родители возмущены дистанционным обучением голосовые сообщения
Радикальные родители начали поход против дистанционки
«Пусть все переболеют, но будут образованными»
Как выяснил «МК», российские дети, те, кто не живет в Москве, продолжат ходить очно в школы, даже если цифры статистики по коронавирусу станут зашкаливать, хотя куда уж выше — уже сегодня ежедневный прирост заболевших составляет около 20 тысяч человек.
Но судя по тому, что повсеместный уход школ в онлайн по России до сих пор не объявили, его и не объявят. Только точечный карантин по классам, где кто-то уже заболел.
Сражаться с массовыми родительскими протестами чиновники от образования не хотят, в конце концов — пока законопроект о дистанционном образовании есть только на бумаге, каждый решает сам за себя и своего ребенка.
Сегодня у родителей есть право выбора — написать заявление и перевести ученика на домашнюю учебу или героически ежедневно отправлять его в школу, гадая, что он оттуда принесет.
В День народного единства на встречу с депутатами в Щукинском парке пришло порядка двухсот человек. Говорили о дистанционке. Такие мероприятия на свежем воздухе в принципе не запрещены. Люди стояли плотно. На большинстве из них масок не было, некоторые чисто формально носили их на подбородке.
Это и понятно, люди, активно борющиеся за свои гражданские права, не обращают внимания на эпидемиологическую обстановку. В коронавирус они особо не верят. В возможность того, что заболеют сами или заразят других, — тем более. Главное зло для них сейчас — это невозможность отправить детей в школу офлайн.
— Понравилась правительству эта дистанционка, — высказал свою точку зрения Валерий Рашкин, депутат КПРФ. — Они уже внесли законопроект об этом. То есть будет пандемия или нет, не важно, все равно дистанционка. Этого допустить ни в коем случае нельзя. На улице нас много, мы улицей можем остановить это безобразие. Не только государства не будет, народа не будет, патриотизма, защиты семьи, все начинается с воспитания.
Родители пишут письма во все инстанции вплоть до президента, в сетях количество недовольных насчитывает десятки тысяч человек.
Противники дистанционки полагают, что формат онлайн-обучения наносит гораздо больший вред школьникам, чем вероятность заболеть и умереть от коронавируса.
«Лично я против того, что если чей-то ребенок заболел, чтобы весь класс не ходил в школу. Никогда такого не было раньше», — считает мама восьмиклассницы. — Даже наоборот, хорошо, если ребенок заболел и все переболели, и у всех тогда появится коллективный иммунитет».
«Дети не болеют или переносят коронавирус легко. Почему им нельзя учиться? Пусть ходят в школы, общаются, как и раньше».
«Весь этот проект онлайн-обучения на самом деле никак не связан с коронавирусом, мы все это прекрасно понимаем. Это проект всеобщей цифровизации общества, который ведет в никуда».
«Я написала заявление об отказе ребенка от дистанционного образования. Пусть изыскивают средства и возможности, чтобы учить его в индивидуальном порядке очно».
От слов — к делу. Повсеместно начались коллективные сборы подписей против дистанционного обучения, так как митинги запрещены, то люди собираются вместе под любыми другими предлогами, готовятся к проведению первые индивидуальные пикеты против онлайн-образования. Они назначены на 7–8 ноября.
Причин для недовольства хватает — родителям приходится заменять во многом педагогов, контролировать детей, при этом они должны сами работать, качество дистанционного обучения несопоставимо с традиционным, дистанционное обучение наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, педагоги не готовы к такой форме передачи знаний, не работает дополнительное образование: секции, кружки и так далее.
Неудивительно, что против дистанционки выступают те, кто сам и чьи близкие никак не пострадали от инфекции. Из разряда — пока я не умер, смерти нет. Для людей, которые лично отлежали в «красной зоне», как автор этих строк вместе с дочерью, вопрос приоритета, что важнее — иметь живого и здорового ребенка или ходить в школу любой ценой, не стоит.
Я все же забрала свою одиннадцатиклассницу-дочь на полноценное семейное обучение в конце августа этого года. Дорогое и платное. Просто проанализировала ситуацию и поняла, что «второй волны» не избежать, она начнется именно со школ, и потом бессимптомно болеющие (чаще всего, но не всегда) дети разнесут заразу до домам. Это было очевидно сразу. В том же Израиле в конце весны проводились подобные исследования, о влиянии школ на распространение COVID-19 и появление большого количества суперраспространителей именно среди детей и подростков.
Пыталась достучаться до родителей чата нашего класса, но мне было сказано не гнать волну и что все будет хорошо. Идти не в ногу и ломать систему никто не захотел. Мы ушли.
Наша школа федерального подчинения, она имела право не выполнять распоряжение московского мэра о переходе на дистанционное обучение. Весь сентябрь, октябрь и начало ноября одноклассники Полины проучились.
Два дня назад им все-таки провели тесты и выявили большое количество бессимптомных носителей, да и не бессимптомных тоже.
Результат: всех в срочном порядке все же отправили на дистант.
Да, дистанционка не панацея, и это прекрасно все понимают. И никто не хочет получить через пару-тройку лет пару-тройку миллионов недорослей по всей стране, но это все же лучше, чем переполненные ковид-обсерваторы завтра.
Хотя каждый и выбирает сам для себя, в данной ситуации от здоровья одного зависит здоровье миллионов. Увы, чаще всего эти простые истины доходят до людей слишком поздно.
Дискуссии о необходимости введения дистанционного образования в России продолжаются.
Элина ЖГУТОВА, российская правозащитница, общественный деятель, руководитель портала семейной политики «Иван Чай».
— Родители по всей стране возмущены введением дистанционного образования: в Москве во всех школах, в регионах пока частично. Исследование, которое провели в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей», доказало, что первая волна дистанционки негативно повлияла на здоровье детей.
Чиновники не могут не реагировать на такой острый социальный протест, ведь это обычные родители, которых поставили в жесткие рамки, а здоровье их детей подвергли разрушению. Власти должны найти разумное решение, не прячась от родителей, предложить возможность дальнейшего полноценного образования, сообразно нашей Конституции».
ВУНДЫРДЫР! Аудиозаписи в родительском чате одной из школ Дагестана становятся мемами
Голосовые сообщения, оставленные в чате WhatsApp, созданном для общения родителей в одной из дагестанских школ, стали вирусными после публикации в твиттере. Неизвестно, является ли запись постановочной, и её происхождение туманно. Некоторые фразы уже стали мемами. Одни матери учеников жалуются на домашние задания, другие просто хотят «удалиться».
Запись с экрана мобильного телефона, в которой показано общение между родителями дагестанских первоклассников в WhatsApp, появилась в соцсетях вечером 11 октября. Вирусной её сделал твит пользователя @walker_ivan. Его видео ретвитнули тысячи людей, оно попало в крупные паблики соцсетей и разошлось на мемы. Мы не знаем, является ли запись постановочной, но она в любом случае очень смешная.
В чате родители общаются с помощью голосовых сообщений. В основном они недовольны тем, что не знают домашних заданий, а также тем, что детям задают на дом слишком много. Расшифровка аудио стоит того, чтобы привести её здесь целиком в виде текста.
«— Девочка, скажите, пожалуйста, что дали задом?
— Я хочу удалиться от вашей группы. Как вы мне все надоели…
— Я тоже не понимаю, для чего дети в школу отправляют. Чтобы родители на вотсап сидели что ли? Домашние задания спрашивать это всё. Для какого хрена в школу дети отправляют? По вотсапу. Спишили — ушли. Звонок звенит и бегом вышли из класса. Так разве бывает? Пусть нормально сидят в классе и смотрят, какие задания дают и что дают.
— Задом ничего не дали, только всё вперёд.
— Блин, я падаю, блин. Столько домашней работы им дают! Окружающий мир — пять листов дали, блин. Рисовать, заполнять, листья клеить. Вообще обнаглели! С ума сходят что ли они? Из детей — вункердырдыр… вундеркиндами хотят сделать что ли».
А вот и сама аудиозапись на YouTube
Запись не оставляет равнодушным никого, кто её посмотрел (точнее, прослушал).
Особенно, конечно, всем понравился фрагмент про вундеркиндов, которых делают в школе.
Фонограмма уже расходится на мемы.
Перед многими стоит сложный выбор.
Не пропустите:
Пользователи сети возмутились списком учеников школы в Котельниках (2 фото)
В киевской гимназии учат, как забыть русский язык
«У-у, надо годноту». Поздравление родителей выпускникам школы в Енисейске стало вирусным
Креативный отец проучил дочь, которая прогуливала школу
Родители из Коптева создали общемосковскую группу против дистанционного обучения
Илона Менькова, мама учеников школы № 1576 создала чат в Телеграме «Родители Москвы за очное образование» для тех, кто не согласен с внедрением дистанционного обучения в московских школах. «Наш Север» 15 октября пообщался со сторонниками и противниками данной инициативы, и узнал план действий родителей.
Ученики с 5 по 11 классы после выхода с каникул 19 октября будут учиться дистанционно до 1 ноября, говорится в указе мэра Москвы Сергея Собянина.
Родители забеспокоились еще раньше, учитывая рост числа заболевших Covid-19 в регионе. Илона Менькова 12 октября написала пост в Фейсбуке о поиске единомышленников в школе № 1576 и других школах района Коптево. Спустя три дня в чате было уже больше 200 участников из САО и других округов Москвы.
«Мы готовим коллективное заявление-требование не вводить дистанционное обучение», — рассказала Илона «Нашему Северу». По ее мению, оно угрожает физическому и психологическому здоровью детей и снижает качество образования.
Мама ученика московской гимназии Алла тоже решила присоединиться к группе. Прошлой весной, по словам Аллы, «когда ничего не было понятно с вирусом», они лояльно отнеслись к удалённому обучению. «Но сейчас есть статистика, что дети либо болеют бессимптомно, либо в лёгкой форме. Более того, они всегда болеют, я не видела ни одного человека, кто не болел бы ОРВИ. Сейчас очевидно, что сбываются самые плохие прогнозы относительно образования и, под прикрытием этого вируса, разрушается и трансформируется образование», — считает она.
«Наш Север» поговорил с участницей чата, которая изначально была против этой инициативы. В чате с ней часто конфликтуют другие родители. Скорее всего, поэтому она захотела остаться анонимной.
«В чате большинство не верят в существование коронавируса, а зря. Те, кто с этим столкнулся, в этом чате нет», — говорит родительница. Она солидарна с остальными в том, что дистанционное образование на постоянной основе недопустимо, но в связи с карантином эта мера «вынужденная». «Это лучше, чем ничего.
Если у ребенка есть мозги, он не лентяй, временно учиться [так] можно. Мы переживаем, естественно, [за своего ребенка], но в данном случае здоровье дороже всего».
«Меня удивляет агрессия и призывы к митингам», — говорит родительница. В районном чате в Телеграме 14 октября появилось сообщение от человека с ником «Галя», которая призвала «неравнодушных» выйти 17 октября в 13.30 на Пушкинскую площадь: «Против дистанционного обучения, против вакцинирования, бестолкового ношения масок, принудительной термометрии, облучающих рамок в школах ». Однако, ее никто не поддержал, а сообщение позже удалили.
Ирина Костюк, чья дочь учится в школе № 1576 в Коптеве, готова оставить подпись под коллективным обращением против онлайн-образования.
Изначально она была против регистрации детей на ресурсах mos.ru и МЭШ (Московская электронная школа). «Ребенок обязан иметь свою учетную запись, почту, телефон. Это сбор персональных данных несовершеннолетних, которые неизвестно где потом будут использоваться, и обязывают ребенка использовать это в учебе. Мы не выбирали такой формат обучения», — объясняет родительница.
Участники чата «Родители Москвы за очное образование» готовят коллективное обращение и решают, куда его отправить. «От школы до президента, включая департамент образования и прочие причастные инстанции. Этот вопрос обсуждается», — отвечает Илона. Родители учащихся школы № 1576 в Коптеве готовят отдельное обращение и собираются подавать его от класса или от школы.
О родительском протесте против дистанционного обучения
В конце сентября 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил двухнедельные каникулы для школьников до 18 октября в связи с тяжёлой эпидемиологической ситуацией. После каникул школьники 6-11 классов перешли на удалённый формат обучения. Младшеклассники 1-5 классов продолжили ходить в школу. Сначала такой формат анонсировался до 8 ноября, но затем был продлён до 29 ноября.
10 ноября после 6897 выявленных случаев заражения в Москве (антирекорд), вышел новый указ, который отправил на удалёнку еще и студентов. Ограничили время работы ночных заведений, посещение мероприятий и др. Заведения, продолжат работу, хотя с 23 до 6 утра – только на вынос, а учащиеся (кроме 1-5 классов и то, если не сели на карантин) и студенты колледжей и вузов (включая, между прочим, медицинские) – отправляются на дистанционное обучение.
На этом фоне родители и многие студенты выражают резкое недовольство введенными ограничениями на образовательный процесс. При том студенты могут сначала позаниматься на лекции в zoom, а потом, поехать в бар и. Согласитесь, ситуация странная. Немудрено, что появляются: «Власти учить народ не надо, надо только спаивать!» и одновременно «ради продвижения дистанта закрыли кабаки!».
В любой спорной ситуации следует выслушивать все стороны и рассуждать с холодной головой.
Основные доводы родителей вполне разумны и понятны.
Главных из них два: резкое снижение качества образования онлайн и неправильная расстановка приоритетов — несправедливость по отношению детям и студентам, которых лишили личного присутствия именно в образовательном процессе, при том, что все открыто, хотя и с ограничениями. Есть и правовые коллизии, но оставим их для обсуждения юристам.
Первый довод родителей — снижение качества образования — обусловлен несколькими вещами.
Личный, очный контакт педагога (преподавателя) с учащимся (студентом) и онлайн по зуму не идут ни в какое сравнение. Даже в случае, когда педагог занимается в малой группе очно, часть информации теряется и до слушателя доносится процентов 80. Вы можете себе представить сколько информации теряется в онлайн? Особенно критично это для учащихся 9— и 11-классников, которым, предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Полноценный контроль онлайн невозможен. Ребёнок, ушедший на удалёнку, пусть он и достаточно «взрослый», вполне вероятно, не станет добросовестно заниматься. Отвлекаясь на гаджеты, чатики, игрушки, он усвоит минимум материала, а после учёбы он все равно пойдет «потусить с друзьями» в соседний ТРЦ. И в отличие от «очки», за него не будет никто нести ответственность.
Родители говорят и о сбоях в МЭШ, которая зависает, а в эфир врываются незнакомые люди, которые демонстрируют неприличные фото и видео.
Есть жалобы на гиподинамию подростков, ухудшение их здоровья и нарушение нормативов, которые предписывают ограничивать время пребывание у компьютера.
Вторым важным доводом родителей против дистанта является несправедливость по отношению к детям. Родители называют их в буквальном смысле жертвами «среднего пути», избранного московскими властями (отказ от локдауна с введением ряда ограничений). Приоритеты расставлены неверно: открыто всё, кроме образовательных учреждений, а не наоборот
В Европе — ровно противоположные приоритеты. Британские власти, рассуждая в долгосрочной перспективе, говорят о том, что низкая успеваемость напрямую влияет на экономику страны:
«Возвращение в школу имеет жизненно важное значение для образования детей и их благополучия. Низкая успеваемость приводит к долгосрочным экономическим издержкам из-за наличия менее квалифицированной рабочей силы. Это влияет на уровень жизни сегодняшних учеников на протяжении всей их жизни» — говорится на сайте профильного ведомства Великобритании.
И это при том, что на Альбионе объявлен полный локдаун до декабря: всем предписано оставаться дома, кроме походов на работу, учёбу и по неотложным делам. Аналогичная ситуация во Франции и Германии.
Власти оставляют работать московскую экономику, чтобы не дать умереть малому и среднему бизнесу, который пострадал в первую волну. Но почему бы не дать ему прямую помощь не в виде «отсрочек», а в виде прямых субсидий, и всё-таки объявить карантин на короткое время, тем самым успокоив волну распространения? Вопрос риторический и ответ на него лежит на поверхности. Уж слишком много в московском дефицитном бюджете запланировано расходов (из них многие – далеко не на социальную политику, здравоохранение и образование) и слишком мало – доходов.
Однако нельзя не принимать во внимание позицию педагогов и руководителей образовательных учреждений
Положение в Москве и России с COVID-19 катастрофическое. Каждый день ставятся новые антирекорды, и, похоже, до плато нам еще далеко. Всё говорит о том, что власти выбрали тактику «переболеть должны все, но не все сразу, а постепенно» и альтернативой этому может быть только прививка вакциной, которой пока мало кто доверяет.
По словам руководителей одной из школ, если в «первую волну» в школе коронавирусом переболел один педагог и 7 учеников, то с сентября счёт идёт на десятки учеников и педагогов. Многие педагоги в тяжелом состоянии, есть и смертельные случаи. На карантин закрываются группы в детских садах, целые параллели 1-5 классов. В случае обнаружения положительного учащегося все контактировавшие с ним уходят на двухнедельный карантин вместе со всей семьей, выход из которого возможен только после получения отрицательного результата ПЦР-теста. Увы, статистика родителям не представляется, а это могло бы изменить их отношение.
На карантин уходят и педагоги. Оставшиеся принимают нагрузку от ушедших. Теперь они должны вести занятия за других, и в двух форматах: онлайн и оффлайн, что требует дополнительной методической подготовки, за которую никто не доплачивает. Появились дополнительные обязанности по ведению журналов и отчётов о проведенных санитарных мероприятиях (проветривание, дезинфекция и т.п.).
Похоже, власти рассматривают оффлайн обучение для 1-5 классов – скорее, как «одолжение», обусловленное тем, что дошколят и младшеклассников невозможно оставить дома одних, а работодателей сложно обязать переводить сотрудников с малолетними детьми на удалёнку. Да и удалённая работа не позволяет одновременно полноценно сопровождать образовательный процесс младшеклассников.
Возникает резонный вопрос, что с этим со всем делать?
Сейчас необходимы две вещи: первая — установление двустороннего диалога между родительским сообществом и властями и второе — больше свободы в принятии решений «на земле».
Родительское сообщество самоорганизовывается феноменальными темпами. Оформляется Общественное движение «Родители Москвы», только за 10 дней набрав 17 тысяч участников. Собираются подписи под обращениями в адрес Президента, депутатов Госдумы, Мосгордумы, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Эта активность, разумеется, не обходится без внимания разнообразных политиков и находится на контроле властей. Но к родителям (точнее к их лидерам) так никто и не вышел. Лишь журналисты программы Вести.Москва телеканала Россия-1 сняли, мягко говоря, однобокий сюжет, в котором родители представлены фантазёрами, несущими бред, несмотря на вполне разумные и объективные доводы с их стороны. Неудивительно, что вместо диалога, следствием этого стал еще больший накал ситуации и эскалация конфликта.
Диалог, взаимодействие и поиск консенсуса помогли бы не столько снизить накал, сколько сократить коммуникационный разрыв между властями и обществом, который достиг в последнее время чудовищных масштабов. Это видно не только на примере скандальной ситуации с дистанционным обучением, но и во многих других общегородских проблемах. Вместе с родителями мы обратились к председателю Комиссии по образованию Мосгордумы Евгению Бунимовичу с просьбой организовать встречу представителей комплекса социального развития правительства Москвы и лидеров родительского сообщества для поиска консенсуса. И он безусловно вполне реален.
Вариантом такого консенсуса было бы оставить решение о формате обучения за директорами школ и управляющими советами, в составе которых представители родителей, учащихся и педагогов. Есть примеры, когда родительские сообщества, опасающиеся эпидемии, напротив, настаивают на дистанционном формате. Но директора школ, ссылаясь на Приказ Департамента образования отказывают и в этом.
При этом важно, что родители будут, принимая решение об очном формате, будут понимать, что при обнаружении «положительного» случая, уйдет на карантин и класс, и педагоги, и все их семьи.
Однако этого, скорее всего, не произойдет. На протяжении последнего десятилетия система московского образования выстраивалась, как и везде, по жёсткой вертикали, когда любая инициатива снизу подавляется. Директора не готовы на себя брать ответственность, а управляющие советы не обладают должными полномочиями и ресурсом. И это еще один пример масштабной централизации патернализма. Тем не менее, надежда на диалог между властями и обществом есть. Неясно, будет ли становиться система более гибкой в ближайшее время, но необходимость такая назрела.
«Родители Москвы» выступили против дистанционного обучения
По их мнению, «дистанционка» может нарушать права детей
В среду мэр Москвы Сергей Собянин в своём блоге сообщил, что существующие в Москве антивирусные меры продолжают действовать. Среди них предусмотрено продление дистанционного обучения для учеников 6-11 классов до 8 ноября. Градоначальник объяснил это тем, что заболеваемость школьников за последние недели уменьшилась почти в два раза и такую тенденцию нужно сохранить.
Вскоре после заявления градоначальника на странице общественной организации «Родители Москвы» в Facebook появилось обращение к Сергею Собянину. Его авторов возмутило, что власти столицы не озвучивают статистические данные по числу заболевших в Москве вирусом COVID-19 детей соответствующего возраста. «Родители Москвы» ссылаются на то, что от длительной работы за монитором компьютера у детей может появляться головная боль, бессонница, ухудшение зрения и даже депрессия.
«На фоне функционирования ночных клубов, куда можно попасть, получив QR-код, запрет на посещение школы учащимися выглядит циничной насмешкой!» — пишут активисты.
Пресс-секретарь общества «Родители Москвы» Инна Гориславцева объяснила, что основная задача, которую ставит перед собой общественное движение — добиться, чтобы в законопроекте, который сейчас внесен в Государственную Думу, было учтено мнение родителей Российской Федерации и Москвы в частности.
«Сейчас принимаются попытки поставить знак равенства между очной формой обучения, ранее предусмотренной в законе об образовании и дистанционной формой, — рассказала активистка в беседе с журналистом «Московской газеты». — Мы, родители, считаем, что это абсолютно неравноценные способы образования наших детей. Дистанционная форма должна обрести свой официальный статус и быть легализована. Но только как инструмент дополнительного образования детей и как инструмент реагирования местных властей и органов власти субъектов Федерации на случай, если вводятся какие-то чрезвычайные обстоятельства. Или на случай, если родители сами выбирают для своих детей подобную форму обучения, например, потому что ребенок маломобилен или находится на какой-то очень удаленной территории и не имеет возможности очно присутствовать в учебном заведении».
По мнению «Родителей Москвы», существуют сомнения в законности введения дистанционного обучения в Москве, оно может нарушать конституционные права детей на получение качественного очного образования. Например, есть распоряжение Роспотребнадзора о соблюдении домашнего режима людьми старше 65 лет и гражданами с хроническими заболеваниями, однако не существует постановления о применении карантинных мер в отношении детей в возрасте от 11 до 18 лет.
Также по мнению общественников, качество платформы МЭШ, на базе которой сейчас пытаются вести обучение, далеко от идеала, а учителя, вынужденные могут не обладать необходимой для этого квалификацией. Речь идёт не только о технической стороне вопроса, а ещё и о методологии ведения уроков. Помимо этого, активисты говорят, что в процессе уроков связь может обрываться. Процесс обучения срывается, ребенок не получает материал и необходимость объяснять упущенное возлагается на родителей.
«Мнение психологов, педагогов и родительской общественности не учтено. В настоящий момент это вызывает крайне раздражение у родителей и опасения, связанные с тем, что, то, что сейчас преподносится, как защита здоровья наших детей, на самом деле, похоже, является социальным экспериментом и попыткой оправдать безумные деньги, которые правительство Москвы вложило в разработку платформы МЭШ», — говорит собеседница издания.
Инна Гориславцева сообщила корреспонденту «Московской газеты» о подготовке обращения в надзорные органы РФ и в адрес депутатов Московской городской Думы с просьбой проверить законность соответствующего пункта указа мэра Москвы. Она рассчитывает, что в ближайшие дни оно будет отправлено.
Родители намерены обратиться к главному санитарному врачу города Москвы с требованием обнародовать официальную статистику по заболеваемости и смертности от вируса COVID-19 детей данной возрастной группы. Также активисты хотят получить статистику по детям, которые могли стать «жертвами» режима дистанционного обучения.
«Родители работают и вынуждены уходить из дома, а дети, оставшись одни, получают травмы. В том числе, возможно, смертельные, — рассказала Инна Гориславцева. — Если раньше школа выполняла функцию присмотра за ребенком, то сейчас получается, что дети в возрасте от 11 и где-то до 14 лет оказываются предоставлены сами себе».