результаты обучения русскому языку в средней школе
Современное состояние преподавания русского языка в школе:проблемы и требования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современное состояние преподавания русского языка в школе:
проблемы и перспективы
Начну с того, что проблема качества изучения русского языка и литературы в российской общеобразовательной школе является лишь «вершиной айсберга», то есть составной частью другой, более крупной и сложной проблемы.
Речь идет о проблеме филологической культуры и филологического образования в России, которые находятся сегодня в весьма плачевном состоянии. По мнению авторитетных специалистов, существовавшая ранее в России система классического филологического образования сегодня почти полностью разрушена, и на ее восстановление потребуются многие годы.
Причины здесь не только в том, что за годы перестройки в России были утрачены многие образовательные традиции, но также и в том, что сегодня осталось очень мало филологически образованных педагогов.
Мало того, современными прагматиками от образования ставится под сомнение сама необходимость получения хорошего филологического образования. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного.
Старшее поколение наших соотечественников помнит, что высокообразованным в России всегда считался человек начитанный, хорошо владеющий навыками устной и письменной речи не только на русском, но также и на двух-трех других языках. К сожалению, таких людей в числе российской интеллигенции в последние годы становится все меньше и меньше.
Кроме того, необходимо помнить, что именно через язык в обществе осуществляется связь поколений, а эта проблема также является для современной России исключительно острой и актуальной.
В последней трети XX века отечественная методика все громче стала говорить о том, что грамматико-правописная направленность в обучении русскому языку не только делает уроки скучными и малоэффективными, но и не обеспечивает усвоения языка как средства общения, инструмента профессиональной деятельности.
Начало XXI века – время тотальной языковой агрессии, которая проявляется в том числе и в усилении враждебности между участниками общения. Способов реализации языковой агрессии множество. Они изощренны, разнообразны и хорошо известны. Ими отлично владеют представители СМИ – главные противники учителя в борьбе за ученика. Борьба с языковой агрессией – одна из практически неразрешимых проблем, так как разрешение её зависит, к сожалению, не от учителя.
Культура мысли и культура слова взаимосвязаны. Человек, владеющий словом, способен выразить мысль. К сожалению, слово теряет свою «плоть». Одна из проблем преподавания русского языка связана с превращением его в предмет утилитарный. Русский язык как язык высокой национальной культуры становится в школе невостребованным. Требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, отвечают запросам времени, но ориентированы не на носителя высокой культуры. Поэтому особенную актуальность приобретают упражнения, направленные на пополнение словарного запаса школьника, который катастрофически снижается (в том числе из-за тотальной информатизации учебного процесса). Работа с толковым словарём и словарём иностранных слов должна включатся в каждый урок.
Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять проблемам развития речи, это учебники под редакцией М.М. Разумовской; С.И. Львовой, В.М. Панова, А.Д. Шмелева. *Появились переработанные программы и даже целые учебные курсы («Риторика», «Культура речи» и т. п.), которые преследуют цель обучать языку как средству общения. Однако владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения. В свою очередь, формирование таких умений возможно только при условии постижения законов организации текста.
Обращение к целому тексту, к вопросам его организации позволило обогатить и другие, традиционные темы курса. Ученик получил возможность узнать о текстообразующих функциях привычных языковых единиц. Так, при изучении синонимических и антонимических средств языка обращается внимание на то, что они выступают как средство межфразовой связи и, служат для выражения различных смысловых отношений между предложениями в тексте; при изучении глагольного вида рассматриваются функции грамматических повторов, которые обеспечивают временное единство текста и т. д. Кроме того, при обращении к целому тексту наглядно видны изобразительно-выразительны возможности родного языка. Лингвистический анализ текста предполагает и выявление эстетической роли языковых единиц, их экспрессивных возможностей. Если раньше язык художественного произведения рассматривался только при изучении литературы, то сегодня все больше заданий подобного типа включается в учебники русского языка (начиная с младших классов). Это один из самых интересных и самых трудных аспектов работы с текстом, так как требует внимательного отношения к слову.
Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования, так как в основе многих заданий всех частей лежит умение работать с научным или публицистическим текстом, вычитывать из него необходимую информацию. Задание, связанное с формулировкой темы и идеи текста, умением обоснованно определять тип и стиль текста, средства связи между предложениями, становится неотъемлемой частью каждого урока. Особенное внимание следует уделять формированию умения сжато передать основную информацию, полученную из текста. В такой работе помогают ключевые (опорные) слова, умение дать определение научного понятия, умение выразить мысль с помощью различных грамматических конструкций.
Следовательно, к актуальным вопросам и проблемам, связанным с обращением к тексту на уроках русского языка относятся следующие: а) отбор текстового материала для уроков с учетом его дидактического и воспитательного потенциала; б) методика работы с текстом на традиционном уроке русского языка; в) текст и развитие творческих способностей учащихся; г) изучение вопросов организации текста на уроках фонетики, лексики, словообразования, грамматики; д) изучение средств речевой выразительности на уроках русского языка, межпредметные связи с литературой, уроки словесности как уроки интегрированного типа; е) лингвистический анализ текста в школе; ж) изучение речевых жанров и законов эффективного общения на уроках русского языка и риторики.
В связи с этим встает еще одна важная задача: выбрать наиболее подходящий современным требованиям УМК. Идеи нового ФГОС определяют инновационные особенности УМК по русскому языку: формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления речевому самосовершенствованию; целенаправленное развитие врождённого чувства языка и речемыслительных способностей учащихся; формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация
межпредметных связей в обучении;
направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.
Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса. Ради чего учить? Чему учить? Как учить? Обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая. Уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания. Расширены методические приемы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса русского языка.
Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения:
Личностные результаты обучения русскому языку в 5 – 11 классах: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского общества, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету.
Метапредметные результаты обучения русскому языку: коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально- культурными нормами речевого поведения Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом). Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне.
Новый федеральный государственный стандарт предполагает для достижения результатов обучения использование больших форм педагогических методик.
Главная задача нашей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей.
Результаты обучения русскому языку в средней школе
Автор: Морозова Вероника Павловна
Организация: МБОУ СШ№14
Населенный пункт: г. Липецк
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), на достижение личностных результатов, развивает у школьников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Стандарт ориентирует на использование таких технологий образования, которые определяют пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
В связи с этим появляется необходимость пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Успешность современного урока зависит от доступной формы подачи учебного материала, создания ситуаций успешности, доброжелательной атмосферы на уроке. Все это помогает обучающимся лучше усваивать материал учебника.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими требованиями:
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно- деятельностный подход в обучении школьников.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС?
Современный урок русского языка и литературы должен включать следующие шесть основных этапов:
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.
Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
С учетом актуальности данного вопроса я сформулировала тему исследования «Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС».
Цель работы: исследовать особенности содержания урока русского языка, ориентируясь на требования ФГОС.
Объект работы: методика преподавания русского языка в школе.
Предмет: специфика конструирования урока русского языка в свете ФГОС.
При написании работы я поставила перед собой следующие задачи.
1. Выделить наиболее эффективные пути реализации принципов развивающего обучения. Всесторонне изучить принципы развивающего обучения.
2. Найти новые подходы и предложения по реализации принципов развивающего обучения. Изучить их с разных позиций русского языка. Доказать их целесообразность и практичность.
Исходя, из поставленных целей и задач вытекает гипотеза:
Если применять принципы развивающего обучения на уроках русского языка и правильно организовать работу по их реализации, то это поможет учащимся качественно усвоить преподаваемый материал, а также «научит учиться», т.е. самостоятельно добывать знания, проводить с ними мыслительные операции и сознательно применять их на практике.
В работе были использованы методы исследования: библиографический, изучение педагогического опыта, наблюдение и анкетирование.
Раздел 1. ОСБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:
Решить этот вопрос можно посредством использования приёмов создания проблемной ситуации:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
3. Шаг 1. Дать возможность учащимся высказать житейское представление посредством вопроса или практического задания «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Еще одна постановка проблемы на уроке – это сообщение темы с мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель опережает сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, известные как «яркое пятно» и «актуальность».
Как «яркое пятно» могут выступать сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.
Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Примеры создания проблемных ситуаций:
Мнения учащихся выслушиваются, записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.
На доске два словосочетания, сравните их: дедушкин шарф, мой шарф. Запишите их в тетрадь.
(Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»
Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и, судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».
Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы на основе принципов метапредметности:
Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:
В процессе обучения современный школьник должен получить не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому методологической основой новых ФГОС является системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:
Системно-деятельностный подход помогает учащимся овладеть УУД, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учеников.
Проектная задача является именно такой формой организации учебного процесса, когда знания учащихся – результат их собственных поисков, подключения творческих способностей, умения регулировать самостоятельно процесс получения знаний и применения их на практике.
Проектная задача по форме и содержанию приближена к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда действий, средств и приемов не в стандартной форме. [4]
Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Любая проектная задача преследует определенные педагогические цели: выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Для достижения цели учащиеся должны продемонстрировать уровень сформированности умения учиться, взаимодействия в паре (группе), умения работать с разными источниками информации.
К составлению проектной задачи (далее – ПЗ) предъявляются определенные требования:
В зависимости от цели можно выделить следующие виды проектных задач:
Например, проектная задача по русскому языку по теме «Эпистолярный жанр (письмо): особенности синтаксиса, пунктуации и лексики». Данная ПЗ является контрольной предметной, осуществляет межпредметную связь русского языка и изобразительного искусства.
Работа в паре на индивидуальном листе. Продолжительность работы – 45 минут.
Проектная деятельность – это современная педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков проектной деятельности: им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности, а структура предмета по литературе в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.
Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Если говорить о формах организации, то в среднем школьном возрасте приемлемы как групповые формы работы, так и индивидуальные.
Существует множество схем работы над проектом, я выбрала для себя следующую: это «пять П».
Проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это портфолио ребёнка, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы работ, отчёты и др.
Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:
Метод проектов целесообразно применять, если:
Критерии оценки защиты проекта, позволяющие выявить компетентностные результаты:
1. Качество презентации к проекту: композиция, полнота представления результатов; аргументированность, убедительность.
2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, метапредметные связи.
3. Культура речи, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие.
5. Деловые качества: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Таким образом, новый ФГОС заявляет основным приоритетом образования формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.
Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»:
1. Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
2. Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
3. Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». [1]
Коммуникативные УУД как метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:
Основные элементы проектирования урока русского языка:
Основная цель обучения русскому языку в современной школе —формирование языковой личности, то есть личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки.
Образовательная цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения русскому языку — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это жизненные
установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п., в которых акцент делается на развитие эмоционально-волевой сферы личности.
Метапредметные результаты обучения — это освоенные при изучении
нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия (например, межпредметные связи между предметами русский язык — родной язык, русский язык — иностранный язык, русский язык — литература и др.).
Метапредметные результаты связаны с формированием УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных). УУД — основа самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений на базе формирования умения учиться.
Предметные результаты — это результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов. Предметные результаты отражают освоение обучающимися содержания в соответствии с
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая культура учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом.
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, обогащения их словарного запаса, улучшения качества устной и письменной речи. Текст – это основа создания развивающей речевой среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, его подготовке ко взрослой социальной, деловой жизни. Школа призвана развивать умение ребёнка реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И наиболее важными характеристиками социально успешной личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение законов его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими возможностями и инструментами языка. Преодоление пути от читателя к автору произведения, от читательских впечатлений к созданию собственного текста.
Возможные приёмы работы с текстом.
Текст № 1. Внимательно прочитайте и выполните задания.
При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли.
Своим авторитетом Аристотель на много веков закрепил ложное мнение что Земля – неподвижный центр Вселенной.
Он утверждал, что лунные затмения приходят когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй.
Таким путём Аристотель пришёл к выводу что Земля безусловно шарообразна и что шарообразны по-видимому все небесные тела.
И сама Луна имеет выпуклую скорее всего шарообразную форму.
На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.
Текст № 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.
3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.
4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.
5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.
6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть
8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(По Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)[14]
1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.
2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?
3. Определите тип и стиль речи.
4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.
5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.
6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.
7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.
8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4, 5.
9. Подберите синонимы к словам: классика; повседневный; сообразуясь. Продолжите синонимичный ряд.
Каждое утро Ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит.
И каждый вечер Ставня поплотнее закрывает окна: наш свет, как бы другие не попользовались! (Ф. Кривин) [14]
Комплекс лингвистических вопросов к тексту:
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя этот приём, предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.
1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
6. В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
После знакомства с текстом учебника задается вопрос: что нового узнали, прочитав параграф учебника?
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяя её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, при изучении темы «Правописание корней с чередованием», когда ребенок по аналогии пытается предположить, от чего зависит написание той или иной гласной в корне слова.
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка хотелось бы отвести игровым заданиям и театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, например, с удовольствием инсценируют лингвистические сказки, выступая то в роли букв алфавита (по стихотворению Б. Заходера «Песенка – азбука»), то в роли главных и второстепенных членов предложения, а уроки-обобщения по некоторым темам можно проводить в форме инсценировки дидактических сказок. Занятия тогда проходят в необычном костюмированном виде. Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.
Также можно еще выделить и самый распространённый прием многих педагогов – самостоятельная работа, которая, по сути, и есть форма самообразования. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, учителя используют различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; телеграмма, свободное высказывание, смайлики.
Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Структура современных уроков русского языка должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таким образом, результат изучения предмета «русский язык» должен проявляться на разных уровнях – личностном, предметном и метапредметном. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся в школе и в жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
На основе понимания особенностей литературы как вида искусства следует обеспечивать усвоение важнейших функций литературы – познавательной, нравственной и воспитательной.
1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4-й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. [9]
В целях развития критического мышления на уроках литературы успешно применяются следующие приемы:
В современном ФГОС основным требованием является увеличение доли самостоятельной работы ученика. Один из методов смыслового чтения – это метод работы с незнакомым текстом. К примеру, в начале урока даём обучающимся 11 класса фрагмент следующего текста для ознакомления. Можно подготовить заранее распечатки или показать отрывок на большом экране, используя компьютер (еще один способ использования ИКТ на уроках):
«На дворе прохладно. Я вдыхаю полной грудью свежий ночной воздух. Небо чистое и звёздное. Большая Медведица над Мамаевым курганом – косая и яркая. Где-то над головой однообразно, как мотоцикл, тарахтит «кукурузник». Точно на месте топчется. Присмотревшись, различаю силуэт. Он летит к Мамаеву кургану. Справа, вероятно над «Красным Октябрем», висят ракеты, около десятка, осыпающиеся золотым дождем искр. Стрельбы никакой. Тишина…
За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошел сентябрь – ясно – голубой, по-майскому теплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато-золотистым. На рассвете, до первых залпов артиллерии, затянутый предрассветным прозрачным туманом, беззаботно спокойный и широкий, с еле-еле прорисовывающимися только полосками дальних лесов, он нежен, как акварель.
Медленно и неохотно рассеивается туман. Некоторое время держится еще застывшей молочной пеленой над самой рекой, потом исчезает, растворившись в прозрачном утреннем воздухе». [15]
После прочтения возникает проблемный диалог, в результате которого выясняется, что учащиеся не знают ни автора, ни названия произведения, и так определяются цель и задачи урока.
Учителем предлагается в процессе работы с отрывком заполнить таблицу, которую так же можно либо распечатать, либо оформить в тетрадях. В ней отражены основные пункты, по которым необходимо выстроить работу с текстом:
Первым этапом предлагается определить хронотоп. Основной метод – это поиск ключевых слов. Топонимы: Мамаев курган, Волга, «Красный октябрь» – позволяют определить место действия – это город Сталинград. Почему не Царицын и не Волгоград? На этот вопрос помогает ответить определение времени действия. Ключевые слова: «стрельбы никакой», «тарахтит «кукурузник», «залпов артиллерии» и так далее. Таким образом, выясняем время действия: годы Великой Отечественной войны. В этот момент необходимо применить интегрируемый компонент – дать историческую справку о Сталинградской битве, в результате использования которой обучающиеся получают сведения о годах сражения, продолжавшегося с 1942 по 1943 год. В этом тексте речь идёт об осени, конкретно, говорится о периоде после сентября, то есть, об октябре. Определяем и основную тему произведения: война.
На этом этапе можно определить фамилию автора, название и жанр текста. Для этого необходимо обратиться к дополнительному источнику информации. Самый доступный – это учебник литературы. Предлагаем обучающимся открыть содержание и найти соответствующую информацию, опираясь на уже известные данные. Учащиеся находят название произведения, которое наиболее подходит заявленным критериям. Это повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда», написанная в период с 1944 по 1946 год. Далее следует работа с учебником по биографии автора, затем продолжается работа с фрагментом по выявлению системы изобразительно-выразительных средств, которая выводит на образ автора и микротемы текста. Полученную информацию ученики фиксируют в таблице.
Таким образом, в течение десяти – пятнадцати минут обучающиеся практически самостоятельно (хоть и с опорой на наводящие вопросы и задания учителя) работают с незнакомым текстом. Данный приём позволяет не только мотивировать к прочтению полного текста, но и организовать самостоятельную работу учеников на уроке, что соответствует критериям современного ФГОС.
Лабораторная работа на уроке литературы – один из видов развивающего обучения. Ведущая деятельность учащихся – самостоятельная деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или часть урока.
Проведение урока в форме лабораторной работы способствует созданию ситуаций успеха для учащихся. Внимание обучающихся направлено на задания, так как через логическую структуру лабораторной работы учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников.
Пример лабораторной работы по теме «Эпитет»:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;