результаты и эффективность проделанной работы по организации обучения в условиях инклюзии

Отчёт о работе с ребёнком с ОВЗ

Представлен отчёт о работе с ребёном с ОВЗ по программе 7.2 за 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт о работе с ребёнком с ОВЗ»

МБОУ школа № 12 г. Феодосии Республики Крым

Отчёт о проделанной работе

с обучающимся 2-б класса

с ограниченными возможностями здоровья

за 2019-2020 учебный год

О….. А….. обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.2) ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с 4 октября 2019 года. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования был установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:

— нарушение нормального темпа психического развития;

— социальная и педагогическая депривация;

— общее недоразвитие речи lll уровня.

Для реализации коррекционной работы и специального сопровождения О…… А….. мной была спланирована и выполнена коррекционно-развивающая работа за 2019-2020уч.гг., основанная на содержании АООП.

Обучение учащегося с ОВЗ в 2 классе направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

На начало учебного года имелись патологии, проявляющиеся в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении:

— свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия;

— невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память;

— значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков на начало учебного года низкий.

Имеются проблемы в социальном развитии. Держит дистанцию со взрослыми и учениками. Общение слабо выражено, не умеет устанавливать контакты, договариваться.

Задержка развития речи проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Редко употребляет в речи прилагательные, наречия, глаголы. Сложно выразить свою мысль в развёрнутом речевом сообщении.

Навыки самообслуживания сформированы (самостоятельно одевается, ест, готовит принадлежности к уроку). Своё рабочее место не любит приводить в порядок, складывать принадлежности и убирать вещи, делает нехотя или после напоминаний учителя.

Стеснителен, эмоции и мимика добродушные или нейтральны, как в игре, так и на занятиях.

В работе с обучающимся ОВЗ применяю следующие подходы:

-предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

-активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);

-проведение дополнительных занятий;

-коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

-проявляю педагогический такт (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности);

— участие с классом в праздниках, конкурсах, викторинах.

Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами;

Использование различных коррекционно-развивающих упражнений и заданий, способствующих развитию внимания, мышления, памяти и речи;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами;

Осуществление опроса учащегося индивидуально.

Результаты и уровень освоения учебной коррекционной программы за первое полугодие ниже среднего. Ученик выполняет задания со значительной помощью или по подражанию. Волевая сфера слабо развита. Поведение зависит от настроения и утомления. Иногда бывают реакции отказа от деятельности.

На конец учебного года прогресс в развитии находится в стадии формирования. Выполняет задания с частичной помощью, по последовательной инструкции, по образцу. Присутствует интерес, настрой на успех. Сложные задания выполняет со значительной помощью. Простые задания может выполнить самостоятельно, иногда с ошибками.

С желанием посещает школу. В классе чувствует себя комфортно. Охотно выполняет самые простые общественные поручения. На сегодняшний момент у ребенка тревожность снизилась, но недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы, остались проблемы логопедического характера. Речевой запас обогатился, отдельные звуки, слова стал произносить правильно и понятно для окружающих. Испытывает затруднения в речи, но старается строить предложения и выражать свои требования словами. В общении проявляет эмоции, чаще положительные.

При освоении программы коррекционной работы можно отметить наличие небольшой положительной динамики в развитии обучающегося. Объективные трудности в усвоении коррекционной программы, связанные с особенностями развития ребенка, указывают, что ученик нуждается в создании особых образовательных условий и в дальнейшем.

Источник

Анализ реализации инклюзивного образования образовательного учреждения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В условиях общеобразовательной школы специалисты помогают детям. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. В школе созданы специализированные классы, т. к. именно учебный план для таких классов позволяет иметь дополнительные часы для коррекции имеющихся дефектов, для оказания этим детям необходимой поддержки

Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику, всесторонне планирует инклюзию, в процесс создания инклюзивной школы включаются педагоги, администрация школы и родители. Школа-интернат-это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы, воплощающие лучшее в образовании. Педагогический коллектив помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. (каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей).

Большинство обучающихся школы имеют опыт общения с инвалидами, обучающимся с наращением интеллекта, готовы обучаться с этими детьми в одном классе, будут стараться оказывать им моральную поддержку, помощь в учебе, передвижении. Большинство опрошенных испытывают потребность в особых знаниях и умениях при работе с обучающимися, считают, что для работы с детьми данной категории нужна специальная профессиональная переподготовка. Администрация школы, педагоги и младший обслуживающий персонал готовы к принятию детей в учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе, развитии и передвижении.

Основную задачу работы коллектив школы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:

Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования ;

— Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

— Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

— Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

— Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

— Сохранение и укрепление здоровья школьников;

— Компенсация недостатков дошкольного образования;

— Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;

— Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

— Социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

— Природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

— Развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

— Создание безбарьерной образовательной среды.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации обучающихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие аспекты:

— разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;

— разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

— организация работы междисциплинарной команды специалистов;

— создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;

— создание условий общей доступности образовательного учреждения.

Школа обладает достаточной базой для традиционного использования в учебном процессе информационных технологий : имеются компьютерный стационарный класс, кабинеты начальной школы. Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы. Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за обучающимися с ЗПР, детьми-инвалидами, обучающимися с нарушением интеллекта. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий.

Администрация и педагоги школы-интерната стремятся к созданию в общеобразовательном учреждении условий, обеспечивающих доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов. Ведется большая работа по совершенствованию системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей. В образовательный процесс внедряются новые коррекционные и педагогические технологии и программы, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются методические рекомендации и пособия, обобщающие опыт развития инклюзивного образования.

Источник

Отчет о работе с детьми находящимися на инклюзивном обучении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ «Крымская школа-гимназия»

Сакского района Республики Крым

Отчет о работе педагога-психолога по детям, находящимся на инклюзивном обучении за I полугодие 2016/2017 учебного года

« 19 »_ декабря _2016 г.

С 1 сентября 2016 г. в 1-х классах МБОУ «Крымская школа-гимназия» обучаются двое детей с ОВЗ: Билык Дмитрий Александрович, 2009 года рождения и Глущук Владислав Артёмович, 2009 года рождения. Дети пришли в школу хорошо подготовленными, несмотря на то, что не посещали детский сад.

Обучение учащихся с ОВЗ в нашей школе-гимназии направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

Целью моей работы как психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Основными направлениями моей деятельности с детьми с ОВЗ являются:

Содержание направлений деятельности:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета детей; выбор средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими им особенностями в развитии.

Проводится индивидуальная диагностика каждого ребенка, также делался особый акцент на прохождении ими адаптационного периода.

После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, составляется заключение, даются рекомендации родителям и педагогам. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы и родителей.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ ориентирована на познавательную, эмоционально-волевую, личностную и социальную сферу детей.

Для коррекционно-развивающей работы я подобрала программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития в целом, поведения детей, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Занятия разрабатываю согласно рекомендациям Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Провожу занятия регулярно 2 раза в неделю по 30-35 минут, учитывая физиологические и психологические особенности каждого ребенка (за I полугодие проведено 32 коррекционных занятия).

3. Психологическое консультирование и просвещение педагогов и родителей с целью создания максимально комфортных условий для работы с детьми с ОВЗ и осуществления инклюзивного обучения в школе в целом.

Проводятся как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

Также активно ведется работа школьного ПМПк, в повестки дня которого на каждом заседании комиссии включались вопросы, которые касались работы с детьми с ОВЗ и инклюзивного обучения в целом. Так, за период сентябрь-декабрь 2016 года, было проведено 3 заседания ПМПк (в сентябре, ноябре и декабре). Обсуждались такие вопросы как:

— мониторинг адаптации детей с ОВЗ (сентябрь);

— обсуждение и корректировка адаптированных и коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ (ноябрь);

— итоги работы по инклюзивному обучению за I полугодие и планирование работы на II полугодие (декабрь).

Работа с детьми с ОВЗ ведется по намеченному плану на 2016-2017 учебный год.

Психодиагностическая работа велась по запросу педагогов и согласно плана диагностических минимумов. Использовались такие методики и тесты как:

1. Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.

2. Методики по изучению уровня адаптации учащихся 1 класса:

— Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко, Д. Лампенов

— Методика «Лесенка» Т.Д.Марцинковской

— «Школа зверей» С. Панченко

— Рисуночная методика «Что мне нравится в школе»

3. Методики на изучение словесно-логического мышления.

4. Диагностика образной и кратковременной памяти.

5. Методики на изучение внимания, восприятия, воображения.

6. Корректурная проба Бурдона.

Хотелось бы отметить, что доминирующим видом работы с детьми с ОВЗ, является коррекционно-развивающая работа.

Занятия проводятся по таким направлениям:

— коррекция социально-нравственного поведения (осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке);

— коррекция умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида;

— адаптация к коллективу сверстников;

— развитие когнитивных процессов, необходимых для дальнейшего обучения;

— формирование познавательной активности в учебной деятельности;

— формирование уверенности в себе, уменьшение чувства тревожности в учебных ситуация;

— развитие навыков самообслуживания;

— развитие мелкой и крупной моторики;

— умение ориентироваться в микро- и макропространстве.

Динамика и прогресс в развитии детей с ОВЗ

Источник

Статья «Опыт работы по организация инклюзивного образования»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Шибанова Ксения Юрьевна, дефектолог, педагог-психолог.

Зенкова Анастасия Александровна, учитель – логопед.

МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа №10».

Опыт работы МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа № 10» по организации инклюзивного образования

Статистика последних лет указывает на неизбежное увеличение количества детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ). В связи с этим перед образовательными учреждения встаёт ряд обоснованных, актуальных проблем [3].

Одна из особенностей сельских школ – это удаленность от районных и областных центров. Школы Прионежского муниципального района находятся на большом расстоянии друг от друга и от столицы Карелии – города Петрозаводска. Плюс Заозерской средней общеобразовательной школы в том, что она располагается относительно недалеко от города, что обеспечивает потенциал для развития и реализации различных проектов.

В основу модели инклюзивного образования нами были положены традиционные принципы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Трудности, с которыми столкнулось наше образовательное учреждение, в первую очередь касались создания условий, необходимых для успешного протекания процесса инклюзии:

регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;

специально подготовленные для работы с детьми ограниченными возможностями здоровья педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения;

материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);

адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;

необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми [2, с. 36].

На педагогическом совете был предложен план-проект, имеющий следующие направления работы:

— Организация обучение всех педагогов школы по вопросам особенностей работы с детьми с ООП. Привлечение для этого педагогов из КГПА. (программа дополнительного профессионального образования «Обучение детей с задержкой психического развития» в объеме 72 часа)

— Лицензирование коррекционных общеобразовательных программ.

— Разработка рабочих программ по предметам для детей с ООП.

— Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

— Создание школьного психолого-педагогического консилиума.

— Создание коррекционно-развивающего центра, работу которого обеспечивают логопед и психолог. Создание кабинета для работы с детьми со сложной структурой дефекта в рамках интеграции.

— Установление расширенных форм сотрудничества с Прионежским реабилитационным центром для детей-инвалидов «Солнышко».

— Установление сотрудничества с ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования».

— Индивидуальная работа с родителями.

В данный момент в нашем образовательном учреждении находится 22 ребенка, занимающихся по ИМО, что составляет 17 % от общего количества обучающихся. Из них 17 учеников включены в общеобразовательные классы, трое обучаются по индивидуальным программам, двое детей имеют сложную структуру дефекта и имеют беспредметное обучение.

Инклюзия это пролонгированный процесс, но уже на данном этапе можно отметить следующие достижения:

— С августа 2011 года школа является муниципальным ресурсным центром по инклюзивному образованию.

— В июне 2011 года успешно закончила школу выпускница общеобразовательной программы общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 1.2 ступени) и продолжила профессиональное обучение при ГУ «Центр занятости населения Прионежского района» с дальнейшим трудоустройством.

В конце октября 2012 года был проведен на базе школы семинар для руководителей образовательного учреждения по организации работы с детьми с ООП.

— Функционирует оборудованный кабинет для детей со сложной структурой нарушения (ДЦП, интеллектуальная недостаточность, соматические заболевания). Кабинет пополняется специальными пособиями и оборудованием.

— Учителя систематически проходят курсы повышения квалификации по данному направлению.

— Детям с ООП обеспечивается комплексное сопровождение в процессе обучения: предоставлена возможность посещать коррекционно-развивающие занятия логопеда, психолога; учителя выделяют часы для дополнительных занятий и консультаций по предмету; социальный педагог работает с семьями детей; в школе работает специалист по массажу для детей с двигательными нарушениями; оборудован медицинский кабинет.

— Специалисты школы знакомились с опытом работы финских коллег по работе с детьми со сложной структурой нарушений (кондуктивная педагогика).

На данном этапе школа, в лице администрации и педагогического коллектива, предполагает следующие перспективы развития:

— Создание безбарьерной среды: оснащение здания школы пандусами; дальнейшее оснащение кабинетов; пополнение фонда методической литературы.

— С ноября 2012 года принято решение об интеграции ребёнка со сложной структурой нарушения в общеобразовательный класс на отдельные уроки (уроки музыкального и изобразительного искусства).

Таким образом, на основании всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, который затрагивает научные и административные ресурсы. Педагоги, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

2. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

3. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

4. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;

5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:

1. между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;

2. между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;

3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;

4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

1. между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

2. между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

4. между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии;

Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *