ресурсом формирования мотивации учения в среднем школьном возрасте является выберите

Ресурсом формирования мотивации учения в среднем школьном возрасте является выберите

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ, требующий новых уровней учебной деятельности; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы, вступает в члены ВЛКСМ.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

«потребность во взрослости» (СНОСКА: См.: Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М., 1967.) — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;

стремление подростка к самостоятельности;

увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированное;

возрастание определенности и устойчивости интересов;

развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков (музыкальных, литературных, технических и др.).

Психологи отмечают, что «в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей» (СНОСКА: Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971, с. 252.).

Источник

Публикации для всех классов «Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте»

Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте.

Какое влияние оказывают возрастные особенности подростков на учебную деятельность. Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток» означает расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержатся основные проблемы развития 10-15-летнего ребенка. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток, ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все недостатки в деятельности и поведении конкретных людей и общественных институтов.

В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса».

Так у подростка не редко падает успеваемость, наблюдаются конфликты с окружающими, теряются прежние интересы, его поведение приобретает протестующий характер. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростка, для которого развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Подросток постоянно пытается испробовать «чего он может добиться». Каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Поэтому для развития учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, самоконтроль и самооценка, а также различные виды взаимоконтроля. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научится сотрудничать с другим человеком в ходе совместной учебной деятельности.(1) Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов в социально-значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.(3)

Старший школьный возраст(16-18 лет) характеризуется объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением образования; необходимостью выбора профессии; столкновением с новыми формами обучения и усложнением в связи с этим их учебной деятельности и другие причины. В этом возрасте активность в целом носит преимущественно избирательный характер. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает методы теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими. Возрастает роль широких социальных мотивов и происходит рождение новых – профессиональных. Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

— потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

— потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;

— интерес к разным формам самообразования;

— четко выраженная направленность мотивов и целей;

— устойчивость интересов и мотивов;

— становление целеполагания, развитие способности принимать решения;

— появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения. (4)

Негативные особенности мотивации старшеклассника:

— устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;

— пресыщенность единообразием и рутинностью повседневной жизни школы;

— неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;

— отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;

— стремление, в определенной степени, к конформизму.

Количественная динамика мотивации в этом возрасте состоит в том, что общее положительное отношение к учению у старших школьников возрастает по сравнению с подростками. (Приложение № 1.)

Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладение приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.

Но к концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы не заканчивается. (2)

Методика исследования мотивов учения (5)

1.Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.

2.Метод: анкета – рейтинг.

3.Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться по всем предметам

Осознаю свою ответственность за учение перед классом

Хочу получать одобрение и похвалу от учителя

Хочу быть лучшем на занятиях

Планирую быть лучшим в будущем по предмету

Хочу развить в себе гибкость и аналитический склад ума

Хочу быть образованным человеком, развитым человеком

После школы надеюсь поступить в ВУЗ

Нравиться участвовать в предметных олимпиадах

Люблю заниматься самообразованием

Нравится, когда учитель объясняет новый материал

Интересно выполнять сложные упражнения и задания

Обработка полученных данных:

а) широкие социальные – 1, 2 пункты;

б) узкие социальные – 3, 4 пункты.

2. познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты.

3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты.

Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов. Сумму баллов разделить на количество участников анкеты. По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов.

1.Давыдова, В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника: книга для учителя/ В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1977.-289-310с.

2.Божович, Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание/ учебное пособие/ Л.И. Божович, Л.С. Славина.- М.: Просвещение, 1979.- 236с.

3. Маркова, А.К. Психология обучения подростка: учебное пособие /

5.Шумилова, В.В. Спутник классного руководителя: пособие/ В.В. Шумилова, Т.Н. Мишарева, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2009.- 127с.

Источник

Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТАХ

В среднем школьном возрасте среди широких социальных мотивов ведущим является стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе.

Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, претерпевают изменения: интерес к конкретным фактам сменяется интересом к закономерностям. Познавательный интерес в этом возрасте отчетливо приобретает ненасыщаемый характер, т. е. возрастает по мере удовлетворения. Он реализуется нередко в самостоятельном интенсивном приобретении знаний, часто во внешкольных занятиях. Намечается интерес к способу приобретения знаний.

Познавательные интересы в среднем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми. Эти линии становления интересов подвергнуты изучению Г.И.Щукиной. Избирательная

Стержневые познавательные интересы, по данным этого автора, характерны для 1/5-1/3 учащихся каждого возрастного класса. Особенностями этих интересов является высокая активность учащихся и целеустремленность, инициатива в поиске дополнительных источников информации, связь с профессионализацией.

В старшем школьном возрасте мотивы учения связаны уже не столько с условиями школьной жизни учеников, сколько с перспективами их будущей профессии. Для современного старшего школьника характерны также выраженные мотивы самообразования (интерес к способам работы со справочниками, со словарями, к способам конспектирования и реферирования литературы и т.д.).

Возрастные особенности динамики мотивов связаны с индивидуальными их проявлениями. Так, по-разному оказывается

сформированной позиционная сфера у учащихся с разной успеваемостью.

Таким образом, главный путь формирования познавательных мотивов состоит в овладении ребенком способами своей деятельности по добыванию новых знаний. Соответственно и важными показателями наличия познавательных мотивов у школьников являются:

а) умение активно работать с материалом, различным образом преобразовывать его, вычленять способ работы; б) желание возвратиться к анализу способа работы даже в том случае, если это не требуется учителем и даже после получения правильного результата; в) умение сопоставлять несколько возможных способов получения одного результата; г) умение ориентироваться на способ даже в том случае, если желание более быстро получить результат отвлекает от анализа способа работы, и т. д. Все эти психологические характеристики наличия познавательных мотивов прямо связаны с формированием способов самостоятельного добывания знаний, которое ставится как одна из центральных задач современной школы.

В этом направлении мотивируют ученика многие стороны учебного процесса:

интерес к современному содержанию школьных программ и связанная с этим престижность овладения научными понятиями;

интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и к формам групповой работы, которые широко предусмотрены в современной структуре урока;

возможность самоутверждения, реализации потребности во взрослости, в творческой, поисковой деятельности на уроке и в формах внеурочной работы и т. д.

Богатая палитра современных методических приемов учителя, общая атмосфера на уроке и в школе в целом вызывают

совокупность познавательных мотивов в их широком понимании, проявлениями которых обычно считают: самостоятельность выведения обобщений и закономерностей учащимися; количество и характер задаваемых учениками вопросов; число поднятых рук при ответе не вопросы учителя; стремление учеников обменяться с товарищами или учителем интересными фактами, почерпнутыми за пределами уроков; участие учащихся по собственному побуждению в анализе, исправлениях и дополнениях ответов товарищей; реакция на звонок как свидетельство последствия интересного или неинтересного урока.

В литературе описаны характеристики деятельности учителя, которые способствуют возникновению познавательных интересов.

Стимуляцию познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала обеспечивают: новизна содержания учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, историзм, современные достижения науки, практическая значимость содержания знаний.

Стимуляции познавательных интересов за счет организации деятельности учащихся способствуют: многообразие форм самостоятельной работы, овладение новыми способами деятельности, проблемность, элементы исследования, творческие работы, практические работы.

Активизацию познавательных интересов в зависимости от отношений между участниками учебного процесса вызывают: создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся, эмоциональность самого учителя, доверие к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм), взаимная поддержка в деятельности учителя и учащихся («встречный процесс»), соревнование, поощрение.

С психологической точки зрения, такими «антистимулами» также являются недостаточный учет возрастных особенностей становления учебной деятельности, резервов развития современного школьника и путей развития познавательных мотивов, характеристики которых были приведены выше.

При воспитании положительного отношения к учению необходимо иметь в виду, что познавательные мотивы в их современном психологическом понимании формируются в самом

Путь воспитания мотивов через деятельность имеет разные педагогические формы. Так, существуют два принципиальных подхода к этому процессу (В. Г. Асеев).

Первый механизм формирования, образно называемый «снизу вверх», состоит в следующем: в определенных условиях деятельности (они организуются взрослым или складываются стихийно) происходит актуализация отдельных побуждений ребенка; если в реальных условиях деятельности это происходит систематически, то побуждения ребенка упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Поэтому важно использовать и второй механизм формирования «сверху вниз»: ребенку предлагаются побуждения, идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, должны сформироваться; в ходе деятельности ребенка эти нормы превращаются из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие (взрослый, конечно, активно участвует в этом процессе, поощряет успешные результаты действий по знаемым мотивам). Недостаточность этого пути состоит в опасности чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Итак, формирование мотивации учебной деятельности осуществляется учителем в ходе всей учебно-воспитательной работы: организация развивающего обучения на современном уровне требований в большой мере способствует и становлению познавательных мотивов. Вместе с тем воспитание мотивационной сферы требует и специальных формирующих воздействий педагога, и здесь важную роль играет учет им психологических особенностей динамики мотивов, своеобразия их возрастных и индивидуальных проявлений у школьников. О некоторых шла речь выше.

Источник

Мотивация учения в среднем школьном возрасте

1.2.4 Мотивация учения в среднем школьном возрасте

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, усложняется материал школьных программ.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

· нежелание считать себя ребенком, стремление занимать новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;

· общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

· стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, потребность в самовыражении и самоутверждении;

· стремление подростка в самостоятельности;

· увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;

· возрастание определенности и устойчивости интересов;

· развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.

Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.

Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин:

· отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению;

· избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам;

· широта интересов может приводить к их поверхностности и разбросанности;

· неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;

· мотивы положительного отношения осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Прежде всего, у подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Психологи подчеркивают, что подростковый возраст сензитивен, то есть очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выходят близкие цели – сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок с перспективными целями выбора профессии и развитие личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

Процесс развития самосознания, характерный для подросткового возраста, захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте.

К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим. Все это свидетельствует о том, что подросток в значительной степени становится субъектом своей учебной деятельности и своих волевых процессов.

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным коллективным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов учебной работы в социально значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.

Мобилизация резервов мотивации учения в подростковом возрасте является важным условием подготовки школьников к дальнейшему осуществлению среднего образования – в старших классах школы, в средних специальных заведениях. Трудно переоценить значение этой работы для успешного осуществления всеобщего среднего образования в нашей стране. Уровень сформированности мотивов социальной отдаче имеет большое значение для готовности подростков к поступлению в ПТУ, техникумы, для наиболее эффективного включения в общественную практику, в различные отрасли народного хозяйства страны.

1.2.5 Мотивация учения в старшем школьном возрасте

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением среднего образования; необходимостью выбора профессии; исходящими от взрослых требованиями отдачи обществу всего того, что получили ученики в школе; объективными свидетельствами взрослости; столкновением с новыми формами обучения (семинары, зачеты, …) и т.д.

Столкновению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

· потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущем, осмысление с этих позиций настоящего;

· тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентаций;

· потребность самосознания себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;

· необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;

· интерес ко всем формам самообразования;

· четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;

· устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:

· устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;

· неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

· отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

· сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);

· недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Все исследователи интересов в этом возрасте отмечают большую избирательность познавательных мотивов, причем она продиктована интересом к учебному предмету, как у подростков, и выбором профессии.

Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. На этом этапе самообразования доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием.

Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К концу старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов, уменьшение или отсутствие конфликта между ними, что объясняется все большей соотнесенностью школьниками личных познавательных установок с требованиями общества.

Мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу. В целом это способствует гармоническому развитию личности старшеклассника.

Самоопределение в ходе выбора профессии и построения планов своей жизни требует и самоограничения, а это значит, что школьник должен уметь наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию.

Как и все возрасты, старший школьный возраст имеет резервы воспитание мотивации. Актуальным для современной школы является воспитание следующих мотивов:

· продолжение образования независимо от формы, в которой оно будет осуществляться (образование в очном, заочном, вечернем обучении, самообразование в ходе профессиональной деятельности);

· достижение компетентности – соответствия своей осведомленности, общих профессиональных качеств личности требованиям профессиональной деятельности.

Наличие таких мотивов обеспечит перспективу полноценного и гармоничного развития выпускников школы, их готовность к будущей профессиональной и социальной жизни.

Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку в жизнь, когда подводится итог результатам обучения и воспитания в школе за все десять лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.

К концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы, конечно, не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении мотивов учения в студенческом возрасте. Безусловно, мотивы самообразования совершенствуются в ходе профессиональной деятельности человека в течение всей его жизни. У взрослого человека формирование мотивационной сферы во многом становится задачей самовоспитания [21].

Источник

Доклад на тему«Формирование учебной мотивации обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Преемственность начальной и средней школы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Формирование учебной мотивации обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Преемственность начальной и средней школы»

«Страшная это опасность –

безделье за партой; безделье

шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется, либо оказывается крайне неустойчивой. Мотивация в школе – это интерес к учебе.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:
– положительный настрой обучающегося;
– ясная цель, к которой нужно стремиться;
– мотивы достижения цели;
– положительная реакция не неудачу;
– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению. Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Есть над чем подумать:

«Мотивацию нельзя тренировать у учащихся, как, например, навык чистописания. Мотивации нельзя научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать». А. Б. Орлов

Начальная школа всегда была важным звеном в образовании и воспитании подрастающего поколения.

В начальной школе был, есть и будет только один способ поднять интерес школьника к учебе – использовать его любознательность и его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу. Хочет ли он учиться? В ответ вы услышите, что получать он хочет только пятерки. Все родственники тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность и желание учиться. Но такой мотив не очень долго сохраняет свою силу. К сожалению. Приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассника нередко гаснет радостное ожидание учебного дня, ослабевает первоначальная тяга к учебе.

Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении мотивов, которые лежат не вне, а в самом процессе обучения, т.е о развитии познавательных мотивов.

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребности – это двигатель активности.

Далее человек начинает действовать, ставить цели

Далее формируется познавательный мотив.

Переход от потребности к действию осуществляется через самостоятельную деятельность ребенка. (пусть не всегда красиво, но сам!)

Все происходит диалектически, и начало школьного обучения совпадает с началом нового витка спирали развития.

На этом этапе часто в процесс вмешиваются заботливые родители, которые согласны выполнить задание за ребенка, лишь бы он получил похвалу учителя. Процесс становления познавательного мотива замедляется, а порой даже нарушается.

В ходе самой учебной деятельности (в зависимости от условий ее организации, атмосферы и типа общения с учителем, сверстниками, похвалы старших) потребности совершенствуются и появляется мотивация к созиданию.

В младенчестве было так:

*Машинка-погремушка (просто держу, изучаю)

*Машинка-игрушка (едет, крутятся колеса)

* Ролевая игра с машинкой

* Фантазия (строю дорогу, гараж для машины, соревнование машин …)

Также и в начальной школе.

Вот так плавно мотив игровой может заменяться мотивом учебным, но нельзя пускать процесс на самотек, иначе произойдет то, что часто бывает в школе: спад положительной мотивации к концу младшего школьного и началу подросткового возраста.

Важно обеспечить посильный уровень сложности материала. Если у школьника в ходе учения создается постоянная удовлетворенность (что возникает при облегченных требованиях, когда все преподносится в готовом виде, при завышении отметок), то это приводит к свертыванию познавательной активности. А разумное сочетание удовлетворенности и неудовлетворенности приводит школьника в потенциально активное состояние. Тогда мы, учителя, говорим, что у детей «блестят глазки».

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.

Учителя, с момента появления ребенка в школе, нередко пользуются отметкой, как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Сила воздействия оценки зависит не только от содержания, но и от того, как она преподносится.

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

— Результат труда – в баллах;

-Отношение к работе – в корректных оценочных суждениях .

Только мотивированная оценка представляется ребенку справедливой, что создает положительный эмоциональный настрой.

Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе учебной деятельности как самые бескорыстные. Учеников нужно стараться воспитывать «жадными до знаний». Как это сделать?

Убедить ученика в важности знаний. Убежденность ученика в тех или иных знаниях создает смыслообразующий мотив.

Создание ситуации на уроке, когда ученик должен решить практическую жизненную задачу;

Поощрение и наказание – очень действенные мотивы, они должны открывать ученику перспективы развития.

Даем (грузим) знания, желательно пока облаченные в игровую форму. Но порционно, с оглядкой: усвоили – не усвоили. И все в сопровождении поддержки. Но теперь не просто мотивированное поощрение, а сравнение с

« НИМ ВЧЕРАШНИМ» (сегодня тут у тебя получилось лучше, а здесь еще нужно поработать, я тебе в этом помогу)

Усложняем (идем вширь),

Заменяя игровые моменты занимательными, вводим последовательности, закономерности, развиваем фантазию.

Усложняем (идем вглубь)

Учимся анализировать, учимся улавливать аналогии, использовать интересные факты из жизни, из различных областей науки, выполнять проекты, самостоятельно добывать знания из различных источников.

Именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, важно создать предпосылки мотивации и к концу 4 класса сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

При переходе из начальной школы в среднее звено наблюдаются пять уровней сформированной учебной мотивации :

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Развитие мотивов учения.

Известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.

1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

5. Содержание обучения.

1. Основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания.

2. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

3. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания через их применение.

4. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.

Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации.

Причина спада школьной мотивации :

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

После установки причины снижения учебной мотивации проводится коррекционная работа. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед. Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• индуктивные и дедуктивные методы

• методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

1. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

3. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Верить в каждого ребенка и его возможности;

Оценивать не личность, а поступок;

Видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком.

Проявлять внимание к каждому ученику, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их.

Не торопиться с выводами

Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника

Преемственность начальной и средней школы

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, их родителей, но и для педагогов.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс

Причины снижения успеваемости

Увеличение объёма учебной нагрузки

Несоответствие оценок некоторых выпускников начальной школы реальным результатам обучения

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

15.Существенное изменение родительского отношения к школе.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трём направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации, на знаниях и опыте, полученных в начальной школе.

Главная задача начальных классов – это научить ребёнка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом всё труднее и труднее овладевать знаниями, без которого становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы даём ребёнку в очень робкие и несмелые руки инструмент, без совершенного овладения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом учителя в средних классах требуют, чтобы инструмент этот в руках ребёнка действовал быстро и безотказно. Не каждый учитель – предметник интересуется, в каком состоянии это инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребёнка сломался и только поэтому ребёнок не может дальше учиться. Зачастую учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: « Ты не успел, значит не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно- гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?

Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровье сберегающего.

Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.

Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).

Предлагается такая форма, как сотрудничество учителей начального и среднего звена, школьных психологов, социального педагога и администрации школы, как школьный консилиум. Его целью является отработка взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждается не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса.

Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации. Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, несомненно, способствовали бы продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогли бы детям, учителям и родителям преодолеть трудности переходного периода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *