рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Необходимость «оценочных реформ» в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и средняя школа, выпускающая учеников, и высшая, принимающая их, заинтересованы в объективном оценивании не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возможностей, навыков общения, личностного потенциала и др.

Значит, оценивание должно стать системой, обеспечивающей развитие определенных (приоритетных для нашего времени) качеств учащихся.

Существующая и привычная всем пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. По такой же схеме проводится конкурсный отбор в вузы. Перевод «четверок» и «пятерок» в N-ное число баллов (как в ЕГЭ) ничего, по сути, не меняет: от абитуриентов требуются добротно заученные формулировки, факты и алгоритмы решений. Однако представители высшей школы заявляют, что им нужны креативные, инициативные, предприимчивые и социально зрелые молодые люди – именно такие являются сегодня элитой университетов и академий.

Тестовые способы проверки результатов образования вовсе не плохи и применяются во всем мире; просто надо дополнять их сведениями о результативности ученика в других видах деятельности.

С 2009-2010 уч. г. я постепенно внедряю рейтинг достижений на младшей и средней ступени (начиная с 2-го класса). Я считаю, что соревновательность служит здоровой основой образования, а классный журнал с его сплошными “пятерками” у одних и “с двойки на тройку” у других иногда становится самым жестким приговором для ребенка. А рейтинг – если он учитывает разные виды достижений – позволяет и троечнику блеснуть исполнительским талантом или отличиться трудовыми свершениями. В то же время отличника, озабоченного лишь своей будущей медалью, заставляет уступить верхние строчки активистам школьного самоуправления.

Слово * «рейтинг» имеет английское происхождение. Как существительное, оно переводится на русский язык словами «оценка», «разряд», «класс», «положение» (относительно других).

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых отметок за выполнение текущих учебных достижений.

При использовании модели рейтингового оценивания используется понятие «идеальный ученик». Это модель ученика, который осваивает учебный план во всей полноте, с наилучшим качеством, присутствуя на всех видах занятий, выполняя все контрольные мероприятия на максимально возможные отметки.

Преимущества рейтинговой системы:

— возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;

— повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;

-возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;

— акцент на психологические особенности ребенка;

— уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок (получая 2 балла ученик понимает, что это не та «двойка», которую тебе выставляют на уроках, а это результат работы. Хуже бывает 0 баллов, в случае неявки на урок);

— предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению;

— стимулирование творческого отношения к работе.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности ученика выражается в процентах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей программой по предмету.

Относительная структурированная рейтинговая оценка вычисляется по формуле…

В своей работе я использую эту модель, так как считаю, что она наиболее полно показывает степень освоения учебного материала и наиболее точно отражает объективную оценку, так как одна и та же отметка (балл) имеет свой вес.

Любая модель рейтинга устраняет и такую необъективную отметку в школе при следующей ситуации в журнале:

Источник

Методическая разработка «Рейтинговая система оценивания знаний учащихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Выполнила: Е.Н. Шолохова,

первая квалификационная категория

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения этой связи учениками.

Цель моделирования: создание эффективной системы получения и распространения полной и достоверной информации о качестве образования в ОУ и обеспечение развития ОУ.

к личностным, метапредметным, предметным результатам;

— определить компоненты системы оценивания

— описать особенности системы оценивания

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят

методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна: содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения. Традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.

В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного образования.

С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.

Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок

Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет

отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)

дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);

недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа

корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;

незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам

определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов

планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;

узкий диапазон школьных оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к «3» или к «5»);

большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки

повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах (положение о контрактной системе оценивания), где прописывают порядок оценивания учебных достижений, уровня знаний,умений и навыков учащихся при текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся по предметам и разработано на основе: закона РФ «Об Образовании», действующего Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательного учреждения РФ и нормативных требований по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и образовательным областям. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:

Источник

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

РЕЙТИНГ УЧЕТ НАКАПЛИВАЕМЫХ ОТМЕТОК «ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕНИК»

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРИРОВАННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КОЛ-ВО БАЛЛОВ ЗА ОПРЕД. ВИД ДЕЯТ-ТИ БАЛЛЫ «ИДЕАЛЬНОГО» УЧЕНИКА 100%

МОДУЛИ отдельная тема, блок тем или раздел; домашнее задание; самостоятельные работы; контрольные работы; практические работы; творческие задания; разделы, выделенные для самостоятельного изучения и др.

Соотношение показателей учебных достижений учащегося, учитываемых в рейтинге по данной дисциплине

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых отметок за выполнение текущих учебных достижений. При использовании модели рейтингового оценивания используется понятие «идеальный ученик». Это модель ученика, который осваивает учебный план во всей полноте, с наилучшим качеством, присутствуя на всех видах занятий, выполняя все контрольные мероприятия на максимально возможные отметки.

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Номер материала: 393784

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Доклад на тему » Рейтинговая система оценивания достижений учащихся»

Рассматривается рейтинговая система как система оценивания достижений учащихся

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему » Рейтинговая система оценивания достижений учащихся»»

Рейтинговая система оценивания достижений учащихся

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Традиционная «пятибалльная» система оценивания

Пятибалльная (а фактически уже четырехбалльная) система отметок – основа основ отечественной образовательной системы еще со времен дореволюционных гимназий. Стоит отметить некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д. Но, как правило, отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль. Нередко для учеников отметка превращается в самоцель, а для нас становится призмой, сквозь которую мы оцениваем собственно личность ребенка. «Двоечник», «Хорошист», «Отличник». Пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. В то время как общество формулирует свой социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто образованное, но патриотически-настроенное, социально ответственное население. Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный вуз).

Для того, чтобы показать недостатки школьной системы оценивания (пятибалльной), приведем несколько свойств (законов) школьных оценок, разработанных Е.Н. Сыромолотовым (профессор кафедры ЭВМ Новочеркасского гос. технического университета)

Закон 1. Школьные оценки относительны. Они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого – хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.

Поскольку выставление школьных оценок происходит только в результате мыслительных процессов учителя, то оценки отображают только результат психоаналитического сравнения качества (меры) знаний обучаемых.

Закон 2. Школьные оценки случайны. Доказательство: оценки отражают как процессы изложения знаний обучаемых, так и процессы их восприятия преподавателем и сравнения их с теми знаниями, которыми он обладает.

Закон 3. Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.

Доказательство: если у всех обучаемых будут оценки только «5» или только «2», то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше, у кого хуже. Оценка перестанет давать информацию и станет, не нужна. Если же она используется, то только потому, что дает информацию о сравнительных свойствах (знаниях) обучаемых.

Закон 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.

Доказательство: школьный педагог находится под постоянным влиянием взаимной ревности своих учеников, их родителей и других родственников.

Закон 5. Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они несопоставимы для разных коллективов преподавателей.

Доказательство: в одной школе выше уровень требований, ее выпускники, имеющие оценки «4», могут знать предметы лучше, чем выпускники другой школы, имеющие оценки «5».

Закон 6. Школьные оценки содержат ничтожную информацию об уровне профессиональной подготовки.

Таким образом, можно сформулировать следующие недостатки традиционной оценочной системы:

Не всегда есть эталон для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.

Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.

Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.

«Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Нет индивидуализации обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.

Малая информативность отметки. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий.

Травмирующий характер отметки, который приводит к снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту.

В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении.

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;

повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинг – «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д.

Достоинства рейтинговой системы

В ряде школ уже сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных результатов. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет серьезные достоинства:

оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному труду;

формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;

устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

Существенным положительным качеством этой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников, что снимает конфликтные и стрессовые ситуации по поводу оценки у обучаемых. Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, можно, например, иметь её отдельно по каждому предмету, а можно общую.

Преимущества рейтинговой системы оценивания

возможность распоряжаться своим временем самому

рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

стимулирования эффективного обучения старшеклассников

возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся

объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания

наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля, характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование.

Принципы и свойства рейтинговой системы

рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Смотреть картинку рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Картинка про рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете. Фото рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете

Основные принципы рейтинговой системы оценивания можно сформулировать так:

оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;

критерии оценивания обговариваются заранее;

ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;

незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

открытость системы – ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства рейтинговый регламент должен быть доступен ученикам;

гибкость рейтинговой системы (и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении);

блочно- модульное структурирование изучаемого материала.

По разным основаниям можно выделить виды рейтинга.

По охвату учебного материала:

Рейтинг по предмету или по ряду предметов;

Рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

Рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам).

По содержанию элементов контроля:

Текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;

Дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;

Чрезвычайно популярным является рейтинг достижений (или рейтинг успешности) – это успехи каждого ученика, складывающиеся из трех составляющих:

академический рейтинг” (текущие учебные баллы);

олимпийский рейтинг” (баллы за участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня);

лидерский рейтинг” (участие в общественной деятельности и волонтерских программах). Все результаты фиксируются в зачетных книжках обучающихся.

Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование “эффективного будущего”.

Методика составления рейтинговых шкал.

Важной проблемой является методически грамотное составление рейтинга.

Основные этапы составления рейтинга.

(по учебно-методическому пособию Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.)

Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

— отдельная тема или раздел;

— самостоятельный цикл лабораторных работ;

— индивидуальные домашние задания;

— индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;

— разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

Определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов).

Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.

Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент.

Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.

В конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Для более объективной оценки можно также определить уровни усвоения понятий:

репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради.

продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).

частично поисковый – ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.

творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия).

При использовании рейтинговой системы следует придерживаться некоторых правил:

Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.

Оцениванию на уроках не подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти, восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Оценка инициативы и творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.

Примеры рейтинговых таблиц и шкал

Таблица успешности на уроке (общепредметная)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *