реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Закончилась реставрация Успенского собора. И засиял в нем теплым золотом иконостас необыкновенной красоты. Еще не все иконы установлены, но он все равно притягивает к себе людские взоры своей необычайной красотой. Сегодня у нас в гостях один из тех людей, кто восстанавливал эту древнюю святыню – Андрей Викторович Бударин, реставратор из Санкт-Петербурга.

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе, что входило в круг ваших обязанностей?

— Что вы можете сказать об иконостасе Успенского собора?

— Сейчас, когда убрали леса, мы видим, какой он гигантский. Это самый большой из рамочных иконостасов в России. Он создан специально для этого собора и чудом сохранился в советское время, в отличие от большинства иконостасов Лавры, которые были привезены после войны в восстанавливающийся монастырь. Золочение, которое мы сохраняли – позднее. Оно было сделано в 80-е годы XX-го века, это последнее золочение иконостаса. Было решено, что дальше мы не углубляемся. Не трогаем того, что сохранилось под этим слоем (между прочим и из-за лимита времени, отведенного на реставрационные работы).

— В каком состоянии вам достался иконостас?

— Самое страшное, из-за чего многие фирмы отказались реставрировать иконостас – это повсеместное отслоение левкаса. А работы по укреплению левкаса требуют огромных усилий и являются длительным процессом, требующим от специалистов определенных навыков и мастерства. К тому же площадь отделанной поверхности иконостаса составляет около 700 м². В XIX веке положение собора из-за изменения уровня грунтовых вод стало катастрофическим. Из-за высокой влажности на три метра от пола все фрески в храме погибли. Иконостас тоже пострадал. Великолепная отделка XVIII века начала разрушаться. Об этом говорили в своей переписке святитель Филарет Московский и преподобный Антоний. Они беспокоились о том, что собор гибнет, службы проводить невозможно. Но решение проблемы удалось найти только при следующем игумене. Для того, чтобы отрезать путь поступления грунтовых вод непосредственно в храмовое пространство, под полом была устроена крипта, с хорошей гидроизоляцией (теперь там лежат наши патриархи). В храме был вырыт котлован, т.е. велись земляные работы. Эти работы и влажность, от которой десятки лет не могли избавиться, привели к окончательному разрушению отделки иконостаса. Пришлось иконостас перелевкасить и вновь вызолотить, но уже во вкусе XIX века. Первоначальная отделка была зрительно богаче, декоративнее, позолота была и глянцевая, и матовая. На деталях, принадлежащих XVII веку, были обнаружены следы серебра.

— Существуют ли исследования, которые указывали бы точную дату создания дошедшего да нас иконостаса?

— Последние исследования древних описей, проведенные сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, показали, что нынешний иконостас был создан во временном промежутке от 1701 до 1731 годов, видимо, после смерти Петра I. В нижнем ярусе он включает некоторые детали XVII века. Ко времени начала строительства нашего иконостаса, то есть примерно к 1725 году в храме находился тябловый иконостас XVI века, он начинался примерно с высоты 3,5 метра, а внизу находились древние местные иконы в роскошных киотах, выполненных уже в стиле нарышкинского барокко в 80-е годы XVII века. В это время были сделаны и царские врата с сенью, украшенные иконами Симеона Ушакова, которые сохранились до нашего времени. Так же сохранились тябла иконостаса XVI века и иконы деисуса более 3 м высотой. Они так же включены в композицию нового иконостаса. Исследования лаврской реставрационной мастерской показали, что в иконостасе присутствует живопись XVI века, лежащая под многочисленными записями в прекрасном состоянии, но ее решено не раскрывать, чтобы не уничтожить поздние записи тоже высокого художественного уровня. Высокий тябловый иконостас русской православной церкви сам по себе является огромной иконой, где множество элементов объединено одной идеей обращения сотворенного существа с молитвой к творцу. Деисус – главная его смысловая часть.

— Отличается ли нынешняя реставрация от предыдущих?

— При реставрациях в послереволюционное время утраченные элементы восполняли. А сейчас все восстановили – все листики, все детальки, все завиточки… Надо отметить, что работало много резчиков из Сергиева Посада. Приезжали из Москвы мастера из бывшей Мосреставрации, которые делали самые ответственные детали, требующие более тонкого вхождения в тему. Вообще в иконостасе резьба разная по характеру, заметна манера около десяти мастеров, работавших при его создании. Когда резали такой гигантский иконостас, собрали множество людей из разных мест, различной квалификации, поэтому резьба, иногда чисто деревенская, но вся очень живая, интересная.

— Кто сейчас работал на восстановлении иконостаса?

— Приехали отовсюду. Прп. Сергий собрал людей со всех уголков страны разных национальностей. Много украинцев работало, а всего – 90 человек, некоторые уехали сейчас, по завершению работ.

— Были сделаны открытия, что-то такое, что всем интересно?

— За иконостасом находятся замечательные хоры. Они сделаны из дерева в 4 яруса для певчих и, возможно, для гостей, и являются памятником столярного и плотничного искусства. На столбах, примыкающих к хорам много граффити – есть даже портреты певчих. Такие же хоры сохранились в Донском монастыре, но они там без такого же художественного оформления.

— Мы из зала не можем их видеть, эти хоры? Они сейчас не используются?

— Сейчас они видны, но после установки икон, они опять станут принадлежностью алтаря. Их значение утрачено. Историки говорят, что эти хоры построили, чтобы наполнить пением огромный собор, по легенде, даже иконы верхнего ряда снимали, чтобы слышимость была лучше. Императрица Елизавета Петровна была музыкальна и любила церковное пение.

— Спаси Вас, Господи, за интервью.

Беседовала Людмила Ковригина

На фотографиях Сергея Беглецова видны рабочие моменты реставрации иконостаса Успенского собора

Источник

Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля в 1559–1585 г.
реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лаврыреставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, а четыре – в основном пространстве храма. В плане он представляет собой немного вытянутый с востока на запад прямоугольник.

Современный иконостас в разных источниках датируется концом XVII или началом XVIII века. Пятиярусный резной иконостас, состоящий из местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, включает в себя семьдесят шесть икон.
реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. В верхней части Креста находятся три херувима: два по сторонам и один над Крестом. Венчает всю композицию резная царская корона. Под распятием расположены 4 клейма с изображением Страстей Христовых. За иконостасом находится трехъярусная галерея, подобная галерее Успенского собора Кремля.
реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лаврыреставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Рама иконостаса выполнена в технике флемской резьбы. Колонки алтарной преграды Успенского собора богато декорированы хитро переплетенными ветками виноградных лоз, архивольт и фризы – диковинными цветами. Распятие с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом обрамлены резным узором из подсолнухов, роз и гроздьев винограда. Панели под местным рядом иконостаса также декорированы растительным орнаментом и картушами. Все эти резные элементы обладают глубоким смыслом и могут трактоваться как изображение «райского сада». О резчиках иконостаса точных сведений не найдено. Но по характеру резьбы можно предположить, что это мастера Оружейной палаты.

Иконы и резьба иконостаса Успенского собора за историю своего существования неоднократно поновлялись и сведения об этом хранятся в рукописных источниках. Кроме того, об этом свидетельствуют реставраторы, делавшие пробы на иконах (почти на всех иконах 3-4 слоя записей).

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

В 1922 году советская власть проводила изъятие церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом в России. В этот период с местных образов иконостаса были сняты драгоценные оклады.

Из дел, хранящихся в архиве Троице-Сергиевой лавры с середины XX столетия мы узнаем о реставрациях иконостаса, которые проводились после возращения лавры Русской Православной Церкви.

В 1980 году проводилась реставрация рамы иконостаса. В ходе работ была восстановлена позолота.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

В 1987 году проводилась рентгенографическое исследование трех икон из местного ряда иконостаса «Успение», «София – Премудрость Божия», «Господь Вседержитель».

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с 2012 года по сегодняшний день проводится реставрация, которая коснулась и иконостаса Успенского собора. В ходе реставрации рамы иконостаса были восстановлены поврежденные резные элементы и позолота. Также была проведена легкая реставрация икон. Они были очищены от загрязнений и копоти. После проведенных работ иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры предстал в обновленном виде и по-прежнему является главным украшением интерьера собора.

В заключение хотелось бы добавить, что приведенные в этом докладе данные о реставрациях иконостаса не являются исчерпывающими. Но помогают составить представление о том, как изменялась алтарная преграда Успенского собора лавры в течение трех столетий.

1. Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 70

2. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129

3. Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182

4. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

5. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

6. Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54

7. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

8. Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330.

1. Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7, 9

2. Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

3. Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

6. Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

7. План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

[1] Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

[2] Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129.

[3] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

[4] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

[5] Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54-

[6] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

[7] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

[8] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

[9] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7.

[11] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 71

[12] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 70

[14] Подробнее о ходе реставрационных работ можно прочитать в статье «Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры», авторы Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП).

[16] Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

[17] План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

[18] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

Источник

Л. Н. Савина (Сергиев Посад)

* Статья опубликована: Савина Л. К истории иконостаса трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. — 1993. — № 10. — С. 93–97.

1 Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Фототека. Коллекция V.

2 Книги учета ГТГ, № к/п 7234/6–15; 7242/5–15; 7243/1–11; 7244/1–11; 7245/1–3; 7246/а, б, в.

3 ОР ГТГ, 8.1У/61. Папка 18, л. 162–164, 175–179, 180–181, 183–184, 187–188, 193—194, 207.

4 ЗИХМЗ. Архив. Оп. 2, д. 77, л. 28.

5 ЗИХМЗ. Архив. Оп. 2, д. 85, л. 119; ТСМ, Архив. Папка 11. Документация по трапезной церкви. Загорск, 1948–1949.

6 ОР ЗИХМЗ, рук., № 805–806. Оп. 1908 г., кн. 1–2; опись церквей, л. 418, 418 об.

7 Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII–XIX веков. 1920, с. 70–71.

8 См.: Трубачева М. С. Из истории охраны памятников в первые годы Советской власти. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры, 1918–1925 г. // Музей, № 5. М., 1984.

9 ОР ГТГ, 8ЛУ–61. Папка 18, л. 181.

10 См.: Трофимов И. Б. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. М., 1961.

11 ЦГАНХ СССР, фонд 9588 «Управление охраны памятников», 1944–1951. Оп. 1, д. 45, л. 7, 19, 542.

12 ЦГАНХ СССР, фонд 9588, оп. 1, д. 7, л. 32–33.

14 Личная записка Л. А. Давида.

15 ТСМ. Архив. Папка 11. Документация по трапезной церкви. Загорск, 1948–1949.

16 Опись рядов иконостаса устанавливается на основе записей книг учета ГТГ (см. примечание 2).

17 ОР ГТГ, 8.1У–61. Папка 18, л. 207.

Из восемнадцати икон праздничного ряда десять — из Никольской церкви: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие Христа», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа на Апостолов», «Троица».

Полностью сохранен в составе нынешнего иконостаса трапезного храма деисусный чин из Никольской церкви, состоявший из десяти икон с изображением Апостолов Иакова, Филиппа, Луки, Иоанна Богослова, Петра, Павла, Матфея, Марка, Андрея, Фомы. В этот ряд включены восемь (из десяти) икон праотцев бывшего праотеческого ряда иконостаса церкви Николы: изображения Исаака, Иакова, Ноя, Адама, Авеля, Мельхиседека, Израиля, Иосифа.

18 Списаны по акту ГТГ за № 272 от 01.07.38. — № к/п 7246/а, б, в. В иконостасе установлено Распятие с предстоящими из другой (неизвестной) церкви.

19 Государственный музей архитектуры им.А. В. Щусева. Фототека, коллекция V, № 2007.

В состав иконостаса трапезного храма из числа икон Никольской церкви не вошли две иконы с изображением праотцев, все десять икон пророческого ряда, а также одна икона с изображением Страстей Господних. Все они ныне хранятся в Троице-Сергиевом монастыре.

20 Ильин М. А. Загорск. Троице-Сергиев монастырь. Из серии «Города-музеи». Л., 1971, с. 106.

Немалую долю своего труда в создание цельного художественного ансамбля внесли и живописцы (по имеющимся у нас данным — из Палеха). Живописцы выполнили восемь икон праздничного ряда: «Рождество Богоматери», «Введение во храм Богородицы», «Сретение Господне», «Снятие со Креста», «Положение во гроб», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», «Покров Богоматери». Они установлены по краям ряда. По характеру письма близка этой группе икона Преподобного Сергия Радонежского местного ряда иконостаса.

Четыре картины с библейскими сценами для цокольного ряда иконостаса написал П. И. Нерадовский. Это «Рождение Моисея», «Иосиф открывается братьям», «Исаак благословляет Иакова», «Вознесение пророка Илии», которые явились несомненной удачей художника, стремившегося сохранить общность стилевого решения цокольного ряда иконостаса.

Иконы и картины, написанные художниками в конце 40-х годов XX столетия, органично вошли в состав иконостаса трапезного храма Сергия Преподобного.

21 Атрибуции икон посвящена другая статья. Рукопись — в архиве автора и ЗИХМЗ.

Источник

Реставрация ТСЛ

К вопросу о реставрации архитектурного ансамбля
Троице-Сергиевой лавры в 1920-1990 гг.

Проблема сохранения и реставрации памятников архитектуры является одной из важнейших. Особенно она сложна и ответственна, когда речь идет о таком неповторимом комплексе как архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В нашей статье мы остановимся только на наиболее существенных моментах из истории реставрации ансамбля на протяжении 70 лет, не ставя перед собой задачу отразить процесс борьбы мнений, полноту обоснованности отдельных реставрационных решений; ограничимся в этих случаях лишь ссылками на соответствующую литературу, так как это было бы темой для отдельной большой работы.

Лавра была национализирована решением Совета Народных Комиссаров 1 ноября 1918 г. Спустя год монастырь был закрыт, монахи переселились в Черниговский и Гефсиманский скиты. Для охраны Лавры была образована коллегия, переименованная затем в Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. Основными задачами этой Комиссии были прием и учет, изучение и охрана памятников, организация реставрации архитектурных сооружений, живописи и шитья. Кроме членов Комиссии, к выполнению этих задач привлекались известные специалисты. В архиве Сергиево-Посадского музея сохранились докладная записка архитектора Н.Жукова о состоянии Уточьей и Водяной башни, заключение И.В.Рыльского и бывшего лаврского архитектора А.А.Латкова по осмотру Троицкого собора, акт обследования церкви Преображения в Вифании архитектора Феоктистова и другие документы.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Архитектуре уделялось особое внимание. Комплекс сооружений лавры, создававшийся в течение почти шести столетий, с его композиционной цельностью и живописностью, всегда признавался исследователями одним из лучших творений русского зодчества, но тогда, в 1918 г., пожалуй, впервые акцент делался на то, что он представляет собой великолепное художественное созвучие, или ансамбль, являющийся наивысшим достижением сложного искусства архитектуры. Ввиду исключительной историко-художественной ценности архитектурного ансамбля и выявленных Комиссией коллекций, Троице-Сергиева лавра была принята под государственную охрану и передана в ведение Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению. 20 апреля 1920 г. В.И.Лениным был подписан декрет Совнаркома «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры». Этот день стал датой основания музея.

С апреля по июнь 1920 г. междуведомственная комиссия определяла художественную и историческую значимость зданий и сооружений Лавры. «Правила по охране художественно-исторических имуществ Сергиевского музея» регламентировали управление зданиями и ценностями. Главной задачей являлись изучение и широкий показ культурного наследия. При музее был «учрежден» архитектурный отдел. Было совершенно ясно, что первоочередным делом должно стать спасение того, что уже разрушилось и разрушается от времени и человеческого небрежения. Восстановление древнего облика Лавры в то необычайно трудное время было невозможно, поэтому задуманная музеем реставрация осуществлялась постепенно, и этот процесс растянулся на несколько десятилетий.

Необходимость реставрации обосновывалась тем, что существенные изменения появились в ансамбле в результате «поновлений» и перестроек XIX — начала XX вв. Так, к началу XX в. до неузнаваемости изменился Троицкий собор: «оброс» пристройками, позакомарную кровлю сменила четырехскатная, были растесаны древние окна, белокаменные стены оклеены холстом и расписаны под мрамор.

В аварийном состоянии была Духовская церковь. Ее пропорции совершенно исказили пристройки: Филаретовский придел, западная паперть и палатка над захоронением философа и публициста XVI в. Максима Грека. Четырехскатная кровля закрыла звонницу. Стены церкви были окрашены голубой, а выступающие рельефно детали декора синей масляной краской. Больничные палаты были сильно искажены еще в XVIII в. после перестройки западной линии келий по указу императрицы Елизаветы Петровны. В середине XIX в. надстройкой третьего этажа была почти закрыта церковь Зосимы и Савватия Соловецких, окончательно скрыты первоначальные формы здания, обременены излишней нагрузкой стены. А в 1915 г. только протест Московского археологического общества спас Больничные палаты от надстройки еще и четвертого этажа. Под Успенским собором была устроена подземная церковь — крипта.

Это послужило причиной появления трещин на стенах и сводах. Исчезли белокаменные крыльца и яркая наружная раскраска Чертогов. Требовало укрепления разрушающееся гульбище Трапезной. Музею предстояло заняться спасением памятников, но средств у него для этого было явно недостаточно. Поэтому в 1920 г. архитекторами И.И.Ивановым и А.А.Кеслером проводились только не терпящие отлагательства инженерно-восстановительные работы, обмеры памятников.

В 1925—1926 гг. архитектором Д.П.Суховым была разобрана северная паперть Троицкого собора. В следующем году были отреставрированы три окна алтарных апсид, а двумя годами позже (1928) — раскопаны белокаменные ступени северного входа в собор. Все это создавало более благоприятные условия для сохранности древних икон и фресок. Над Пятницкой башней, пострадавшей от пожара в 1920 г., была устроена низкая деревянная, крытая щепой шатровая кровля. Д.П.Сухов позже рассказывал, что в то суровое время он не смог получить лес нужного размера для устройства шатра необходимой высоты. Хотя реставрационные работы 20-х годов проводились отдельными архитекторами в разное время и без единого плана, но, тем не менее они способствовали спасению памятников и внесли новое в изучение древних сооружений лаврского ансамбля. Эти работы были приостановлены в связи с происшедшей в 1929 г. реорганизацией музея в историко-краеведческий и антирелигиозный.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Изучение и реставрация памятников архитектурного ансамбля лавры возобновились в конце 30-х годов и связаны с новыми именами. Известный археолог, архитектор и реставратор П.Д.Барановский (1892—1984 гг.) был подлинным подвижником и человеком энциклопедических знаний. Благодаря ему уцелел от сноса в 1933 г. собор Василия Блаженного, по его обмерам и чертежам восстановлен в 1993 г. Казанский собор на Красной площади. В 1937 г. П.Д.Барановский обследовал верх Духовской церкви и, разобрав часть свода на ее чердаке, обнаружил остатки звонницы, служившей в древности монастырю и дозорной башней. Это открытие П.Д.Барановского было использовано при реставрации церкви в 1960-е годы. По его чертежам О.П.Барановской была создана модель храма со звонницей, выявившая изначальную красоту памятника.

П.Д. Барановским были также отреставрированы три окна первого этажа южной больничной палаты, средняя южная закомара церкви Зосимы и Савватия, восстановлены зубцы и машикули западной крепостной стены на прясле между Келарской и Плотничьей башнями. В 1928 г. Управление по делам искусств Мособлисполкома поручило архитектору И.В.Трофимову обследовать состояние архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры. Дефектные акты свидетельствовали о неотложности реставрационно-восстановительных работ. И.В.Трофимовым был составлен Генеральный план работ на 1939—1943гг. с пояснительной запиской и сметой на 15 объектов. В основу Генерального плана реставрации лавры легла идея ансамбля. План предусматривал, во-первых, работы, носившие характер восстановительный или инженерно-профилактический, они имели целью укрепление отдельных частей сооружений во избежание аварий и, во-вторых, в строгом смысле реставрационные.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Большое значение имело установление очередности объектов, подлежащих реставрации; прежде всего учитывались историко-художественная значимость памятников и аварийность их состояния. На основании заключения И.В.Трофимова о состоянии памятников лавры и разработанного им Генерального плана работ на 1939—1943гг. 1 февраля 1940 г. было издано постановление Совнаркома, согласно которому весь комплекс памятников лавры в черте крепостных стен объявлялся музеем-заповедником. Вокруг наружной линии древней крепости определялась 30- метровая охранная (запретная для строительства) зона. Для обеспечения запланированных работ государственному музею-заповеднику правительством выделялась огромная по тем временам сумма — 6 000 000 руб. При музее был организован специальный строительный участок для проведения реставрационно-восстановительных работ. Уже тогда в процессе всестороннего изучения памятников определились центральные объекты реставрации: крепостные стены и башни, Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких, Духовская церковь, гульбище Трапезной, Чертоги.

Методика работ предусматривала стремление к художественному оптимуму в истории реставрируемого сооружения и согласованность сооружений в ансамбле. Создание проектной документации не предшествовало началу работ. Проект создавался в процессе натурных раскрытий. Памятники реставрировались следуя этой методике. Была восстановлена восточная часть здания Чертогов с нарядной раскраской «в шахмат» южного фасада. Было укреплено гульбище Трапезной, по обнаруженному древнему образцу воспроизведены опорные столбы и восстановлены утраченные белокаменные балясины. Разобраны приделы Духовской церкви, к середине XIX в. окружившие ее с трех сторон — с севера, запада и юга. Их фундаменты с очень неглубоким заложением на насыпном грунте просели. Для уничтожения распора кирпичных сводов над приделами железные связи и растяжки были эаанкарены в древние стены церкви, и приделы как бы висели тяжелым грузом на стенах. По северному фасаду церкви нагрузка на стену увеличивалась еще и из-за того, что в 1832 г. для устройства отопительного калорифера из-под одной трети церкви был удален древний фундамент и белокаменный цоколь со всем грузом покоящихся на нем стен висел над калориферной камерой. Таким образом, с разборкой приделов устранялась опасность, грозившая памятнику разрушением. Были разобраны и калориферные устройства, восстановлен цоколь с резным орнаментом из трилистников, а также порталы, обрамляющие древние дверные проемы по западному и южному фасадам.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Исключительно сложной была реставрация Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия. Этот замечательный памятник был изменен позднейшими застройками. Выявление, а затем восстановление объемов сооружения, укрепление конструкций, восстановление древних оконных и дверных проемов, воссоздание элементов декора, покраска фасадов в кирпичный цвет с выделением белокаменных деталей возродили редчайший памятник гражданской архитектуры допетровского времени. Уникальность проведенной реставрации общепризнана, но недостаточно обоснованными являются разборка Трапезной XVII—XVIII вв. при церкви Зосимы и Савватия, устройство высокого крыльца у западного фасада Больничных палат. Проводились работы и меньшего объема, но значительные по своей важности. В Никоновской церкви были заложены растесанные в XVIII в. оконные проемы (три — в южной стене и один — в западной), а древние окна, скрытые позднейшей кладкой, были открыты; на западной стене заложена дверь, устроенная в 1840 г. путем растески оконного проема. Был произведен ремонт цоколя Успенского собора со вставками новых камней взамен разрушившихся.

В Митрополичьих покоях была восстановлена лицевая и внутренняя кладка стен юго-восточного угла здания с древними проемами, проведены ремонтные работы по чердаку и кровле, выполнена реставрация интерьера сводчатой палаты в первом этаже северо-западного угла здания, частично отреставрированы штукатурные и лепные украшения северного фасада. Все работы по восстановлению ансамбля велись под контролем Ученого совета музея-заповедника.

В состав постоянной реставрационной комиссии Ученого совета входили известные архитекторы, историки, археологи, инженеры, искусствоведы: академики И.В.Рыльский, Н.В.Жолтовский, И.Э.Грабарь, С.В.Бахрушин; профессора А.В. Арциховский, П.В.Щусев, В.Н.Кононов, В.И.Лебедев, Н.Н.Соболев, В.П.Зубов, В качестве консультантов постоянно привлекались инженеры — С.Н.Бобин, Б.А.Смоляк, Н.А.Бруханский, И.Г.Сенатов; профессора — Д.И.Киплик, Г.А.Новицкий, А.Г.Габричевский; генерал-лейтенант Д.М.Карбышев, специалист по прикладному искусству профессор Ф.Я.Мишуков. Для проведения реставрационных работ специалистов явно не хватало. В 1939—1941 гг. в работах под руководством И.В.Трофимова участвовали 22 студента-практиканта из Всероссийской Академии художеств и Московского архитектурного института.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Особенно сложным положение с кадрами было в военные и послевоенные годы. В 1945 г. здесь было открыто художественно-ремесленное училище с 3-х летней программой обучения, где готовили мастеров реставрационного дела шести специальностей: белокаменщиков, каменщиков, лепщиков, плотников, столяров-краснодеревщиков и реставраторов живописно-фресковых работ.

Директором училища в 1945—1950 гг. был В.И.Балдин. Наличие специалистов позволяло развернуть работы широким фронтом. Работы по возрождению ансамбля Троице-Сергиевой лавры в 1938—1950 гг. стали значительным по своим итогам этапом реставрации, определившим направление и объем работ на многие последующие годы. В 1950—1963 гг. Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии архитектуры СССР были продолжены исследования и реставрация ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Архитекторами В.И. Балдиным и А.Г. Устиновым был предложен комплексный проект реставрации (1963).

Созданию проекта предшествовали изучение описных и архивных материалов, тщательное обследование каждого памятника, обмеры, раскрытия. Они выявляли первоначальный облик и последующие изменения, позволяли проследить закономерности формирования ансамбля. Проект предусматривал его освобождение от всего случайно внесенного, подчеркивал композиционные особенности. При реставрации отдельных памятников не ставилась задача непременного возвращение каждому из них первоначального облика. Реставрация рассматривалась с точки зрения положения памятника в ансамбле, с учетом взаимосвязей его с другими сооружениями. Проведенный В.И. Балдиным анализ поэтапного развития ансамбля давал исчерпывающее представление об объемно-планировочной структуре, силуэтном и цветовом решении, композиционных связях с городом.

Осуществление проектов выполнял коллектив мастеров треста «Мособлстройреставрация», большинство из которых были выпускниками Загорского художественно-ремесленного училища. Работы велись активно. В 1956—1959 гг. было предпринято освобождение всех здании и сооружений монастыря от размешавшихся в них посторонних учреждений. В городе, на развилке Угличского шоссе, были специально выстроены дома для переселения из лавры 1300 человек. Эта мера позволила обеспечить широкий фронт для производства реставрационных работ. Их успешному проведению в это время способствовала и государственная политика в деле сохранения и восстановления памятников. Был принят закон об охране памятников истории и культуры (1972), создано Всероссийское общество охраны памятников (1973). Активно проявила себя и церковь. На памятниках, переданных церкви государством в пользование, работы выполнялись реставрационными организациями, а финансировались — хозяйственным управлением Патриархии.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Этот период оказался наиболее результативным в реставрации ансамбля. Под руководством автора архитектора В.И.Балдина осуществлялся комплексный проект реставрации. В результате кропотливой работы наружные стены и барабан Троицкого собора были очищены от оклейки холстом (1954). Наряду с документальной реконструкцией первоначального вида собора был определен и восстановлен (1966) наиболее выразительный облик памятника с сохранением купола и воссозданием позакомарной кровли XVI в. Духовской церкви с восстановлением позакомарного покрытия и утраченных форм звонницы (1960) возвращен первоначальный облик. На звонницу повешены 6 колоколов, взятых из запасников музея Ново-Девичьего монастыря. Расчищены изразцы и балясины узорчатого пояса на стенах церкви. Из-за отсутствия исчерпывающей документации для воссоздания прежнего шлемовидного купола был капитально отремонтирован луковичный купол XVIII в.

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Укреплены конструкции Успенского собора (1953), разобрана его тяжелая четырехскатная кровля и восстановлено покрытие по сводам (1967). Отреставрирован Предтеченский корпус келий (1960), в котором жили в древности иконописцы, серебряники, переписчики книг. Проведенные работы позволили выявить первоначальную архитектуру здания, структуру его плана, отдельные элементы декора в интерьере и в значительной мере восстановить их. Отреставрированы Гостиная (1956) и Крепостная (1958) палаты.Была восстановлена первоначальная окраска Колокольни и Смоленской церкви (1964), Трапезной и Чертогов (1957)

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Смотреть картинку реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Картинка про реставрация иконостасов троице сергиевой лавры. Фото реставрация иконостасов троице сергиевой лавры

Произведенные в 30—60-х годах огромные реставрационные работы возродили древний ансамбль памятников Троице-Сергиевой лавры, вернули ему красоту и неповторимое своеобразие. В 70—80-е годы темпы реставрационных работ несколько замедлились, хотя продолжались работы, включенные в комплексный план реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. На смену маститым архитекторам пришли молодые. В 1976 г. архитектором Ю.Д.Беляевым было восстановлено утраченное в 1809 г. пятиглавие надвратной церкви Иоанна Предтечи, в 1978 г. — интерьер Каличьей башни с винтовой лестницей и пятью смотровыми площадками.

В 1985 г. архитектором Ю.Н.Шаховым восстановлен подошвенный бой (т.е. нижний ярус) крепостной стены на участке между Гостиной палатой и Плотничьей башней. Им же ликвидирован оползень, образовавшийся в 1986 г. на этом участке с наружной стороны у крепостной стены. Участок западной крепостной стены между Гостиной палатой и Плотничьей башней до сих пор требует пристального внимания. В 1982 г. здесь, на II ярусе, возникла поперечная трещина длиною около 10 м и шириною до 20 см. В 1983 г. были проведены противоаварийные работы — кладка укреплена металлическими стягами, трещины на сводах зачеканены.

В августе 1986 г. южнее этого участка, с наружной стороны образовался оползень. Два больших, высотою до 15 м дерева с корнями ползли по склону, обнажив котлован глубиною до 4 м. В августе —ноябре 1986 г. оползневый склон был укреплен дубовыми сваями, которыми проложили дренажные асбоцементные трубы, производя подсыпку грунта. Эту работу архитектурный отдел музея-заповедника и служба эконома монастыря проводили совместно. В ноябре того же года опасный участок по просьбе музея был обследован профессором Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, доктором геологических наук С.Н.Чернышовым, заключившим, что причиной оползня явилось сползание верхних слоев грунта вследствие их насыщения влагой. Обследование этого участка Мособлгеотрестом в ноябре 1986 г. подтвердило выводы С.Н.Чернышова. В 1987 г. была обследована система ливнестока у западной крепостной стены, очищен и вычинен коллектор. В 1989 г. рядом с укрепленным в 1983 г. участком, севернее его, образовались поперечные и косые трещины; возникла необходимость проведения противоаварийных работ. Постоянное наблюдение за состоянием памятников, своевременное проведение ремонтных и профилактических работ поддерживают достигнутые реставрационными работами предыдущих десятилетий результаты. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры остается уникальным явлением в культуре России и требует бережного и строгого к себе отношения.

Статья Г.А. Макаровской размещена в сборнике: Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995. Изд-во «ПИК», М., 1995 г.

В 1993 г. архитектурный ансамбль лавры включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и в этом огромная заслуга реставраторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *