роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно программной
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Учитель воспитывает личностью
своей, своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру
Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.
Об огромном влиянии преподавателя на учеников и студентов рассуждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…».
Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не отгораживание от детей эрудицией, не требования беспрекословного послушания, не авторитарное управление ребенком, а доверие учеников к своему учителю, которое невозможно без постоянного духовного общения, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга.
Без этого также немыслим и процесс эффективного обучения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов.
Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость, провозгласившая, что учитель творит ученика по образу и подобию своему, получила особенно убедительное подтверждение в деятельности Царскосельского Лицея пушкинской поры. Среди замечательной плеяды педагогов было немало профессоров, оказавших огромное влияние на формирование личности лицеистов.
Самым ярким, талантливым и авторитетным педагогом явился молодой адъюнкт-профессор А. П. Куницын, ставший «властелином дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзей по Лицею. Куницын, преподававший общественно-гуманитарные дисциплины, поразил юного Пушкина при первом же своём появлении, когда произнёс на открытии Лицея пламенную речь, проникнутую идеями и чувствами подлинной гражданственности и патриотизма. Впоследствии лекции Куницына, прозванного в среде своих учеников «пламенным профессором», только укрепили первое яркое впечатление о нём. Основной целью своего преподавания учёный считал необходимость будить самостоятельную мысль питомцев, развивать у них независимость мнений, критическое отношение к действительности. И можно утверждать, что в большей мере именно под влиянием философских и социологических взглядов А. П. Куницына сформировалось миросозерцание гордой, свободолюбивой и независимой личности великого русского поэта А. С. Пушкина, который глубоко преклонялся перед своим учителем и посвятил ему следующие строки:
Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Заложен им краеугольный камень
Им чистая лампада вожжена!
Поэт нашёл очень точный образ – образ зажжённой лампады, – чтобы определить роль любимого педагога в своей жизни. Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог.
Понимая это, грустно сознавать, что в последние годы роль личности преподавателя в образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием технических средств многие учебные заведения активно внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию получает при помощи компьютера, а преподавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также предоставить возможность получить образование людям с ограниченными возможностями. Не понимать этого – преступная ошибка, которая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем.
Мы не знаем, был ли А. Куницын хорошим методистом. По крайней мере, он не использовал на своих занятиях компьютеры, интерактивные доски и т. п. технику, поскольку жил и работал в 19 веке, однако нам доподлинно известно, что этот педагог был прежде всего крупной, яркой, творческой личностью. Именно поэтому он сумел воспитать учеников (Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Пущина и др.), которыми до сих пор гордится Отечество.
5.Типовые и рабочие учебные программы. Роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно-программной документации.
Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному учебному предмету примерного (типового) учебного плана.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 32) в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов и элективных курсов.
Рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента государственного образовательного стандарта или авторской программы. Она составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или конкретную ступень обучения: например, «Рабочая программа по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–9-х классов».
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога при изучении конкретного предмета реализуются федеральный, региональный, школьный компоненты государственного образовательного стандарта. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
расширять перечень изучаемых тем, понятий, двигательных действий в пределах, установленных гигиеническими требованиями к максимальной учебной нагрузке;
раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы;
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять учебный материал по годам обучения;
распределять время, отведенное на изучение предмета, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов и учебно-спортивной базы образовательного учреждения;
конкретизировать требования к знаниям и умениям учащихся;
включать материал регионального компонента по физической культуре, т.е. выбирать его, исходя из поставленных задач методики обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Роль личности педагога в образовательном процессе
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 18.03.2019
Статья просмотрена: 503 раза
Библиографическое описание:
Степанова, Н. А. Роль личности педагога в образовательном процессе / Н. А. Степанова, О. С. Немтинова, О. Н. Андреева, А. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14924/ (дата обращения: 03.11.2021).
Если воспитатель окажется глух и нем к законным требованиям времени, то он сам лишит свою школу жизненной силы
Современная парадигма образования предполагает переосмысление задач всей системы образования, как общего среднего, так и профессионального. Без этого любые реформы и инновации будут носить заведомо бессистемный, локальный и фрагментарный характер. Можно с уверенностью говорить о том, что новые тенденции в определении характера и роли развития системы образования носят глобальный, философский характер и совпадают не только на уровне стран европейского, но и всего мирового сообщества.
Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.
Томас Хаксли остроумно заметил, что если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили бы, чтобы ребенок вырос, так и не научившись отличить слона от пешки. Метафора Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило — научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания тех или иных дисциплин.
Well begun is half done — гласит английская пословица. Ведущая роль, конечно же, отводится преподавателю. Профессионализм и мастерство всегда связывали его со способностью учить. Сегодня обучающая деятельность, как и все в этом мире, претерпела значительные изменения.
Среди множества видов деятельности преподавателя обучающая, бесспорно, является ведущей. Неслучайно слово «учитель» в своем исходном значении — это тот, кто учит, преподает. В условиях высоких темпов развития науки, технологий, информационных потоков обучающая деятельность претерпела серьезные изменения по сравнению с тем, как она выглядела даже десятилетие назад.
Во-первых, преподаватель перестал быть для учащихся единственным источником новых знаний. Сегодня у него появилось множество помощников и конкурентов — компьютер, телевидение, интернет, информационно насыщенная среда.
Во-вторых, в обществе изменилось представление о целях и результатах обучения. Образованность сегодня уже не сводится к способности воспроизвести усвоенные знания и тем более не отожествляется с «многознанием» или эрудицией, а предполагает компетентность во многих областях. Это умение выбрать из массива знаний такое, которое поможет провести самостоятельное исследование и решить задачи и, соответственно, добыть недостающие знания, и умение оценить экологические, социальные, нравственные последствия технологических проектов, которые создаются на основе изучаемой науки, т. е сделать то, что специалисты называют сегодня гуманитарной экспертизой.
Нетрудно предположить, что раз качественно изменяется продукт обучения, то и сама деятельность обучения претерпевает существенные изменения. Организаторская функция преподавателя в процессе обучения начинает превалировать над информационно-сообщающей.
Иными словами, какова культура общества, таков и способ освоения ее. Если современной культуре присущи интенсивность, жизнь на основе достижения науки, информационная насыщенность, креативность в решении задач, то эти черты присущи и процессу введения человека в мир культуры — обучения.
Для того чтобы овладеть деятельностью обучения на профессиональном уровне, преподаватель и сам должен быть профессионалом своего дела.
Коммуникативная и дидактическая компетентность преподавателя проявляется в целом ряде характеристик его деятельности. Учитель — это организатор педагогического процесса, постоянно находящийся во взаимодействии с учащимися, коллегами. Все это накладывает на него огромную ответственность, к нему предъявляются большие требования.
Успешного учителя отличает умение создавать ситуацию общения на уроке и вне его — т. е строить отношения на основе эмпатии.
Достижение нового качества работы педагога, обозначаемого понятием компетентности, обеспечивается усвоением ориентировочной основы профессионально-педагогической деятельности (ориентировкой на компетентностный тип педагогических решений, владением опытом проектирования и реализации высокоэффективных педагогических технологий). Компетентность педагога достигается за счет сформированности в его сознании целостного образа этой деятельности, благодаря которому обеспечивается выполнение системообразующих педагогических действий, базовыми среди которых являются следующие три:
− проектирование содержания образовательного процесса на основе соотнесения образовательного стандарта и реальной ситуации развития обучаемых.
− реализация различных моделей усвоения социокультурного опыта — воспроизведение, действие по ориентировке, сотворчество, переживание и извлечение «живого» знания, рефлексии собственного опыта и построение жизненных диспозиций.
− постановку учащихся в позицию субъектов образовательного процесса с ориентацией на наиболее полное проявление субъектности с учетом данной возрастной и социальной ситуации развития участников процесса.
Расхождение между новыми профессиональными функциями педагогов и традиционной моделью их подготовки (кризис идентичности) особенно остро ощущается в тех случаях, когда новые сферы и задачи профессионально-педагогической деятельности не поддержаны соответствующей научной и содержательно-методической базой.
Современному педагогу необходимы:
− ориентировка в быстро меняющемся мире и тех измерениях, которые происходят в образовании, в его новых приоритетах;
− представление о реконструкции преподаваемой им образовательной области в направлении ключевых компетенций;
− реальные навыки применения проектных, компьютерных и коммуникационных технологий;
− ориентация на ученика с характерной для него избирательностью, желанием получить неформальную подготовку к жизненной карьере;
− усвоение современной методологической культуры, эрудиция, «незацикленность» на своем предмете.
− разработка собственной системы преподавания, которая сделает его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.
Говоря о решающем значении учителя для любого педагогического успеха, мы не располагаем исследованиями, в которых достаточно ясно давался ответ на вопрос: в чем состоит вклад учителя в педагогический процесс? Под вкладом понимается роль, функция, которую выполняет личностно-профессиональная сфера учителя, мир его реальности. Совершенно ясно, что многообразие «педагогических реальностей» обусловлено именно активной позицией педагога, поскольку инструкции, идущие извне — стандарты, «технологии», как правило, общие для всех.
Субъективная педагогическая реальность — это:
1. Идеальная форма существования в сознании педагога педагогических задач и средств их решения;
2. Проект педагогической системы, реализующей его авторский замысел;
3. Система профессиональной и личностной рефлексии педагога.
Ценность этого понятии состоит в его важных методологических функциях:
− объяснительной — указывает на истоки педагогических успехов и неудач;
− проектно-управленческой — выявляет условия проектирования педагогических систем;
− образовательной — любой элемент содержания образования должен пройти через субъективную педагогическую реальность педагога, обогатиться ею, приобрести форму, в которой он может быть усвоен;
Специфика педагогической деятельности, ее уникальная цель, состоит в творении мира другого человека, в создании другой субъективной реальности. В действительности педагог для ученика не просто одно из условий его развития наряду с другими. Именно он и является самим основанием возникновения субъективности ученика. Эта целостность существует как ключевая идея, замысел педагогической системы. С этой позиции понятно знаменитое изречение К. Д. Ушинского: «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта».
Как субъект коммуникативной деятельности педагог постоянно совершает разнообразные действия. С помощью педагогической коммуникации в образовательном пространстве создается среда с заданными характеристиками отношений и взаимодействий. Коммуникативная деятельность педагога направлена на передачу учебной информации, воссоздание педагогических отношений, обеспечение взаимодействия «сознаний» и «психик» участников педагогического процесса.
Известно три основных вида мотивов коммуникативной деятельности педагога:
Коммуникативная деятельность педагога может выступать частью педагогического общения, обеспечивая его информационную основу, но может оставаться и вполне самостоятельным видом профессиональной активности.
Основная миссия педагога как субъекта коммуникативной деятельности — использование и создание информационных потоков, управление ими в границах образовательного пространства.
Основная составляющая деятельности педагог — общение, поэтому устная речь — важный элемент профессионального мастерства. Все словесные методы обучения базируются на речи педагога. Не подлежит сомнению, что культура речи очень важна для педагога.
И устная, письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:
− Первое требование — это правильность речи.
− Вторым требованием к речи педагога является ее богатство.
− Третье — точность иясность.
− Четвертое — краткость илаконичность.
− Пятое — эмоциональность речи. Эмоциональность— это не «украшение», анеобходимый рабочий элемент.
− Шестое — использование лексических средств изобразительности.
В формировании мастерства речи педагога важное значение имеет речевая техника. Бедность звуковысотного диапазона речи педагога приводит к монотонному звучанию, обеднению звуковой палитры, ослаблению педагогического воздействия речи.
А. С. Макаренко неслучайно связывал высокий уровень педагогического мастерства с совершенным владением голосовыми средствами. Он считал, что настоящим мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить фразу «Иди сюда» с 15–20 звуковыми оттенками.
Резюмируя вышеизложенное. Профессиональная компетентность педагога может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет профессиональный труд, в соответствие с образом мира как целостной и системно-смысловой действительностью, представляющей собой мир, в котором он живет и действует.
На основании того, что профессиональное образование дает возможность управлять образованием будущего, развиваем способности быстро и четко реагировать на потребности постоянно меняющегося рынка, в мировой системе профессиональной подготовки реализуется тезис о том, что современный специалист обязательно должен обладать рядом профессионально-личностных качеств, объединенных понятием «формулы качества». Японские исследователи в эту формулу включают нравственность, интеллект, мастерство, совершенство.
По мнению Лестера Туроу знание и профессионализм сегодня становятся единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов.
Профессиональная компетентность педагога — это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность педагога к актуальному выполнению педагогической деятельности. При этом педагогический профессионализм связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности.
Похожие статьи
Профессиональная педагогическая компетентность учителя
Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.
Коммуникативная деятельность педагога в условиях.
Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования.
Профессионально—педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную.
Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе
деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система
Профессиональная деятельность педагогов образовательных организаций ФСИН России и смысл жизни.
высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс.
Профессионально—педагогическая компетентность учителя
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность и достигает стабильно высоких результатов в воспитании и обучении учащихся. Развитие профессиональной компетентности — это.
Гуманитаризация образовательных практик в системе
Педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, программа, образовательный процесс, профессиональная
Формирование профессиональных компетентностей будущего педагога в системе дополнительного образования современного.
Педагогическое мастерство в современных условиях развития.
— коммуникативная — развитие способности к профессиональному и межличностному взаимодействию
Настоящий педагог, Мастер отличается от посредственного педагога тем, что всегда чувствует ответ на своё воздействие.
Ребёнок — это постоянно меняющийся мир.
Коммуникативная компетентность как базовый элемент.
Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность
видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения
Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество.
Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы.
профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный.
Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного.
Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога. Педагог должен быть новатором в своей деятельности.
Структурные компоненты профессиональной компетентности.
Педагогическое наблюдение за процессом формирования каждого из компонентов профессиональной компетентности социального педагога в образовательном процессе высшей школы позволило выделить уровни ее сформированности у студентов.