реставрация икон в ульяновске
Виктор УГЛАЧ: реставрация старинных икон в Ульяновске
Реставрация старинных икон – сложный и кропотливый процесс. Она требует от реставратора не только опыта и глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства. Чтобы отреставрировать икону, мастер должен знать, к какому времени и какой школе иконописи она относится. Реставрация старинных икон в нашей мастерской производится художником Виктором Углачом, имеющим большой опыт работы. Вполне допустимо поинтересоваться опытом работы реставратора, посмотреть фотографии реставрационных работ (реставраторы всегда делают фотофиксацию работ). По окончании реставрации Вы получите краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.
Икона состоит из деревянной доски-основы, покрыта слоем левкаса (толщина варьируется от 0,5 до 5 мм), внутри левкаса или ближе к дереву может лежать слой паволоки – грубой льняной ткани (часто паволокой покрывали фрагменты дерева с трещинами, сучками); выше – красочный слой, сверху защитный слой – лак и поверх лака загрязнения (пыль, соединившаяся с лаком и т.д.). Все слои и части икон подвержены разрушениям, причем в разной степени. При реставрации икон реставраторы обязаны принимать во внимание все эти слои.
Красочный слой – самая нежная часть иконы, он тонок и не выдерживает повышенной влажности, солнечного света, перепада температур и т.д. При этом слабое место – это даже не сам слой, а пространство между ним и левкасом.
Реставрация иконы начинается с её исследования. Если есть утраты (сколы, трещины, отслоения), слои иконы проклеиваются и восстанавливаются. После чего восстанавливается письмо – там, где нужно мастер делает тонировки, в каких-то местах пишет заново целые куски. После чего доделываются фрагменты, такие как надписи на полях или позолота. После реставрации икона покрывается специальными лаками.
При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла – тончайшее измельчение этих же пигментов).
Этапы работ реставрации икон
Последовательность этапов может меняться
• Укрепление красочного слоя и/или левкаса
• Расчистка – удаление старых лаков, загрязнений, следов бытования
• Восстановление утрат левкаса
• Восстановление утрат позолоты
• Восстановление или тонировка утрат живописи
• Консервация (покрытие защитным лаком)
Материалы для реставрации икон
Реставрационные материалы для икон можно разделить на три части: материалы для удаления старых загрязнений и лаков, материалы для укрепления, краски и материалы для консервации.
• Пинен – распространенный и сбалансированный растворитель для удаления старых лаков и загрязнений; вместе с ним или отдельно могут использоваться: водка или спирт
• Осетровый клей – один из сильнейших органических клеев
• Темперные краски или масляные, в зависимости от того чем написана икона. Иногда тонировки по темпере делают акварелью, так как последняя легко удаляется в дальнейшем
• Растворитель и связующая основа для нужных красок. Например, яичный желток для темперы или скипидар для масляных.
• Лак – для консервации используются разные лаки, чаще характерные для живописи.
Икона в Православии
Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.
Что делать со старыми иконами?
Испокон веков на Руси было принято украшать уголок дома святыми иконами. Но иконы и церковная утварь со временем теряют свой внешний вид. Что делать с такими иконами, выяснила «Молодёжка».
Ни в коем случае нельзя выбрасывать икону в мусорку, она не может быть сожжена. Если старинная икона сделана из металла или металлического оклада, то медные поверхности очищаются с помощью зубной пасты, если из золота или серебра, то с помощью водки, лимонный кислоты или уксуса. Если же вы боитесь очищать икону самостоятельно или она сделана из другого материала, то лучше всего обратиться к профессионалу.
— Люди приносят иконы не часто. Если из деревни, то обычно иконы все закопченные, загрязнённые, — говорит реставратор Вячеслав, который работает на территории храма Неопалимой Купины и почти 40 лет возвращает иконам надлежащий вид. — Годы иконоборчества наложили свой отпечаток, и чаще всего иконы в плохой сохранности. Люди прятали их на чердаках, в чуланах, где нет подходящих условий. Дерево ведь воспринимает влагу. Икона создавалась из разнородных материалов: дерево, грунт, паволока – ткань, наклеивающаяся на дерево, олифа, яичная темпера и так далее. Всё это по-разному реагирует на изменение влажности и температуры.
Рыбий клей и желток
Самая старинная икона, с которой реставратору доводилось работать, была написана в XVII веке. В основном приносят иконы конца XIX — начала XX веков. У специалиста свои способы определения возраста иконы.
— Мы определяем по доске, по кракелюру (трещинам красочного слоя или лака), по иконографии, по загрязнению и так далее. Есть много разных критериев, по которым определяется время. Какие-то иконы были датированы, какие-то определяются по стилю, иконографии. Есть такое понятие, как извод – это первоначальный подлинник образа. Иконописцы никогда не писали отсебятину, сюжеты были чётко определены. У меня есть ксерокопированный подлинник XVII века, я иногда заглядываю в него. Точный год написания иконы определить сложно, да и ни к чему. Есть ещё такое понятие, как история бытования. Если люди рассказывают, что икона досталась от бабушки или прабабушки, это помогает определить примерный возраст, — продолжает Вячеслав.
Реставратор использует в своей работе рыбий клей, яичный желток, льняную олифу, натуральные сухие пигменты для красок. На его взгляд, современные синтетические полимеры мало изучены, а вот материалы, из которых традиционно делались иконы, оправдали себя временем. Некоторым иконам по несколько сотен лет, и они дожили до нас.
Если вы отдали икону мастеру, то не нужно торопить его со сроками. Работа над иконой кропотливая, поэтому иногда требуется много времени на её реставрацию.
— Бывает, даже год или два, а бывает, можно успеть и за неделю. Всё зависит от состояния иконы, от породы дерева. Русские иконы в основном из липы, иногда из ольхи или сосны. У липы и ольхи однородная структура, а у сосны волокнистая. Иногда использовали ель. Греческие иконы бывают из кипариса. Он довольно стойкий, его не грызут жучки-точильщики из-за большого количества смолы. Иногда из кипариса попадают и русские иконы, обычно с юга.
Отнесите в церковь
Но далеко не каждый хочет отреставрировать икону. Например, если она не представляет никакой ценности, то лучше всего отнести такую икону в храм. Там священник подскажет, какой выбрать путь: может быть, церковь оставит икону у себя либо скажет, что нужно сделать дальше. Важно относиться к ней почтительно и не брать грех на душу.
— Мы относимся к любой святыне с благоговением, в том числе и к иконе. Поэтому принято ставить иконы в отдельное место, организовывается специальная полка — так называемый «красный угол». Верующий человек понимает эти вещи. Я думаю, что нужно быть честным перед самим собой. Если человеку иконы дома не нужны, то лучше принести их в церковь, и там уже ими распорядятся и найдут соответствующее место, — сказали в Управлении симбирской епархии.
Как понять, представляет икона историческую ценность или нет?
— Человек может пригласить священника домой или отнести икону в храм. Так он может узнать, представляет ли этот образ историческую ценность. Если подытожить, основные признаки ценной иконы: она написана на дереве, как правило, достаточно толстом, у неё есть серебряный или металлический оклад либо стеклянный киот. Бывает, что из-за небрежного отношения образ теряет свой вид. В Ульяновске есть мастер, который занимается реставрацией икон. К нему можно обратиться лично, он работает на территории храма Неопалимой Купины, — сообщили в епархии.
*Статья носит ознакомительный характер.
Сергей МАКСИМОВ.
Современная иконопись, начиная с того, как перестал существовать Советский Союз и храмы стали открываться, получила интенсивное развитие. Иконописцы не только пишут иконы, но и расписывают фресками храмы. Можно сказать несколько слов и о симбирском женском Спасском монастыре. Там открывается новый так называемый надвратный храм. Он полностью расписан иконописцами, там много образов потрясающей красоты. Храм этот освящён в честь новомучеников и исповедников земли симбирской. Для Ульяновска полностью расписанный храм — это большая редкость.
Реставрация икон в Ульяновской области
Попробуйте дистанционные услуги
Отзывы клиентов
Специалист из Москвы
Алена оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Сергей оставил отзыв
Специалист из Санкт-Петербурга
Виктор оставил отзыв
Специалист из Москвы
Алена Бондарева оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Новосибирска
Сергей оставил отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Ирина оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Елена Артемьева оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Павел оставил отзыв
Специалист из Москвы
Роман оставил отзыв
Вы часто спрашиваете
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22
Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.
Каталог иконописных мастерских Ульяновска
Выберите подходящую иконописную мастерскую Ульяновска
Все примеры наших работ можете увидеть в разделе Галерея
Информацию по Доставке и Оплате Вы можете увидеть в соответствующем разделе на нашем сайте
Заказать икону в Ульяновске можно в иконописных мастерских находящихся в этом городе. Вот эти мастерские иконописи в которых происходит изготовление икон в УЛЬЯНОВСКЕ.
Иконописная мастерская Игоря Климова находится в Московской области г.Одинцово, так же имеет представительство в городе Сергиев Посад Московской области и городе Москва. Иконописная мастерская Игоря Климова идет по пути традиций русской иконописи. Иконописцы и реставраторы мастерской имеют высшую квалификацию. Используя традиционные технологии, современные достижения в области иконописания, высочайший художественно-творческий потенциал, позволяют художникам-иконописцам выполнить работу любой степени сложности. Иконописная мастерская Игоря Климова выполняет заказы на написание икон: Иконы Спасителя, Иконы Богородицы, Именные иконы, иконы Святых Петра и Февронии, иконы Святых покровителей, иконы в Афонском стиле, иконы в академическом стиле. Особое внимание уделяется написанию мерных икон. Мерная икона, которая изготавливается в мастерской, пишется на доске с двойным ковчегом… Все иконы, написанные в мастерской имеют пожизненную гарантию.
Обращайтесь в иконописную мастерскую Игоря Климова.
Адрес иконописной мастерской ИГОРЯ КЛИМОВА: г. Москва, проспект Вернадского, дом 101, корпус 1
Контактная информация мастерской иконописи: +7 (985) 233 92 71
Сайт иконописной мастерской: www.iklimov.ru
Проектирование и изготовление куполов, написание икон, реставрация икон, изготовление подкрестных шатров, барабанов, изготовление крестов для храма, резных иконостасов. Иконописная мастерская в технике яичной темперы и масляной живописи по левкасу (написание икон, реставрация икон).
Цировка фона, золочение сусальным золотом и поталью, чеканка.
Облицовочные и кровельные работы. Реставрация храмов (новый иконостас, кресты для храма)
Адрес иконописной мастерской «ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ ГРИНЧИШИНА»г. Ульяновск, переулок Добролюбова, 5
Контактная информация мастерской иконописи(8422) 95-85-13 Факс: (8422) 55-82-42
Email мастерской: mail@simbrat.ru
Сайт иконописной мастерской: simbrat.ru
УВАЖАЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИКОНОПИСНЫХ МАСТЕРСКИХ В УЛЬЯНОВСКЕ. Если Вы не нашли свою иконописную мастерскую в нашем «Каталоге иконописных мастерских», то просим Вас прислать все данные о Вашей мастерской, для дальнейшей публикации. Далее