рельефная резьба по дереву резьба икон

О технологии создания резной иконы

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Беспокоились резчики и о долголетии своих работ. Для защиты от влаги, плесени и паразитов на готовые иконы особым способом наносили очищенные масла, сложные лаки, пчелиный воск и натуральные олифы.

Источник

История резной иконы

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства новой для русичей религии обеспечивала спрос на предметы культа. Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных икон, малое количество местных иконописцев.

Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние «латинянства». Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания.

Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств, независимом в своих суждениях, Русском Севере и в чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно и ревностно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики. Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева.

Доказательством тому, что некоторые из них были не просто хорошими ремесленниками, а настоящие художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, реставрационном центре Грабаря. Потрясающая коллекция культовой деревянной пластики находится в Пермской художественной галерее, богатейшие собрания резьбы выставляются в городских, областных и районных музеях Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска. Там есть удивительные работы XIII –XVI, XVII, XVII,XIX веков.

Но войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью. Что уж говорить о последующих десятилетиях правления воинствующих безбожников! Рельефная икона в это непростое для всей русской православной церкви время почти исчезла.

Однако, не смотря ни на что хрупкое, такое уязвимое для огня и воды, беззащитное перед человеческим невежеством и предрассудками, искусство выжило и сейчас переживает новый расцвет. Дело это трудоемкое, требующее больших душевных затрат, серьезных знаний в области истории, искусства и религии, художественных навыков, тонкого вкуса. Не обойтись и без банальной мускульной силы (даже при самой податливой древесине). В некогда славящейся своими лесами России, нынче достать хорошую, пригодную для резьбы доску бывает непросто. Практически исчезли и мастера, способные изготовить качественный инструмент, необходимый резчику, проще купить чешские, швейцарские и даже японские стамески, хотя такое удовольствие не каждый может себе позволить. При всем этом, хотя мастеров работающих в технике резной иконы не так много, сегодня их можно найти в разных концах страны. Это настоящие художники и искренне верующие православные христиане, возрождающие древнее искусство «икон на рези». Многие батюшки охотно благословляют резчиков, освящают резные иконы, заказывают их для своих храмов. Есть и целые мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву при монастырях. Особенно важна рельефная икона для слабовидящих и слепых верующих – для них это едва ли не единственная возможность узнать о том, что такое настоящий православный образ. И почему-то очень восприимчивы к резной иконе маленькие дети. Может, потому, что для них еще важен тактильный контакт; а может ребенок инстинктивно острее, чем взрослый, воспринимает откровенное и светлое, замешанное на настоящей, природной традиции, древнее искусство.

Источник

Резьба по дереву для начинающих: осваиваем новое хобби

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Художественная обработка дерева, или по-другому резьба по дереву, относится к виду искусства, берущему свое начало в глубокой древности. Она существовала буквально на всех континентах, где обитали люди и росли деревья. Первоначало, «деревянное творчество» сводилось к вырезанию фигурок языческих богов, тотемных животных, а также служило для украшения жилища. С развитием общества и совершенствованием резного инструмента, это уникальное старинное ремесло приобрело широкую популярность на Руси. Его активно использовали при украшении фасадов зданий, бытовых предметов и мебели, детских игрушек. Использовали в кораблестроении, выполняя носовую часть судна в виде головы различных животных, деревянном зодчестве, и, конечно же, в резьбе икон. Многие памятники народного деревянного зодчества сохранились до сих пор. Современное искусство резьбы – это вид народного творчества, которое находит свое применение при изготовлении сувениров, украшении элементов интерьера и предметов быта, шкатулок, рамок для картин, зеркал, для создания различных фактур и панно, а также увлекательное и полезное хобби!

Материалы и необходимые инструменты

Резьба по дереву представляет собой способ обработки древесины с целью придания ей различных форм, фактур и нанесения на нее узоров. Обработка дерева – работа кропотливая. И несмотря на то, что сегодня существуют целые машины с электрическим приводом для резьбы по дереву, а также копировально-фрезерные устройства, позволяющие изготовить изделие в автоматическом режиме, ручной инструмент сохраняет свои традиции.Считается, что самые лучшие образцы деревянного творчества выполнены руками человека. Итак, для работы с деревом вам понадобятся:

Отдельно хотела бы поговорить подробнее об инструментах для непосредственной резьбы по дереву:

Правила резьбы по дереву

Приступая к работе с деревом, необходимо знать правила и особенности работы с данным материалом и инструментом, которые позволят избежать возможных ошибок и сделают процесс резьбы понятным и приятным.

Применение навыка в интерьере

Художественная обработка дерева позволяет выгодно подчеркнуть стилистику интерьера, создать особую атмосферу элегантности и утонченности внутреннего пространства. Резьба по дереву выполняется в самых различных стилях, как, например, классицизм, ампир, барокко, готика и рококо. Необычные формы, причудливые изображения животных, воинов, грозных львов и птиц, тонкость линий и изящество узоров, захватывают воображение и приковывают взгляд. Для декора интерьера используются различные виды резьбы по дереву и их сочетания:

Резьба по дереву является изумительным по своей красоте народным искусством, в котором заложены все навыки и приемы изготовления предметов декора, унаследованные нами от наших предков. Подобные изделия выполнены из натурального материала, что сегодня является приоритетным, выглядят дорого и респектабельно. Обучиться технике обрабатывания древесины не так уж и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Требуется лишь ваше желание, усердие, ну и, конечно же, вдохновение!

Соблюдая правила, описанные в настоящей статье, изучив и просмотрев видеоматериал по понравившейся технике выполнения резьбы, можно смело делать свои первые шаги к вашим будущим шедеврам!

Источник

Рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

История резьбы по дереву

История резьбы по дереву насчитывает многие тысячи лет. Со времен появления деревянного зодчества, являющегося одним из древнейших способов строительства жилья, ведет отсчет и история возникновения резьбы по дереву. Извечное стремление человека к красоте и украшательству своих жилищ и предметов быта вылилось в удивительное умение сделать любой кусочек дерева уникальным произведением искусства. Резьбой по дереву украшались дверные и оконные наличники, деревянные ложки и другая посуда, музыкальные инструменты и еще многие и многие предметы. Методом резьбы по дереву мастера могли изготовить достаточно надежный и очень хитроумный деревянный замок. Некоторые из таких поделок дошли до наших дней, их можно увидеть в краеведческих и исторических музеях.
История развития резьбы по дереву неразрывно связана с историей развития культуры и мировоззрения общества, именно поэтому в каждой стране резьба по дереву совершенно разная, существуют разные техники и стили. Наиболее древний вид резьбы – геометрическая резьба – использовался с незапамятных времен не только для украшения домашней утвари, но и для составления магических оберегов и охранительных заклинаний, поскольку каждый элемент резьбы символизировал явления, предметы или стихии, от которых человек хотел уберечься или к которым, наоборот, прибегал за помощью. Из дерева вырезали обереги – охранительные символы, которые должны были приносить удачу и защищать от бед. Такие обереги покрывались особой резьбой и на долгие годы становились хранителями дома.
В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило мистический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба, создавались крупные резчицкие мастерские и артели, многие мастера резьбы по дереву украшали своим искусством дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы. Однако уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, поскольку развитие резчицкого промысла перестало поддерживаться государством.
Но история резьбы по дереву на этом не закончилась – в наше время древнее мастерство возрождается, появляются целые школы и коллективы декоративно-прикладного творчества. Резьба по дереву становится популярным видом народного искусства и приобретает все большее число почитателей.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Контурная резьба по дереву

Техника контурной резьбы
Орнамент, выполненный контурной резьбой по дереву, несколько резок, так как в нем отсутствует светотень, придающая орнаментальной форме особую выразительность. Однако контурная резьба по дереву по-своему красива и при односторонней освещенности отличается своеобразием рисунка.
При разметке необходимо переносить рисунок на поверхность заготовки с особой точностью, тщательно прорисовывая его линейный контур. Правильно построенная и красиво нанесенная линия, по существу, будет решать художественный смысл орнаментального украшения.
Резьбу выполняют косяком или узкой стамеской-церазиком, но можно резать этими инструментами попеременно. Работая косяком, контурную резьбу по дереву ведут частями: сначала надрезают линию с внешней стороны, а затем с внутренней; после среза образуется стружка треугольной формы. Надрезы и срезы выполняют с некоторым наклоном косяка в зависимости от направления и характера линий. При резьбе криволинейного орнамента пятку косяка несколько приподнимают.
Пользуясь полукруглой стамеской-церазиком, линии режут краем лезвия, постепенно врезая его в древесину. Другой край стамески должен быть выше поверхности дощечки. Чем линия порезки круче изгиба стамески, тем выше приподнимают второй край стамески-церазика.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Техника контурной резьбы

Источник

Резьба по дереву. Основные виды.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Плоскорельефная резьба

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба иконрельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть фото рельефная резьба по дереву резьба икон. Смотреть картинку рельефная резьба по дереву резьба икон. Картинка про рельефная резьба по дереву резьба икон. Фото рельефная резьба по дереву резьба икон

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги «Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.» Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *