рок концерт в храме

Запретный метал: почему православные активисты не дают проводить рок-концерты

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Барабанщик Cannibal Corpse Пол Мазуркевич. Фото: cannibalcorpse.net

Православные активисты начали кампанию по запрету концертов дэт-метал группы Cannibal Corpse в России, считая творчество музыкантов экстремистским. Выступления коллектива могут сорваться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Омске. Краснодарская прокуратура уже начала рассматривать заявление общественной организации «Православный союз».

Столичный концерт Cannibal Corpse должен состояться 11 октября в «Главclub». В настоящее время православный активист Дмитрий Цорионов (Энтео) отправил запросы в прокуратуру с описанием происходящего на концертах группы Cannibal Corpse, а также тексты их песен. Пока ответа от органов власти нет. В «Главclub» M24.ru рассказали, что никаких особых мер по защите музыкантов приниматься не будет. Однако, возможно, будет усилена охрана.

Мы пообщались с Дмитрием Энтео, музыкальным критиком Кириллом Глебовым и священником Максимом «Настоятелем» Курленко, исполняющим православный рэп. Они рассказали, почему дэт-метал теперь вне закона, стоит ли запрещать концерты и какую музыку можно считать богоугодной.

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Cannibal Corpse. Фото: cannibalcorpse.net

ДМИТРИЙ ЭНТЕО, православный активист

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

«В песнях Cannibal Corpse есть постоянно повторяющийся призыв к убийству священников или, например, описание насилия и убийства младенцев…все их творчество ненормально. Я считаю, что подобное недопустимо, и только глубоко больные люди с искалеченной психикой могут слушать их музыку. Ее ни в коем случае нельзя считать искусством. Это то же самое, как если кого-то вырвет, и он оставит свою табличку возле блевотины. Это просто трэш.

Что касается запретов, речь идет не о мрачной эстетике, которая присуща многим коллективам, а о тех случаях, когда люди делают себе имя на сознательном хулении Бога. Человек может слушать любую музыку, но если кто-то открыто и систематически хулит Бога и Христа, призывает жечь церкви, священников, использует казенную Библию как атрибут своего шоу. Это те случаи, когда их свобода задевает нашу свободу и провоцирует общественный конфликт.

Максим «Настоятель» Курленко, священник и рэп-исполнитель

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

В связи с концертами, подобным Cannibal Corpse, я считаю, что нам нужна система контроля и запретов. Вседозволенность приводит только к разрушению личности. Музыка должна воспитывать, предлагать пищу для размышлений и переживаний. В нормальной системе воспитания есть запрет и табу, это нормально и правильно. Еще лет 20 назад я бы не сказал подобной мысли, но сейчас считаю это верным.

Кирилл Глебов, музыкальный критик

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

«По большому счету, такие инциденты с незавидной регулярностью происходят по всему миру. Особенно это касается групп, играющих дэт- и блэк-метал (а также их производных). Удивительного в этом ничего нет: если ты обливаешь себя томатным соком, взываешь к силам тьмы и отрубаешь резиновые головы, будь готов к тому, что некоторым «взрослым» это может не понравится. На западе точно также запрещали и Cannibal Corpse, и Marylin Manson, и Slayer. А кроме этого запрещали еще комиксы, фильмы, книги и телешоу. Например, абсолютно безобидный (казалось бы) фильм Кевина Смита «Догма» вызвал большую волну протестов. Так что, это не только российская проблема.

Стоит ли запрещать такие концерты? Нет. Однако, как и все, способное нарушить хрупкую детскую психику, такие мероприятия должны иметь четкое возрастное ограничение. На мой взгляд, этого вполне достаточно.
То, что запреты выступления тех или иных артистов в нашей стране становятся тенденцией, пугает. Хотя не думаю, что влияние христианских активистов распространится дальше групп, вроде Cannibal Corpse. То есть, это явление локальное, но в культурологическом смысле очень интересное.

К сожалению, в нашей стране христианские активисты предпочитают исключительно другие методы. Это печалит. Думаю, что при таком ведении дел они должны быть готовы к реакции, продиктованной реверсивной психологией. Поклонники Cannibal Corpse не только не разлюбят своих кумиров, а вытатуируют их имена на своем сердце золотыми чернилами. А кто-то начнет их слушать в знак протеста, только потому, что их концерт запретили. Вопрос: чего добились?»

Мы спросили у москвичей, как они относятся к запретам концертов и прочим ограничениям музыкантов.

Олег, 56 лет: «За каждым концертом стоит огромная работа, туда вливается много денег. И нельзя, чтобы какой-то сумасшедший все это срывал».

Мировые гонения Cannibal Corpse

В свое время Cannibal Corpse запрещали в Новой Зеландии, Австралии, Корее и Германии. Было много интересных инцидентов. Например, один подросток в Германии пришел в школу в майке Butchered at Birth (название одного из альбомов Cannibal Corpse), что морально травмировало учительницу Криста Дженал. Когда она вошла в состав правительства, то первым делом запретила Cannibal Corpse играть песни с первых трех альбомов и подвергла цензуре их оформление.

В Корее продавец, торговавший дисками Cannibal Corpse, и вовсе сел в тюрьму. В США активную борьбу с Cannibal Corpse ведут родительские комитеты, а кандидат в президенты Боб Доул в свое время клятвенно обещал, что при нем группы Cannibal Corpse не будет.

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Обложка альбома Bloodthirst группы Cannibal Corpse

Напомним, это не первый случай с инициативой православных активистов запретить выступления музыкантов. Последний раз активисты планировали запретить концерт группы Slayer, обратившись в прокуратуру с требованием запретить концерт треш-метал группы. Лидер движения Дмитрий Энтео также попросил привлечь организаторов концерта к уголовной ответственности за «оскорбление чувств верующих».

Источник

Церковные деятели объяснили, как реагировать на громкий концерт

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Насколько, на ваш взгляд, в принципе допустимо приходить верующим и церковнослужителям на массовое мероприятие и требовать выключить музыку? Может, верующим стоило бы обратиться в полицию, позвонить на радио или побеседовать с организаторами за сценой, а не подниматься на нее?

Протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи церквей в Москве и Московской области:

— Мы не знали, что там происходит. А так как события имели место во время богослужения, не было времени, чтобы подать в суд, ждать приезда полиции. Мы просто пошли узнать, откуда идет грохот. Когда пришли на место, все стало понятно, и мы приняли меры, исключающие помеху в богослужении. У ребят рок-концерт, они могли и не знать, что рядом есть храм.

Богослужение, с нашей точки зрения, это несколько более высокий жанр, чем рок-концерт. Мы же не просили его прекратить, а просто сделать потише. После выполнения нашей просьбы мы удалились.

И организаторы нам даже телефон для обратной связи дали. Когда они снова увеличили громкость, мы позвонили и попросили снова тише сделать, и они это пожелание выполнили.

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Игумен Сергий Рыбко, бывший неформал, настоятель храма Сошествия Святого Духа в Марьиной Роще:

— Это постоянная история. Наш храм, например, находится в детском парке, где проводят различные мероприятия, в том числе и спортивные. Громкая музыка в рамках этого тоже звучит. Я понимаю, что это детский парк, общественное место, но зачем все это делать на полную катушку? Просишь их сделать потише — они через полчаса снова включают по полной. Зачем так громко вещать — непонятно. Верующие ведь тоже имеют свои права. Так и здесь, видимо, было: пришли, попытались договориться. Но им не вняли. Поэтому получилось то, что получилось.

— Сама по себе такая просьба естественна и нормальна. Но вопрос в другом: во-первых, там имел место силовой прорыв в концертную зону и на сцену. И второе: есть видео, в котором отец Дмитрий со сцены объявляет концерт оконченным. Речь идет не о действиях обычного гражданина, а о действиях одного из самых известных священников и руководителей Русской православной церкви. Он член Высшего церковного совета, много лет был главой синодального отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и армией, он также настоятель нескольких церквей в этом районе Москвы. Это означает, что

у него в мобильном телефоне есть мобильные же телефоны всего местного и городского начальства. Поэтому для него позвонить в какие-то инстанции и сообщить о проблеме, потребовать разрешения кризисной ситуации не стоило ничего.

Звонки от него принимаются, а не ставятся в игнор. Он мог выйти на людей, принимающих решения, но захотел лично разрешить эту ситуацию, причем силовым путем. Что очень странно. Полицию вызвали уже как раз организаторы концерта, причем после захвата.

С точки зрения православия является ли недопустимым само увлечение современной рок-музыкой?

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

— Православие на такие мелочи внимания не обращает. Эпохи сменяются, меняется мода на музыку. Были, например, в 1960-е годы фанаты «Битлз» — сейчас как массового явления этого нет. Пройдет время, и современный рок пойдет на спад. Просто рок включает в себя дополнительные к музыке вещи — в частности, мощный звук превышает предел допустимого шума, это вредно для здоровья. Я тоже играл в юности на гитаре, понимаю, что все должно быть нормально, не надо мешать друг другу. У нас в храме грохот такой стоял, что не слышно было, когда кто-то говорит. Я не представляю даже, что было в близлежащих домах, куда пришли люди, чтобы просто отдохнуть после работы. Когда на Казантипе фестиваль или в Тверской области проходит «Нашествие» — это ради бога. Но не надо это делать под моим окном или тем более в храме.

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Игумен Сергий Рыбко:

— Я сам люблю рок-музыку. Решение последнего Архиерейского собора — найти диалог с неформальным миром. Создана комиссия по разработке пути взаимодействия с ним и донесения до него христианских ценностей. Я сам бывший неформал, бывший хиппи, для меня диалог с такими людьми — это поле моей деятельности. Я бываю на рок-концертах, проповедую, общаюсь с молодыми людьми, которые туда ходят. Считаю, что рок — это музыка, которая задает вопросы, на которые церковь должна давать ответы.

— Церковные каноны ничего про это не говорят. Ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобою.

Если шумная музыка отвлекает верующих от молитвы, означает ли это, что музыкальные клубы и другие подобные заведения не стоит создавать вблизи храмов и церквей? И стоит ли инициировать закрытие или перемещение шумных мест, которые уже находятся рядом с церквями?

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

— Думаю, тут все зависит от умения слушать и уважать друг друга. У меня был прецедент, когда подобное заведение было недалеко от одного из храмов, настоятелем которого я являюсь. В итоге мы договорились, что в определенное время они не шумят, и все. Если вы придете в зал консерватории и лимоны начнете есть в первом ряду — музыканты-духовики ведь слюной изойдут. Сами артисты, к которым мы пришли, к нам нормально отнеслись. Один из них, явно верующий, на прощание мне сказал: «Пусть Бог вас благословит». Очень трогательно было. А другой сказал: «Вы наш рок-концерт закрываете, а Петр Мамонов, верующий, вас бы не одобрил». На что я ответил: «Мамонов друг, но истина дороже». Я — настоятель храма, я отвечаю за проведение службы.

Игумен Сергий Рыбко:

— У нас недалеко от храма рок-клуб, никому он не мешает. Если там есть планы провести концерт — время его проведения выбирается так, чтобы он никому не мешал. Никто на заведение не жалуется. Туда ходят дети тех людей, которые посещают храм.

Дьякон Андрей Кураев:

— Тот концерт был, по сути, в жилой зоне — радиостанция находится в жилом массиве, парк начинается по другую сторону улицы. Не уверен, что организаторы выбрали место с достаточной корректностью. В целом, почему бы и не учесть эту проблему и взаимные интересы при организации концертов?

Знаете, в Евангелии есть слова: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Мы должны учиться жить в едином пространстве, где мы все друг другу мешаем.

Надо, с одной стороны, научиться терпеть это чужое, непрошеное вмешательство в свое личное пространство, которое чрезвычайно сужается в мегаполисе, а с другой — стараться не расползаться без крайней необходимости на территорию жизни других людей.

На каждой церкви есть колокольня. Как вы считаете, а докучает ли неверующим людям звон колоколов и имеют ли они право возмущаться?

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

— Конечно имеют. В одном храме, который находится среди жилых домов, я отдал распоряжение не звонить утром по воскресеньям, так как людям по выходным надо спать. И там мы звоним только уже в 12.00 по воскресным дням. Там ближайший от церкви дом в 15 м находится. В этом храме единственное, мы звоним в полночь один раз в году — на Пасху.

Игумен Сергий Рыбко:

— Я думаю, в таких случаях нужно и можно договариваться.

Дьякон Андрей Кураев:

— Поэтому я и возмутился этой акцией протоирея Смирнова. Реагируя импульсивно и ситуативно, он причинил церкви огромной урон своей несдержанностью. Теперь любые протесты против колокольного звона приобретают черты достоверности.

Если православные верующие приходят на концерт и требуют выключить чрезмерно громкую музыку, могут ли так же поступать представители других конфессий, скажем, мусульмане, буддисты или иудеи?

рок концерт в храме. Смотреть фото рок концерт в храме. Смотреть картинку рок концерт в храме. Картинка про рок концерт в храме. Фото рок концерт в храме

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

— Я не знаю, зачем мне говорить за всю Одессу? Мои прерогативы заканчиваются моим приходом. За всю РФ, за буддистов Якутии мне сказать сложно. Каждый руководитель общины будет сам решать, что надо делать в той или иной ситуации. Что касается нашего инцидента, у нас богослужение основано на пении, и концерт нам частично мешал проводить службу. В итоге на 20 минут у нас антракт случился, и мы закончили на полчаса позже. Ничего страшного не произошло — наоборот, все прихожане разошлись в приподнятом настроении.

Игумен Сергий Рыбко:

— В принципе да, тоже имеют право. Всегда надо пытаться услышать друг друга. Когда люди этого не понимают, тогда уж, простите, верующие имеют право на действия, которые разрешает им их совесть.

Дьякон Андрей Кураев:

— Ясно, что теперь им дали пример. В связи с этим я спрашиваю отца Дмитрия: а не согласился бы ли он то же самое сделать, если бы пение муллы какой-либо мечети мешало православной службе? Ведь есть же мечети, которые находятся рядом с храмом. Удивительно умение наших православных активистов выбирать заведомо более слабых жертв. Есть храм Казанской Божией Матери на Красной площади, и на Красной площади тоже проходят разные концерты и шумные мероприятия. Парад Победы там проходит. Он тоже мешает службе — и надо идти протестовать?

Источник

Проповедь и рок-культура

Около года назад на нашем сайте было опубликовано несколько статей, касающихся современной молодежной культуры. В них, в частности, обсуждался вопрос о том, уместна ли христианская проповедь на рок-концертах. Наши читатели тогда отреагировали на публикации целым потоком писем (http://www.pravoslavie.ru/polemika/060328123503). До сих пор продолжается оживленная дискуссия. Редакция вновь предлагает вашему вниманию некоторые из последних откликов на эту тему.

В дальнейшем мы будем публиковать пришедшие в адрес сайта наиболее интересные отзывы на актуальные материалы, которые вы можете оставить на странице заинтересовавшей вас статьи

Я уверена, что сейчас именно рок-музыка (я имею в виду только русский рок) может привести многих молодых людей в Церковь. Надо только вслушиваться и стараться понять эту музыку, а не выключать при первых же рок-аккордах. Вслушайтесь в слова песни Гребенщикова «Серебро Господа моего»: «Выше слез, выше слов, вровень с нашей тоской…» или «Я ранен светлой стрелой, меня не излечишь…». Это чувство так знакомо любому христианину – тоска по небу, по Богу. Или песни Шевчука – это же совесть русского рока: «Вперед, Христос, мы за тобой наполним небо добротой». Это, на мой взгляд, особенность времени: путь в Церковь начинается для многих с рок-концерта. И своим детям я сейчас даю слушать русский рок, чтобы сформировать у них вкус к хорошей, умной музыке, что-то вроде прививки от шансона и попсы, блатняка, который повсюду, и похотливых завываний по телевизору. А по воскресеньям мы все ходим в храм, и никакого противоречия не возникает. Русский рок в нашей семье органично существует рядом с церковным пением, колокольным звоном, книгами Достоевского, Пушкина, Чехова.

Меня зовут Ольга, мне 29, я искусствовед по образованию и работаю в Государственном Русском музее по специальности «Древнерусское искусство». На вашу статью наткнулась случайно. От проповеди и от самой деятельности рок-проповедников я пришла в полный восторг. Слава Богу, что в Церкви находятся люди, способные мыслить так! Это, действительно, то, что нужно. Только соединение, а не разделение и отрицание чего-либо спасет мир. Если что-то существует, значит, оно зачем-то нужно Тому, Кто этот мир сотворил. Если не будет Андрея Кураева и ему подобных, Православие превратиться просто в еще одну субкультуру. Собственно, так уже и происходит. Процесс пошел еще со времени НТР. Традиционная культура упирается носом в проблему «отцов и детей». «Дети» строят свой мир, ибо не желают мира «отцов». Русская Православная Церковь своим успехом в постперестроечное время обязана именно тому обстоятельству, что коммунизм и строй советского общества ассоциировались с культурой и миром «отцов». За время перестройки и после нее были затрачены грандиозные силы по возрождению русской традиционной культуры. Теперь подросло новое поколение. Для этого поколения воскрешенная русская культура уже опять ассоциируется с «культурой отцов», а вопрос взаимоотношения поколений будет вечным. Это, конечно, очень грубая схема…

Я большой поклонник рок-музыки, но я категорически против того, чтобы проводились проповеди на рок-концертах. Это смешно! Большинство ходит на концерты даже таких групп, как «ДДТ» и «Алиса», чтобы развлекаться, но не слушать умные речи. Представьте себя на месте посетителя такого концерта. Он не воцерковлен, перед этим он выпил, быть может, даже изрядно, он хочет двигаться, общаться с друзьями, знакомиться с девушками и т. п. А тут на сцену выходит священник. Сначала, наверно, он подумает, что это шутка, организованная музыкантами, но, убедившись, что это не так он будет в шоке: «Священник на рок-концерте?! Как это?! Ха-ха!» Господа, давайте не путать «божий дар с яичницей», такая практика не прибавит числа верующих, она лишь усугубит недоверие невоцерковленных людей к Русской Православной Церкви. К тому же Церковь начнут критиковать и те люди, которые традиционно против рок-музыки. Проповеди на рок-концертах приведут только к дискредитации Церкви в глазах многих людей. Так что не надо забивать этим голову. У Русской Православной Церкви есть еще множество и других, еще более важных проблем.

Ясно, что о. Андрей и о. Сергий идут на риск. Мне режут ухо слова и интонации, избранные для рок-проповеди; будут резать они ухо и многим слушателям (таким, кто скажет: «Вот, лезут церковники из всех щелей»). Однако именно в аудитории Кинчева и Шевчука есть немало людей, которые могут откликнуться именно на такую проповедь. Возможно, эти нагловатые подростки пренебрежительно говорят о Церкви, но внутренне ждут понятного для них слова. Вот пример: знакомый некоей журналистки говорил: «Я пошел бы в храм, но мне удобно только ночью. А ночью там закрыто!» Все-таки наш долг – устранить почву для этой и подобных отговорок, хотя верно и то, что отговорки можно придумывать бесконечно. Итак, мне кажется, такая проповедь нужна, но только миссионерам нужно быть очень и очень осторожными. А наше охладительное слово будет для них полезно: оно удержит их от слишком резких экспериментов. Да хранит их и вас Господь наш Иисус Христос!

Статью не читал. Извините. Но из названия темы и полемики пришел к мысли, что речи вокруг Церкви, о душевности, а не об истинной духовности. Как мирянин, полностью согласен с иером. Никоном и к нему бы хотел обратиться. Нужны нам сотни, даже сотни тысяч тех, которые положили намерение «просто» спастись, созидая внутреннего человека, причем по-настоящему, без подделок, как и положено было бы всем нам. Именно – духовные лидеры, а не простые свидетели покаяния. Где те, к кому обращается Добротолюбие? Почему священник кроме бороды и темной одежды ничем не отличается, не чувствуется? Потому народ и обманывается и кормит и слушает шарлатанов в электричках. А «несозревшие» говорящие от имени Церкви с экранов ТВ? За это вас (не вас лично, сковывающий взгляд не сказка) действительно побьют. Вы правильно видите ситуацию. Ко всем остальным: многотысячный концерт Мэнсона тоже «рок»; и два табурета да две гитары «Чайфов» тоже «рок». Даже во втором случае нет места духовности. Душевно, но не более. Это ни плохо, ни хорошо, это просто так есть. Появление духовного лидера среди двух табуретов и тихая беседа – это прекрасно. Но рок-концерт и проповедь… Это как? Выходит конферансье и говорит: «Встречайте, …!»? А если батюшка хорошо владеет инструментом «эл.гитара», то, по большому счету, какое отношение это имеет к «року»? Концерт рок-группы священнослужителей с новым альбомом «Во Христе», музыка «такого-то», слова «такого-то». Так что ли? Давайте все же общение с Богом оставим молитве. О Боге – беседам. А песням «Я пошел на рыбалку, плюнул три раза на червя». И заметьте, без всякого потайного смысла! Ой-ой, написал, аж самому страшно. Ко всем с уважением,

Случайно наткнулся на дискуссию на тему проповеди на рок-концертах. Весьма своевременная тема. Сам занимаюсь рок-музыкой в течение пятнадцати лет и всегда использовал возможность обращения к публике именно с целью пробудить интерес к богопознанию, к размышлениям о смысле и цели жизни человеческой. Музыка была далеко не классическая – сибирский панк-рок, но содержание превалировало над формой, и тем, кто слушал песни, был важен их смысл, а не то, какие ноты при этом были сыграны. Являюсь воцерковлённым, но противником того, чтобы у нас в стране появился «православный рок» по типу протестантского. Православными должны быть мы и доносить идеи православия до слушателя. Когда начинают писать о рок-музыке люди несведущие, не видящие ничего, кроме непонятной им формы исполнения, это вызывает лишь досаду. Русский рок и, в частности, сибирский панк – явления достаточно самобытные и требующие пристального анализа компетентного богослова. Таковым, вне всяких сомнений, считаю диакона Андрея Кураева, хотя не идеализирую его. К примеру, мало кто знает, что ещё до того, как был крещён Константин Кинчев, уже была рок-группа, которая исполняла песни, православные по своей сути, где поднимались вопросы о Боге, о Вере, о Царе-мученике. Это – группа из Тюмени «Инструкция по выживанию». И я лично знаю много примеров, когда благодаря песням этой группы молодые люди впервые переступали порог Церкви. Сегодня среди них есть и священнослужители. И ещё хочется сказать, что от Церкви мы ждём, прежде всего, понимания и поддержки, но не надо спешить туда, где вас не поймут. Позвольте это сделать людям, которые знают этот язык и знают, как и что нужно говорить, чтобы услышали не только нас, но и вас. Просим ваших молитв о нас, грешных.

Мой переходный возраст родители по сей день вспоминают с содроганием. Так что тот факт, что в 20-летнем возрасте я самостоятельно пришла в Православную Церковь, равносилен чуду воскресения Лазаря Четверодневного. Будучи не так давно сама представителем оторванной молодежи, могу сказать, что люди старшего поколения, независимо от их религиозных убеждений, плохо представляют, «до чего дошел прогресс» молодежной культуры. И душевное состояние современной бездуховной молодежи они представляют себе очень поверхностно, т.к., чтобы прочувствовать все это, надо либо самому в эту выгребную яму окунуться с самого начала, либо быть святым. Люди, которые выше излагали свою позитивную точку зрения о роке как таковом, скорее либо не переосмыслили до конца в своей жизни некоторые моменты, либо ностальгируют по ушедшей молодости, в которой они, впрочем, с таким объемом информационного негатива и беснованием, как нынешняя молодежь, не сталкивались даже близко, будь они хоть с криминальным прошлым. Они эту свою слабость к року, например, пытаются за альтернативную норму выдать. Причем сама молодежь до определенного момента своим состоянием весьма довольна, получает немало удовольствия от собственной жизни и нередко это состояние периодически усугубляет, считая «прогрессивным, позитивным и пр.». В таком состоянии молодежи не нужны проповеди – ни рок, ни техно, никакие другие. Потому что она ее не готова воспринимать до определенного момента на должном уровне, ну, разве что «с пивом потянет». Но ведь не в том же цели миссионерства, чтобы христианство в голове оторванной молодежи стояло на одной полке с пивом, астрологическим прогнозом на любимой радиоволне, оккультизмом и прочим мусором? Поэтому любое «заигрывание» с молодежью, находящейся в подобном состоянии, – это лишь усугубление ее положения духовной дезориентации. На самом деле человек, чтобы прийти к Богу, должен порой наесться грязи «до не могу». Вот тогда до него медленно начинает доходить, что он достиг неких пределов человеческого падения, и он наконец-то в этой грязи сам начинает барахтаться в поисках выхода, и Бог таким людям помогает. Роль миссионерства на данном этапе заключается лишь в добром, а порой даже и бессловесном примере христианства, который может подтолкнуть человека к Богу, и оказании посильной, ни в коем случае не навязчивой помощи человеку, который сделал уже самостоятельные шаги к храму и эту помощь ищет. Конечно, путь каждого человека к Богу индивидуален, миссионерство имеет свое назначение, а неофитам нужно оказывать снисхождение в определенной степени, но поймите меня правильно: для того чтобы «снизойти» к немощному, не надо «опускаться» до его состояния и говорить на одном с ним жаргоне. Думаю, ни святой Иоанн Кронштадтский, ни святая Елизавета Феодоровна, проповедуя в трущобах, не стремились там сойти за «своих в доску». Это сектантские приемы. Думаете, что Кураев на рок-концерте «заблудшей» молодежи «Америку открыл» или они никогда с информацией, которую он там им нес, не сталкивались? Да она ее просто не переваривает за неспособностью на данном конкретном этапе. Наоборот, расценит как поощрение своих рок-увлечений и стиля жизни вообще. Одним словом, я точно знаю, что в определенные моменты моей жизни рок-проповеди для меня были как мертвому – припарки, только усугубление внутреннего хаоса, а вот когда душа созрела, она с Божией помощью дорогу в храм нашла сама. К слову, все мои друзья – рок-музыканты и любители, придя к Богу, от рока отказались, не потому, что рок принципиально с христианством несовместим, а потому, что душе уже этого не нужно, т.к. она нашла куда более ценное, полное и совершенное. А миссионерство должно быть рассудительным. Вспомните Лескова. В нашем храме был еще такой случай: верующий парень долго уговаривал свою неверующую девушку креститься, наконец уговорил. Привел в храм, подошел к учительнице Воскресной школы: вот, мол, креститься хочет. А та на девочку посмотрела и плечами пожимает. «А зачем, – говорит, – тебе это надо? Это ведь в церковь ходить надо будет каждое воскресенье, поститься. молиться…» Девица развернулась и ушла. Как так можно, скажете? А не нужно людей крестить любой ценой, к Богу нужно приходить осознанно, с сердцем. Потому что когда человек ищет Бога, его постами не напугаешь. А то сейчас тенденция наметилась – молодежь купить любым способом. Простите за сумбурный комментарий, но это мой опыт, может, кому-то пригодится.

Если Вы позволите, то выскажу мнение человека, который сознательно крестился, но после этого уже трижды надолго уходил из храма. Мне искренне хотелось бы предостеречь православных, сказать, что во всяком случае те моменты в роке, которые многие признают позитивными, на самом деле глубоко сомнительны. Я ознакомился не только со статьей и проповедью, но и с некоторыми другими материалами на этом сайте, и они, возможно, приуменьшили силу тех моих сомнений, которые уводят меня в сторону от Православия. Могу сказать на личном опыте: рок играет не последнюю роль в таких сомнениях. Есть коренное противоречие между духом таких легендарных рок-композиций, как «Summertime» Гершвина в версии Дженис Джоплин или «Я получил эту роль» Шевчука, тех самых, которые вроде бы заставляют на полной мощности, всеми фибрами души ощутить душевную боль (а потом ведут, по меньшей мере, к ссорам с ближними, а в конечном счете, – к отчуждению), и православным учением, которое видит в подобном самочинные, самовольные страдания – источник разрушения, саморазрушения и самоубийства. Однако на своем примере чувствую, что именно тяга к пограничным состояниям, порождаемая подобной музыкой, является одним из тех звеньев, которые ведут к неправославному пути – хотя бы потому, что православный должен отказываться от самовольных, безблагодатных страданий, которые ведут человека к духовной гибели. Я до сих пор отказываюсь верить в безблагодатность моих переживаний, вызванных в том числе и роком. Возможно, именно поэтому я сейчас вне Церкви. Поэтому осмелюсь утверждать: если православные верят, что их учение есть единственно возможный путь к спасению, то с рок-духовностью им придется рано или поздно разойтись в разные стороны. Другое дело – сама идея проповеди на рок-концертах, точнее то, как эта идея передана в проповеди о. Андрея Кураева. Такие проповеди, во всяком случае если они действительно богодухновенны, способны привлечь людей к вере, особенно всерьез задумавшихся. Хотелось бы надеяться, что среди тех, кто ходит на рок-концерты, есть люди, которые, будучи привлечены сей прелестью, приходят туда по затмению сердца и затем оказываются шокированы той обстановкой, которая там царит. Проповедь на концерте помогла бы им раскрыть глаза – и скорее бежать как от своего греха, так и от сборища нечестивых. К возможности проповеди со стороны самого рок-музыканта отношусь крайне скептически. Возможно, моя последующая резкость неуместна на православном сайте. Однако все-таки продолжу. Очень, на мой, взгляд, плохой пример такой проповеди есть. Творчество К. Кинчева видится мне не более чем кимвалом звучащим. Для меня оно практически целиком лишено той радости, которой пропитана проповедь о. Андрея, представляя собой набор красивых слов, вполне возможно, сказанных из неосознанного желания руководить толпой. Последнее в Кинчеве чувствовалось на протяжении всего его творчества. Только поняв, что проповедь должна приносить людям благодать, которую чувствуешь, а не только мыслишь, не приписываешь себе, проповедник способен подняться до высот настоящей проповеди. В противном случае он рискует уподобиться вещаниям многочисленных американских религиозных телезвезд. Простите меня, грешного.

Лично по моему мнению, рок – это уже проповедь в своем роде. Так как любой музыкант и поэт несет народу какую-то мысль. В самой рок-музыке я не вижу ничего осудельного. Если вспомнить Евангелие, то первое чудо Иисус совершил на свадьбе, а я не думаю, что раньше на свадьбах сидели и хором пели молитвы Богу. Скорее раньше, как и во все времена, на свадьбах танцевали, веселились, пили вино и пели песни. И Иисус не осудил ничего, что там происходило. Надо сказать, Православная Церковь вообще никогда не осуждала народное веселье, если только не происходило чего-то совсем уж непотребного. Я считаю, Православие – это прежде всего и МЕРА во всем. А как себя проявляет человек, рисует ли он картины, поет ли он песни, играет ли на электрогитаре, это уже не важно. Что же касается рок-проповеди, то лично, по моему мнению, в этом нет ничего плохого, но и пользы от этого тоже нет. Если побывать на рок-концерте известной группы и посмотреть, как люди принимают даже другую группу, которая играет на разогреве, а не то что проповедника, которого они вообще, наверное, слушать не будут, то можно понять, сколько человек их услышат. Лучше было бы, чтобы православные рок-музыканты в своих песнях подготавливали в душах молодых людей благодатную почву, куда упало бы зерно проповеди, но упало бы оно туда уже в другой, более спокойной обстановке, например в классе школы или по телевидению.

Мне 20 лет, я православный, родился и живу в православной семье. И никак мне не удается понять, почему Вы так нападаете на рок-музыку. Еще труднее понять, что Вы подразумеваете под рок-музыкой. Для многих рок-музыка – это «ДДТ», «Машина времени» и иже с ними, для других – «Блэк Саббат» и Оззи Осборн, откусывающий голову голубя.

В таком случае, не боитесь ли Вы, простите за самоуверенную речь, что Церковь люди начнут отождествлять с лже-батюшками, собирающими подаяния в метро, или с инквизиторами какими-нибудь? Причина конфликта – в банальном непонимании сути предмета обсуждения, к которому применяется богатый багаж знаний церковных людей (т.е. имея много знаний, которыми обладают люди православные, они могут всячески трансформировать абстрактную субстанцию рок-музыки, под которой всякий понимает что-то свое). Вы только простите меня и не примите мои слова за обвинение или критику! Не позволю никогда себе критиковать представителей Церкви и людей более старших и мудрых, нежели я. Но, тем не менее, рок-культуры нет никакой! Абсолютно. Есть музыка. Как сказал один мой глубоковерующий православный рок-музыкант: «Рок-музыка что молоток: можно дом построить, а можно голову сломать».Вы вот противопоставляете классику и рок-музыку, а зря. Сегодня в среде так называемых рок-музыкантов есть масса гениальных людей, играющих музыку, ничем не уступающую классике. Просто не на скрипке, а на элеткрогитаре. Хотя и на скрипке тоже играют «рок». Рок-музыка терпит преследования с Вашей стороны только потому, что она создавалась в период нравственного брожения. Но ее создание обусловлено вовсе не нравственным брожением, а всего лишь техническим прогрессом: просто люди изобрели элеткрогитару. И ВСЕ. Больше рок-музыка никакого определения не имеет. Вы приписываете ей только то, что ХОТИТЕ к ней приписать. Я пишу и играю рок-музыку (я бы даже сказал – «тяжелый металл»), но в ней я не протестую против морали и Церкви, не призываю к агрессии, а наоборот. Для меня, как и для многих, рок-музыка стала дорогой, приведшей к Церкви. Сегодня я слушаю классику, джаз, церковное песнопение, но и от рока не отказываюсь, пафосно приписав его к порокам, от которого смог избавиться духовным просветлением, как многие любят говорить (чем делают себя в моих глазах лицемерами). Рок – это музыка. Что в нее вложить: проповедь или призыв к бунту – это дело музыканта. Нельзя запрещать автомобили, потому что кто-то на них быстро ездит и убивает людей, нельзя запрещать Интернет, потому что там есть плохие сайты. Из Послания апостола Павла: «Как бы не проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться.» (Фил. 1, 18).

Проповедь христианства возможна на концертах очень немногих групп: «Алиса», «Чёрный Кофе», «ДДТ»… Больше назвать не могу. Эти команды открыто говорят: мы в Христа верим, и вам того же желаем, ребятушки! Некоторое количество рокеров к христианству в принципе равнодушно. Что-то где-то могут христианское использовать, но скорее просто отдельный момент они приемлют, а в целом это им не очень близко. Ну, может, верующими они себя и считают… по большим праздникам. Это такие группы, как «Мастер», «Blind Guardian». Но вот подавляющее большинство групп, особенно экстремальных, сознательно находятся в оппозиции христианству. Попробовал бы священник появиться на концерте такой команды – пришлось бы ему поспешно убегать, а то бы побили! Есть сатанинские команды: «Mayhem», «Darkthrone», «Limbonic Art», «Marduk» и целый легион других. Правда, в России таких коллективов не много, слушают в основном западных. Зато язычников становится и там, и здесь всё больше: «Bathory», «Burzum» (самый яростный противник христианства, сжёг около 20 церквей, сделал бы ещё больше, но до него добралась полиция), «Butterfly Temple», «Темнозорь», «Nocturnal Mortum», «Falkenbach». В России в последние годы всё больше людей сознательно отрекается от христианства именно через рок-музыку. Как вам, например, такие стихи:

Словом, я считаю, что рок в целом абсолютно противоположен христианству, лишь очень небольшое количество групп можно назвать христианскими. Ни какие проповеди здесь не помогут.

А причину я вижу в том, что христиане слишком сильно убеждают людей в их греховности (в том числе в греховности секса, хотя это – естественная потребность, если без извращений), слабости и необходимости страдать здесь, чтобы получить вознаграждение после смерти. Развивается ведь комплекс неполноценности у человека! Язычники, сатанисты и некоторые секты убеждают людей, напротив, в их силе, больших возможностях, в том, что быть гордым и свободным – это хорошо. Потому люди и прислушиваются к ним. Не является ли неправильным то, что вы слишком ограничиваете людей, да ещё и ставите их перед данностью, что даже рождаются они уже грешными? Человек желает и в этой жизни самоутвердиться! У нас ведь не Средневековье!

Очень надеюсь на то, что вы не проигнорируете моё письмо и не посчитаете его излишне радикальным. Это моя, выстраданная, точка зрения!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *