ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями

Ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями

Автор: Сенченкова Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ № 88

Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск–Уральский

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных технологий.

Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Ритмика является одним из разделов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.

Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Коррекционно – педагогическое воздействие должно быть направлено:

Задержка психического развития у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть различной.

Особенности проявления ЗПР

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста),

запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

У воспитанников данной категории отмечаются особенности эмоционально – волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально – волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У таких детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдается: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребёнка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Музыкальное воспитание в группах компенсирующей направленности носит «симптоматический» характер, то есть проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с различными нарушениями, и направлено помимо реализации музыкальных задач на решение задач коррекционных, к которым относится следующее:

Одной из эффективных педагогических технологий, применяемых на музыкальных занятиях, является – «Коррекционная ритмика».

«Коррекционная ритмика» является наиболее эффективной и адекватной технологией для детей, имеющих ЗПР, построенной на сочетании движений, музыки и слова. Её целью является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют оздоровлению всего детского организма в целом, а так же развитию творческих способностей детей.

Сразу оговорюсь, у нас нет возможности проводить занятие по коррекционной ритмике в полном объёме, поэтому в музыкальные занятия включаю частично те или иные коррекционные упражнения, необходимые на данном этапе в конкретной группе детей с ЗПР, построенные на сочетании музыки, движения и слова.

Можно выделить несколько блоков коррекционно – развивающих задач, реализуемых на занятиях:

1.Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально – ритмических движений.

2. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.

3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

4. Развитие эмоционально – волевой сферы и личностных качеств.

Кроме того, на занятиях решаются задачи на развитие воображения, детской фантазии, творчества, проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Приведу примеры игр и упражнений каждого блока:

1.РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ

1.1.Игры и упражнения, направленные на:

Например:

Используются основные виды движений: различные виды ходьбы, перестроения, бег в разных направлениях, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе.

Фото (Приложение №1)

1.2.Музыкально – ритмические упражнения, направленные на:

Например:

Цель: развитие мышечной регуляции, ритмичности движений и пространственных представлений.

Фото (Приложение №2)

1.3.Игры и упражнения, направленные на развитие выразительности имитационно – подражательных движений:

Например:

Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений.

На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения.

В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки.

2. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ

Игры и упражнения, направленные на:

Например: упражнение «Светофор»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, удерживание заданной программы в условиях коллективной деятельности.

Передавая мяч по кругу, дети называют по одному цвету светофора в определённой последовательности: красный, жёлтый, зелёный, красный, жёлтый и т д. Мяч должен пройти 3 – 4 круга. Педагог следит за тем, чтобы дети внимательно слушали друг друга и не сбивались при названии цвета.

Фото (Приложение №3)

3. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Игры и упражнения, направленные на развитие:

Например: упражнение «Запомни своё место в колонне».

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

Фото (Приложение №4)

4. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ.

Игры и упражнения, направленные на:

Например: игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы»

Цель: развитие мышечных и кинестетических ощущений и умение передавать заданный образ.

Фото (Приложение №5)

5.РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ДЕТСКОЙ ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА.

Игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения.

Например: подвижная игра: «Тучка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение легко бегать.

Фото (Приложение №6)

Игры, включённые в занятия, имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развития мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную активность ребёнка. Вызывает

стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать своё место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.

Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

Таким образом, предъявление на занятиях заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно – развивающего воздействия.

Завершаются занятия релаксационными упражнениями, которые сопровождаются тихой, спокойной музыкой.

Для успешной работы, необходимо выполнять ряд условий.

Условия для успешной работы с детьми

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Чтобы научить детей воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, в соответствии с темпом, ритмом и словом я применяю следующие методы и приёмы:

1.«Вовлекающий показ» (на этапе разучивания упражнения – подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.

Есть ещё одна особенность такого показа – он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически.

В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизические процессы, максимально концентрирует внимание.

2.Показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию);

3. Показ упражнения условными жестами, мимикой;

4. Словесные указания;

5. «Провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целю активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

6.Интенсивный тренинг

Некоторые упражнения или композиции удобны для включения в музыкальные развлечения, утренники и игры – драматизации (эффектные, «зрелищные»). В этом случае ведётся более тщательная работа над качеством исполнения и подведения детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений с целью воспитания и развития личности ребёнка.

Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов – воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.

В результате деятельности с элементами коррекционной ритмики направленной на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, формирование и развитие коммуникативных навыков, эстетических и нравственных ценностей, дети эффективно преодолевают свои психофизические недостатки и к концу обучения приобретают положительные результаты.

Воспитанники проявляют достаточный интерес к музыкальной деятельности, испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально, реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (марш, песня, танец), отдельные средства музыкальной выразительности, узнают типичные музыкальные образы, выражают свои впечатления от услышанной музыки в диалоге с педагогом.

Дети самостоятельно или с поддержкой взрослого выполняют музыкально – ритмические движения, используя при этом всё пространство зала, передают в движениях характер музыки, средства выразительности, общий рисунок в танцах, особенности образов в музыкальных играх; воспроизводят хлопками простые – ритмы.

Источник

Использование коррекционной ритмики в работе в детьми с различными нарушениями

ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Смотреть фото ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Смотреть картинку ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Картинка про ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Фото ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями Наталья Рыбакова
Использование коррекционной ритмики в работе в детьми с различными нарушениями

Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику:

-логопедическую (для детей с нарушением речи,

-фонетическую (для детей с нарушением слуха,

-коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка. «

Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии, специальной психологии и педагогики. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений.

Первое — развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы.

Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. д. Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словом, на занятии может осуществляться музыкальным руководителем. Планирование таких занятий проводится только после диагностического обследования детей, выявления характера нарушений и определения коррекционной программы для каждого ребенка, после чего дети могут объединяться в подгруппы в зависимости от сходства проявлений нарушения

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением опре-деленного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Работа над становлением речи слабослышащего ребенка средствами ритмики начинается с раннего возраста. Содержание и методика речевой ритмики, проводимой с детьми данной категории раннего и дошкольного возраста, разработаны Н. Д. Шматко. Основной задачей методики является формирование у детей с нарушением слуха устной речи, ее восприятия на слухозрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). Работа над произношением в преддошкольный и дошкольный период ведется с учетом аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы — звуки, слоги, при этом конечным результатом всегда является слово, фраза. Речевая ритмика, используемая с детьми раннего и дошкольного возраста, основана на обучении детей произношению звуков, слогов, слов, фраз в сочетании с движениями тела, рук, ног (хлопками, притопами, приседаниями, прыжками, движениями рук, головой, упражнениями с предметами, на месте, в движении. Занятия строятся на подражании взрослому. В содержание занятий включается и декламация стихов в разном темпе, ведется работа над долготой звучания, дыханием, ритмом, интонацией речи. Широко используются образные имитационные движения птиц и зверей. Каждое занятие обязательно включает упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения (в разных вариантах — стоя, сидя, в движении). У детей с нарушениями слуха и речи мышцы тела очень напряжены, поэтому ребенку важно овладеть приемами релаксации. Постепенно развивается двигательная сфера ребенка, подражание движениям (крупным, мелким и артикуляционным) становится более точным. Таким образом, именно движения способствуют формированию произношения.

Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей.

Задачами такой ритмики являются:

-формирование слухового, музыкального восприятия;

-развитие умения передавать в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, характер, форму);

-овладение навыками выразительных движений (в основных движениях, перестроениях, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных);

-сочетание движения с речью.

Развитие чувства ритма, усвоение правильного ритма двигательного действия имеет существенное значение в жизнедеятельности дошкольников с нарушением зрения, поскольку это помогает с большей точностью выполнять движения в пространстве в разном темпе, овладевать навыками регуляции мышечного тонуса, умением управлять своим телом. Средствами ритмики в этом случае являются двигательные и речевые упражнения, музыкальные инструментальные сюжетные и несюжетные игры, хороводы, игры с пением, танцевальные композиции. Овладение всеми навыками осуществляется на специальных занятиях, в которых музыка в сочетании с движением дает основу формирования чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения

Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью может рассматриваться как психокоррекционная методика, устанавливающая равновесие в деятельности нервной системы, регуляцию процессов возбуждения и торможения, общего тонуса, обеспечивающая формирование согласованности движений и речи, коррекцию моторики, психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, снятие психоэмоционального напряжения, трудностей в проявлении коммуникативно-рефлексивных функций. В основе методики лежит музыка, где организующим элементом служит ритм. Он выступает тем лечебным фактором, который в единстве с движением может регулировать психические процессы, движения, поведение ребенка с проблемами. Организация, содержание и планирование занятий ритмикой с детьми данной категории могут дифференцироваться исходя из симптоматики нарушений. Однако при определении подгрупп или групп для таких занятий дети данной категории могут условно быть разделены на детей с гиперактивностью, повышенным возбуждением, с физической, психической заторможенностью и с вялой моторикой. Ритмика благодаря коллективным формам организации является важным фактором формирования социально-адаптационных функций у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Такие занятия проводятся в системе коррекционной помощи детям с проблемами ритмистом, имеющим дефектологическое образование, способным осуществить лечебный, коррекционный процесс средствами ритмики. Формирование групп для занятий проходит только на основе диагностического обследования специалистами и определения коррекционной программы для каждого ребенка.

ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Смотреть фото ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Смотреть картинку ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Картинка про ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениями. Фото ритмические упражнения играют большую роль в художественном обучении детей с какими нарушениямиИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Источник

Особенности уроков ритмики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Особенности уроков ритмики

в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Демидова Елена Маратовна

Задачей школы для детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция дефектов развития в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся.

Кроме того, школа для детей с ОВЗ ведет особую лечебно-оздоровительную работу, направленную на укрепление и исправление общего физического состояния школьников.

Исправление недостатков познавательной деятельности умственно отсталых школьников достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоения трудовых умений и навыков.

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с интеллектуальными нарушениями) в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в расчлененном (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Целью занятий ритмикой является формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

В связи с этим в основе обучения заложены следующие принципы:

— коррекционная направленность обучения;

— оптимистическая перспектива образования;

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметам) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умений ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыкам письма и трудовым приемам. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на детских музыкальных инструментах, исполнение под музыку стихов, попевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Активная двигательная природа музыкального ритма, в свое время, была прекрасно понята швейцарским музыкантом-педагогом Эмилем-Жаком Далькрозом, который явился создателем и распространителем системы ритмического воспитания во многих странах Западной Европы в начале XX века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмическое чувство, пластическую выразительность. Музыке при этом отводилась второстепенная роль сопровождения. Ценным для дальнейшего становления отечественной системы музыкально-ритмического воспитания является факт использования движения и двигательных упражнений в целях развития чувства музыкального ритма.

Большое внимание целенаправленному развитию чувства музыкального ритма у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Карл Орф, который является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, шлепков, хлопков, щелчков.

Эти звучащие жесты автор рассматривал не просто в качестве носителей определенных тембров, но и как одно из средств освоения ритма в движении. Это позволило К. Орфу добиться не только желаемого эффекта, но и способствовало развитию координации движений, воспитанию быстрой реакции у детей дошкольного возраста. Для достижения выше сформулированных задач немецкий педагог широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводились в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения, или музыкального отрывка.

В России система музыкально-ритмического воспитания была разработана М.Г.Александровой, М. А. Румер, В. А. Гринер, Е. В. Коноровой и другими. Применительно к дошкольному возрасту, специальные исследования были проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М.Л. Палавандшвили, А. Н. Зиминой.

Существенной отличительной чертой отечественной системы ритмического воспитания является то, что ее авторы не придавали музыкальному ритму универсального значения, как это делали в своих исследованиях Э.-Ж. Далькроз и К. Орф. Иными словами, основатели отечественной системы музыкально-ритмического воспитания выделили музыкально-ритмические движения как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которой должно осуществляться целенаправленное развитие чувства музыкального ритма.

В исследованиях Н.А.Власовой, В.А.Гринер, Д.С.Озероцковского, Н.С.Сасойленко, Ю.А.Флоренской и других ученых доказана целесообразность применения ритмики в качестве средства, способствующего созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности: трудовой, лечебной, игровой.

В психолого-педагогической литературе существует два различных подхода к проблеме формирования и развития чувства музыкального ритма, музыкально-ритмических навыков у детей.

Многие ученые и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддается воспитанию и развитию (Л. А. Бвренбойм, К. Сишор и др.). Другие (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, М. А. Палавандишвили) считают, что воспитание и развитие чувства музыкального ритма задача трудная, но вполне разрешимая, успех которой зависит главным образом от особенностей используемых педагогических и методических приемов. В науке накоплен достаточный объем знаний, касающихся непосредственно педагогических и методических приемов формирования и развития музыкального ритма у детей дошкольного возраста с нормой в развитии. Эти исследования представляют особую научно-теоретическую и практическую значимость для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания

Преподавание ритмики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать’ содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, попевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы//Дефектология, №2, 1999, с.26.
Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся младших классов с недостатком интеллектуального развития// Дефектология №1, 2000, с.47.

Касицына М.А.,Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Мухина С.Н. Коррекция психомоторного развития дошкольников на музыкально-ритмических занятиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, № 5, 2008, с.40.
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ Воронковой В.В. – М.: Издательство «Просвещение», 2013 г.

Смирнова С.Б., Тихонова О.А., Полетаева Н.А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, № 3, 2006, с.70.
Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития // Дефектология, №3, 2001, с.15.

Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е.Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *