результаты научно исследовательской практики

Отчет по научно-исследовательской практике (НИР)

Научно-исследовательская практика – один из этапов обучения студентов, изучающих естественно-научные специальности. Ее цель – наработать практический опыт и материалы, которые понадобятся при написании ВКР или диссертаций магистров. На этапе обучения студент исследует материалы, проводит анализ данных, обобщает их, ищет новые способы решения проблемы.

Примеры отчёта по НИР

Помощь с выполнением научно-исследовательской практики. Оставьте заявку: [email protected] ДЦО.РФ

Виды практик

Учащиеся проходят научно-исследовательскую практику во время обучения на бакалавров или магистров. Перед ними стоит задача укрепить и углубиться в изучении знаний и навыков профессионалов, изучить научные методы по исследованию проблемы; сформировать способность применять знания при управлении рабочими процессами, знать нормативно-правовые акты при решении практических задач; а также систематизировать научно-исследовательские подходы для решения поставленной проблемы.

Этапы практики

Научно-исследовательская работа проходит в три этапа:

Отчет по НИР

Результатом практической работы является отчет по научно-исследовательской работе. Именно в этом документе учащийся отражает все сведения, полученные в ходе исследования. Документ сдает в сроки, установленные учебным заведением.

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Пример введения в 2020 году

Структура отчета по НИР

Отчет по практике НИР имеет стандартную структуру:

Введение отчета по научно-исследовательской работе

Во время проверки отчетной работы, преподаватель первым делом ознакомится с введением к отчету по НИР. Данный раздел включает:

При написании введения к научно-исследовательской работе нужно учесть все рекомендации, указанные в ГОСТе. На основании этого раздела составляется структура всего документа.

Основной раздел отчета по научно-исследовательской работе

В основном разделе студент структурирует информацию об изучении проблемы другими исследователями и выражает свое мнение по этому вопросу. Учащийся уточняет, какие методы помогут в решении поставленных задач, приводит примеры, подтверждающие работоспособность и эффективность выбранного способа.

Заключение отчета по научно-исследовательской работе

В заключительной части отчета по НИР студент пишет краткие выводы по каждой из глав, отчитывается о проделанной работе, указывает какие возникли сложности во время практики. Учащийся делает выводы по достижению целей и задач исследования.

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Пример заключения в 2020 году

Документы к отчету по НИР

Отчет по научно-исследовательской работе – не единственный документ, который обязан подготовить студент. Совместно с педагогом нужно составить план прохождения практики, расписанный по дням. И ежедневно вести дневник с описанием всех практических этапов. Фактически это тетрадь или блокнот небольшого формата с расчерченной таблицей.

Дневник прохождения практики сначала передается куратору со стороны предприятия, и только после того, как его подпишут, передается преподавателю вуза.

Кроме того, куратор со стороны компании составляет характеристику к отчету по НИР. Она позволит оценить компетенции учащегося, уровень его практических и теоретических навыков.

Не предоставление одного из этих документов – прямой путь на пересдачу.

Примеры тем отчетов НИР

У студентов есть возможность самостоятельно выбрать тему отчета по научно-исследовательской практике. От того насколько правильно подобрана тематика, зависит успех при сдаче работы. Делая выбор, нужно учесть актуальность проблемы и компетенции учащегося. Ниже представлены некоторые варианты:

Отчет по практике – сложная исследовательская работа, подтверждающая знания учащихся. Помимо теоретической базы, студент должен научиться работать с приборами, расшифровывать данные, описывать и структурировать информацию по требованиям ГОСТов и методических рекомендаций.

Источник

Научно исследовательская практика отчет

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Содержание:

Научно-исследовательская практика – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков.

Цели научно-исследовательской практики

Цели научно-исследовательской практики:

Задачи научно-исследовательской практики

Задачи научно-исследовательской практики:

Проведение научно-исследовательской практики

Руководство и контроль научно-исследовательской практикой осуществляется работниками соответствующих организаций, в которые направлены студент для прохождения данного вида практики и преподавателями кафедры гражданского права и процесса, в соответствии с распределенной учебной нагрузкой.

В период прохождения научно-исследовательской практики студент должен выполнять правила внутреннего трудового распорядка, действующего в учреждении (на предприятии) и требования трудового законодательства.

Студент должен выполнять работу по утвержденному календарному плану в соответствии с требованиями программы практики и указаниями руководителя практики от предприятия (учреждения). Студент обязан вести ежедневные записи в дневнике с указанием вида и срока проделанной работы.

При прохождении научно-исследовательской практики студенты должны собрать теоретический и практический материал для написания работы, а также решить иные вопросы, связанные со сбором материалов юридической практики по теме работы.

Требования к результатам научно-исследовательской практики

Требования к результатам научно-исследовательской практики:

В результате прохождения практики студент должен:

Содержание научно-исследовательской практики

Оформление отчёта по научно-исследовательской практике

Отчёт по научно-исследовательской практике выполняется на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева 30 мм.

Шрифт Times New Roman, 14 пт, через полтора интервала.

Заголовки основного раздела (введение, названия глав, заключение, список использованных источников) располагаются в середине строки без точки в конце и пишутся прописными буквами.

Заголовки параграфов и пунктов печатаются с прописной буквы без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Переносы в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть не менее 2-х интервалов. Текст работы должен быть выровнен по ширине.

Цвет шрифта должен быть черным.

Нумерация страниц работы выполняется арабскими цифрами внизу по центру страницы и начинается с титульного листа, но на титульном листе номер страницы не ставятся.

Структура отчёт по научно-исследовательской практике

Структурными элементами отчета по практике являются:

Давайте более подробно рассмотрим структуру научно-исследовательской практики.

Титульный лист

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Аннотация

Аннотация краткое описание содержания отчета.

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список используемых источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти эле-менты отчета по практике.

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости изучения элементов задания, Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с работами.

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Основная часть

В отчете приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной практики.

Отчет должен содержать:

а) методы решения задач и их сравнительную оценку;

б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и технико-экономической эффективности их внедрения и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Заключение

Заключение должно содержать:

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Список используемых источников

Список должен содержать сведения об источниках, используемых при составлении отчета.

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной практикой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

Пример:

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Скачать готовые отчёты по научно исследовательской практике

Шаблон по научно исследовательской практике

Учебник по написанию и оформлению отчёта по практике

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Внедрение результатов исследования в практику

Выполнение научно-исследовательской работы призвано не просто расширить научные границы, но и найти применение в реальной жизни. Все деяния ученых должны приносить определенную пользу, которая найдет свое отражение в реальности в любом проявлении (материальном, финансовом, качественном, духовном и пр.). В большинстве случаев научные работы помогают усовершенствовать деятельность конкретного объекта или отрасли.

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практики

Выполнение научно-исследовательской работы призвано не просто расширить научные границы, но и найти применение в реальной жизни. Все деяния ученых должны приносить определенную пользу, которая найдет свое отражение в реальности в любом проявлении (материальном, финансовом, качественном, духовном и пр.). В большинстве случаев научные работы помогают усовершенствовать деятельность конкретного объекта или отрасли.

Результаты исследования: что это и зачем?

Любая научно-исследовательская деятельность нацелена на решение актуальной проблемы. Притом изначально она изучается теоретически, а затем на конкретном примере. Таким образом, автор демонстрирует свои профессиональные качества: умение работать с большим объемом информации, решать современные проблемы при помощи стандартных и новых методик.

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практикиПроведение научного исследования

В конце концов, он приходит к конкретному выводу и результату, предлагая собственное (инновационное) решение диагностированной проблемы. Обязательной частью научной работы является прогнозирование результатов и возможностей их дальнейшего применения. Здесь автор не просто отмечает, что будет получено, но и должен тщательно перепроверить собственные прогнозы с помощью внедрения полученных итогов в жизнь. Данная миссия возлагается на такую процедуру, как апробация.

Апробация результатов позволяет оценить результаты исследования и определить возможности их использования в перспективе. Данная мера также способствует проверке гипотезы автора, совершенствованию проекта и пр.

По результатам данного мероприятия новшества, предлагаемые автором научной работы, обретают практическую значимость и в дальнейшем успешно используются его последователями и иными пользователями.

В дальнейшем результаты апробации напрямую отражаются на реальной эксплуатации предлагаемых новшеств. Пользователи используют их в качестве образца или аналога с учетом определенных факторов, окружающих конкретный объект, подлежащий реформированию.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Варианты внедрения результатов научно-исследовательской деятельности на практике

Проверить действие разработок и предложений исследователя можно двумя способами:

Опосредованный способ чаще всего применяется гуманитариями, где усовершенствование определенной теории или концепции позволяет улучшить жизнь. Например, совершенствование законодательства нацелено на улучшение порядка и жизни граждан, ликвидацию существующих пробелов. Здесь достаточно тщательно поработать теоретические постулаты, обосновать их.

Непосредственный способ применяется в 80% случаев. Он позволяет лично и наглядно удостовериться в эффективности предложенных мер. Данный способ внедрения результатов исследования в жизни используется в экономике производстве, сфере услуг и пр.

Основные этапы внедрения результатов исследования на практике

Рекомендованные автором научно-исследовательской работы результаты не просто остаются на бумаге, но и успешно используются в тех отраслях и областях, которым они соответствуют. В частности, ученые экономической отрасли помогают предприятиям оптимизировать расходы и повысить доходность, следить за качеством продукции, в строительной – усовершенствовать технологии возведения зданий/сооружений, создавать новые экологически безопасные и высококачественные материалы, в юридической среде – ликвидировать действующие пробелы и пр.

Отсюда следует, что каждая научная работа оказывает непосредственное воздействие на реальную жизнь людей работу, повседневные хлопоты, правила поведения и пр.

Этап №1. Апробация.

Первым этапом, в ходе которого предлагаемые мероприятия начинают действовать в жизни, является апробация. Здесь исследователь самостоятельно перепроверяет действие разработанного плана мероприятий в жизни. Эффективность предложенных мер оценивается посредством сопоставления ситуации и ряда показателей «до» и «после» изменений. Таким образом, он поверяет достоверность и правильно прогнозов, эффективность новшеств и их целесообразность в конкретной ситуации.

По итогам апробации автор научной работы может разработать общие рекомендации по использованию разработанного алгоритма в иных сферах деятельности, тем самым расширив «диапазон» применения результатов исследования.

Этап №2. Выведение результатов в свет: знакомство представителей конкретной отрасли, потребителей с новшествами.

Если автору необходимо проверить собственную гипотезу и разработки на конкретном объекте, то целесообразно поставить об этом в известность руководство, научного руководителя. Для начала следует показать им, что было выявлено (какая проблема), а затем показать план действий и прогнозы. Важно отметить, что без согласия администрации проверить подлинность суждений и перемен не удастся.

Если же исследователь намерен проверить разработки в конкретной отрасли, то достаточно найти подходящих «потребителей», соответствующих критериям, которые были учтены изначально в исследовании (например, форма собственности, численность персонала, сфера деятельности, текущее положение и пр.).

результаты научно исследовательской практики. Смотреть фото результаты научно исследовательской практики. Смотреть картинку результаты научно исследовательской практики. Картинка про результаты научно исследовательской практики. Фото результаты научно исследовательской практикиВнедрение результатов исследования в жизнь

В ходе знакомства аудитории с предлагаемыми новшествами необходимо акцентировать внимание на проблеме исследования (которая обязательно должна присутствовать у пользователей или целевой аудитории!), констатировать основные выводы по работе и кратко охарактеризовать предлагаемые мероприятия по ее решению с учетом прогнозных сценариев. Прогнозы должны быть правдивыми, достижимыми и эффективными. Тогда убедить пользователей в целесообразности использования новых мер будет легко.

Этап №3. Разработка практических правил применения новых мер, обучение новшествам пользователей.

Данная стадия предполагает конкретизацию мер и ограничений для конкретного пользователя, объекта исследования с учетом окружающих его факторов, проблем, возможностей и пр. Более того, на предприятии или в конкретном ведомстве, структуре целесообразно создать экспериментальную группу», которая займется внедрением новшеств. Для начала необходимо обучить ее методикам, описать план мероприятий и последовательность действий для решения проблемы, наметить цель, определить задачи и функции каждого участника.

Без данного этапа внедрить разработки не удастся. Исследователь должен «подготовить почву» и кадры к переменам, разъяснить, как и чего следует добиваться.

Этап №4. Контроль за выполнением плана.

Исследователь в любом случае не оставит объект исследования без присмотра. Для него важно лично убедиться в собственной правоте и эффективности предложенных мероприятий, разработки, а также при необходимости откорректировать план, если будут замечены некие погрешности, отклонения или несоответствия с прогнозами.

Здесь важно фиксировать каждый момент: последовательность действий, полученный результат, анализировать каждый шаг. В дальнейшем все эти сведения лягут в отчет по внедрению результатов исследования. Притом исследователю следует также приложить к нему справку о внедрении результатов научно-исследовательского проекта, которая заверит согласие объекта исследования на использование новшеств в своей деятельности, а также конкретизирует полученные результаты (к чему они привели) предоставит оценку «со стороны» профессионализму автора и важности, эффективности его разработок.

На этой стадии объект исследования начинает получать «плоды» новшеств, определенную пользу и выгоду.

Когда уместно внедрение результатов исследования на практике?

Исследователь должен не просто гипотетически создать и проверить действие выдвинутого предположения, но и убедиться в его уместности в жизни. Поэтому любое предложение должно быть тщательно проверено как теоретически, так и практически. Далеко не все гипотезы успешны в жизни.

По мере получения конкретных результатов на практике, исследователь должен сформировать отчет о внедрении результатов исследования, в котором он подчеркнет:

Важно отметить, что ни одно исследование не будет считаться завершенным без внедрения результатов на практике.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Отчет по научно-исследовательской практике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План научно-исследовательской деятельности

Аппарат научного исследования

Исследовательская работа реферативного типа по индивидуальному заданию «Инновационно-педагогическая деятельность в школе»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Разраб.

Отчёт по учебной практике

Институт технологий (филиал)

ДГТУ в г. Волгодонске

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская практика в структуре ОПОП бакалавриата по профилю «Начальное образование» тесно связана со многими дисциплинами учебного плана и видами практик. Прохождение первого этапа практики на 1 курсе базируется на знаниях и способах научно-исследовательской деятельности, получаемых студентами в ходе параллельного освоения курса «Научно-практические основы деятельности учителя начальной школы».

Задачами практики «Научно-исследовательская практика» являются:

• овладение первичными представлениями и навыками организации аналитического этапа педагогического исследования;

• ознакомление с видами исследовательских работ, выполняемых в процессе изучения педагогических дисциплин;

• овладение способами организации, проведения и оформления результатов теоретических видов исследования, а также способами публичной презентации (защиты) результатов исследования.

Прохождение научно-исследовательской практики необходимо как основание для освоения различных теоретических дисциплин ОПОП, предполагающих в качестве текущих форм контроля выполнение различных видов студенческих исследований (рефератов, творческих (проективных) заданий, учебных задач, комплексных ситуационных заданий и пр.).

Это такие дисциплины, как «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания в области начального образования», дисциплины профильной части. Кроме того, различные этапы научно-исследовательской практики связаны с оказанием помощи студентам в организации, проведении и обобщении результатов таких видов студенческих исследований, как курсовые и выпускные квалификационные работы (на 1, 2, 3 и 4 курсах).

Научно-исследовательская практика проходит на базе ИТ (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске.

В результате прохождения научно-исследовательской практики будут получены знания, умения, владения в рамках общекультурных и профессиональной компетенций.

План научно-исследовательской деятельности по индивидуальному заданию «Инновационно-педагогическая деятельность в школе»

1. Теоретические аспекты инновационных процессов

1.1 Сущность понятия «инновационный процесс»

1.2 Этапы нововведенческой работы в образовательном учреждении

2. Характеристика инновационной школы

2.1 Содержание понятия «Инновационная школа»

2.2 Современные инновационные технологии в школьном образовании

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аппарат научного исследования

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Степенью разработанности проблемы исследования явились многие работы как зарубежных, так и отечественных авторов в области профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.П. Бородина, Г.В. Букалова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.). На уровне основного общего образования рассматриваются отдельные аспекты технологии модульного обучения (П.И. Беспалов, Е.М. Буркова, И.В. Галковская, О.Н. Журавлѐва, Н.Е. Качура, О.Н. Королева, М.Ю. Романюк, С.В. Рудницкая, О.Н. Сарычева, Н.Ф. Тануркова).

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс.

Цель обусловила постановку задач исследования:

— рассмотреть понятие инноваций применительно к школе;

-на основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования;

— рассмотреть процесс внедрения инноваций в образовательный процесс;

— изучить виды инновационных процессов в школе.

Гипотеза исследования: внедрение инноваций в школе способствует повышению качества образования, если реализуются следующие педагогические условия:

— будет создана обучающая среда, актуализирующая, стимулирующая инновационную деятельность, способствующая проявлению творчества, самосовершенствования, содержащая необходимую информацию;

— будут выявлены особенности образовательного процесса ОУ

-отобраны образовательные технологии, соответствующие этим технологиям;

-организовано внутрифирменное повышение квалификации педагогов;

— определены критерии и показатели результативности внедрения.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, организация целенаправленной технологической работы, включающей в себя наблюдение, изучение и анализ образовательных программ.

Структура и содержание работы включают в себя введение, основную часть – две главы по два параграфа каждая, заключение, список используемых источников и приложения.

1. Теоретические аспекты инновационных процессов

1.1 Сущность понятия «инновационный процесс»

Обратимся к предыстории инноватики путем привлечения некоторого исторического контекста.

Первоначально оно появляется чуть более ста лет тому назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии (трансферов), когда феномен из одного культурного ареала проникает в другие, где выступает новым по отношению к тому, что уже сформировано там, как традиция. Подобные инновационные процессы трактовались как основные кросс-культурные факторы развития различных культурных образований (обрядов, языков и диалектов, социальных институтов, технологий).

В начале XX века термин перекочевал в экономическую науку, где на основе исследований виднейшего философа-экономиста И. Шумпетера нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов [1, c.12].

После «великой депрессии» начала 30-х годов среди американских менеджеров становится популярным термин «инновационная политика фирмы»; содержание этого термина сводится примерно к следующему: фирма может получить преимущества на рынках сбыта и максимализировать прибыль не столько за счет манипулирования ценами, сколько путем постоянного обновления своей продукции.

Словосочетание «инновационное общество» становится в один ряд с такими понятиями, как «постиндустриальное общество» или «информационное общество» [1, c.13].

В нашей стране становление науки о нововведениях происходило преимущественно в рамках концепции научно-технического прогресса в

По мнению исследователей О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А. В. Лоренсова, педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 50-х гг. и в последние десятилетия в нашей стране. Развитие педагогической инноватики у нас было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы [1, c.17], а также полнейшим игнорированием запросов и потребностей развивающегося

Жизнь, однако, не спешила подтверждать эти предположения. Формализм в применении нового, деформации его вплоть до потери первоначального смысла нововведения были (впрочем, и остались) обыденностью нашего педагогического мира» [2, c.116].

«Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования» [2, c.121] и, несмотря на ряд объективно-неблагоприятных факторов, явившихся тормозом для внедрения нововведений, отечественная педагогика 60-90-х гг. отнюдь не осталась в стороне от инновационного поиска. Достаточно вспомнить инновационные поиски учителей Минской и Ростовской областей, Татарстана, опыт педагогов-экспериментаторов С.И. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, И.П. Волкова, Л.В. Занкова, М.П. Кашина.

Исследователь нововведений Н.И.Лапин отмечает, что уже этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества. (Конкретно речь идет о тех новшествах, которые возникают в ответ на

В процитированной выше работе А.А. Мешкова «Основные направления исследования инноваций в американской социологии» встречаем конструктивную мысль о двух подходах в изучении инновации: организационно-ориентированном и индивидуально-ориентированном.

Формирование установок к принятию инновации связана с решением

вопросов открытости по отношению к проблемам организационного развития, что выражается в готовности членов организации рассмотреть инновацию, точно идентифицировать свои чувства по шкале «скепсис-оптимизм» и обрести уверенность в том, что инновация улучшит качество функционирования организации.

В работе А.А. Мешкова мы встречаем понятие о силовом поле, складывающемся в организационной динамике в период интенсивных структурных преобразований.

— «размораживания» (институционализация сомнения в эффективности существующих культурных стереотипов);

— изменения (овладения новой информацией, знаниями);

-«замораживания» (интеграция знаний в образец деятельности, рутинизация навыков, переход на более эффективный уровень функционирования системы).

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Анализируя состояние инновационной деятельности в образовательных

учреждениях, необходимо отметить тот факт, что учителя и администрация, ранее не имевшие свободы творчества, увидели в современной ситуации свою главнейшую задачу в овладении этой свободой. В связи с этим возникла настоятельная необходимость осмысления и создания управленческой внутришкольной системы.

С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в

образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы [5, c.52]:

-создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании; анализ полученной информации.

-выявление инновационных потребностей образовательного учреждения, возможно, с помощью консалтинговой службы.

— анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.

— апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авторитет руководителя.

Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решения. В фазе решения оценивается информация о

Глава 2. Характеристика инновационной школы

2.1 Содержание понятия «Инновационная школа»

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным

— инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

— альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

— концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

— системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

-социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

— наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Восприятие новизны, как таковой, носит исключительно субъективный

характер и не зависит от того, существовал ли рассматривающийся субъект

Личность, характеризующаяся следующими качествами: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму,

навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость.

-читает бегло, выразительно, безошибочно, осознанно, с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения;

— умеет работать с учебными, художественными, научно – популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;

-владеет устной и письменной речью, содержательной, выразительной, грамматически правильной; строит монологическое высказывание по предложенной теме, участвует в диалоге;

— умеет осуществлять наблюдение за объектами окружающего мира;

-умеет самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи;

— владеет разными способами контроля и самоконтроля;

Определяющими чертами личности выпускника основной школы являются следующие: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности, умение учиться и трудиться, принципиальность, совестливость, объективная самооценка, умения самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.

-адекватно воспринимает устную речь, способен передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

— владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

— умеет письменно передавать прослушанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять планы, тезисы, конспекты, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

— умеет перефразировать мысль, использовать выразительные средства языка и знаковых систем (таблиц, схем и т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

— в полной мере владеет знаково-символической системой, умеет читать графический язык, находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеет практическими приемами измерений и построений, умеет составлять алгоритмы деятельности.

-использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.), определяет структуру объекта познания, умеет выделять значимые

функциональные связи и отношения между частями целого;

— креативен, обладает богатым воображением, развитыми эстетическими воззрениями знает выдающихся представителей российской и мировой культуры;

Человек, здоровый физически, психически и нравственно, личность, способная к самоопределению в социуме, творчески активная и гуманная, толерантная, обладающая прочными базовыми знаниями ключевыми компетенциями за курс средней школы и глубокими знаниями по курсам, ориентированным на продолжение образования; личность, характеризующаяся благодарной памятью школе и всем, кто учил и учился вместе с ней.

Основные ключевые компетентности [18, c.64] :

— умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использует элементы причинно – следственного и структурно – функционального анализа, исследует несложные реальные связи и зависимости;

— участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательской работы, владеет приемами исследовательской деятельности;

— владеет современными средствами информационных технологий, использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-воспринимает и интерпретирует различную социальную, экономическую, политическую информацию;

— рефлексивен и креативен, готов к продолжению профессионального образования. Имеет хорошо сформулированный навык осознанного выбора образовательных профессиональных программ.

Из вышеприведенного образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора, который [19,c.15]: диагностирует индивидуальный личностный потенциал учеников; выявляет личностные особенности учеников в каждой конкретной образовательной области; обеспечивает реализацию индивидуального набора личностных качеств и ролей каждого ученика в обучении; организует и отслеживает технологию движения учеников; фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).

2.2. Современные инновационные технологии в школьном образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения.

Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик” к наиболее объективным

отношениям «ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность

ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется

возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области [22, c.63].

Выходит, обычная школа, где критерием успеха ученика остается его послушание и дисциплинированность, стремится выпускать в жизнь всего лишь аккуратных исполнителей, добросовестных подчиненных [25, c.19].

Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка учителя к реализации новшеств. Однако одним из недостатков современного педагогического образования является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности [26, c.73]. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования не предусмотрено, хотя с целью подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности ведется много исследований, разрабатываются специальные курсы педагогики и др.

Отправной точкой в любых видах деятельности учителя является целеполагание, в котором описывается желаемый результат, оценивается его значимость, предписываются характер действий и средства для его достижения. Поэтому при характеристике современного учителя важным представляется выяснить — в чем он видит сегодня цели своей деятельности.

Данные ряда социологических исследований позволяют говорить о преобладании среди учителей узкопрофессионального взгляда на цели своей деятельности.

Согласно своему видению целей учитель и строит деятельность, выбирает формы и методы работы, ценит в себе и в коллегах те качества, которые обеспечивают достижение именно этого результата.

Подобное целеполагание характерно и для учителей инновационных

образовательных учреждений, хотя и в меньшей степени.

Общество оказывает социально-психологический прессинг на учителя, предъявляя к нему высокие требования, не подкрепленные ни социальной, ни материальной поддержкой. Углубляется расхождение между социальным статусом учителя и его престижем [28]. И учитель сегодня идет по пути наиболее для него легкому, сужая цели своей деятельности на индивидуальном уровне, отказываясь от социокультурного их видения.

Таким образом, сопоставляя целеполагание современного учителя с формальными призывами общества к развитию способностей и задатков личности, можно утверждать, что этот призыв находит слабый отклик.

Представление о целеполагании в деятельности современного учителя можно получить, обратившись к самому ученику. Насколько реализуется сегодня основная цель деятельности учителей — привитие устойчивого познавательного интереса учащимся. Отношение учеников к образованию в целом опосредованно выражается в их отношении к школе [29].

Критерии оценки профессиональной деятельности учителя, как правило, обозначаются в профессиограммах, системах диагностики (экспертизы) разных видов деятельности. Поэтому учитель имеет перед собой ориентир, эталон в виде нормативных моделей специалиста. Но профессиограмма не может дать оценку способности сопереживать или выявить степень настойчивости, доброжелательности. Оценка личностных качеств учителя, присущих именно этой профессиональной деятельности, является процессом трудно диагностируемым. Учитель, как правило, на индивидуальном уровне определяет для себя ценность тех или иных качеств [30].

Все задачи, поставленные перед началом практики, были реализованы.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. Научный технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Одной из тенденций развития инновационных технологий яв­ляется также включение в учебный процесс не только познаватель­ной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы.

Подготовка учителя к инновационной деятельности эффектив­на, если она разворачивается в адекватных учебных формах и ре­шает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действо­вать по-новому.

Введение инновационных проектов в школах помогает учить и воспитывать учащихся в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый учитель должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих учеников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый обязан работать во благо развития учащегося.

Использование современных технологий делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, помогает раскрыть интересный и увлекательный мир предмета.

Таким образом, высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *