результат обучения объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления

Основные понятия психологии воспитания.

Использованный источник https://studopedia.ru/5_96285_osnovnie-ponyatiya-psihologii-vospitaniya.html

В современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на «исповедь», за советом, за поддержкой дети, педагоги, родители. Психолог участвует в процессе воспитания и непосредственно и опосредованно.

Большая часть трудностей, с которыми сталкиваются педагоги, имеет «отношенческий» характер. В педагогической практике сфера отношений рассматривается как составляющая воспитательной деятельности. Для того чтобы психолог мог оказать квалифицированную помощь педагогу в решении педагогических проблем, необходимо обратиться прежде всего к теоретическим основам психологии воспитания.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.

Приведем несколько определений понятия воспитания, имеющихся в педагогической литературе.

максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.

Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему Соотношения между ними и определения этих понятий.

Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).

В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации».

Источник

Результат обучения объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями (категориями): воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс и.т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Источник

«ШПАРГАЛКА» для самостоятельной подготовки к экзамену по педагогике.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дидактика как педагогическая наука.

Объект дидактики – обучение.

Существуют «частные дидактики» – методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект – обучение предмету, обучение определенных категорий учеников и т.д.

Предмет дидактики – связь преподавания (деятельности преподавателя) и учение (познавательной деятельности учащегося), их взаимодействие.

— разработка более современных процессов обучения

— организация учебного процесса

2. Основные категории дидактики.

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы. Средства, результаты (продукты) обучения.

Таким образом, дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: цели, содержание, методы, организационные формы, результаты.

Образование – это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения – овладения способами (приемами, действиями) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание – система научных знаний, практических умений, навыков способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связана с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

3. Цели и функции процесса обучения.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1. Образовательная – состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование мотивации и опыта учебно-познавательной деятельности, компетенций, творческой деятельности.

2. Развивающая – означает то, что в процессе обучения происходит развитие речи, мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы личности.

3. Воспитательная – состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные, эстетические представления, система взглядов, способность следовать нормам поведения, формируются мотивы деятельности, ценностные ориентации, мировоззрение.

Кроме того, выделяют еще три функции

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

4. Сущность и содержание процесса обучения.

Процесс обучения – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности поведения, а также личностные качества. Также обучение направлено на удовлетворение потребностей человека.

Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение (учебный процесс). По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение его очень трудно, поскольку он включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы.

Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны:

— руководство со стороны учителя

— планомерная организация и управление

— целостность и единство

— соответствие закономерностям возрастного развития учеников

— управление их развитием и воспитанием

5. Этапы процесса обучения.

Обучение, как известно, осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов), последовательность которых составляет дидактический процесс. Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок. Для достижения цели на нем учитель и ученики проходят через последовательные этапы совместной деятельности. В старых книгах написано, что учитель ведет учеников по пути познания через отдельные этапы. Говорилось так потому, что традиционная дидактика главную роль отводила учителю, а не ученику. В связи с этим обстоятельно выяснились вопросы, что и как должен делать педагог, чтобы ясно и доходчиво изложить новые знания, как должен управлять процессом обучения, проверять и контролировать качество обучения. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.

Основные этапы развития процесса последующие: 1. Восприятие. Отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений. Узнавание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам.

2. Понимание. Обобщенное установление связей между явлениями и процессами.

3. Осмысление. Процессы сравнивания, анализ связей между изучаемыми явлениями, вскрытие причинно-следственных закономерностей.

4. Обобщение. Выделение и объединение общих черт предметов и явлений.

5. Закрепление. Заучивание некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказывания путем воспроизведение элементов изучаемого материала, обобщений и выводов, выполнения письменных и лабораторных работ.

6. Применение. Организация выполнения упражнений, лабораторных работ, трудовой деятельности.

6. Мотивы учения школьников на разных возрастных этапах.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

— социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение)

— узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм:

— изучение исходного уровня мотивации (чтобы судить об изменениях)

— изучение превалирующих мотивов (ведущие в учебной деятельности)

— изучение индивидуальных особенностей мотивации

— анализ причин изменений мотивации (недостаточный уровень развития мотивационной сферы, низкая обученность, низкая обучаемость, неразвитость учебной деятельности)

7. Закономерности и принципы процесса обучения.

Закономерности процесса обучения:

— цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования

— обучение осуществляется в общении и основывается на деятельностном подходе

— обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер

— зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения

— прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный материал

Принципы процесса обучения – это основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. 1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

2. Принцип сознательности и активности. 3. Принцип наглядности. 4. Принцип систематичности и последовательности 5. Принцип научности 6. Принцип доступности. 7. Принцип срочности.

8. Принцип взаимосвязи теории и практики. 9. Принцип завершенности процесса обучения.

8. Традиционные принципы процесса обучения.

Принципы обучения делятся на традиционные и инновационные.

К традиционным относятся: принцип наглядности, доступности, научности, системности и последовательности, сознательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, связи теории с жизнью.

К инновационным относятся: принцип деятельности, минимакса, вариативности, креативности, психической комфортности, непрерывности, целостного представления о мире.

9. Принципы развивающего обучения.

1. Принцип «восхождения от абстрактного к конкретному». Введение в учебный предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.

2. Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств – учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме.

3. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения.

4. Принцип действий. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников.

10. Взаимосвязь принципов обучения.

Принципы современной дидактики образуют систему, единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: сознательность, активность и систематичность связаны с прочностью обучения, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимаем современная дидактика. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса: от целеполагания до анализа результатов. Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего принципа воспитывающего и развивающего обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.

В систему принципов обучения не включены непосредственно общепедагогические принципы воспитания в деятельности и труде, воспитания в коллективе, комплексного подхода, оптимизации и др., но их требования отражены в содержании образования и дидактических принципах. Это в полной мере относится и к общим принципам организации деятельности, таким как предвидение и целеполагание, соответствие методов целям и содержанию, зависимость управленческих решений от конкретных условий, контроль, коррекция и т.п.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность. То есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе эти принципы теряют определенность, конкретность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретно-дидактических ориентиров. Это относится, в частности, к сформулированным некоторыми дидактиками принципам создания необходимых условий для обучения, сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения.

11. Понятие и сущность содержания образования и обучения.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Образование – это результат обучения.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.

Цели образования, (точно также как и требуемый им уровень знаний) могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, гуманитарное, политические и др.).

Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культура выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы». Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Сущность содержания обучения. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (БЭС).

Выявление сущности требует:

— рассмотреть связи данного процесса с другими процессами и тем самым выявить его специфику (отличия);

— определить функции (роль, значение) данного процесса;

— проанализировать структуру процесса с закономерными связями между составляющими его компонентами;

— рассмотреть данный процесс в динамике, проанализировать его движущие силы и логику;

12. Федеральный государственный образовательный стандарт- основные положения.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трех систем требований:

— требований к результату образования;

— требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);

— требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.);

Основные положения ФГОС.

Стандарт включает в себя требования:

— к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

— к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим условиям);

Стандарт направлен на обеспечение:

— равных возможностей получения качественного образования;

— духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

— преемственности основных образовательных программ от дошкольного до высшего профессионального образования;

— сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многофункционального народа Российской Федерации;

— единство образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

— демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления;

— расширение возможности реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания;

13. Особенности содержания образования на различных ступенях обучения.

1 уровень – (продолжительность обучения 4 года) – начальное общее образование: обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

2 уровень – (продолжительность обучения 5 лет) – основное общее образование: обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создает условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

3 уровень – (продолжительность обучения 2 года) – среднее общее образование: является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

14. Учебники и учебные пособия. Требования к ним.

— в отличие от учебника, учебное пособие может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы;

— объем – для грифования в Министерстве образования РФ не менее 6 учебных изд.л.; для грифования в Учебно-методическом объединении менее 3 уч.изд.л.

15. Методы обучения как многомерное явление.

Метод обучения – это путь, способ взаимодействия преподавателя и обучающихся на основе комплексной последовательности приемов преподавания и учения, направленный при руководящей роли педагога на достижение целей обучения.

Метод обучения – это способ взаимодействия преподавателя и студентов, при помощи которого достигается овладение обучаемыми знаниями, умениями, навыками, формируется их мировоззрение, развиваются их познавательные способности.

Также это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.

Выбор методов обучения на уроке является одним из важных и сложных этапов подготовки к уроку. При выборе метода, учителю необходимо учитывать цель урока, необходимый результат, содержание материала, знать и владеть основными методами обучения. Наряду с понятием «метод обучения» используется понятие «прием обучения». Принято считать, что метод обучения представляет собой совокупность приемов обучения. Планируя учебное занятие, необходимо предусмотреть использование различных приемов взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых.

16. Классификация методов обучения.

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем,

таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм;

практические: практические задания; тренинги; деловые игры;анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный;

иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский;

по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

17. Характеристика словесных методов обучения.

Словесные методы – если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебников книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение).

Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоения материала.

Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами освоения знаниями.

18. Характеристика наглядных методов обучения.

Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

19. Характеристика практических методов обучения.

Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

Практические: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям и в целом) и методы частичного регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).

20. Дидактическая игра как метод обучения.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эффективность применяемого решения.

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

подготовка к самостоятельным занятиям; постановка главной задачи; выбор имитационной модели объекта; решение задачи на ее основе; проверка, коррекция; реализация принятого решения; оценка его результатов; анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом; обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

21. Выбор методов обучения.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит :

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Вид (тип) обучения— это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов:

1) характера деятельности учителя;

2) особенностей обучения учеников;

3) специфики применения знаний на практике и др.

По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываются от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы — «сократическая беседа». Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение— форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механическое заучивание. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И).Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Проблемное обучение (ПбО).Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.

Программированное обучение (ПО).Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х начале 90-х годов 20 века. Суть заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль – это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. По своему содержанию – это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он содержит в себе цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков.

Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний уделяется должное внимание процессу интеллктуального развития человека, он направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функции учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей, в развитии их мышления.

Основным средством, который располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Педагогический процесс в условиях развивающегося обучения всегда носить характер парного диалога – учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

23. Формы организации процесса обучения.

1. Индивидуально-групповая система обучения. Прием с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).

2. Классно-урочная система ( постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно )

Формы организации учебного процесса:

1. Основная форма организации обучения :

2. Дополнительные формы обучения:

— Консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем.

24. Урок как основная форма организации процесса обучения

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности :

– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:

– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;

– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;

– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Три основных формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: — фронтальная. индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая— самостоятельную работу каждого ученика в отдельности: групповая — учащиеся работают в группах из 3—б человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Дидактические требования к уроку. — Единство учебной и воспитательной работы.

Соответствие учебного материала урока учебной теме.

Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки. техники и технологии.

— Правильный подбор учебного материала, его доступность.

М.И. Махмутов в своей работе (Современный урок.-М.) предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

1. Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста. так как именно в средних а старших классах изучается довольно объемистый материал. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждение отдельных вопросов, положений. эвристическая беседа. самостоятельная работа с учебником, урок- лекция, урок-семинар.

2. Урок совершенствования знаний, учений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих Уроках: а) систематизация и обобщение новых знаний: б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний: в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний: г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала: уроки повторения: уроки комплексного применения знаний, умений и навыков. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений): б) урок — лабораторная работа; в) урок практических работ: г) урок — экскурсия; д) урок — семинар.

3. Урок обобщения и систематизации. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков. Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы — проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит.

4. Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше.

5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный. групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа: практикумы: контрольная самостоятельная работа: экзамены и др. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом.

26. Структура урока

— закрепление изученного материала:

— объяснение домашнего задания.

27. Вспомогательные формы организации обучения

Вспомогательные формы организации обучения – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

а) Практикумы проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школы. Они отличаются большой самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению учебных заданий. Учитель составляет план проведения практикума, готовит необходимые инструкции для учащихся и материальное обеспечение.

б) Семинарские занятия обычно проводятся после изучения основных разделов программы (преимущественно по предметам гуманитарного цикла). Этот вид организации обучения позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить школьников выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои убеждения и суждения, приучает к самообразованию. Учитель сообщает учащимся тему и план семинарского занятия, рекомендует литературу. Занятием руководит учитель. В конце семинара подводятся итоги.

в) Факультативные занятия проводятся по выбору и желанию учащихся для расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, развития познавательных интересов, творческих способностей и в целях профессиональной ориентации учащихся. Занятия проводятся по специальным материалам, в которых предусматривается связь с обязательными дисциплинами. При установлении перечня факультативных занятий учитываются не только интересы учащихся, но и возможности школы.

г) Экскурсии. Учебная экскурсия – это урок, но перенесенный в соответствии с учебной целью на предприятие, в музей, на природу.

— по учебному материалу (географические, исторические, литературные);

— по месту их проведения (природа, производство, музей);

— по основной дидактической цели (вводные или предварительные, текущие или сопровождающие, итоговые или заключительные).

При подготовке к экскурсии учитель определяет ее задачи, что будут наблюдать учащиеся, как обобщать и систематизировать свои наблюдения, место и срок проведения экскурсии, необходимое оборудование и снаряжение, продумывает маршрут (учебные экскурсии должны быть по возможности короткими: не более одного урока, не считая времени в пути к месту экскурсии).

д) Дополнительные занятия, консультации, собеседования проводятся, чтобы оказать учащимся помощь в учении. Дополнительные занятия можно использовать для удовлетворения потребностей учащихся в углубленном изучении отдельных тем, для устранения пробелов в знаниях. Они проводятся учителями во внеурочное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, носить характер консультаций, собеседований или самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством учителя.

е) Домашняя учебная работа –важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.

Домашняя самостоятельная работа выполняет следующие дидактические функции:

— закрепление знаний и умений, полученных на уроке;

— расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

— формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий;

— развитие самостоятельности мышления.

Требования к домашней учебной работе:

— задания должны быть небольшими, но содержательными;

— задания должны быть более простыми, чем те, что выполнялись в классе;

— задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей;

— необходим инструктаж для выполнения заданий;

— полезно индивидуализировать задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе;

— задание должно быть проверено учителем, что формирует у школьников ответственность и дисциплинированность;

— учитель должен знать, каковы формы помощи родителей в выполнении домашней работы.

28. Нетрадиционные формы обучения физической культуре

В воспитательно-образовательном процессе, а также при самостоятельных занятиях для профилактики заболеваний и укрепления организма также применяются нетрадиционные виды двигательной активности, к которым относят следующие наиболее известные:

Особенностью нетрадиционных оздоровительных методик и технологий является отсутствие «четких контуров», их тесное взаимодействие друг с другом.

Нетрадиционные виды двигательной активности широко используются в воспитательно-образовательном процессе, а также при самостоятельных занятиях для профилактики заболеваний и укрепления организма, к которым относят следующие наиболее известные: атлетическую гимнастику, стрейтчинг, йогу, у-шу, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз эффективна при близорукости, дальнозоркости и возрастном ослаблении зрения. Нельзя выполнять эти упражнения при отслоении сетчатки.

29. Диагностика обученности – функции, виды, формы.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля

это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педаго гические требования:

• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

• единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.

Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:

— закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий нс стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;

• открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);

задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;

задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.

30. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно – познавательной деятельности учащихся. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. Выполняя функцию руководства учебно – познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.

Психолого – педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты. Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен. Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся. К сожалению в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной); степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.); уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на “отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *