результаты обучения в соответствии с фгос спо это
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. N 05-446
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ __указывается код и наименование__
вид деятельности 1;
вид деятельности 2;
вид деятельности N.
1.4. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.5. Обучение по образовательной программе в образовательной организации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной форме (формах) обучения. (указываются формы, оптимальные для реализации программ, заочную можно исключить по решению ФУМО)
1.6. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.7. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.8. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПООП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации**.
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования;
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
1.11. При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
1.12. Конкретный срок получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных пунктом 1.10 ФГОС СПО.
1.13. Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.
1.14. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: область (области) профессиональной деятельности***. (перечисляются с указанием кода и наименований из приказа Минтруда России в сноске, сноска не удаляется)
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает:
государственную итоговую аттестацию.
Структура и объем образовательной программы
[Срок освоения программы 10 мес. (на базе среднего общего образования)
1 г. 10 мес. (на базе основного общего образования)]
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы, в академических часах
Государственная итоговая аттестация
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
ИЛИ
[Срок освоения программы 1 г. 10 мес. (на базе среднего общего образования)
2 г. 10 мес. (на базе основного общего образования)]
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы, в академических часах
Государственная итоговая аттестация
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
2.2. Образовательная программа включает:
2.3. В рамках образовательной программы выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО. Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не более 80 (70) (по решению ФУМО) процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы на базе среднего общего образования. (В таблице 1 объемные параметры дисциплин и практик должны соответствовать обязательной части образовательной программы)
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «История России», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Основы бережливого производства», «Основы финансовой грамотности» (при необходимости).
Дисциплина «Физическая культура» в очной форме предусматривает еженедельно не менее 2 академических часов (за исключением времени, отведенного на практику, промежуточную и государственную итоговую аттестации).
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
(Перечень обязательных дисциплин ОП устанавливается с учетом специфики профессии. Перечисляются наименования:
обязательных дисциплин по информатике и др., ориентированных на профессию (например, «Прикладные компьютерные программы в профессиональной деятельности» и т.п.);
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности, предусмотренными пунктом 1.3 ФГОС СПО. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, которые устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПООП. Рекомендуемый объем профессионального модуля составляет не менее 8 зачетных единиц (256 ак. ч).
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде демонстрационного экзамена.
2.10. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего: наименование квалификации*. (указывается согласно проекту Перечня профессий СПО ИЛИ из приказа N 1199, если код, наименования профессий квалификации не изменились. Сноска не удаляется)
2.11. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Виды профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности
Перечисляются наименования видов профессиональной деятельности в соответствии наименованиям в п. 1.3. ФГОС СПО.
При формировании ПК могут учитываться требования ведущих отраслевых работодателей
3.4. Образовательная организация при необходимости самостоятельно дополняет перечень профессиональных компетенций по выбранным видам профессиональной деятельности, установленным в соответствии с п. 1.3. ФГОС СПО, а также по видам профессиональной деятельности, сформированными в вариативной части образовательной программы образовательной организацией для учета потребностей регионального рынка труда.
Образовательная организация при необходимости вводит в вариативную часть учебных циклов образовательной программы модуль по освоению компетенций цифровой экономики, соответствующих одному или нескольким видам профессиональной деятельности, осваиваемых в рамках образовательной программы.
3.5. Образовательная организация с учетом ПООП самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы.
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам (знаний, умений, навыков) должна обеспечивать выпускнику освоение всех компетенций, установленных образовательной программой.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, включая проведение демонстрационного экзамена (при наличии такой формы в п. 2.9.), предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории, лаборатории, мастерские, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, а также для проведения текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы.
4.3.2. Все виды учебной деятельности обучающихся, предусмотренные учебным планом, включая промежуточную и государственную итоговую аттестацию, должны быть обеспечены расходными материалами.
4.3.3. Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
4.3.4. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
4.3.5. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.
4.3.6. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю), в том числе из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда с предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
4.3.7. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).
4.3.8. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
4.3.9. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям), видам практики, видам государственной итоговой аттестации.
4.3.10. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.14 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.14 ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.14 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
* В соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 625701), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от __ 20__ г. N __ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ____ 20__ г., регистрационный N __).
** Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).
*** Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) и с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Результаты обучения в соответствии с фгос спо это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
1. Общие положения
1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования.
1.3. Нормативно-правовую основу реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования составляют:
— Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);
— письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 г. N ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);
— письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 г. N 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»);
— приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2013 г. N 29200).
1.4. Применение настоящих Методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
2. Содержание общеобразовательного цикла
2.2. Конкретный срок реализации среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования образовательная организация определяет самостоятельно в пределах первого года обучения.
2.3. Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования находит отражение в общеобразовательном цикле учебного плана.
2.6. В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях, при этом учебные предметы принято разделять на:
2.8. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:
2.9. Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена), руководствуясь приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2013 г. N 30861).
2.10. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне):
учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,
общие для включения во все учебные планы учебные предметы.
2.11. Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей, определенных ФГОС СОО:
Русский язык и литература;
Родной язык и родная литература;
Математика и информатика;
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.
2.12. Учебный план по профилю и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.
2.13. Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:
3) «Иностранный язык»,
5) «История» (или «Россия в мире»),
6) «Физическая культура»,
7) «Основы безопасности жизнедеятельности»;
2.14. Образовательная организация должна предусмотреть освоение результатов ФГОС СОО по одному из предметов обязательной предметной области «Родной язык и родная литература». Образовательная организация в рамках общеобразовательного цикла обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации. В этом случае предусматривается изучение предмета «Родной язык». В случае отсутствия такой необходимости, образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература», перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет «Литература» для изучения произведений из блока «Родная (региональная) литература» и «Литература народов России».
2.15. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
2.16. При этом учебный план профиля должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
2.17. Также в учебный план для усиления профиля могут включаться дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, «Конструирование и 3D-моделирование», «Математическое моделирование процессов», «Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике», «Робототехника» и др.).
2.18. Учебный план формируется следующим образом:
2.19. Для формирования учебного плана образовательной организации необходимо:
1) определить профиль;
2) выбрать обязательные, общие для всех профилей, предметы, не менее одного предмета из каждой предметной области (базовые учебные предметы);
3) с учетом профиля включить в учебный план не менее 3 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, которые будут определять профиль профессионального образования с учетом специфики получаемой профессии или специальности (профильные учебные предметы);
4) дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами);
5) при необходимости, дополнить учебный план обязательными учебными предметами из числа дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся (элективными курсами), учитывая ограничения в 11 (12) учебных предметов;
6) завершить формирование вариативной части учебного плана дополнительными учебными предметами, курсами по выбору (элективными, факультативными курсами);
7) определить объем часов, отводимый на изучение выбранных учебных предметов, элективных курсов, формы промежуточной аттестации;
8) провести проверку, корректировку (при необходимости) часов учебного плана.
2.20. Объем обязательной части общеобразовательного цикла учебного плана ООП СПО должен составлять не более 80% от общего объема часов, отведенного на изучение данного цикла.
Вариант распределения уровней изучения учебных предметов в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО
Предметная область | Учебный предмет | Уровень изучения предмета | |
---|---|---|---|
базовый | углубленный | ||
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | углубленный |
Литература | базовый | углубленный | |
Родной язык и родная литература | Родной язык | базовый | углубленный |
Родная литература | базовый | углубленный | |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | углубленный |
Второй иностранный язык | базовый | углубленный | |
Общественные науки | История Россия в мире | базовый базовый | углубленный |
Экономика | базовый | углубленный | |
Право | базовый | углубленный | |
Обществознание | базовый | ||
География | базовый | углубленный | |
Математика и информатика | Математика | базовый | углубленный |
Информатика | базовый | углубленный | |
Естественные науки | Физика | базовый | углубленный |
Астрономия | базовый | ||
Химия | базовый | углубленный | |
Биология | базовый | углубленный | |
Естествознание | базовый | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | |
Экология | базовый | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | ||
Индивидуальный проект* |
* проводится за счет времени, отведенного на освоение учебного предмета
Примерные варианты распределения часов для последующего выбора учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровнях
Предметная область | Учебные предметы базового уровня | Кол-во часов | Учебные предметы углубленного уровня | Кол-во часов |
---|---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | 39 | Русский язык | 117 |
Литература | 117 | Литература | 156 | |
Родной язык и родная литература | Родной язык | 39 | Родной язык | 78 |
Родная литература | 78 | Родная литература | 117 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | 117 | Иностранный язык | 156 |
Второй иностранный язык | 78 | Второй иностранный язык | 117 | |
Общественные науки | История Россия в мире | 78 78 | История | 156 |
География | 39 | География | 117 | |
Экономика | 39 | Экономика | 78 | |
Право | 39 | Право | 78 | |
Обществознание | 78 | |||
Математика и информатика | Математика | 156 | Математика | 234 |
Информатика | 39 | Информатика | 156 | |
Естественные науки | Физика | 78 | Физика | 117 |
Астрономия | 39 | |||
Химия | 39 | Химия | 117 | |
Биология | 39 | Биология | 117 | |
Естествознание | 117 | |||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | 117 | ||
Экология | 39 | |||
Основы безопасности жизнедеятельности | 39 | |||
Индивидуальный проект* | * |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана технологического профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | углубленный | 234 |
Информатика | углубленный | 156 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | 117 |
Естественные науки | Физика | углубленный | 117 |
Астрономия | базовый | 39 | |
Общественные науки | История/Россия в мире | базовый | 78 |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана естественно-научного профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | углубленный | 234 |
Информатика | базовый | 39 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | 117 |
Естественные науки | Химия | углубленный | 117 |
Биология | углубленный | 117 | |
Астрономия | базовый | 39 | |
Общественные науки | История/Россия в мире | базовый | 78 |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана гуманитарного профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | базовый | 156 |
Иностранные языки | Иностранный язык | углубленный | 156 |
Естественные науки | Естествознание | базовый | 78 |
Астрономия | базовый | 39 | |
Общественные науки | История/Россия в мире | углубленный | 156 |
Обществознание | базовый | 78 | |
Право | углубленный | 78 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана социально-экономического профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | углубленный | 234 |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | 117 |
Естественные науки | Астрономия | базовый | 39 |
Общественные науки | География | углубленный | 117 |
Экономика | углубленный | 78 | |
Обществознание | базовый | 78 | |
История/Россия в мире | базовый | 78 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
2.21. Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественно-научный» программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
2.22. Интегрированный курс учебного предмета «Естествознание» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и может включать несколько учебных предметов из предметной области «Естественные науки» с учетом специфики профессии/специальности.
2.25. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов может быть организована в форме практической подготовки.
2.26. Образовательные организации, осуществляющие реализацию программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, оценивают качество освоения учебных предметов общеобразовательного цикла в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
2.27. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
2.29. Индивидуальный проект оценивается в рамках осваиваемого одного или нескольких учебных предметов.
2.30. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и по одному из общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне с учетом получаемой профессии/специальности. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждому учебному предмету и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых 2-х месяцев с начала обучения.
2.31. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой выдается аттестат о среднем общем образовании (при наличии государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе). К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
2.32. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена.
2.33. Образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают рабочие программы общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и спецификой получаемой специальности или профессии.
2.34. Рабочие программы общеобразовательных учебных предметов являются составной частью программно-методического сопровождения образовательной программы среднего профессионального образования.
3. Примерное распределение профессий и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования
3.1. Образовательные организации в соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199, самостоятельно распределяют профессии и специальности по профилям профессионального образования с учетом специфики образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования.
3.2. Примерное распределение профессий по профилям профессионального образования:
05.00.00 Науки о земле (профессия 05.01.01 Гидрометнаблюдатель);
08.00.00 Техника и технологии строительства;
09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
18.00.00 Химические технологии (за исключением профессии 18.01.02 Лаборант-эколог);
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (за исключением профессий 19.01.02 Лаборант-аналитик, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша);
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22.00.00 Технологии материалов;
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
29.00.00 Технологии легкой промышленности (за исключением профессий 29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви), 29.01.04 Художник по костюму, 29.01.07 Портной, 29.01.09 Вышивальщица, 29.01.10 Модистка головных уборов, 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);
38.00.00 Экономика и управление (38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);
43.00.00 Сервис и туризм (43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования);
53.00.00 Музыкальное искусство;
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (54.01.14 Резчик);
55.00.00 Экранные искусства.
18.00.00 Химические технологии (профессия 18.01.02 Лаборант-Эколог);
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (10.01.02 Лаборант-эколог, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.13. Обработчик птицы и кроликов (при освоении квалификации Приготовитель кулинарных изделий из мяса птицы и кроликов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша));
34.00.00 Сестринское дело;
36.00.00 Ветеринария и зоотехния;
43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.04 Повар судовой, 43.01.09 Повар кондитер, 43.01.08 Аппаратчик химической чистки);
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (профессии 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества, 54.01.20 Графический дизайнер).
29.00.00 Технологии легкой промышленности (29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви); 29.01.04 Художник по костюму; 29.01.07 Портной; 29.01.09 Вышивальщица; 29.01.10 Модистка головных уборов; 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.01.24 Управляющий сельской усадьбой);
38.00.00 Экономика и управление (за исключением профессии 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);
39.00.00 Социология и социальная работа;
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;
43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.01 Официант, бармен, 43.01.02 Парикмахер, 43.01.03 Бортпроводник судовой, 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте);
46.00.00 История и археология;
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (за исключением профессий 54.01.14 Резчик, 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества).
3.3. Примерное распределение специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования:
05.00.00 Науки о земле;
08.00.00. Техника и технологии строительства;
09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
10.00.00 Информационная безопасность;
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (20.02.04 Пожарная безопасность);
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22.00.00 Технологии материалов;
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (за исключением специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
27.00.00 Управление в технических системах;
29.00.00 Технологии легкой промышленности;
31.00.00 Клиническая медицина (31.02.04 Медицинская оптика);
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);
44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).
18.00.00 Химические технологии;
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (за исключением специальности 20.02.04 Пожарная безопасность);
31.00.00 Клиническая медицина (за исключением специальности 31.02.04 Медицинская оптика);
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина;
34.00.00 Сестринское дело;
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (за исключением специальностей 35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);
36.00.00 Ветеринария и зоотехния;
38.00.00 Экономика и управление (38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров),
44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);
38.00.00 Экономика и управление (за исключением специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров);
39.00.00 Социология и социальная работа;
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;
43.00.00 Сервис и туризм;
44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля);
46.00.00 История и археология.
44.00.00 Образование и педагогические науки (за исключением специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям);
49.00.00 Физическая культура и спорт;
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество;
53.00.00 Музыкальное искусство;
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств;
55.00.00 Экранные искусства.
4. Примерный вариант общеобразовательного цикла учебного плана образовательной программы с учетом профиля
Обзор документа
Минпросвещения подготовило Методические рекомендации, которые помогут усовершенствовать подходы к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профобразования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена).
Применение рекомендаций не проверяется органами госконтроля (надзора).