рельеф дмитриевского собора во владимире

Любопытные рельефы на Дмитриевском соборе во Владимире

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

1504 известковых блока с рельефами! Конец 12 века. Личный храм Великого владимирского князя. На его фасаде присутствуют львы, грифоны, кентавры, христианские святые и мученики, сцены охоты, борцы, Геракл, Александр Македонский и сам заказчик собора Всеволод Большое гнездо. Прошу заметить что это ни разу не лепнина, все это было вырезано в камне. Дмитриевский собор во Владимире по настоящему завораживает.

Попробую рассказать о некоторых любопытных рельефах.

Царь Давид. Тот самый царь народа Израиля. На православном храме! Давид был очень уважаем в средневековье за то, что царем его выбрал сам бог. Эта мысль о богоизбранности грела душу едва ли не всем европейским монархам высокого средневековья. Он здесь кстати с трех сторон на том же самом месте. Ровно то же самое и на церкви Покрова на Нерли. Очень уважаемый правитель.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Определить где же у церкви запад и восток очень просто. Каждая такая постройка имеет три плоские стены и одну «круглую». Располагается она с восточной стороны и называется апсида. Что касается Давида, то здесь чтобы у потомков никаких сомнений не возникало, резчики его подписали. К сожалению это один из немногих кто подписан. С атрибуцией многих персонажей возможны варианты.

Геракл. Первый подвиг героя — борьба с Немейским львом, его удушение. На православном храме!

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Так сказать удушение Немейского льва сзади дубиной по голове с наскока. Это в его шкуре Геракл ходил. Хотя возможно что это снова Давид. Кто не хочет ломать искусствоведческие копья говорят более обтекаемо: юный герой борющейся со львом. Не поспоришь.

По некоторым предположениям есть и второй подвиг Геракла — борьба с Лернейской гидрой. Правда здесь видны заметные нестыковки: на гидру животное не похоже. С другой стороны похожее изображение есть во Франции на Муленском соборе, про которое известно, что там Геракл и гидра.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Кентавр.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Кентавров время не пощадило, сохранились они не очень здорово. Вообще же на соборе представлено три классических изображения кентавра. От третьего почти ничего не осталось к величайшему сожалению.

Борцы.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Убийство зверя.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Обратите внимание передние лапы зверя в колодках. Два последних сюжета традиционно рассматриваются как спортивные состязания на арене.

Всеволод Большое гнездо с сыновьями.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Всеволод большое гнездо — младший сын Юрия Долгорукого, Великий владимирский князь в 1176—1212 гг., один из наиболее успешных князей Древней Руси. Это его прямые потомки в итоге соберут русские земли вокруг Москвы, скинут ордынское иго, и будут править до конца 16 века.

Итак Всеволод. Это один из наиболее любопытных рельефов на соборе. Традиционно считается, что на троне сидит сам князь и держит на руках своего младшего сына, по бокам — его старшие сыновья. Но здесь тоже возможны варианты. Изначально думали, что это Богородица. Когда внимательно посмотрели на лицо стало ясно, что оно не женское, да и одета фигура в мужской наряд. Тогда решили, что это Всеволод. Хотя один нюанс смущает: мужчина без борода. Всеволоду на тот момент было почти 40 лет. Может конечно он брился. Если так, то это несколько меняет наши представления о моде средневековой русской знати. Хотя почему нет, среди археологических находок 12–13 веков попадаются и бритвы.

Александр Македонский. Опять таки на православном храме. Между прочим очень популярный деятель для средних веков: царь герой, которому благоволили боги.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Здесь изображен так называемый полет Александра на небо в компании грифонов, которых он привязал хвостами к корзине. Между прочим очень популярный сюжет, присутствует он не только на Дмитриевском соборе, но также и на памятниках Европы и Ближнего востока.

Ну и напоследок. Занятный рельеф, показывающий как в древности воспитывали детей. Наказание за плохое поведение.

Источник

Давид, грифоны и Мировой Волк: что зашифровали в резьбе Дмитриевского собора?

Дмитриевский собор – величественное сооружение, на котором сохранилось уникальное каменное кружево, дошедшее до нас, людей XXI века, из века XII. На этих древних стенах — самое крупное в России собрание каменной пластики домонгольского периода, своеобразное историческое послание наших предков, по которому мы можем понять их чаяния, мировоззрение, страхи, ожидания и даже политический посыл, который хотела вложить власть в головы своих подданных.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Грифоны, львы, химеры, безжалостно терзающие своих жертв, витиеватые растения, опутывающие древнее сооружение по периметру, великий царь и псалмопевец Давид, премудрый князь Всеволод с ребенком на коленях, святые страстотерпцы Борис и Глеб.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Образы святых в белокаменной резьбе

И тут же скандинавский ас (бог), усмиряющий свирепого Мирового Волка, Самсон, разрывающий пасть огромному льву, языческий богатырь Редедя, поверженный Мстиславом Храбрым в честной схватке.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Зооморфный сюжет белокаменной резьбы

Как языческие и христианские сюжеты уживаются вместе на стенах древнего храма, который в 1992 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и что все это значит? Почему собор, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо, называется Дмитриевским? И какая связь между старославянской буквой Живете, мифологическими растениями и Иисусом Христом? Расшифровываем сюжеты уникальных белокаменных скульптур Дмитриевского собора вместе с народным гидом Алексеем Валентиновичем. Смотрите видео.

В программе:

Кто и зачем построил Дмитриевский собор?

Дмитриевский собор был заложен во Владимире весной 1191 года. Строила его, вероятно, та же западноевропейская артель, которая по приглашению князя Всеволода Большое Гнездо восстанавливала Успенский собор после опустошительного пожара 1185 года (после этой реконструкции главный храм города обрел галерею и пятиглавие).

Князь Всеволод задумал строительство своей резиденции неподалеку от Успенского собора, центром которой должен был стать новый храм – Дмитриевский собор. Название было выбрано в честь небесного покровителя Всеволода Юрьевича (который в крещении был Дмитрием) – святого Дмитрия Солунского. То есть перед нами храм в честь самого князя Всеволода. И это является ключевым фактом в понимании сюжетов белокаменной резьбы.

По мнению нашего гида Алексея Валентиновича, у Всеволода Большое Гнездо было несколько причин строительства еще одного белокаменного (весьма недешевого) собора в центре Владимира.

— Важная причина – это сам XII век, время кровопролитных крестовых походов, бурления политической и духовной жизни, шла борьба за Гроб Господень, ждали второго пришествия Христа, — отмечает Алексей Валентинович. — И местный правитель тоже готовил свои земли для этого важнейшего события. Таким образом, новый собор должен был стать своеобразной проповедью, пропагандой христианства среди подданных Всеволода. Кроме того, князь построил храм не только для себя, но и для всех людей, сделал им благо. То есть строительство храма – это еще пример своеобразного политического пиара, фактически Всеволод Юрьевич своим деянием утвердил свою власть для современников и увековечил свое имя для потомков.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Откуда сюжеты белокаменной резьбы

Сотни камней, сюжеты на десятках из которых имеют вполне определённый смысл, их можно понять. Откуда же эти образы? Из разных источников. И, в первую очередь, из Псалтыри, книги, входящей в состав Ветхого Завета, одним из авторов которой является иудейский царь Давид. Но к нему мы вернемся чуть позже.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Кроме Псалтыри, основой для сюжетов послужили русские летописи, другие священные книги, саги, мифы, причем не только отечественные, но и европейские. Таким образом, перед нами застывший в камне образный язык, который в XII веке был понятен как нашим соотечественникам, так и жителям многих стран Европы.

Псалмопевец, поэт и царь

Автором большинства гимнов Псалтыри был иудейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец, основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Так изображен царь Дави д в Хлудовской псалтыри

Образ Давида — ключевая фигура в сюжетах Дмитриевского собора. Его изображение мы встречаем здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет подданных. В другой руке – древняя арфа или свиток, свидетельствующие о том, что этот человек слагает гимны Богу. То есть власть Давида божественная, священная. А если учесть, что сам Христос происходит из рода Давида, то сам царь — это символ сакрализации власти, безоговорочного утверждения ее на земле. Именно это и хотел сказать князь Всеволод своему народу, размещая изображение Давида на своем храме. Власть князя – тоже неоспоримая и сакральная.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Царь Давид на Дмитриевском соборе

Львы. Царственные и демонические

Если присмотреться, то вокруг Давида (и не только) мы видим многочисленные изображения львов и львиных масок. Как известно, иудейский царь происходил из колена Иудова, а символ этого колена – лев. Таким образом, это животное покровительствует и самому Давиду, и впоследствии Иисусу Христу. То есть лев обозначает царственную власть, и княжескую в том числе. Примечательно, что в конце XVIII столетия символом Владимирской губернии тоже становится лев с крестом и в короне. И этот образ очень похож на тех, что изображены на Дмитриевском соборе.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Львов много и разных

Однако образ льва – полисемантичен и несет в себе еще и звериное начало, которое в христианском контексте трактуется как порок, низменные инстинкты человека, его стремление к греху. В этом ключе изображение на соборе Самсона, разрывающего пасть льву, понимается как победа человека над животным началом, над грешной своей сутью, стремление души в Царствие Небесное.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Самсон, разрывающий пасть льву

Кого Всеволод посадил на колени и почему

Тема утверждения княжеской власти в белокаменной резьбе храма – центральная. Мы помним, что Давид передал бразды правления своему сыну Соломону. У наших князей в XII веке такой возможности не было, так как действовало лествичное право, по которому престол переходил от старшего брата — младшему, а не к сыну. И в этой традиции – корень кровопролитных междоусобных войн, которые в то время раздирали страну.

На одном из фасадов мы видим самого князя Всеволода Юрьевича (причем он находится на одной линии с царем Давидом), на коленях которого сидит ребенок. По версии гида Алексея Валентиновича, это изображение следует понимать как мечту правителей Древней Руси о передачи всего своего наследия сыну. Есть мнение, что на коленях князя сидит его старший отпрыск Константин, который, кстати, родился в 1186 году и мог стать прототипом данного изображения на соборе, построенном в 1191-м.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Князь Всеволод с сыном

Интересно, что с обеих сторон от Всеволода застыли в стремительном движении к трону четыре человека (по два с каждой стороны). Некоторые считают, что это другие дети князя, но, по мнению Алексея Валентиновича, это подданные, которые признают княжескую власть над собой, поэтому находятся в преклоненной позе. Если рассмотреть это изображение в европейском контексте, то можно вспомнить изображение римского императора Оттона, вокруг трона которого тоже стоят люди. И это земли, которыми повелевает император. Согласитесь, очень похожая композиция.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Оттон с подданными. Фото: upload.wikimedia.org

Борцы – это не борцы?

Важным источником для сюжетов Дмитриевского собора стали русские летописи. То есть мы можем воочию сравнить их изображения с тем, что высечено на соборе. В этом смысле интересен один из знаменитых белокаменных барельефов, который принято называть «Борцы».

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Однако к спортивным состязаниям эта схватка вряд ли имеет какое-то отношение. Вот какую миниатюру мы находим в иллюстрированной Радзивиловской летописи:

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

«Борцы» на миниатюре Радзивиловской летописи

Согласитесь, очень похоже? Здесь изображена борьба князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Крестителя, с богатырем Редедей. Мстислав Храбрый напал на косагов (ныне черкесы, адыги). Чтобы поберечь дружины, спор разрешили с помощью поединка между «главнокомандующими». Бой проходил непросто, в итоге князю удалось одолеть могучего богатыря, хотя в определенный момент последний стал побеждать. Вот так об этом событии повествует «Повесть временных лет»:

После победы князь Мстислав выполнил свое обещание, данное в критическую минуту, и построил церковь в честь Богородицы в Тмутаракани (ныне территория станицы Тамань). До наших дней храм не дошел, однако его фундамент находили археологи в 1955 году.

Мировой Волк, которого все боялись

Еще один сюжет, который, на первый взгляд, кажется языческим, но на самом деле тоже имеет глубокий христианский подтекст и просветительские цели. История эта не из отечественной мифологии, что свидетельствует о мультикультурности белокаменной резьбы Дмитриевского собора.

В германо-скандинавских сказаниях можно встретить предания об Фенрире (Ужасном Волке). Изначально боги (асы) сочли его неопасным и позволили ему жить рядом с собой, но со временем стало ясно, что Фенрир несет реальную угрозу. Зверя попытались сковать цепью, но он рвал даже самые крепкие. Тогда с помощью колдовства удалось изготовить нити, которыми опутали лапы грозного животного, предварительно вложив в его пасть меч. Это сделал бог воинской храбрости Тюр, который в ходе укрощения волка потерял руку (ее зверь откусил). А Мирового Волка обрекли оставаться связанным до конца дней человечества. Вот так об этом написано в скандинавских мифах:

«Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света…»

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Мировой Волк в резьбе Дмитриевского собора

Сюжет о победе над Мировым Волком мы находим и на стенах Дмитриевского собора. Эта миниатюра о безопасности, о победе человека над силами природы, в конечном итоге о победе добра над злом, которое до конца уничтожить невозможно, поэтому волка связали и удерживают, а не убивают, поддерживая мир в своеобразном балансе.

Кстати, страх перед волками в XII столетии был близок и жителям Владимира, нашим предкам. Волков в окрестностях водилось в изобилии, и они часто нападали на человека. Так что этот элемент резьбы носит не только ментальный характер, но в какой-то степени бытовой, отражая реалии того времени.

Кого «когтит» грифон

Животных в резьбе много, в том числе и мифологических. В этом смысле очень интересна картинка, где огромный грифон тащит в своей когтях существо, похожее на лань. Это весьма распространённое для XII столетия изображение (его можно найти и на внешних стенах храма Покрова на Нерли), и в искусствоведческой литературе оно связывается с христианством. Называется сюжет «Грифон, покровительствующий лани».

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

«Грифон, покровительствующий лани»

Трактуется, что на самом деле грифон не причиняет лани никакого ущерба, а несет ее в рай. То есть лань – это символическое изображение агнеца божьего, души праведника, которая с помощью летающего мифологического существа (ангела) возносится к небесам.

Но если присмотреться, то на стенах собора можно обнаружить много насилия, что, вероятно, отражает миропонимание средневекового человека и многочисленные опасности, его окружавшие… Суровые были времена.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Сюжет резьбы Дмитриевского собора

Прорастающая Живете

А еще невозможно не заметить, что храм буквально опутан «каменной» растительностью. Многие растения изображены в форме старославянской буквы Живете.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Растения в форме старославянской Живете

Этот момент, по мнению нашего эксперта, также связан с христианским преставлением о человеке как о пшенице, о колосе хлеба, которого Бог собирает в свои амбары. Некоторые растения с плодами, то есть человек должен быть не просто носителем христианской веры, но и творить добрые дела.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

По другой версии, растительные узоры напоминают средневековые розетки — лилии, которые несут в себе смысл чистоты, невинности, непорочности, божественного начала, что тоже вполне укладывается в христианскую доктрину, которую, как мы поняли, в полной мере иллюстрируют многообразные сюжеты Дмитриевского собора.

Народные кресты на храме

Но не только средневековые мастера оставили плоды своего искусства на стенах древнего Дмитриевского собора. В нижней его части (практически на всех стенах) можно увидеть вырезанные небольшие крестики. Подобные мы встречали на многих наших храмах: и на Покрова на Нерли, и на Георгиевском соборе, и на церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Есть мнение, что это народная традиция: с помощью креста отдать дань душе умершего человека и таким образом помочь ей вознестись к Богу. Но к церковным традициям этот «обряд» не имеет никакого отношения.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

«Народные кресты» на Дмитриевском соборе

Сегодня мы попытались разгадать лишь некоторые сюжеты белокаменной резьбы Дмитриевского собора и в очередной раз убедились в том, что в XII столетии Владимиру была подарена настоящая историческая жемчужина, доступная и по сей день каждому из нас. Было бы желание, чтобы прийти сюда, рассмотреть и попытаться разгадать.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Источник

Народный экскурсовод Алексей Валентиныч рассказал, откуда на стенах православного храма взялись грифоны, и волк Фенрир

Дмитриевский собор — шедевр белокаменного зодчества конца 12 века, возведённый в эпоху правления в еликого владимирского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Построен храм был в честь небесного покровителя князя — Дмитрия Солунского как личная церковь для княжеской семьи.

С наружи Дмитриевский собор украшают более 1500 рельефов, из-за чего храм называют «книгой в камне». Князь Всеволод, был христианином, и, согласно Радзивилловской летописи, построил много церквей, по большей части до нас не дошедших. Но, интересно то, что рельефы Дмитриевского собора отражают не только христианские мотивы. Там можно увидеть различных мифических существ, сцены из сказок или реальной жизни.
Подробнее о хитросплетениях средневековых узоров и сюжетов нашей редакции рассказал народный экскурсовод Алексей Валентиныч:

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

— На церкви имеется ряд рельефов, где изображены как реальные, так и мифологические персонажи, и можно заметить, что подчас между ними происходит борьба. Например, древнегреческий Геракл в схватке со львом, предположительно, германский Один с волком Фенриром, князь Мстислав с богатырём Редедей. Если подумать, то зачем вообще на христианском храме изображать борющихся персонажей? Мы можем предположить, что перед нами мотив поговорки «сказка ложь, да в ней намёк», и в конце добро неизбежно побеждает зло. Под видом последнего здесь выступают животные, зооморфные существа, потому что в конце XII века хищники всё ещё представляли реальную угрозу. Либо же она исходила от вождей воинственных народов, традиционно окружавших Русь. Поэтому с южеты, выбитые на рельефах, понимались не как религиозные, а, скорее, как нравоучительные.

Некто из Асгарда и волк Фенрир

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

На самом деле не совсем понятно какие именно персонажи изображены на рельефе. Но, если вспомнить сюжетные линии эпических преданий народов, что присутствовали в культурном ареале Суздальской земли, то на ум приходит только повествование из сочинения норвежского скальда Снорри Стурлусона. Оно доносит до нас, что некогда волк Фенрир жил в Асгарде среди «божеств» асов и ванов. Он рос и рос, пока не достиг гигантских размеров, а надо отметить, что на рельефе изображён достаточно крупного размера волк. Хищник невольно пугал небожителей, и они трижды пытались его связать, однако, лишь третья попытка увенчалась успехом. Они сковали цепь из сверхъестественных компонентов, таких как корни гор, дыхание рыб, птичья слюна. Затем, между челюстями Фенрира был помещён меч. И всё это мы видим на данном рельефе: у волка спутаны передние лапы, в его пасть человек в одеждах воина втыкает клинок. Что это, если не скандинавский сюжет, как асы и ваны связали Фенрира — олицетворение зла, порождение лукавого Локи. Человек же рядом с волком может быть и Одином, и Тором, и Тиу. Сюжет был записан в Норвегии конце XII столетия, примерно в то же время, когда и был построен Дмитриевский Собор. Ввиду значить об осведомлённости о нём в среде местной знати, а, возможно, и простонародья.

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

В Радзивиловской летописи конца XV века ( это единственная иллюминированная русская хроника из дошедших до нашего времени) есть весьма примечательная миниатюра. Изображённый на ней сюжет перекликается с выбитым на рельефах церкви святого Димитрия. На нём два равновеликих человека борются друг с другом. Камень на стене храма, разумеется, не подписан, однако, в летописи говорится, что это не просто борцы, а тмутараканский князь Мстислав Володимерович с адыгским вождём, по имени Ридада, по-славянски Редедя.

Почему я толкую этот рельеф именно так? Во-первых, есть чисто графическое совпадение. Во-вторых, для чего изображать на христианском храме неких сторонних борцов, схватившихся на ристалище? Чему это учит? На мой взгляд, здесь не более чем очень понятная для своего времени иллюстрация евангельских слов Христа: «У имеющего прибавится, а у не имеющего отнимется даже то, что имеет». Редедя имел честь и силу, но не имел веры в истинного Бога и не стоял за Его правду, поэтому потерял то, чем владел. А Мстислав христианин, освящённый благодатью Святого Духа, и ему прибавилось слава победителя. В земной жизни это были совершенно равные люди, но крайнее решение остаётся за Богом, чья истина выше любого человеческого знания.

Человек на троне

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

На северном фасаде Дмитриевского собора изображен восседающий на престоле человек, который держит на руках подросшего ребенка. С двух сторон к нему прибегают по паре склонившихся «человечков» с вытянутыми руками, означающими обращение, мольбу. В недавнем прошлом имелось мнение, что этот сюжет изображает царя Давида с его сыном Соломоном на руках, либо каких-то иных ветхозаветных персоналий (Иосифа с братьями). Однако, у изображённых на рельефе нет характерных пророческих «шапочек», царских «венцов», а также бород.

При советской власти было принято, как почти «каноническое», толкование, что на данном рельефе изображен сам князь Всеволод Юрьевич с сыновьями. На руках у него один из потомков, но не совсем понятно, который именно. Соответственно, подбегают к нему другие старшие сыновья — Константин, Георгий, Ярослав и Святослав Всеволодовичи. Вроде бы логично. Но взглянем в контексте эпохи. А, контекст таков, что Русь была раздираема постоянными усобицами в борьбе за власть потенциальных наследников, где следующим в очереди был не сын покойного правителя, а его младший брат.

В связи с этим у меня есть предположение, что на троне сидит именно князь Всеволод Юрьевич. Отсутствие головного убора на правителе может смутить, однако, чина «венчания на княжение» (коронации) на Руси в те времена не существовало. Не стоит забывать, что камень размещён на храме, в котором князь молился, как и все мужчины, сняв головной убор. Прибегающие к престолу «человечки» же – это подданные, которые могут олицетворять земли и города, к примеру Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский или другие подвластные князю Всеволоду.
Могу так же предположить, что на руках у Всеволода сидит его старший сын Константин, наследник по праву первородства. Возрастом ребенок вполне подходит, если взять во внимание пропорции тел. К моменту создания данного рельефа ему должно было исполниться 7-8 лет. Тем более, как известно по летописям, князь-заказчик желал, чтобы нашим городом Володимером и Суздальской землёй после его смерти владел именно сын Константин Всеволодович.

Изображение показывает, что уже в конце 12 века у отдельных волостителей было ясное понимание, что дальнейшее дробление земель, приводит к ненужным кровопролитиям.

Грифон, несущий агнца

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

В этих сюжетах и персоналиях нет никакой демоничности, а есть иносказательность, пришедшая, главным образом, из греко-римской культуры, давшей свой образный язык Божественному Откровению Нового Завета.
Дмитриевский собор Владимира своей замысловатой резной композицией формировал менталитет русского народа. Дойдите до его стен, не поленитесь, осмотрите его удивительные скульптуры, сегодня многие из них ещё целы и доступны для вашего внимания.

Геракл, побеждающий льва

рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть фото рельеф дмитриевского собора во владимире. Смотреть картинку рельеф дмитриевского собора во владимире. Картинка про рельеф дмитриевского собора во владимире. Фото рельеф дмитриевского собора во владимире

Рельеф, изображающий древнегреческого героя Геракла, говорит не о том, что надо чтить языческую культуру. Дело в том, что Геракл все время боролся с мифическими существами, олицетворениями зла, тьмы, дьявола. Дьявола часто сравнивают со змеем, со львом, с волком, в общем с хищником. Хищник — это похититель человеческой жизни, души, праведности. А убивающий или связывающий его герой — это борец со злом, олицетворение сил добра. Смысл этих символов иносказителен. Ну и что? Эпоха такая была.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *