римско католический храм в тамбове
Тамбовская Церковь Воздвижения Святого Креста
Католический собор в Тамбове? Что может быть интереснее?
Добрался я к этому интереснейшему храму только к исходу второго дня пребывания в Тамбове. Церковь Воздвижения Святого креста — католическая церковь в городе Тамбове.
Административно относится к среднеповолжскому деканату Епархии Святого Климента (с центром в Саратове), возглавляемой епископом Клеменсом Пиккелем. Памятник архитектуры. Расположен по адресу: ул. Кронштадтская, д. 14А.
В храме работают священники из ордена вербистов (SVD) и монахини конгрегации «Сестёр Служительниц Святого Духа» (SSpS).
По переписи в конце XIX века в Тамбове насчитывалось 682 человека римско-католического вероисповедания. Многие попали сюда в ссылку после польского восстания, да так и остались в Тамбове, осели. В октябре 1896 года представители католической общины Тамбова, большую часть которой составляли этнические поляки, приняли решение о начале сбора средств для строительства католического храма.
Тамбовский мобильный гид очень кстати и расскажет Вам совершенно бесплатно об истории храма и его устройстве, архитектуре.
Церковь начала строиться в сентябре 1898 года и была возведена в короткие сроки, с 25 мая 1903 года в ней уже совершались богослужения, хотя отделочные работы продолжались ещё несколько лет.
Храм был построен в готическом стиле, из красного кирпича, богато декорирован. Одновременно с храмом рядом с ним был выстроен каменный двухэтажный дом, в котором размещалось католическое благотворительное общество, библиотека и квартира настоятеля.
В 1935 году церковь была закрыта, настоятель Константин Будкевич репрессирован.
Существуют различные варианты рассказов о последних днях жизни отца Константина, но все они сходны в одном — он спокойно выслушал известие об отклонении прошения о помиловании и был готов к смерти. Есть две версии расстрела священника:
Согласно первой, приговор был приведён в исполнение в подвале тюрьмы ГПУ, в присутствии трёх агентов: Евдокимова, Бергмана (Вссенникас) и Крумма. В письме Бергмана адвокату убиенного священника говорится, что декан заблаговременно написал письмо к Папе, был совершенно спокоен и обратился к Евдокимову со словами: «Прошу передать последнее моё приветствие отцу Цепляку и засвидетельствовать ему, что я до последней минуты остался верен Апостольскому Престолу». После того, как прелат произнёс эти слова, большевик Злоткин выстрелил ему в голову. Согласно второй версии, «на месте казни прелат перекрестился, благословил палача и двух его помощников, а сам отвернулся к стене, зашептав слова молитвы. Выстрел палача прервал молитву священника».
В послевоенное время была предпринята попытка перенести орган (инструмент) в другое помещение, но, разобрав орган, его уже не смогли собрать на новом месте. Долгое время здание пустовало, потом было передано Тамбовскому ремонтно-подшипниковому заводу.
За время эксплуатации здания в качестве цеха оно серьёзно пострадало: были разрушены колокольни, изуродован фасад, затоплен подвал, стены сильно разъедены кислотными парами.
В 1996 году в Тамбове был вновь организован и зарегистрирован католический приход Воздвижения.
В конце — начале 1997 года здание, пребывающее в аварийном состоянии, было передано Церкви.
Сразу же после передачи начались реставрационные работы, постепенно восстанавливающие прежний облик здания. На Рождество 1998 года в церкви Воздвижения возобновились ежедневные богослужения.
Тамбов. Часть 3. Церковь Воздвижения Святого Креста
Дата съёмки:1.07.17г
Место съёмки:Тамбов
Предыстория римско-католического костела начинается в 60-е годы XIX века. После подавленияпольского восстания 1863 г. проводилась массовая высылка повстанцев в различные губернии России, тысячи католиков-поляков оказались в Тамбовском крае. Многие со временем прижились в Тамбове, но возникла потребность в храме как духовно-культурном центре. И в октябре 1896 года тамбовские католики в зале Публичной библиотеки приняли решение о строительстве в Тамбове собственного храма.
Проект и смета были разработаны в 1898 г.
Вопросами строительства занимался совет, в который входили четыре представителя – К. К. Вольский, инженер-строитель Теофил Свирчевский, судебный следователь А. Костецкий и инженер-технолог Казимир Дембовский.
Строительные работы осуществлялись Теофилом Свирчевским. Огромное здание костела было построено в предельно короткие сроки: 25 мая 1903 года в костеле уже совершалось богослужение, несмотря на то, что в храме недоставало образов и хоругвей и были временные алтари. Внутренняя отделка и устройство иконостасов продолжались в течение нескольких последующих лет.
Готический стиль собора – вытянутого по продольной оси здания с многочисленными стрельчатымиарками, карнизами, изящной орнаментацией и двумя высокими островерхими башнями был уникальным не только для Тамбова, но и для всей центральной России.
При костеле, который народ назвал польским, был учрежден приход и назначен католический священник, подчинявшийся Могилевскому митрополиту.
Усадьба вокруг костела была наполнена зеленью и розовыми цветниками; здание обрамляли величественные ели. Только тридцать два года служил костел верующим.
В 1918 году городские власти сделали первыепопытки реквизировать имущество костела и изъять метрические книги. Обеспокоенный Могилевский митрополит, обращаясь к тамбовскому губсовдепу, писал, что приходское имущество католических костелов в России образовано из добровольных пожертвований граждан других государств и национальностей, что русский народ и государство не внесли ничего в это имущество и поэтому не имеют на него никаких прав.
В начале 20-х годов была закрыта библиотека при костеле, а книги вывезли в Польский партийный клуб. Ксендз католического прихода Казимир Вержбицкий был репрессирован в 30-е г. XX века.Органная музыка умерла в польском костеле в феврале 1935 года.
В это время, как сообщалиофициальные источники, община верующих распалась и костел для богослужений не использовался.Горсовет предлагал желающим взять помещение в аренду «в культурных целях”. Но богатыхорганизаций в городе не нашлось, костел был закрыт; с этого времени началось разрушение здания и разграбление его имущества.
В июне 1936 года горсовет предложил переоборудовать костел под швейную мастерскую, а имущество ликвидировать в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года. Духовные ценности Римско-католического костела были растрачены, а через несколько лет после Великой Отечественной войны был демонтирован орган. Собрать его на новом месте не удалось. Длительное время здание костела использовалось Тамбовским ремонтно-подшипниковым заводом.
К середине 90-х годов XX века тамбовский костел представлял собой печальное зрелище:разрушенные звонницы, изуродованный фасад, изъеденные кислотными парами стены, затопленный подвал. Но в это время усилиями журналиста К.Н. Денисова в Тамбове возродилась католическая община, зарегистрированная в 1996 г. как Римско-католическое объединение Воздвижения Святого Креста.
В том же году здание костела возвратили верующим. Благодаря собранным в Польше средствам удалось начать восстановление храма, постепенно приобретающего первозданный вид.
Уже в 1998 г. мэром Тамбова А.Ю. Ильиным был зажжен Вечный Свет в храме.
В августе 2000 года были освящены кресты и воздвигнуты шпили над колокольнями.
Местная религиозная организация прихода Воздвижения Святого Креста Римско-Католической Церкви в г. Тамбове
История Католического храма Воздвижения Св. Креста в Тамбове
Предыстория римско-католического костела начинается в 60-е годы XIX века. После подавления польского восстания 1863 г. проводилась массовая высылка повстанцев в различные губернии России, тысячи католиков-поляков оказались в Тамбовском крае. Многие со временем прижились в Тамбове, но возникла потребность в храме как духовно-культурном центре. И в октябре 1896 года тамбовские католики в зале Публичной библиотеки приняли решение о строительстве в Тамбове собственного храма. Шестьдесят три представителя, среди которых были Свирчевские, Каменские, Вольские, Кучевские и многие другие, обсудили вопросы о средствах и месте строительства костела; сразу же была открыта подписка для сбора средств.
Для возведения костела предлагалась усадьба М. А. Кучевского на Покровской улице, рядом с домом А. Н. Чичерина. Усадьба была довольно большой: 13 саженей в ширину и 37 саженей в длину. На ней предполагалось построить временный молитвенный дом, который можно было бы использовать как богадельню после строительства каменной церкви. Для устройства богадельни предназначался капитал, завещанный врачом Вороничем. Проект и смета были разработаны в 1898 г. Вопросами строительства занимался совет, в который входили четыре представителя – К. К. Вольский, инженер-строитель Теофил Свирчевский, судебный следователь А. Костецкий и инженер-технолог Казимир Дембовский. Строительные работы осуществлялись Теофилом Свирчевским. Огромное здание костела было построено в предельно короткие сроки: 25 мая 1903 года в костеле уже совершалось богослужение, несмотря на то, что в храме недоставало образов и хоругвей и были временные алтари. Внутренняя отделка и устройство иконостасов продолжались в течение нескольких последующих лет.
Готический стиль собора – вытянутого по продольной оси здания с многочисленными стрельчатыми арками, карнизами, изящной орнаментацией и двумя высокими островерхими башнями был уникальным не только для Тамбова, но и для всей центральной России. Русский искусствовед Г. К. Лукомский (1884 – 1945) увидел в нем отзвуки влияния русского искусства. Однако в подлинном виде этот памятник провинциальной художественной архитектуры России сохранился только на редких дореволюционных открытках. При костеле, который народ назвал польским, был учрежден приход и назначен католический священник, подчинявшийся Могилевскому митрополиту. Усадьба вокруг костела была наполнена зеленью и розовыми цветниками; здание обрамляли величественные ели.
Только тридцать два года служил костел верующим. В 1918 году городские власти сделали первые попытки реквизировать имущество костела и изъять метрические книги. Обеспокоенный Могилевский митрополит, обращаясь к тамбовскому губсовдепу, писал, что приходское имущество католических костелов в России образовано из добровольных пожертвований граждан других государств и национальностей, что русский народ и государство не внесли ничего в это имущество и поэтому не имеют на него никаких прав. В начале 20-х годов была закрыта библиотека при костеле, а книги вывезли в Польский партийный клуб. Ксендз католического прихода Казимир Вержбицкий был репрессирован в 30-е г. XX века.
Органная музыка умерла в польском костеле в феврале 1935 года. В это время, как сообщали официальные источники, община верующих распалась и костел для богослужений не использовался. Горсовет предлагал желающим взять помещение в аренду “в культурных целях”. Но богатых организаций в городе не нашлось, костел был закрыт; с этого времени началось разрушение здания и разграбление его имущества. В июне 1936 года горсовет предложил переоборудовать костел под швейную мастерскую, а имущество ликвидировать в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года. Духовные ценности Римско-католического костела были растрачены, а через несколько лет после Великой Отечественной войны был демонтирован орган. Собрать его на новом месте не удалось. Длительное время здание костела использовалось Тамбовским ремонтно-подшипниковым заводом.
К середине 90-х годов XX века тамбовский костел представлял собой печальное зрелище: разрушенные звонницы, изуродованный фасад, изъеденные кислотными парами стены, затопленный подвал. Но в это время усилиями журналиста К.Н. Денисова в Тамбове возродилась католическая община, зарегистрированная в 1996 г. как Римско-католическое объединение Воздвижения Святого Креста. В том же году здание костела возвратили верующим. Благодаря собранным в Польше средствам удалось начать восстановление храма, постепенно приобретающего первозданный вид. В августе 2000 года были освящены кресты и воздвигнуты шпили над колокольнями. Освящение и установка колоколов состоялись 2 октября 2001 года. Три колокола общим весом 1000 кг были подарены тамбовскому римско-католическому приходу польской фирмой «Производство и ремонт колоколов Яна Фельчинского».
При создании страницы использованы материалы книг В.А. Кученковой “Неизвестный Тамбов”,
«Тамбовский костел Воздвижения Святого Креста», Горелова и Щукина “Тамбов.
Справочник-путеводитель (юго-восточная часть)”.
Костел Воздвижения Святого креста
Имеется в Тамбове и свой костел. Готический стиль этого католического собора построен в непривычном для города архитектурном стиле.
А появился Костел Воздвижения Святого креста в Тамбове благодаря польскому восстанию 1863 года. Расправившись с мятежом и ведя политику репрессий, царская власть разослала повстанцев по разным губерниям России. Тогда же тысячи поляков приехали на территорию Тамбовского края. Многие из них впоследствии вернулись домой, но некоторые остались здесь жить. У верующих появилась насущная потребность в католическом храме.
И в 1896 году тамбовскими католиками было принято решение о возведении своего собственного храма. Для этого была выделена одна из усадьб на Покровской улице недалеко от дома Чичерина. В планах было строительство небольшого сооружения для молитв, которое после постройки церкви стало бы использоваться как приют для инвалидов. Большое здание костела было возведено достаточно быстро, и уже в 1903 году здесь прошла первая служба. Церковь открыли даже несмотря на то, что здесь не все было готово и не хватало икон. Отделка внутри храма длилась еще несколько лет.
Горожане назвали костел польским. Здесь был учрежден приход и появился свой священник. Вокруг костела посадили чудесный сад с цветниками и большими елями. Да и сам храм представлял собой уникальное здание не только для Тамбова. Вытянутый вверх с многочисленными изящными орнаментами, арочными окнами и двумя остроконечными башнями храм смотрелся необыкновенно легким и воздушным.
После революции городскими властями были сделаны попытки забрать имущество костела, чему страстно противились прихожане-католики. В тридцатых годах прошлого века храм все-таки был закрыт. Так начался самый мрачный период в истории жизни костела. Помещение разрушалось, имущество разворовывалось. Позже костел было решено переделать под мастерскую, располагались здесь и цеха одного из тамбовских заводов.
С годами храм ветшал и стал представлять собой ужасную картину: фасад был испорчен, изуродованы внутренние стены, а подвал являл собой болото после затопления талыми водами.
В конце девяностых годов возрождается католическая община, и костел возвращают верующим. Католики собирают деньги и восстанавливают храм, и он постепенно приобретает свой первоначальный вид. В конце 90-х годов в костеле снова зажегся Вечный Свет. Через год были установлены колокола, которые подарила приходу одна из польских фирм. В 2007 году рядом с костелом установили памятник святителю Николаю, автором скульптуры стал Зураб Церетели. В настоящее время при церкви работает Воскресная школа, проводятся концерты органной музыки.
Готика в Тамбове или как католический приход превратился в Шарикоподшипниковый завод
Проезжая или проходя по улице Советской в южной части города, вы наверняка обращали внимание на два шпиля тамбовского костела, разрезающих небо своими готическими очертаниями. Что делает католический храм в провинциальном городе, где подавляющее большинство – православные люди?
Об этом тамбовский краевед Валентина Кученкова написала книгу, в которой можно подробно проследить историю от самого начала строительства костела и почти до наших дней. Корреспондент интернет-журнала «448 вёрст» изучил произведение и нашел много интересных фактов, которые поместил в эту статью.
Истоки
Петровские преобразования, дружба с иностранцами и жажда налаживать с ними контакт привели к тому, что большинство профессионалов разного ремесла были приглашены из-за границы в российские города. Тамбов не стал исключением.
Большой поток иностранных учителей пришелся на середину XVII I века и, что самое интересное, они открывали свои частные пансионы, обучая не только предметам, но и канонам своей веры. Католические монахи тоже открывали обучающие заведения, и это откладывало свой отпечаток на воспитанников. Но позднее почти всех священнослужителей выслали, так как действие, оказываемое ими на общество, являлось нежелательным для правительства. Если проследить историю, мы найдем немало интересных личностей, пребывавших на тамбовских землях и оставивших кусочек своей культуры и, что главное в этом контексте, огонек своей веры, который не погас до сих пор.
Зарождение
Осенним днем 20 октября 1896 года в публичной библиотеке города Тамбова на совещание собрались 63 тамбовских католика, которые поставили задачу — построить католический храм на нашей земле с целью создания общины. К слову, по архивным данным, на тот момент на Тамбовщине насчитывалось 683 человека, исповедующих католицизм.
Но все было не так просто: строительству костела предшествовала бюрократическая волокита с разрешениями и утверждениями места. И наконец, после долгих прошений и писем, в январе 1898 года пришло разрешение на постройку. В этом же году приехал священник Станислав Сенко, который сыграл немалую роль в постройке и духовной жизни католиков. Он проводил богослужения еще до того, как были возведены стены костела. Кто же проектировал архитектурное сооружение? Известно, что согласовывали проект с тамбовскими архитекторами, славящимися своими творениями.
И вот, 6 сентября 1898 года по сути является днем рождения самого здания, так как именно тогда был освящен закладной камень. Кое-какие средства, на которые проходил начальный этап строительства, собрала тамбовская община, но впоследствии денег существенно не хватало.
Только в 1903 году костел начинает свою церковную жизнь. Станислав Сенко уехал до открытия храма и на его место прислали другого священника. Но ни один из настоятелей в костеле не задержался. Священники, находившиеся в административной ссылке, менялись один за другим, а вместе с ними менялись времена и эпохи.
Разрушение
Эпохальное событие — революция не обошла стороной ни один храм на Тамбовщине. Перемены пришли и в костел. В то время настоятелем был Иосиф Вержбицкий, который и стал последним священником для храма в тот период. 1918 год, власти собираются отобрать все имущество костела, священник шлет тревожные письма, но ответы не могут ничем помочь.
В рапорте Вержбицкого о состоянии церкви на 1922 год указывается, в каком плачевном состоянии находится священное место. Постепенно разворовали церковную утварь, были утрачены метрические книги (записи рождения, смертей, браков и т.п.), которые и в настоящий момент до конца не найдены.
В 1929 году отношения между государством и церквями изменились в сторону неравной борьбы. Началась война с религиозными организациями, приведшая к так называемой «безбожной пятилетке», в ходе которой изымалось не только имущество храмов, но и сами здания, а священнослужителей расстреливали и сажали в тюрьмы.
В 1935 году Иосиф Вержбицкий был арестован и до сих пор нет никакой информации о том, что с ним случилось. Так закончилась целая эпоха для католического костела. В то время он представлял собой действительно чудо готической архитектуры, красиво украшенный фасад, портики, рельефы и витражы создавали прекрасную картину. Жемчужина костела – орган, изготовленный за рубежом, играл гимны, призывающие прихожан к молитве. Рядом с храмом находился дом настоятеля и библиотека. Возле костела возделывался сад с цветами, и росли ели.
После репрессии священника разрушения обрушились на костел с большей силой. Власти, заявив об отказе верующих пользоваться храмом, закрывают его. Люди боялись признаваться в религиозности, опасались преследований, некоторая часть прихожан и вовсе покинула страну. Среди историков бытует много версий, каким именно способом разрушили костел. В книге Кученковой, к которой мы не раз обращались в написании этой статьи, описывается процесс поломки органа:
«Очевидцы рассказывают, что фрагменты органа – тонкие деревянные трубы – выносили из костела и бросали возле ограды. При этом они издавали такие стоны, от которых замирало сердце. Казалось, что погибало живое существо, издавая предсмертные звуки и испуская в невыносимых муках последнее дыхание».
Кто-то хотел установить орган в музыкальном училище, но серебряные трубы продали, а деревянные части испортились от непогоды. Так инструмент был навсегда утерян и его восстановить невозможно, ведь нет на свете органов, которые бы звучали одинаково.
1943 год для храма начался в новой роли. Многие церкви рано или поздно переоборудовали. Так и в костеле начал работать Шарикоподшипниковый завод. Здание лишили колоколен, что чуть не стало причиной его полного разрушения, убрали все христианские символы. В середине XX века костел поделили на два этажа, подвал и само здание было сильно испорчены горючими отходами от производства. Так много лет исторический объект разрушался, пока завод не обанкротился, а в начале 80-х храму не было присвоено звание архитектурного памятника.
Возрождение
Возможно, развалины, хранящие в себе дух зарубежной архитектуры, навсегда были бы забыты, если бы в августе 1996 года не появилось Римско-католическое объединение. Интересно, что знаковая дата для костела, пришла, чуть ли не ровно через 100 лет, после собрания, где было принято решение о его постройке.
Тамбовский костел Воздвижения Святого Креста начал возрождаться, как феникс из пепла в 1997 году. Значительную помощь оказали в Польше, где собрали деньги для реставрации, ремонта и благоустройства храма. Настоятели и священники прилагали большие усилия, чтобы привести костел в надлежащее состояние, и это произошло.
Преображение случилось 2 октября 2001 года и является торжественным днем в истории костела.
Шпили были восстановлены, (они и сейчас по цвету кирпича выделяются на фоне старой постройки), окна вставлены, сделаны орнамент и отделка, колокола, принятые в дар из Польши помещены в звонницы. Добавим, что фирма, которая отливала колокола, использовала очень старый способ изготовления, применяя примесь серебра, а это придает особенно красивое звучание звону.
На поверхности одного из колоколов изображены помимо других святых Кирилл и Мефодий. Но это не единственные святые, почитаемые равно и православной церковью, и католической, которые находятся на территории храма. В 2007 году скульптор Зураб Церетелли подарил костелу памятник Святителя Николая Чудотворца, который стоит недалеко от входа. Его нельзя не заметить, войдя за металлическую ограду, которая, кстати, была сделана точно такой же, как дореволюционная.
Фигура Ангела на крыше костела, как бы смотрящего на каждого, кто приходит к порогу церкви, сделали тамбовские мастера, они по старым фотографиям восстановили эскизы статуи. Был построен и дом для монахинь, которые вскоре приехали на место служения. А от храма ведет пристройка к приходскому дому.
Если мы сейчас зайдем в костел во время мессы, то услышим звуки электронного органа. Над инструментом увидим розу – прекрасное архитектурное творение, сияющие в солнечные дни. Архитектурную готическую розу имеют почти все католические храмы, это своего рода круглое окно, находящееся на фасаде здания, застекленное прекрасными витражами, которые начинаются с середины и распускаются подобно симметричному цветку. В тамбовском костеле сохранился оригинал розы, только вот витражи пришлось заменить. На нас с них смотрят 12 Апостолов, Мария и голубь, символизирующий Святого Духа в самом сердце этого тонко сделанного предмета искусства. Но это не только архитектура, роза означает небесное совершенство. Свет, пробивающийся сквозь цветные витражи, создает эффект Божественного присутствия. В готике нет простых элементов, каждый предмет интерьера что-то символизирует.
Сюда приходят не только крещеные в католичество. Здесь проходят и музыкальные вечера, и органные концерты. Жизнь костела насыщена и духовно, и культурно.
Фото: скриншоты книги В.Кученковой, интернет-журнал «448 вёрст», открытые источники