Коррекционная роль в обучении играет особенно эффективную роль в развитии учащихся, когда создаются необходимые условия для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Коррекционная работа будет плодотворна тогда, когда в тесной связи находятся задачи обучения и трудовой подготовки с вопросами формирования личности ребенка с ОВЗ.
Большое значение в формировании умственно отсталых школьников имеет практическая деятельность.
Трудовое обучение оказывает огромное корригирующее воздействие на смягчение недостатков физического и психического развития, способствует усвоению и закреплению полученных знаний.
Дульнев Г.М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1971.
Матвеева М.В., Станпакова С.Д. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательного учреждения, Форум, 2019.
Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. М.: Книголюб, 2014.
Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения
Цель разработки – создание Концепции развития образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), позволяющей использовать результаты современных междисциплинарных исследований как основу для принятия решений.
Концепция определяет пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей.
Созданная Концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.
Смысл создаваемой Концепции мы видим в том, чтобы определить точки роста современного образования детей с ОВЗ, выделить и обосновать стратегические направления его развития и ожидаемые результаты.
В концепции решаются задачи:
Определения научно обоснованных ориентиров современного воспитания и эффективного обучения детей с ОВЗ, адресованных каждому уровню образования, начиная с первого года жизни ребенка, включая как инклюзивные, так и специальные условия образования. Представлены ориентиры, основанные на традиционном для отечественной науки понимании единства законов развития детей с ОВЗ и без ОВЗ и учитывающие при этом возможность существенного расхождения паспортного и психологического возраста и наличие особых образовательных потребностей детей.
Научного обоснования необходимости введения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет), описания ожидаемых результатов ранней помощи для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для него самого, специалистов и общества в целом.
Научного обоснования стратегических направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребенка, специалистов, страны в целом.
Разработанная Концепция основывается:
Представим основные направления развития образования детей с ОВЗ как целостной современной и динамично развивающейся системы.
Основные положения Концепции
Ключевая точка роста всей образовательной системы – это создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом, поскольку развертывание ранней помощи в образовании детям от рождения до 3 лет позволит принципиально изменить стартовые возможности и детей группы риска, и детей с ОВЗ на всех последующих этапах образования. Ранняя помощь, как показали исследования, позволяет увеличить число детей, способных полноценно осваивать образование в условиях инклюзии и сократить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в индивидуализированной, специальной и максимально развернутой помощи.
Необходима разработка и внедрение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ для каждой нозологической группы и каждого возрастного этапа развития. Выделение вариантов развития детей позволит обеспечить качественную дифференциацию вариантов образования и тем самым максимально возможную эффективность образовательной системы. Выделение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ необходимо для организации продуктивного межведомственного взаимодействия, обозначая сферу ответственности, профессиональные задачи и инструменты. Попытки использовать в системе образования типологию детей с ОВЗ, принятую в других ведомствах для решения других задач, приводят к снижению качества образования и социализации ребенка с ОВЗ, поскольку в этом случае игнорируются вторичные по своей природе нарушения развития, которые именно в образовании требуется корригировать и предупреждать.
Принципиальную роль в развитии образования детей с ОВЗ играет дальнейшая разработка понятия «особые образовательные потребности» применительно к каждой нозологической группе, каждому типологическому варианту и возрастному этапу развития, что необходимо для качественной дифференциации вариантов самого образования. Необходимо признать, что особые образовательные потребности должны определяться не для нозологических групп в целом, а для типологических вариантов развития детей каждой нозологической группы и каждого уровня образования. Только в этом случае они, действительно, смогут ориентировать специалистов и смогут стать основой качественной и эффективной дифференциации образовательных маршрутов и самих вариантов образования.
Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении детей с приобретенными ограничениями здоровья, переходящих из категории здоровых в категорию детей с ОВЗ, и нуждающихся в особой психолого-педагогической помощи.
Требуется перейти от декларируемого признания родителей детей с ОВЗ субъектами образования к пониманию и описанию их особых образовательных потребностей, т.е. к более точному определению их роли в образовании на каждом уровне. Необходимо разработать технологичное научно-методическое и информационное обеспечение семьи как полноправного участника образовательного процесса. Требуется определение и описание ее взаимодействия с другими участниками процесса и при этом ясное разграничение сфер ответственности и компетенций профессионалов и близких ребенка с ОВЗ.
Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении семьи ребенка с внезапно приобретенными ограничениями здоровья, и потому нуждающейся в специальной психолого-педагогической помощи.
Неотъемлемым и наиболее специфичным компонентом качественного образования детей с ОВЗ является целенаправленное формирование их жизненной компетенции – способности применять осваиваемые знания и умения для решения жизненно важных личных и социальных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми. Требуется, наконец, перейти от декларации значения формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ к действительной разработке процесса ее формирования на всех уровнях образования для каждой нозологической группы каждого типологического варианта развития. Требуется определение содержания и методов формирования жизненной компетенции, разработки способов оценки достижений ребенка с ОВЗ в этой области, принципиально отличающихся от способов оценки его академических достижений.
Требуется признать, что ребенок с ОВЗ растет, воспитывается, образовывается в цифровом мире, и в большей мере, чем его здоровые сверстники, нуждается в помощи во вхождении в этот мир, освоении его инструментов и технологий, в том числе – «ассистирующих», и также в большей мере, чем другие дети, нуждается в обеспечении информационной безопасности. Требуется формировать и укоренять в сознании специалистов и семьи ребенка с ОВЗ убеждение в том, что защита от угрозы «ухода» ребенка в сеть Интернет заключается не в запретах использования «гаджетов», а в организации жизни, впечатлений ребенка, способных полноценно конкурировать с впечатлениями и жизнью в сети.
Требуется укрепить представление специалистов и близких ребенка с ОВЗ о значимости и ценности поддержания его эмоциональной стабильности в системе образования на всех уровнях. Эмоциональная стабильность ребенка с ОВЗ является гарантией предупреждения его агрессии в отношении окружения. Необходимость обеспечивать и контролировать эмоциональную стабильность ребенка с ОВЗ в образовании должна осмысливаться специалистами как важнейшая профессиональная задача, для решения которой требуется взаимодействие педагога и психолога.
Какие исследования и разработки нужны для реализации Концепции в ближайшее десятилетие:
Что должно измениться в подготовке специалистов для реализации Концепции?
Подготовка современных специалистов для развивающейся системы образования детей с ОВЗ должна основываться на:
Что должна содержать Концепция развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов:
Итак, разработанная Концепция включает целевые ориентиры и стратегические направления развития образования детей с ОВЗ на всех его уровнях на ближайшее десятилетие.
Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях, без решения которой просто невозможно его полноценное развитие и интеграция в социум. Концепция делает ясной перспективу и задачи современных научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики для будущего поступательного развития отечественной образовательной системы.
Концепция задает научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров – специальных психологов и педагогов, специалистов инклюзивного образования, социальных работников, требующихся для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ.